В данной статье пойдет речь о методах борьбы с коррупцией в Китайской Народной Республике: о преимуществах основ антикоррупционной стратегии КНР, о ее недостатках. Основополагающим звеном антикоррупционной системы в Китае является жесткий и категоричный способ наказания чиновников — то, чего не хватает (в части санкций) уголовному законодательству РФ. Хотелось бы верить, что данная статья (а именно отраженные в ней некоторые способы борьбы с коррупцией в Китае) станет если не наглядным пособием, то полезной информацией к сведению для законодателей и чиновников РФ.
Ключевые слова: коррупция, антикоррупционная система Китая, антикоррупционная система КНР, взятка, законодательство КНР, законодательство Китая, должностное преступление, борьба с коррупцией в Китае, коррупция в КНР, борьба с коррупцией в зарубежных странах.
The article deals with the methods of struggle with corruption in the People’s Republic of China: on the advantages of the fundamentals of anti-corruption strategy of the PRC and disadvantages thereof. The main unit of the anti-corruption system in China is the strict and peremptory method of punishment of officials — what the RF legislation lacks when we speak about sanctions. The author believes that the article (the described methods of struggle with corruption in China) will become if not a reference material but useful information for legislator and officials of the RF.
Коррупция в Китае, Аресты и Казнь чиновников, Шокирующие факты
Key words: corruption, anti-corruption system of China, anti-corruption system of the PRC, official crime, struggle with corruption in China, corruption in the PRC, struggle with corruption in foreign countries.
Как следует из воззвания 4 Пленума Центрального комитета Коммунистической Партии Китая (КПК), борьба за выживание является делом жизни для коммунистической партии, у которой самый главный враг — коррупция. Если она победит, то коммунистический режим в Китае может прекратить свое существование.
Изучив китайскую политико-социальную систему борьбы с коррупцией, можно прийти к выводу, что тут решающую роль играет коммунистическая партия. Стратегия китайцев в борьбе с коррупцией в своей основе направлена на ужесточение наказания и укрепление политического и социального положения государства.
Это способствовало тому, что КНР удалось достичь существенных положительных результатов в направлении борьбы с коррупцией. Подтверждение тому — данные «Transparency international», отметившей небольшой уровень коррумпированности Китайской Народной Республики.
Да и данные официальной статистики свидетельствуют о том, что за последнее время количество преступлений коррупционной направленности постоянно снижается.
Ежегодно около 20000 государственных служащих обвиняются в коррупции, при этом китайские правоохранительные власти предъявляют обвинения в подобных преступлениях должностным лицам даже из самых высших эшелонов власти. Китайцы действуют по двум основополагающим принципам: «В правилах не бывает исключений» — наказывая, таким образом, самых именитых должностных лиц, и «Пусть будет примером для остальных» — устраивая наглядные смертные казни «икон» политического пьедестала.
Цифровая Диктатура | Система Социального Рейтинга в Китае
Очень интересен и поучителен пример смертной казни министра КНР по продовольствию и лекарствам Чжень Сяоюя. Перед приведением приговора в исполнение министр обратился ко всем чиновникам страны с письмом раскаяния, в котором он утверждает, что «из корыстных побуждений не стоит стремиться к большой власти», советует любому чиновнику «не гнаться за высокими постами и воспитывать в себе чувство ответственности», поскольку он «сам являет наглядный пример того, к чему может привести безответное обращение с властью».
Рассмотрим основные стратегические направления Китайской антикоррупционной кампании.
Антикоррупционный план КНР включает в себя целый ряд системных мер. Это прежде всего юридические меры, в частности подготовка ряда специальных законов, в том числе и отдельного закона о противодействии коррупции. За этим следует создание экономических институтов, которые должны блокировать коррупционные проявления путем образования экономической мотивации у должностных лиц к тому, чтобы не совершать коррупционные преступления. Третье направление — выработка правосознания, формирования у граждан антикоррупционной модели поведения, стереотипа к правильному, законопослушному поведению.
Касаясь правовых вопросов борьбы с коррупцией в КНР, отметим, что в настоящее время существует два вида обозначения коррупции и соответственно два уровня ее восприятия:
- уголовно-правовое обозначение. Коррупция-взяточничество. Обозначается терминами «тань’у» (хищение, казнокрадство) и «хуэйлу» (взяточничество, подкуп). Чаще всего коррупцию таким образом обозначают в нормативных документах. Именно так она обозначена в Уголовном кодексе КНР, где она рассматривается как уголовно наказуемое деяние.
- политико-нравственное обозначение. Коррупция-разложение. Обозначается словом «фубай» (разложение, загнивание). Считается, что этот термин пришел в китайский политический лексикон из работ классиков марксизма-ленинизма, где он служил для обозначения явлений, присущих западным капиталистическим режимам. Сейчас это понятие распространяется практически на все антиобщественные и корыстные действия чиновников всех уровней, которые используют свое служебное положение для приобретения чрезмерных и неоправданных привилегий, выгод и льгот, присвоения или вымогательства товарно-материальных ценностей, получения лично или через посредника материальных ценностей, выгод имущественного характера и т.д.
Сложившееся положение дел в вопросе борьбы с коррупцией и необходимость принятия еще более действенных мер по ее пресечению побудили руководство КНР к созданию в декабре 2007 г. национального всекитайского органа — Государственного управления по предупреждению коррупции, главой которого была назначена министр контроля Ма Вэнь. Данное ведомство наделено широчайшими полномочиями не только по выявлению коррупции, но и по разработке целого комплекса антикоррупционных мер.
Одним из способов борьбы с коррупцией, на практике подтвердившим свою эффективность, является ротация кадров во всех органах власти. Так, по итогам XVII съезда КПК в высшие органы партии вошло значительное число новых лиц.
Завершена также масштабная перегруппировка руководящего состава на местах, вплоть до провинциального звена, укрепившая кадровую основу для проведения политики нынешнего руководства. В результате Центральный комитет КПК и Политбюро обновлены соответственно на 51,5% и 36% в основном за счет молодых и перспективных руководителей министерского и провинциального уровня — кадрового резерва для формирования следующего поколения руководителей КНР.
Состав Центральной комиссии по проверке дисциплины при ЦК КПК обновлен на 79,5%. Также в рамках активизированной кампании по борьбе с коррупцией был усилен контроль за провинциальным звеном партийного и государственного аппарата, ограничена излишняя самостоятельность и политический вес провинциальных элит, которые были поставлены в более жесткие условия необходимости следовать линии центра. Особо следует подчеркнуть, что была произведена смена руководителей комиссий по проверке дисциплины в провинциях, которые ранее возглавлялись в большинстве случаев ставленниками секретарей провинциальных и городских комитетов партии. Теперь во главе местных комиссий поставлены члены Центральной комиссии по проверке дисциплины ЦК КПК из Пекина, которые не имеют в этих провинциях ни родственных, ни служебных, ни каких-либо иных связей.
Результативности борьбы с коррупцией также способствуют непрекращающиеся усилия государства по совершенствованию руководящих функций партии, которые направлены на повышение эффективности механизмов работы ее органов и системы принятия решений. В частности, уточнены функции парторганов всех уровней, что концентрирует их на решении главных политических и социально-экономических задач, сократив текущее администрирование.
Ощутимые результаты в борьбе с коррупцией также приносит проводимая социальная политика, которая позволила сократить разрыв между богатыми и бедными частями населения КНР. В том числе продолжен динамичный процесс укрепления среднего класса, насчитывающего, по разным оценкам, от 50 до 80 миллионов человек. Это создало объективные предпосылки для использования внутреннего потребительского спроса в качестве более важного фактора экономического роста, чем ранее.
Помимо вышеперечисленного партийное руководство Китая в борьбе с коррупцией использует и ряд других мер, это:
- развитие демократии и институциональной инновации;
- усиление воспитания, ужесточение контроля, предотвращение и устранение разложения в самих его истоках;
- совершенствование системы руководства и рабочего механизма борьбы против разложения;
- формирование «равнодействующих сил» предупреждения разложения и наказания за него;
- необходимость наладить работу по воспитанию кадров и по контролю за их деятельностью;
- повышенное внимание к расследованию крупных и важнейших преступных дел и строгому наказанию коррупционеров;
- выявление и исправление «пагубных отклонений, наносящих ущерб интересам народных масс»;
- упор на обновление системы и механизма борьбы с коррупцией.
Особого внимания заслуживают выделенные на пятом совещании в Госсовете КНР по вопросам борьбы с коррупцией и явлениями разложения 9 февраля 2007 г. премьером Вэнь Цзябао направления, которые были представлены в качестве важнейших оперативных задач на ближайшую перспективу по формированию некоррумпированного правительства:
- углубление реформирования механизма и укрепление структурного строительства с целью коренной ликвидации проблемы злоупотребления полномочиями;
- продолжение углубленного развертывания специальной операции по борьбе с коммерческим подкупом;
- категорическое пресечение нездоровых явлений, связанных со строительством высококлассных общественных и служебных зданий с нарушением правил;
- ужесточение формирования стиля работы правительства;
- суровые наказания, включая смертную казнь;
- формирование у государственных служащих моральных и нравственных принципов, а также повышения чувства долга и ответственности.
Учитывая то, что основной упор по противодействию коррупции сделан одновременно не только на судебную, но и на законодательную власть, правительство КНР не оставляет свои стремления в усовершенствовании законодательства. Здесь важно обратить внимание на следующие моменты:
- Китай ратифицировал «Конвенцию ООН против коррупции»;
- активно работает Верховная народная прокуратура КНР в части координации деятельности по совершенствованию уголовного законодательства других антикоррупционных законов;
- КНР разработана новая редакция Закона «О борьбе с отмыванием денег», согласно которому на основании расширенной трактовки определения «отмывание денег» карается теперь и «отмывание» денег, полученных коррупционным путем.
Положительные результаты КНР в борьбе с коррупцией во многом объясняются тем, что правительством КНР был на практике реализован достаточно мощный механизм антикоррупционных мер. Это связано с тем, что, по мнению Правительства КНР, антикоррупционные меры, которые по своей значимости приравнены к задачам по дальнейшей модернизации и реформированию страны.
Отмечая бесспорные положительные результаты в борьбе с коррупцией в КНР следует подчеркнуть, что в стратегии антикоррупционной политики преобладают меры по ограничению только сегодняшних возможностей коррупционеров.
Вопросы на перспективу, проблемы прогнозирования, моделирования коррупции будущего подчас ждут своей очереди. С практической точки зрения это вполне объяснимо, но в научном плане всегда предпочтителен более масштабный по времени подход к решению проблемы.
Антикоррупционная стратегия Китая
Существенно отличается от рассмотренных выше.В её основе лежит превалирование репрессивных мер воздействия. С этой целью в 2003 г. был создан Антикоррупционный комитет, который занимается не только расследованием коррупционных преступлений, за которые предусмотрена смертная казнь, но выполняет также исполнительные функции.
Достаточно сказать, что этот Комитет «подвёл под расстрельную» статью около 1200 чиновников разного ранга, часть из них покончила жизнь самоубийством. Свыше 8 тысяч покинули страну.
Кроме самых жёстких мер в Китае используют и профилактические.
Например, ЦК Коммунистической партии Китая запрещает заниматься бизнесом и выступать агентами или советниками в этой сфере детям и родственникам «руководящих работников». Такая мера призвана ограничить коррупцию в высших эшелонах власти. Этой категории лиц категорически запрещено содержать увеселительные заведения, которые «противоречат интересам общества».
Помимо этого в КНР действует «горячая» телефонная линия, по которой любой житель может анонимно сообщить о фактах взяточничества или злоупотребления служебным положением тех или иных чиновников.
Таким образом, анализ действующих антикоррупционных стратегий США, стран Европы и Азии показывает, что полностью искоренить коррупцию не удаётся ни одному государству, но снизить её порог вполне возможно.
Традиционная структура гражданской, в том числе, муниципальной службы с пирамидальным и линейным устройством, с распорядительными методами администрирования, складывалась веками, и в относительно неизменном виде существовала до второй половины ХХ века.
Проблемы возникли с вступлением мира в цивилизацию индустриального общества и переходом к постиндустриальной цивилизации.
Страны Западной Европы и Америка достигли индустриальной стадии развития к 30-м годам ХХ века, но за время второй мировой войны были отброшены в своём развитии назад.
К 50-м гг. большинство стран восстановили свой потенциал, и начался переход к постиндустриальному обществу. Процессы, происходящие в мире, усложнились. Преобразования не просто ускорились, а спрессовались.
Существенно осложнило положение и проявление глобальных проблем человечества (экологический кризис, накопление запасов оружия массового поражения и т.д.).
Традиционная этика гражданской службы, сформировавшаяся за предшествующую историю, во многом перестала работать, выполнять свои функции регулятора отношений как внутри службы, так и в отношениях служащих с населением. Она перестала успевать за быстро меняющейся ситуацией.
В изменении этики государственной и муниципальной службы оформилось несколько тенденций, которые являются предметом осмысления, как учёными, так и практиками, занимающимися проблемами развития морали в сфере государственного и муниципального управления.
Основные направления, по которым происходили изменения в традиционной системе государственной и муниципальной службы:
- Изменения в организационной стороне;
- Появление штабных подразделений (в администрации президента есть социологический центр). Появление института советников;
- Появление вне традиционной структуры управления подразделений, организованных по матричному типу, для работы над проектами;
- Перераспределение функций между уровнями управления в сторону увеличения прав и возможностей на уровне территорий (децентрализация управления);
- Наращивание заботы о потребностях людей и выполнении социальных гарантий населению. Это связано с нарастанием кризисных явлений в мировой экономике;
- Значительное и очень быстрое преобразование технической оснащённости деятельности муниципальной службы (компьютеризация деятельности, образование единых коммуникативных систем, связь), изменение всей системы канцелярских предметов, оснащения. Такое преобразование, с одной стороны, труд упростило, а с другой — поставило перед большими отрядами служащих совершенно новые проблемы, в том числе переосмысление характера ответственности, необходимость приобретения новых навыков в принятии решений, в понимании своего долга и т.д.;
- Сращивание этики муниципальной службы и этики (морали) политики.
Основными причинами перечисленных изменений служат прежде всего цивилизационные изменения, такие, как глобализация экономики и потеря малыми и средними городами налогооблагаемой базы;
Процессы дефедерализации и децентрализации управления в системе государственной службы и муниципального управления и формирование большей автономности деятельности органов управления на местах; продолжающееся в условиях перехода в постиндустриальную цивилизацию расслоение общества на всё меньшие по численности и существенно различающиеся по интересам слои и группы населения.
В этих условиях деятельность государственных и муниципальных служащих приобретает очень важную роль, поскольку государственный и муниципальный служащий — это лицо государства.
Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:
Источник: studopedia.ru
Дать «тигру» по лапе Как в Китае борются с коррупцией и чем это грозит стране
Активизация борьбы с коррупцией в КНР справедливо связывается с именем Си Цзиньпина, который пришел к власти три с небольшим года назад. Однако, строго говоря, он не был первым правителем, призвавшим искоренять этот порок. Фактически Китай — страна с очень древними и глубоко укорененными коррупционными традициями, неудивительно, что и войну мздоимству власти уже объявляли неоднократно. Но есть в сегодняшней кампании ряд особенностей, заставляющих относиться к ней весьма серьезно. «Лента.ру» постаралась разобраться, почему Си Цзиньпин сделал именно борьбу с коррупцией одним из приоритетов своего правления и какие у этого могут быть политические последствия.
Нынешняя китайская политическая элита начала формироваться еще до образования КНР, в пылу гражданской войны и подпольной работы. Впоследствии из вчерашних повстанцев сформировались настоящие номенклатурные кланы, объединенные на основе традиционно сильных в Китае семейных, земляческих и иных неформальных связей. Сам председатель Си является выходцем из такого клана – его отец Си Чжунсюнь вступил в Компартию еще в период борьбы с Чан Кайши, а затем был членом партийного Центрального комитета и заместителем главы правительства.
А сплав политической элиты и бизнеса, господство которого определяет положение в сегодняшнем Китае, родом из 1980-х, когда после двух десятилетий радикальных экспериментов Мао Цзэдуна начались реформы Дэн Сяопина. Пекину нужно было любой ценой восстановить экономику. Регионы получили невиданную ранее свободу действий.
Налоговая система умышленно была децентрализована, местными доходами стали распоряжаться региональные руководители. Они же курировали, как сейчас сказали бы, «привлечение инвестиций», что, естественно, открывало широкие возможности для всевозможных «откатов» и «распилов». Руководство государства и партии смотрело на это сквозь пальцы, так как главным было обеспечить высокие темпы социально-экономического развития.
При этом антикоррупционная риторика не исчезала ни на день. И Дэн Сяопин, и другие руководители постоянно говорили о недопустимости «нарушений партийной дисциплины». Однако эти слова столь явно расходились с делами, что на них не обращали внимания.
До сих пор в Китае борьба с коррупцией сводилась к показательной порке какого-нибудь «козла отпущения», либо использовалась как тяжелая артиллерия в борьбе партийных кланов. Гораздо громче был призыв Дэн Сяопина «богатеть». Постепенно богатели все. А партийные деятели, имевшие связи с бизнесом – быстрее всего. К концу восьмидесятых Китай оказался на грани нового «социального бунта», направленного как раз против коррупции.
Распространенное представление о том, что студенческие выступления на площади Тяньаньмэнь весной 1989-го были про «свободу и демократию», справедливо только отчасти. Эти лозунги тоже имели место, но на самом деле студенты протестовали против социальных проблем: системы блата, кумовства, инфляции и безработицы. Ценой подавления выступлений в крови и заморозки любых дискуссий о возможности политических реформ, Компартия Китая (КПК) власть сохранила, а разговоры о недоверии к ней прекратились на два с половиной десятилетия. К тому же экономика страны развивалась исключительно быстро. «Общественный договор» между обществом и властью принял форму: «власть обеспечивает рост благосостояния, а население закрывает глаза на коррупцию».
Ситуация изменилась в середине нулевых, что связано с двумя факторами. Во-первых, экономика начала неуклонно замедляться, и выяснилось, что за кулисами блистательного «десятилетия юбилеев и свершений» (Олимпиада в Пекине, ЭКСПО в Шанхае, Азиатские игры в Гуанчжоу, Универсиада в Шэньчжэне, 60-летие КНР, 30-летие реформ и так далее) множились системные проблемы. Во-вторых, появились интернет и социальные медиа, обеспечивающие почти мгновенное распространение резонансной информации. На этом фоне изображать верность заветам Маркса, Ленина, Мао, а заодно и Конфуция у чиновников получалось все хуже и хуже. Любой прокол становился достоянием общественности: начиная от неудачного фотошопа инспекционной поездки, которой на самом деле не было; заканчивая новостью о том, что 23-летний сын руководителя Канцелярии ЦК партии с официальной зарплатой менее 20 тысяч долларов в год Лин Цзихуа разбился на «Феррари», в салоне которой, помимо него, были еще две голые девицы.
Объемы коррупции поражали. Она охватывала (а возможно и охватывает) все уровни управления и сферы экономики — от верха до низа. Си Цзиньпин осознал: в этих условиях не получится сохранить необходимый уровень доверия населения к КПК. Не менее важно дисциплинировать и национализировать саму партийную элиту, привыкшую вывозить за рубеж семьи и все «накопленное непосильным трудом», готовя там запасной аэродром на случай непредвиденных осложнений по службе. На фоне недавнего скандала с передачей братом Лин Цзихуа, к тому моменту уже арестованного, китайских секретов Вашингтону, последняя задача выглядит особенно актуальной.
Как Си Цзиньпин борется с коррупцией
Собственно новым в объявленной Си Цзиньпином кампании стало то, что она носит всеобъемлющий характер. Был провозглашен лозунг «бить тигров и мух», что следует понимать, как заявку на амбициозную задачу искоренения коррупции на всех уровнях. Сейчас перед лицом затеянной Си «опричнины» все равны: как высокопоставленные «тигры», так и «мухи» с зарплатой пять тысяч юаней (около 60 тысяч рублей). Главная цель такого подхода – заставить чиновников всех мастей бояться, отбить у них веру в то, что их «пронесет, так как есть наверху надежные люди». Поскольку в мздоимстве замешаны практически все, то и «копать» можно на любого.
Понятно, что всегда лучше убить сразу двух зайцев, поэтому антикоррупционные чистки Си Цзиньпин совместил с избавлением от конкурентов в партийной элите. Об истинном соотношении сил за воротами Чжуннаньхая (резиденция высшего руководства КНР и КПК) аналитики могут только гадать.
Это создает благодатную почву для различных конспирологических теорий, большая часть которых основана на довольно архаичных представлениях родом из классических учебников по истории и философии Китая. С кем и зачем на самом деле борется Си Цзиньпин, непонятно. Официально – с крупными руководителями, которые берут взятки, крышуют бизнес и ведут аморальный образ жизни. Объяснять все через призму «клановых войн» – излюбленное занятие экспертов. Доказать ничего невозможно, но порассуждать очень увлекательно.
Другой особенностью нынешней кампании стала ее медийность. Раньше «честное имя партии» старались в негативном контексте употреблять пореже. Коррупционер снимался со всех постов, осуждался и навсегда пропадал из поля зрения публики. Сейчас ситуация поменялась. Так как кампания имеет целью вернуть доверие общества к власти, то и медийный охват должен быть максимально большим.
Более того, журналисты перестали чураться копания в очень грязном белье. Раскрытые в СМИ подробности личной жизни бывшего шефа силовиков и китайской «нефтянки» Чжоу Юнкана, обладателя нескольких роскошных особняков и целого гарема из любовниц, представляют собой отличный сюжет для порнофильма.
Порядок низвержения
Алгоритм «низложения» следующий: по итогам разбирательства руководителя «уличают» в растратах, аморальном поведении и пресловутом «нарушении партийной дисциплины» (очень гибкая формулировка типа нашей «утраты доверия»). Итогом может быть выговор, понижение в должности или исключение из партии и снятие с занимаемых постов. Далее за коррупционера берется народная или военная прокуратура: ему предъявляются обвинения, производится арест, начинается подготовка к суду. Она может быть довольно долгой (например, Бо Силая лишили всех постов в марте 2012-го, а осудили только в сентябре 2013 года).
Если чиновник не является членом КПК, то процесс в отношении него обходится естественно без партийной прелюдии. Самые популярные обвинения: растрата, злоупотребление служебным положением, получение взятки, раскрытие партийных и государственных секретов. Согласно китайским законам, если сумма незаконного дохода составляет более 100 тысяч юаней (около миллиона рублей), за это предусматривается от 10 лет заключения до пожизненного с конфискацией имущества. При наличии отягчающих обстоятельств может назначаться смертная казнь.
Часто ли расстреливают?
И вот тут начинается самое интересное. Согласно китайскому законодательству, смертная казнь может осуществляться немедленно, а может быть отложена на срок до двух лет. Как правило, по экономическим статьям дается отсрочка. При этом, если преступник за это время не совершил никаких «умышленных преступлений» и вообще вел себя примерно, высшая мера может быть заменена на пожизненное заключение.
Так, ни один из высокопоставленных «тигров», осужденных в рамках антикоррупционной кампании Си Цзиньпина, поставлен к стенке не был. Более того, самые резонансные «жертвы кампании», члены так называемой «Новой банды четырех» Чжоу Юнкан и Бо Силай получили только пожизненное без каких-либо намеков на расстрел.
В среднем коррупционеров сажают на 12-16 лет. Иначе говоря, представление о том, что в Китае чиновников расстреливают пачками — это всего лишь миф.
Ответственные за искоренение порока
Особенностью борьбы с коррупцией в Китае является то, что ведет ее, в первую очередь, не прокуратура, а партийный орган – Центральная комиссии по проверке дисциплины (ЦКПД). Эта структура существовала и раньше, но именно при Си Цзиньпине она превратилась в силу, обладающую большим весом, чем спецслужбы. А ее руководитель – Ван Цишань – фактически стал «человеком № 2» в КНР, хотя традиционно это место зарезервировано за главой правительства.
Впрочем, как водится, структура, которая наказывает всех за злоупотребления, сама начинает злоупотреблять не меньше. ЦКПД фактически выведена из вертикали партийной власти и формально подчиняется только Центральному комитету, а на практике – лично Си Цзиньпину, который находится с Ван Цишанем в дружеских отношениях. Доказать, что на данный момент ЦКПД превращается в самую коррумпированную структуру в Китае, в которой за очень большие деньги «решаются любые вопросы», практически невозможно. Но сами китайцы (на условиях анонимности, конечно же) говорят об этом, как об общеизвестном факте. Правда, не исключено, что таким образом выражается недовольство накалом антикоррупционных чисток.
История знает немало примеров, когда кампания в конечном итоге оборачивалась против ее инициаторов. Ставки, которые сделаны Си Цзиньпином и Ван Цишанем, высоки. Затеять столь масштабную борьбу, которая волей или неволей расшатывает status quo можно только будучи абсолютно уверенным в собственной силе или непогрешимости. Однако, зачищая политическое пространство и нарушая правила, выработанные предыдущими поколениями руководителей, Си Цзиньпин делает собственное положение в будущем весьма шатким.
Что будет дальше?
По действующим правилам, высший руководитель покидает свой пост по истечении двух пятилетних сроков. Так завещал великий Дэн Сяопин, так поступали и Цзян Цзэминь, и Ху Цзиньтао.
Залогом соблюдения правил был компромисс коррумпированных элит: высокопоставленный чиновник обязан в положенное время добровольно уйти на покой, а за это ему гарантирована почетная и безопасная старость, не омраченная разбором его прошлых злоупотреблений. Ради сохранения и усиления власти партии Си Цзиньпину пришлось от этого компромисса отказаться, нанеся ряд ударов по лицам, считавшихся «неприкосновенными». Но не приведет ли это все к тому, что сам Си не сможет уйти, понимая, что его безопасность уже не является безусловной? Не превратится ли он, таким образом, в пожизненного правителя, каким был Мао Цзэдун, больше всего на свете боявшийся потерять власть?
Точного ответа на этот вопрос пока нет ни у кого. Но уже точно известно, что правильная по своей сути антикоррупционная кампания вызвала ряд неприятных побочных эффектов. Для китайской экономики ущерб от ее проведения составил примерно полтора процента ВВП – последствия снижения спроса на элитные товары и, скажем так, стагнации «деловой активности» бизнеса, связанного с чиновниками.
Российско-китайское сотрудничество в краткосрочной перспективе от этого также скорее терпит убытки, чем выигрывает.
Во-первых, до минимума сократилась делегационная активность приграничных властей. Раньше китайцы ездили много, пусть зачастую и бестолково. Сейчас количество визитов резко сократилось. У сотрудников канцелярий иностранных дел «на ответственное хранение» забрали не только служебные, но и личные загранпаспорта. Согласование любой поездки происходит на нескольких уровнях.
Боясь обвинений в превышении должностных полномочий, коррупции и так далее, местные руководители стараются без веской причины никому ничего не разрешать. Даже китайские ученые признаются: приезжайте лучше вы к нам, все оплатим, а нам к вам приехать будет очень тяжело (не подпишут, не согласуют, не отпустят).
Во-вторых, планы по развитию туризма в сопредельных с Китаем регионах во многом рассчитаны как раз на тех самых «тигров и мух». В октябре прошлого года в развлекательной зоне «Приморье» под Владивостоком наконец-то открылось первое казино. Специалисты в области игорного бизнеса утверждают: обычные туристы в казино нужны только для массовки, а вся прибыль идет от ВИП-игроков.
Очевидно, что приморское казино нацелено на «випов» из Китая, в том числе коррумпированных китайских чиновников. Прибыли казино в Макао за минувший год упали на треть – как считают эксперты, из-за кампании против коррупции и расточительства. Каковы на этом фоне перспективы приморского казино, неясно.
Наконец, под угрозой окажется реализация многих трансграничных проектов. Ранее они лоббировались местными китайскими руководителями, которые часто имели в этом деле долю. Сейчас чересчур высовываться – себе дороже. Поэтому и особой активности от китайских партнеров нынче ожидать не приходится.
Источник: lenta.ru