Как написать программу в turbo

Любая программа на языке Си состоит из одной или более «функций», являющихся основными модулями программы. Одна из функций, с которой начинается выполнение программы, называется главной и всегда носит имя main. Остальные функции – это подпрограммы, которые могут вызываться либо из главной функции, либо из других подпрограмм. Простая программа, состоящая только из функции main, имеет следующую структуру:

Директивы препроцессора

Main ()

Операторы

В программу можно включать комментарии, начинающиеся с пары символов /* и заканчивающиеся парой */ (они могут быть везде, где могут быть пробелы).

Пример простой программы:

/* программа сложения двух целых чисел */

printf («Задайте два числа: «); /* вывод сообщения */

scanf («%d %d», b); /* ввод значений а и b */

printf («%d + %d = %dn», a, b, a+b); /* вывод результата */

При выполнении этой программы на экране появится сообщение:

Задайте два числа:

Turbo Pascal — Основы работы и пример программы

и затем программа будет ждать, пока вы не введете числа (ввести нужно в той же строке, разделяя числа пробелом). Например:

Задайте два числа: 328 54

Затем появится результат в виде:

328 + 54 = 382

В этой программе директива препроцессора #include служит для включения в программу библиотечного файла stdio.h, содержащего об’явления стандартных функций ввода/вывода, таких как printf, scanf. Тело функции main содержит три оператора вызова функций printf и scanf.

Обратите внимание, что все ключевые слова в языке Си пишутся строчными буквами, директивы препроцессора начинаются с первой позиции строки, а операторы можно размещать с любой позиции. Для наглядности принята ступенчатая форма записи программы.

Описания переменных и основные типы данных

При описании переменных указываются имена переменных и типы значений этих переменных:

Имя (идентификатор) — это последовательность латинских букв и цифр, начинающаяся с буквы. Если несколько переменных имеют один и тот же тип, то их можно описать вместе, перечислив имена через запятую:

тип имя_1, имя_2. ;

К основным типам данных относятся целые числа (int, short, long,unsigned), символы (char) и вещественные числа или числа с плавающей точкой (float, double).

Примеры описаний переменных:

float x,y,z; /* вещественные числа */

double x1,x2; /* вещ. числа двойной точности */

char simv; /* символ */

int i,j; /* целые числа */

long summa; /* длинное целое */

short k1,k2; /* короткие целые */

unsigned count; /* беззнаковое целое (неотрицательное) число */

Об’ем памяти, занимаемой данными различных типов, зависит от типа ЭВМ и конкретной реализации языка Си.

При описании переменной можно инициализировать переменную, например:

int k=0; /* k присваивается начальное значение 0 */

Типы используемых в программе констант определяются по их виду, например:

123 -65 — целые константы;

Pascal Полный курс с нуля за 4 часа

-34.6 3.14159.12E-5 7e4 — константы с плавающей точкой

‘A’ ‘a’ ‘2’ ‘%’ — символьные константы.

Рассмотренные типы являются простыми. Более сложные структурированные типы данных, а также описание нестандартных типов данных будут рассмотрены позднее.

Определение символических констант

Часто возникает необходимость использовать в программе именованные константы. Использование символических имен вместо значений делает программу более понятной. Для определения символических констант служит директива препроцессора #define. В начало программы до или после директив #include для каждой константы нужно добавить строку вида:

#define имя значение

#define PI 3.14159

#define RADIUS 16.75

Обратите внимание на прописные буквы в именах констант. По традиции символические константы пишутся прописными буквами в отличие от имен переменных. Конечно, вы можете написать константы и строчными буквами, но при этом вы должны чувствовать свою вину, поскольку нарушаете традицию.

О п е р а т о р ы

Оператор присваивания

Оператор служит для присвоения переменной значения и имеет формат:

переменная = выражение;

При выполнении оператора вычисляется значение выражения и присваивается переменной.

Выражение может состоять из операндов — переменных, констант и вызовов функций, круглых скобок и знаков операций + (сложение), — (вычитание), * (умножение), / (деление), % (вычисление остатка от целочисленного деления), ++ (увеличение на 1), — (уменьшение на 1) и некоторых других.

Операции *, /, % имеют более высокий приоритет, чем + и -. Операции с одинаковым приоритетом выполняются слева направо, если нет скобок.

Операндами операции % должны быть значения целого типа, результат имеет тот же тип.

Hекотоpые математические стандартные функции:

abs(x),fabs(x) — вычисляется абсолютное значение x;

atan(x) — вычисляется аpктангенс x;

tan(x) — вычисляется тангенс x; x задается в радианах;

acos(x) — вычисляется аpккосинус x;

cos(x) — вычисляется косинус x; x задается в радианах;

asin(x) — вычисляется аpксинус x;

sin(x) — вычисляется синус x; x задается в радианах;

exp(x) – число e (≈2.7) возводится в степень x;

log(x) — вычисляется натуральный логарифм x;

log10(x) — вычисляется десятичный логарифм x;

sqrt(x) — вычисляется Öx.

Функция abs возвращает целое значение типа int, аргумент также

должен быть целым. Остальные функции возвращают вещественное (double) значение при вещественном аргументе.

При использовании указанных функций в программу нужно включить директиву #include .

Оператор-выражение

В языке Си любое выражение, заканчивающееся точкой с запятой (;), является оператором.

i++; /* увеличение значения i на 1, эквивалентно опеpатору i=i+1; */

i—; /* уменьшение i на 1 */

a+2; /* смысла не имеет, хотя синтаксически верно */

Примечание. Рассмотренный выше оператор присваивания является частным случаем оператора-выражения, поскольку в выражениях можно использовать операцию присваивания (=) наравне с другими.

Оператор вызова функции

Оператор вызова функции имеет вид:

имя_функции (аргумент1. аргументN);

Он тоже является частным случаем оператора-выражения.

Примерами операторов вызова функции являются уже знакомые вам операторы вызова функций форматированного ввода/вывода printf и scanf (см. cтр. 9). Рассмотрим эти функции детальнее.

Использование функции printf

Функция printf служит для вывода на экран монитора сообщений, данных, результатов вычислений. Число аргументов — один или более. Первый аргумент функции — это форматная строка, которая может содержать тексты, подлежащие выводу на экран, управляющие символы, форматы вывода значений переменных или выражений. Остальные аргументы — это переменные или выражения. Вернемся к примеру программы на стр.9.

В операторе

printf («Задайте два числа: «);

аргумент только один — форматная строка, содержащая текст. В операторе

printf («%d + %d = %dn», a, b, a+b);

четыре аргумента. Первый аргумент — форматная строка (строка символов в кавычках) показывает, как должны быть напечатаны значения остальных аргументов (a,b,а+b). Каждому из аргументов a,b и a+b соответствует одна спецификация преобразования (формат) %d. Это спецификация вывода целого числа. Кроме форматов, форматная строка содержит последовательности символов » + «, » = «, которые нужно вывести, и управляющий символ ‘n’ (перевод строки), чтобы после вывода результата курсор переместился в начало следующей строки.

Функция printf выводит на экран то, что указано в форматной строке, подставляя вместо каждого формата значение очередного аргумента из списка. Число форматов должно быть равно числу аргументов после форматной строки. Не забудьте это основное требование!

Ниже приведены некоторые форматы:

%d — для вывода целого числа со знаком (типов int, short);

%ld — для вывода целого числа со знаком (типа long);

%u — для вывода целого числа без знака (типа unsigned);

%f — для вывода вещественного числа (типов float, double) в формате

числа с фиксированной точкой (с точностью по умолчанию 6 цифр

%e — для вывода вещественного числа в экспоненциальном формате:

[-]d.dddddde< >dd (здесь d — десятичная цифра);

%c — для вывода символа;

%s — для вывода строки символов.

Например, если число 123.68 вывести в формате %f, то будет напечатано 123.680000, если же указать формат %e, то результатом будет 1.236800e+02. В форматах %f и %e можно указать точность, например:

Использование функции scanf

Функция scanf предназначена для ввода значений переменных с клавиатуры во время выполнения программы.

Список аргументов этой функции почти такой же, как у функции printf. Первый аргумент — это форматная строка, содержащая форматы ввода значений переменных. Сами переменные, точнее указатели на переменные, записываются в списке аргументов после форматной строки.

При выполнении первого оператора scanf будут прочитаны вводимые пользователем с клавиатуры два целых числа и присвоены переменным a и b. При втором вызове функции scanf будут введены три вещественных числа и присвоены соответственно переменным x, y и z.

Числа во входном потоке могут разделяться либо пробелами, либо символами «новой строки», либо символами табуляции. Например, входной поток может выглядеть так:

Тогда результат выполнения операторов scanf будет такой:

a=-52; b=1374; x=0.5; y=-17.472; z=345678.7654.

Функция scanf использует практически тот же набор форматов, что и функция printf. Основные отличия в случае функции scanf следующие:

1. Формат %hd служит для ввода коротких целых чисел (типа short).

2. Форматы %f и %e эквивалентны и используются для ввода чисел типа float. Обе спецификации допускают наличие (или отсутствие) знака, строки цифр с десятичной точкой или без нее и поля показателя степени.

3. Форматы %lf и %le определяют тип вводимых данных как double.

Составной оператор

Составной оператор состоит из одного или большего числа операторов любого типа, заключенных в фигурные скобки.

Оператор цикла while

Оператор цикла служит для многократного выполнения одних и тех же действий. Оператор while используется при программировании циклов с предусловием:

Читайте также:
Специальные виды туризма рабочая программа

Формат оператора while:

while (условие)

Оператор

Оператор while выполняется так, как изображено на схеме. Проверяется условие; если оно истинно, то выполняется оператор, входящий в состав while (так называемое «тело цикла»). Затем снова проверяется условие. Тело цикла будет выполняться до тех пор, пока условие не станет ложным. Затем управление передается следующему оператору программы.

Обратите внимание, что тело цикла — это один оператор: либо простой, либо составной.

Условие — это выражение, которое кроме арифметических операций может содержать операции отношения:

> больше,

>= больше или равно,

== равно,

!= не равно.

Пример.

Задача. Дано действительное число x. Вычислить значение sinx с помощью ряда

y = sinx = x — — + — -. + (-1) n ——— +.

с точностью 10 -5 (т.е. учитывая только те члены ряда, которые по абсолютной величине больше либо равны 10 -5 ). Для проверки результата вычислить sinx с помощью стандартной функции.

Обозначим очередной член данного ряда через an.

Программа:

/* Приближенное вычисление sin x */

#define E 1e-5 /* точность вычисления */

float x, /* аргумент функции */

float a; /* очередной член ряда */

int n; /* номер итерации */

a=-a*x*x/(2*n*(2*n+1)); /* выч-е очередного члена ряда

Примеры результатов выполнения программы:

Ввод и отладка программы в TURBO C

1. Запустите систему TURBO C.

2. Если окно Edit не пустое, выберите команды меню File | New для создания нового файла.

3. В окне Edit введите текст своей программы, соблюдая ступенчатую запись.После ввода каждой строки нажимайте [Enter]. Если заметите ошибки, их легко исправить, вернув курсор в нужную позицию с помощью клавиш управления движением курсора. Работа с редактором Turbo-системы описана на стр.7.

4. Выберите команды меню Compile | Compile для компиляции программы.

При компиляции могут быть обнаружены синтаксические ошибки в программе. В таком случае в верхней части окна редактирования появится первое сообщение об ошибке, а курсор укажет на предполагаемое местоположение ошибки в программе. Исправьте ошибку и повторите компиляцию.

5. После исправления всех синтаксических ошибок сохраните программу в файле на диске, выполнив команды меню File | Save (или нажав клавишу [F2]). Если на экране появится запрос на изменение имени файла, сотрите NONAME.C (это имя дается вначале всем новым файлам) и введите любое другое имя (идентификатор длиной до 8 символов). Расширение .с добавляется к имени автоматически.

Замечание. При многократном сохранении программы сохраняется обычно две последние версии программы: последняя — в файле с расширением .с, а предпоследняя — в файле с расширением .bak.

6. Запустите программу на выполнение, выбрав команды меню Run| Run (или нажав одновременно клавиши [Ctrl] и [F9]).

По запросу программы введите тестовые исходные данные. Проверьте результат. Вернуться к экрану с результатами можно, выбрав команды меню Run | User Screen (или нажав одновременно клавиши [Alt] и [F5]).

Для возврата к экрану системы нажмите любую клавишу.

Если результаты оказались неверными, проверьте программу. После редактирования программы повторите действия с пункта 4.

Если программа зациклилась, попытайтесь прервать ее выполнение с помощью одновременного нажатия клавиш [Ctrl] и [Break]. Если это сделать не удалось, перезагрузите систему. Если в окне редактирования появится не Ваша программа, выполните команды меню File | Load (можно с помощью клавиши [F3]). На запрос имени файла введите то имя, которое дали файлу при его сохранении. Проверьте и отредактируйте программу и повторите действия с пункта 4.

Источник: poisk-ru.ru

Программирование 2 курс / Программирование(4172,4173) / Справочные материалы / Приложение 1. Работа в системе Turbo C++(версия 3.0)

Система программирования Turbo C++ служит для ввода, редактирования, отладки и выполнения программ, написанных на языках С (Си) или С++. Как правило, она размещается в отдельном каталоге (папке) с именем TC3.0.

Запуск системы и выход из нее

Для работы в системе Turbo C++ запустите файл tc.exe (двойным щелчком левой клавиши мыши или нажав клавишу [Enter]). Можно ввести в командной строке MS DOS имя файла tc.exe (или просто tc). Если в текущем каталоге файла tc.exe нет, то в командной строке перед именем файла следует указать путь к файлу и, возможно, имя диска.

Допустим, файл tc.exe находится в каталоге BIN, являющимся подкаталогом каталога TC3.0 на диске C:, а вы хотите свои программы на языке Си хранить в другом каталоге и сделали его текущим. Тогда для запуска системы нужно в командной строке ввести:

C: TC3.0BIN tc.exe

(имя диска)(путь к файлу)

Можно еще указать и имя файла, содержащего текст программы. Например:

C: TC3.0 BIN tc.exe pr1.c

Выйти из системы можно, нажав одновременно клавиши [Alt] и [X] или выбрав в меню системы пункты File и Quit.

Вид экрана системы

После запуска системы на экране монитора появляется окно с заголовком C:TC3.0BINTC.EXE (рис. 1.1), содержащее строку меню (в верхней части окна), оконную область (в средней части) и строку состояния (у нижнего края окна).

Рис. 1.1. Экран системы Turbo C++

Строка меню является основным средством доступа ко всем командам меню.

В оконной области располагаются одно или несколько окон редактирования программ и, возможно, окно сообщений Message. Окно редактирования предназначено для ввода и редактирования программы. После запуска системы в окно редактирования помещается текст программы из указанного или ранее редактированного файла или оно может остаться пустым.

Система Turbo C++ позволяет открыть несколько окон редактирования и работать одновременно с несколькими программами. Окна нумеруются, начиная с 1, и имеют заголовок, который содержит имя файла.. При этом активным является только одно окно, на которое установлен фокус ввода. Переключение фокуса ввода с одного окна на другое осуществляется нажатием клавиши [F6] или щелчком левой клавиши мыши на заголовке окна или нажатием клавиш [Alt] и номера окна.

Строка состояния у нижнего края окна напоминает о назначении отдельных функциональных клавиш. В частности, клавиша [F1] служит для получения справочной информации.

Чтобы сделать окно системы полноэкранным, нажмите одновременно клавиши [Alt] и [Enter].

Выбор пунктов меню

Меню позволяет выполнять различные действия над программами и

файлами, например, загружать программы из файлов на диске, компилировать и выполнять программы на языках C и C++, сохранять программы на диске.

Для входа в меню нажмите клавишу [F10]. В результате какой-то из пунктов меню (File, Edit, Run. ) окажется выделенным. С помощью клавиш перемещения курсора [¬], [®] можно выделить любой другой пункт меню. Выбрав нужный пункт меню, нажмите [Enter]. Используя мышь, можно сразу выбрать нужный пункт меню.

После этого может появиться соответствующее подменю, в котором таким же образом следует выбрать нужный пункт. В результате система либо выполнит соответствующую команду, либо запросит у вас дополнительную информацию (к примеру, имя файла, который нужно открыть).

Назначение пунктов меню:

File – открытие, создание и сохранение файлов, выход из системы;

Edit – редактирование программы;

Search – поиск фрагментов текста, контекстная замена и другие операции;

Run – компиляция, компоновка и запуск программы на выполнение;

Compile – компиляция программы;

Debug – управление возможностями отладчика;

Project – организация проектов (многофайловых программ);

Options – установка параметров интегрированной среды;

Window – управление окнами;

Help – получение справочной информации.

Открытие файла (загрузка файла с диска)

Если нужно выполнить или отредактировать программу, хранящуюся в файле на диске, выберите сначала пункт File в главном меню, а затем пункт Open в подменю. То же самое можно сделать, нажав клавишу [F3]. Появится окно диалога для ввода или выбора имени файла из списка.

Выберите имя файла из предложенного списка или введите имя с расширением .с (длля программы на языке С) или с расширением .cpp (для программы на языке C++) и нажмите клавишу [Enter] или кнопку “Open”. Без мыши переход от одного элемента диалогового окна к другому осуществляется нажатием клавиши [Tab]. В результате текст программы из файла появится в окне редактирования.

Компиляция и выполнение программы

Чтобы выполнить программу, находящуюся в активном окне редактирования, нужно выбрать пункт главного меню Run и в подменю тоже Run (или же нажать одновременно клавиши [Ctrl] и [F9].) В результате произойдет компиляция программы и создание объектного файла с расширением .obj (если в программе нет синтаксических ошибок), а затем создание выполнимого файла с расширением .exe и его запуск. В случае обнаружения компилятором синтаксических ошибок их перечень будет выдан в окне сообщений Message (ошибки нужно исправить и действия повторить).

Результаты выполнения программы выводятся на «другой» экран и после завершения выполнения программы их не будет видно. Чтобы увидеть результаты, нужно выбрать последовательно пункты меню Window и User Screen (или нажать одновременно клавиши [Alt] и [F5]). Вернуться к экрану системы можно, нажав любую клавишу.

Если программа не отлажена, то рекомендуется вначале просто выполнить компиляцию программы, выбрав в меню последовательно пункты Compile и Compile (можно нажать одновременно клавиши [Alt] и [F9]).

После устранения синтаксических ошибок программу следует сохранить в файле на диске, а уже затем выполнять.

Сохранение программы на диске

Чтобы сохранить введенную или отредактированную программу в файле на диске, надо выбрать в меню пункты File и Save (или нажать клавишу [F2]).

Читайте также:
Составьте программу для решения задачи 21 к параграфу

Если программа новая (еще не сохранялась), то система запросит ввести имя файла. В появившемся окне диалога введите имя с расширением .с (для программы на языке С) или .cpp (для С++) и нажмите клавишу [Enter] или кнопку “OK”.

Если программа ранее уже сохранялась в файле, то новая версия программы будет сохранена в файле с тем же именем, а старая версия – в файле с расширением .bak.

Можно сохранить программу в другом файле. Для этого следует выбрать в меню пункты File и Save As, а затем в окне диалога ввести новое имя файла или выбрать имя из предложенного списка (в таком случае старый файл заменится новым). Так можно копировать файлы.

Создание нового файла

1. Если окно редактирования не пустое, выберите команды меню File | New для создания нового файла.

2. В открывшемся новом окне редактирования (со стандартным именем NONAMExx.CPP) введите текст программы, соблюдая ступенчатую запись. После ввода каждой строки нажимайте [Enter]. Если заметите ошибки, их легко исправить, вернув курсор в нужную позицию с помощью клавиш управления движением курсора или с помощью мыши. Работа с редактором описана ниже.

3. Выполните компиляцию программы. Если будут обнаружены ошибки, исправьте их.

4. После исправления всех синтаксических ошибок сохраните программу в файле на диске, указав вместо NONAMExx.CPP любое другое имя (идентификатор длиной до 8 символов) c расширением .с (по умолчанию добавляется расширение .cpp ).

Вход в режим редактирования программ осуществляется автоматически после запуска системы, или после нажатия клавиши [Esc] при работе с меню.

После входа в режим редактирования курсор устанавливается в 1-й позиции 1-й строки, откуда можно начинать ввод своей программы. Текущее положение курсора (номер строки и номер позиции в строке) отражается в нижней части окна редактирования программы.

При вводе и редактировании текста программы может быть установлен режим вставки или режим замены. В режиме вставки при вводе символы будут вставляться перед курсором, «раздвигая» строку. Чтобы вставить новую строку в текст программы, можно переместить курсор в конец той строки, после которой будет вставляться строка, и нажать [Enter].

Если нужно заменить символы в тексте, можно отменить режим вставки с помощью клавиши [Insert]. Повторное нажатие этой клавиши вызывает возврат в режим вставки.

Для редактирования текста программы можно использовать клавиши перемещения курсора, стирания символов и команды редактора, которые вводятся нажатием клавиши [Ctrl] или [Shift] одновременно с другими клавишами. Например, удаление строки осуществляется командой Ctrl — Y (одновременное нажатие двух клавиш [Ctrl] и [Y] ). Некоторые команды редактора предполагают работу с блоками.

Блок – это фрагмент текста любой длины. Выделить блок можно, нажимая клавиши перемещения курсора при нажатой клавише [Shift]. Можно отметить начало и конец блока с помощью команд редактора, приведенных ниже. Затем можно копировать блок, перемещать, записывать в другой файл, удалять.

Ниже приведены некоторые команды редактора:

Ctrl- Y удалить строку;

Ctrl- K B отметить начало блока (нажать одновременно [Ctrl] и [K], отпустить, затем нажать клавишу [B]);

Ctrl- K K отметить конец блока;

Ctrl- K C копировать блок;

Ctrl- K V переместить блок;

Ctrl- Ins скопировать блок в буфер;

Shift- Ins вставить блок из буфера;

Shift- Del вырезать блок, поместив его в буфер;

Ctrl- K Y или Ctrl- Del удалить блок;

Ctrl- Q Y удалить текст от положения курсора до конца строки

Ctrl- Q R или Ctrl- PgUp переместить курсор в начало файла;

Ctrl- Q C или Ctrl- PgDn переместить курсор в конец файла.

Работа в системе программирования Borland C++ (версия 3.1)

Работа в интегрированной среде системы Borland C++ 3.1 практически ничем не отличается от работы в среде Turbo C++ 3.0. Только для работы в системе нужно запустить файл bc.exe из папки BC3.1 BIN .

Некоторые оперативные клавиши Turbo C++ и Borland C++

Alt-F1 возврат в предыдущее окно подсказки

Ctrl-F1 справка по выбранному (курсором) элементу языка

F2 сохранение файла

Ctrl-F2 завершение выполнения программы в режиме трассировки

F3 открытие файла

Alt-F3 закрытие активного окна

F4 выполнение программы до строки с курсором

Shift-F4 подключение отладчика (Turbo debugger)

F5 расширение активного окна на всю оконную область

Alt-F5 переход в окно DOS (с результатами программы)

F6 переключение между открытыми окнами среды

F7 выполнение выделенной строки программы при трассировке с заходом в вызываемые функции (подпрограммы)

Ctrl-F7 добавление переменной в окно просмотра значений Watch

F8 выполнение выделенной строки программы без захода в вызываемые функции (без их трассировки)

F9 создание выполняемого (.exe) файла

Alt-F9 компиляция и создание объектного (.obj) файла

Ctrl-F9 создание выполняемого файла и его запуск

F10 переход в главное меню

Esc выход из меню

Alt-X выход из Turbo C++ или Borland C++

Источник: studfile.net

Работа с экранным меню Турбо Си.

Важной вехой в развитии программирования явилось создание и широкое распространение языка С++. Этот язык, сохранив средства ставшего общепризнанным стандартом для написания системных и прикладных программ языка С (процедурно-ориентированный язык), ввел в практику программирования возможности нового технологи­ческого подхода к разработке программного обеспе­чения, получившего название “объектно-ориентиро­ванное программирование”. Внедрение в практику программирования объектно-ориентированной парадигмы дает развитие новых областей информатики, значительное повышение уровня технологичности создаваемых программных средств, сокращение затрат на разработку и сопровождение программ, их повторное использование, вовлечение в процесс расширения интеллектуальных возможностей ЭВМ. Объектный подход информационного моделирования предметных областей все более успешно применяется в качестве основы для структуризации их информационных отражений и, в частности, баз знаний.

С++ — это язык программирования общего назначения, хорошо известный своей эффективностью, экономичностью, и переносимостью. Указанные преимущества С++ обеспечивают хорошее качество разработки почти любого вида программного продукта. Использование С++ в качестве инструментального языка позволяет получать быстрые и компактные программы. Во многих случаях программы, написанные на С++, сравнимы по скорости с программами, написанными на языке ассемблера.

Перечислим некоторые существенные особенности языка С++:

— С++ обеспечивает полный набор операторов структурного программирования;

— С++ предлагает необычно большой набор операций. Многие операции С++ соответствуют машинным командам и поэтому допускают прямую трансляцию в машинный код. Разнообразие операций позволяет выбирать их различные наборы для минимизации результирующего кода;

С++ поддерживает указатели на переменные и функции. Указатель на объект программы соответствует машинному адресу этого объекта. Посредством разумного использования указателей можно создавать эффективно выполняемые программы, т.к. указатели позволяют ссылаться на объекты тем же самым путем, как это делает ЭВМ. С++ поддерживает арифметику указателей, и тем самым позволяет осуществлять непосредственный доступ и манипуляции с адресами памяти.

Однако, следует отметить, что преимущества языка С++ становятся очевидными при реализации больших программных проектов. Первые же шаги при программировании на С++ требуют от студента тщательного проектирования программы, а также определенной дисциплины при программировании.

Первая часть методических указаний для проведения лабораторных работ по дисциплине “Алгоритмические языки программирования” включает примеры программ и задачи для программирования, ориентированные в основном на изучение синтаксических конструкций языка TURBO C++.

Лабораторная работа 1

Справочник по ИСР

Цель работы: Изучение интегрированной Среды разработки программ TURBO C++.

TURBO C++ упрощает процесс программирования и делает его более эффективным. При работе в TURBO C++ весь комплекс инструментальных средств, необходимых для написания, редактирования, компиляции, компоновки и отладки программ, оказывается под рукой у пользователя.

Весь этот комплекс возможностей заключен в Интегрированной Среде Разработки (ИСР).

Кроме того, Среда разработки программ TURBO C++ предоставляет следующие дополнительные возможности, которые еще больше упрощают процесс написания программ:

* Возможность отображения на экране монитора значительного числа окон, которые можно перемещать по экрану и размеры которых можно изменять.

* Наличие поддержки “мыши”.

* Наличие блоков диалога.

* Наличие команд удаления и вставки (при этом допускается копирование из окна HELP и между окнами EDIT).

* Возможность быстрого вызова других программ и обратного возврата.

* Наличие в редакторе макроязыка.

ИСР содержит три визуальных компоненты: строку меню у верхнего края экрана, оконную область в средней части экрана и строку состояния у нижнего края экрана. В результате выбора некоторых элементов меню на экран будут выдаваться блоки диалога.

Строка меню и меню

Строка меню представляет собой основное средство доступа ко всем командам меню. Строка меню оказывается невидимой лишь во время просмотра информации, отображаемой программой и во время перехода к другой программе.

Окна TURBO C++

Большая часть того, что видно и делается в среде TURBO C++, происходит в окне. Окно — это область экрана, которую можно перемещать, размеры которой можно перемещать, изменять, которую можно распахивать на весь экран, ориентировать встык с другими окнами.

В TURBO C++ может существовать произвольное число окон, но в каждый момент активно только одно окно. Активным является то окно, в котором в настоящий момент происходит работа.

Любые вводимые команды или вводимый текст, как правило, относятся только к активному окну.

Существует несколько типов окон, но большая их часть имеет следующие общие элементы:

* маркер закрытия окна;

* угол изменения размера окна;

* маркер распахивания окна на весь экран;

Строка состояния

Строка состояния, расположенная у нижнего края экрана, выполняет следующие функции:

* Напоминает об основных клавишах и клавишах активизации, которые в настоящий момент могут быть применены к активному окну.

Читайте также:
Какой оператор описывает в программе вывод данных

* Позволяет установить указатель мыши на обозначения клавиш и кратковременно нажать кнопку мыши для выполнения указанного действия, вместо того, чтобы выбирать команды из меню или нажимать соответствующие клавиши.

* Сообщает, какое действие выполняется программой.

* Предлагает состоящие из одной строки советы и рекомендации по любой выбранной команде меню и элементам блока диалога.

Блоки диалога

Если за элементом меню располагается многоточие, то в результате выбора данной команды будет открыт блок диалога, обеспечивающий удобный способ просмотра и задания многочисленных параметров.

При задании значения в блоке диалога работа происходит с пятью базовыми типами средств управления: указателями выбора, переключателями состояния, кнопками действия, блоками ввода и блоками списка.

Работа с экранным меню Турбо Си.

МЕНЮ ( системное)

Отображается у левого края строки меню. Для вызова следует нажать ALT -пробел. При вызове этого меню отображаются команды:

About

При выборе данной команды появляется блок диалога, в котором содержится информация по авторским правам и номер версии TURBO C++. Данное окно закрывается нажатием клавиши ESC или ENTER.

Clear Desktop

Закрывает все окна и стирает все списки предысторий. Эта команда полезна в тех случаях, когда начинается работа над новым проектом.

Repaint Desktop

Осуществляет регенерацию изображения на экране.

Элементы подменю Transfer

В этом подменю показаны имена всех программ, которые установлены с помощью блока диалога Transfer, вызываемого командой Options/Transfer. Для запуска программы необходимо выбрать ее имя из системного меню.

Меню File(ALT F)

Это МЕНЮ позволяет открывать в окнах EDIT и создавать исходные файлы программ, сохранять внесенные изменения, выполнять другие действия над файлами,выходить в оболочку DOS и завершать работу с TURBO C++.

Open(F3)

Команда FILE OPEN отображает блок диалога, в котором выбирается исходный файл программы, который будет открыт в окне EDIT.

Этот блок диалога содержит блок ввода, список файлов, и кнопки OPEN, REPLACE, CANCEL и HELP, а также информационную панель.

Здесь можно выполнить одно из действий:

1) Ввести полное имя файла и выбрать указатель REPLACE или OPEN.

В результате выбора Open файл загружается в новое окно Edit. Для выбора Replace должно иметься активное окно Edit; в результате выполнения Replace содержимое окна заменяется выбранным файлом.

2) Ввести имя файла с метасимволами. Это позволяет отфильтровать список файлов в соответствии со спецификацией.

Нажать ¯, чтобы выбрать спецификацию файла из списка предыстории, который содержит введенные ранее спецификации файлов.

3) Просмотреть содержимое других каталогов, выбрав имя каталога из списка файлов.

Блок ввода позволяет явно ввести имя файла или ввести имя файла с метасимволами DOS (* и?). Если ввести имя полностью и нажать Enter, Turbo C++ откроет указанный файл. (Если ввести имя файла, который система Turbo C++ не может обнаружить, она автоматически создаст и откроет новый файл с таким именем.)

Если нажать?, когда курсор находится в блоке ввода,. то под этим блоком появляется список предыстории, содержащий последние восемь имен файлов, которые были введены ранее.

New

Команда File New позволяет открывать новое окно Edit со стандартным именем NONAMExx. С (где вместо букв хх задается число в диапазоне от 00 до 99). Файлы с именем NONAME используются в качестве временного буфера для редактирования; когда файл с подобным именем сохраняется на диске, Turbo C++ запрашивает действительное имя файла.

Save (F2)

Команда File Save записывает на диск файл, находящийся в активном окне Edit (если активно окно Edit в настоящий момент, если нет, то данным элементом меню нельзя воспользоваться.) Если файл имеет использованное по умолчанию имя (NONAMEOO.C и т.п.) TurboC++ откроет блок диалога Save Editor File, который позволяет переименовать данный файл и сохранять его в другом каталоге или на другом дисководе.

Save As

Команда File Save As позволяет сохранить файл в активном окне Edit под другим именем, в другом каталоге или на другом дисководе.

Change Dir

Команда File Change Dir позволяет задать идентификатор и имя каталога, которые следует сделать текущими. Текущим является тот каталог, который используется в Turbo C++ для сохранения и поиска файлов. (При использовании относительных маршрутов в Options Directories они задаются только относительно текущего каталога).

Print

Команда File Print печатает содержимое активного окна Edit Turbo C++ «раскрывает» символы табуляции (заменяет их соответствующим числом пробелов), а затем посылает файл на устройство печати, заданное в DOS. Данная команда будет «запрещена», если содержимое активного окна не может быть выведено на печать. Для вывода на печать только выделенного текста следует использовать Ctrl-K P.

Get Info

Команда File Get Info отображает блок, в котором содержится информация относительно текущего файла.

Таблица: Значения блока Get Info

ЗНАЧЕНИЕ

СМЫСЛ

Имя каталога по умолчанию

Имя файла в активном окне

Extended memory usage

Объем дополнительной памяти, зарезервированной для Turbo C++

Expanded memory usage

Объем расширенной памяти, зарезервированной для Turbo C++

DOS Shell

Команда File DOS Shell позволяет временно выйти из Turbo C++, чтобы выполнить команду DOS или запустить программу. Для возврата в Turbo C++ необходимо ввести с клавиатуры EXIT и нажать Enter.

Иногда можно обнаружить, что во время отладки не хватает памяти для выполнения этой команды. В этом случае необходимо завершить сеанс отладки командой Run Program Reset (Ctrl-F2).

Quit (Alt-x)

Команда File Quit осуществляет выход из системы Turbo C++, удаляет ее из памяти и передает управление DOS. Если внесены изменения, которые еще не были сохранены, то перед выходом Turbo C++ выдаст запрос на их сохранение.

Меню Edit(Alt-E)

Позволяет выполнять удаления, копирование и вставку текста в окнах Edit. Можно также открыть окно текстового буфера для просмотра или редактирования его содержимого. Выбрать текст это значит выделить его цветом:

1) Нажать Shift с одновременным нажатием стрелки.

2) Нажать Ctrl-K B, чтобы пометить начало выделяемого блока.

Затем переместить курсор в конец фрагмента текста и на жать

3)Для выбора строки необходимо нажать Ctrl-K L.

После выделения фрагмента текста становятся доступными команды, расположенные в меню Edit, и можно использовать текстовый буфер (Clipboard).Он взаимодействует с командами меню Edit:

Restore Line

Эта команда отменяет действие последней команды редактирования, примененной к какой-либо строке. Она действует только над последней отредактированной строкой.

Cut (Shift-Del)

Удаляет выделенный фрагмент текста из документа и заносит его в текстовый буфер. Затем можно вставить текст в другой документ путем выбора Paste.

Copy (Ctrl-Ins)

Эта команда не изменяет выделенный текст, но заносит в текстовый буфер его точную копию. Затем можно вставить текст в другой документ командой Paste. Можно скопировать текст из окна Help; следует использовать Shift и клавиши управления курсором.

Paste (Shift-Ins)

Эта команда вставляет текст из текстового буфера в текущее окно в позиции курсора.

Show Clipboard

Эта команда открывает окно Clipboard, в котором хранятся фрагменты текста, удаленного и скопированного из других окон.

Clear (Ctrl-Del)

Эта команда удаляет выбранный фрагмент текста,но не заносит его в текстовый буфер. Это означает, что восстановить удаленный текст нельзя.

Меню Search (Alt-S)

Меню Search выполняет поиск текста, объявлений функций, а также местоположение ошибок в файлах.

Команда Search Find отображает блок диалога Find, который позволяет ввести образец поиска и задать параметры, влияющие на процесс поиска. Эта команда может быть также вызвана с помощью (Ctrl Q F).

Replace (Ctrl Q A)

Команда Search Replace отображает блок диалога для ввода искомого текста и текста, на который его следует заменить.

Search Again (Ctrl L)

Команда Search Again повторяет действие последней команды Find или Replace. Все параметры, которые были заданы при последнем обращении к использованному блоку диалога(Find или Replace), остаются действительными при выборе данной команды.

Меню Run (Alt-R)

Команды этого меню выполняют программу, а также инициализируют и завершают сеанс отладки.

Run(Ctrl-F9)

Команда Run выполняет программу, используя те аргументы, которые переданы программе с помощью команды Run Arguments.

Тrace Into(F7)

Эта команда выполняет программу по операторам. По достижению вызова функции будет выполняться каждый ее оператор вместо того, чтобы выполнить эту функцию за один шаг. Этой командой следует пользоваться для перемещения выполнения в функцию, которая вызывается из отлаживаемой функции.

Program Reset(Ctrl-F2)

Команда Run Program Reset прекращает текущий сеанс отладки, освобождает память программы и закрывает все открытые файлы, которые использовались в программе.

Over

Команда Run Step Over выполняет следующий оператор в текущей функции без вхождения в функции более низкого уровня, даже если эти функции доступны отладчику. Командой Step Over следует пользоваться в случаях, когда необходимо отладить функцию в пооператорном режиме выполнения без вхождения в другие функции.

Arguments

Команда Run Arguments позволяет задать выполняемой программе аргументы командной строки точно так же, как если бы они вводились в командной строке DOS. Команды переназначения ввода/вывода DOS будут игнорироваться.

Compile (C)

Команды из меню Compile используются для компиляции программы в активном окне, а также для полной или избирательной компиляции проекта:

EXE File

Команда Compile Make EXE File вызывает Менеджер проектов для создания EXE-файла.

Источник: megalektsii.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru