Следует помнить, что психокоррекционная работа может включать индивидуальную, групповую формы, а в структуре каждого занятия нужно выделять начальный, основной и заключительный этапы.
На первом этапе создают доброжелательный психологический климат, формируют положительную мотивацию к занятиям, усваивают правила участия в группе, внедряют групповые традиции (в частности приветствия и прощания, упражнения на сплочение детей и формирование у них установки на взаимную поддержку). Целью начального этапа является настройка детей на позитивное взаимодействие и снижение их нервно-психического напряжения. Для этого используют психогимнастические и коммуникативные игры.
Второй этап является самым продолжительным. Происходит реализация направлений психокоррекционного влияния. Темпы продвижения определяются зоной ближайшего развития детей. Занятия необходимо организовывать таким образом, чтобы у каждого ученика каждый раз было какое-то достижение и переживания успеха.
Основной этап заключается в формировании психических функций и операций, предусмотренных целью психокоррекционного занятия. Предпочтение следует отдавать полифункциональным задачам, направленным на одновременную коррекцию различных психических функций.
Ирина Камаева. Как психологу начать частную практику. Обучающая программа в открытом доступе Урок 1
Третий этап — заключительный, учеников настраивают на самостоятельность в поведении, учебную деятельность, взаимодействие с другими людьми, осознание того, что они уже не нуждаются в постоянной психологической помощи.
На заключительном этапе используют рефлексивные упражнения на осознание результатов и достижений занятия, своего отношения к ним. Каждый участник должен получить психологическое «поглаживание» от товарищей и психолога. Групповая и индивидуальная психокоррекция эффективна при условии одновременной, системной реализации третьей составляющей — согласование психологического воздействия с учебно-воспитательным для переноса результатов психокоррекции на деятельность и поведение ребенка.
В самой коррекционно-реабилитационной работе можно выделить три периода:
- первый — интенсивной коррекции, призван обеспечить социально-психологическую адаптацию и оптимизацию психического развития учащихся с психофизическими недостатками в условиях учебно-воспитательного процесса;
- второй — закрепление и углубление достигнутых результатов;
- третий — поддержка постепенного психического развития ребенка и оптимальных условий его обучения и взаимодействия с социальной средой; профилактика возможных осложнений в критические периоды психического онтогенеза.
- занятий необходимо проводить в первый период, во второй их количество уменьшается, а в третий занятия проводят при необходимости (по инициативе как психолога, так и ребенка).
- роль в осуществлении коррекционно-реабилитационной работы предстоит педагогу и родителям.
- педагога в коррекционной работе направлена на развитие и формирование личности, обеспечение социально-психологической реабилитации и трудовой адаптации ученика, воспитание у него общечеловеческих ценностей, гражданской позиции. Реализация этой цели происходит через выполнение основных профессиональных задач в зависимости от должностных обязанностей педагога. Однако, несмотря на должность и учреждение, педагог выполняет определенные виды коррекционно-педагогической деятельности, которые отличаются только объемом, направленностью, но совпадают по когнитивным и организационно-операционным компонентам.
- чертами профессионального характера можно считать:
- социальную и профессионально-педагогическую направленность: гражданственность, социальную активность, увлеченность профессией, верность жизненным интересам детей с особыми потребностями, творчество в педагогической работе, уверенность в оптимистической перспективе коррекционного воздействия, принципиальность, ответственность; профессиональную работоспособность;
- в отношении воспитанников — доброту, любовь к детям, гуманизм, порядочность, эмпатию, справедливость, честность, требовательность, тактичность, общительность;
- интеллектуальные черты: внимательность, наблюдательность, сообразительность, производительность памяти, критичность мышления; глубину, широту, логичность, прогнозируемость ума; педагогическую любознательность, творческое воображение;
- волевые черты: самообладание, целеустремленность, настойчивость, решительность, дисциплинированность, выдержанность, организованность, инициативность;
- эмоциональные черты: уравновешенность, эмоционально-моторную устойчивость, эмоциональную выразительность;
- профессиональные качества: педагогический такт, образованность, педагогическое мастерство, новаторство, профессиональное самовоспитание, самопрезентацию, профессиональную честность и порядочность.
- с семьями и педагогами (учителями, логопедом, дефектологом) заключается в:
- разработке индивидуальных рекомендаций по реализации индивидуального подхода к ребенку в школе и семье, которые касаются, в частности, учета динамики его утомляемости, работоспособности, темпов обучения, свойств высшей нервной деятельности, эффективных форм поощрения и тому подобное;
- разработке советов и рекомендаций для создания благоприятного климата для взаимодействия детей, имеющих психофизические недостатки, с одноклассниками, членами семьи и другими людьми;
- обсуждении индивидуальных условий создания ситуации успеха, преодоления трудностей для каждого ученика;
- привлечении родителей и педагогов к выполнению домашних заданий, которые дают на каждом групповом коррекционном занятии;
- исполнении на отдельных групповых занятиях фрагментов домашних заданий, заданных учителем, с использованием усвоенных приемов и навыков познавательной деятельности;
- репетировании на отдельных групповых занятиях в форме сюжетно-ролевой игры ответов учащихся на уроке;
- создании учителем условий поддержки на уроке для анализа подготовленного домашнего задания и демонстрации других знаний;
- предоставлении информации о достижениях учащихся коррекционных занятий, которые нужно переносить в учебную деятельность и повседневную жизнь;
- периодическом обсуждении достижений и проблем ученика.
- коррекционных программ, которые создают на основе сотрудничества педагогов, специалистов и родителей для преодоления недостатков:
- короткие экспресс-программы (1-5 консультаций) с акцентом на целенаправленную коррекцию одного из дефектов (например, коррекция речевых нарушений, памяти, внимания, самоконтроля при сохраненном интеллектуальном развитии);
- длительные программы (5-20 консультаций) с акцентом на развитии и закреплении новообразований;
- комплексные программы (или несколько длительных программ), ориентированные на развитие и закрепление новообразований в комплексной взаимосвязи.
Несмотря на этапы, особенности работы с детьми, имеющими различные психофизические недостатки, коррекция требует длительной и системной работы, которая охватывает все виды деятельности как в школе, так и вне ее. Поэтому очень важно, чтобы коррекционным задачам был подчинен не только урок, но и работа в группе продленного дня, организация досуга ребенка в школе и дома (различные развивающие игры, задания, работа в соответствии с возрастом и потенциалом).
Как составить программу успеха
При осуществлении психолого-педагогической реабилитационной программы обязательно следует придерживаться такой последовательности этапов работы: прогностического, формовочного, организационного, коррекционно-реабилитационного, оценочного.
Коррекционно-развивающая работа в образовательном учреждении должна быть направлена на коррекцию и развитие всех составляющих дефекта: познавательной сферы, речи, учебно-практической деятельности (навыков самообслуживания, общеучебных и общетрудовых умений), эмоциональной и волевой сфер, личностных образований.
В процессе коррекционно-реабилитационной работы целесообразно использовать следующие методы:
- развивающие упражнения (направленные на коррекцию и развитие мышления, формирование произвольного внимания, развитие логической памяти, произвольного запоминания);
- сюжетно-ролевые игры;
- арт-терапию (в частности музыко- и сказкотерапия);
- психогимнастику.
При осуществлении психосоциальной реабилитации нужно согласовывать психологическое воздействие с учебно-воспитательной работой для переноса результатов психокоррекции на деятельность и поведение ребенка.
Педагогический коллектив должен постоянно формировать и поддерживать активность и мотивацию детей и родителей к участию в коррекционных занятиях (учет возраста ребенка, его психофизического состояния, интересов).
В процессе психолого-педагогической реабилитации следует подбирать и сочетать соответствующие виды деятельности в учебном процессе и организации досуга. С педагогическим персоналом нужно параллельно проводить психологическое профобразование в форме семинаров с применением элементов психологического тренинга: рефлексивно-перцептивного, коммуникативных умений и навыков, педагогического взаимодействия, личностного роста.
В коррекционно-воспитательном процессе педагогу лучше применять партнерские стратегии социального взаимодействия на принципах равенства и партнерства, направляя свою деятельность на формирование социально принятого поведения.
Источник: rosopeka.ru
Приложения для психологов: 8 инструментов, которые нельзя упустить на вашем смартфоне
Программы психологической поддержки сотрудников: что это и зачем?
Кризис — это всегда испытание для бизнеса, причем не только экономическое. Часто у сотрудников развивается хронический стресс, который провоцирует конфликты и снижает общую продуктивность. Во Friday мы видим, что наши клиенты тоже сталкиваются с подобной проблемой. Со специалистом сервиса по подбору психологов«Ясно» (Head of b2b сервиса онлайн психотерапии «Ясно») Анной Никулиной обсудили, как работают программы психологический поддержки и почему сегодня компании готовы платить за эмоциональный комфорт подчиненных.
Ежедневно «Ясно» оказывает квалифицированную психологическую помощь тысячам индивидуальных и корпоративных клиентов, помогает справиться с трудными жизненными ситуациями и повысить качество жизни.
— Аня, как ты считаешь, программы психологической поддержки сотрудников в компании — дань моде или необходимость? Как такие программы влияют на эффективность работы?
— Программы психологической поддержки сотрудников — следствие тренда осознанного отношения к жизни. Потихоньку все это приходит и в бизнес, например, меняется отношение работодателей к своим сотрудникам. Многие понимают, что от психологического состояния подчиненных зависит финальный результат работы, поэтому готовы в это вкладываться. Исследование компании Lyra Health, которая специализируется на ментальном здоровье, доказало: работник, решивший свои психологические проблемы, на 70% лучше концентрируется на рабочих задачах.
— С какими проблемами чаще всего обращаются к корпоративным психологам?
— Самые популярные запросы у сотрудников в отношении работы — стресс и выгорание. Правда, в этом году на несколько месяцев первое место заняла тревога. Примерно 70% сотрудников всех наших корпоративных клиентов указывали ее в качестве основной мотивации для поиска психолога/психотерапевта в марте-апреле.
— За последние три месяца уровень стресса в обществе заметно увеличился. Готовы ли работодатели сегодня тратить деньги на корпоративную терапию? Или, наоборот, в кризис компании больше сосредоточены на банальном выживании?
— На самом деле российский рынок, вопреки ожиданиям, оказался очень продвинутым с точки зрения корпоративной психологической поддержки. Руководители и HR-менеджеры поняли, что с зашкаливающей тревогой сотрудников надо что-то делать. И одним из самых эффективных инструментов оказались сессии с психологом или психотерапевтом.
Людям предоставили безопасное пространство, где можно проговорить свои страхи, оставить негативные чувства. И это сработало. В «Ясно» мы четко видим, как вырос спрос на корпоративные консультации.
При этом надо признать, что маленьких компаниям сложнее, им приходится урезать бюджеты на подобные активности. Поэтому часто они готовы покрывать только 50% стоимости терапии, остальные 50% платят сами сотрудники. Но даже это помогает сохранить лояльность команды.
— Какие есть инструменты поддержки сотрудников? С чего лучше начать?
— Есть два основных инструмента поддержки сотрудников. Один из них — индивидуальная психологическая поддержка, когда сотрудник ищет психолога/психотерапевта под свой личный запрос. Чаще всего сессии проходят онлайн один раз в неделю. Это помогает снизить уровень напряжения, решить эмоциональные проблемы.
Второй инструмент — это групповые вебинары и воркшопы. Вебинар — более широкий инструмент, а на воркшопе обычно прорабатывают конкретный кейс, связанный с рабочей деятельностью коллектива.
Например, в компании есть служба поддержки, которая каждый день сталкивается с большим количеством негатива от клиентов. Мы организуем воркшоп по стресс-менеджменту и учим, как отстаивать свои границы, как нивелировать конфликт и тому подобное. Для всего этого есть специальные практические упражнения.
И вебинары, и воркшопы проводят специально обученные психологи/психотерапевты, у которых большой опыт работы с аудиторией.
Благодаря такому формату, люди, которые еще не готовы идти в индивидуальную терапию, могут присмотреться, а также получить базовые знания о работе нашей психики. Тогда им легче, например, вовремя заметить у себя симптомы эмоционального выгорания или понять, почему некоторые коллеги чересчур болезненно реагируют на критику.
— Что можно сделать, если в компании совсем нет бюджета на корпоративного психолога?
— Даже когда в компании нет бюджета, у HR-менеджеров есть способы помочь своим сотрудникам. Во-первых, в интернете уже накоплено много полезного контента. Информацию дозировано можно загружать в интранет или корпоративный Telegram-канал. Главное – использовать проверенные источники!
Во-вторых, важно наладить внутреннюю коммуникацию в компании. Сотрудник должен иметь возможность прийти к HR-менеджеру со своей проблемой и быть уверенным в том, что его услышат. Если HR не может помочь самостоятельно, нужно искать другие способы ее решения.
Отдельно хотелось бы обратить внимание на взаимодействие топ-менеджеров с коллегами. Доказано, что доброжелательность, открытость в общении существенно повышает уровень психологического комфорта сотрудников.
— Насколько сами сотрудники готовы идти к психологам? Наверняка есть те, кто настроен скептически. Как сделать так, чтобы вложения компании в программу поддержки оказались не напрасны?
— Да, действительно, у нас были опасения, что будут предубеждения относительно терапии. Это связано с тем, что большая часть топ-менеджмента в крупных компаниях —люди, выросшие в советском обществе, где не было принято обращаться к психологу/психотерапевту. Нам казалось, что руководители мыслят в парадигме, когда с проблемами нужно справляться самому или в крайнем случае с друзьями на кухне. Но к счастью, это не так.
Кроме того, мы предполагали, что придут в основном женщины. Но практика показывает: мужчины – те же сотрудники IT-компаний – охотно идут за психологической поддержкой.
Перед запуском индивидуальной программы мы всегда проводим групповой вебинар, где разбираем самые распространенные предубеждения и страхи, объясняем, откуда они берутся и что с ними делать. Кроме того, подробно обсуждаем, как выбирать терапевта, как формулировать запрос, что будет происходить на первой сессии и прочее. И тогда даже у скептиков не остается аргументов.
Как сделать так, чтобы больше людей были заинтересованы в работе с психологами? Думаю, тут все очень сильно зависит от внутренней коммуникации в компании. Если диалог между HR-менеджером и сотрудниками налажен, люди охотнее идут в терапию. Честность и открытость — главное правило. Мы делимся с клиентами примерами коммуникаций разных компаний, часто это помогает HR-менеджерам наладить диалог с коллегами.
Также обязательно предупреждать людей, что все происходящее на сессии строго конфиденциально. Мы в «Ясно» очень дорожим репутацией, поэтому у руководителя или HR-менеджера нет доступа к личной информации сотрудников.
— Какие перспективы у программ психологической поддержки сотрудников в России?
— Сейчас трудно сказать, потому что мы не знаем более глобальных вещей, например, какой завтра будет экономика в стране. Но абсолютно точно забота об эмоциональном состоянии сотрудников становится важной частью социального пакета. Молодые люди сегодня все больше обращают внимание на профиль работодателя, стараясь понять, что тот делает для своих сотрудников.
И часто этот фактор оказывается решающим при трудоустройстве. А развитие корпоративной части бизнеса «Ясно» во время кризиса показало, что большое количество компаний тоже заинтересованы в психологическом комфорте своих сотрудников и готовы о них заботиться. Я думаю, этот тренд сохранится с оговоркой на возможные экономические потрясения.
Трудности есть на каждом этапе пути сотрудника — от собеседования до прощальной вечеринки. Переработки, стресс, неуверенность, конфликты, напряжение, тревога, внешние кризисы — неполный список факторов, которые могут привести к эмоциональному выгоранию. Выгорание сотрудников нередко приводит к увольнению и постоянному повторному найму.
27 июня в 16:00 Friday и Ясно решили провести бесплатный совместный вебинар, чтобы обсудить, как поддержать сотрудников и создать безопасное пространство на каждом этапе EJM.
Источник: vc.ru