Добро пожаловать в первую основную главу данной серии обучающих руководств о C++!
В этой главе мы сначала рассмотрим ряд тем, которые важны для каждой программы на C++. Поскольку тем, которые нужно охватить, довольно много, мы рассмотрим большую часть на довольно поверхностном (достаточном для понимания) уровне. Цель этой главы – помочь вам понять, как строятся простейшие программы на C++. К концу главы вы сможете писать свои собственные простые программы.
В следующих главах мы вернемся к большинству этих тем и изучим их более подробно. Мы также представим новые концепции, основанные на них.
Для того чтобы продолжительность урока была управляемой, темы могут быть разделены на несколько последующих уроков. Если вам кажется, что какой-то важный концепт не рассмотрен в уроке, то, возможно, он будет рассмотрен в следующем.
Инструкции
Компьютерная программа – это последовательность инструкций, которые говорят компьютеру, что делать. Инструкция (оператор, statement) заставляет программу выполнять какое-либо действие.
Будешь печатать, как Флэш. Слепая печать. Бесплатный тренажер. Как научиться?
Инструкции – это, безусловно, самый распространенный тип блоков в программе на C++. Это потому, что они являются наименьшей независимой единицей вычисления в языке C++. В этом отношении они действуют так же, как предложения на естественном языке. Когда мы хотим передать идею другому человеку, мы обычно пишем или говорим предложениями (а не случайными словами или слогами). В C++, когда мы хотим, чтобы наша программа что-то делала, мы обычно пишем инструкции.
Большинство (но не все) инструкций в C++ заканчиваются точкой с запятой. Если вы видите строку, оканчивающуюся точкой с запятой, вероятно, это инструкция.
В языке высокого уровня, таком как C++, одна инструкция может скомпилироваться в большое количество инструкций машинного кода.
Для продвинутых читателей
В C++ есть много разных типов инструкций:
- инструкции объявления;
- инструкции переходов;
- инструкции выражений;
- составные инструкции;
- инструкции выбора (условия);
- инструкции итерации (циклы);
- блоки попыток (try).
К тому времени, когда вы прочтете эту серию статей, вы поймете, что всё это такое!
Функции и функция main
В C++ инструкции обычно группируются в блоки, называемые функциями. Функция – это набор инструкций, которые выполняются последовательно (по порядку сверху вниз). По мере того, как вы научитесь писать свои собственные программы, вы сможете создавать свои собственные функции, а также смешивать и сопоставлять инструкции любым удобным для вас способом (мы покажем, как это сделать в следующих уроках).
Правило
Каждая программа на C++ должна иметь специальную функцию с именем main (все буквы в нижнем регистре). Когда программа запускается, операторы внутри main выполняются в последовательном порядке.
Программы обычно завершают работу (завершают выполнение), когда выполняется последняя инструкция внутри функции main (хотя в некоторых случаях программы могут прерваться преждевременно или выполнить после этого некоторую очистку).
Учим Python за 1 час! #От Профессионала
Функции обычно пишутся для выполнения определенной работы. Например, функция с именем » max » может содержать инструкции, определяющие, какое из двух чисел больше. Функция с именем » calculateGrade » может вычислять оценку учащегося на основе набора результатов тестов. Вскоре мы поговорим о функциях намного больше, поскольку они являются наиболее часто используемым инструментом организации в программе.
Примечание автора
При обсуждении функций довольно распространенным сокращением является добавление пары круглых скобок в конец имени функции. Например, если вы видите термин main() или doSomething() , это сокращение для функций с именами main или doSomething соответственно. Это помогает отличать функции от других типов объектов (например, переменных) без необходимости каждый раз писать слово «функция».
Препарирование программы HelloWorld!
Теперь, когда у вас есть краткое представление о том, что такое инструкции и функции, давайте вернемся к нашей программе « Hello world » и более подробно рассмотрим, что делает каждая строка.
#include int main()
Строка 1 – это особый тип строки, называемый директивой препроцессора. Эта директива препроцессора указывает, что мы хотели бы использовать содержимое библиотеки iostream , которая является частью стандартной библиотеки C++, которая позволяет нам читать и записывать текст из и в консоль. Эта строка нужна нам для использования std::cout в строке 5. Удаление этой строки привело бы к ошибке компиляции в строке 5, поскольку иначе компилятор не узнал бы, что такое std::cout .
Строка 2 пустая и игнорируется компилятором. Эта строка существует только для того, чтобы сделать программу более удобочитаемой для людей (путем разделения директивы препроцессора #include и последующих частей программы).
Строка 3 сообщает компилятору, что мы собираемся написать (определить) функцию с именем main . Как вы узнали ранее, каждая программа на C++ должна иметь функцию main , иначе она не сможет компилироваться.
Строки 4 и 7 сообщают компилятору, какие строки являются частью функции main . Всё, что находится между открывающей фигурной скобкой в строке 4 и закрывающей фигурной скобкой в строке 7, считается частью функции main . Это называется телом функции.
Строка 5 – это первая инструкция в функции main и первая инструкция, которая будет выполняться при запуске нашей программы. std::cout (что означает «вывод символов») и оператор
Строка 6 – это инструкция (оператор) возврата. Когда выполняемая программа завершает работу, она отправляет значение обратно в операционную систему, чтобы указать, успешно она выполнилась или нет. Этот конкретный оператор return возвращает операционной системе значение 0, что означает «всё прошло хорошо!». Это последняя выполняемая инструкция в программе.
Все программы, которые мы напишем, будут следовать этому общему шаблону или его разновидностям.
Примечание автора
Если часть (или всё из) приведенного выше объяснения сбивает вас с толку, то этого можно было ожидать на данном этапе. Это было просто для краткого обзора. В последующих уроках будут подробно рассмотрены все вышеперечисленные темы с большим количеством дополнительных объяснений и примеров.
Вы можете скомпилировать и запустить эту программу самостоятельно, и вы увидите, что она выводит на консоль следующее:
Hello world!
Если у вас возникнут проблемы при компиляции или запуске этой программы, ознакомьтесь с уроком «0.8 – Несколько основных проблем C++».
Синтаксис и синтаксические ошибки
В английском языке предложения строятся в соответствии с определенными грамматическими правилами, которые вы, вероятно, учили на уроках английского в школе. Например, обычные утвердительные предложения заканчиваются точкой. Правила, управляющие построением предложений в языке, называются синтаксисом. Если вы забудете точку и запишете два предложения вместе, это будет нарушением синтаксиса английского языка.
В C++ тоже есть синтаксис: правила о том, как ваши программы должны быть построены, чтобы считаться корректными. Когда вы компилируете свою программу, компилятор отвечает за то, чтобы ваша программа следовала базовому синтаксису языка C++. Если вы нарушите это правило, компилятор пожалуется, когда вы попытаетесь скомпилировать свою программу, и выдаст вам синтаксическую ошибку.
Давайте посмотрим, что произойдет, если мы опустим точку с запятой в строке 5 программы «Hello world», например:
#include int main()
Не стесняйтесь компилировать самостоятельно эту плохо сформированную программу.
Visual Studio выдает следующую ошибку (ваш компилятор может генерировать сообщение об ошибке с другой формулировкой):
c:vcprojectstest1.cpp(6): error C2143: syntax error : missing ‘;’ before ‘return’
Это означает, что у вас есть синтаксическая ошибка в строке 6: компилятор ожидал точку с запятой перед оператором return , но не нашел ее. Хотя компилятор сообщит вам, какую строку кода он компилировал, когда обнаружил синтаксическую ошибку, на самом деле пропуск может быть в предыдущей строке. В этом случае ошибка фактически находится в конце строки 5 (компилятор не обнаружил проблему до строки 6).
При написании программы синтаксические ошибки встречаются часто. К счастью, их обычно легко найти и исправить, поскольку компилятор обычно указывает вам прямо на них. Компиляция программы завершится только после устранения всех синтаксических ошибок.
Вы можете попробовать удалить символы или даже целые строки из программы «Hello world», чтобы увидеть различные типы возникающих ошибок. Попробуйте восстановить отсутствующую точку с запятой в конце строки 5, а затем удалите строки 1, 3 или 4 и посмотрите, что произойдет.
Время для теста
Следующий тест призван укрепить ваше понимание представленного выше материала.
Вопрос 1
Что такое инструкция (statement)?
Инструкция в компьютерной программе – это аналог предложения в естественном языке. Она сообщает компьютеру выполнить какое-либо действие.
Вопрос 2
Что такое функция?
Функция – это набор инструкций, которые выполняются последовательно.
Вопрос 3
Как называется функция, которая должна быть во всех программах?
Вопрос 4
Где начинается выполнение, когда запускается программа?
Выполнение начинается с первой инструкции внутри функции main .
Вопрос 5
Каким символом часто заканчиваются инструкции в C++?
Точка с запятой ( ; ).
Вопрос 6
Что такое синтаксическая ошибка?
Синтаксическая ошибка – это ошибка, выдаваемая компилятором во время компиляции, когда ваша программа нарушает грамматические правила языка C++.
Вопрос 7
Что такое стандартная библиотека C++?
Файл библиотеки – это набор предварительно скомпилированного кода, который был «упакован» для повторного использования в других программах. Стандартная библиотека C++ – это библиотека, поставляемая с C++. Она содержит дополнительные функции для использования в ваших программах.
Теги
Сохранить или поделиться
На сайте работает сервис комментирования DISQUS, который позволяет вам оставлять комментарии на множестве сайтов, имея лишь один аккаунт на Disqus.com.
В случае комментирования в качестве гостя (без регистрации на disqus.com) для публикации комментария требуется время на премодерацию.
Присоединяйтесь к нам во ВКонтакте!
- Антенны и распространение радиоволн
- Беспроводная связь
- Высокочастотная техника
- Волоконно-оптические линии связи (ВОЛС)
- Измерительная техника
- Исполнительные механизмы и драйверы
- САПР
- Спутниковая связь
- Схемотехника
- Телевидение
- Цифровая электроника
- Технологии и инструменты
- Электронные компоненты
- А что внутри?
- Прочее (радиоэлектроника)
- Алгоритмы и структуры данных
- Базы данных
- Веб-разработка
- Мультимедиа (разработка ПО)
- Нейронные сети
- Паттерны проектирования
- Связь
- Системы сборки ПО
- Языки программирования
- Компьютерные сети
- Операционные системы
- Верстка
- Системы контроля версий
- История технологий
- Мультимедиа
- Новости телекома
- Нормативная документация
- Охрана труда
- Полезные программы
- Просто интересно
- Экономика телекоммуникаций и электронной промышленности
- Экономика и инвестиции
Как освоить программирование с нуля
Помогут курсы, книги и обучающие материалы, много практики.
Анастасия Хамидулина
Автор статьи
17 января 2023 в 12:40
Программисты востребованы на рынке, работают из дома или под пальмой. Плюс зарабатывают хорошие деньги — в среднем от 70 000 ₽ до 200 000 ₽. Уже немало причин изучать программирование и работать в IT. Но прежде чем строить карьерные планы, важно выбрать язык.
Зачем учиться программировать
✅ Зарабатывать деньги. В IT джун (новичок) получает в среднем 70 000 ₽. Если дорасти до мидла (специалиста), будут платить 150 000 ₽, а если до сеньора (старшего спеца) — 240 000 ₽. И это не предел.
Схожие зарплаты в России только у нефтяников и газовиков, но они работают в суровых условиях. Программисту не надо ехать на Север. Человек вообще может находиться где угодно — в офисе, на даче или за границей — и зарабатывать.
✅ Быть востребованным специалистом. Айтишники нужны всем: заводам, предприятиям, агентствам, игровым компаниям, государственным НИИ. Можно выбирать, куда устроиться и на кого работать. На Хабре в конце года было больше 1700 вакансий, новые появляются ежедневно.
✅ Работать удаленно. Айтишнику не нужно вставать в шесть утра и по пробкам добираться до офиса. Работать можно из любой точки, где есть интернет и розетка для ноутбука.
✅ Обходить конкурентов. С навыками программиста можно стать сильным кандидатом на рынке труда. Например, если аналитик умеет писать скрипты, он быстрее найдет закономерности в данных, чем если бы изучал всё вручную. Такой специалист успевает делать больше — а значит, и стоит дороже.
✅ Развиваться. Программирование улучшает логику, абстрактное мышление, анализ. Если подобные навыки нужны на работе, программирование — хороший тренажер.
Веб-разработчик: новая работа через 9 месяцев
Получится, даже если у вас нет опыта в IT
Какие языки программирования изучать
HTML и CSS
Особенности. Не являются полноценными языками программирования. HTML помогает разметить, где на странице какой элемент — кнопка, меню или панель навигации, а CSS — всё оформить визуально. Например, залить фон, добавить тень, поменять шрифт.
Изучать HTML и CSS несложно, потому что не надо заниматься вычислениями. Через месяц регулярных занятий реально собрать простую страничку в интернете.
Кому нужны. С HTML и CSS работают верстальщики, то есть айтишники, которые собирают каркас веб-страниц. Динамику странице придают фронтендеры: через код заставляют менюшки выпадать, баннеры — вылетать, а кнопки — мигать. Кстати, фронтендерам HTML и CSS тоже нужны для общего понимания структуры страниц.
JavaScript
Особенности. Язык JavaScript делает веб-страницу динамичной. Например, когда при наведении курсора подсвечивается кнопка, а при заполнении формы вылезают подсказки, — это работает JS.
JavaScript — ограниченный по применению язык. На нём пишут программы только для сайтов и браузерных игр, поэтому его несложно учить. За месяц реально освоить базу.
Кому нужен. Фронтендерам, программистам, которые занимаются веб-разработкой: пишут сайты и браузерные игры.
Python
Особенности. Используют язык новички, чтобы разобраться в программировании, и опытные спецы — для работы. На Python пишут веб-сервисы, приложения, интернет-магазины, а еще занимаются сложной разработкой.
Кому нужен. В основном:
- Веб-разработчикам, чтобы создавать веб-приложения и сайты.
- Machine learning- и AI-инженерам, которые создают искусственный интеллект и машинное обучение.
- Big data scientist, задача которых — обрабатывать разные типы данных.
C/C++
Особенности. Языки относятся к сложным. Сами по себе очень похожи, но некоторая разница есть. Синтаксис C проще, чем у C++, а еще он более предсказуемый — в нём проще найти ошибки.
Учить языки самостоятельно трудно, а чтобы освоить базу, нужен год-два. Хорошо, если есть куратор или наставник: поможет разобраться в сложных моментах.
Кому нужны. На C пишут ПО, софт и программы для микропроцессоров. На C++ — программируют искусственный интеллект, облачные хранилища и создают игры.
5 правил эффективного обучения
Java
Особенности. По сложности изучения — средний, по применению — удобный: иногда, чтобы решить задачу, требуется всего одна команда. Отдельный плюс: программы на Java работают на любой операционке, потому что язык кросс-платформенный.
Кому нужен. Спецам, которые занимаются разработкой искусственного интеллекта, облачными вычислениями и созданием игр.
PHP
Особенности. Программисты через PHP связывают ту часть страницы, которую пользователь видит в браузере, с той, что лежит на сервере. По-другому — занимается бэкендом. Учить язык несложно: синтаксис простой, а в интернете много обучающих материалов.
Кому нужен. Специалистам, которые разрабатывают бэкенд сайтов.
SQL
Особенности. Язык нужен, чтобы работать с базами данных. Например, среди сотни данных находить что-то конкретное, удалять, перемещать или загружать новое.
Для изучения — простой язык. Чтобы на нём работать, не нужны глубокие знания в разработке или математике.
Кому нужен. SQL используют специалисты, которые работают с данными. Например, бизнес-аналитики. А еще администраторы баз данных и те, кто их разрабатывает.
27 апреля 19:00 МСК
Как работать из дома без навыков программирования
С чего начать изучение программирования
Пройти курс. Приобретете базовые навыки и начнете карьеру в IT. Еще бонус — после обучения есть портфолио, диплом, и всё это можно приложить к резюме.
Можно нагуглить и бесплатные курсы — правда, без поддержки лекторов, разбора домашек и диплома. Учиться будет посложнее, зато можно составить впечатление о языке до того, как идти на учебу за деньги.
Если нужен более серьезный подход, уже выбрали язык — смотрите курсы от онлайн-университетов. Желательно выбирать те, где помогают найти новую работу. Например, у Skypro это не просто помощь, а гарантия: найдут работу или вернут деньги. Учиться можно на Java- или Python-разработчика. Понадобится меньше года и всего десять часов в неделю: сможете совмещать с основной работой.
Учиться самому. В интернете гора видео, справочников и форумов с бесплатным доступом. Можно найти онлайн-тренажеры, вступить в сообщество спецов, попросить помочь с задачками.
Ниже способы, как изучать программирование самостоятельно.
Читать книги. Главное — выбрать литературу начального уровня. Книга быстро погружает в обучение, можно перечитать пройденный материал или вернуться на нужную страницу, чтобы освежить знания.
Начать учиться программированию можно с этих книг:
- «Искусство программирования», Дональд Кнут.
- «Паттерны проектирования», Эрик Фримен.
- «Алгоритмы для начинающих», Панос Луридас.
- «Алгоритмы: построение и анализ», Томас Кормен, Чарльз Лейзерсон.
Гуглить обучающие материалы. На ютубе есть видео от экспертов, базовая теория и разбор сложных задачек. Можно читать статьи в IT-блогах или тренироваться на бесплатных тренажерах. И даже учиться через игру, например на Code Combat — многопользовательской браузерной игре.
Использовать метод Франклина. На теории далеко не уехать, нужна практика. Метод Франклина работает так:
- Читаете книгу, пока не наткнетесь на кусок кода.
- Изучаете фрагмент, делаете заметки, но сам код не переписываете.
- Закрываете книгу, открываете ноутбук и пробуете воспроизвести скрипт.
- Проверяете. Если допустили ошибки, еще раз изучаете кусок кода в книге и заново пытаетесь напечатать. И так — до тех пор, пока не будет правильно.
Метод Франклина развивает мысленные образы и помогает погружаться в структуры переписываемых программ.
Практиковаться. Можно решать задачи из задачника, смотреть чужой код и копировать его или использовать онлайн-тренажеры. Еще практиковаться помогают игры. Например, CodinGame.
Можно разрабатывать пэт-проект. Это проект, который программист пишет для себя, чтобы оттачивать навыки. Пэт-проектом может быть страничка в интернете или простая программа — выбираете сами.
Работать с наставником. Его ищите в тематических сообществах или телеграм-каналах. Наставник не проведет за ручку по всем сложным моментам, но подскажет, если в учебе будет затык. А еще посоветует, что изучать, как начать карьеру.
Как найти работу
Самое очевидное — искать на сайтах вакансий вроде хедхантера или гикджоба. Порядок стандартный: составляете резюме, прикладываете портфолио и откликаетесь на вакансии.
Другой способ — искать предложения в телеграме. Мониторьте каналы и откликайтесь. Вот несколько каналов, где рекомендуем искать вакансии:
- «Работа в Сколково».
- «IT Вакансии: Разработка | QA | DevOps | Management».
- Telegram IT Job.
- «DevOps Jobs — работа и аналитика».
Еще вариант — заходить на сайты крупных компаний вроде «Яндекса» или «Сбера», просматривать список вакансий и присылать отклик на почту.
Вкратце
- Айтишники получают в среднем от 70 000 ₽ до 200 000 ₽, работают где угодно и всегда востребованы на рынке.
- Прежде чем учиться кодить, надо выбрать язык. Среди простых — HTML и CSS, JavaScript, PHP, SQL. Посложнее — Java, C/C++.
- Дальше, чтобы изучать программирование, стоит читать книги, форумы, подписаться на тематические сообщества. Бесплатные видео и курсы помогут познакомиться с языком, прежде чем идти на учебу за деньги.
- Начинающие спецы могут искать работу на сайтах с вакансиями, в телеграм-каналах или писать на почту крупных IT-компаний. Если сразу не позовут на работу — могут предложить стажировку.
Источник: sky.pro
Что такое разработка: объяснение для новичков
Объясняем, что такое программирование и с чего начать, на примере JavaScript. Этот язык занимает лидирующие позиции в рейтингах популярности, а также поддерживает императивные, структурируемые, объектно-ориентированные и управляемые событиями парадигмы.
Примечание Вы читаете улучшенную версию некогда выпущенной нами статьи.
- Набор инструментов для программирования с нуля
- Переменные
- Объекты
- Массивы
- API
- Функции
- Логические ветви и сравнения
- Циклы
- null и undefined
- Области применения
- Комментирование кода
- Заключение
Набор инструментов для программирования с нуля
Инструментарий типичного программиста чаще всего состоит из следующих вещей:
- компьютер;
- интернет (прежде всего он нужен для поиска всего неизученного и неизвестного в любом из известных поисковых сервисов);
- редактор кода (или IDE — комплекс программных средств, используемый программистами для разработки программного обеспечения), который поможет упорядочить всё, что вы создаёте;
- компилятор или интерпретатор. Это программа, которая читает ваш код и пытается найти в нём ошибки. Затем он собирает ваш код в единый пакет и передаёт компьютеру для выполнения;
- наушники. Возможно, вас будут отвлекать внешние шумы, а наушники — один из простых способов оградить себя от шумов.
Вы можете использовать бесплатное ПО в начале работы, такое как Atom и Notepad++. Также можно попробовать SublimeText, однако этот редактор является платным.
Переменные
В начале программирования нужно освоить переменные — именованные области памяти для хранения данных. Есть две основные причины, по которым следует именовать данные:
- Вам зачастую не известно, что будет скрываться под переменной
- Вам может быть сложно вспомнить, что значит та или иная переменная.
Чтобы переменная существовала, её нужно объявить. Объявление переменных служит в роли свидетельства о «рождении» для данных. Давайте посмотрим на пример:
var the_number_of_days_in_december
Ключевое слово var означает переменную.
Переменной нужно присвоить значение:
var the_number_of_days_in_december = 31
Теперь вы можете использовать переменную, the_number_of_days_in_december вместо числа 31.
Следует помнить, что вы также можете объявлять переменные для данных, которые ещё не существуют. Например, вы можете объявить var donalds_birthday и сообщить приложению, чтобы оно ожидало ввода значения. Всё, что будет введено пользователем для этой переменной, будет использоваться в тексте под именем donalds_birthday
Переменной также можно объявить целую строку или фрагмент текста:
var great_song_lyrics = ‘pasito a pasito, suave suavecito’
Теперь можно где угодно в коде написать great_song_lyrics и компьютер поймёт, что речь идёт о ‘pasito a pasito, suave suavecito’ . Проверим это утверждение.
Откройте консоль в Google Chrome нажатием клавиши F12 (для владельцев Mac рекомендуется ознакомиться с этой статьёй). Перед вами появится следующее окно:
Убедитесь, что выбрана вкладка «Console», кликните на пустом поле рядом со знаком «больше» ( > ), объявите переменную и присвойте ей значение, а затем нажмите клавишу ввода.
В консоли отображается сообщение undefined из-за того, что строка кода не вывела какие-либо данные, чего, собственно, делать и не должна. Теперь введите название своей переменной в строку и нажмите кнопку ввода.
Поздравляем! Консоль (которая также служит в роли интерпретатора) понимает вашу переменную.
Объекты
А что такое разработка без объектов? В JavaScript объекты объявляются почти так же, как и переменные:
var human =
Здесь мы объявили четыре переменные, и сможем найти их, поэтому мы сможем найти их, когда захотим узнать что-нибудь о human . Всё, что вы видите в фигурных скобках, разграничивается на две части: слева прописываются поля, а справа указываются свойства для них. Объект может иметь любые свойства до тех пор, пока они находятся внутри .