Социальное проектирование — приоритетное направление в работе организаций социального обслуживания. Специалисты разрабатывают множество разнонаправленным программ, проектов, методик, технологий. Бывают ситуации, когда необходимо написать рецензию к программе: собственной или для коллеги. Как написать рецензию? Существуют ли какие-то правила? Своим опытом делится специалист высшей квалификационной категории по реабилитационной работе в социальной сфере — Никулина Елена Аркадьевна, г. Юрга, Кемеровская область
Пример рецензии на программу
Рецензия составлена на рабочую программу по социально – бытовой адаптации и социально – средовой реабилитации для лиц с ограниченными возможностями «Я – гражданин», реализующую практическую подготовку получателей социальных услуг к самостоятельной жизни посредством повышения общего уровня социального развития, способствующего их интеграции в общество.
Рецензия подробно раскрывает: цель, назначение, задачи, концептуальную идею реабилитационной программы, направленные на адаптивное обучение клиентов к самостоятельной жизни в обществе.
Как писать рецензии на книги: видеоинструкция
Рецензия составлена по алгоритму:
— Название учреждения, реализующее программу
— Автор (ы) программы
— Общая характеристика программы
— Актуальность программы
— Концептуальная идея программы
— Ценность программы
— Цель программы
— Задачи программы
— Формы работы
— Вывод о программе
— Кому рекомендована к действию
— Заверяется любым методическим образовательным учреждением (Департаментом образования Кемеровской области, Информационным методическим центром любого города)
РЕЦЕНЗИЯ
на рабочую программу по социально – бытовой адаптации и социально – средовой реабилитации для лиц с ограниченными возможностями «Я – гражданин», реализующую практическую подготовку получателей социальных услуг к самостоятельной жизни посредством повышения общего уровня социального развития, способствующего их интеграции в общество
Учреждение, реализующее программу: Государственное автономное учреждение Кемеровской области «Юргинский психоневрологический интернат».
Автор программы: Никулина Елена Аркадьевна, воспитатель высшей категории ГАУ КО «Юргинский психоневрологический интернат».
Общая характеристика программы
Социально – реабилитационная направленность, в рамках которой реализуется рабочая программа (далее программа) «Я – гражданин» по социально – бытовой адаптации и социально – средовой реабилитации для лиц с ограниченными возможностями – адаптивно обучающая. Вид деятельности, в рамках которой реализуется данная программа: реабилитационный процесс.
Программа предназначена для лиц с ограниченными возможностями и составлена с учетом возрастных и психологических особенностей, линейного уровня их знаний и умений (высокий, средний, низкий уровень), местных условий. Возраст получателей социальных услуг от 18 до 23 лет, социальный статус – дееспособные. Срок реализации программы: 1 год по 3 модулям.
Как написать рецензию?
Курс обучения составляет 39 рабочих недель, в каждом модуле по 86 часов + 4 часа на оформление диагностических и мониторинговых материалов. Состав участников может меняться согласно обученности. Тренинговые занятия проводятся 4 раза в неделю (2 – учебных занятия, 2 – индивидуальная работа на закрепление), продолжительностью до 45 минут. В основе тренинговых занятий лежит групповая и индивидуальная деятельность. Это занятия, включающие теоретическую и практическую части, вводные и итоговые занятия.
Актуальность программы и новизна определяются ее направленностью на устранение или возможно более полную компенсацию ограничений жизнедеятельности, вызванных нарушением здоровья в целях социальной адаптации граждан – инвалидов, достижения ими самостоятельности, материальной и иной независимости и интеграции в общество, что соответствует социальной политике, изложенной в Концепции совершенствования государственной системы медико – социальной экспертизы и реабилитации инвалидов (государственная программа «Доступная среда на 2011 – 2015гг.) и нормативно закрепленной в Законе РФ № 442 «Об основах социального обслуживания граждан в РФ» от 28.12.2013г.
Реализация данной программы позволит повысить эффективность реабилитационной работы специалистов в социальной сфере: психолога, социальных работников, специалистов по реабилитационной работе в социальной сфере, а также сформировать положительную мотивацию у граждан – инвалидов на адаптивное обучение бытовых и социальных навыков.
Ведущей концептуальной идеей программы, подчиненной основной цели – оказание помощи получателям социальных услуг в приобретении жизненного опыта, занимаясь разнообразными видами деятельности, а также достаточного уровня самостоятельности при выборе социально приемлемых выходов из экстремальных и обыденных проблемных ситуаций, полное или частичное социализирование людей с ограниченными возможностями здоровья в общество. Данная цель достигается посредством организации адаптивного обучения и самостоятельной работы, осуществлением практических работ в системе деятельностного метода, что и является единым процессом социализации получателей социальных услуг, образующий коррекционно – реабилитационное пространство.
Ценность программы в ее задачах:
- С помощью данной программы создать систему социально – реабилитационной работы с целью подготовки получателей социальных услуг дальнейшему самостоятельному проживанию в социуме.
- Создать материально – технические условия социальной реабилитации граждан – инвалидов, в том числе, социально – средовой реабилитации и социально – бытовой адаптации как средства адаптивного обучения гражданина – инвалида.
- Организовать предметные условия профессиональной реабилитации инвалидов, включающей в себя профессиональную ориентацию, трудовое и профессиональное обучение через организационные формы работы: экскурсии, беседы, деловые игры, консультации, рекомендации и пр.
- Осуществлять динамический контроль над процессом реабилитации граждан – инвалидов посредством документационного оформления.
Программа соответствует специфике адаптивного обучения получателей социальных услуг:
- стимулирование познавательных процессов;
- развитие коммуникативных навыков;
- создание социокультурной среды общения;
- развитие ручной умелости в различных видах деятельности;
- поддержание стремления к самостоятельной практической деятельности;
- творческому использованию жизненного опыта.
Для достижения поставленной цели, использованы следующие методы: практические методы (дидактические игры, упражнения, задания, самостоятельная работа); наглядные методы (натуральные предметы: одежда, обувь, посуда; реальные объекты: помещение, учреждение; муляжи, изображения: предметные, сюжетные); словесные методы (рассказ, объяснение, беседа).
Формы работы: а) коррекционно – развивающие тренинговые групповые занятия; б) практические работы; в) моделирование реальной ситуации; г) трудовая деятельность; д) самостоятельная деятельность.
Программа носит целостный характер, выделены структурные части, основные направления работы в каждом из 3-х модулей 16-ю разделами, согласованы цели, задачи, общие требования к знаниям, умениям, навыкам, критерии оценки, их достижение, дальнейшая перспектива развития программы, список литературы. Пояснительная записка составлена методически грамотно. Язык и стиль изложения четкий, ясный, доказательный, логичный. Таким образом, программа учитывает основные требования к организации реабилитационного процесса в социальном учреждении «закрытого типа». Содержание программы носит практический характер, соответствует современным достижениям науки и практики, все занятия целесообразно распределены по видам и направлениям реабилитационной деятельности и трудоемкости в часах на каждую тему.
В приложениях к программе описан примерный перечень тренинговых занятий по разделам программы, циклограмма рабочего времени специалиста по реабилитационной работе в социальной сфере, технология проведения в системе дифференцированного обучения, схематический анализ – отчет к Дневнику наблюдений, указатель промежуточных результатов обученности получателей социальных услуг.
Вывод: данная программа заслуживает положительной оценки и может быть рекомендована для использования специалистами реабилитационной работы в социальной сфере, психологам, социальным работникам для организации и проведения тренинговых занятий с получателями социальных услуг.
(фамилия, инициалы) (должность)
(фамилия, инициалы) (должность)
Источник: son-net.info
Как написать рецензию на программу
Рецензия — жанр, подразумевающий авторскую оценку чему-либо. Это может быть книга, фильм, спектакль или любой предмет, требующий оценки. Поэтому, вполне имеет место быть и рецензии на компьютерный софт.
Статьи по теме:
- Как написать рецензию на программу
- Как писать рецензию на текст
- Как писать сочинение-рецензию
Инструкция
Не начинайте сразу с оценки. Как и любая рецензия, рецензия на программу подразумевает минимум трехчастную конструкцию: вступление, основную часть и заключение. Во вступлении вам не стоит говорить о плюсах или минусах софта, лучше введите зрителя в вопрос, опишите контекст. Это может быть небольшой рассказ о рынке программ в целом, история фирмы или конкретно серии обозреваемых программ. Например, многим пользователям перед рецензией на новую операционную систему было бы интересно прочитать, как развивался Windows на протяжении своей истории.
Опишите интерфейс и оболочку программы. Пропускать этот шаг крайне нежелательно: так вы сможете сформировать у читателя, который на разу не видел описываемый софт, более-менее ясное о нем впечатление. Если же вы этого не сделаете, то останется некая недосказанность, неопределенность – и сама суть рецензии не будет реализована. При этом, старайтесь только описывать, пока не давая никакой оценки.
Опишите отличительные особенности. Каждая программа, для того чтобы выделиться на рынке, имеет тот или иной козырь, туз в рукаве: говоря о Mozilla Firefox это будут подключаемые модули; для Google Chrome – скорость; Opera – режим Turbo. Ваша задача на данном этапе состоит в том, чтобы выделить главные достоинства, которые помогут пользователю выбрать именно эту программу.
Определите менее важные плюсы и минусы. Это – самая детальная часть разбора программы, и сюда следует вписать все то, что не нашло места в предыдущем тексте. Именно здесь раскрывается самая суть рецензии – вы не просто даете описательную информацию, но приводите свое, субъективное мнение. Однако пытайтесь быть более-менее объективным: берясь за написание, вы предполагаете некую авторитетность в разбираемом вопросе, поэтому читатель, не имея возможности составить собственное мнение, будет пользоваться вашим.
Опишите рынок и прямых конкурентов. Это стоит делать в конце, отдельным пунктом: тогда зритель присоединится к анализу вместе с вами, уже имея относительно полное впечатление об описываемом софте. Эта часть разбора особенно ценна тем, что «все познается в сравнении», и сравнительная характеристика является в разы более ценной, чем абстрактная.
Обратите внимание
Не используйте первое лицо — так текст будет казаться более профессиональным.
Совет полезен?
Статьи по теме:
- Как написать отзыв в дипломной работе
- Как написать рецензию к исследовательской работе
- Как представить свою программу
Добавить комментарий к статье
Похожие советы
- Как сделать рецензию
- Как написать рецензию школьнику
- Как написать рецензию по математике
- Как написать рецензию
- Как написать рецензию на учебник
- Как написать рецензию на книгу
- Как написать рецензию на работу
- Как написать рецензию для дипломной работы
- Как начать сочинение-рецензию
- Как написать рецензию на научную работу
- Как написать рецензию к научно-исследовательской работе
- Как написать анализ диплома
- Как написать рецензию на диплом
Источник: www.kakprosto.ru
Материалы по подготовке экспертного заключения к авторской дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе в МБУ ДО
В методических материалах предлагается алгоритм и образцы написания внутренней и внешней рецензий к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе в учреждении дополнительного образования.
Картинками
Алгоритм написания рецензии к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе
1) Рецензия на дополнительную общеобразовательную общеразвивающую программу (название программы) в МБУ ДО (название) города, поселка, области;
2) Ф.И.О. педагога, методиста;
Введение (общая характеристика программы) рассматриваемая образовательная область;
краткая характеристика детского творческого объединения, в рамках которого реализуется рецензируемая образовательная программа:
— разновозрастной состав, одновозрастной состав, морально-психологический климат в детском коллективе, диагностические данные по интеллектуальному развитию детей и т. д.;
— кому адресована программа (адресат) — возрастные особенности детей, социальный состав;
— срок реализации программы (краткосрочные программы — это программы со сроком реализации в полгода; со сроком реализации от года и более — долгосрочные программы);
3) Обоснование актуальности, новизны, оригинальности концептуальных
идей автора, в том случае, если программа носит авторской характер;
если программа модифицированная, эксперту надлежит определить, в чем заключаются изменения прежней программы, например — типовой (в структуре, в обновлении содержания, во введении новых дисциплин и т. д.);
4) Определить наличие межпредметных связей в программе;
5) Краткая характеристика структурных компонентов программы
6) Рецензентам следует учитывать, в какой степени учебно-методические
материалы соответствуют специфике системы МБУ ДО;
7) Анализ учебно-методического комплекса, сопровождающего
программу (схематическая и прикладная методическая продукция, методические рекомендации и разработки и т. д.);
8) Рецензенты должны дать объективную оценку профессиональным
умениям педагога дополнительного образования как автора или разработчика программы;
9) В рецензии делается вывод о качестве программы и предлагаются
рекомендации по ее использованию в системе ДО или рекомендации по ее усовершенствованию;
указывая Ф. И. О., место работы, занимаемую должность, наличие научной степени, высшей квалификационной категории и др. Документ скрепляется печатью учреждения, удостоверившей подпись рецензента (см. приложение)
ОБРАЗЕЦ внутренней рецензии
Рецензия на авторскую дополнительную общеобразовательную общеразвивающую программу «Ступени к творчеству»
1. Педагог: Артюшина Наталья Николаевна
2. Общая характеристика программы:
* образовательная область: театральное искусство
* детское объединение: «Весёлая маска» МБУ ДО ДПШ им. Н.И.Филоненко г. Сальска
* адресат: обучающиеся 11 – 17 лет;
* срок реализации программы: 3 года;
* степень новизны программного курса в системе дополнительного образования детей: расширении возможностей учащихся для творческой самореализации через их включение как в театрально-концертную, так и в проектную деятельность — одного из эффективных способов социализации личности.
* оригинальность рецензируемой программы и ее соответствие учреждению дополнительного образования: авторская дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Ступени к творчеству» полностью соответствует требованиям авторских программ для учреждений дополнительного образования, носит инновационный характер, раскрывает своеобразие методики обучения и воспитания, авторскую позицию по ряду организационно-педагогических вопросов, реализуется через педагогическую проектную деятельность, в рамках которой строится весь образовательный процесс с учетом возрастных и индивидуальных особенностей учащихся и включает в себя два основных этапа обучения:
· 1- 2-й год обучения — освоение основ театрального мастерства;
· 3-й год обучения — анализ учащимися социальной среды, окружающего мира, моделирование жизненных ситуаций, поиск путей решения конфликтных ситуаций через действенный анализ в сценическом этюде.
· качество подачи материала с точки зрения профессионализма и грамотности: с точки зрения профессионализма и грамотности, программный материал изложен в соответствие с критериями оценки дополнительных общеразвивающих общеобразовательных программ.
3. Характеристика структуры программы :
* Пояснительная записка включает цель программы, которая направленна на с оздание услови й для гармоничного развития личности средствами эстетического образования, способной реализовывать творческий потенциал в динамических социально-экономических условиях. Цель, задачи и способы их достижения в программе согласованны. Автор достаточно широко обосновывает актуальность программы, указывает сроки реализации и адресат.
* Представленный список литературы достаточно полный, соответствует содержанию программы, а также имеет два варианта: для педагога и для детей.
* Язык и стиль изложения отличается четкостью, ясностью, убедительностью и логикой.
4. Соответствие материала специфике дополнительного образования:
* Представленный материал программы соответствуют специфике дополнительного образования. Программа опирается на законодательную и нормативную базу, регулирующую деятельность системы дополнительного образования в Российской Федерации: Закон РФ «Об образовании в РФ», Типовое положение об образовательном учреждении дополнительного образования детей, Санитарно-эпидемиологические требования к учреждениям дополнительного образования детей (от 20.06.2003 № 27 Д, СанПин 2.4.4.3172-14, утвержденный постановлением от 4.07.2014 г. № 41), «Примерные требования к программам дополнительного образования детей» (от 11.12.2006 № 06—1844) .
* Авторская дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Ступени к творчеству» направленна на решение проблемы, сутью которой является необходимость поддержки учащихся в постижении своих творческих возможностей, социализации личности подростков средствами театральной педагогики.
5. Характеристика приложений к программе:
* В программе предложено большое количество приложений, богатых по содержанию (мониторинг образовательной деятельности, методические разработки, конспекты занятий, диагностические тесты, психологические тесты, сценарии, репертуар, материалы по работе с родителями, результаты творческих достижений учащихся педагога).
6. Оценка профессиональных умений и знаний педагога:
7. Общий вывод о качестве программы и рекомендации по ее использованию :
Авторская дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Ступени к творчеству» направлена на гуманизацию и деидеологизацию воспитательно — образовательной работы с учащимися, основана на психологических особенностях развития средних — старших школьников, а также обусловлена потребностью общества в развитии нравственных, эстетических качеств личности человека. Именно средствами театральной деятельности возможно формирование социально активной творческой личности, способной понимать общечеловеческие ценности, гордиться достижениями отечественной культуры и искусства, способной к творческому труду, сочинительству, фантазированию.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Ступени к творчеству» может быть рекомендована для реализации в учебном процессе дополнительного образования.
Члены экспертной комиссии МБУ ДО ДПШ:
Председатель экспертной комиссии, методист (Ф.И.О.)
Председатель методического совета,
методист высшей категории (Ф.И.О.)
Председатель художественного совета,
методист 1 категории (Ф.И.О.)
ОБРАЗЕЦ внешней рецензии
Рецензия на авторскую дополнительную общеобразовательную общеразвивающую программу «История родного края»
1. Педагог: ________________________________(Ф,И.О.)
2. Общая характеристика программы:
* образовательная область: туристско — краеведческая
* детское объединение МБУ ДО ДПШ им. Н.И.Филоненко на базе МБОУ СОШ № 4 г. Сальска
* адресат: обучающиеся 12 – 17 лет;
* срок реализации программы: 5 лет;
* степень новизны программного курса в системе дополнительного образования детей: Осуществление синтеза личностно – ориентированного, деятельностного и компетентностного подходов через блочно – модульное построение и реализацию образовательной программы.
* в чем оригинальность рецензируемой программы и ее соответствие учреждению дополнительного образования: Программа полностью соответствует требованиям авторских программ для учреждений дополнительного образования. Ее реализация проводится через поисково – исследовательскую и музейную деятельность, что в воспитательном аспекте способствует социализации, самореализации обучающихся детского объединения и базового образовательного учреждения в рамках интеграции дополнительного и общего образования.
* качество подачи материала с точки зрения профессионализма и грамотности: с точки зрения профессионализма и грамотности, программный материал изложен в соответствие с критериями оценки авторских образовательных программ.
3. Характеристика структуры программы (краткое описание частей и их анализ):
* пояснительная записка включает цель, задачи и принципы построения образовательной программы; обоснованы актуальность и новизна работы; указаны сроки реализации и адресат.
*Представленный список литературы достаточно полный, соответствует содержанию программы, а также имеет два варианта: для педагога и для детей.
4. Язык и стиль изложения отличается четкостью, ясностью, убедительностью и логикой.
5. Все представленные материалы программы соответствуют специфике дополнительного образования, т.е.: Уставу МБОУ ДОД ДПШ, Концепции и программе развития образовательного учреждения:
* стимулируют познавательную деятельность ребенка;
* развивают коммуникативные умения;
* создают социокультурную среду общения;
* способствуют развитию творческих способностей личности;
* стимулируют стремление к самостоятельной деятельности и самообразованию;
* помогают творчески использовать жизненный опыт ребенка;
* способствуют профессиональному самоопределению.
6. Характеристика приложений к программе, их содержания (методические разработки школьных краеведческих конференций, городских семинаров в рамках интеграции; дидактический материал: кроссворды, викторины, схемы, паспорт внеклассных мероприятий и др.).
8. Общий вывод о качестве программы и рекомендации по ее использованию:
Авторская образовательная программа «История родного края» сориентирована на сочетание системы краеведческой и музееведческой работы, которая служит приобретению нравственных ценностей, опыта эмоционально – чувственного восприятия мира обучающимися; призвана обеспечить ценностно – смысловую определенность системы гражданско – патриотического воспитания.
Рекомендации по совершенствованию программы: ввести фольклорный и этнографический аспекты в каждый год содержания программы.
Данная программа может быть адресована как методистам и педагогам дополнительного образования, так и учителям истории, обществознания, литературы и краеведения в освоении и реализации музейной педагогики.
Начальник научно – экспозиционного
отдела художественного музея
им. В.К.Нечитайло г. Сальска (Ф.И.О.)
Источник: znanio.ru