Как назвать программу по развитию речи

Успех работы по развитию речи дошкольников во многом зависит от качества ее планирования.
Планирование работы по развитию речи – это проектирование становления и развития речи каждого ребенка, прогнозирование динамики педагогического воздействия на речь и его результативности.
На современном этапе, в связи с созданием новых типов дошкольных учреждений, разных вариантов программ развития речи, изменившихся условий вопросы планирования решаются по-разному.

Вместе с тем в методике сложились единые принципы планирования работы по развитию речи, которые объективно отражают существующие закономерности и логику речевого развития детей и поэтому являются основой организации педпроцесса в дошкольных учреждениях любого типа.
Среди них первостепенное значение имеют следующие принципы:
1. Реализация всех задач развития речи в их взаимосвязи. В плане должны найти отражение все разделы программы речевого развития: ЗКР, грамматика, словарь, развитие связной речи, ознакомление с художественной литературой.

Развитие речи / Приложения для Ораторского мастерства


2. Деятельностный подход к планированию работы. Работа должна планироваться с учетом особенностей становления и развития коммуникативной деятельности и осуществляться в процессе общения воспитателя с детьми во всех видах деятельности. Организованное обучение родной речи должно основываться на самостоятельности и активности детей и связываться с их бытом, игрой, трудом.
3. Последовательное нарастание требований к речи детей. В дошкольном образовании выработаны определенные требования — это усложнение содержания, методов и приемов речевой работы по мере продвижения в усвоении материала.
4. Индивидуальный подход к детям. Необходимость его определяется тем, что процесс усвоения родного языка у одних детей идет быстрее, у других — медленнее. По-разному складывается и речевое общение ребенка с окружающими людьми. Воспитатель должен уделять внимание не только детям, отстающим в развитии речи, но и одаренным, проявляющим особый интерес к явлениям языка и речи.

Поэтому при планировании работы следует учитывать не только возрастные показатели, но и индивидуальное речевое развитие, данные диагностики речевого развития детей. Особое внимание необходимо обратить на индивидуальную работу в разновозрастной группе.
5. Учет конкретных условий. К конкретным условиям можно отнести особенности речевого окружения детей (характер общения в семье, обилие контактов со сверстниками и детьми другого возраста, местный диалект и т.д.), условия детского дошкольного учреждения, национальные традиции региона.
6. Систематичность педагогического воздействия на речь.
В современных ДОУ утвердились три основных вида планирования: перспективное, календарно-перспективное, календарное.
Перспективный план определяет основные направления в работе воспитателя на месяц и более. Он учитывает взаимосвязь между различными разделами, обеспечивает систематичность и последовательность, единство в работе воспитателей группы.

Развитие речи дома (видео курс для детей 2 — 3 лет) | Занятие 1


Устоявшихся норм и правил оформления перспективных планов нет. Важно, чтобы они не были громоздкими и излишне детализированными.
В зависимости от того, на чем воспитатель акцентирует внимание — на отборе содержания или определении форм организации работы, — выбирается форма планирования. Это могут быть перечни мероприятий, таблицы, схемы, картотеки, текстовые программы индивидуального развития или некоторые программы работы в группе на определенный отрезок времени (месяц, квартал, полугодие, год).
При планировании необходимо помнить о комплексном подходе к решению задач развития речи. Структура занятия определяется принципом взаимосвязи различных разделов речевой работы, при этом одной из главных задач является развитие связной монологической речи.
При разработке содержания каждого занятия учитываются постепенное усложнение программных задач, их значимость на данном этапе обучения, важность повторения определенного материала и т. д.

Существует практика составления перспективных планов по индивидуальной работе с детьми. Такие планы представляют собой индивидуальные программы развития.
Обязательно нужно планировать работу с семьей по созданию благоприятной для речевого развития ребенка среды (просветительская работа с родителями, методическая помощь семье,консультации для родителей, привлечение родительского актива к организации коллективных форм работы с детьми по развитию речи и т. д.).

Читайте также:
Как зарегистрироваться в программе спасибо

Календарно-перспективное планирование сочетает в себе элементы перспективного и календарного планов и ведется с учетом времени года.
По мнению многих педагогов, при таком планировании удобно использовать картотеку занятий, наблюдений, игр, дидактических речевых упражнений, развлечений, фольклорных текстов и т. д. Кроме содержания работы на карточках указываются образовательные задачи, которые решаются с использованием данного материала. Планируя работу на месяц, воспитатель отбирает из разных картотек нужные разработки (конспекты, планы, сценарии, тексты худ. произведений, упражнения, игры для детей) и выстраивает их в определенной последовательности, отмечая при этом на отобранных карточках даты и время проведения мероприятий, использования дидактического и художественного материала. Целесообразно применять условные обозначения, например: первая половина дня; вторая половина дня; [з] — занятие; | пр.| — прогулка; [у]- утро; [в]— вечер.
При календарно-перспективном планировании в конце месяца воспитатели смотрят, все ли задачи реализованы. Если задачи реализованы не полностью, то карточки переставляются в следующий месяц, а картотеку дополняют новыми играми, упражнениями, дидактическими материалами.

Календарное планирование.
На утренние часы планируют коллективные и индивидуальные разговоры педагога с детьми (цель — формирование умений разговорной речи, навыков культуры речевого общения, расширение кругозора детей); работу по ознакомлению с художественной литературой (чтение и рассказывание, повторение стихотворений, рассматривание иллюстраций, занятия в уголке книги по желанию детей); разнообразные дидактические игры и лексические упражнения; индивидуальную работу.
В практике сложились определенные требования к оформлению плана занятия. Рекомендуется указывать:
а) название занятия;
б) задачи, которые предстоит решить;
в) дидактический материал;
г) последовательный ход занятий;
д) способ организации детей на занятии (работа со всей группой, с подгруппой, с определенными детьми; за столами, на коврике, со сменой места и расположения детей).
В план прогулки можно включать словарную работу в процессе наблюдений, труда детей на участке; работу по ЗКР в ходе подвижных игр; дидактические игры и упражнения по различным разделам про¬граммы речевого развития; индивидуальную работу с детьми; коллективные и индивидуальные разговоры на заданную тему; приемы руководства речевым общением детей со сверстниками.
Вечер — удобное время для развлечений, подготовки и проведения игр-драматизаций и инсценировок, индивидуальной работы с детьми по различным разделам программы.
По своему усмотрению воспитатель распределяет основные формы работы с детьми в течение дня.

Источник: www.defectologiya.pro

Образовательная программа по дополнительному образованию детей «Развитие связной речи»

Направленность : социально-педагогическая.

Вид деятельности : развитие речи детей.

Составитель : Доронина Елена Борисовна, педагог дополнительного образования.

Возраст детей : от 6 до 7 лет.

Пояснительная записка

Актуальность программы

Роль родного языка в воспитании детей дошкольного возраста очень велика. Через речь ребёнок усваивает правила поведения, общения, договора между людьми о взаимодействии, воспринимает красоту окружающего мира и может рассказать об увиденном, передавая ощущения и чувства.

К числу важнейших задач логопедической работы с детьми относится формирование связной речи. Это необходимо как для наиболее полного преодоления речевого недоразвития, так и для подготовки дошкольников к школьному обучению.

Успешность обучения детей в школе во многом зависит от уровня овладения связной речью. Восприятие и воспроизведение текстовых учебных материалов, умение давать развернутые ответы на вопросы; самостоятельно излагать суждения – все эти и другие учебные действия требуют достаточного уровня развития детской речи.

Связная речь представляет собой развернутое, законченное, композиционно и грамматически оформленное, смысловое и эмоциональное высказывание, состоящее из ряда логически связанных предложений.

Научная обоснованность

Программа написана в соответствии с современными представлениями науки о механизмах развитии связной речи у ребенка.

Проблемой изучения развития связной речи, как важнейший показатель связности рассматривается умение ребенком структурно правильно строить текст и использовать необходимые для этого средства связи (Ворошина Л.В., Кудрина Г.Я., Ушакова О.С., Шадрина Л.Г.).

Программа опирается на следующие принципы общей и специальной педагогики:

  • Системности;
  • Комплектности;
  • Деятельностный;
  • Онтогенетический;
  • Обходного пути;
  • Общедидактические (наглядности, доступности, индивидуального подхода, сознательности).

Широко используется демонстрационный материал: сюжетные картины и серии сюжетных картин, предметные картинки, опорные картинные и рисуночные планы, схематичные рисунки.

Цель программы:

В ходе обучения формируются представления об основных принципах построения связного сообщения: последовательное изложение событий, отражение причинно-следственных связей, определение основной мысли и соответствующий выбор лингвистических средств необходимых для успешного и результативного обучения в массовой общеобразовательной школе.

Задачи программы:

  • Обучение детей связному последовательному составлению рассказа с опорой на наглядность;
  • Формировать у детей активный зрительный и слуховой контроль за составлением самостоятельного высказывания;
  • Формировать и совершенствовать умение детей использовать в речи предложения различных видов;
  • Обучение детей приемам планирования собственного рассказа;
  • Развитие диалогической формы речи;
  • Совершенствование усвоения норм языка, развитие лексико-грамматических категорий;
  • Закреплять у детей навыки словообразования и словоизменения;
  • Активизация активного и пассивного словаря детей.
Читайте также:
Программа на планшет для ограничения времени работы

Возраст детей, участвующих в реализации образовательной программы

Настоящая программа предназначена для детей 6 – 7 лет.

Срок реализации образовательной программы

Работа по развитию связной речи начинается с октября, после завершения обследования, по май.

Формы и режим занятий

Форма занятий – подгрупповая. Занятия проводятся два раза в неделю. Продолжительность одного занятия, включая динамическую паузу, проветривание составляет 40 минут.

В итоге логопедической работы у детей развивается языковое чутье и постепенно ребенок овладевает необходимыми речевыми умениями и навыками, на основе которых в дальнейшем становится возможным составление монологического высказывания.

На сегодняшний день предлагается большое количество различных методов, цель которых развитие связной речи у дошкольников. Основными и наиболее действенными являются:

  • Пересказ – самый простой из методов, он научит ребенка выделять основные части услышанного текста, связывать их между собою, а затем, придерживаясь основной сюжетной линии, рассказать ранее услышанное.
  • Рассказ по сюжетной картине – научит ребенка выделять главных лиц, прослеживать за их действиями и рассказывать о взаимодействии героев между собой, а также способствует развитию фантазии.
  • Рассказ – описание пейзажной картины. Описание пейзажных картин требует от ребенка умения рассказать о природе, которую он видит, а также о явлениях, запечатленных на ней художником. Для красоты и динамичности рассказа рекомендуется вводить живых персонажей и предложить ребенку проявить фантазии и рассказать о действиях этих персонажей.
  • Логопедическая загадка. Этот метод помогает усвоить логарифм произношения звуков и звуковых сочетаний, а также их правильное применение в словах.
  • Сравнительное описание предметов. Метод способствует развитию аналитических способностей у дошкольника и дает возможность провести сравнение одинаковых и различных особенностей предметов.
  • Творческий рассказ. Дает возможность дошкольнику побороть страх формулирования и высказывания собственных мыслей и чувств. Он учит ребенка не бояться аудитории и публичных выступлений.

Виды занятий по развитию речи:

  • составление и распространение простых предложе​ний по предметным и сюжетным картинкам;
  • обучение детей «чтению» и отгадыванию загадок о предметах по карточкам с условными обозначения​ми и предметным картинкам;
  • составление линейного пересказа текста по опорным картинкам;
  • составление пересказа текста по опорным картин​кам;
  • составление пересказа по тексту и серии сюжетных картин;
  • составление рассказа по опорным картинкам;
  • составление рассказа по сюжетной картине;
  • составление рассказа по схематичному рисуночному плану;
  • составление рассказов-описаний предметов с опорой на предметные картинки и схематичный рисуноч​ный план.

Структура занятия по развитию речи определяется принципом взаимосвязи различных разделов речевой работы.

  1. Обогащение и активизация словаря.
  2. Работа над смысловой стороной речи.
  3. Формирование грамматического строя речи.
  4. Воспитание звуковой структуры речи.
  5. Развитие элементарного осознания языковых явлений.
  6. Развитие связной монологической речи.
  7. Развитие общей и мелкой моторики.

Именно взаимосвязь разных речевых задач на занятии создает предпосылки для наиболее эффективного усвоения речевых умений и навыков. Поэтому целесообразен комплексный подход, где соединяются разные речевые задачи чаще на одном содержании.

Структура занятия включает три базовые части:

  • Активизация словарного запаса.

II.​ Основная часть занятия.

III.​ Подведение итогов занятия.

Описанные методы позволяют быстро и качественно исправить ошибки в речи ребенка, а также развить речь у ребенка, что значительно облегчит его общение со сверстниками, а также старшими людьми. Усвоив и закрепив навыки связной речи, ребенок преодолевает страх общения, намного быстрее проходит школьный адаптационный период, и ему легче дается школьное обучение.

Календарно-тематическое планирование
на 2014 – 2015 учебный год
(Приложение 1)

Цель подгруппового занятия

Источник: logoportal.ru

Рабочая программа по Развитию речи 4-5 года

Оценить 806 0

Содержимое разработки

Педагогическим советом заведующий МАДОУ № 272 МАДОУ № 272 ___________ Г.А. Берлизова

протокол № 1 от 30.08.2017 приказ № 60 от 31.08.2017

по развитию речи

(к программе «От рождения до школы»

под ред. Н. Е. Веракса, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой)

образовательная область речевое развитие

средняя группа (4-5 лет)

2017-2018 уч. год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа базируется на общеобразовательной программе дошкольного образования «От рождения до школы» под. Редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой по направлению речевое развитие.

Читайте также:
Как узнать версию 1с не запуская программу

Развитие Свободного общения с взрослыми и детьми, овладение конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими

Развитие всех компонентов устной речи детей: грамматического стоя речи, связной речи, формирование словаря, воспитание звуковой культуры речи.

Практическое овладение воспитанниками нормами речи.

1. Формирование словаря:

Пополнять и активизировать словарь детей на основе углубления знаний о ближайшем окружении. Расширять представления о предметах, явлениях, событиях, не имевших места в их собственном опыте.

Активизировать употребление в речи названий предметов, их частей, материалов, из которых они изготовлены.

Учить использовать в речи наиболее употребительные прилагательные, глаголы, наречия, предлоги.

Вводить в словарь детей существительное, обозначающие профессии; глаголы, характеризующие трудовые действия.

Продолжать учить детей определять и называть местоположение предмета (слева, справа, рядом, около, между), время суток. Помогать заменять часто используемые детьми указательное местоимение и наречия (там, туда, такой, этот) более точными выразительными словам; употреблять слова – антонимы (чистый – грязный, светло – темно).

Учить употреблять существительные с обобщающим значением (мебель, овощи, животные и т.п.).

2. Звуковая культура речи:

Закреплять правильное произношение гласных и согласных звуков, отрабатывать произношение свистящих, шипящих и сонорных (р., л) звуков. Развивать артикулярный аппарат.

Продолжать работу над дикцией: совершенствовать отчетливое произнесение слов и словосочетаний.

Развивать фонематический слух: учить различать на слух и называть слова, начинающиеся на определенный звук.

Совершенствовать интонационную выразительность речи.

3. Грамматический строй речи:

Продолжать формировать у детей умение согласовывать слова в предложении, правильно использовать предлоги в речи; образовать форму множественного числа существительных, обозначающих детенышей животных (по аналогии), употреблять эти существительных в именительном и винительном падежах (лисята – лисят, медвежата – медвежат); правильно употреблять форму множественного числа родительного падежа существительных (вилок, яблок, туфель).

Напомнить правильные формы повелительного наклонения некоторых глаголов (Ляг! Лежи! Поезжай! Беги! и т.п.), несклоняемых существительных (пальто, пианино, кофе, какао).

Поощрять характерное для пятого года жизни словотворчество, виды сложносочиненных и сложноподчиненных предложений.

Совершенствовать диалогическую речь: учить участвовать в беседе, понятно для слушателей отвечать на вопросы и задавать их.

Учить детей рассказывать: описывать предмет, картину; упражнять в составлении рассказов по картине, созданной ребенком с использованием раздаточного дидактического материла.

Упражнять детей в умении пересказывать наиболее выразительные и динамичные отрывки из сказок.

Реализации рабочей программы по речевому развитию основываются на основных принципах общеобразовательной программы « От рождения до школы » под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой:

принцип развивающего образования, целью которого является развитие ребенка;

принцип культуро сообразности, который обеспечивает учет национальных ценностей и традиций в образовании, образование рассматривается как прогресс приобщения ребенка к основным компонентам человеческой культуры

соответствие критериями полноты, необходимости и достаточности (позволяя решать поставленные цели и задачи при использовании разумного «минимума» материала);

принцип единства воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач образования детей дошкольного возраста, в ходе реализации которых формируются ключевые качества в развитии дошкольников;

принцип интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями детей, спецификой и возможностями образовательных областей;

принцип комплексно – тематического построения образовательного процесса;

построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми, где основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом их деятельности является игра;

варьирование образовательного процесса в зависимости от региональных особенностей;

принцип преемственности между всеми возрастными дошкольными группами и между детским садом и начальной школой.

ФОРМЫ РЕАЛИЗАЦИИ:

Рабочая программа реализуется в форме организованной образовательной деятельности. Занятия проходят 1 раз в неделю,4 занятия в месяц.

Условия реализации рабочей программы:

Методическая литература для педагога:

Программа « ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ » (под ред. Н.Е. Вераксы, Т.Е. Комаровой, М.А. Васильевой), Мозаика – Синтез Москва. 2015

Гербова В.В. Развитие речи в детском саду. Средняя группа. — М.; Мозаика – Синтез, 2015.

Пособия для детей:

Денисова Д. Развитие речи у дошкольников. Средняя группа: Рабочая тетрадь – М. ; Мозаика – Синтез, 2015

Денисов Д. Уроки грамоты для дошкольников. Средняя группа: Рабочая тетрадь. – М. ;Мозаика – Синтез, 2015.

Денисов Д. Прописи для дошкольников. Средняя группа: Рабочая тетрадь. – М. ; Мозаика – Синтез, 2015.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Источник: www.prodlenka.org

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru