Как написать психологу свою программу

Я поняла, что некоторые люди не знают, что такое запрос психологу, как его сформулировать и что рассказать на первой консультации. И для кого-то «Я не знаю, что говорить» становится блоком, страхом и мешает записаться на консультацию. Так и родилась идея этой статьи.

Что такое запрос психологу, примеры и как сформулировать

Запрос — это цель обращения за помощью к психологу. И лучше формулировать его именно как цель: «Я хочу…». Например:

  • спокойно спать (сейчас меня мучают кошмары);
  • найти свое призвание (мне надоела моя работа);
  • стать спокойным (избавиться от тревожности) и т.д.

Но бывает, что человек и сам не знает свой запрос. Понятно, что за помощью психолога обращаются не из состояния счастья, а обычно в состоянии «мне плохо». Поэтому так и можно говорить: мне плохо.

И дальше начать с того, что беспокоит прямо сейчас или что заставило пойти к психологу. Что стало последней каплей, когда и какая ситуация случилась, после чего вы записались на консультацию. Или когда впервые подумали о том, что нужно пойти к психологу.

Ирина Камаева. Как психологу начать частную практику. Обучающая программа в открытом доступе Урок 1

Пара лайфхаков чтобы сформулировать запрос:

  1. Не подбирайте слова. В кабинете психолога можно (и, скорее, полезно) называть вещи так, как вы привыкли их называть, и даже материться. Но, если вдруг сомневаетесь, что так можно, то просто спросите: «А можно материться?». И дальше позвольте тому, что накопилось выйти. А там уж сам специалист поможет добраться до сути и сформулировать запрос.
  2. Запишите все свои мысли. Это прям из моего опыта и опыта моих знакомых: приходишь на консультацию и все забываешь или боишься и не можешь произнести то, что хотела. А если читаешь по листочку, то легче. Экономишь свои же время, силы и деньги.

Я знаю, что визит к психологу начинается со слов «достало», «бесит», «не хочу», «не могу», «надоело», «ненавижу» и подобного. Но запрос лучше формулировать как «хочу».

Так не хочу, а как хочу? И вот она — цель, конкретная и желаемая альтернатива. Осталось только понять, как прийти к ней. И идти.

А если просто «не хочу», то получается, что не знаю, куда иду. И вообще не иду, а убегаю — пусть будет что угодно и как угодно, лишь бы не так. Но ведь и новое «как угодно» может не соответствовать вашим истинным желаниям и потребностям.

Поэтому лучше сразу понять, чего хотите вы. А если самостоятельно не удается, ничего — психолог поможет разобраться и сформулировать запрос.

Почему важно определить запрос и можно ли решить его за одну сессию?

Запрос выполнен — терапия окончена. Правда, обычно все не так просто.

В большинстве случаев основной (главный, первый) запрос похож на матрешку. Приоткрываешь крышечку и там еще 100500 запросов (читайте как «нерешенных проблем, которые привели к тому, с чем ты обратился»).

И никто заранее не знает, сколько матрешек будет в твоей большой матрешке. А деваться некуда — начинаешь разгребать.

Как психологу запустить «с нуля» свою частную практику?

Определяешь запрос поменьше — решаешь его. Потом второй, третий, четвертый и т.д. Пока не поймешь, что решил главный запрос, с которым приходил.

У каждого человека свое количество «матрешек» в запросе и каждому нужно свое время на терапию. Заранее это сказать нельзя, но уже на первой консультации психолог может предположить это.

К слову, первая консультация обычно и уходит на знакомство психолога с клиентом и его запросом, выдвижение гипотезы и разработку плана терапии. Непосредственная работа (терапия) начинается со второй сессии.

Статьи, которые могут быть полезны вам:

Источник: dzen.ru

Ваш психолог. Работа психолога в школе.

На главную Лекции и практикум по психологии Тренинги Методика подготовки и организации психологического тренинга

Методика подготовки и организации психологического тренинга
Лекции и практикум по психологии — Тренинги

План

1. Проблема планирования и составления программы тренинга
2. Принципы планирования и составления программы тренинга
3. Девятишаговая модель подготовки к тренингу И.В. Вачкова.
4. Оформление программы психологического тренинга.
5. Структура тренингового занятия.
6. Анализ тренингового занятия.

Список литературы

1. Вачков И.В. Психология тренинговой работы: Содержательные,
организационные и методические аспекты ведения тренинговой группы [Текст] / И.В. Вачков. — М.: Эксмо, 2007. — 416 с.
2. Евтихов, О.В. Практика психологического тренинга [Текст] / О.В. Евтихов. — СПб.: Речь, 2004. — 256 с.
3. Емельянова, Е.В. Психологические проблемы современного подростка и их решение в тренинге [Текст] / Е.В. Емельянова. — СПб.: Речь, 2008. — 336 с.
4. Пахальян В.Э. Групповой психологический тренинг [Текст]: учеб. пособие / В.Э. Пахальян. — СПб.: Питер, 2006. — 224 с.

Проблема планирования и составления программы тренинга

Принципы планирования и составления программы психологического тренинга

Существует ряд общих принципов, которые необходимо учитывать при планировании тренинга и составлении программы. Среди них выделяют принцип преемственности тренинговых действий и занятий и принцип поэтапности развития группы.
Принцип преемственности состоит в том, что каждое действие и занятие должно быть содержательно согласовано с предыдущим и являться основой для следующего занятия.
Принцип поэтапности развития группы состоит в учете закономерностей групповой динамики при составлении программы тренинга, а также планировании работы, направленной на развитие группы. Известно, что вновь организованная группа проходит определенные стадии своего и развития. Каждая стадия предъявляет определенные требования к методам и упражнениям. Поэтому неадекватное включение упражнений будет неэффективным и может приводить и к повышению групповой напряженности. Обычно на первых этапах планируют процедуры, направленные на знакомство участников, их ориентацию в специфике тренинга, проводится работа с ожиданиями участников. Далее ведущий организует работу, направленную на формирование групповых норм и правил, развитие мотивации, формирование работоспособности участников, сплочение группы.
При планировании программы ведущему следует учитывать, что любой групповой психологический тренинг состоит как минимум из трех слоев: содержательного, личностного и группового. Содержательный слой включает в себя программу тренинга в соответствии с основными целями и в совокупности используемых в нем методов и упражнений. Личностный слой состоит из реальных личностных ситуаций каждого участника группы, которые заранее могут быть не известны. Групповой слой проявляется в социально-психологической атмосфере в группе, протекающих в ней межличностных процессах и степени развития.
Все события содержательного слоя разворачиваются на фоне личностного и группового слоев. Поэтому эффективность использования в тренинге методов и техник зависит от их адекватного включения в личностный и групповой слои. Выполнение одного и того же упражнения в разных группах проходит по-разному, и сложно предусмотреть все детали до начала тренинга.
Иногда по окончании первого занятия приходится изменять последующий план работы, подстраивая его под индивидуальные особенности участников, уровень развития группы и ее содержательное продвижение. Однако это не значит, что не нужно планировать программу тренинга, скорее это может сигнализировать о недостаточной подготовленности ведущего к тренингу. Перед каждым занятием ведущему следует иметь план работы. При свободном ведении он может состоять из списка основных вопросов, которые, вероятно, будут обсуждаться, и предположительных упражнений. В случае программного ведения нужно спланировать и определить время, отводимое на разные виды работы. Но и в этом случае ведущий должен быть профессионально гибким и иметь в запасе достаточный выбор процедур (упражнений, игр и метафор) на различные случаи развития ситуации.

Девятишаговая модель подготовки к тренингу И.В. Вачкова

Шаг первый. Определение темы и цели тренинга как образа будущего результата.
При определении темы и цели тренинга следует исходить из реальных запросов и трудностей реальных людей. Важно ответить себе ряд вопросов для того, чтобы построить конкретный образ будущего результата тренинга:
1) Что хотят получить будущие участники группы?
2) Чего группа и каждый ее участник реально смогут и должны достичь?
3) Что я смогу и должен для этого сделать?
4) Каков будет конечный результат нашей работы?
Шаг второй. Определение состава тренинговой группы.
Для определения состава тренинговой группы ведущему необходимо
знать:
1) Кто будет в группе?
2) Сколько человек?
3) Каково будет соотношение мальчиков и девочек?
4) В чем заключаются психологические особенности участников? Рекомендуется заранее встретиться с будущими членами группы,
познакомиться с ними, выяснить их ожидания от предстоящей тренинговой работы. Для эффективной работы оптимальным, по мнению многих специалистов, является 12 участников (без ведущего).
Шаг третий. Определение временных ресурсов.
Нужно сразу спланировать,
1) Сколько всего будет проведено тренинговых занятий?
2) Как часто будут проходить встречи?
3) Сколько времени будет длиться каждое занятие?
4) Возможна ли протяженность тренинга несколько месяцев? Существуют три основные формы организации тренинговых
занятий: интенсивный курс, регулярные занятия и эпизодические встречи. Интенсивный курс предполагает проведение занятий ежедневно (по 3-8 часов в день) и может продолжаться от 3 дней до 2 недель. Он способствует глубинной проработке Я-концепций участников и более быстрому усвоению навыков и умений.
Регулярные занятия обычно проводятся 1-2 раза в неделю по 3-4 часа в день. Они позволяют систематически и последовательно производить изменения.
Эпизодические встречи— занятия могут происходить 1-2 раза в месяц. Организация группы в режиме эпизодических встреч имеет более клубную форму, хотя это не исключает возможности ее организации на принципах тренинговых групп. При этом ведущему следует стремиться к тому, чтобы каждая встреча была самостоятельным и завершенным событием.
Шаг четвертый. Формулировка проблем.
Необходимо четко и ясно сформулировать проблемы, которые предстоит решить в процессе тренинга. Проблема — вопрос, на который в данный момент не существует однозначного ответа [1]. Следовательно, формулировать проблемы нужно в вопросительной форме. Например, Что нужно сделать, чтобы развить толерантность в отношении не похожих на тебя людей? Как снизить уровень агрессии подростков друг на друга? Каким образом повысить коммуникативную компетентность подростков? Как сделать класс сплоченным?
Шаг пятый. Формулировка задач.
Задача — это цель деятельности, данная в определенных условиях. Задачу следует формулировать утвердительно. В ней должны содержаться требования к осуществляемой деятельности по достижению цели. Задачи, по мнению И.В. Вачкова, могут быть сформулированы для работы в системе представлений, отношений и умений участников. Например:
— для работы в системе представлений участников тренинга — помочь подросткам осознать различия в их отношении к тем, кого они считают близким человеком и кого они считают чужим,
— для работы в системе отношений участников тренинга — дать подросткам опыт личного проживания ситуации общения с« похожими» и «непохожими» на них людьми для изменения привычно-негативного отношения к непохожим,
— для работы в системе умений участников тренинга — предложить модель конструктивного взаимодействия с людьми, которые объективно или субъективно воспринимаются как непохожие, чужие, и сформировать необходимые умения такого взаимодействия.
Шаг шестой. Подбор соответствующих психотехник.
Важно, чтобы эти психотехники были направлены на решение поставленных задач.
Для каждой задачи подбирается по три упражнения и, желательно, разных типов, т.е.требующих разных способов активности — вербальной, двигательной, образной. В тренинг ведущий может включить только одно упражнение, но у него обязательно должен быть их запас, чтобы при необходимости легко можно было осуществить замену. В случае если тренинг планируется достаточно длительный, то уместно применение всех подобранных психотехник. Так, для решения задачи об осознании своего отношения к «своим» и «чужим» (см. пятый шаг) можно применить 1) групповую дискуссию на тему «Кто такие «свои» и «чужие»?». 2) Прочитать и обсудить «Притчу о слепцах и слоне». 3) Создать рисунок на тему «Люди, похожие и не похожие на меня».
Для успешной работы очень важно правильно подобрать упражнение и своевременно его использовать. Для выбора каждого последующего упражнения необходимо определить:
1) С чем вы хотите работать: характеристиками группы как объекта; индивидуальными особенности участников?
2) Какие изменения вы хотите произвести?
3) Используя какие упражнения, вы можете произвести эти изменения?
4) Насколько группа будет готова к выполнению данного
упражнения?
5) Как можно подготовить группу к выполнению данного
упражнения?
6) Какой будет получен материал (результат) для продвижения группы в содержательном плане после выполнения процедуры?
7) Что вы будете делать с этим результатом?
Кроме этого, при подборе упражнений ведущему следует учитывать, насколько они интересны ему лично, соответствуют его стилю ведения группы. Тренер должен чувствовать и понимать психотехническую наполненность упражнения и программы занятия в целом
Шаг седьмой. Выделение модулей тренинга.
В соответствии с выделенными на четвертом шаге проблемами можно определить те блоки (или модули), которые должны быть в тренинге.

Читайте также:
Женские виды программы в спортивной гимнастике
рефлексия

Необходимо рассчитать, сколько занятий надо включить в каждый блок. При этом рекомендуется учесть возможные перерывы в занятиях, вызванные праздниками, каникулами и т.п. Скажем, если вы начинаете тренинг во второй половине сентября и проводите занятия раз в неделю, то, вероятно, до осенних каникул вам удастся провести не более семи занятий. Тогда можно, например, два занятия посвятить первому блоку, то есть мотивированию участников, «разогреву» перед глубокой работой, а пять — включить в блок развития толерантности.
Шаг восьмой. Составление сценарного плана тренинга.
Реализация этого шага связана с распределением подобранных или разработанных упражнений по занятиям. При этом необходимо учитывать следующие критерии:
1) важнейшая решаемая упражнением задача;
2) время, которое необходимо затратить на упражнение;
3) совместимость упражнений друг с другом;
4) стадия групповой динамики, когда будет применено упражнение;
5) тип и степень активности участников, инициируемые упражнением
(физическая подвижность или «сидячая» работа в кругу);
6) уместность применения упражнения в данный момент, готовность к нему участников).
Шаг девятый. Написание сценария тренинга с указанием цели каждого занятия и всех необходимых материалов.
Записать сценарий тренинга необходимо максимально подробно, обращая внимание на детали при описании упражнений. Ведущему необходимо составить план каждого занятия на отдельной карточке с указанием названий упражнений. Все перечисленные в сценарии занятия материалы нужно приготовить заранее и оставить в тренинговом зале.

Оформление программы психологического тренинга

Структура тренингового занятия

Анализ тренингового занятия и программы тренинга

По завершении тренинга психологу следует проанализировать свою работу, учесть достижения и ошибки, обобщить накопленный опыт. Такой анализ будет эффективным, если при планировании работы тренер предусмотрел средства, позволяющие ему фиксировать важнейшие параметры процесса реализации программы.

Читайте также:
Какая программа оценивает компьютер

Для облегчения проведения такого анализа целесообразна постоянная фиксация важнейших параметров работы ведущего и группы в течение всего периода реализации программы. Итоги каждого занятия необходимо анализировать сразу по его завершении. Подводя итоги каждого проведенного занятия, можно воспользоваться представленной ниже схемой. Регулярное заполнение этого бланка позволит ведущему накапливать важный и интересный материал, который наверняка пригодится в дальнейшем.
1) Тема, цель, задачи, время и место проведения.
2) Состав участников занятия.
3) План занятия (проводимые упражнения):
а) запланированное;
б) реально проведенное.
4) Особенности группы: характер отношений; психологический климат; личностные изменения участников.
5) Успешность в использовании упражнений и психотехники.
6) Особые ситуации.
7) Важные достижения, методические находки.

Контрольные вопросы
1) В чем состоит проблема планирования и составления программы тренинга?
2) Назовите принципы планирования и составления программы тренинга.
3) Какие девять этапов подготовки психологического тренинга выделяет И.В. Вачков?
4) Какие этапы ведения тренингового занятия выделяет В.Э. Пахальян? Дайте характеристику каждого этапа.
5) Для чего в работе психолога необходим анализ тренингового занятия и реализованной программы тренинга?
Источник Бобченко, Т.Г.Основы тренинговой работы: курс лекций / Т.Г.Бобченко; Владим. гос.ун-т им. А.Г. и Н.Г. Столетовых. — Владимир: Изд-во ВлГУ, 2018. -128с.

  • Тренинг для учителей средних и старших классов. Цикл «Учитель — семья»
  • Тренинг для учителей средних и старших классов. Цикл «Я — учитель»
  • Тренинг для учителей средних и старших классов. Цикл «Учитель — ученик»
  • Тренинг для учителей средних и старших классов. Цикл «Учитель — класс»
  • Тренинг для учителей средних и старших классов. Цикл «Учитель — школа»

Источник: www.vashpsixolog.ru

КАК ПСИХОЛОГУ НАЧАТЬ ЧАСТНУЮ ПРАКТИКУ — ОБУЧАЮЩАЯ ПРОГРАММА В ОТКРЫТОМ ДОСТУПЕ

Это программа 2018 года, состоящая из 7-ми уроков. Каждую среду мы будем выкладывать следующее видео, и через 2 месяца вы сможете тут увидеть весь курс.

Читайте также:
Методы самоконтроля состояния здоровья и физического развития стандарты программы формулы

Я планировала сделать предваряющее видео, но решила написать все коротким текстом.

Я бы рекомендовала не ждать от этих видео какого-то специального эффекта.
Вы не найдете здесь хитростей и каких-то специальных способов «привлечения клиентов». Для этого есть много рекламируемых в соцсетях программ. Это вообще не про привлечение, маркетинговые ходы, соцсети. Это о том, что делать психологу, получившему диплом, и, надеюсь, получающему специализацию в каком-то виде консультирования и/или психотерапии.

Я глубоко убеждена, что весь секрет любой профессии одинаков и прост — нужно много учиться и много работать. Никакие «продюсеры», SMM-специалисты, маркетологи не помогут вам в работе.

У меня также есть представление о том, что режим, формат и особенности профессии психолога-консультанта не просто очень отличаются от деятельности по позиционированию себя вовне, а являются прямо противоположными. В кабинете мы закрыты, в группах мы учимся также очень закрыто и с условием невыноса информации вовне, самораскрытие в профессиональной деятельности все еще остается одним из самых дискуссионных вопросов. Внешняя же деятельность, связанная с публичными выступлениями, общедоступными текстами, социальной активностью конфликтует с профессиональной консультационной.

В профессиональной деятельности много шизоидного. Во внешней — много нарциссического и истерического. Нарциссические аспекты включают большое количество сомнений, тревоги, напряжения Эго и самоуважения в ожидании оценки как со стороны профессионального сообщества, так и со стороны людей, интересующихся психологией. Особенно высок уровень напряжения при «выходе» начинающих психологов в социальные сети, так как в них не видно воспринимающую сторону, и «на тревоге» включается много фантазий о том, как тебя воспримут.

Я бы хотела указать и еще на один момент. Мне кажется, и вы можете с этим не соглашатсья, что у начинающих психологов есть ряд связанных с тем, что написано выше, когнитивных ошибок. Во-первых, это уже указанная путаница между внешней просветительской деятельностью и реальной профессиональной.

Когда я спросила, есть ли какие-то вопросы об этапе начала деятельности, меня спрашивали именно о том, как начать «писать посты» и «проводить прямые эфиры». Но у меня есть убеждение в том, что посты и эфиры — это не начало деятельности, а как раз ее продолжение и итог, когда психолог находится уже на том этапе, когда ему есть чем поделиться, то есть есть знания, идея, опыт, наработки, видение каких-то процессов, и, конечно, потребность рассказывать об этом, учить и просвещать. Тут мы снова сталкиваемся с противоречием, связанным с большой разницей в потребности в психологической работе с людьми и помощи им, и потребности в педагогической и просветительской работе. Это и разная мотивация, и разные стили работы, и разные люди в качестве тех, на кого мы ориентируемся, с разными мотивами и разными вопросами.

Поэтому эта программа — не о том, как писать посты. Это о том, как развиваться в профессии.

Я не истина в последней инстанции. В том, что я написала выше, я ориентируюсь на опыт работы, свои убеждения, которые так же могут быть иррациональными, и свои представления о профессии, связанные с наблюдением за несколькими тысячами выпускников. Вы можете, разумеется, думать иначе, и действовать иначе.

И несколько уточнений по самому курсу.
1. Я не пересматривала курс, там наверняка есть достаточное количество устаревших идей. Пропускайте их.
2. К этому курсу есть печатный мануал, которую я называла «дорожной картой» действий. Я не буду ее выкладывать. Не потому, что мне жалко, а потому, что у тех, кто платил за этот курс, мне кажется, должны остаться какие-то бонусы.
3. В каком-то из уроков я делаю отсылку на свой сайт в раздел «Консультации». Этот раздел мы уже закрыли, но по тексту вы поймете, что я хотела сказать.

Я планировала сделать этим летом интенсив для уже опытных «Развитие частной практики». Обязательно сделаю его позже, после реализации более актуальных сейчас проектов.

Удачи в развитии профессиональной деятельности всем начинающим и опытным коллегам!

Не забывайте про этот материал в следующие среды, мы будем добавлять одно видео каждую неделю.

Текст ниже — описание программы, которое было на нашем сайте

КАК ПСИХОЛОГУ НАЧАТЬ ЧАСТНУЮ ПРАКТИКУ

Обучающая программа в записи

«ДОРОЖНАЯ КАРТА» САМОБРЕНДИНГА

В ВИДЕ 7 ВИДЕОУРОКОВ

И 42 НЕОБХОДИМЫХ ШАГОВ

В ОБУЧАЮЩЕЙ ПРОГРАММЕ ОПИСАНЫ ОШИБКИ, КОТОРЫЕ ДЕЛАЮТ ПОЧТИ ВСЕ ПСИХОЛОГИ, НАЧИНАЯ РАБОТУ НАД СОБСТВЕННЫМ ПРОДВИЖЕНИЕМ, ОБСУЖДАЕТСЯ, ПОЧЕМУ НЕ РАБОТАЮТ КЛАССИЧЕСКИЕ МАРКЕТИНГОВЫЕ СТРАТЕГИИ, ДАЮТСЯ ПЕРВЫЕ ШАГИ ПО СОЗДАНИЮ ПЕРСОНАЛЬНОГО САЙТА, РАЗБИРАЮТСЯ ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ, НЕОБХОДИМЫЕ ДЕЙСТВИЯ ВНЕ ИНТЕРНЕТА, ОПИСЫВАЮТСЯ СТАДИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ И ДАЮТСЯ ОТВЕТЫ НА ВОПРОСЫ НАЧИНАЮЩИХ ЧАСТНУЮ ПРАКТИКУ

Источник: irinakamaeva.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru