Как написать программу в c borland

В данной статье рассказывается о том, как легко и просто освоить один из новых продуктов Borland C++ Builder 6.0 для разработки программ и быстро начать создавать собственные программы, работающие в операционной системе Windows.

Я решил написать данную статью потому, что сам прошел непростой путь обучении Borland C++ Builder и хотел бы эначи телыю облегчить процесс освоении этого продукта новичками. Сегоднн я могу с уверенностью сказать, что процесс создания Программ на Borland C++ Builder является не только простым и понятным, но самое главное — творческим, полезным и захватывающим занятием.

Написав свою первую программу в ЭТОМ пакете, вы наверняка не сможете остановиться и начнете творить. Я не претендую на звание программиста, т. к. в основном занимаюсь схемотехникой. По поскольку н настоящее время электронная техника органично включает в себя микроконтроллеры и процессоры, которые необходимо программировать, а компьютеры становятся привычными инструментами, также требующими программирования, становится очевидным, что программированием необходимо овладевать. Эти знания позволят самостоятельно создавать тестовые программы, утилиты и несложные программно-инструментальные средства для отладки и тестирования схемотехнических устройств, а также позволят создавать различные электронные устройства с программной поддержкой.

Попытка сделать гайд по Borland C++ 3.1

Данная статья не претендует на полное и детальное описание программного продукта Borland C++ Builder 6.0, но благодаря своей компактности она позволяет не боясь большого объема материала для изучения начать осваивать этот пакет и быстро научиться писать свои программы. Работать в среде Borland C++ Builder 6.0 может любой пользователь компьютера» имеющий хотя бы минимальные знания о программировании» например из программы школьного курса.

Постепенно этот человек может увлечься и стать настоящим программистом. В своем изложении я хочу, не отягощая избыточностью материала, увлечь в этот удивительный и прекрасный мир программирования. Хочу дать первый импульс к творчеству и ключ к простому пониманию непростых специальных понятий и терминов.

Программы разрабатываются в данном пакете настолько просто и легко, что после первых упражнений с этим продуктом с ним уже не хочется расставаться никогда. Мы вместе с вами не только изучим основные инструменты пакета Borland C++ Builder, но и напишем свои первые программы с поразительной быстротой и легкостью.

И я думаю, что после этого вы сами захотите читать больше и больше об этом удивительном продукте. Самое главное — все, что вы прочтете здесь, необходимо закреплять практикой при работе на компьютере. Только так, с помощью практики можно добиться хороших и прочных знаний в любом полезном деле. Не пытайтесь усвоить весь материал за один присест. Не ленитесь перечитать то, что не поняли или недопоняли или забыли.

Новые понятия обычно усваиваются только после третьего прочтения. Придерживайтесь этих правил, и вы обязательно добьетесь успеха.

Первое приложение в Borland C++ Builder


Далее в тексте я буду использовать некоторые специальные термины, поясняя по ходу изложения, что они означают. Эти термины являются общеупотребительными для программистов, и к ним необходимо привыкнуть. В дальнейшем это очень поможет в изучении и освоении новых программных продуктов и специальной технической литературы.

Одним из первых таких терминов является объектно-ориентированное программирование — ООП. Данный термин означает, что при разработке программ не требуется продумывать весь алгоритм работы программы от начала и до конца, как это делалось в структурном программировании. Именно таким продуктом является Borland C++ Builder 6.0 и ему подобные пакеты для создания программ под Windows. OOII дает возможность писать программу постепенно, шаг за шагом, создавая отдельные небольшие программы (функции-методы) для обработки действий (событий), вызываемых объектами (кнопками и окнами программы, кнопками клавиатуры и т.п.).

УСТАНОВКА
В настоящее время инсталляционный (установочный) пакет Borland C++ Builder 6.0 можно приобрести на компакт-диске (CD) во многих магазинах по доступной цене. Установка данного пакета не вызывает сложностей и подробно расписана на упаковке самого компакт-диска, в тексте инсталлятора или в справочном файле (типа readme.txt), входящем в инсталляционный пакет.

Поскольку программа может быть установлена в нескольких редакциях (вариантах), от самого простого до профессионального уровня, выберите для начала самый простой или типовой вариант установки. Вместо предлагаемого для установки каталога с длинным названием C:Program Files Borland C++ Builder 6 рекомендую создать каталог с коротким названием С:СВ6 и установить пакет именно в него. 11ри запросе на установку специального пакета СОКВА для базы данных можно отключить галочку установки. В дальнейшем вы всегда сможете установить необходимые компоненты пакета по мере необходимости в них.

НАЧАЛО
После установки пакета в меню программ компьютера появится новый раздел на английском языке пол названием Borland C++ Builder 6, в который входит множество программ и справочных файлов. Со временем эти программы станут привычными и понятными инструментами для вас. Поэтому не пугайтесь их изобилия и замысловатости названий.

Для начала работы в среде Borland C++ Builder 6.0 нам понадобится только один файл C:CB6Binbcb.exe. Из него мы сможем вызывать остальные программы пакета по мере необходимости. Я советую поместить значок (ярлык) этой программы на рабочий стол (экран) компьютера для последующего быстрого и простого поиска и запуска этой программы.

Для этого необходимо свернуть все окна запущенных на компьютере программ или закрыть их. Далее необходимо найти через 11уск—^Программы—» Borland C++ Builder программу C++ Builder 6, нажать левую кнопку мышки и, удерживая нажатой кнопку мыши и клавишу Ctrl (для копирования) перенести ярлык программы на свободное место рабочего стола. Теперь можно запустить программу C++ Builder 6, щелкнув на ее значке» помещенном на рабочем столе, два раза левой клавишей мышки.
После запуска программы на экране монитора появится окно, изображенное на рис. 1, которое демонстрирует процесс загрузки программы Borland C++ Builder 6.0.

Это окно может отображаться несколько секунд, пока программа загружается.

ИНТЕРФЕЙС
После загрузки программы это окно сменяется новыми окнами. Все эти окна представляют собой интерфейс программы Borland C++ Builder 6.0, который изображен на рис. 2.

В терминах программистов этот интерфейс называется средой быстрой разработки приложений RAD, сокращение от английских слов Rapid Application Development. Такое название этот интерфейс получил за то, что создание программы в нем сводится в основном к простому конструированию окна будущей программы из готовых кубиков, а большую часть стандартных и рутинных операций за человека выполняет компьютер. Например, компьютер создает автоматически заготовку текста программы для функций обработки событий.
В верхнем окне интерфейса программы расположена строка заголовка C++ Builder 6-Projectl. Она отражает название всего программного пакета и имя нового проекта. Проектом называется вся группа файлов, которые необходимы для создания конечной исполняемой программы. Так, например, в состав проекта могут включаться файлы с текстами программ, файл ресурсов с рисунками курсоров и иконок (значков), звуковые файлы и т. п. Первоначально проект хранится в памяти компьютера, и для того, чтобы сохранить его на диске, необходимо будет выполнить стандартные операции сохранения, создав при этом отдельную пайку. Кроме того, интерфейс сам предложит вам сохранить проект, если вы решите выйти из программы или попытаетесь создать новый проект.
Так же на строке заголовка находятся кнопки свертывания, восстановления и закрытия окна. Под заголовком находится строка главного меню, которая предоставляет доступ ко всем функция и командам программы. Под главным меню находятся быстрые кнопки, объединенные в группы по назначению. Они позволяют получить быстрый доступ к наиболее часто используемым командам.

Справа от быстрых кнопок расположена палитра визуальных компонентов VCL. Это те самые объекты или программные компоненты, предназначенные для быстрого создания программы для Windows. В их число входят кнопки, рисунки, надписи, таймеры, календари и т. д. Палитра состоит из нескольких закладок, на которых располагаются визуальные компоненты, распределенные по группам.

Именно с этими компонентами мы будем создавать новые программы. При малых разрешениях экрана все эти закладки не умещаются в пределах рабочей области экрана. Для получения доступа к ним необходимо воспользоваться кнопками прокрутки (стрелками), которые расположены в правой верхней части палитры компонентов. Подведите курсор к одной из кнопок и нажмите левую кнопку мыши.

При этом закладки сдвинутся и появится та группа, которая первоначально не отображалась (была недоступна). В левой нижней части экрана располагается инспектор объектов Object Inspector. В этом окне производится настройка основных свойств визуальных компонентов.

Расположение окна инспектора объектов в программе не фиксировано и при желании его можно переместить в ту часть рабочей области программы, которая для вас наиболее удобна. Для этого необходимо нажать левую кнопку мыши на строке заголовка окна и, удерживая ее, переместить окно. Над окном инспектора объектов расположено окно просмотра объектов Object Tree View.

Оно отображает в виде дерева всю структуру проекта, состоящего из форм, кодов (текстов) программ и других ресурсов (файлов). Справа от инспектора объектов располагается окно дизайнера форм (окон будущей программы). Это окно содержит строку заголовка, в котором отображается название формы Forml (созданное по умолчанию) и кнопки управления окном. Над ним располагается окно редактора кода Unitl.cpp, (также созданное по умолчанию) в котором производится набор и редактирование кода программы.
Советую вам некоторое время самостоятельно познакомиться с этим интерфейсом для того, чтобы вы привыкли к нему и появились вопросы, на которые хочется получить ответы. Ведь только интерес порождает процесс изучения. Данный интерфейс будет нашим самым главным инструментом при создании программ.

Читайте также:
Файл презентации созданный с помощью программы ms powerpoint имеет расширение exe

ПЕРВАЯ ПРОГРАММА
Думаю, многим читателям уже не терпится написать первую программу под Windows. Пожалуйста, нет ничего проще. Фактически она уже написана, и сделал это за вас RAD интерфейс. Выполните команду Run из главного меню Run или щелкните левой кнопкой мышки по зеленой кнопкестрелке на панели быстрых кнопок или просто нажмите клавишу F9 на клавиатуре.

После этого произойдет компиляция проекта (преобразование программы в машинный код, понятный компьютеру) с отображением на экране окна, подобного изображенному на рис. 3, и программа запустится.

На экране появится изображение пустого окна вашей первой программы (рис. 4).

В верхней части этой программы будет виден фирменный значок пакета Borland C++ Builder и название окна программы Forml. Итак, мы создали новую программу, не написав при этом ни строчки кода! Какая же польза от такой программы? Что она умеет делать? Пока не очень много, но кое-что все же умеет.

Во-первых, мы получили полноценное оконное приложение, которое работает в операционной системе Windows. Во-вторых, это приложение имеет интерфейс Windows и привычные стандартные органы управления, расположенные справа вверху. Вы можете сворачивать данное приложение и разворачивать его на весь экран, изменять размеры окна программы и перемещать его с помощью мышки.

А мы с вами создали такую программу в считанные секунды. Конечно же, это заслуга RAD интерфейса. Именно благодаря такому интерфейсу нам удалось создать приложение так быстро и легко. Это одно из его замечательных свойств, поэтому он и получил очень большое распространение и признание во всем мире.

Обратите внимание, что при сворачивании приложение будет иметь имя Project 1. Теперь перед нами встают вопросы, как сделать наше приложение полезным, изменить его название и значок и т. д. Очень хорошо, что эти вопросы появились. Они пробуждают в нас интерес и жажду к знаниям — основной источник прогресса. Остановим работу нашей программы, щелкнув левой клавишей мышки по крестику в верхней правой части ее окна и продолжим обучение.
Теперь рассмотрим более подробно каждое из описанных выше окон интерфейса и других органов управления пакета Borland C++ Builder 6.0.

ГЛАВНОЕ МЕНЮ
Главное меню предоставляет доступ к основным командам программы Borland C++ Builder 6.0, объединенным в группы.
Первая группа меню под названием File (Файл) изображена на рис. 5.

Команды этого меню осуществляют работу с файлами и предоставляют доступ к операциям создания (New) новых форм (окон) и приложений, открытия (Open), сохранения (Save) и закрытия (Close) файлов и проектов, печати текстов программ (Print) и добавления заголовков модулей (Include), т. е. файлов с расширением h. Обратите внимание на то, что перед некоторыми командами этого и последующих меню находятся значки-иконки. Эти же значки изображены на кнопках быстрого запуска, что позволяет без труда понять их назначение. Кроме того, справа от некоторых команд меню написано соответствие команд горячим клавишам, т. е. клавишам, с помощью которых вызывается данная команда. Еще правее этих надписей кое-где имеются треугольные стрелки, которые говорят о том, что данная команда имеет расширенные возможности, которые становятся доступными после наведения на эту стрелку курсора мышки.

Вторая по порядку группа команд меню называется Edit (Редакторова-ние), она изображена на рис. 6.

В этом меню собраны команды редактирования, такие как отмена (Undelete) и повторение (Redo) операций, вырезание (Cut), копирование (Сору) вставка (Paste) и удаление (Delete), команды выделения всего текста (Select All), выравнивания компонентов (Align) и настройки редактора кода (текста программы).

Следующая группа команд Search (Поиск) изображена на рис. 7.

Команды данного меню позволяют осуществить поиск текста в файле, продолжить поиск после запуска программы, произвести автоматическую замену, быстро перейти к строке кода, задав ее номер.

Группа команд View (Вид) изображена на рис. 8.

Из этого пункта меню вызываются основные диалоговые окна управления проектом и компонентами, такие как менеджер проектов Project Manager, список компонентов Component List и список окон Windows List Также из этого пункта меню открываются все окна отладки программ Debug Windows, работу с которыми мы рассмотрим позже.

Группа команд Project (Проект) приведена на рис. 9.

В этом меню собраны команды управления проектом. С их помощью можно добавлять и удалять модули (файлы с текстами программ), добавить библиотеку компонентов VCL, откомпилировать проект и так далее.

Группа команд Run (Выполнить) изображена на рис. 10.

С помощью команд этого меню выполняется запуск и останов программ, запуск программ в непрерывном и пошаговом режимах, добавление переменных для просмотра, установка точек останова и другие действия по отладке программы.

Группа команд Component (Компонент) представлена на рис. 11.

Рис.11

Из этого меню вызываются команды добавления в систему новых компонентов и конфигурации их палитры.

Рис.12

Рис.13

В этом меню собраны команды как по настройке параметров программы, так и команды вызова различных дополнительных утилит.

Рис.14

Группа Windows приведена на рис. 14.
С помощью команд данного меню производится управление окнами интерфейса.
Замыкает главное меню группа команд Help, представленная на рис. 15.

Рис.15

В нее включены команды, с помощью которых можно получить справку как о языке C++, так и о работе с пакетом Borland C++ Builder 6 и всеми его компонентами. Выбрав в данном меню команду About, вы увидите сведения о данном пакете и некоторые сведения о вашем компьютере. Это окно изображено на рис. 16.

Рис.16

БЫСТРЫЕ КНОПКИ
Быстрые кнопки расположены под главным меню (рис. 2). С их помощью осуществляется быстрый доступ к основным и часто используемым командам главного меню. Все эти кнопки имеют вплывающие меню, появляющиеся при наведении на них курсора мыши, и горячие клавиши, показываемые в скобках. Все быстрые кнопки также, как и главное меню, разделены на группы.
Кнопки Standard (Стандартные) позволяют создавать новые объекты программы. Для этого необходимо нажать кнопку New. При этом появится диалоговое окно New Items, в котором можно выбрать необходимый для создания программы объект. Также кнопки этой группы позволяют сохранять (Save) и открывать (Open) как отдельные файлы, так и целые проекты. Замыкают группу две кнопки управления проектами, с помощью которых можно добавлять файлы к проекту (Add File To Project) и удалять их из него (Remove File From Project).
Кнопки View (Вид). В эту группу собраны кнопки, управляющие просмотром форм и модулей, а также кнопка создания новой формы. Для создания новой формы необходимо нажать кнопку New Form. При этом появится новое окно дизайнера форм в заголовке, в котором будет отображаться название новой формы Form2. Для переключения между формой и редактором кода служит кнопка Toggle Form Unit (F12).

Если в вашей программе используется несколько форм, то с помощью кнопки View Form (Shift+F12) вы можете выбрать форму для просмотра.
Кнопки Debug (Отладка). В этой группе собраны кнопки для отладки программы. Кнопка Run (F9) запускает проект на выполнение. Кнопка Pause позволяет приостановить выполнение проекта. С помощью кнопок Trace Into (F7) и Step over (F8) задается запуск программ в пошаговом режиме для детальной отладки программы.

Положение кнопок быстрого доступа в среде разработки не фиксировано и их можно разместить на главной панели по своему усмотрению. Для этого необходимо подвести курсор к левому краю группы кнопок и, нажав и удерживая левую кнопку мыши, переместить группу на новое место. Если группа вынесена за пределы главной панели, ей отводится отдельное окно. Кроме того, нажав правую кнопку мыши на панели быстрых кнопок, можно открыть окно для настройки отображения любой группы кнопок на главной панели системы.

Источник: radio-hobby.org

Как написать программу в c borland

Виктор Алексанкин, Наталия Елманова

Компьютер-Пресс, 1997, N 4.

  • Введение
  • Среда разработки C++ Builder
  • Компоненты C++ Builder
  • Свойства компонентов
  • События
  • Методы

Введение

Borland C++ Builder — выпущенное недавно компанией Borland средство быстрой азработки приложений, позволяющее создавать приложения на языке C++, используя при этом среду разработки и библиотеку компонентов Delphi. В настоящей статье рассматривается среда разработки C++ Builder и основные приемы, применяемые при проектировании пользовательского интерфейса.

Среда разработки C++ Builder

C++ Builder представляет собой SDI-приложение, главное окно которого содержит настраиваемую инструментальную панель (слева) и палитру компонентов (справа). Помимо этого, по умолчанию при запуске C++ Builder появляются окно инспектора объектов (слева) и форма нового приложения (справа). Под окном формы приложения находится окно редактора кода.

Рис.1. Среда разработки C++ Builder

Формы являются основой приложений C++ Builder. Создание пользовательского интерфейса приложения заключается в добавлении в окно формы элементов объектов C++ Builder, называемых компонентами. Компоненты C++ Builder располагаются на палитре компонентов, выполненной в виде многостраничного блокнота. Важная особенность C++ Builder состоит в том, что он позволяет создавать собственные компоненты и настраивать палитру компонентов, а также создавать различные версии палитры компонентов для разных проектов.

Компоненты C++ Builder

Компоненты разделяются на видимые (визуальные) и невидимые (невизуальные). Визуальные компоненты появляются во время выполнения точно так же, как и во время проектирования. Примерами являются кнопки и редактируемые поля. Невизуальные компоненты появляются во время проектирования как пиктограммы на форме. Они никогда не видны во время выполнения, но обладают определенной функциональностью (например, обеспечивают доступ к данным, вызывают стандартные диалоги Windows 95 и др.)

Рис. 2. Пример использования видимых и невидимых компонентов

Для добавления компонента в форму можно выбрать мышью нужный компонент в палитре и щелкнуть левой клавишей мыши в нужном месте проектируемой формы. Компонент появится на форме, и далее его можно перемещать, менять размеры и другие характеристики.

Читайте также:
Программа для занятий в спортзале для новичков

Каждый компонент C++ Builder имеет три разновидности характеристик: свойства, события и методы.

Если выбрать компонент из палитры и добавить его к форме, инспектор объектов автоматически покажет свойства и события, которые могут быть использованы с тим компонентом. В верхней части инспектора объектов имеется выпадающий список, позволяющий выбирать нужный объект из имеющихся на форме.

Рис.3. Инспектор объектов

Свойства компонентов

Свойства являются атрибутами компонента, определяющими его внешний вид и поведение. Многие свойства компонента в колонке свойств имеют значение, устанав иваемое по умолчанию (например, высота кнопок). Свойства компонента отображаются а странице свойств (Properties). Инспектор объектов отображает опубликованные (published) свойства компонентов.

Помимо published-свойств, компоненты могут и чаще всего имеют общие (public), опубликованные свойства, которые доступны только во время выполнения приложения. Инспектор объектов используется для установки свойств во время проектирования. Список свойств располагается на странице свойств инспектора объектов. Можно определить свойства во время проектирования или написать код для видоизменения свойств компонента во время выполнения приложения.

При определении свойств компонента во время проектирования нужно выбрать компонент на форме, открыть страницу свойств в инспекторе объектов, выбрать определяемое свойство и изменить его с помощью редактора свойств (это может быть п остое поле для ввода текста или числа, выпадающий список, раскрывающийся список, диалоговая панель и т.д.).

События

Страница событий (Events) инспектора объектов показывает список событий, распознаваемых компонентом (программирование для операционных систем с графическим пользовательским интерфейсом, в частности, для Windows 95 или Windows NT пре полагает описание реакции приложения на те или иные события, а сама операционная система занимается постоянным опросом компьютера с целью выявления наступления какого-либо события). Каждый компонент имеет свой собственный набор обработчиков событий. В C++ Builder следует писать функции, называемые обработчиками событий, и связывать события с этими функциями. Создавая обработчик того или и ого события, вы поручаете программе выполнить написанную функцию, если это событие произойдет.

Для того, чтобы добавить обработчик событий, нужно выбрать на форме с помощью мыши компонент, которому необходим обработчик событий, затем открыть страницу событий инспектора объектов и дважды щелкнуть левой клавишей мыши на колонке з ачений рядом с событием, чтобы заставить C++ Builder сгенерировать прототип обработчика событий и показать его в редакторе кода. При этом автоматически генерируется текст пустой функции, и редактор открывается в том месте, где следует вводить код. Курсор позиционируется внутри операторных скобок < . >. Далее нужно ввести код, который должен выполняться при наступлении события. Обработчик событий может иметь параметры, которые указываются после имени функции в круглых скобках.

Рис.4. Прототип обработчика событий.

Методы

Метод является функцией, которая связана с компонентом, и которая объявляется как часть объекта. Создавая обработчики событий, можно вызывать методы, используя следующую нотацию: ->, например:

Edit1->Show();

Отметим, что при создании формы связанные с ней модуль и заголовочный файл с расширением *.h генерируются обязательно, тогда как при создании нового модуля он не обязан быть связан с формой (например, если в нем содержатся процедуры расчетов). Имена формы и модуля можно изменить, причем желательно сделать это сразу после создания, пока на них не появилось много ссылок в других формах и модулях.

Менеджер проектов

Файлы, образующие приложение — формы и модули — собраны в проект. Менеджер проектов показывает списки файлов и модулей приложения и позволяет осуществ ять навигацию между ними. Можно вызвать менеджер проектов , выбрав пункт меню View/Project Manager. По умолчанию вновь созданный проект получает имя Project1.cpp.

Рис.5. Менеджер проектов

По умолчанию проект первоначально содержит файлы для одной формы и исходного кода одного модуля. Однако большинство проектов содержат несколько форм и модулей. Чтобы добавить модуль или форму к проекту, нужно щелкнуть правой кнопкой мыши и выбрать пункт New Form из контекстного меню.

Можно также добавлять существующие формы и модули к проекту, используя кнопку Add контекстного меню менеджера проектов и выбирая модуль или форму, которую нужно добавить. Формы и модули можно удалить в любой момент в течение разработки проекта. Однако, из-за того, что форма связаны всегда с модулем, нельзя удалить одно без удаления другого, за исключением случая, когда модуль не имеет связи с формой. Удалить модуль из проекта можно, используя кнопку Remove менеджера проектов.

Если выбрать кнопку Options в менеджере проектов, откроется диалоговая панель опций проекта, в которой можно выбрать главную форму приложения, определить, какие формы будут создаваться динамически, каковы параметры компиляции модулей (в том числе созданных в Delphi 2.0, так как C++ Builder может включать их в проекты) и компоновки.

Рис. 6. Установка опций проекта

Важным элементом среды разработки C++ Builder является контекстное меню, появ яющееся при нажатии на правую клавишу мыши и предлагающее быстрый доступ к наиболее часто используемым командам.

Разумеется, C++ Builder обладает встроенной системой контекстно-зависимой помощи, доступной для любого элемента интерфейса и являющейся обширным источником справочной информации о C++ Builder.

Создание приложений в С++ Builder

Первым шагом в разработке приложения C++ Builder является создание проекта. Файлы проекта содержат сгенерированный автоматически исходный текст, который становится частью приложения, когда оно скомпилировано и подготовлено к выполнению. Чтобы создать новый проект, нужно выбрать пункт меню File/New Application.

C++ Builder создает файл проекта с именем по умолчанию Project1.cpp, а также make-файл с именем по умолчанию Project1.mak. При внесении изменений в проект, таких, как добавление новой формы, C++ Builder обновляет файл проекта.

Рис.7 Файл проекта

Проект или приложение обычно имеют несколько форм. Добавление формы к проекту создает следующие дополнительные файлы:

  • Файл формы с расширением.DFM, содержащий информацию о ресурсах окон для конструирования формы
  • Файл модуля с расширением.CPP, содержащий код на C++.
  • Заголовочный файл с расширением .H, содержащий описание класса формы.

Когда вы добавляете новую форму, файл проекта автоматически обновляется.

Для того чтобы добавить одну или более форм к проекту , выберите пункт меню File/New Form. Появится пустая форма, которая будет добавлена к проекту. Можно воспользоваться пунктом меню File/New, выбрать страницу Forms и выбрать подходящий шаблон из репозитория объектов.

Рис.8 Шаблоны форм

Для того, чтобы просто откомпилировать текущий проект, из меню Compile нужно выбрать пункт меню Compile. Для того, чтобы откомпилировать проект и создать исполняемый файл для текущего проекта, из меню Run нужно выбрать пункт меню Run. Компоновка проекта является инкрементной (перекомпилируются только изменившиеся модули).

Если при выполнении приложения возникает ошибка времени выполнения, C++ Builder делает паузу в выполнении программы и показывает редактор кода с курсором, установленным на операторе, являющемся источником ошибки. Прежде чем делать необходимую коррекцию, следует перезапустить приложение, выбирая пункт меню Run из контекстного меню или из меню Run, закрыть приложение и лишь затем вносить изменения в проект. В этом случае уменьшится вероятность потери ресурсов Windows.

Пример: создание простейшего приложения

Теперь попробуем создать простейшее приложение, позволяющее вводить текст в редактируемое поле и добавлять этот текст к списку при нажатии мышью на кнопку. Выберем пункт меню File/New Application для создания проекта и сохраним его главную форму под именем samp1.cpp, а сам проект под именем samp.mak. Поместим на форму компоненты Button, Edit и ListBox со страницы Standard палитры компонент.

Рис. 9. Размещение компонентов на форме

После этого выберем на форме компонент Edit и удалим текущее значение свойства Text. Затем установим свойство Caption для Button1 равным «Добавить».

Чтобы добавить обработчик события OnClick для кнопки Добавить, нужно выбрать эту кнопку на форме, открыть страницу событий в инспекторе объектов и дважды щелкнуть мышью на колонке справа от события OnClick. В соответствующей строке ввода появится имя функции. C++ Builder сгенерирует прототип обработчика событий и покажет его в редакторе кода. После этого следует ввести следующий код в операторные скобки < . >тела функции:

void __fastcall TForm1::Button1Click(TObject *Sender) < if (!(Edit1->Text == «»)) < ListBox1->Items->Add(Edit1->Text); Edit1->Text = «» ; > >

Для компиляции приложения в меню Run выберем пункт Run. Теперь можно что-нибудь ввести в редактируемое поле, нажать мышью на кнопку Добавить и убедиться, что вводимые строки добавляются к списку.

Рис.10. Так выглядит готовое приложение.

Теперь модифицируем приложение, добавив кнопки Удалить и Выход. Для этого добавим еще две кнопки, изменим их свойство Caption и создадим обработчики событий, связанных с нажатием на эти кнопки:

Рис. 11. Модифицированное приложение

Для кнопки Удалить:

void __fastcall TForm1::Button2Click(TObject *Sender) < if (!(ListBox1->ItemIndex == -1)) ListBox1->Items->Delete(ListBox1->ItemIndex); >

Для кнопки Выход:

Close();

Сохраним и скомпилируем приложение, а затем протестируем его.

Итак, мы познакомились со средой разработки Borland C++ Builder и создали простое приложение. В следующих статьях этого цикла будут описаны приемы манипуляции компонентами на форме и более подробно рассмотрены особенности поведения различных компонентов в приложении.

Источник: www.helloworld.ru

Начинаем работать в Borland C++ Builder

Borland C++ Builder — выпущенное недавно компанией Borland средство быстрой азработки приложений, позволяющее создавать приложения на языке C++, используя при этом среду разработки и библиотеку компонентов Delphi. В настоящей статье рассматривается среда разработки C++ Builder и основные приемы, применяемые при проектировании пользовательского интерфейса.

Среда разработки C++ Builder

C++ Builder представляет собой SDI-приложение, главное окно которого содержит настраиваемую инструментальную панель (слева) и палитру компонентов (справа). Помимо этого, по умолчанию при запуске C++ Builder появляются окно инспектора объектов (слева) и форма нового приложения (справа). Под окном формы приложения находится окно редактора кода.

Рис.1. Среда разработки C++ Builder

Формы являются основой приложений C++ Builder. Создание пользовательского интерфейса приложения заключается в добавлении в окно формы элементов объектов C++ Builder, называемых компонентами. Компоненты C++ Builder располагаются на палитре компонентов, выполненной в виде многостраничного блокнота. Важная особенность C++ Builder состоит в том, что он позволяет создавать собственные компоненты и настраивать палитру компонентов, а также создавать различные версии палитры компонентов для разных проектов.

Читайте также:
Кто в сети Wi-Fi программа Андроид

Компоненты C++ Builder

Компоненты разделяются на видимые (визуальные) и невидимые (невизуальные). Визуальные компоненты появляются во время выполнения точно так же, как и во время проектирования. Примерами являются кнопки и редактируемые поля. Невизуальные компоненты появляются во время проектирования как пиктограммы на форме. Они никогда не видны во время выполнения, но обладают определенной функциональностью (например, обеспечивают доступ к данным, вызывают стандартные диалоги Windows 95 и др.)

Рис. 2. Пример использования видимых и невидимых компонентов

Для добавления компонента в форму можно выбрать мышью нужный компонент в палитре и щелкнуть левой клавишей мыши в нужном месте проектируемой формы. Компонент появится на форме, и далее его можно перемещать, менять размеры и другие характеристики.

Каждый компонент C++ Builder имеет три разновидности характеристик: свойства, события и методы.

Если выбрать компонент из палитры и добавить его к форме, инспектор объектов автоматически покажет свойства и события, которые могут быть использованы с тим компонентом. В верхней части инспектора объектов имеется выпадающий список, позволяющий выбирать нужный объект из имеющихся на форме.

Рис.3. Инспектор объектов

Свойства компонентов

Свойства являются атрибутами компонента, определяющими его внешний вид и поведение. Многие свойства компонента в колонке свойств имеют значение, устанав иваемое по умолчанию (например, высота кнопок). Свойства компонента отображаются а странице свойств (Properties). Инспектор объектов отображает опубликованные (published) свойства компонентов.

Помимо published-свойств, компоненты могут и чаще всего имеют общие (public), опубликованные свойства, которые доступны только во время выполнения приложения. Инспектор объектов используется для установки свойств во время проектирования. Список свойств располагается на странице свойств инспектора объектов. Можно определить свойства во время проектирования или написать код для видоизменения свойств компонента во время выполнения приложения.

При определении свойств компонента во время проектирования нужно выбрать компонент на форме, открыть страницу свойств в инспекторе объектов, выбрать определяемое свойство и изменить его с помощью редактора свойств (это может быть п остое поле для ввода текста или числа, выпадающий список, раскрывающийся список, диалоговая панель и т.д.).

События

Страница событий (Events) инспектора объектов показывает список событий, распознаваемых компонентом (программирование для операционных систем с графическим пользовательским интерфейсом, в частности, для Windows 95 или Windows NT пре полагает описание реакции приложения на те или иные события, а сама операционная система занимается постоянным опросом компьютера с целью выявления наступления какого-либо события). Каждый компонент имеет свой собственный набор обработчиков событий. В C++ Builder следует писать функции, называемые обработчиками событий, и связывать события с этими функциями. Создавая обработчик того или и ого события, вы поручаете программе выполнить написанную функцию, если это событие произойдет.

Для того, чтобы добавить обработчик событий, нужно выбрать на форме с помощью мыши компонент, которому необходим обработчик событий, затем открыть страницу событий инспектора объектов и дважды щелкнуть левой клавишей мыши на колонке з ачений рядом с событием, чтобы заставить C++ Builder сгенерировать прототип обработчика событий и показать его в редакторе кода. При этом автоматически генерируется текст пустой функции, и редактор открывается в том месте, где следует вводить код. Курсор позиционируется внутри операторных скобок < . >. Далее нужно ввести код, который должен выполняться при наступлении события. Обработчик событий может иметь параметры, которые указываются после имени функции в круглых скобках.

Рис.4. Прототип обработчика событий.

Методы

Метод является функцией, которая связана с компонентом, и которая объявляется как часть объекта. Создавая обработчики событий, можно вызывать методы, используя следующую нотацию: ->, например:

Отметим, что при создании формы связанные с ней модуль и заголовочный файл с расширением *.h генерируются обязательно, тогда как при создании нового модуля он не обязан быть связан с формой (например, если в нем содержатся процедуры расчетов). Имена формы и модуля можно изменить, причем желательно сделать это сразу после создания, пока на них не появилось много ссылок в других формах и модулях.

Менеджер проектов

Файлы, образующие приложение — формы и модули — собраны в проект. Менеджер проектов показывает списки файлов и модулей приложения и позволяет осуществ ять навигацию между ними. Можно вызвать менеджер проектов , выбрав пункт меню View/Project Manager. По умолчанию вновь созданный проект получает имя Project1.cpp.

Рис.5. Менеджер проектов

По умолчанию проект первоначально содержит файлы для одной формы и исходного кода одного модуля. Однако большинство проектов содержат несколько форм и модулей. Чтобы добавить модуль или форму к проекту, нужно щелкнуть правой кнопкой мыши и выбрать пункт New Form из контекстного меню.

Можно также добавлять существующие формы и модули к проекту, используя кнопку Add контекстного меню менеджера проектов и выбирая модуль или форму, которую нужно добавить. Формы и модули можно удалить в любой момент в течение разработки проекта. Однако, из-за того, что форма связаны всегда с модулем, нельзя удалить одно без удаления другого, за исключением случая, когда модуль не имеет связи с формой. Удалить модуль из проекта можно, используя кнопку Remove менеджера проектов.

Если выбрать кнопку Options в менеджере проектов, откроется диалоговая панель опций проекта, в которой можно выбрать главную форму приложения, определить, какие формы будут создаваться динамически, каковы параметры компиляции модулей (в том числе созданных в Delphi 2.0, так как C++ Builder может включать их в проекты) и компоновки.

Рис. 6. Установка опций проекта

Важным элементом среды разработки C++ Builder является контекстное меню, появ яющееся при нажатии на правую клавишу мыши и предлагающее быстрый доступ к наиболее часто используемым командам.

Разумеется, C++ Builder обладает встроенной системой контекстно-зависимой помощи, доступной для любого элемента интерфейса и являющейся обширным источником справочной информации о C++ Builder.

Создание приложений в С++ Builder

Первым шагом в разработке приложения C++ Builder является создание проекта. Файлы проекта содержат сгенерированный автоматически исходный текст, который становится частью приложения, когда оно скомпилировано и подготовлено к выполнению. Чтобы создать новый проект, нужно выбрать пункт меню File/New Application.

C++ Builder создает файл проекта с именем по умолчанию Project1.cpp, а также make-файл с именем по умолчанию Project1.mak. При внесении изменений в проект, таких, как добавление новой формы, C++ Builder обновляет файл проекта.

Рис.7 Файл проекта

Проект или приложение обычно имеют несколько форм. Добавление формы к проекту создает следующие дополнительные файлы:

  • Файл формы с расширением.DFM, содержащий информацию о ресурсах окон для конструирования формы
  • Файл модуля с расширением.CPP, содержащий код на C++.
  • Заголовочный файл с расширением .H, содержащий описание класса формы.

Для того чтобы добавить одну или более форм к проекту , выберите пункт меню File/New Form. Появится пустая форма, которая будет добавлена к проекту. Можно воспользоваться пунктом меню File/New, выбрать страницу Forms и выбрать подходящий шаблон из репозитория объектов.

Рис.8 Шаблоны форм

Для того, чтобы просто откомпилировать текущий проект, из меню Compile нужно выбрать пункт меню Compile. Для того, чтобы откомпилировать проект и создать исполняемый файл для текущего проекта, из меню Run нужно выбрать пункт меню Run. Компоновка проекта является инкрементной (перекомпилируются только изменившиеся модули).

Если при выполнении приложения возникает ошибка времени выполнения, C++ Builder делает паузу в выполнении программы и показывает редактор кода с курсором, установленным на операторе, являющемся источником ошибки. Прежде чем делать необходимую коррекцию, следует перезапустить приложение, выбирая пункт меню Run из контекстного меню или из меню Run, закрыть приложение и лишь затем вносить изменения в проект. В этом случае уменьшится вероятность потери ресурсов Windows.

Пример: создание простейшего приложения

Теперь попробуем создать простейшее приложение, позволяющее вводить текст в редактируемое поле и добавлять этот текст к списку при нажатии мышью на кнопку. Выберем пункт меню File/New Application для создания проекта и сохраним его главную форму под именем samp1.cpp, а сам проект под именем samp.mak. Поместим на форму компоненты Button, Edit и ListBox со страницы Standard палитры компонент.

Рис. 9. Размещение компонентов на форме

После этого выберем на форме компонент Edit и удалим текущее значение свойства Text. Затем установим свойство Caption для Button1 равным «Добавить».

Чтобы добавить обработчик события OnClick для кнопки Добавить, нужно выбрать эту кнопку на форме, открыть страницу событий в инспекторе объектов и дважды щелкнуть мышью на колонке справа от события OnClick. В соответствующей строке ввода появится имя функции. C++ Builder сгенерирует прототип обработчика событий и покажет его в редакторе кода. После этого следует ввести следующий код в операторные скобки < . >тела функции:

Для компиляции приложения в меню Run выберем пункт Run. Теперь можно что-нибудь ввести в редактируемое поле, нажать мышью на кнопку Добавить и убедиться, что вводимые строки добавляются к списку.

Рис.10. Так выглядит готовое приложение.

Теперь модифицируем приложение, добавив кнопки Удалить и Выход. Для этого добавим еще две кнопки, изменим их свойство Caption и создадим обработчики событий, связанных с нажатием на эти кнопки:

Рис. 11. Модифицированное приложение

Для кнопки Удалить:

Для кнопки Выход:
Сохраним и скомпилируем приложение, а затем протестируем его.

Итак, мы познакомились со средой разработки Borland C++ Builder и создали простое приложение. В следующих статьях этого цикла будут описаны приемы манипуляции компонентами на форме и более подробно рассмотрены особенности поведения различных компонентов в приложении.

Источник: codenet.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru