Как написать программу развития школы

Презентация на тему: » Программа развития школы как основа организационного обеспечения управления качеством образования. Разработка программы развития школы. Программа развития.» — Транскрипт:

1 Программа развития школы как основа организационного обеспечения управления качеством образования. Разработка программы развития школы. Программа развития школы как основа организационного обеспечения управления качеством образования. Разработка программы развития школы.

2 2 Программа развития ОУ Инструмент управления качеством образования Создание новой практики образования в условиях: Документ для внешнего предъявления СОТехнологии Новые потребности общества, социальный заказ, цели, условия ОУ для участия ОУ в конкурсах в рамках Национального проекта «Образование» с целью привлечения дополнительных финансовых средств (грантов)

3 3 Запрашивается как документ для внешнего предъявления: ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА — при лицензировании, аттестации, аккредитации — мониторингах ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ ОУ для участия ОУ в конкурсах в рамках Национального проекта «Образование» с целью привлечения дополнительных финансовых средств (грантов) Нормативно закреплённых требований к оформлению и разработке программ нет — только рекомендательные

Программа развития школы на 2020-2025 годы

4 4 Программа — программирование развития Анализ ситуации и образ будущего «продукта» Проектирование качественно новых образовательных результатов и показателей их достижения Проектирование новых условий для достижения образовательных результатов Определение собственных действий по достижению запланированных результатов Образовательная программа Программа развития

5 5 Существующие в практике подходы к различению и разработке Образовательной программы и Программы развития Образовательная программа отражает особенности только функционирования ОУ, Программа развития – только развитие (концепцию и поэтапную реализацию) 2 разных документа, не связанных общим целеполаганием, но предполагающих программирование развития 2 разных документа, связанных общим целеполаганием: образовательная программа отражает системные изменения, программа развития – локальные изменения в рамках общей концепции Программа развития является составной частью Образовательной программы (общая концепция, программа реализации)

6 6 Мониторинг, критерии, показатели Возможные риски и их минимизация Финансовый план реализации программы I. Программа развития ОУ Краткая информационная справка о школе 1.1. Концепция 1.2. Реализация концепции Краткий анализ исходной ситуации: ресурсы, проблемы для достижения рез-та Этапы, календарный план (отв., сроки), ожид.результаты Модель реализации, инновационные программы, подпроекты Соц.заказ, ожидаемый результат, проектная идея Приоритетные направления, цели, задачи

7 Скворцова Г.И., к.п.н., МЦКО Программа развития образовательного учреждения 7 Краткая информационная справка о школе 2.5. Особенности организации обр.процесса 2.1. Учебный план и поясн. записка 2.2. Программное обеспечение 2.3 Система ДО 2.4 Набор программ ДО 2.6. Система аттестации уч-ся Образовательная программа ОУ II. Особенности, специфика образовательного процесса школы 1.1.

Разработка программы развития школы

Концепция I. Программа развития ОУ 1.2. Реализация концепции Соц.заказ, ожидаемый результат, проектная идея Краткий анализ исходной ситуации: ресурсы, проблемы для достижения рез-та Приоритетные направления, цели, задачи Мониторинг, критерии, показатели Этапы, календарный план (отв., сроки), ожид.результаты Возможные риски и их минимизация Финансовый план реализации программы Модель реализации, инновационные программы, подпроекты

8 8 Программа развития как документ, отражающий способы управления качеством образования «Под качеством образования понимается интегральная характеристика системы образования, отражающая степень соответствия реальных достигаемых образовательных результатов нормативным требованиям, социальным и личностным ожиданиям»

9 9 Необходимый набор показателей оценки качества образования, который должен быть отражён в Программе развития ОУ: Новые образовательные результаты (соц.заказ) Миссия, цели ОУ Педагогическая компетентность в использовании технологий Условия образовательного процесса, уклад жизни ОУ Мониторинг и экспертиза Изменения в управлении деятельностью ОУ

10 10 Ошибки в формулировке и разработке проектной идеи Вместо проектной идеи — описание наличного опыта В формулировке идеи не заложен образ конечного продукта При отсутствии проектной идеи представлен перечень целей, среди которых не выделены приоритетные (нет различения «цель- средство»)

12 12 Цели, ожидаемые результаты, направления развития 1. Цели задают новое качество образовательных результатов учащихся и деятельности учителей в соответствии с обозначенной в Программе компетентностной моделью выпускника. 3. Стратегические цели обоснованы образовательными потребностями социального окружения и возможностями образовательного учреждения. 4. Ожидаемые результаты сформулированы предельно конкретно, диагностично.

14 14 К экспертизе модели реализации концепции Программы развития Содержание образования в рамках компетентностного подхода Технологии Измерители, оценка Компетентностная модель выпускника Компетентностная модель учителя, педагога = 15 Скворцова Г.И., к.п.н., МЦКО Программа развития образовательного учреждения 15 Экспертиза и мониторинг достижения запланированных результатов Экспертиза и мониторинг достижения запланированных результатов Принципы педагогической деятельности как «школьный стандарт» Методическая схема урока, занятия, реализующая данные принципы Критерии и схема анализа, экспертизы урока, занятия, требующие реализации данных принципов в рамках методической схемы Изменение управления: формы работы с компетентностью педагогов, изменения в экспертизе и мониторинге, информационные технологии сбора и обработки информации Компетентностная модель выпускника Компетентностная модель педагога

17 Задачи проекта: Задачи первого этапа: разработать положение о школьном мониторинге качества образования; -определить критерии самообследования учителя, методического объединения; -определить объекты мониторинга; -Выбрать технологии контроля качества образовательной деятельности; -определить способы сбора и обработки информации. Задачи второго этапа: Отработать технологию сбора и обработки информации по отдельным звеньям: о учителя, классного руководителя до администратора и обратно; -скорректировать форму отработки информации и представления конечного продукта (анкет, мониторинговых обследований класса, изучение состояния преподавания отдельных предметов, образовательных областей, социально-педагогические исследования); -разработать систему педагогического мониторинга. Задачи третьего этапа: систематизация информации, ее анализ и принятие управленческих решений; -разработка программы развития образовательного учреждения. Цель проекта: Разработка программы развития МБОУ СОШ 108 им. Ю.В.Андропова, основана на результатах педагогического мониторинга

18 Проблема Внутреннее строение управляющей системы не соотносится с новыми целями, стоящими перед образованием, что не обеспечивает реализацию социальной функции образования. Таким образом, имеет место противоречие между объективными потребностями в реализации управления образованием (на уровне школы) и требованиями на принципиально новых подходах, заключающихся в разработке современных моделей и методов управления, соответствующих современной системе образования и сложившейся практикой управления образованием. Внутреннее строение управляющей системы не соотносится с новыми целями, стоящими перед образованием, что не обеспечивает реализацию социальной функции образования. Таким образом, имеет место противоречие между объективными потребностями в реализации управления образованием (на уровне школы) и требованиями на принципиально новых подходах, заключающихся в разработке современных моделей и методов управления, соответствующих современной системе образования и сложившейся практикой управления образованием.

19 Гипотеза Если разработать модель системы педагогического мониторинга и внедрить её в школьную практику, то это позволит рассмотреть все явления школьной жизни через призму педагогического анализа, будет происходить постоянный процесс соотнесения результатов с поставленными задачами, с корректировкой всех видов управленческой деятельности и, самое главное, программа развития образовательного учреждения будет основана на объективных, надёжных и валидных оценках. Если разработать модель системы педагогического мониторинга и внедрить её в школьную практику, то это позволит рассмотреть все явления школьной жизни через призму педагогического анализа, будет происходить постоянный процесс соотнесения результатов с поставленными задачами, с корректировкой всех видов управленческой деятельности и, самое главное, программа развития образовательного учреждения будет основана на объективных, надёжных и валидных оценках.

Читайте также:
Тестирование это процесс многократного выполнения программы с целью выявления ошибок

20 20 1.Проект « Воспитывающая деятельностть» 2. Проект « Пути воспитания самостоятельности и ответственности » 3. Проект « Здоровье » 4. Проект « Формирование инновационной культуры педагога как условие его профессиональной деятельности » 5. Проект « Организация проектно- исследовательской деятельности « Шаг в будущее » 6. Проект « Внедрение ФГОС » 7. Проект « Учим учиться » (приложения к прграмме)

Источник: www.myshared.ru

Методические рекомендации по написанию программы развития образовательного учреждения

В 2012 году на основании распоряжения Юго-Восточного управления МОиН СО ГБОУ ДПО ЦПК «Нефтегорский РЦ» проводил экспертизу программ развития ОУ округа. Данная экспертиза проводилась с целью анализа и определения качества программы развития образовательных учреждений и выявления затруднений, возникающих у проектировщиков этих программ. В результате проведённой экспертизы было выяснено, что в большинстве случаев разработчики Программ имеют общее, недостаточное представление о том, как правильно разрабатывать Программу развития образовательного учреждения. Поэтому, возникла необходимость в составлении данных методических рекомендаций по написанию программы развития образовательного учреждения.

Методические рекомендации адресованы, в первую очередь, представителям администрации образовательного учреждения, а так же всем педагогическим работникам учреждения.

Программа развития — это важнейший стратегический документ образовательного учреждения, которое переходит или уже перешло в инновационный режим жизнедеятельности, способный эффективно понижать неопределённость будущего развития для различных субъектов образовательного процесса.

Программа развития существенно отличается от традиционного плана работы школы. Эти отличия связаны, прежде всего, с ее ярко выраженной инновационной направленностью. В то время как обычный общешкольный план основное внимание уделяет вопросам обеспечения текущей работы школы, программа развития выступает в качестве стратегического плана осуществления основных нововведений в образовательном учреждении. Итак, Программа развития образовательного учреждения – документ, отражающий системные, целостные изменения в образовательном учреждении, сопровождающиеся программно-целевым управлением.

В начале разработки программы определим, в какой последовательности будем писать текст программы:

1.Констатация существующего положения дел (проблемно-ориентированный анализ)

2. Определение желаемого будущего (концепция)

3. Определение стратегии и тактики изменений (выражается в формулировке темы, описании проблем, цели, составления проектов и планов мероприятий)

Существует несколько подходов к структуре написания программы развития. Приведём здесь наиболее распространённые варианты авторитетных деятелей образования:

  1. Структура программы развития ОУ (В.Сериков)
  • Аналитическая часть (анализ состояния образования, характеристика достижений, характеристика затруднений и нерешённых проблем, обобщённая справка о состоянии ОУ)
  • Концептуально –прогностическая часть (концепция, планируемые нововведения, результаты, план действий)
  • Ресурсное обеспечение программы развития
  • Приложения (диагностический инструментарий)
  1. Структура программы развития ОУ (И.Сулима)
  • Аналитическое обоснование
  • Постановка целей
  • Постановка задач
  • Выбор средств достижения целей (методы)
  • Содержание и последовательность важных действий по реализации программы
  • Определение сроков действий и получения результатов
  1. Структура программы развития ОУ (М.Поташник)
  • Актуальность темы
  • Новшества в управляющей системе школы
  • Партисипативность (вовлечение работников в решение проблем, управление)
  • Анализ ресурсной базы
  • Кадровые ресурсы
  • Материальные ресурсы
  • Финансовые ресурсы
  • Научно-методические ресурсы
  • Резервное время
  1. Структура программы развития ОУ (В.Лазарев)
  • Проблемы, на решение которых ориентирована программа
  • Новшества, за счёт которых решаются проблемы
  • Проект желаемого будущего (совокупность новшеств)
  • Стратегия осуществления изменений
  • Цель программы
  • План действий
  • Инновационные проекты осуществления частных изменений
  • Ресурсное обеспечение программы
  • Кадровое обеспечение программы
  • Экспертиза программы

При констатации существующего положения дел обычно начинают с информационной справке о школе, которая должна содержать данные, раскрывающие особенности территории, на которой школа действует, специфику контингента учащихся, родителей, формальные показатели результативности, описание структуры управления, специфика педагогического коллектива, внешние связи. Анализ результативности деятельности учреждения необходимо проводить не только в связке планировали – получили, а в контексте внешних вызовов и требований: выявление несоответствия между внешними требованиями и внутренним состоянием. Анализируется только та информация , которая позволяет выявить основные тенденции развития образовательного учреждения за последние три-четыре года.

При подготовке анализа должны быть выявлены противоречия, обозначены проблемы, сформулирована тема программы.

Противоречие – это несоответствие между желаемым и действительным состоянием учебно-воспитательного процесса школы. Требования к формулировке противоречий:

— реальность, т.е. брать для работы противоречия, которые можно решить педагогическими средствами и в рамках школьных возможностей;

— позитивность – разрешение противоречий должно способствовать положительному преобразованию практики.

Проблема – это требующий решения вопрос, который формулируется и выявляется из противоречия. Определить наличие проблемы можно по признакам:

  • Затруднения педагогической практики
  • Анализ педагогической практики на предмет выявления требуемых знаний
  • Недостаток в результатах работы системы школьного обрпазования
  • Неясность причин и способов устранения недостатков

Требования к формулировке проблемы: актуальность проблемы (возможность влияния на результаты учебно-воспитательного процесса, наличие объективных средств, условий для решения проблемы)

Проблема может формулироваться в виде

  • Проблемной ситуации (описание ситуации конкретного образовательного учреждения, в которой обнаружены отрицательные признаки процесса, требующие решения).
  • Проблемного вопроса (вопрос, поставленный относительно возможности исследовать тот или иной предмет познания; выражается вопросительным предложением, в котором фиксируется предмет исследования, часто начинается со слов «Каковы, Как, В какой мере» и т.п.)
  • Проблемной задачи (обозначение предполагаемого результата исследования; проблема формулируется как обыкновенная цель, например «определение комплекса условий. »)

Наиболее распространенные ошибки при анализе проблем: произвольность выбора проблем, неполнота выявления проблем, отсутствие ранжирования проблем (какие являются приоритетными и требуют решения в первую очередь, какие реально решить в обозреваемом будущем, на решение каких проблем будет сосредоточена программа развития), ориентация проблем на требования сегодняшнего дня без учёта требований, идущих из будущего. Выявленные проблемы должны не просто констатироваться, но получать объяснение, позволяющее понять их причины, прогнозировать, что может произойти, если проблема не будет устранена в будущем.

  • Актуальность
  • Значимость для ОУ
  • Конкретность, точность. Широкая тема указывает на поверхностность программы, мешает определить цели.
  • Проблемность.
  • Прогностичность. При выборе темы нужно серьёзно думать о возможности её решения (о логике работы, диагностике и подтверждении результатов)
  • Грамотность (осторожно пользоваться терминами-понятиями)

Типы формулировок тем: изменение качества А у В в условиях С ; условия изменения качества А у В (или факторы, принципы, подходы); А как В (в качестве А может быть любой педагогический феномен, а в качестве В лишь функция, средство, принцип, форма, фактор, результат).

Определившись с проблемами и темой можно приступать к разработке концепции, целей и задач программы, проектировании результатов.

Концепция – формулировка видения. Видение – сложившийся в нашем сознании идеальный образ желаемого будущего, достижение которого возможно только при самых благоприятных внутренних и внешних условиях — образ наиболее совершенного состояния школы. Конечно, описание будущей педагогической системы школы не должно быть очень детальным, но все принципиальные моменты должны быть в нём отражены: в каких основных компонентах и как желаемая педагогическая система отличается от существующей. Здесь нужно определиться – что и какими способами хочется изменить.

Приступая к разработке стратегического планирования, необходимо, исходя из выявленных на аналитическом этапе проблем, грамотно определить цель.

Цель – это желаемый результат деятельности, достигнутый в пределах некоторого интервала времени. Цель – более общая формулировка того, что мы хотим получить в результате реализации программы. Обычно касается нового качества, которое мы хотим получить по окончании программы. Важно, чтобы цель, которая сформулирована в программе была понятна всем участникам программы, чётко сформулирована.

Требования к постановке целей:

  • Реалистичность, посильность, достижимость
  • Контролируемость
  • Однозначность, представляет в обобщённом виде конечный продукт исследования
  • Проверяемость, в отдельных случаях диагностируемость
  • Определённость во времени
  • Операциональность (распределение на задачи)
  • Отсутствие неоднозначных выражений и понятий
  • Отсутствие специальных (профессиональных) терминов
  • Соответствие заявленной проблеме
Читайте также:
Как проверить материнскую плату на работоспособность программой

Деление цели на задачи – неизбежный процесс, делается это для того, чтобы выделить более простые и доступные для выполнения операции, создать последовательность выполнения операций с учётом их связи, сложности и временит выполнения, смоделировать весь объём работы и рассчитать свои силы. Задачи – это конкретизированные или более частные цели; желаемый результат деятельности, достижимый за намеченный интервал времени и характеризующийся набором количественных данных и параметров этого результата.

Технология формирования задач состоит в расщеплении цели на составляющие, дающие представления о том, каким путём будет достигнута цель. Поэтому задачи формируются в виде перечисления: изучить, описать, выяснить, сформулировать, установить и т.д. как правило, задач не бывает более 4-5.

Требования к представлению задач программы:

  • Формулировка в виде заданий по достижению определённых результатов к определённому сроку
  • Результаты должны быть измеримы (как правило – в цифрах)
  • Набор задач необходим и достаточен для достижения цели
  • Задаче поставлен в соответствие набор мероприятий
  • Набор мероприятий необходим и достаточен для решения задач

Критерием успешности разработки всей программы является её результат . Именно ожидаемый результат определяет цель программы, так как цель программы и её результат взаимосвязаны. Формулируя цель нужно сразу определить возможные результаты. Причём, чем конкретнее результаты (точнее сформулированные), тем понятнее становиться цель программы и тем легче она будет реализовываться. Необходимо понять, в чём конкретно они будут измеряться: где их будет видно, насколько они изменят ситуацию в обучении.

Основные ошибки разработчиков:

  • ожидаемые результаты представлены не по всем выделенным направлениям, не соответствуют конкретным задачам
  • описание ожидаемых результатов не содержит описание индикаторов, позволяющих оценить меру их реального достижения
  • отсутствует порядок внутреннего мониторинга результатов реализации Программы
  • ожидаемые результаты сводятся к описанию сути проводимых мероприятий, без указания их существенных количественных и качественных характеристик

Для того чтобы достичь результата, запланированного в программе развития образовательного учреждения, необходимо осуществлять мониторинг предпринимаемых стратегических инициатив на основе сбалансированной системы критериев, показателей и индикаторов .

Критерии задают лишь общее направление оценки (например, достижение целей, удовлетворение групп потребителей, приобретение и развитие ресурсов и т.д.) поэтому их требуется конкретизировать через показатели. Показатели бывают количественными (статистика, частота, коэффициенты и т. д.) и качественными (изменения в подходах, поведении, навыках, представлениях, свойствах, уровне понимания и т. д.). Показатели, в свою очередь, конкретизируются через индикаторы, которым присваиваются целевые значения (как правило, в динамике).

В ОУ индикаторы анализируется по итогам учебного года.Для фиксации и проведения анализа показателей и индикаторов рекомендуется заполнять специальную форму:

Источник: nsportal.ru

Проектирование программы развития современной школы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

ПРОЕКТИРОВАНИЕ / ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ / СОВРЕМЕННАЯ ШКОЛА / НОВАЯ ШКОЛА / НАЦИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ФАКТОРЫ РАЗВИТИЯ ШКОЛЫ / PROJECTING / DEVELOPMENT PROGRAM / MODERN SCHOOL / CONTEMPORARY SCHOOL / NATIONAL SECURITY / FACTORS OF SCHOOL DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Касаткина Наталья Эмильевна

В статье речь идет о региональном опыте проектирования программ развития современной школы на региональном, муниципальном и школьном уровнях. О первых результатах реализации таких программ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Касаткина Наталья Эмильевна

Школа как самообучающаяся организация
Развитие конкурсного движения учителей в Кемеровской области

Управление реализацией программы развития общеобразовательной организации по результатам внутренней системы оценки качества образования

Условия успешной адаптации, закрепления и профессионального развития молодых педагогов в российской Федерации

Анализ состояния гражданско-патриотического воспитания кадет в условиях школьной системы образования на примере кадетской школы № 43 имени майора Алексея Коврижных г. Липецка

i Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article is devoted to regional experience of projecting modern school development program for regional, municipal and school levels as well as to initial results of their realization.

Текст научной работы на тему «Проектирование программы развития современной школы»

ПРОЕКТИРОВАНИЕ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЫ

MODERN SCHOOL DEVELOPMENT PROJECT

В статье речь идет о региональном опыте проектирования программ развития современной школы на региональном, муниципальном и школьном уровнях. О первых результатах реализации таких программ.

The article is devoted to regional experience of projecting modern school development program for regional, municipal and school levels as well as to initial results of their realization.

Ключевые слова: проектирование, программа развития, современная школа, новая школа, национальная безопасность, факторы развития школы.

Keywords: projecting, development program, modern school, contemporary school, national security, factors of school development.

Реализация государственной политики России в части расширения возможностей личности для получения образования и повышения доступности образования широким слоям населения неизбежно приводит к необходимости создания образовательного пространства, существенно дополняющего структуру существующей системы образования и позволяющего реализовать парадигму современного образования, разработать программу развития отечественной школы.

Проектирование системы образования, способной подготовить российское общество в целом и каждого выпускника школы в частности к жизни в условиях конкурентоспособной экономики является одной из важных проблем, решение которой возможно лишь на уровне государственной политики.

Развитие системы общего и профессионального образования определяется необходимостью организации непрерывного, самостоятельного, опережающего воспитательно-образовательного процесса.

Проектирование программы общего и профессионального образования становится таким явлением, которое способно предоставить обучающимся разнообразные образовательные услуги, позволяющие учиться непрерывно, и обеспечивает возможность получения современного профессионального знания.

Подобная программа дает возможность каждому обучаемому выстроить ту образовательную траекторию, которая наиболее полно соответствует его образовательным и профессиональным способностям, независимо от того, где бы территориально он ни проживал.

В итоге формируется сеть (консорциум) связанных друг с другом учебных заведений, которая обеспечивает создание пространства образовательных услуг, взаимосвязь и преемственность программ, способных удовлетворить запросы и потребности учащейся молодежи.

Тем самым создается возможность многомерного движения личности в образовательно-профессиональном пространстве, ее развитие через обучение и функционирование постоянного образовательного профессионального консалтинга.

При проектировании программы образования мы использовали накопленный в условиях Кемеровской области научно-методический, кадровый и производственный потенциал, информационные ресурсы и технологии, опыт осуществления дистанционного обучения, существующую телекоммуникационную инфраструктуру и организационные структуры образования региона.

Таким образом мы обеспечили объединение усилий вузов, ссузов, учреждений НПО и общеобразовательных учреждений и на основе:

— требований государственных образовательных стандартов;

— общих психолого-педагогических, методических и технологических требований к учебнометодическим и информационным ресурсам регионального образования;

— единых требований к уровню психолого-пе-дагогической компетентности кадров преподавателей системы регионального образования;

— создания единой информационно-образовательной системы регионального образования;

— объединения бюджетных и внебюджетных источников финансирования на развитие образования в целом;

— координации всех субъектов образовательного процесса региона.

Это особенно важно в настоящее время, когда система образования испытывает деградацию и как следствие — снижение количества и качества высококвалифицированных выпускников, что представляет угрозу даже национальной безопасности России. Такая постановка вопроса не является чем-то беспрецедентным в мировой практике. Достаточно обратиться к опыту США. Сама за себя говорит формулировка принятых в разное время американских федеральных законов: «Об образовании в целях национальной обороны», «Об образовании в целях укрепления экономической безопасности», «О национальных целях образования» и др.

По уровню квалификационного потенциала имеющиеся в распоряжении России трудовые ресурсы оцениваются многими экспертами по-прежнему как лучшие в мире. Данное качественное преимущество основывается на эффективных отечест-

Читайте также:
Как ограничить загрузку процессора для определенной программы

венных традициях. Однако по мере деградации отечественной образовательной системы снижается и квалификационный ресурс.

Требования к переходу к «постиндустриальному обществу», «наукоемкой экономике», «обществу знаний» представлены сегодня в каждой платформе развития России. Мы согласны с Б. Л. Вульфсоном, что в действительности отечественное образование развивается в прямо противоположном по отношению к обозначенным ориентирам направлении.

Все более возрастает сырьевая составляющая экономического роста, которая не требует высокого уровня образования. Растрачиваются невосполнимые ресурсы при том, что возобновляемый интеллектуальный потенциал минимизируется. А потому очень важно определить угрозы, мешающие развитию образования, как фактора, лишающего Россию перспектив долгосрочного развития. Таким образом, российская система образования реформируется в направлении противоположном новым историческим реалиям [1].

В практике работы региональной системы образования существуют различные учреждения общего образования. Так, в Кемеровской области функционируют 64 лицея и гимназии, 12 школ с углубленным изучением учебных предметов, более 40 ресурсных центров и других образовательных учреждений. А потому мы считаем, что не может быть единой программы развития образования для всех образовательных учреждений: каждое образовательное учреждение должно разрабатывать свою программу развития, в которой должны быть отражены: ведущая идея, цели, задачи реализации программы, развитие материально-технической базы школы, подготовки кадров для реализации новых стандартов обучения, финансирование образовательного учреждения и т. д.

Каждая школа в своей программе определяет: как будет осуществляться ремонт школы, какие классы будут модернизироваться, кто из учителей пройдет повышение квалификации и где, какие новые ученические, родительские и учительские объединения будут создаваться, где школьники проведут свои каникулы, где будут отдыхать учителя, в каких конкурсах и конференциях примут участие учителя, в каких олимпиадах, конференциях «школах» и конкурсах примут участие ученики и т. д.

Но для развития системы образования кроме программы развития необходимо создать организационно-педагогические условия, которые могут быть созданы только региональными и муниципальными органами образования. Мы считаем целесообразным программу разрабатывать на несколько лет.

Остановимся в качестве примера более подробно на вопросах проектирования создания материально-технического обеспечения образовательного процесса.

В Кузбассе самый большой парк школьных автобусов. Сегодня в области действует более 400 школьных маршрутов. Для обеспечения безопасности детей школьные автобусы начали осна-

щаться системой спутникового видеонаблюдения ГЛОНАСС или ГЛОНАС/ОРЯБ/.

Важнейшим условием повышения качества образования является материально-техническая база образовательных учреждений, предполагающая оснащение помещений в соответствии с санитарно-гигиеническими требованиями, наличие необходимого оборудования.

В течение трех лет мы осуществляли мониторинговое исследование удовлетворенности жителей Кузбасса качеством образования. Более 75 % родителей, дети которых посещают образовательные учреждения, считают, что материально-техническая база учреждений образования соответствует современным требованиям.

В последние два года наблюдается повышение уровня удовлетворенности основных потребителей образовательных услуг отдельными составляющими материально-технической базы. Так в 2009 — 2010 учебном году родители отмечали улучшение материально-технической базы общеобразовательных учреждений (с 57,99 до 60,31 %), дошкольных образовательных учреждений (с 95,26 до 97,28 %) [2]. На протяжении двух лет сохраняется высокая оценка со стороны родителей материально-технической базы учреждений дополнительного образования детей.

Практически все родители (97,28 %) отмечают, что санитарно-гигиенические условия в образовательных учреждениях соответствуют предъявляемым требованиям, причем их оценки в 2009 — 2010 учебном году в сравнении с 2008 — 2009 учебным годом стали значительно выше.

Создание хорошей материально-технической базы это хорошо, но недостаточно. Ведь даже при наличии достаточной материально-технической базы и необходимого финансирования (что в Кемеровской области удалось обеспечить) без квалифицированных преподавателей, которые бы отвечали требованиям третьего тысячелетия, невозможно обеспечить не только создание эффективного образовательного пространства, но и развитие системы образования в целом.

В 2009 — 2010 учебном году в образовательных учреждениях региона работали 46893 педагогических работника, 19234 из них — в общеобразовательных учреждениях. Это на 608 человек меньше, чем в 2008 — 2009 учебном году, что объясняется процессами оптимизации кадрового потенциала образовательных учреждений всех типов и видов.

В региональной системе образования в основном работают учителя в возрасте от 30 до 45 и от 45 до 55 лет со стажем работы от 10 до 25 и более 25 лет. Снижается количество педагогических работников в возрасте более 60 лет (с 17,21 % в 2008 —

2009 учебном году до 15,43 % в 2009 — 2010 учебном году), наблюдается сокращение стажевой группы педагогов, которые трудятся в образовании более 25 лет. Увеличивается количество молодых специалистов со стажем работы до 3 лет с 4,78 % в 2008 — 2009 учебном году до 5,75 % в 2009 —

2010 учебном году [2].

Региональная кадровая программа, направленная на стимулирование притока в систему образования молодых специалистов через осуществление мер социальной поддержки, определена в «Законе об образовании Кемеровской области». Реализация этой программы способствовала постепенному омоложению педагогических коллективов образовательных учреждений, увеличению числа педагогов в возрасте до 30 лет и группы педагогов со стажем работы до трех лет.

В настоящее время в учреждениях образования области работают 1289 молодых специалистов. Из них: 474 педагога впервые в этом году приступили к педагогической деятельности, 428 имеют стаж работы до 2 лет, 387 — от 2 до 3 лет.

Особые условия созданы для молодых специалистов, работающих в сельской местности: им предоставляется жилье и единовременное социальное пособие: выпускники высших учебных заведений получают пособие в размере 35000 рублей, а выпускники средних профессиональных учебных заведений — 25000 рублей; осуществляется погашение жилищного займа за счет средств областного бюджета педагогам — молодым специалистам, которые едут работать в сельские образовательные учреждения и проработали в них 7 лет.

Наблюдается положительная динамика в качественных характеристиках педагогических кадров региона: 95,1 % из них имеют педагогическое образование, а 82,53 % — высшее профессиональное образование (данный показатель выше норматива, установленного в стандартах нового поколения на 22,53 %).

Количество учителей, имеющих квалификационную категорию, в Кемеровской области превышает нормативы стандарта (удельный вес не менее

75 %): около 90 % педагогов имеют квалификационную категорию и ежегодно эта цифра растет.

С каждым годом увеличивается число учителей, занимающихся подготовкой научной квалификационной работы на соискание ученой степени.

Сегодня в образовательных учреждениях Кемеровской области работают 147 кандидатов и докторов наук, 94 аспиранта и соискателя. Накопленный опыт, высокие результаты профессиональной деятельности, творческий поиск, интерес к исследованию актуальных проблем современной педагогики стимулируют желание учителей заниматься научной работой.

В 2010 году 34 учителям, защитившим диссертации на соискание ученой степени кандидата наук, вручены премии на общую сумму 410 тысяч рублей.

Геополитическое соперничество в современной мировой конкурентной борьбе начинается со школьной парты. Не будет преувеличением сказать, что именно в сфере образования определяется расклад сил будущего мироустройства. Мы солидарны с В. Э. Багдасаряном [3] в том, что сегодня включение сферы образования в систему национальной безопасности представляет в иерархии управленческих задач российской государственной политики одну из приоритетных стратегических установок.

1. Вульфсон, Б. Л. Стратегия развития образования на Западе на пороге XXI века / Б. Л. Вульфсон. — М., 1999. — С. 48 — 61.

2. Год учителя в Кузбассе. Информационный справочник. — Кемерово, 2010. — 54 с.

3. Багдасарян, В. Э. Наука и образование как факторы национальной безопасности России / В. Э. Багдасарян. — М., 2011. — 56 с.

Источник: cyberleninka.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru