Как написать вариативную часть программы

Содержание

Проектирование основной образовательной программы дошкольной организации в соответствии с ФОП ДО и ФГОС ДО.

Данная статья будет полезна методистам дошкольных организаций и старшим воспитателям. Вы узнаете, как разработать ООП ДОО по ФОП ДО, что необходимо учесть при составлении образовательной программы сада, на какие нормативные документы должен опираться старший воспитатель при составлении программы.

Государственная политика в сфере образования

Согласно ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», дошкольное образование является обязательной первичной составной частью системы беспрерывного образования в нашей стране. Это целостный процесс, направленный на обеспечение разностороннего развития ребенка дошкольного возраста в соответствии с его задатками, наклонностями, способностями, индивидуальными психическими и физическими особенностями, культурными потребностями, а также на формирование у ребенка дошкольного возраста нравственных норм, приобретение им жизненного социального опыта.

Анализ учебного плана по ФГОС по ТОП-50

Государство признает приоритетную роль дошкольного образования и создает надлежащие условия для его получения. На сегодняшний день есть основной документ, регламентирующий работу всех дошкольных учреждений в России – это Федеральная образовательная программа дошкольного образования (утверждена приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 25 ноября 2022 г. № 1028).

Как разработать ООП ДОО по ФОП ДО

ФОП ДО является основой для самостоятельной разработки и утверждения садами основных образовательных программ (ООП). Давайте разберёмся, в чём особенности программы, выясним этапы разработки ООП по ФОП.

Особенности ООП ДОО по ФОП ДО

Часть, формируемая участниками образовательных отношений, составляет не более 40% и может быть ориентирована на специфику национальных, социокультурных и иных условий, в том числе региональных, в которых осуществляется образовательная деятельность; сложившиеся традиции ДОО; выбор парциальных образовательных программ и форм организации работы с детьми, которые в наибольшей степени соответствуют потребностям и интересам детей, а также возможностям педагогического коллектива и ДОО в целом.

Содержание и планируемые результаты разрабатываемых в ДОО Программ должны быть не ниже соответствующих содержания и планируемых результатов Федеральной программы образования.
Обязательным разделом ООП является рабочая программа воспитания дошкольников. Здесь должна быть раскрыта работа по формированию духовности, патриотизма, приобщения к культурным ценностям российского народа.

Этапы разработки ООП ДОО по ФОП ДО

Структура основной образовательной программы имеет три раздела: целевой, содержательный, организационный.
Чтобы не запутаться и учесть все нюансы, открываем ФОП ДО и по его разделам собираем свою ООП.

Целевой раздел ООП ДОО

И так, целевой раздел, пояснительная записка. В пояснительной записке прописывают основные документы, на основе которых составлена ООП, указывают парциальные программы, которые реализуются в части, формируемой участниками образовательных отношений.

ФОП ДО ответы на Ваши вопросы

Далее мы прописываем цели и задачи реализации ООП, принципы и подходы к формированию программы. Всё это содержит ФОП ДО, откуда мы списываем пункты 14.1 – 14.3.
В целевом разделе так же необходимо прописать характеристики, значимые для разработки и реализации ООП. Основными участниками реализации ООП являются: дети раннего и дошкольного возраста, родители (законные представители), педагоги.

Вот мы и пишем, какие группы функционируют на базе ДОО, уделяем внимание возрастным особенностям детей дошкольного возраста, описываем контингент родителей и даём краткую информацию о педагогических сотрудниках (далее в ООП мы будем писать о сотрудниках более подробно).

Теперь пришло время прописать планируемые результаты освоения в ООП. Основную часть берём из ФОП ДО. Допустимо сослаться на страницы или пункты документа, в которых прописаны планируемые результаты или прописать их текстом.

Что касается части, формируемой участниками образовательного процесса, открываете свою парциальную программу и также можете указать страницу, на которой прописаны результаты или списать показатели.

Завершает целевой раздел пункт педагогической диагностики. Открываем ФОП ДО и списываем, или указываем пункт 16 ФОП ДО. Если у вас есть разработанные методики педагогической диагностики, можете оформить их приложением к программе и указать номер приложения.

Читайте также:
Подготовка к школе программа преемственность

Всё, с целевым разделом разобрались. Теперь мы знаем, чему должны научится дети в саду и как узнать, эффективно ли выстроена наша работа.
Переходим к содержательному разделу ООП.

Содержательный раздел ООП ДОО

Как разработать ООП ДОО по ФОП ДО

Следуем далее по ФОП, заполняем раздел «Вариативные формы, способы, методы и средства реализации программы». В федеральной программе в пункте 23 они раскрыты довольно широко, но необходимо внимательно прочитать и дописать методы и технологии, которые именно вы используете в работе. Наверняка, у вас есть изюминка! Здесь можно упомянуть о комплексно-тематическом планировании работы (если таковое имеется) и сделать ссылку на его подробное описание (ниже в программе в разделе особенности образовательной деятельности разных видов и культурных практик).
В некоторых парциальных программах тоже описаны формы и методы, сделайте ссылку на страницу.

Так же поступаем с разделами «Особенности образовательной деятельности разных видов и культурных практик» ФОП пункт 24 и «Способы и направления поддержки детской инициативы» пункт 25, «Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями обучающихся (раньше писали воспитанников)» пункт 26.

Здесь главное не скопировать и вставить, а указать из предложенного то, что у вас есть. Например, если педагоги не проводят утренний и вечерний круги, то их не надо прописывать, а если вы планируете такие мероприятия, можно расписать их значение в ООП более подробно. Или у вас какая-то необычная форма работы с родителями, укажите обязательно. Но структуру каждого раздела соблюдаем, чтобы ничего не пропустить.

Это и будет отличать программу образования именно вашего учреждения от шаблонного ФОПа. И так, мы прописали, чему и каким образом мы будем учить дошкольников, а как же воспитание?
Пришла очередь рабочей программы воспитания (о её особенностях поговорим в другой статье). По структуре из ФОП прописываем основные моменты (ценности, направления, воспитывающую среду и т.д.) и делаем ссылку на календарный план воспитания (ниже по программе в организационном разделе).

Идём дальше. Коррекционную часть выносим в ФАОП ДО, а сами приступаем к организационному разделу.

Организационный раздел ООП ДОО

Разработка ООП ДО по ФОП ДО и ФГОС дело не одного дня. Это трудно и время затратное событие, а у старшего воспитателя ещё очень много других дел.

Источник: planfopdo.ru

Основные принципы формирования вариативной части образовательной программы

В соответствии с федеральным государственным стандартом дошкольного образования основная общеобразовательная программа дошкольного образования дошкольной образовательной организации (далее — Программа) должна содержать две части : основную и часть, формируемую участниками образовательных отношений (часто её называют вариативная часть).

Публикация «Основные принципы формирования вариативной части образовательной программы» размещена в разделах

  • Основная образовательная программа ДОУ
  • Темочки

Вариативная часть — это не отдельный документ в Программе, а именно часть каждого раздела (целевого, содержательного и организационного). Для удобства работы и оценки Программы её рекомендуется оформлять с новой страницы, выделяя название данной части.

Для создания вариативной части Программы необходимо учитывать образовательные потребности, интересы и мотивы воспитанников, членов их семей и педагогов и, в частности :

специфику национальных, социокультурных, экономических, климатических условий, в которых осуществляется образовательный процесс;

выбор тех парциальных программ и форм организации работы с детьми, которые в наибольшей степени соответствуют потребностям и интересам воспитанников Организации, а также возможностям её педагогического коллектива;

поддержку интересов педагогических работников Организации, реализация которых соответствует целям и задачам Программы;

сложившиеся традиции Организации (группы).

Поэтому на начальном этапе создания данной части Программы необходимо провести мониторинг учета образовательных потребностей, интересов и мотивов воспитанников, членов их семей и педагогов. А именно:

Изучить результаты диагностического обследования воспитанников за прошедший период, что даст представление об усвоении детьми системы знаний, их потребностях, интересах, развитии мотивации. (Проводят педагоги – воспитатели, педагог-психолог дошкольной организации, старший воспитатель).

Провести анкетирование и опросы среди родителей воспитанников и членов их семей на предмет выявления их образовательных потребностей касательно их детей, интересов и мотивов родителей воспитанников как членов образовательного процесса, либо учесть результаты такого анкетирования за предыдущий учебный год.

Определение возможностей окружающего макросоциума и использования его в процессе воспитания и обучения ребенка. Каким образом можно организовать взаимодействие между образовательным учреждением и учреждениями культуры, образования и т. п.

На следующем этапе необходимо провести отбор нескольких образовательных программ различной направленности из числа парциальных или созданных самостоятельно образовательной организацией и отвечающих требованиям всех участников согласно их запросов и мотивации. Важное дополнение: все авторские и модифицированные программы, реализуемые в учреждении должны соответствовать ФГОС ДО (для этого они должны пройти экспертизу на региональном или муниципальном уровне). Для обсуждения выбранных программ важно привлекать не только педагогов, но и родителей.

Читайте также:
Программа определяющая является ли число палиндромом паскаль

Для реализации выбранных программ необходимо определить формы организации работы с воспитанниками.

Далее осуществляется собственно написание части программы с учетом выбранных программ и форм организации работы с воспитанниками.

Как известно, части программы распределяются следующим образом : 60 на 40. То есть обязательная часть Программы должна занимать 60 и более %, а вариативная — 40 и менее %. Распределение осуществляется по времени реализации и считается вцелом на учебный год.

Но если дошкольная организация создаёт несколько Программ для работы (с учётом разных видов групп, на основании различных примерных образовательных программ, то это соотношение может видоизменяться. Так для групп общеразвивающей направленности это соотношение будет оптимально, а для групп компенсирующей направленности соотношение может быть 80 на 20, а для группы кратковременного пребывания — 90 на 10. Конечно, это уже должен решать педагогический коллектив конкретно для своей организации, благо такая возможность предоставлена ФГОС ДО п. 2.10.

Таким образом, работа по составлению вариативной части Программы, на мой взгляд, требует большой углублённой и длительной работы всего педагогического коллектива организации.

Прикреплённые файлы:

Источник: www.maam.ru

Вариативный компонент для КПП «Веселая грамматика»

Для дошколят

Что представляет собой образовательная программа в садике?

Для тех, кому интересно, замечу, что образовательные программы каждый детский сад составляет индивидуально, но в соответствии с примерной программой, утвержденной нашим профильным Министерством. Существует несколько программ, на основе которых ДОУ пишут свои программы. И вот, исходя из этого, программа для детских садов включает в себя обязательные и вариативные блоки.

При этом обязательные блоки должны занимать больший объем, нежели вариативные. Итак, мы берем примерную программу, например, стандартная «Радуга», «От рождения до школы» и дописываем вариативную часть к каждому основному разделу. Как дополнение к основным программам можно использовать, к примеру, «ТРИЗ» или другие авторские программы.

дети

Кстати, тем, кто интересуется программой «Теория решения изобретательных задач (ТРИЗ)», советую отличные книги:

  • «Занятия по ТРИЗ в детском саду» – это пособие для воспитателей и родителей, которые хотят сделать акцент на интеллектуальном развитии и расширении творческого воображения у детей;
  • «Формирование целостной картины мира у детей. Занятия с применением технологии ТРИЗ» – методичка для воспитателей второй младшей группы. Эту методичку вы можете приобрести в магазине «УЧМаг» или такую же предлагает «OZON.ru»;
  • «Познаем мир и фантазируем с кругами Луллия» – это книга тоже из серии «Технологии ТРИЗ».

Но вернемся к программам. Обязательная часть – это то, что должно в обязательном порядке быть реализовано в любом дошкольном учреждении. Она предусматривает реализацию основных образовательных и развивающих задач для подготовки ребенка к школе через совместную деятельность взрослых и деток, самостоятельную работу малышей, а также посредством создания трехуровневого сотрудничества: детский сад – ребенок – семья.

Еще проще скажу: берется готовая рабочая программа, которую выбирает ваш садик, создается экспертный совет из заведующей, методиста, авторитетных воспитателей, и эта рабочая программа адаптируется под конкретный детский сад.

Далее по общей программе для вашего садика вы пишете свою программу для вашей возрастной группы. И вот именно вариативная часть – это то, что пишет сам воспитатель. Ее еще называют региональный компонент, так, примите к сведению…

Программа вариативной части «Любознайки» для детей 4 — 5 лет

вариативной части «Любознайки» для детей 4 — 5 лет

Пояснительная записка.

Одна из важнейших задач воспитания маленького ребенка – воспитание нравственных основ его личности.

Необходимость создания

вариативной части «Любознайки» продиктована тем, что одной из основных задач обучения детей — развитие интонационно-фонетической стороны речи, уделяется недостаточно внимания, что к моменту школьного обучения, приводит к задержке полноценной учебной деятельности.

Программа «Любознайки»включает художественные произведения, развивающие умение эмоционально реагировать на окружающую действительность, сочувствовать, сопереживать.

Вариативная часть «Любознайки» ориентирована на создание условий для развития мотивации личности ребенка к познанию. Работу предлагаем проводить как со всей группой, так и по подгруппам, в парах, тройках. Именно малые группы меняют характер поведения детей при опоре друг на друга, у детей возникает желание быстрее, точнее, правильнее выполнять указание, ориентироваться друг на друга, подсказывать и помогать друг другу.

Актуальность

выбранной темы в том, что в век компьютеризации современные дети страдают из-за нехватки речевого и психоэмоционального общения с взрослыми и сверстниками, недостаточно уделяется время знакомству с художественной литературой, и, как следствие этого, дети отстают в психоэмоциональном развитии, у них не достаточно сформированы нравственные стороны личности.

Читайте также:
Как сделать скриншот с помощью программы

Программы прослеживается в творческом подходе к заучиванию художественных произведений: интеграция традиционных методов работы с художественным словом с элементами современных методик Л. Б.Фесюковой, Е. А. Пожиленко, Н. А. Реуцкой, технологией Б. Эльконина — В.В. Давыдова, принципами В. Бабанского.

Дошкольный возраст является решающим для дальнейшего обучения малыша: все, что узнал или не смог узнать ребенок в эти ранние годы, ощутимо отразится на его дальнейшем интеллектуальном развитии.

духовно-нравственное развитие детей 4-5 лет через художественную литературу, путем заучивания художественных произведений разными способами.

Что нужно знать, чтобы написать вариативную часть образовательной программы?

Как ее написать – в этом главная сложность. Здесь нужно помнить, что вариативная часть программы должна учитывать образовательные, культурные, социальные потребности детей, их интересы, особенности развития и здоровья. То есть, мы подгоняем примерную программу, разработанную для всех детей, под конкретно наш садик или группу.

модель

Важно учитывать культурные особенности, возможно, религиозные. Кроме того, не забываем о парциальных программах и ищем такие формы работы с детками, которые наиболее подходят именно этим конкретным детям.

Итак, до того как приступить к написанию вариативной части образовательной программы строго по ФГОС, нужно провести такую работу:

  • Изучить учебные, мотивационные потребности деток путем обработки результатов диагностик, проведенных на протяжении предыдущего года;
  • Провести анкетирование родителей на предмет их желаний и стремлений в вопросе дошкольного образования. Возможно, родители хотят, чтобы дети глубже изучили музыкальный фольклор вашего края или освоили какие-то другие навыки или знания, о которых вы бы сами и не подумали. Что-то по трудовому обучению, тоже может быть;
  • Определить реальные возможности реализации этапов программы в конкретных социокультурных условиях вашего края. Даже климатические условия региона нужно учесть;
  • Затем изучаем программы, из списка утвержденных Министерством, и смотрим, какие из них подойдут для конкретных образовательных потребностей;
  • Решаем, какие формы работы подойдут под конкретную программу. Это должно быть идеальное сочетание формы и содержания, как в литературе;
  • Рассчитываем планируемые результаты освоения детьми всех этапов программы, то есть, заранее определяем, чему дети научатся в конце года благодаря именно этой программе и этим формам работы;
  • Проводится презентация программы для родителей и с учетом их мнения, и на основании результатов предварительно проделанной работы пишем вариативную часть.

Итого, основные принципы формирования индивидуальной составляющей образовательной программы я вам перечислила. Немного сумбурно, мне кажется. Но я – автор, я так вижу

Структура вариативной части программы

Технологии сочетания основной и вариативной части просты: отдельными разделами прописываем региональный компонент.

Так, к каждому разделу рабочей программы или там, где это уместно, дописываем раздел, где делаем анализ организации образовательного процесса в конкретном ДОУ или группе. Описываем особенности развития, здоровья детей, объясняем выбор форм и методик работы с детками. Указываем приоритетное направление работы садика (группы), каким образом мы реализуем поставленные задачи.

программа

Помним, что соотношение вариативной и основной части колеблется в пределах 80-20, 60-40%, где большая часть отведена под основную программу. Самое главное – чтобы региональный компонент не противоречил принципам основной части и соответствовал ФГОСу.

В принципе, не запрещено какой-то блок основной программы полностью переписать под конкретный садик, особенно, если он компенсирующего вида. Можно заменить какой-то смысловой блок авторской или парциальной программой.

Рабочие программы настолько проработаны группами именитых авторов, что мало кто из руководителей детских садов решается еще что-то выдумывать. Дописываем в основном «личные» данные о своем садике или группе и прописываем методы и методики реализации программы.

Ну, как-то так… Если будут вопросы, прошу не стесняться и задавать. Обратная связь – это так важно! А пока мысль уже закончена по этой теме, буду прощаться. Буду рада новым подписчикам и расширению круга моих читателей в соцсетях!

С уважением, Татьяна Сухих! До завтра!

Кстати, рекомендую прочитать:

Перспективное планирование по вариативной части «Краеведение в детском саду»

Перспективное планирование

по краеведению в старшей группе

Пояснительная записка

Цели и задачи планирования:

привитие любви к родному краю;

бережное отношение к природе, животным;

уважать и почитать старших и заботиться о младших;

сохранять и соблюдать обычаи своего народа;

знакомить с народным фольклором;

знакомить с известными людьми: художниками, писателями, поэтами, политиками и т.д.

Каждый человек, живущий в нашей республике, должен знать родной язык, глубоко понимать и уважать культуру своего парода. Работу по возрождению культуры, развитию языков, формированию этнического самосознания и умению жить гармонично в многонациональном мире, необходимо начинать в дошкольном возрасте.

Источник: konspektiruem.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru