Статья изначально была опубликована на DTF.RU, но со временем она ушла в архив и стала недоступной для большинства пользователей, тем временем я уже не раз получила благодарственные письма, с просьбой выслать материал.
I. Экспозиция
Статья в сонатной форме, так что не ищите тайного умысла в названиях разделов. Идея написать статью возникла неслучайно — в последнее время ко мне за советом часто обращаются начинающие музыканты. Как правило, задаются одни и те же вопросы: как вам моя музыка, смогу ли я работать композитором в игровой индустрии и что мне необходимо для этого?
В свою очередь, хочу сказать, что три года назад один человек очень помог мне дельным советом, и поэтому сейчас я чувствую некую ответственность, и хочу поделиться своими мыслями с начинающими. А чтобы не отвечать каждому в отдельности, тратя драгоценное рабочее время, я и пишу эту статью. Все мои наблюдения строятся лишь на основании личного опыта, поэтому если что-то не так, и я где-то заблуждаюсь, не стесняйтесь — высказывайтесь и дополняйте.
КАК НАУЧИТЬСЯ ПИСАТЬ МУЗЫКУ С НУЛЯ в FL STUDIO или ABLETON
Сперва немного расскажу о себе и том, как я попала в геймдев. Я являюсь профессиональным музыкантом. С 2006 года работаю в игровой индустрии в качестве композитора. Идейный руководитель и исполнитель (в одном лице) студии Martamusic.
После окончания университета я работала концертмейстером в музыкальной школе. И вот однажды к моему другу-программисту обратилась омская команда разработчиков (Studio DVA), которые искали человека, готового безвозмездно написать саундтрек к их первому игровому проекту — «CheПаю». Друг, соответственно, предложил попробовать это сделать.
Так все и началось. Я приняла предложение, так как импровизировать на фортепиано я всегда любила, а тут еще и моя музыка будет звучать в игре, и разработчики обещают славу! Была, правда, одна заминка: на тот момент я не представляла всей сложности работы с компьютерными музыкальными программами, необходимыми для создания конечного продукта.
Но решила, что с работой как в драке: главное — ввязаться, а там видно будет. Проект был долгосрочным, и я начала потихоньку осваивать эту науку. Спустя какое-то время музыка была написана во встроенном секвенсоре моего синтезатора. Обещанной мне известности после выхода проекта конечно же не случилось, но отзывы о музыке в ряде профильных СМИ, таких как «Игромания», AG.ru, были положительными, что и подстегнуло меня к дальнейшим действиям.
Итак, вы начинающий композитор (или себя таковым считаете), пишете музыку, вам и вашим друзьям она, несомненно, очень нравится, и вы решаете, что ее обязательно должен услышать мир. А еще лучше, если она будет звучать в игре!
Таким образом, вы отправляетесь на поиски проекта. От себя хочу заметить: не стоит сразу замахиваться на большие проекты, все равно получить заказ для крупного коммерческого продукта начинающему практически нереально. Поэтому попытайте счастье с начинающими разработчиками.
В модельном бизнесе есть такое понятие time for print, когда начинающие специалисты объединяются и организовывают съемку, а вместо оплаты каждый участник получает расчет фотографиями. В этом есть свой здравый смысл. Я сама работала с несколькими молодыми командами, треки для которых писались за символическую сумму или вовсе бесплатно. Я получала опыт, а некоммерческий проект был «осчастливлен» моей музыкой. Были случаи, когда через какое-то время та же самая команда обращалась ко мне уже с более выгодным коммерческим предложением.
Если вы заинтересованы в том, чтобы у вас была хорошая репутация, качественные работы, которые потом не стыдно будет показать, то не жалейте в этот период ни сил, ни времени. Тем не менее, в такой ситуации я бы не советовала бросать свое старое дело, приносящее вам доход, и с головой окунаться в мир музыки. На мой взгляд, все должно происходить постепенно, и со временем более важные вещи вытеснят второстепенные, мешающие полной самоотдаче любимому делу.
Но вернемся к поискам работы. Предположим, вы нашли объявление о поиске музыканта и решили отправить свое резюме. Несколько советов, как это сделать:
1. Не отсылайте универсальное письмо сразу нескольким компаниям, когда будете рассылать письма с предложением о сотрудничестве. Обращайтесь конкретно к каждому.
2. Пишите о себе честно. Доверие трудно завоевать, но очень легко потерять. Не стоит, на мой взгляд, составлять описания всех тех программ, названия которых вы когда-либо слышали в своей жизни. Ограничьтесь тем главным, что непосредственно касается вашей деятельности, то есть музыки.
3. Если разработчик игры просит указывать определенную тему письма, не игнорируйте его пожелание. Может случиться, что у вашего получателя стоит фильтр на входящую почту, который автоматически удаляет письма, не отвечающие указанным параметрам.
4. Не посылайте в аттаче письма свои треки. Лучше в теле письма оставлять ссылки, ведущие на примеры ваших работ — если вами заинтересуются, то обязательно посмотрят. Если у вас нет возможности создать свою интернет-страничку, то можно использовать специальные ресурсы — MySpace, RealMusic и подобные.
5. Покажите свою заинтересованность проектом.
6. Подбирайте примеры своих работ обдуманно. К примеру, вы знаете, что на данный момент компания работает над шутером, и какой бы великолепной ни была ваша медленная лирическая композиция, ее в данном случае могут не оценить. Если же подходящего трека в вашем арсенале пока нет, я бы посоветовала чередовать произведения на вашей страничке по контрастности.
Чтобы заказчик, прослушав первые две-три композиции одного настроения, с одними и теми же сэмплами, не сделал поспешных выводов о том, что вся ваша музыка однообразная. Помните, ваша страничка должная представлять вас наиболее выигрышным образом.
Если же все ваши попытки найти работу не увенчались успехом — не расстраивайтесь, постарайтесь разобраться, в чем дело, и что не так?
II. Разработка
(или разбор полета)
Причин может быть несколько:
1. Ваша музыка не соответствует запросам индустрии.
Вы любите писать, скажем, чувственные пьески, песенки для души или же бойкую танцевальную музыку. Но, изучив рынок, вы должны будете понять, что музыка здесь носит скорее прикладной характер, т. е. призвана усиливать образ, подчеркивать происходящее на экране, вызывать у игрока определенные чувства. Подумайте и честно ответьте себе — сможете ли вы творить в этом случае?
2. Ваша музыка в сравнении с хитами игровой музыки звучит блекло, непрофессионально.
С развитием компьютерных технологий и интернета писать треки, кажется, может каждый — не надо знать нот, можно не уметь играть, даже наличие слуха необязательно. Но каков при этом получается результат?
Новички предпочитают видеть корень своих проблем не столько в себе, не в своем музыкальном невежестве, сколько во внешних факторах — не та аппаратура, не те сэмплы, не тот секвенсор и т.д. Так начинается бесконечная погоня за новыми технологиями, за «фирменным» звучанием, в итоге время тратится не на развитие себя как музыканта, а на вещи, которые, в свою очередь, тоже очень важны, но не первостепенны. Попытайтесь не зацикливаться на этом.
Что же необходимо для саморазвития и достижения поставленной цели? Приведу фрагмент письма Чайковского к своей сестре:
«… Я боюсь только за бесхарактерность, пожалуй, лень возьмет свое, и я не выдержу; если же напротив, то обещаюсь тебе сделаться чем-нибудь. Ты знаешь, что во мне есть силы и способности, но я болен той болезнью, которая называется обломовщиною, и если я не восторжествую над нею, то, конечно, легко могу погибнуть. К счастью, время еще не совсем ушло. »
К счастью, Чайковский нашел в себе силы и поступил в Петербургскую консерваторию, и за несколько лет упорного труда стал всесторонне образованным музыкантом, а впоследствии и великим композитором.
Итак, вот что вам понадобится.
1. Сильное желание научиться.
2. Критичное отношение к своему творчеству. Как только вы решаете, что у вас все «ок» — это конец вашего роста.
3. Нужно слушать, слушать и еще раз слушать много хорошей и разной музыки. Расширяйте свой музыкальный кругозор.
4. Изучайте гармонию, оркестровку, инструментоведение. И это не обязательно должно быть чтение толстых учебников. Подойдите к процессу творчески, найдите свой путь, так, чтобы вам было интересно.
Для тех, у кого отсутствуют базовые знания гармонии, я бы порекомендовала неплохой ресурс в интернете — музыкальный колледж «7 нот». В разделе гармонии материал излагается автором в очень доступной форме, с юмором и аллегориями, и, что немаловажно, содержит музыкальные примеры в MIDI.
Если вы пишите оркестровую музыку, то ознакомьтесь с инструментоведением. Невозможно прилично написать партию для скрипичных или духовых, не зная природы звукоизвлечения этих инструментов, их штрихов, тембральных возможностей. Из-за незнания возникают такие распространенные ошибки как бездыханная партия духового инструмента на протяжении 20 тактов, когда реальный исполнитель давно бы задохнулся от недостатка воздуха в легких, или использование инструментов симфонического оркестра не в своих регистрах, и так далее.
У меня в училище этот предмет вел дирижер музыкального театра. Он мог бы сухо излагать материал, но выбрал более интересный и эффективный способ, а именно: он всякий раз приглашал на лекцию одного из своих оркестрантов. Те рассказывали о технике исполнения, демонстрировали свою игру и даже давали попробовать поиграть желающим. К слову сказать, тогда я поняла, почему редко встречаются девушки, играющие на контрабасе, валторне, тромбоне и тубе.
Попробуйте действовать тем же способом, отыщите друзей-знакомых, которые будут не прочь провести мастер-класс, возьмите у них пару уроков. Иллюстрацией к учебнику может послужить и подборка видео на YouTube.
5. Анализируйте музыкальные произведения.
Хотела бы упомянуть еще один ресурс, который мне очень нравится. Это форум rmm, и в частности раздел «Оркестровая музыка». В данном топике автор приводит подборку классических произведений, с которыми стоит непременно ознакомиться (партитуры располагаются по принципу «от простого к сложному»). Здесь же даны рекомендации, как изучать.
Для тех людей, кто не владеет нотной грамотой, я бы рекомендовала загружать MIDI-композиции в секвенсор, и, одновременно с аудио записью изучать их в пьяно ролле. Вот некоторые сайты, на которых можно скачать произведения классики (и не только): www.kunstderfuge.com, www.midi-karaoke.info, www.midi.ru.
Также в учебных целях можно использовать программу Band-in-a-Box, которая содержит «строительный материал» для разных жанров музыки. Она позволяет посмотреть, из каких кирпичиков строится музыкальная «ткань» в том или ином случае.
6. Не бойтесь подражать.
Здесь я не имею в виду прямой плагиат, а лишь косвенный переем приемов. Если проанализировать музыку классиков, каким бы ярким и самобытным ни казался нам талант того или иного гения, все они в ранний период своего творчества копировали предшественников. И лишь когда был заложен приличный фундамент, шло формирование своего видения, почерка, стиля.
Хотелось бы подробнее остановиться еще на таком моменте, как перенятие опыта с успешных игровых продуктов, а также отметить важность референсов.
Когда я начинаю работать с заказчиком, я первым делом прошу его высказать пожелания по поводу стиля, привести примеры музыкальных композиций, которые, на его взгляд, удачно подошли бы к проекту. Обычно получаю очень расплывчатые ответы или что-то типа «мы всецело доверяем вашему вкусу». Тогда я сама начинаю задавать наводящие вопросы, приводить музыку из игр, кино, классики и т.д.
В процессе обсуждения, как правило, выясняется направление, в котором нужно двигаться. Если вам для вдохновения предлагаются только скрины, можно спросить у разработчика о прототипах его продукта. Если будущая игра не отличается особой оригинальностью, поиграв в прототипы, вы, скорее всего, будете знать, чего от вас ждут. Останется только привнести свое «креативное видение», чтобы будущая игра в плане музыки была еще лучше и интересней.
Если этого не сделать, то может получиться так, что ваша дальнейшая работа будет походить на «блуждание в потемках». Ваши наброски будут «незаслуженно» отвергнуты, и вам даже не смогут толком объяснить, почему. А учитывая, что время на создание саундтрека бывает весьма ограниченным, то, в конечном счете, недопонимание и напряжение могут нежелательным образом сказаться на самой музыке.
Бывает и наоборот, когда сам разработчик дает референс и просит сделать похожее. К примеру, одна команда обратилась ко мне с просьбой сочинить музыку, похожую на тему из «Гарри Поттера», но, разумеется, так, чтобы это не было плагиатом, а лишь создавало нужное настроение. Прослушав и проанализировав мелодию, я выявила ряд отличительных особенностей в гармонии и инструментовке, и применив те же приемы сочинила свою.
В итоге заказчик остался доволен. А у меня не ушло много времени на творческие поиски. Такой подход во многом облегчает задачу музыканту, поскольку обе стороны точно знают, чего хотят.
7. Если вы не владеете ни одним музыкальным инструментом — научитесь.
Многие почему-то считают, что овладеть инструментом можно лишь в раннем детстве. Разумеется, это верное утверждение, если речь идет о воспитании профессионального исполнителя. Но в истории композиции есть примеры, доказывающие, что композитору это никогда не поздно.
Почитайте биографию Арама Хачатуряна. Рассказывали, что в 19 лет, после переезда в Москву, он увидел стоящую в углу виолончель и сказал, что хочет обучаться игре на «этой большой скрипке». Несмотря на отсутствие элементарной подготовки, но при наличии хорошего слуха и большого желания Хачатурян был принят в «Гнесинку».
Я часто слышу: «А зачем мне это нужно, я и карандашиком превосходно нарисую или натыкаю партию одним пальцем в секвенсоре!». Может оно и так, но умея играть, вы напишите музыкальную фразу куда быстрее, при этом она будет куда естественней. Я уже не говорю об искусстве импровизации. Бах, Моцарт, Лист, Шопен, Рахманинов и другие — все они были выдающимися исполнителями. Боюсь, не владей они техникой игры, творчество их было бы куда скуднее.
8. Изучайте основы звукорежиссуры.
Учебных материалов, статей, посвященных сведению и мастерингу, в интернете более чем достаточно. Общайтесь с людьми, «подсматривайте» их рецепты, экспериментируйте со звуком. Ведь, в конечном счете, весь процесс создания музыки ложится на ваши плечи. Вам предстоит совместить должности композитора, исполнителя, звукорежиссера. И звукорежиссерская работа будет занимать отнюдь не последнее место.
Наконец, запомните: одна лишь теория, не подкрепленная практикой, не даст вам никаких результатов.
III. Реприза
(или возвращаемся к тому с чего начали)
Итак, поскольку никакими временными рамками вы не ограничены, то постарайтесь сделать ваши демо-треки максимально близкими к идеальным и нацеленными на свою аудиторию. Во-первых, если треки получатся интересными, это привлечет к вашему творчеству внимание первых клиентов. Во-вторых, все написанные мной когда-либо демки рано или поздно находили свои проекты.
Старайтесь время от времени пополнять страничку новыми работами, даже если вам кажется, что треков на ней достаточно, не бойтесь увеличивать их количество. Заказчик каждый раз ищет чего-то нового. И зайдя на вашу страничку вновь через какое-то время и обнаружив все те же пару релизов, тут же ее закроет.
Конечно, рамки одной статьи не позволяют раскрыть всех проблем, но, думаю, все выше написанное послужит для вас толчком или хотя бы заставит задуматься.
IV. Кода
Те, кто пробовал свои силы в написании музыки, знают, какой это нелегкий труд. Да, порой музыка сама приходит к композитору, но потом, как правило, идея отшлифовывается часами кропотливой работы. Так что выражение «гений — это 99% труда и только 1% таланта» очень актуально в музыкальном деле.
Наконец, самое главное: нужно поверить в себя, и если вы действительно любите свое дело, то у вас несомненно все получится!
- фриланс
- музыкальный бизнес
Источник: habr.com
20 шагов начинающего музыканта: от старта до первого успеха
Много кто занимается музыкой, но далеко не все ставят цель зарабатывать своим творчеством и собирать вокруг себя аудиторию. Если же вы все-таки решили связать жизнь с музыкой на таком уровне, вам пригодится наш гид, в котором мы разложили карьеру музыканта на 20 шагов и сопроводили каждый шаг бесплатными материалами, созданными вместе с экспертами индустрии.
Зачем нужны шаги и что важно знать
Существует множество вариантов развития музыкальной карьеры, и чтобы описать их все, не хватит и книги. Но мы решили нарисовать примерный путь начинающего музыканта, чтобы тот, кто находится на старте, лучше понимал, что нужно сделать, чтобы иметь шанс прийти к первому успеху.
ИМИ провел исследование с участием 320 музыкантов из разных регионов России и сформулировал ключевые проблемы, которые беспокоят начинающих артистов. В разработке своего гида мы опирались на полученные данные.
Саунд-дизайн: как и где научиться писать музыку
Не всегда получается передать через видимые образы всё, что нужно, — и тогда на помощь приходит звук. Звук позволяет лучше погрузить зрителей в атмосферу фильма, задать настроение перед началом подкаста, передать эмоции рекламного ролика. Чтобы создать классный звук, с ним нужно уметь работать. Преподаватель на курсе саунд-дизайна в GeekBrains Александр Чаткин (Nami) ответил на частые вопросы тех, кто хочет научиться работать со звуком и написать свой первый трек.
- Что такое саунд-дизайн?
- Что нужно знать и уметь, чтобы писать свою музыку?
- Сложно ли научиться саунд-дизайну на курсах?
- Какие программы для саунд-дизайна изучают в GeekBrains?
- С чего начать обучение саунд-дизайну?
- Где искать полезные ресурсы по саунд-дизайну и софту?
Что такое саунд-дизайн?
Саунд-дизайн — искусство создания звуков, шумов и эффектов. Его используют для творческого создания новых звуков для видеоигр, фильмов, голосов и музыки. Звук — важный финальный элемент для погружения аудитории в атмосферу происходящего. Для его создания есть неограниченное количество способов. Вот наиболее популярные из них:
- Фоли (Foley) — искусство создания звуков в студии, которые имитируют звуки, существующие в выдуманном мире, мире кинематографа.
- Запись реальных звуков и их полное изменение в Digital Audio Workstation (DAW) — программе для работы со звуком на компьютере, с использованием различных аудиоэффектов для получения желаемого звучания.
- Использование различных синтезаторов и эффектов — как аппаратных, так и программных.
Примеры саунд-дизайна в кинематографе
- Кинг Конг, 1933. Чтобы получить крик Конга, замедлили скорость воспроизведения плёнки с записью животных.
- Звёздные войны, 1977. Бен Бёртт провёл год, экспериментируя со звуком. И вместо того, чтобы применять синтезаторы, он применял всё возможное из мира реальных звуков — от работающих моторов до стука по металлическим поверхностям. Даже сейчас звуки «Звёздных войн» являются фирменным знаком мира фантастики.
- Матрица, 1999. Для большей глубины погружения в фильм применяли преимущественно цифровые звуки, созданные при помощи компьютерных эффектов и синтезаторов.
- Трансформеры, 2007. Смешивая звук синтезаторов и живые записи кликов, переключателей, рычагов и машинных индустриальных звуков, получили те самые характерные звуки роботов.
Что нужно знать и уметь, чтобы писать свою музыку?
Для написания своей музыки будут полезны:
- Чувство гармонии и ритма, ощущение жанровых нюансов, наслушанность.
- Умение выстраивать аранжировку и знание основ записи и синтеза звуков.
- Знание музыкальных тембров и акустических инструментов.
- Навыки работы с аудио-программами.
- Навыки игры на инструментах.
Сложно ли научиться саунд-дизайну на курсах?
Если учиться самостоятельно и собирать знания по разным видеоурокам и книгам, то будет сложно. Новичку, который не всегда понимает с чего начать изучение, тяжело сориентироваться — некому задать вопросы, непонятно за что хвататься.
Лучше начинать с полноценного курса. Например, программа саунд-дизайна в GeekBrains продумана так, чтобы на неё могли поступить все желающие, даже без опыта. На программе преподают опытные эксперты, которые сами работают над реальными проектами в индустрии, к примеру:
- iBenji — писал музыку для таких мировых брендов, как Аэрофлот, NHL, Samsung, МТС, Marlboro, Kia, HTC, Мегафон и других.
- Николай Мищенко — работает над медиа-проектами, в числе которых написание звука для выставки «33 Буквы» в Центральном Манеже Санкт-Петербурга.
- Yokaze — c 2018 года делает Sample Packs на площадках Loopmasters, Splice. Работал с Zenhiser, Renraku, Ghost Syndicate и другими компаниями.
Вместе с этими и другими экспертами студенты уже во время курсов воплощают свои задумки и пишут первые треки. Также мы учим пользоваться DAW — основой для написания музыки. Изучаем спецэффекты для обработки звука и разбираемся с тем, как создавать аранжировки (инструментал трека) в современных жанрах музыки. А ещё — изучаем основные принципы музыкальной теории.
Какие программы для саунд-дизайна изучают в GeekBrains?
На курсе студенты изучают современные программы для написания музыки и саунд-дизайна, в которых работает множество музыкантов, инженеров по всему миру.
Сердце и главный инструмент — Ableton Live. Это популярная и гибкая платформа для создания музыки. В ней есть полный набор спецэффектов, синтезаторов и обширная библиотека звуков.
Также осваиваем устройства (чаще называются vst plugins/плагины) обработки и синтеза звука от Native Instruments, Xfer Serum, Vital, Phase Plant и многие другие.
С чего начать обучение саунд-дизайну?
Для комфортного погружения в процесс важно обустроить свой творческий уголок, рабочее место.
1. Проверьте, что ваш компьютер соответствует требованиям DAW:
- установлен современный процессор — например, Intel i5, i7 или аналоги от AMD.
- достаточно оперативной памяти — 16 ГБ хватает для большинства задач.
- есть SSD-накопитель, который экономит время загрузки звуков и софта.
2. Купите звуковую карту и хорошие наушники. Если позволяет помещение, то можно дополнить ваш сетап парой студийных мониторов.
3. Скачайте и установите программы, которые мы будем изучать на курсе:
- Ableton Live.
- Native Instruments Kontakt 6, FM8, Guitar Rig 6.
- Xfer Serum, OS X.
- Vital.
- kiloHearts Phase Plant.
- Spectrasonics Omnisphere.
- XLN Audio Addictive Drums 2.
- Toontrack Superior Drummer 3.
- Izotope Ozone, Stutter Edit.
- Sugar Bytes Effectrix.
- Cableguys ShaperBox.
- Serato Sample.
Где искать полезные ресурсы по саунд-дизайну и софту?
- Ableton. Learning Music.
- Ableton. Learning Synths.
- Ableton. Making Music Book.
- Ableton. Loop Talks Summit.
- И ещё много полезной информации в блоге Ableton.
- Andrew Huang — известный музыкальный йотуб-блогер. Делится фишками, и обозревает новинки из мира музыкального софта и железа. Его видео можно встретить также в блоге Ableton.
Каждый музыкальный набросок, мысль, озвученная в диктофон, дни поиска «того самого звука» — ценны. Главное — смело шагать по тропинкам аудио экспериментов, и всё обязательно получится.
Будем рады видеть вас на курсах саунд-дизайна GeekBrains!
И, как говорится, practice makes perfect!
Источник: gb.ru