Бейсик (QBasic) — диалоговый учебный язык программирования для персональных компьютеров. На современных компьютерах используется следующие версии Basic: GWBasic, QBasic 4.5, Turbo Basic для DOS, Visual Basic 3.0-6.0 для Windows. Здесь мы рассмотрим QBasic 4.5.
QBasic входит в состав операционной системы MS-DOS 6.0-6.22. Есть русифицированная версия QBasic.
Для запуска QBasic надо или найти файл qbasic.exe и Enter, или ввести в командную строку qbasic и Enter. Меню — Alt.
Запуск программы Shift-F5.
Получение помощи Shift-F1.
Создать файл: Меню Файл, Сохранить Как, выбрать каталог, задать имя файла, ОК. Файл получит расширение bas.
Сохранить файл: Меню Файл, Сохранить.
Открыть файл, то есть считать его с диска: Меню Файл, Открыть.
Выход из QBasic: Меню Файл, Выход.
Копирование выделенного фрагмента программы в буфер (Edit,Copy) — Ctrl-Insert,
Вставка фрагмента из буфера (Edit,Paste) — Shift-Insert,
Вырезать (Edit,Cut) — Shift-Delete.
Простая программа в Visual Basic
Удобно выделять и делать все указанные операции с помощью мыши. Можно выделенный фрагмент программы вставить в другой файл, если после выделения открыть его.
В QBasic 4.5 можно откомпилировать текстовый bas-файл, превратив его в двоичный exe-файл, который можно использовать отдельно, то есть без среды программирования QBasic.
Учебник QBasic. Язык Quick Basic. Работа с переменными.
Переменная — это область в памяти компьютера, где хранится некоторое значение. Каждая переменная имеет имя, значение и тип.
Имя переменной обозначается английской буквой, после которой может быть цифра, причем первой стоит буква, например: x, y, z, A1, B2. Имя переменной служит для обозначения некоторой величины в программе, которая при выполнении программы может иметь какое-либо значение, но может быть и не определена. Пример задания часто употребляемой константы: pi=3.14159.
Типы переменных: целая, вещественная, логическая, символьная, строковая и др. Если в переменной хранится число, то это числовая переменная, если в переменной хранится слово или фраза, то это строковая (символьная) переменная. В QBasic строковая переменная обозначается a$, b$ (в конце имени стоит знак доллара $). Содержимое хранится в переменной, до тех пор, пока оно не будет специально изменено.
Операция передачи новых данных в переменную называется присваиванием и обозначается в QBasic знаком » center»>Учебник QBasic. Язык QuickBasic. Оператор PRINT.
Словарь qbasic содержит около 200 ключевых слов,каждое из которых обозначает выполнение определенного действия. Многие ключевые слова вместе с допролнительными параметрами формируют операторы, из которых и состоит текст программы.Вот Print и есть пример такого слова.При выполнение данного оператора на экран выводиться текст, заключенный в двойные кав)
Но у этого оператора есть еще две особенности. Вот первая из них: Этот оператор может выполнять арифметические действия. Рассмотрим на примере:
Программирование на Visual Basic с нуля #1
Print 2+3
После выполнения этой программы на экране высветиться 5 , а не 2+3, так что можно использовать qbasic вместо калькулятора .
Вторая особенность заключается в том, что если вы поставите знак вопроса(?) И после этого нажмете на ENTER то он вопросительный знак превратиться в Print. Ну более подробно о нем поговорим попозже.Идите и попробуйте поработать с оператором Print. или внимание на то, что Qbasic не очищает экран автоматически при запуске новой программы, и после выполнения разных программ или многократного выполнения одной и той же на экране вывода результа помещается в начале программы- это хорошая привычка и прекрасный стиль программирования(так пишут во всех учебниках , а мне честно сказать как то по барабану где его поставвить ) Но ниче не мешает в случае необходимости использовать его в произвольном месте программы.Ну это все касалось того,с чего начинается программа . А теперь перейдем к тому ка закончить программу. Оператор END- еще один пример ключевого слова- прекращает выполнение программы. В случае его отсутствия Qbasic сччитает, что программа заканчивается после последней строки(вспомните ппограммы из одной строки например какие я писал об операторе PRINT ),но END весьма полезен при необходимости прервать выполнеие программы. Оператор END может и не быть последним оператором программы. Текст может продолжаться и после данной команды, но выполнение ее будет прервано сразу при встрече END .Давайте посмотрим еще один пример:
cls
Print «Это моя программа»
Print «я создал ее сам»
End
Нажатием клавиш Shift+F5 мы запускаем программу на выполнение. И тогда на экране мы увидим:
Это моя программа
Я создал ее сам
Теперь нажмем любую клавишу чтбы вернуться в режим редактирования текста. И изменим программу:
Cls
Print «Это моя программа»
End
Print «Я создал ее сам»
End
При выполнение нового варианта программы результат будет иным. Вы можете запускать программу любое количество раз- но второй оператор PRINT все равно работать не будет. Оператор END прерывает выполнение программы и у нас будет выводиться только:
Это моя программа
Qbasic имеет три оператора, которые прерывают выполнение программы—END,Stop и System. Когда Qbasic встречает команды End и System, он закрывает вусе файлы и прекращает выполнение программы. Команда Stop отличается тем, что оставляет текущие файлы открытыми, временно приостанавливает выполнение и возвращает на экран текст программы. При следующем запуске выполнение программы начнется с оператора, следующего за оператором Stop.Но лучше всего использовать оператор End .
Учебник QBasic. Ввод данных в программу. Оператор Input.
Какими же способами можно ввести данные в программу? Во-первых , эта проблема решается с помощью оператора присваивания. Вот пример программы с оператором присваивания:
Rem программа суммирования двух чисел
Cls
Number1=3
Number2=7
summa=number1+number2
Print «number1 number2 summa высота»; hТо он бы нам написал после запуска не просто вопросительный знак , а:высота?Ну что вы видите как полезно это свойство оператора Input. Надо только запомнить, что описание пишется в двойных кавычках и отделяется от переменной точкой запятой(;)Ну посмотрите как написал это я раньше. Кстати надо еще отметить, что оператор Print обладает таким же свойством, как и Input.
Зачем спросите вы а я отвечу: Для того же зачем и у Input(Вот например у вас ответов десять и после выполнения программы он вам выведет десять чисел и фиг знает, где какое число. Надо помнить что тоже надо отделять точкой с запятой).Вот пример:Print «Площадь треугольника равна center»>Учебник QBasic. Управляющие конструкции QBasic.
1. Оператор безусловного перехода GOTO N, где N-метка. В качестве N можно взять любое число, не обязательно совпадающее с номером строки, так как в QBasic 4.5 строки можно не нумеровать. Но двух одинаковых меток в одной программе не должно быть. Исполнение программы будет продолжено с той её части, которая начинается с указанной метки.
2. Условный оператор IF. THEN. ELSE (Если. Тогда. Иначе):
Если заданное условие истинно, выполняется список операторов, стоящий после THEN, в противном случае выполняется список операторов, стоящий после ELSE.
Слово ELSE может и отсутствовать. Тогда происходит переход к строке, следующей за оператором IF. THEN.
Условия представляют собой логические соотношения: равенства или неравенства = равно, <> неравно, > больше, = больше или равно, B.
Пример 1: Напечатать на экране текст 20 раз.
PRINT «С Новым Годом!»
Пример 2: Вычислить сумму n первых членов ряда S=1+1/4+1/9+. +1/n^2
INPUT «Введите число членов ряда: n Сумма n первых членов ряда равна: S При x=-1, x=6 функция не определена!»
ELSE y = 1 / (x ^ 2 — 5 * x — 6)
PRINT «x=»; x, » y При 1 Учебник QBasic. Язык QBasic. Некоторые полезные команды QBasic.
Оператор LOCATE a, b — указывает позицию экрана (a-строка, b-столбец), начиная с которой будет печататься текст или число. Обычно используется перед оператором PRINT. Пример: LOCATE 4, 10: PRINT «Здравствуй, мир!»
Оператор SWAP X1, X2 — заставляет переменные X1 и X2 обменяться своими значениями. Пример:
Директива FILES выдает список подкаталогов и файлов в текущем каталоге. Кроме того, выдается свободная память на жестком диске.
Директива SHELL осуществляет сеанс связи с MS-DOS. Возвращение обратно из DOS в QBasic — команда EXIT.
Кроме того, директива SHELL «name» позволяет запускать программу name.exe или name.com, указанную в кавычках. Эта программа должна находиться в текущем каталоге, там же, где и *.bas файл. Расширение exe или com можно не указывать.
Материалы взяты из открытых источников
QBasic, Учебник QBasic, Язык QBasic, qbasic самоучитель, примеры qbasic
Источник: dmtsoft.ru
Структура программы на Бейсике.
Любая, не очень сложная программа на Basic’е, имеет следующую структуру общего типа:
Типовые программные шаблоны
Пример использования оператора присваивания | |||
30 | A=0.11 | ||
40 | N%=7 | ||
50 | A=A+N | ||
55 | B=1E-5 | ||
60 | B=B+1 |
или
A=0.11 |
N%=7 |
A=A+N |
B=1E-5 |
B=B+1 |
Пример использования условного оператора:
10 | INPUT N | |
IF N=0 THEN 30 ELSE 10 | Если N=0, управление передается строке30, в противном случае — строке10 | |
30 | END | Завершение работы программы |
10 | INPUT P | |
IF P>=0 THEN GOTO 30 : C=C+1 ELSE GOTO 10 : K=K*6 ENDIF | Если P >= 0, управление передается строке30, переменная С увеличивается на 1, в противном случае переход на строку 10 и переменная К умножается на 6. Конец условного оператора. | |
30 | END | Завершение работы программы |
Пример использование оператора DATAиREAD:
DATA 3,8,7,30,65 | Присвоение оператору DATAразличных числовых данных | |
20 | READ A | Оператор READсчитывает первое число (3) из оператораDATAи присваивает его переменнойА |
PRINT; A, SQR (A) | Вывод на экран числового значения переменной Аи квадратного корня из него | |
GOTO 20 | Передача управления строке 20, после чего оператор READ считывает второе число (8) из оператораDATAи присваивает его переменнойА и цикл повторяется, до тех пор, пока из оператораDATAбудет прочитано последнее число, после чего программа остановится и выведет на экран сообщение: OUT OF DATA IN 20 (данные исчерпаны в строке 20) | |
END | Конец программы |
Пример 2 | Увеличивая переменную N=1 каждый раз на единицу, закончить работу программы, когда N станет равной 20 и вывести на экран окончательное значение N: |
Программа | Пояснения работы программы | |
10 | N=1 | Присвоение переменной Nчислового значения (1) |
20 | IF N>19 TNEN 50 | Если N>19то перейти на строку50 |
30 | N=N+1 | Увеличение значения Nна 1 |
40 | GOTO 20 | Передача управления строке 20 для повторения цикла |
50 | PRINT N | Вывод на экран окончательного значения N |
Источник: studfile.net
Как написать программу Apple II BASIC в вашем веб-браузере
Стивен Стенгель
Вы когда-нибудь хотели запрограммировать старинный компьютер? Если вы используете язык программирования BASIC и запускаете симуляцию легендарного Apple II в своем браузере, это просто! Вы получите отличное представление о том, каким было программирование в конце 1970-х и начале 80-х.
Конечно, если у вас есть настоящий Apple II, вы также можете следить за ним. В противном случае мы будем использовать удобный эмулятор Apple II под названием Яблоко ][УД[js сделано Уилл Скаллин. Мы рассмотрим основы BASIC и запустим две простые программы.
Почему Apple II был так важен
Apple, Inc.
Введенный в 1977 году, Apple II был запущен как часть класса небольших, недорогих компьютеров, ставших возможными благодаря микропроцессорной технологии. Эти персональные компьютеры позволяли людям владеть и управлять своими машинами с относительной легкостью. До этого большинство компьютеров были дорогими и принадлежали только крупным организациям.
Apple II выделялся из-за своей низкой стоимости и цветной графики. Он также имел семь внутренних слотов расширения, которые в то время работали с самой дешевой в мире системой дискет, Disk II. Соучредитель Apple, Стив ВознякВолшебство с замысловатым дизайном позволило использовать все эти функции в небольшом настольном компьютере с легким пластиковым корпусом.
Программы для Windows, мобильные приложения, игры — ВСЁ БЕСПЛАТНО, в нашем закрытом телеграмм канале — Подписывайтесь:)
Apple II была ошеломляющим успехом Apple. На протяжении своего примерного 16-летнего срока службы (он был прекращен в 1993 году) на платформе Apple II было размещено семь версий оригинального компьютерного дизайна Возняка. Типичный компьютер Apple II оснащен 48 или 64 КБ ОЗУ и процессором 6502 МГц с частотой 1,022 МГц. Вы можете программировать каждую модель на бейсике.
Основы бейсика
С конца 1970-х до начала 80-х большинство персональных компьютеров включали язык программирования, известный как Бейсик, аббревиатура для универсального символического кода для начинающих. Бейсик появился в 1964 году на Система разделения времени в Дартмутском колледже, Это быстро стало популярным образовательным инструментом для информатики из-за его простоты использования.
На протяжении многих лет Apple II поставлялась с двумя основными версиями BASIC: Возниак Integer BASIC и Applesoft. Microsoft создала Applesoft задолго до того, как она стала известной благодаря Windows.
Для этой статьи мы использовали Applesoft BASIC.
Некоторые советы по синтаксису
Каждая базовая программа на Apple II состоит из строк кода. Каждая строка имеет номер, и когда программа запускается, компьютер выполняет каждую строку в числовом порядке от наименьшего к наибольшему. Каждая строка вводится в память компьютера, нажимая клавишу Return.
Эти три основные команды BASIC всегда пригодятся.
- В любой момент во время программирования вы можете увидеть содержимое вашей программы, набрав LIST команда.
- Чтобы запустить новую программу (стереть текущую программу из памяти), введите NEW ,
- Чтобы очистить экран, введите HOME ,
Если при вводе в программу вы допустили ошибку, Apple II вернет сообщение «СИНТАКСИЧЕСКАЯ ОШИБКА» при запуске программы и будет содержать номер строки, в которой произошла ошибка. Просто повторно введите строку с ошибкой, дважды проверив возможные опечатки.
Понял? Давайте начнем.
Ваша первая программа
Во-первых, мы собираемся написать очень простую программу, которая рассчитывает на вечность. Это быстрый способ проверить, правильно ли работает BASIC в любой системе.
Если у вас есть настоящий Apple II, включите его. Убедитесь, что вы используете компьютер с Applesoft в ПЗУ, например Apple II Plus или более поздней версии, или оригинальный Apple II с соответствующей языковой картой.
Если вы идете без Apple II, откройте новое окно браузера, чтобы Яблоко ][эмуляторjs[jsemulator, Яблоко ][jsиспользуетJavaScriptдляимитациисхемыреальногоAppleIIвпрограммномобеспеченииПосутивыбудетезапускатьвсюсистемуAppleIIввеб-браузере(оналучшевсегоработаетв[jsusesJavaScripttosimulatethecircuitryofarealAppleIIinsoftwareBasicallyyou’llberunninganentireAppleIIsysteminawebbrowser(itworksbestinГугл Хром).
Когда вы впервые загружаете эмулятор (или загружаете Apple II без системы с дискетами), вы видите экран, подобный показанному ниже.
Нажмите или нажмите «Сброс».
Вы слышите звуковой сигнал, а затем видите «]»С мигающим курсором.
В командной строке введите следующее и нажмите Enter (или Return) в конце каждой строки:
10 X=X+1 20 PRINT X 30 GOTO 10
Если вы допустили ошибку, просто используйте левую клавишу со стрелкой на клавиатуре, чтобы переместить курсор назад и внести исправления. Новые введенные символы заменят старые. Вы также можете повторно ввести всю строку.
Каждый раз, когда вы вводите строку кода с определенным номером строки, BASIC заменяет все, что было ранее сохранено в этом номере строки, новым вводом.
Когда вы используете BASIC в более старой системе, такой как Apple II, обычно нумеруют строки, кратные 10. Это дает вам возможность добавить новые строки кода между ними в случае необходимости.
Далее введите LIST , а затем нажмите Enter (или Return), чтобы увидеть список вашей программы.
Если вы случайно получили строки, которые вам не нужны (например, если вы набрали 32 вместо 30), просто введите номер строки и нажмите Enter (или Return), чтобы удалить его.
Если все выглядит хорошо, пришло время запустить вашу программу. Тип RUN на]запросить, а затем нажмите Enter (Return).
Программа считает вверх на единицу вечно и печатает каждое число в новой строке внизу экрана.
Чтобы остановить программу, нажмите Ctrl + C. Это будет BREAK программа, прерывая ее выполнение.
Итак, как работает эта программа? Давайте разберем это построчно:
10 X=X+1 20 PRINT X 30 GOTO 10
- Строка 10: Здесь мы сообщаем программе, что переменная с именем «X» равна самой себе плюс единица. В начале программы «Х» равен нулю. Таким образом, при первом проходе программа добавляет единицу к нулю, что приводит к единице.
- Строка 20: Программа будет использовать PRINT команда для отображения содержимого переменной «X» на экране.
- Строка 30: Мы используем GOTO команда отправить программу обратно в строку 10 в цикле. Значение переменной «X» (теперь увеличивается на единицу) возвращается в строку 10. Затем программа повторяет этот процесс навсегда, считая вверх на единицу, а затем печатая результат в каждом цикле.
Простая программа ввода
Теперь, когда у вас есть вкус набирать, выводить список, запускать и ломать программу, давайте взглянем на ту, которая может что-то делать с введенным вами вводом.
Во-первых, введите NEW и нажмите Enter (Возврат). Это очищает нашу последнюю программу из памяти, поэтому мы можем начать все сначала.
Введите следующую строку за строкой, а затем нажмите Enter (Return) в конце каждого:
10 PRINT «WHAT IS YOUR NAME?» 20 INPUT N$ 30 PRINT «HELLO, «;N$
Когда вы закончите, LIST программа для перепроверки вы набрали правильно.
Следующий тип RUN и нажмите Enter (Return), чтобы запустить его. Программа спросит вас о вводе с вопросительным знаком ( ? ). Введите свое имя и нажмите Enter (Return), чтобы ответить на вопрос.
Как какая-то таинственная темная магия, программа знала ваше имя и говорила с вами! Как это работает? Давайте посмотрим на каждую строку:
10 PRINT «WHAT IS YOUR NAME?» 20 INPUT N$ 30 PRINT «HELLO, «;N$
- Строка 10: Программа отображает строку текста на экране. Каждая строка текста, которую вы хотите PRINT должен быть в кавычках.
- Строка 20: Программа просит INPUT от вас и сохраняет результат в переменной с именем N$ , Знак доллара является сокращением от «строка». Каждая переменная, которая включает буквы, должна быть переменной строкового типа.
- Строка 30: Программа отображается Hello после запятой и пробела, а затем распечатали содержимое переменной N$ , Точка с запятой сказала программе напечатать N$ на той же строке без вставки разрыва строки.
Царапать поверхность
Apple, Inc.
Теперь, когда вы попробовали BASIC на Apple II, вы можете сказать всем своим друзьям, что запрограммировали старинный компьютер! На самом деле, вы даже можете сказать, Стив Возняк в Твиттере,
Если вы хотите углубиться в Applesoft BASIC, мы рекомендуем это замечательное онлайн-руководство от Юрия Якименко. Это входит в гораздо более подробно, чем у нас здесь. Там также это удобный краткий справочник из Applesoft BASIC команд.
Полное сканирование Apple II Basic Руководство по программированию с 1978 года также доступна. Подробно рассказывается о том, как сохранять и загружать ваши программы.
За последние 42 года в Applesoft были запрограммированы тысячи удивительных игр и приложений, так что вы можете делать с ним все возможное. (На самом деле, объем оперативной памяти на вашем компьютере является пределом, но это гораздо менее поэтично.)
Для всех вас, ветеранов Apple II, мы хотели бы услышать ваши комментарии об использовании BASIC в комментариях. Удачного программирования!
Программы для Windows, мобильные приложения, игры — ВСЁ БЕСПЛАТНО, в нашем закрытом телеграмм канале — Подписывайтесь:)
Источник: myroad.club