Данная образовательная программа по содержательной, тематической направленности является социально-правовой, по функциональному предназначению — учебно-познавательной; по форме организации — групповой.
Актуальность проблемы прав человека сегодня не вызывает сомнений. Российское образование уделяет большое внимание проблеме прав человека, ребенка. Право на жизнь, на достоинство, неприкосновенность личности, свободу совести, мнений, убеждений, автономию личной жизни и т.д.- это необходимые условия гармоничного существования, как современного человека, так и общества.
Сама постановка вопроса о правах детей и их соблюдении отражает изменения в системе образования и, прежде всего, в сфере отношений между основными участниками образовательного процесса: детьми, их родителями, педагогами.
Один из основных факторов, препятствующих более полной реализации прав детей, низкий уровень правовой культуры у всех участников образовательного процесса, поэтому, уже с ранних школьных лет в школе у обучающихся необходимо формировать правовое сознание, развивать гражданские качества и толерантные установки.
Как назвать проект, чтобы его запомнили | vigbo.com
Программа «Правовая азбука» призвана обеспечивать обучающихся необходимыми знаниями, на основе которых формируется правовое мышление и культура, способствовать систематизации имеющихся знаний у обучающихся социально-общественного цикла, также формированию обязательного минимума знаний и умений, необходимых для реализации основных прав и выполнения обязанностей. Тем самым успешно реализоваться как личность, социализироваться в обществе, активно адаптироваться на рынке труда.
Усиление воспитательной функции образования (формирование гражданственности, трудолюбия, нравственности, уважение к правам и свободам человека, любви к Родине, семье, окружающей природе) рассматривается в настоящее время как одно из базовых направлений государственной политики в области образования.
Все это в своей совокупности определяет актуальность представленной программы.
Педагогическая целесообразность программы состоит в том, что изучение и признание прав человека, его свобод способствует формированию у обучающихся гражданского взгляда на окружающий социум, содействует развитию гуманистических ценностей, ориентации и установок. Занятия по данной программе показывают необходимость в правовой грамотности граждан, заставляют детей мыслить, познавать наиболее общие закономерности.
Кроме того, программа предполагает подготовку к дифференцированному школьному обучению по профилям, систематизацию в предметной направленности на допрофессиональную подготовку школьников к обоснованному выбору будущей деятельности в гражданском обществе.
Новизна программы заключается в привлечении обучающихся всех возрастов к проектной, исследовательской деятельности с целью формирования системного мышления и системного подхода к решению комплексных задач при разработке многоэтапного проекта.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.
Просмотр содержимого документа
«Образовательная программа «Правовая азбука»»
Образовательная программа «Правовая азбука»
Пояснительная записка
Данная образовательная программа по содержательной, тематической направленности является социально-правовой, по функциональному предназначению — учебно-познавательной; по форме организации — групповой.
Актуальность проблемы прав человека сегодня не вызывает сомнений. Российское образование уделяет большое внимание проблеме прав человека, ребенка. Право на жизнь, на достоинство, неприкосновенность личности, свободу совести, мнений, убеждений, автономию личной жизни и т.д.- это необходимые условия гармоничного существования, как современного человека, так и общества.
Сама постановка вопроса о правах детей и их соблюдении отражает изменения в системе образования и, прежде всего, в сфере отношений между основными участниками образовательного процесса: детьми, их родителями, педагогами.
Один из основных факторов, препятствующих более полной реализации прав детей, низкий уровень правовой культуры у всех участников образовательного процесса, поэтому, уже с ранних школьных лет в школе у обучающихся необходимо формировать правовое сознание, развивать гражданские качества и толерантные установки.
Программа «Правовая азбука» призвана обеспечивать обучающихся необходимыми знаниями, на основе которых формируется правовое мышление и культура, способствовать систематизации имеющихся знаний у обучающихся социально-общественного цикла, также формированию обязательного минимума знаний и умений, необходимых для реализации основных прав и выполнения обязанностей. Тем самым успешно реализоваться как личность, социализироваться в обществе, активно адаптироваться на рынке труда.
Усиление воспитательной функции образования (формирование гражданственности, трудолюбия, нравственности, уважение к правам и свободам человека, любви к Родине, семье, окружающей природе) рассматривается в настоящее время как одно из базовых направлений государственной политики в области образования.
Все это в своей совокупности определяет актуальность представленной программы.
Педагогическая целесообразность программы состоит в том, что изучение и признание прав человека, его свобод способствует формированию у обучающихся гражданского взгляда на окружающий социум, содействует развитию гуманистических ценностей, ориентации и установок. Занятия по данной программе показывают необходимость в правовой грамотности граждан, заставляют детей мыслить, познавать наиболее общие закономерности.
Кроме того, программа предполагает подготовку к дифференцированному школьному обучению по профилям, систематизацию в предметной направленности на допрофессиональную подготовку школьников к обоснованному выбору будущей деятельности в гражданском обществе.
Новизна программы заключается в привлечении обучающихся всех возрастов к проектной, исследовательской деятельности с целью формирования системного мышления и системного подхода к решению комплексных задач при разработке многоэтапного проекта.
Отличительные особенности программы
Данная программа отличается от школьного курса обществознания тем, что дает дополнительные знания в области права и включает в себя знакомство с нормативно-правовыми документами, законами и организациями, защищающие права детей.
Цель программы — содействие повышению правовой грамотности обучающихся, вооружение их навыками работы с нормативно -правовыми документами, развитие познавательного интереса детей к сферам общества их правовой базе, как одно из условий выработки навыков, с помощью которых каждый сможет реализовывать свои личные права и свободы; а также воспитание чувства персональной ответственности.
Для достижения цели необходимо развить ряд задач. Задачи:
1. Добиться усвоения обучающимися понятий о праве и законе.
2. Способствовать овладению обучающимися практическими знаниями и умениями оценивать свою гражданскую позицию и позицию других людей, предвидеть возможные последствия нарушения прав другого человека, нарушения закона.
3. Расширить контакты обучающихся с правоохранительными органами и структурами и другими организациями, защищающими права детей.
4. Способствовать пониманию обучающимися материальной и духовной ценности общества.
Программа по изучению права строится на основе принципов:
• Целостности законодательно- правовой базы, направленного на формирование у обучающихся понимания неразрывной связи законодательно-правовых элементов и выработки стратегии поведения человека в правовом государстве;
• Междисциплинарности, которая предполагает логическое включение и объединение знаний различных наук: истории, обществознания, экономики, экологии;
• Взаимосвязи регионального и глобального подходов к отражению социальных, правовых проблем;
• Соответствие содержания, форм и методов психолого-возрастным потребностям детей.
В программе используется функциональный подход при рассмотрении прав человека, нормативно-законодательной базы и международные, государственные, муниципальные организации, органы, структуры, защищающие права человека. Такой подход позволяет обосновать необходимость реализации и защиты, прав ребенка (человека). Применение функционального подхода повышает эффективность формирования понятия о праве как о структурном компоненте правового государства.
При разработке программы учитывались психолого-педагогические закономерности усвоения знаний обучающимися, их доступность для обучающихся, уровень, предшествующий подготовке.
Сроки реализации и режим занятий
Данная программа рассчитана на два года. Программа составлена таким образом, чтобы обучающиеся смогли не только уяснить и прослушать материал, но и на практике его отработать и закрепить.
Общий объем реализации программы- 576 часов, в первый год обучения- 144 часа (по 2 часа 2 раза в неделю), во второй и третий год обучения- 216 часов (по 3 часу 2 раза в неделю). Занятия проводятся с перерывом 10-15 минут между учебными часами (продолжительность учебного часа равна 45 мин.). Структура каждого занятия зависит от конкретной темы и решаемых в ней задач.
Формы занятий и оценка результатов
Занятия проводятся фронтально со всеми детьми, но на каждом занятии осуществляется индивидуальный подход к ребенку. Занятия комплексного характера являются интегрированными, в них сочетаются поисковая, творческая, репродуктивная деятельности.
Основными формами занятий являются: лекции, семинары, практическая работа, реферирование материала, собранного в ходе исследовательской работы, экскурсии, походы, конкурсы, выступление с правовыми программами на школьных линейках, праздниках и мероприятиях в приютах, детских садах и т.д.
Проверка усвоения обучающимися полученных в ходе реализации образовательной программы по курсу «Правовая азбука» проводится в форме тестирования, практических и устных проверочных работ, итогового реферата. Контрольные и проверочные тесты проводятся по окончанию разделов.
В основу тестов положены следующие критерии и показатели сформированного указанного качества.
Осознание сущности и значимости нормативно-правовой базы, законов, структур, организаций для защищенности человека (гражданина) в правовом государстве.
Знание и понимание механизмов реализации права, действие законов.
Способность обучающегося к исследовательской работе.
Возможность проведения анализа.
Толерантное отношение к людям. Патриотизм.
Удовлетворенность и чувство ответственности
Ожидаемые результаты
К концу первого года занятий обучающиеся должны знать:
• происхождение и развитие человека, исторические ступеньки развития общества.
• возникновение, развитие и значение для общества технического и социального
• последовательные стадии жизни и развития человека,
• как влияет на ребенка окружающая среда
• права ребенка в школе и в семье,
• символы России: герб, флаг и гимн.
• составлять генеалогическое древо семьи,
• распознавать материальную и нематериальную культуру,
• работать с различными литературными, историческими, нормативными
• составлять хронологические таблицы и схемы,
• применять знания для составления памяток для родителей, учителей и детей.
К концу второго года занятий обучающиеся должны знать:
• обычаи и традиции в семье, в многонациональном обществе.
• о значении здорового образа жизни человека, о вреде токсикомании, наркомании, алкоголизма на здоровье нации
• что такое гражданство, гражданин, закон
• как регулирует закон отношение в семье
• как вести себя в общественном месте
• ветви государственной власти в России
• распознавать отрасли права: уголовное, гражданское, административное
• работать с различными литературными, историческими, нормативными
• составлять хронологические и терминологические таблицы и схемы,
• применять знания для составления памяток для родителей, учителей и детей.
К конце третьего года обучения должны знать:
- Итоговое занятие (16 ч).
- Вводное занятие (3 ч).
- Отрасли права (90 ч).
- Органы государственной власти РФ (21 ч).
Источник: kopilkaurokov.ru
Названия для мероприятий по праву
Здесь – коллекция названий для мероприятий, посвященных правовому воспитанию и просвещению. Каждый пункт списка является самодостаточным (полным, законченным) текстом названия.
- «Программа моей независимости»
- «Качаем права!»
- «Правовая азбука»
- «Без права на бесправие»
- «Право на право»
- «Лабиринты закона»
- «Уроки Фемиды»
- «Правовой турнир-путешествие»
- «Как оставить след в истории и не «наследить»
- «Не пойман – не вор?»
- «Свой и чужой»
- «PRO право»
- «Консультирует правовед»
- «Знатоки права»
- «Право и правопорядок»
- «Где рождается закон»
- «Право быть услышанным»
- «Равноправие»
- «Аукцион прав»
- «Сильное звено»
- «Быль о правах»
- «Виновен – отвечай!»
- «Твои права на безоблачное детство»
- «Знай и соблюдай!»
- «Вредные привычки и закон»
- «Защитники прав»
- «Удивительное путешествие в Правоград»
- «Под защитой закона»
- «Ключ к сокровищам права»
- «Уроки права – уроки жизни»
- «Знай свои права!»
- «Законы, по которым ты живешь»
- «Равенство прав людей от рождения»
- «Не считай ворон – изучи Закон»
- «Правовой флешмоб»
- «В лучших традициях равноправия»
- «Права глазами подростка»
- «Правомерный досуг подростка»
- «Детство под защитой»
- «Права человека и порядок в обществе»
- «Я имею право на все мои права»
- «Ты не прав, если не знаешь прав»
- «Закон вокруг нас»
- «В чем выражается уважение к правам человека»
- «Герои сказок тоже имеют права»
- «Мое и чужое»
- «На защите природы и человека. Правовой навигатор»
- «Ответственность. Мораль и законы»
- «Право собственности»
- «Прав тот, кто знает право»
- «Правовые документы для инвалидов»
- «Предупрежден – значит, вооружен»
- «По лабиринтам экологического права»
- «Закон наш – оплот наш»
- «Я имею право на чувства»
- «Незнание закона не освобождает от ответственности»
- «Законы, которые нас защищают»
- «Слуги Фемиды – кто они?»
- «Я уважаю право»
- «20 вопросов к правосудию»
- «Международные документы о правах ребенка»
- «Спросите у Фемиды»
- «Человек. Государство. Закон»
- «Имеем ли мы право или право имеет нас»
- «Наши права в рисунках»
- «Дань уважения закону»
- «Счастье твое закон бережет»
- «С законом мир строже, но справедливее»
- «Права несовершеннолетних»
- «Права постоянные и временные»
- «Путешествие в страну Закона, Права и Морали»
- «Правовой десант»
- «История разработки документов о правах ребенка»
- «Дань уважения Фемиде»
- «Правовая литература для разных профессий»
- «Где рождаются права»
- «Права и обязанности предпринимателя»
- «Правонарушение как форма девиантного поведения»
- «Юридический компас»
- «Ответственность за происходящее: я или они?»
- «Не знаете законов? Тогда мы идем к вам!»
- «Права работника – под защитой закона»
- «Что такое порядочность»
- «Хотите знать законы, тогда идите к нам!»
- «Права людей с ограниченными возможностями»
- «Право в объективе»
- «Потребитель, знай свои права!»
- «Твои права, абитуриент»
- «Права ребенка от 0 до 8 лет»
- «Слово во славу правоведа»
- «Концепция. Закон. Права»
- «Именем Закона!»
- «Правовое самосознание»
- «Советуясь с Законом»
- «Законы, по которым учимся, работаем, живем»
- «Совет Фемиды»
- «Урок ответственности»
- «Служба в армии: правовые аспекты призыва»
- «В гармонии с собой и законом»
- «Служба в армии: права и отсрочки призывника»
- «История развития прав несовершеннолетних»
- «Семья и право»
- «Твое право на доступ к информации»
- «Семейная правовая азбука»
- «Сам себе адвокат»
- «Инвестиции в права»
- «Сегодня об этом спорят»
- «Ваш навигатор в море законов»
- «С точки зрения закона»
- «Законопослушный гражданин»
- «Родовой сертификат: кому, для чего, когда»
- «Маленьким детям – большие права»
- «Работа и ваши права»
- «Для чего нам права»
- «Путешествие в страну ЗАКОНиЯ»
- «Библиотека и права личности»
- «Скажи дискриминации «нет»
- «Проступок. Закон. Ответственность»
- «Как защититься от несправедливости»
- «Природа под защитой закона»
- «В библиотеку за правом»
- «Преступником стать очень легко»
- «Права от А до Я»
- «Правоспособность и дееспособность»
- «Библиотека – пространство правовых знаний»
- «Правовые электронные системы – окно в мир правовой информации»
- «Понятие права в различных толковых словарях»
- «Правовой статус личности»
- «Воспитание правовой культуры подростков»
- «Правовой диалог»
- «Всё, что вам нужно знать о праве»
- «Правовой букварь»
- «Библиотека и правовое воспитание. Проблемы и перспективы»
- «Правовой багаж пенсионера»
- «Оттенки права»
- «Правовое просвещение населения: тенденции, проблемы, перспективы»
- «С законом на Вы»
- «Правовая лестница»
- «Азбука права»
- «Правовая грамотность – надежная инвестиция в будущее»
- «Детский закон – закон о нас, для нас, за нас»
- «Право на каждый день»
- «Право имею!»
- «Право на благоприятную окружающую среду – важнейшее право человека»
- «Не только права, но и обязанности…»
- «Право в профиль и анфас»
- «Остановиться на грани»
- «Потребитель в законе»
- «Что делать со своими правами»
- «Права ребенка и способы их реализации»
- «Разрешенное и запрещенное»
- «Современное поколение выбирает закон»
- «Права, обязанности и ответственность подростков до 12 лет»
- «Подросток в правовом пространстве»
- «Обязан и имею права»
- «Подросток – правовая зона»
- «Кто прав, и что делать…»
- «Философия права»
- «По закону и совести»
- «Молодые избиратели XXI века»
- «ДНК правоведения»
- «Пенсия в вопросах и ответах»
- «Мои права – мои обязанности»
- «Жертвы правового невежества»
- «Пациент имеет право»
- «Легко ли быть избирателем»
- «Монологи о правах»
- «Приговор бесправию»
- «Охрана прав человека – закон нашего столетия»
- «Прививка от правового невежества»
- «Зачем нужно знать свои права?»
- «Познавая закон»
- «Расплата за правовое невежество»
- «Эпопея рождения законов»
- «Охрана окружающей среды: права и обязанности граждан»
- «Закон обо мне, мне о законе»
- «От проступка до преступления»
- «Моя ответственность за мое здоровье: режим дня, питание, прогулки, сон»
- «Один день в аду бесправия»
- «Права замечательных людей»
- «От зоны комфорта до зоны наказания»
- «Откровения Фемиды»
- «Законы будем уважать, свои права мы будем знать!»
- «Гражданином быть обязан»
- «От знания прав – к исполнению обязанностей»
- «Да здравствуют права!»
- «Задачи правового воспитания»
- «О правах и обязанностях молодежи в труде и выборе профессии»
- «И это всё о них…»
- «Узнавая права – выбираешь судьбу»
- «На весах Фемиды»
- «Приговор правовому невежеству»
- «Диалоги о правах»
- «Ответственность за нарушение школьной дисциплины»
- «Будни адвоката»
- «Мы делаем право доступным для всех»
- «По следам борцов за права»
- «Права человека – гарантия государства»
- «Борьба за права»
- «Можно, нельзя и нужно в вашей жизни»
- «Громко о правах»
- «Знай и уважай свои права и права того, кто рядом»
- «Мир закона в газетах и журналах»
- «Страницы юриста»
- «Собственность. Присвоение чужого»
- «Что у Фемиды на весах»
- «Малый бизнес – под защиту закона»
- «Права свои знай, обязанности не забывай»
- «Точные весы Фемиды»
- «Книга на орбите закона»
- «Я и мои права»
- «Закрытые глаза Фемиды»
- «Знать свои права – это модно»
- «Там, где Фемида отдыхает…»
- «Не нарушайте наши права!»
- «Внутри беззакония»
- «Твои права от А до Я»
- «Квартирный вопрос»
- «Чем грозит правовое невежество»
- «Основные права ребенка»
- «Без прав – не житьё, а – вытьё»
- «Имей терпение ознакомиться!»
- «Права, о которых вы могли только догадываться»
- «Калейдоскоп потребительских прав»
- «В капкане правового невежества»
- «На параллельных дорогах прав и обязанностей»
- «В сетях бесправия»
- «История развития избирательной системы страны»
- «Фокус внимания»
- «Права и ответственность детей с 0 до 11 лет»
- «Слово предоставляется правоведу»
- «История выборов в лицах и фактах»
- «В местах без права и закона»
- «Мой законный интерес»
- «Репортаж из бездны беззакония»
- «Инвалид. Закон. Истина»
- «Права со сроком давности»
- «Топ-5 интересных прав ребенка»
- «Оцени свои права»
- «За что ставят на учет в полицию»
- «В праве заключена добродетель»
- «Хроники рождения закона»
- «Изучи закон, пригодится!»
- «Жизнь в условиях равноправия»
- «Вам должны!»
- «Принципы экологического права»
- «Твои обязанности по дому»
- «Яйца курицу учат!» (о правах ребенка на собственное мнение и право быть выслушанным)
- «Без права на незнание»
- «Доступно о главном»
- «По ту сторону прав человека»
- «Землевладение: права и обязанности»
- «Слово в защиту свобод»
- «Мир права»
- «Как и за что лишают прав»
- «Сам себе правовед»
- «Здравоохранение в официальных документах»
- «Курс на законность»
- «Роль административной деятельности полиции в обеспечении прав и свобод граждан»
- «Иллюзия закона»
- «Правовая экспедиция»
- «Логика права»
- «Права, которые есть только у женщин»
- «Права нации»
- «Магия права»
- «Бесправие: уроки прошлого, ожидания будущего»
- «Защити себя на рынке»
- «Потребитель всегда прав?»
- «Права: как они нас регулируют»
- «Знание закона – наша сила»
- «Прав(а) и счастлив(а)»
- «Защити свое завтра сегодня»
- «Права человека как политика и как идолопоклонство»
- «Декларация прав ребенка»
- «Права человека: от начала и до наших дней»
- «Защита прав студентов и учащихся»
- «Закон и женщина»
- «Права человека – основа гражданского общества»
- «Законы вашего успеха»
- «Информационные и правовые ресурсы в сети Интернет»
- «Человек и закон»
- «Законодательство о материнстве»
- «Правонарушение и наказание»
- «Современные вызовы правовым реалиям»
- «Занимательное правоведение»
- «Жизнь на пенсии»
- «Вооружаем правами!»
- «Источники права»
- «Закон суров, но он закон»
- «Способы реализации своего права»
- «Дети без прав – страна без будущего»
- «Природа права»
- «Молодежь и избирательное право»
- «Право – это не только права»
- «Что такое закон?»
- «Имеет каждый право на гражданство»
- «Будущее общества – за вами»
- «Мы в ответе за свои поступки»
- «Основы права»
- «Чтобы не случилось беды»
- «Приятно познакомиться! Я – твое право!»
- «Демократия начинается с выборов»
- «Не вправе забывать права»
- «От безответственности до преступления один шаг»
- «Что такое экстремизм»
- «Я не имею права на…»
- «Высокая ответственность – требование современности»
- «Правы по-своему мы все…»
- «Права и обязанности молодого специалиста»
- «Права не только на бумаге»
- «Выигрывает тот, кто умеет защищаться»
- «Вооружись правами»
- «Незнающие прав = общественная опасность»
- «Права на любой вкус»
- «Знай права смолоду!»
- «Твоя уличная компания. Как попадают в преступную группу?»
- «Выборы – это ваше право и ваша обязанность»
- «Неподлые законы»
- «Почувствуйте вкус своих прав»
- «Дано от рождения!»
- «Все вправе знать о праве»
- «Права нужны, а обязанности важны»
- «Должны и не должны…»
- «Ваше право, учитель! Ваше право, ученик!»
- «Права от рождения»
- «Актуальные проблемы гражданского права»
- «В мире мудрых мыслей»
- «Когда законы не защищают права?»
- «Право как система ценностей»
- «Вокруг права»
- «Правовой ликбез»
- «Права человека глазами художника»
- «Нельзя брать! Живем честно!»
- «Ваш правовой статус»
- «Интересные факты о правах человека в разных странах»
- «Под знаменем закона»
- «Законы воспитания в семье. Какими им быть?»
- «Законы на защите прав человека»
- «Правовая карусель»
- «В центре внимания права человека»
- «От правил к праву»
- «Я – будущий избиратель!»
- «Правовой перекресток»
- «Через картину к закону»
- «Будьте здоровы! Страховая и платная медицина: права пациентов»
- «Через книгу к своим правам»
- «Как научиться быть ответственным за свои поступки»
- «Слово о правах и обязанностях»
- «Правовая игротека»
- «Активное отношение к выборам – активное отношение к жизни»
- «Как я реализовал свое право: рассказы бывалых»
Источник: woman-gu.ru
Программа по правовому воспитанию «Страна особых правил»
рабочая программа на тему
Цель программы: формирование и развитие правовых знаний и правовой культуры школьников, законопослушного поведения и гражданской ответственности; развитие правового самопознания; оптимизация познавательной деятельности, профилактика безнадзорности, правонарушений и преступлений школьников, воспитание основ безопасности.
Возраст участников программы: 13-15 лет
Скачать:
Предварительный просмотр:
Программа по формированию и развитию правовых знаний
и правовой культуры школьников, законопослушного поведения и гражданской ответственности; развитию правового самопознания;
оптимизации познавательной деятельности, профилактики безнадзорности, правонарушений и преступлений школьников, воспитанию основ безопасности.
«Страна особых правил»
Гладкова Надежда Валерьевна,
социальный педагог муниципального бюджетного
«Средней общеобразовательной школы п. Малиновский»
Правовое воспитание является одним из важных условий формирования правовой культуры и законопослушного поведения человека в обществе.
Воспитание правовой культуры и законопослушного поведения школьников – это целенаправленная система мер, формирующая установки гражданственности, уважения и соблюдения права, цивилизованных способов решения споров, профилактики правонарушений. Программа внеурочной деятельности «Страна особых правил» ориентирована на решение целей и задач программы Развития школы, где выделены основные аспекты правового воспитания: правопорядок, законопослушное поведение, дисциплина, толерантное отношение. Основные аспекты программы взаимосвязаны с направлениями ФГОС: программа социализации обучающихся в разделах: « Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека», «Воспитание нравственных чувств и этического сознания». Воспитание правовой культуры и законопослушного поведения школьников необходимо рассматривать как фактор проявления правовой культуры личности. К структурным элементам правовой культуры личности относится:
— знание системы основных правовых предписаний,
— понимание принципов права, глубокое внутреннее уважение к праву, законам, законности и правопорядку, убежденность в необходимости соблюдения их требованию,
— активная жизненная позиция в правовой сфере и умение реализовывать правовые знания в процессе правомерного социально-активного поведения.
Программа внеурочной деятельности « Страна особых правил» учитывает особенности развития образования в регионе, в частности гражданско-патриотического, гражданско – правового, что позволяет обеспечить реализацию мероприятий различного характера, позволяющих обучающимся актуализировать и оформить свои гражданско-патриотические ценности и установки, сформировать или развить основные компетентности, обеспечивающие реализацию гражданско-патриотических ценностей и установок. Позволяет осуществлять партнерские связи с полицией, администрацией поселения, с медицинскими центрами.
Правовое воспитание как система, как комплекс целенаправленных мер и средств воздействия на сознание учащихся приобретает актуальность в 13-15 лет, когда подростки могут уже сознательно воспринимать сущность законов.
Система правового воспитания ориентирована на формирование привычек и социальных установок, которые не противоречат требованиям юридических норм. Центральной задачей правового воспитания в школе является достижение такого положения, когда уважение к праву становится непосредственным, личным убеждением школьника.
Важно, чтобы учащиеся хорошо ориентировались в вопросах законности и правопорядка, знали правоохранительные органы, систему судов в РФ, ориентировались в вопросах правомерного поведения, знали правонарушения и юридическую ответственность, которая предусмотрена за них. В программе уделяется внимание понятиям «доброта», «порядочность», вопросам морали, морального облика, кодекса чести. В этом состоит уникальность воспитания правовой культуры, формирования законопослушного поведения школьников.
Цель и задачи Программы
Цель — формирование и развитие правовых знаний и правовой культуры школьников, законопослушного поведения и гражданской ответственности; развитие правового самопознания; оптимизация познавательной деятельности, профилактика безнадзорности, правонарушений и преступлений школьников, воспитание основ безопасности.
- Воспитание у школьников уважения к закону, правопорядку, позитивным нравственно-правовым нормам.
- Усиление профилактической работы по предупреждению правонарушений, преступлений и асоциального поведения школьников.
- Формировать элементарные представления о политическом устройстве Российского государства, его институтах, их роли в жизни общества, о его важнейших законах;
Программа разработана на основе следующих документов:
- Закон РФ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (от 24.06.1999г.) № 120.
- Концепции гражданско- патриотического воспитания граждан Ханты- Мансийского автономного округа- Югры., от 20.05.2016 г.
3. Конвенция о правах ребенка
4. Закон РФ «Об образовании»
5. Кодекс РФ об административных правонарушениях
6. Декларацией прав ребенка
7. Конституцией РФ
8. Программой Развития МБОУ СОШ п. Малиновский
9. Уставом МБОУ СОШ п. Малиновский
Срок реализации программы: 2017 — 2018учебный год
Возраст участников программы: 13-15 лет
Этапы и сроки реализации программы:
I Этап подготовительный
(май 2017- август 2017 года)
– определение стратегии и тактики деятельности;
– укрепление межведомственного сотрудничества;
— разработка плана и проектов деятельности
II Этап апробирующий.
(сентябрь 2017- май 2018)
-Практическая апробация разработанных идей, использование форм и методов на практике, проектирование.
III Этап аналитический
(май, сентябрь- 2018)
-обобщение результатов работы;
-экспертная оценка результатов работы;
-разработка рекомендаций для последующей работы.
Место реализации программы:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа п. Малиновский»
Реализация Программы « Страна особых правил» нацелена на реализацию воспитания правосознания и формирования законопослушного поведения школьников призвана способствовать формированию у учащихся правовой культуры и законопослушности. В результате учащиеся должны:
обладать системой знаний в области прав и законов, уметь пользоваться этими знаниями; уважать и соблюдать права и законы; жить по законам морали и государства; быть законопослушным (по мере возможности охранять правопорядок), активно участвовать в законодательном творчестве; быть толерантным во всех областях общественной жизни; осознавать нравственные ценности жизни: ответственность, честность, долг, справедливость, правдивость.
В результате реализации Программы « Страна особых правил» возможно снижение численности учащихся, совершивших преступления и правонарушения, а также состоящих на учете в подразделении по делам несовершеннолетних; формирование положительной мотивации учащихся на исполнение правил, законов, учебную деятельность.
В рамках программы 2 Страна особых правил» реализуются УУД:
Личностные универсальные учебные действия:
— укрепление нравственности, основанной на свободе воли и духовных отечественных традициях, внутренней установке личности школьника поступать согласно своей совести;
-формирование основ нравственного самосознания личности (совести) — способности младшего школьника формулировать собственные нравственные обязательства, осуществлять нравственный самоконтроль, требовать от себя выполнения моральных норм, давать нравственную оценку своим и чужим поступкам;
— ориентация в системе моральных норм и ценностей и их иерархизация, понимание конвенционального характера морали.
-уважение к личности, ее достоинствам, доброжелательное отношение к окружающим, нетерпимость к любым видам насилия и готовность противостоять им;
-умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия, умение контролировать и разрешать конфликты.
Регулятивные универсальные учебные действия:
-адекватно, самостоятельно оценивать правильность выполнения действий и вносить необходимые коррективы в исполнение как в конце действия, так и походу его реализации;
— выделять альтернативные способы достижения цели и выбирать наиболее эффективный способ.
Коммуникативные универсальные учебные действия :
— учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
— осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
— осуществлять контроль, коррекцию, оценку действий партнера, уметь убеждать.
Познавательные универсальные учебные действия:
— строить логические рассуждения, включающие установление причинно- следственных связей;
-объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявленные в ходе исследования.
- КДН
- Отдел полиции №1 ОМВД России по Советскому району;
- Совет Ветеранов городского поселения Малиновский;
- Администрация городского поселения Малиновский;
- Психоневрологический диспансер п. Алябьевский;
- Библиотека городского поселения;
Развитие образовательной среды
Реализация программы внеурочной деятельности «Страна особых правил» предусматривает формирование определенной образовательной среды:
- Распространение памяток «Я имею право» среди учащихся младших классов;
- Создание кабинета «Правовых знаний»;
- Проведение классных часов учащимися;
- Создание учащимися газеты «Правовая помощь ребенку»;
- Участие в викторинах, конкурсах, олимпиадах по праву;
- Привлечение специалистов правовых и юридических специальностей к сотрудничеству;
- Формирование ИКТ компетенций;
- Обеспечение психолого- педагогического сопровождения;
Формы учета знаний и умений, система контролирующих материалов для оценки планируемых результатов освоения программы внеурочной деятельности (Система оценки планируемых результатов)
Программа внеурочной деятельности по формированию законопослушного послушного поведения «Страна особых правил» предполагает обучение на двух основных уровнях: первый — информативный, который заключается в изучении правил и закономерностей законопослушного поведения; второй — гражданско- правовой, позволяющий закрепить правовые знания;
Контроль и оценка результатов освоения программы внеурочной деятельности зависит от тематики и содержания изучаемого раздела. Продуктивным будет контроль в процессе организации следующих форм деятельности: викторины, творческие конкурсы, ролевые игры, тестирование. Подобная организация учета знаний и умений для контроля и оценки результатов освоения программы внеурочной деятельности будет способствовать формированию и поддержанию ситуации успеха для каждого обучающегося, а также будет способствовать процессу обучения в командном сотрудничестве, при котором каждый обучающийся будет значимым участником деятельности.
Описание содержания программы.
Программа состоит из двух блоков:
- Блок «Я и мое поведение»», включает в себя 17 часов
- Блок «Я- гражданин» , включает в себя 18 часов.
Программа внеурочной деятельности реализуется среди учащихся 7-9 классов в течение учебного года, занятия проводятся один раз в неделю, в течение года процесс занимает – 35 часов.
Формы и методы работы:
- мини – проекты;
- ролевые игры;
- игры – викторины;
- дискуссии;
- встречи;
- конкурсы;
- тренинги.
Использование современных образовательных технологий:
Программа предусматривает использование методов личностно -ориентированного обучения, метода проектов, исследовательского метода, метода проблемного обучения, игровую технологию.
Использование современных учебных материалов:
В ходе реализации программы педагог использует интерактивные средства обучения: интернет- ресурсы, компьютер, мультимедийный проектор, интерактивную доску.
Календарно — тематический план
Привлекаемые социальные партнеры
Источник: nsportal.ru