Как называется графическое обозначение структуры компьютерной программы блок схема

Цель работы -приобретение навыков по составлению программ с разветвляющейся структурой и их отладке в интегрированной среде Borland C ++ 5.

Организация ветвлений в программах

Программы с разветвляющейся структурой являются реализацией одноименных алгоритмов. Последние из-за их сложности целесообразно представлять в виде блок-схем, для построения которых применяют условные графические обозначения согласно ГОСТ 19.701-90 и ГОСТ 19.003-80. Наиболее часто используемые блоки приведены в табл.1.

Условные графические обозначения основных блоков схем алгоритмов

Для организации ветвлений в программах применяются два оператора: переключатель (switch) и условный оператор (if).

1. Условный оператор имеет два вида:

if (условие) оператор1 else оператор2

б) сокращенная форма

if (условие) оператор1,

где оператор1, оператор2 — любые операторы, включая условные и составные;

условие – в общем случае логическое выражение.

Примечание: Если оператор1 и оператор2 представляют собой короткие выражения, то вместо условного оператора можно использовать условную операцию ?:, в частности, для выше рассмотренного примера имеем:

КАК РАБОТАЮТ ГРАФЫ | СТРУКТУРЫ ДАННЫХ

Блок-схемы условного оператора для обеих форм приведены на рис. 1.

Рис. 1. Блок-схемы условного оператора: а) – полная форма, б) – сокращенная форма

2. Оператор выбора (переключатель) имеет следующий вид:

switch (выражение)

case константаN: операторN break;

default: оператор // эта строка может отсутствовать

>,

где выражение — целочисленная переменная или соотношение;

константа№ – метка в виде константы или константного выражения;

Читайте также:
Расширение файла моя первая программа это doc

default – метка на оператор, который выполняется в том случае, если выражение не совпадает ни с одной константной меткой;

break – оператор выхода из переключателя.

Блок – схема оператора выбора представлена на рис. 2.

Рис. 2. Блок-схема оператора выбора

switch (rez)

Источник: studopedia.org

Основные элементы блок-схемы. Типы блок-схем.

Описание алгоритма с помощью блок схем осуществляется рисованием последовательности геометрических фигур, каждая из которых подразумевает выполнение определенного действия алгоритма. Порядок выполнения действий указывается стрелками. Написание алгоритмов с помощью блок-схем регламентируется ГОСТом. Внешний вид основных блоков, применяемых при написании блок схем, приведен на рисунке.

Представление алгоритма программы в виде блок-схемы имеет два недостатка:

· предполагает слишком низкий уровень детализации, что часто скрыва­ет суть сложных алгоритмов

· и позволяет использовать неструктурные способы передачи управления (goto), причем часто на схеме алгоритма они выглядят проще, чем эквивалентные структурные.

Кроме схем, для описания алгоритмов можно использовать псевдокоды, Flow-формы и диаграммы Насси-Шнейдермана. Все перечисленные способы с одной стороны базируются на тех же основных структурах, а с другой стороны, допускают разные уровни детализации.

Базовые алгоритмические структуры

Каждый символ Flow-формы соответствует управляющей структу­ре и изображается в виде прямоугольника. Для демонстрации вложенности структур символ Flow-формы вписывается в соответствующую область прямоугольника любого другого символа. Символы Flow-форм, соответствую­щие основным и дополнительным управляющим конструкциям, приведены на рисунке А1.

Если
то
иначе
Выбор
Код 1
иначе
Код 2
Пока
Для i=1, n, h
До
а)
б)
в)
г)
д)
е)

Рисунок А1 — Условные обозначения Flow-форм для основных конструкций:

а — следование; б — ветвление; в — выбор; г — цикл-пока; д — цикл-до; е — счетный цикл

да
нет
Код
иначе
Пока
До
а)
б)
в)
г)
д)

Рисунок А2 — Условные обозначения диаграмм Насси-Шнейдермана для основных конструкций:

Читайте также:
Что можно нарисовать на компьютере в программе paint

а — следование; б — ветвление; в — выбор; г — цикл-пока; д — цикл-до

Основное отличие диаграмм Насси-Шнейдермана от Flow-форм заключается в том, что область обозначения условий и вариантов ветвления изображают в виде треугольников (рисунок А2). Такое обозначение обеспечивает большую наглядность представления алгоритма.

Общим недостатком Flow-форм и диаграмм Насси-Шнейдермана являет­ся сложность построения изображений символов, что усложняет практическое применение этих нотаций для описания больших алгоритмов.

В отличие от блок-схем псевдокоды не ограничивают степень детализации операций, но, не являясь графическими, хуже отображают их вложенность.

Описать неструктурный алгоритм с помощью псевдокодов, Flow-форм и диаграмм Насси-Шнейдермана невозможно, т. к. для неструктурной передачи управления в них отсут­ствуют условные обозначения. Их использование изначально ориентирует проектировщика толь­ко на структурные способы передачи управления, а потому требует тщательного анализа алгоритма.

В зависимости от последовательности выполнения действий в алгоритме выделяют алгоритмы:

· и циклической структуры.

В алгоритмах линейной структуры действия выполняются последовательно одно за другим.

В алгоритмах разветвленной структуры в зависимости от выполнения или невыполнения какого-либо условия производятся различные последовательности действий. Каждая такая последовательность действий называется ветвью алгоритма.

В алгоритмах циклической структуры в зависимости от выполнения или невыполнения какого-либо условия выполняется повторяющаяся последовательность действий, называющаяся телом цикла. Вложенным называется цикл, находящийся внутри тела другого цикла. Различают циклы с предусловием и постусловием:

Итерационным называется цикл, число повторений которого не задается, а определяется в ходе выполнения цикла. В этом случае одно повторение цикла называется итерацией.

Итак: При всем многообразии алгоритмов решения задач в них можно выделить три основных вида вычислительных процессов:

· линейный,

· разветвленный

· и циклический,

для реализации которых в программах используют соответствующие базовые управляющие конструкции:

Читайте также:
С помощью каких команд можно добавить ячейки в таблицу в программе ms excel

· следование,

· ветвление,

· цикл-пока.

Помимо базовых, процедурные языки программирования высокого уровня используют еще три конструкции (структуры), которые легко реализуются через базовые:

· выбор,

· цикл-до,

· цикл с заданным числом повторений.

Перечисленные шесть конструкций были положены в основу структур­ного программирования. Слово «структурное» в названии подчеркивает тот факт, что при программировании использованы только перечисленные конструкции. Отсюда и понятие «программирование без go to». Программы, написанные с использованием только структурных операторов передачи управления, называют структурными, чтобы подчеркнуть их отличие от программ, при реализации которых исполь­зовались низкоуровневые способы передачи управления.

Разработанный алгоритм реализуется в виде программных кодов (программы) на одном из языков программирования.

Дата добавления: 2016-05-31 ; просмотров: 27979 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

Источник: poznayka.org

Презентация на тему Формы записи алгоритмов. Фигуры (блоки) блок-схемы

Фигуры (блоки) блок-схемы ФОРМЫ ЗАПИСИ АЛГОРИТМОВ

улицы:
Остановись на тротуаре.
Посмотри налево.
Если транспорта нет, то иди до середины улицы и остановись, иначе выполняй п. 2.
Посмотри направо.
Если нет транспорта, то иди до противоположного тротуара, иначе выполняй п. 4.

Словесная форма Словесная форма - последовательность шагов, которые выполняются исполнителем, записывается в

Слайд 5Графическая запись алгоритма

Графическая запись алгоритма

Слайд 6Блок-схема
Для обозначения шагов алгоритма используются геометрические фигуры:

Блок-схема Для обозначения шагов алгоритма используются геометрические фигуры:

Слайд 7Переход улицы

Переход улицы

Слайд 8Алгоритм, записанный на языке, понятном исполнителю, называется

программой.
Алгоритм разрабатывается для решения некоторого класса задач.

При этом:
выделяются объекты, устанавливаются их свойства, отношения между ними, возможные действия с объектами;
определяются исходные данные и результат;
определяется точная последовательность действий исполнителя для перехода от исходных данных к результату;
действия описываются командами, понятными исполнителю.

Алгоритм, записанный на языке, понятном исполнителю, называется программой. Алгоритм разрабатывается для решения

Слайд 9Самое главное
Алгоритмы, исполнителем которых является человек, удобно

записывать в словесной форме, в табличной форме,

в виде блок-схем.
Для обозначения шагов в блок-схеме используются фигуры (овал, параллелограмм, ромб, прямоугольник и другие).
Алгоритм, записанный на языке, понятном исполнителю, называется программой.

Источник: thepresentation.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru