Под профилактикой понимают систему государственных, общественных и медицинских мероприятий, направленных на создание для человека наиболее благоприятных условий жизни, в полной мере отвечающих его физиологическим потребностям.
На современном уровне знаний выделяют три вида профилактики: первичную, вторичную и третичную. Первичная профилактика имеет своей целью предупреждение любого заболевания, травмы, отравления и других патологических состояний. Вторичная профилактика направлена на предупреждение осложнений возникшей болезни, перехода ее в хроническую форму, третичная — на предупреждение инвалидизации и смертности. Последние два вида профилактики относятся к сфере деятельности лечебно-профилактического направления медицины; нередко их не разделяют, а оба вида именуют вторичной профилактикой.
Профилактические меры предпринимаются на различных уровнях: индивидуальном (личностном), общественном (семья, трудовой коллектив, ведомство и т. д.), государственном (республиканском), межгосударственном (в регионе государств или в мировом масштабе).
Какие заболевания можно назвать школьными Программа по профилактике школьных болезней
В предупреждении возникновения заболеваний (первичной профилактике) главенствующая роль принадлежит политическим, социальным, экономическим мерам, результатом которых является создание благоприятных условий труда, быта, отдыха, обеспечение населения продуктами питания и водой, охрана окружающей среды. Перечисленные меры должны иметь адекватную правовую базу, которая регламентировала бы их выполнение на всех уровнях профилактики. Санитарно-гигиенические и противоэпидемические меры предполагают практическое выполнение профилактических мероприятий на производстве и в быту.
Большое значение в профилактике заболеваний имеют индивидуальные меры — здоровый образ жизни человека, складывающийся из правильного режима труда и отдыха, физической активности, рационального питания, отказа от вредных привычек.
Первичная профилактика ― это совокупность мер преимущественно социального характера и массовых масштабов по развитию и усилению влияния благоприятных для здоровья факторов и ограничению и устранению негативных для здоровья факторов.
Первичная профилактика включает:
- Меры по снижению влияния вредных факторов на организм человека (улучшение качества атмосферного воздуха, питьевой воды, структуры и качества питания, условий труда, быта и отдыха и др.)
- Меры по формированию здорового образа жизни, в том числе:
- Меры по предупреждению развития соматических и психических заболеваний и травм, в том числе профессионально обусловленных, первичной инвалидности и смертности.
- Выявление в ходе проведения профилактических медицинских осмотров вредных для здоровья факторов, в том числе и поведенческого характера, для принятия мер по их устранению.
- Проведение иммунопрофилактики различных групп населения.
- Оздоровление лиц и групп населения, находящихся под воздействием неблагоприятных для здоровья факторов с применением мер медицинского и немедицинского характера.
Источник: studfile.net
как назвать видео?
Сборник мероприятий субъектов РФ по укреплению общественного здоровья и профилактике неинфекционных заболеваний
Сборник мероприятий по укреплению общественного здоровья, профилактике неинфекционных заболеваний и факторов риска их развития является систематизированной базой данных профилактических методологий, предоставленных Главными внештатными специалистами по медицинской профилактике субъектов РФ.
Сборник предназначен для тиражирования имеющегося в регионах опыта проведения вмешательств, направленных на профилактику и контроль неинфекционных заболеваний и формирование здорового образа жизни населения РФ и может быть использован другими субъектами РФ в практической деятельности при разработке программ профилактики НИЗ и формирования ЗОЖ.
Разработанный инструмент по оценке профилактических программ позволит субъектам разрабатывать профилактические программы, в том числе в рамках федерального проекта «Укрепления общественного здоровья», с учетом научно-обоснованного подхода, а также проводить самооценку уже реализующихся программ с целью их корректировки согласно этапам программного цикла научно-обоснованного подхода по разработке и реализации подобных программ для повышения их эффективности.
Источник: gnicpm.ru
Комплексная программа профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних «Будущее для всех» на 2014-2018гг
Программа разработана Марина Леонидовна Абрамян, заместителем директора по ВР МБОУ СОШ №21 г. Шахты, Ростовской области
- Паспорт Программы.
- Пояснительная записка.
- Понятия, употребляемые в работе по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
- Цели и задачи Программы.
- Срок реализации Программы.
- Механизм реализации Программы.
- Ожидаемые результаты.
- Система организации и контроля.
- Приложения.
Наименование Программы
Программа по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних
«Будущее для всех»
Цели Программы
1. Обеспечение единого комплексного подхода к
разрешению ситуаций, связанных с проблемами
безнадзорности и правонарушений.
2. Воспитание законопослушной личности, умеющей
защищать свои права, анализировать свои поступки,
способной к позитивно направленной социальной
3. Создание условий для эффективного
функционирования системы профилактики
безнадзорности и правонарушений в школе.
Основные задачи Программы.
1.Формировать у обучающихся знания и систему
представлений о правовом и политическом устройстве общества.
2. Создавать условия для обучения учащихся приемам
безопасного и ответственного поведения.
3. Формировать эмоционально целостное отношение к Закону, нормам и ценностям демократического общества, законопослушному поведению, чувство
гражданственности и позитивного отношения к будущему своей Отчизны.
4. Формировать у обучающихся толерантность.
5.Принимать меры общей профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, содействующих
развитию позитивных интересов детей, их полезной
деятельности во внеучебное время.
6. Оказывать социально-психологическую и
педагогическую помощь несовершеннолетним.
7. Выявлять несовершеннолетних, находящихся в
8. Воспитывать потребность в здоровом образе жизни.
9. Противодействовать экстремистским проявлениям в подростковой и детской среде.
Сроки реализации Программы
Основные участники Программы.
1.Педагогический коллектив школы.
2.Обучающиеся 1-11 классов.
3.Родители (законные представители) обучающихся
4.Муниципальные учреждения и ведомства системы профилактики.
Нормативно-правовое обеспечение Программы.
1.Конституция Российской Федерации.
2. Конвенция о правах ребенка.
3. Семейный кодекс РФ.
4. Декларация принципов толерантности ООН и
5.Закон РФ «Об образовании».
6.Закон РФ «Об основах системы профилактики
безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» от 24.06.1999г. №120.
7.Областной Закон №346-ЗС от 16.12.2009 «О мерах по предупреждению причинения вреда здоровью детей, их физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию».
8.Постановление Правительства Ростовской области от05.04.2012 № 264 «Об уполномоченном по правам ребенка в государственных учреждениях Ростовской области».
9. Муниципальный регламент межведомственного взаимодействия органов и учреждений системы профилактики по предупреждению самовольных уходов несовершеннолетних.
10. Устав Муниципального бюджетного
Общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы №21 г. Шахты.
11. Локальный акт «Положение о постановке учащихся и семей на внутришкольный учет» .
1 2.Локальный акт «Положение о правилах внутреннего распорядка обучающихся» .
13. Локальный акт «Положение о работе кружков (объединений) и секций».
Кадровое обеспечение Программы.
— директор МБОУ СОШ №21;
— заместитель директора по ВР;
— методическое объединение классных руководителей;
— внештатный инспектор по охране прав детства;
— уполномоченный по правам ребенка в ОУ;
-органы ученического самоуправления;
-руководители кружков и секций;
— родители (законные представители);
-участковый инспектор ПДН;
-родительские комитеты школы;
Ожидаемые результаты Программы.
- Высокий уровень медико-психологической компетентности педагогического коллектива школы.
- Отсутствие факторов риска потребления ПАВ в детско-подростковой среде.
- Исключение фактов постановки на учет в КДН и ЗП подростков с девиантным поведением.
- Активное и результативное участие учащихся школы в различных конкурсах, олимпиадах, соревнованиях, форумах, семинарах, круглых столах.
- Сформированный образ выпускника школы, как личности, отличающейся физическим, духовным, нравственным и психологическим здоровьем, имеющей высокое самосознание, ориентированное на человеческие ценности, ставшие личными убеждениями и жизненными принципами.
Система организации контроля
за исполнением Программы.
Контроль за реализацией Программы осуществляют её разработчики и основные исполнители.
2.Пояснительная записка.
Кто-то, когда-то, должен ответить,
Высветив правду, истину вскрыв,
Что же такое – трудные дети?
Вечный вопрос и больной, как нарыв.
Вот он сидит перед нами, глядите,
Сжался пружиной, отчаялся он,
Словно стена без дверей и без окон.
Вот они, главные истины эти:
Поздно заметили… поздно учли…
Нет! Не рождаются трудные дети!
Просто им вовремя не помогли.
Современная школа оказывает систематизированное и последовательное влияние на формирование личности человека. В процессе воспитания происходит передача культурных и нравственных ценностей, накопленных человечеством за многотысячную историю, а также закладываются основы мировоззрения растущего человека, происходит его социализация.
Социальный опыт подростка складывается благодаря вхождению в систему социальных связей, где он осваивает и усваивает определенные социальные нормативы, ценности, социальные роли, транслируемые современным обществом. Педагог Д.И. Фельдштейн показал, что подростки стремятся утвердиться в обществе взрослых, показать значимость своего «Я» в реальных отношениях общественно полезной деятельности на добровольных началах. В педагогике, психологии и социологии известно такое понятие, как кризис подросткового возраста, который включает в себя:
а) возникновение полового влечения и как следствие – желание выделиться на фоне сверстников;
б) чувство взрослости, следствие – стремление к самоорганизации учебного и свободного времени, нежелание прислушиваться к советам и рекомендациям взрослых;
в) недостаток опыта самостоятельного решения жизненных задач, неумение на фоне этого согласовывать свои желания и возможности;
г) бурный рост организма и при этом усиливающееся противоречие между возросшими физическими возможностями и духовным, интеллектуальным уровнем развития и т.д.
Подросток начинает осознавать себя личностью, сравнивает себя с окружающими, сверстниками, что стимулирует его к самовоспитанию. В это время формируется и даже может резко измениться характер. Подросткам нравятся острые ощущения, они любопытны, не могут прогнозировать будущее, стремятся к независимости. Все это относится к подростковому возрасту вообще. Но есть определенная категория подростков, у которых перечисленные качества проявляются резче, что приводит их к противостоянию с окружающими, к конфликтам с ними и даже к противоправным действиям.
В обществе сложились опасные для подрастающего поколения тенденции:
— рост числа граждан, лишённых родительских прав, что предопределяет широкое распространение социального сиротства и беспризорности среди
— массовые нарушения прав детей;
-рост ранней алкоголизации и наркомании подростков, который ведёт к увеличению числа преступлений, совершённых несовершеннолетними;
-увеличение числа несовершеннолетних правонарушителей из семей, находящихся в социально-опасном положении.
Эти тревожные тенденции свидетельствуют о необходимости совершенствования системы профилактики безнадзорности и правонарушений
С целью систематизации работы образовательного учреждения в области профилактики была создана программа профилактики правонарушений среди несовершеннолетних «Будущее для всех».
3.Понятия, употребляемые в работе по профилактике
безнадзорности и правонарушений.
В программе применяются следующие понятия:
• несовершеннолетний – лицо, не достигшее возраста 18 лет;
• безнадзорный – несовершеннолетний, контроль за поведением которого отсутствует вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей по его воспитанию, обучению и (или) содержанию со стороны родителей или иных законных представителей;
• беспризорный — безнадзорный, не имеющий места жительства и (или) места
• несовершеннолетний, находящийся в социально опасном положении, — лицо,
которое вследствие безнадзорности или беспризорности находится в обстановке, представляющей опасность для его жизни или здоровья, либо не отвечающей требованиям к его воспитанию или содержанию, либо совершает правонарушение или антиобщественные действия;
• семья, находящаяся в социально опасном положении, — семья, имеющая детей,
находящихся в социально опасном положении, а также семья, где родители или
иные законные представители несовершеннолетних не исполняют своих
обязанностей по их воспитанию, обучению и (или) содержанию и (или) отрицательно влияют на их поведение, либо жестоко обращаются с ними;
• индивидуальная профилактическая работа — деятельность по своевременному
выявлению несовершеннолетних и семей, находящихся в социально опасном
положении, а также по их социально-педагогической реабилитации и (или)
предупреждению совершения ими правонарушений и антиобщественных действий;
• профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних – система социальных, правовых, педагогических и иных мер, направленных на выявление и устранение причин и условий, способствующих безнадзорности, беспризорности, правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних, осуществляемых в совокупности с индивидуальной профилактической работой с несовершеннолетними и семьями, находящимися в социально опасном положении;
- асоциальное поведение – поведение, противоречащее общественным нормам и принципам, выступающее в форме безнравственных и противоправных норм;
- девиантное поведение — отдельный поступок или система поступков , активно направленных на нарушение норм и требований социальных институтов;
- просоциальное поведение — деятельность человека, которая осуществляется ради блага другого человека и без надежды на вознаграждение. Является противоположностью антисоциальному поведению;
- аддиктивное поведение – пагубная привычка, пристрастие поведение, связанное со злоупотреблением алкоголем, токсическими и наркотическими веществами, до возникновения психической и физической зависимости.
4.Цели и задачи Программы.
Целью Программы является создание условий для совершенствования существующей системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, организация систематической образовательной деятельности, направленной на воспитание социально ориентированного сознания и поведения учащихся как условия, обеспечивающего закрепление системы социально значимых образов реализации человека в обществе, а также выработке стратегии мыслительных операций, определяющих просоциальное личностное развитие.
Программа направлена на решение следующих задач:
- Осуществлять мероприятия по профилактике правонарушений, безнадзорности, формированию здорового образа жизни, воспитанию толерантности и уважению к правам человека.
- Выявление несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, а также не посещающих или систематически пропускающих занятия по неуважительным причинам, принятие мер по их воспитанию и получению ими основного общего образования.
- Оказание социально-психологической и педагогической помощи несовершеннолетним, имеющим отклонения в развитии или поведении, либо проблемы в обучении.
- Выявление семей, находящихся в социально опасном положении и оказание им помощи в обучении и воспитании детей.
- Развивать физические качества и обеспечивать основной уровень физической подготовки детей в образовательном учреждении.
- Разработать эффективные механизмы совместной деятельности участников воспитательной системы школы: родительской общественности, ученического соуправления и педагогического коллектива.
- Оказывать помощь в формировании морально-волевых качеств обучающихся.
- Создать благоприятный психолого-эмоциональный климат в школьном сообществе для творческого эффективного взаимодействия коллективов, составляющих потенциал школы.
- Создать условия для доверительного общения, восприятия информации о негативном влиянии ПАВ на организм человека.
- Научить обучающихся делать осознанный выбор в любой жизненной ситуации и решать возникшие проблемы самостоятельно.
- Оказать педагогам и родителям помощь в приобретении специальных знаний и навыков, а также давать социальную и психологическую поддержку семьям.
- Обучать детей эффективным методам поведения в нестандартной ситуации, формировать стрессоустойчивую личность, способную строить свою жизнь в соответствии с нравственными принципами общества.
- Способствовать раскрытию потенциала личности ребёнка через научно-методическую, воспитательную, профориентационную работу школы.
- Обеспечивать законные интересы и защиту прав несовершеннолетних.
5. Срок реализации Программы.
I этап – Подготовительный.
Разработка программы.
2014-2015 учебный год.
— совершенствование нормативно – правовой базы;
– определение стратегии и тактики деятельности
– укрепление межведомственного сотрудничества;
–обобщение имеющегося опыта работы, ориентированного на профилактику правонарушений;
– разработки методик и проведение в школе социологического исследования детей, учителей, родителей, направленного на профилактику правонарушений;
– поиск форм и методов вовлечения учащихся во внеурочную деятельность.
II этап – Внедрение концепции Программы.
2015-2017 учебные годы.
-оказание социальной и психолого-педагогической поддержки детям, попавшим в трудную жизненную ситуацию;
–использование в учебно-воспитательном процессе школы личностно-ориентированных приемов и методов для формирования личностных ресурсов, обеспечивающих развитие у ребенка активного жизненного стиля поведения.
III этап- Рефлексия.
2017-2018 учебный год.
-обработка и интерпретация полученной в ходе реализации программы информации;
– соотношение результатов реализации программы с поставленными целями и задачами
– определение перспектив развития школы в этом направлении.
6.Механизм реализации Программы.
Комплексный характер социально-педагогического сопровождения несовершеннолетнего заключается в том, что оно включает в себя ряд взаимосвязанных и дополняющих друг друга видов деятельности команды специалистов, обеспечивающих: правовую защиту и правовой всеобуч, социальную помощь, педагогическую поддержку, психологическое сопровождение индивидуального развития, социальное воспитание, обучение навыкам социальной компетентности. При этом сопровождение ребенка, как система социально- педагогической помощи , предполагает:
— сочетание и взаимопроникновение социального, правового и психолого-педагогического аспектов данной деятельности;
— междисциплинарный характер согласованных подходов и командных действий педагогов с подключением специалистов из разных ведомств и служб;
— широкий спектр различных видов деятельности, направленных как на решение актуальных проблем развития ребенка, так и на предупреждение возникновения данных явлений;
-особый вид помощи ребенку и его семье в решении сложных проблем, связанных со становлением подрастающего человека не только в образовательном процессе , но и в других важных сферах жизнедеятельности;
-использование индивидуального и дифференцированного подходов в выявлении и решении проблем его личностного и социального развития.
Социально-педагогическое сопровождение несовершеннолетнего – это комплексный метод, в основе которого лежит единство четырех функций
Социально-педагогическое сопровождение несовершеннолетних
Организационная работа направлена на разработку и осуществление комплекса мероприятий по профилактике правонарушений, алкоголизма, наркомании, токсикомании, осуществление систематической работы с картотекой обучающихся «группы риска».
Диагностическая работа предполагает создание банка данных об образе жизни семей обучающихся, о положении детей в системе внутрисемейных отношений, выявление негативных привычек подростков, взаимоотношений подростков с педагогами школы.
Профилактическая работа со школьниками включает предупредительно-профилактическую деятельность и индивидуальную работу с подростками с девиантным поведением и детьми «группы риска». Предупредительно- профилактическая деятельность осуществляется через систему классных часов,
общешкольных мероприятий, с помощью индивидуальных профилактических бесед. Она способствует формированию у обучающихся представлений об адекватном поведении, о здоровой, не склонной к правонарушениям личности подростка. Задача индивидуальной работы с подростками с девиантным поведением состоит в содействии сознательному выбору воспитанником своего жизненного пути.
Работа выстраивается в несколько этапов:
Изучение подростка и окружающей его среды.
Диагностика подростка. Посещение семьи несовершеннолетнего.
Обеспечение психологической готовности подростка к изменению .
Беседы с подростком, вхождение в доверие к нему, пробуждение его интереса к той или иной деятельности
Накопление подростком нравственно положительных качеств, поступков
Стимулирование положительных поступков, изменений, профориентационная работа
Поддержка подростка в процессе самовоспитания
Профилактическая работа с родителями (законными представителями) предусматривает установление неиспользованного резерва семейного воспитания, нахождение путей оптимального педагогического взаимодействия школы и семьи, включение семьи в воспитательный процесс через систему родительских собраний, общешкольных мероприятий с детьми и родителями, работу Совета школы.
План профилактических мероприятий,
направленных на реализацию направлений Программы.
Источник: www.uchmet.ru