Как назвать программу наставничества

Что это? В России наставничество в образовании – давно забытая практика, которая сейчас обретает новое дыхание. При этом в зарубежных образовательных учреждениях такие понятия, как тьютор или ментор, никуда не исчезали. Наставничество можно вкратце описать как передачу опыта от старшего к младшему, где речь идет не о возрасте, а о накопленных знаниях.

Каким бывает? Подобный подход практикуется не только в школах, колледжах и университетах. Например, в онлайн-образовании – тех же курсах по программированию – это основная и наиболее эффективная модель обучения. Наставничество не ограничивается только технической помощью, но также касается вопросов моральной поддержки студентов.

  1. Понятие наставничества в образовании
  2. Американская и европейская модель наставничества в образовании
  3. Зарубежные практики наставничества в образовании
  4. Наставничество в онлайн-образовании

Пройди тест и узнай, какая сфера тебе подходит:

С чего начать создание наставничества?


айти, дизайн или маркетинг.
Бесплатно от Geekbrains

Понятие наставничества в образовании

Наставничество – наиболее удобный и эффективный способ передачи знаний и умений от опытного и знающего представителя старшего поколения молодым людям. Эта форма обучения корнями уходит в глубокую древность: и в то время молодежи требовалась помощь в социализации и вхождении во взрослую жизнь. Именно таким способом младшее поколение приобретает прикладные знания, умение вести себя в обществе, навыки работы с инструментами.

С помощью наставников у молодых людей формируются определенные жизненные ценности, позитивные установки, они быстрее определяются и успешно реализуют себя во взрослой жизни.

Наставничество в современном образовании давно уже стало его неотъемлемой частью. Эта программа формирует плодотворную среду, в которой все участники полностью раскрывают свой потенциал: студенты, родители, учителя, сотрудники региональных предприятий, молодые специалисты и все те, кто интересуется проблемами педагогики.

В образовательном сообществе наставничество – своего рода канал передачи опыта. Такая технология получения знаний, умений, опыта, навыков и компетенций работает гораздо быстрее и эффективнее, чем другие способы (учебные пособия, уроки, самостоятельная и проектная работа, формализованное общение).

Для вас подарок! В свободном доступе до 25.06 —>
Скачайте ТОП-10 нейросетей, которые помогут облегчить
вашу работу
Чтобы получить подарок, заполните информацию в открывшемся окне

Наставничество применяют в самых разных сферах образования с различными целями обучения или развития наставляемых, к примеру:

  • в школе – с целью профориентации старшеклассников;
  • в высшем учебном заведении – для более глубокого погружения в профессиональное образование студентами-стажерами с целью подготовки их к будущей работе по специальности;
  • в организации – для скорейшей адаптации новых сотрудников с целью донести до них существующие нормы и требования, которые помогут быстрее включиться в работу;
  • с руководителями – для дальнейшего изучения управленческой деятельности с целью перехода на более высокий уровень.

Программа целевой модели наставничества в образовании – это универсальная технология, позволяющая выстраивать отношения внутри любой организации. Она представляет собой технологию передачи существующего опыта и знаний, интенсивного развития личности, формирования жизненных ценностей, а также навыков, компетенций и метакомпетенций.

Как продать наставничество

Американская и европейская модель наставничества в образовании

По мнению Дэвида Клаттербака, автора исследовательской работы «Каждый нуждается в наставнике: забота о таланте в вашей организации», существует две модели наставничества: американская и европейская.

Американская организация системы наставничества в образовании построена на том, что старший по возрасту или обладающий более высоким статусом человек помогает своему протеже. Если исходить из этой концепции, то наставником может быть непосредственный руководитель наставляемого.

Обучение происходит в одностороннем порядке – протеже перенимает опыт старшего товарища, прислушивается к его советам и наставлениям, учится у него. В этом и состоит задача наставника. Американская модель носит название «Спонсорское наставничество», но применять ее достаточно сложно из-за трудной роли наставника.

В данном случае он выступает перед своим подопечным одновременно в трех ролях: учитель, руководитель, наставник.

Европейская методология и практика наставничества в образовании делает акцент на том, что в первую очередь наставник обладает опытом и знаниями, его общественное положение большого значения не имеет. В этой модели социальные различия отодвигаются в сторону, чтобы оба участника чувствовали себя на равных и выстраивали доверительные взаимоотношения.

Обучаемый при такой концепции считается не протеже, а учеником (mentee). Происходит двустороннее обучение, при котором и наставник, и его ученик получают друг от друга что-то новое, так что их отношения взаимовыгодны. На наставника в этой модели ложится задача консультировать ученика с помощью коучинга и фасилитации, то есть недирективного управления.

Поэтому в европейской модели роли наставника и непосредственного руководителя не совмещаются, а принадлежат разным людям, она носит название «Развивающее наставничество».

По мнению Дэвида Клаттербака, руководитель в обязательном порядке должен обладать компетенциями менторинга и наставничества. Поэтому надо обучать и умению быть наставником, и умению быть наставляемым.

Узнай, какие
ИТ-профессии входят
в ТОП-30 с доходом от 200 000 ₽/мес

Команда GeekBrains совместно с международными специалистами по развитию карьеры подготовили материалы, которые помогут вам начать путь к профессии мечты.

Подборка содержит только самые востребованные и высокооплачиваемые специальности и направления в IT-сфере. 86% наших учеников с помощью данных материалов определились с карьерной целью на ближайшее будущее!

Скачивайте и используйте уже сегодня:

Александр Сагун

Александр Сагун
Эксперт GeekBrains

Топ-30 самых востребованных и высокооплачиваемых профессий 2023

Поможет разобраться в актуальной ситуации на рынке труда

Подборка 50+ ресурсов об IT-сфере

Только лучшие телеграм-каналы, каналы Youtube, подкасты, форумы и многое другое для того, чтобы узнавать новое про IT

ТОП 50+ сервисов и приложений от Geekbrains

Безопасные и надежные программы для работы в наши дни

Скачать подборку бесплатно
Уже скачали 21277

Клаттербак считает, что на разных уровнях иерархии каждый руководитель может оказаться в обоих ипостасях одновременно. Хотя существует парадокс: чем выше должность занимает человек, тем меньше его интересует, что происходит в организации.

Наставничество в профессиональном образовании помогает наладить регулярное общение сотрудников, занимающих разные по уровню должности, что способствует развитию организации.

Д.Клаттербак провел исследования, показавшие, что команды, которые применяют коучинг и менторинг и наладили общую взаимосвязь между сотрудниками, способны добиться больших результатов.

При проработке литературы на предмет существования форм наставничества за рубежом напрашивается определенный вывод: методология наставничества в образовании в зарубежной практике в первую очередь направлена на развитие и обучение управляющих кадров.

Зарубежные практики наставничества в образовании

В Германии

На последних курсах педагогического института («семинария»), когда у студентов заканчивается теоретическое обучение, их в это же время направляют на педагогическую практику (рефендариат). В течение 18 месяцев они работают в специально предназначенной для этого школе под наблюдением персонального наставника. В задачу мастера-наставника входит и погружение подопечного в профессию, и отработка полученных в вузе знаний на практике.

Читайте также:
Топ программ для чтения документов на Андроид

Так что за успешную сдачу второго государственного экзамена в равной степени несут ответственность и преподаватели вуза, и сам студент, и его наставник в школе.

В Канаде

Наставничество чаще всего – это разовые встречи, консультации, индивидуальный разбор и осмысление наставляемым собственного опыта достижений и ошибок. Ради этого наставник-тьютор может организовать взаимный обмен уроками или посещение занятий, проводимых кем-то другим, чтобы потом их проанализировать.

Вместе со своим подопечным он принимает участие в работе семинаров, посещает практические занятия по повышению квалификации, но все это в индивидуальном порядке. Так что можно сказать, что в Канаде нет социальных институтов с функцией наставничества.

В Японии

Стать учителем без участия в программе наставничества в этой стране невозможно. Наставник сопровождает молодого педагога не менее 10 часов в неделю и не менее 300 часов в год. Наставляемый 25 дней в году продолжает обучение непосредственно в стенах школы, а за ее пределами вместе с наставником выбирает и посещает профильные мероприятия, семинары, дискуссии, ведет проектную и исследовательскую деятельность. Образовательные программы они тоже выбирают вместе исходя из профессионального дефицита наставляемого.

Со своей стороны наставник регулярно знакомит подопечного с основными направлениями государственной образовательной политики (нормативная база, учебники, программы, стандарты, цифровизация обучения, проблемы образования в целом), помогает находить правильный выход из проблемных педагогических ситуаций.

В Китае

Первые 3 года работы в школе молодой педагог в обязательном порядке участвует в программе наставничества. Он входит в состав школьной учебно-исследовательской группы по своему предмету и группы по подготовке к урокам в конкретном классе. Участие в работе групп строго нормировано – 2-3 занятия по 40 минут в неделю в каждой из них, причем каждое занятие оплачивается как рабочее время.

В Китае распространена очень хорошая практика: взаимный обмен педагогами из сильных продвинутых школ и более слабых на длительный срок (3-5 лет) даже с возможным переездом в другой регион. Это одна из лучших практик наставничества в образовании, позволяющая поднять уровень обучения в более слабой школе и дающая возможность команде педагогов, оказавшейся в правильно организованной образовательной среде, изучить передовой опыт коллег и постараться внедрить его у себя.

В Республике Корея

Положение о наставнике имеет тщательную проработку. В нем говорится, что наставником может быть только педагог со стажем работы не менее 15 лет, имеющий статус «главного учителя», 1-ю квалификационную категорию и прошедший обучение по 180-часовой программе повышения квалификации по наставничеству. При управлении образования работает отборочная комиссия, которая рассматривает и утверждает кандидатуры педагогов-наставников.

Только до 19.06
Скачай подборку тестов, чтобы определить свои самые конкурентные скиллы
Список документов:

Тест на определение компетенций

Чек-лист «Как избежать обмана при трудоустройстве»

Инструкция по выходу из выгорания

Чтобы зарегистрироваться на бесплатный интенсив и получить в подарок подборку файлов от GeekBrains, заполните информацию в открывшемся окне

Одну половину рабочего времени отобранные комиссией учителя преподают учащимся свой предмет или читают лекции на элективных курсах. Вторая половина рабочего графика уходит на сопровождение молодых коллег, исследовательскую деятельность, разработку программ наставничества как в самой школе, так и вне ее стен.

В Эквадоре

В Эквадоре наставничество в образовании тоже очень развито. Наставниками становятся только тщательно отобранные педагоги. От каждой школы выдвигают пять учителей с наиболее высоким рейтингом, к которым их коллеги хотели бы обращаться за методической помощью.

Затем на уровне муниципалитета проводится рефлексивный семинар, в ходе которого из всех представителей выбирают тех, кто больше всего соответствует следующим критериям: умение работать в команде, способность к коммуникации, знание новейших педагогических технологий, умение доходчиво объяснять их смысл и применять на открытых мастер-классах.

Будущие наставники должны пройти 240 часов теоретической и 880 часов практической подготовки, после чего они могут выезжать в муниципальные школы и работать со своими подопечными. Такая система подготовки лишает наставников возможности вести собственные уроки, они работают на освобожденной основе по принципу играющего тренера, но не являются практикующими педагогами.

С другой стороны, при таком подходе к наставничеству все школы муниципалитета имеют примерно один уровень образовательных показателей, поскольку наставники работают не только с молодыми учителями, а со всем педагогическим коллективом школы.

Наставничество в онлайн-образовании

Современное онлайн-образование можно получить двумя способами: самостоятельно и с наставником. В первом случае студент сам решает возникающие проблемы, поэтому при самостоятельном обучении образовательный процесс занимает больше времени.

Во втором случае поддержка ментора заметно облегчает и ускоряет получение знаний. К тому же наставник не только доступно излагает материал и передает студенту свой практический опыт, но и развивает soft-skills (универсальные навыки) и мотивацию к учебе.

Традиционное образование строится по схеме «учитель — знания — ученик». Форма наставничества в образовании онлайн гораздо объемнее: наставник не только разъясняет учебный материал, но и является тем человеком, который развивает у студента soft skills, делится собственным практическим опытом, мотивирует и оказывает моральную поддержку на протяжении всей учебы. В Оксфордском словаре понятие «наставник (ментор)» определяется как «опытный и проверенный советник».

В обязанности наставника не входит решение проблем за студента и снабжение его готовыми ответами. Задача наставника – натолкнуть подопечного на правильную идею, помочь ему принять решение, думая по-своему. Основная цель наставничества – развить навыки, добиться роста личностных качеств и понимания выбранной сферы деятельности.

Студенты осваивают теоретический курс на тренажере, затем сами пишут код, который проверяют код-ревьюеры и указывают на допущенные ошибки. Наставники же помогают решить проблемы, но не дают для этого готовых ответов, а учат студентов самостоятельно находить и исправлять свои ошибки.

Помощь и развитие наставничества в образовании:

  • Моральная поддержка студентов и мотивация. Когда человек повышает свою квалификацию или вообще кардинально меняет профессию, то поначалу он оказывается в совершенно новой для себя среде, в которой ему сложно ориентироваться. Если это IT-сфера, то трудности, встречающиеся на определенных этапах, заставляют студента думать, что он стоит на месте, из-за чего ему хочется все бросить. Наставник в этой ситуации просто необходим: только он сможет поддержать подопечного и объяснить ему, что обучение не проходит без ошибок, это естественный процесс.
  • Обратная связь. Через обратную связь наставник помогает студенту увидеть пробелы в знаниях, утвердиться в своих достижениях и понять, какое направление следует выбрать для движения вперед. Одновременно наставник помогает исправить ошибки, найти альтернативные пути решения проблем.

Источник: gb.ru

Как назвать программу наставничества

Организация: МБОУ ДО «Дворец творчества детей и молодежи имени В.М. Комарова»

Населенный пункт: Челябинская область, г. Снежинск

Организация: МБОУ ДО «Дворец творчества детей и молодежи имени В.М. Комарова»

Населенный пункт: Челябинская область, г. Снежинск

СОДЕРЖАНИЕ

1. Пояснительная записка

2. Цели и задачи

3. Форма наставничества «педагог– обучающийся»

4. Форма наставничества «обучающийся – обучающийся»

5. Формы контроля и оценочные материалы программы

Введение

Целью наставнической деятельности в системе образования выступает непосредственное воздействие на формирующуюся личность, направленное на ее образование, активную социализацию, продуктивное развитие, социальную адаптацию путем передачи опыта от наставника к наставляемому.

Читайте также:
Как назвать игровую программу для детей в помещении

Наставник – это человек, передающий свой опыт и навыки, способствуя тем самым раскрытию потенциала другого человека.

Основные принципы организации наставничества в дополнительном образовании:

— Соблюдение норм профессиональной этики

Доверие и уверенность являются основой успешных отношений между наставником и наставляемым

Выделяют 6 форм наставничества:

В объединении «Мир на ладошке» программа наставничества реализуется в двух формах «педагог– обучающийся», «обучающийся – обучающийся»

В программе используются следующие понятия и термины.

Наставничество — универсальная технология передачи опыта, знаний, формирования навыков, компетенций, метакомпетенций и ценностей через неформальное взаимообогащающее общение, основанное на доверии и партнерстве.

Наставничество — способ передачи знаний, умений, навыков от более опытного и знающего, предоставление помощи и совета детям и подросткам, оказание им необходимой поддержки в социализации и взрослении.

Форма наставничества — способ реализации целевой модели через организацию работы наставнической пары или группы, участники которой находятся в заданной обстоятельствами ролевой ситуации, определяемой основной деятельностью и позицией

Программа наставничества — комплекс мероприятий и формирующих их действий, направленный на организацию взаимоотношений наставника и наставляемого в конкретных формах для получения ожидаемых результатов.

Наставляемый — участник программы наставничества, который через взаимодействие с наставником и при его помощи и поддержке решает конкретные жизненные, личные и профессиональные задачи, приобретает новый опыт и развивает новые навыки и компетенции. В конкретных формах наставляемый может быть определен термином «обучающийся».

Наставник — участник программы наставничества, имеющий успешный опыт в достижении жизненного, личностного и профессионального результата, готовый и компетентный поделиться опытом и навыками, необходимыми для стимуляции и поддержки процессов самореализации и самосовершенствования наставляемого.

Наставническая деятельность – комплекс мероприятий и формирующих их действий, направленный на организацию взаимоотношений наставника и наставляемого в конкретных формах для получения ожидаемых результатов.

1. Пояснительная записка

Наставничество по направлению «Мир на ладошке» — это добровольная практика, способ решить сложные проблемы отдельных категорий обучающихся в группах на занятиях. Практика наставничества реализуется в форме «педагог-обучающийся», «обучающийся-обучающийся» и характеризуется активностью, осознанностью, целенаправленностью и согласованностью взаимных действий, взаимного влияния друг на друга, предполагающий совместную деятельность. По программе «Мир на ладошке» используются следующие формы наставничества:

1. Индивидуальная — предполагает персонализованное сопровождение наставником обучающегося, с учетом индивидуальных образовательных особенностей личности ребенка.

2. Групповая — сопровождение группы обучающихся, обладающих общим или сходным образовательным дефицитом.

3. Коллективная — организация наставничества в работе с коллективом (большой группой) обучающихся, обладающих различными типами образовательных дефицитов.

Цель таких форм наставничества является раскрытие потенциала каждого наставляемого, повышение мотивации к занятиям в объединении и улучшение образовательных результатов. В фокусе внимания наставника находятся:

— личность сопровождаемого и его внутренний мир;

— базовые процессы личностного развития, социализации, самоопределения, идентификации, адаптации сопровождаемого в социальной и образовательной среде;

— система социальных отношений сопровождаемого, в которые он включен в контексте своей деятельности.

Структурные компоненты взаимодействия «педагог-обучающийся», «обучающийся-обучающийся» :

— эмоциональный – показывает способность понимать переживания и сопереживать в процессе межличностных отношений, выражать солидарность и согласие, находить компромисс;

— оценочно-рефлексивный – определяет способность к самонаблюдению в системе отношений, к оценке качества взаимодействия и осознанию необходимых изменений;

— операционально-деятельностный – отражает способности к совместной деятельности: определению цели, созданию проекта и плана действий.

1. ФЗ РФ № 273 «Об образовании», ст. 28, 47, 48.

2. Приказ Министерства образования и науки от 18 апреля 2013 г. № 291 «Об утверждении Положения о практике обучающихся, осваивающих основные профессиональные образовательные программы среднего профессионального образования».

3. Указ Президента РФ от 2 марта 2018 года № 94 «Об учреждении знака отличия «За наставничество».

4. Указ Президента РФ от 7 мая 2018 года № 204 «О национальных целях и

стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года».

Программа «Мир на ладошке» имеет как естественно — научную так и художественную направленность с элементами экспериментальной деятельности. Поэтому благодаря программе наставничества более широко реализуются такие основные принципы объединения «Мир на ладошке» как:

Педоцентрический принцип помогает определить отбор наиболее актуальных для обучающихся младшего школьного возраста знаний, необходимых для его индивидуального психического и личностного развития, а также последующего успешного обучения; предоставление каждому обучающемуся возможности удовлетворить свои познавательные интересы, проявить свои склонности и таланты.

Необходимость принципа экологизации содержания обучения программы «Мир на ладошке» определяется социальной значимостью решения задачи экологического образования детей. Этот принцип реализуется двумя путями: расширением представлений ребенка о взаимодействии человека с окружающим, а также раскрытием системы правил поведения в природе, подчиняющиеся принципу «Не навреди». Действие принципа распространяется не только на отношение человека к природным объектам, но и к другим людям (элементы социальной экологии).

Краеведческий принцип позволяет при изучении природы и социальных явлений широко использовать местное окружение, проводить экскурсии на природу, в места трудовой деятельности людей, в краеведческий, исторический, художественный музеи и т. п. Все это обеспечивает обогащение чувственных представлений детей и облегчает усвоение естественно-научных и обществоведческих понятий.

2. Цели и задачи

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Мир на ладошке» была создана для расширения кругозора обучающихся (об окружающем мире: о деятельности людей, о предметах и явлениях) и развитие мелкой моторики через освоение различных техник рукоделия (лепка, шитье, вышивка, бумагопластика плетение и др.). Для более эффективного освоения программы, она интегрирована с программой наставничества в форме «педагог- обучающийся», «обучающийся – обучающийся». Цель такой интеграции:

  • эффективная реализация индивидуального подхода к каждому ребенку;
  • более продуктивная поддержка отстающих по причине пропусков занятий или личных особенностей ребенка;
  • развитие коммуникативных навыков у детей;
  • более эффективная работа с одаренными детьми;
  • больше простора к мотивации на творческую деятельность
  • более гибкий график работы с каждым ребенком;
  • личная психологическая поддержка и мотивация ребенка;
  • развитие таких качеств как взаимовыручка, умение работать в команде.

Для реализации программы наставничества решаются следующие задачи:

1. Разработка индивидуальной программы работы для учащихся творческой группы (для более эффективной реализации индивидуального подхода к каждому ребенку и эффективной работы с одаренными детьми, личной психологической поддержки и мотивации ребенка).

2. Формирование базы наставников из детей успешно усвоивших программу и выразивших желание попробовать себя в роли наставника (для более продуктивной поддержки отстающих по причине пропусков занятий или личных особенностей ребенка и развитию коммуникативных навыков у детей).

3. Формирование списка сложных тем, в которых педагогом может быть использована помощь наставников детей (для развития таких качеств как взаимовыручка, умение работать в команде).

4. Подготовка оценочных таблиц усвоения знаний умений и навыков по программе (для учета и контроля результатов работы над проектом).

3. Форма наставничества «педагог – обучающийся»

Ролевые модели внутри формы «педагог–обучающийся» предполагают индивидуальную наставническую работу с каждым обучающимся в творческой группе и одаренными или отстающими детьми занимающимися в группах первого и второго года обучения.

Читайте также:
Закройте программу чтобы предотвратить потерю данных как убрать

Наиболее широко наставническая форма «педагог – обучающийся» интегрирована с работой творческой группы. Так как в творческой группе практикуется свободный выбор ребенка тем исследовательских работ, самостоятельный выбор формы организации своей работы над проектом (в команде и/или индивидуально), а также возможен самостоятельный выбор техники рукоделия при создании своей творческой работы.

Таким образом, в таб.1 представлены ключевые направления деятельности.

Таблица №1. Реализация формы наставничества

«педагог – обучающийся» в учебном году

Ф И наставляемого

Темы углубленного изучения

(За рамками программы)

Вязание крючком амигуруми

Столбик без накида, полустолбик прибавка, утавка, счет петель.

Изготовление простой изрушки амигуруми из одной детали – птички.

Изготовление сложной мгогосоставной игрушки мишки-мишки-амигуруми

Нетканный гобелен иглой

Подготовка ткани, перенос рисунка на ткань, заправка нити, регулирование длинны петли, способы заполнения рисунка, фиксация нитей.

Изготовление простой вышивки — котика

Изготобление сложной многосоставной вышивки.

Набор петель на спицы, лицевая, изнаночная, кромочная петля, закрытие петель, сшивание изделия.

Изготовление простой игрушки на спицах — зайки

Изготовление многосоставной игрушки на спицах — котика

Технология реализации формы наставничества «педагог – обучающийся»

Индивидуальная наставническая работа «педагог – обучающийся» делится на два направления:

  1. Наставничество детей отстающих по причине пропусков и индивидуальных особенностей. Эта работа производится по мере необходимости на занятиях с использованием основных блоков № 1, 2 (Оценочные таблицы умений и навыков)
  2. Наставничество детей желающих усовершенствовать свои знания умения и навыки в определенной теме. В случае если ребенок выразил желание более основательно освоить какую-либо тему программы — данные наставляемого, тему углубленного изучения фиксируют в таблице 1 в графе «темы углубленного изучения по программе» (Табл.1 Реализация формы наставничества «педагог – обучающийся» в учебном году). У обучающегося также есть возможность выбрать тему для изучения, не входящую в тематический план программы. Эта тема фиксируют в таблице 1 в графе «Темы индивидуальные, за рамками программы» (Табл.1 Реализация формы наставничества «педагог – обучающийся» в учебном году). Чтобы повысить мотивацию к работе, перед ребенком ставится конкретная цель – планируется индивидуальный проект. Тема проекта и сроки реализации отмечаются в графах таблицы 1 «индивидуальный проект», «описание», «сроки реализации» (Табл.1 Реализация формы наставничества «педагог – обучающийся» в учебном году).

Ожидаемые результаты внедрения формы наставничества «педагог–обучающийся»:

  • повышается творческая активность детей (обучающийся мотивируется на создание авторских творческих работ, получая персональную помощь при выборе и реализации своего проекта с учетом его предпочтений, освоенных навыков и способностей.)
  • снижается уровень неуспевающих обучающихся (так как совершенствуется механизм выявления и поддержки отстающих по причине пропусков занятий или личных особенностей ребенка)
  • повышается мотивация к самоорганизация и самоконтролю обучающихся так как ребенку ставятся четкие цели и сроки реализации проекта, для работы с одаренными детьми создается индивидуальный план участия в творческих конкурсах с гибким графиком работы подстроенный под каждого ребенка

4. Форма наставничества «обучающийся-обучающийся»

Ролевые модели внутри формы «обучающийся-обучающийся» могут различаться в зависимости от потребностей наставляемого:

  • взаимодействие «владеющий – осваивающий» (классический вариант поддержки для достижения лучших образовательных результатов в дополнительном образовании);
  • взаимодействие «равный – равному» (в процессе которого происходит обмен навыками, например, когда наставник обладает критическим мышлением, а наставляемый – креативным или взаимная поддержка, совместная работа над проектом).

Форма взаимодействия «Обучающийся-обучающийся» всегда находится под контролем педагога. Чаще обучающиеся творческой группы выступают наставниками для обучающихся групп первого и второго года обучения.

Основной возраст детей выступающих наставниками в объединения «Мир на ладошке» 9-12 лет. Особенности развития детей этого возраста:

Происходят изменения в мышлении. Ребенок требует фактов и доказательств. Он больше не принимает с готовностью все, что ему говорят, и подвергает все критике. Особенно критичен к авторитетам. Не любит разделять одинаковые убеждения с другими.

Для него трудно принять те соображения, которые идут вразрез с его желаниями. Начинает мыслить абстрактно, но обычно находит всему только крайние «контрастные» объяснения. Либо видит всё в чёрном, либо в белом цвете. Возрастает способность к логическому мышлению. Ребенок способен к сложному восприятию времени и пространства, к проявлению творческого воображения и творческой деятельности и может прогнозировать последствия своих поступков.

По этому материал занятий построен так, чтобы давать больше «пищи» для размышления. Поощряется творческая деятельность, за счет создания свободы для самостоятельного выбора работ и форм организации труда. Дети побуждаются к качественному и вдумчивому рассуждению.

Выступая в роли наставника, ребенок в данном возрасте учится самоорганизации, совершенствует коммуникативные навыки, развивает речь, учится проявлять заботу и терпение, снисходительно относится к чужим ошибкам, поддержать и ободрить наставляемого.

В зависимости от предпочтений и качества усвоения материала наставничество «Обучающийся-обучающийся» может реализовываться по следующим темам:

  • Сравнительная характеристика химических и физических процессов.
  • Покорение неба. Развитие воздухоплавания.
  • Природные явления (вулканы, ветер, звук, электричество,свет, снег, кристаллы)
  • Животные, насекомые и птицы (птицы, кошки, собаки, летучие мыши, ящерицы, пауки, улитки, бабочки).
  • Ремесла древней Руси (гончарное искусство, плетение из бересты, лозы и камыша, ткачество)
  • Традиционные русские узоры (хохлома, городетская роспись, гжель, Роспись Северной Двины, Мезенская (палащельская) роспись
  • Время и механизмы его измерения в прошлом.
  • Разрушительные стихии природы (землетрясение, оползни, сели, обвалы, засуха и наводнения, ураган и смерч)
  • Занимательная физика (наклонная плоскость, блок и рычаг, маятники, центр тяжести, устройства анти- гравитации, движущиеся механизмы своими руками
  • Экология земли (загрязнение воды, воздуха, земли)
  • Человек (органы чувств)
  • Как жили на Руси (древнерусский город, деревня, уклад, особенности жизни, профессии древних славян, что ели и пили на Руси, детские забавы и обязанности в Древней Руси).
  • Народные промыслы России
  • Стили русской росписи (Палехская лаковая живопись, Федоскинская лаковая живопись, Ростовская финифть, Великоустюжское чернение по серебру
  • Ткачество и вышивка (ткачество на бёрдышке,. ткачество на дощечках. ткачество на сволочке или ниту, ткачество на раме, устройство ткацкого станка, русская вышивка жемчугом, орловский спис)
  • Кружево (Кружево на коклюшках, Вологодское кружево, кружево крючком и на спицах. игольное кружево
  • Ковка и резьба (Каслинское чугунное литье, чеканка, скань, тульский самовар, русская резьба (Холмогорская резьба по кости), русская деревянная игрушка)
  • Гончарство на Руси. Изделия из стекла и камня. (Изделия из глины, технологии создания на Руси, промыслы русской художественной керамики. гончарный круг, русская глиняная игрушка, скопинская керамика, изделия из стекла и камня.(Гусевский хрусталь, малахитовые изделия)
  • Вышивка (изонить, хордовая вышивка, вышивка французским узелком, крестиком).
  • Макраме
  • Валяние (мокрое валяние на плоскости, мокрое валяние на шаблоне, сухое валяние на ткани, сухое объемное валяние).
  • Орнамент (геометрический орнамент в квадрате, в круге, растительный орнамент).
  • Гипсовые изделия (резьба по гипсу, техника Терра, отпечатки в гипсе, формы для заливки гипса своими руками)
  • Чеканка и ковка (чеканка на трафаретной основ, объемная чеканка, имитация ковки из фольги, имитация ковки из картона, имитация ковки с заклепками из картона).

Таб.2 План реализация формы наставничества

«обучающийся – обучающийся» в учебном году

Время проведения занятий

Источник: www.teacherjournal.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru