Как написать сценарий детского праздника?
Сценарий детского праздника (утренника), как и любое литературно- драматургическое произведение пишется по законам драматургии. Да, да… сценарий утренника – это тоже литературно-драматургическое произведение. Написан он может быть как прозой, так и стихами.
В любом сценарии должна быть :
- завязка действия,
- развитие действия,
- кульминация,
- спад действия и
- заключение.
Начало праздника, или завязка действия, на детском празднике – это название темы праздника, представление героев (участников), введение в сюжет.
Например, чтобы начать праздник, ведущий может прочитать стихотворение по теме, объявить всем участникам праздника, указывая на украшение зала (сцены) и декорации, куда они попали (на палубу корабля, в лес, в птичью школу и другое) и объяснить, зачем они все здесь собрались.
Очень часто утренник в детском саду начинается с праздничного входа детей в зал, где их ждут зрители. Хорошо продуманный вход уже служит целым номером праздничного представления. Войдя в зал, дети могут сразу же исполнять танец, песню и читать перекличку. Перекличка представляет собой короткие стихотворения, которые читают дети по очереди.
Идеальное мероприятие: 15 летний опыт в одном чек-листе
Длинное стихотворение в этом случае может быть разделено на нескольких детей. Обязательное условие: перекличка отражает тему праздника, вводит зрителей в сюжет.
Гораздо реже, но очень эффектно, если вначале появляются какие — либо герои, интригуя зрителей, а затем уже входят дети. В этом случае сюжетная линия должна завязываться не во время первого появления этих героев, а уже тогда, когда они появятся вновь перед детьми.
Завязка праздника не должна быть затянута по времени. Иногда она длятся ровно 1 минуту.
Что нельзя сказать о развитии действия. Эта часть сценария может составлять ¾ всего праздника. Она должна быть насыщена музыкальными, хореографическими и другими номерами, постоянной сменой персонажей (героев).
Кульминация тоже должна быть короткой, как и завязка, и очень яркой. В кульминации разрешаются все проблемы, нарастающие в развитии действия, наступает логический ответ на вопрос, заданный в начале праздника. Иногда праздник заканчивается кульминацией.
Возможно, весь праздник искали клад и, наконец, нашли. Вся интрига была в том, чтобы найти потерянное (сокровище, подарки, клад какого-либо героя, скажем, Деда Мороза, или что-то еще), и теперь наступил логический конец.
Например, развитие действия состояло в том, чтобы искать зайцев, которые везли на санках мешок с подарками и куда-то запропастились. Теперь их нашли, спасли от волка, вытащили застрявшие в снегу санки и получили подарки. Когда дети взяли в руки подарки, то вряд ли получится продолжать концертную программу.
Они будут заняты подарками, рассматривая их у себя и у соседа, предавая их своим родителям и так далее. Вот и получится, что праздник закончился на кульминации, а сама раздача подарков и будет спадом действия и концовкой. Так как во время раздачи подарков ведущий или герой произносит заключительные слова.
Как ОФОРМИТЬ СЦЕНАРИЙ мероприятия [шаблон & пример]
Рассмотрим другой пример. Скажем, у вас сценарий хореографического представления. Чтобы станцевать какой-то особенный танец, детям нужно взять в руки соответствующие атрибуты. Пусть это будут подсолнухи (цветы или что-то еще). Весь сценарий сводился к тому, чтобы получить в руки эти подсолнухи.
Развитие действия было насыщено разнообразными танцами и вот, наконец, долгожданные атрибуты в руках детей. Это и есть кульминация. Яркий танец с подсолнухами и будет одновременно кульминацией яркой и незабываемой, а так же спадом действия и даже концовкой. Под уход детей с подсолнухами со сцены или поклон можно произнести короткие заключительные слова. Вот и все.
Но чаще всего после кульминации наступает время развязки (спада действия), когда, к примеру, приходит долгожданный герой во время кульминации, и теперь он танцует с детьми и играет. Праздник своим ходом идет к концу. Развязка так же не должна быть длинной, чтобы не затягивать праздник, не перенасытить детей впечатлениями. В большинстве случаев хватает 2-х номеров. Скажем, песни и игры с героем и можно приступать к концовке праздника.
Заключение (концовка) может длиться буквально несколько секунд. Иногда концовкой служит прочитанное ведущим стихотворение, красивый уход персонажей, заключительная песня с поклоном, вручение подарков, произнесение всеми участниками каких-либо добрых пожеланий.
Вот, в сущности, и все основные рекомендации к составлению праздничной программы и написанию сценария.
А теперь немного об особенностях детского праздника.
Во-первых, вы должны точно знать, на какой возраст детей хотите написать сценарий, одного ли возраста будут дети.
Немаловажное значение имеет время и место проведения праздника (будет ли это дома в квартире, где минимум места, в огромном зале, или во время проведения сценария дети имеют возможность перемещаться по дому от комнаты в комнату, а может быть, это будет в бассейне, на яхте и так далее). От этого будет зависеть ход сценария, его разновидность.
Еще стоит учесть, будут ли дети непосредственными активными участниками праздника или их роль, в большинстве своем, пассивная, например, в качестве зрителей, и дети лишь несколько раз будут играть с героями со своих мест.
Если детям отводится главная и активная роль в сценарии, то будут ли зрители?
Как правило, не проходит праздник без пения и танцев, а значит, вы должны учесть, знают ли все дети эти песни и умеют танцевать именно эти танцы, которые вы хотите включить в праздник. Например, в детском саду песни и танцы разучиваются специально к данному утреннику. А в вашем случае, возможно, что ту или иную песню, а так же танец придется разучивать прямо на празднике.
Определитесь заранее с темой праздника. (День рождения, праздник осени, Новый год, весеннее развлечение, настольные игры, игрушки и так далее без ограничения вашей фантазии)
А затем придумайте сюжетную линию или героев, которые придут к вашим детям. Очень важно позаботиться о костюмах для участников-героев сценария.
Нельзя написать сценарий, не определившись с его ходом (разновидностью). Бывают сценарии – путешествия. Это очень выгодный ход сценария. Можно путешествовать по разным странам, планетам, сказкам и так далее. Транспорт для путешествия тоже может быть самым разнообразным: воздушный шар, самолет, прогулка пешком, автомобиль, волшебный ковер-самолет и так далее.
Более того, виды транспорта могут меняться про ходу сценария. К примеру, вышли пешком, сели на автомобиль, подаренный каким – либо героем, пересели на мётла – подарок Бабы Яги и так далее.
Великолепно зарекомендовали себя и сценарии в концертной форме. Что такое концерт? Это набор номеров, связанных между собой общей темой или, наоборот, не связанных между собой, но вытекающих один из другого, или, еще проще, представлением каждого номера занимается ведущий. Такой ход сценария выгоден тем, что номера можно переставлять местами даже в самый последний момент, отменять по каким-либо причинам или вставлять новые, ранее не запланированные. Праздник от этого не пострадает.
Очень интересны сценарии, написанные по каким-либо литературным произведениям. Например, по сказке. В этом случае сюжет сценария – это сюжет сказки, разбавленный песенными и танцевальными номерами.
Великолепно проходят праздники, сценарии которых написаны как театрализованное представление, а дети являются активными, если позволяет место, или пассивными участниками сценария. Пассивные участники – это просто зрители. Активные участники непосредственно участвуют в ходе сценария: отвечают на вопросы персонажей со сцены, играют в игры на месте и даже в движении, если герой спускается со сцены к детям, поют песни вместе с героями или для них и танцуют танцы. Во время такого представления нередко дети разучивают новую игру, танец или песню с каким-либо героем.
Кукольное представление может быть как самостоятельным представлением, так и частью любого сценария. В этом случае оно должно быть ярким и коротким, не более 7 минут, и нести в себе какую-либо конкретную задачу для развития хода сценария.
Еще один вид развлекательно-познавательного мероприятия для детей – это КВН.
КВН может проводиться для 2-х и более команд. Если он проводится в школе, то чаще всего между классами одного возрастного звена: А, Б, В, Г и так далее. Но если КВН проводится между 3-мя или большим количеством команд, то нужно очень тщательно подойти к его организации, потому что такой КВН может стать утомителен, как для участников, так и для зрителей.
Необходимо продумать очередность конкурсов так, чтобы подготовка к ним во время самого мероприятия не была утомительной для зрителей и не требовала непосильных трудов для членов команд. Чем меньше возраст детей, тем больше должно быть конкурсов – домашних заданий. Это когда дети готовятся к конкурсу предварительно, а во время мероприятия выдают готовый результат.
Например, подготовка сценки по определенной теме или подготовка к конкурсу пословиц и так далее. Названия конкурсов должны отражать тему. Кстати, детские КВНы могут быть только тематическими. При этом тематика может быть как предметной (математический КВН, литературный и другой), так и свободной темы («Бравые солдаты», «Мосты» и так далее). Правильно продуманное чередование конкурсов музыкальных с конкурсами на эрудицию и остроумие, а так же номерами художественной самодеятельности принесет успех всего мероприятия.
Что в концертные программы, что в КВН и викторины стоит включать номера художественной самодеятельности, привлекая разнообразные коллективы, а не только тех детей, для которых готовится мероприятие. Так в концертную программу для детского сада можно включить номера в исполнении воспитателей, а в КВН для школьников включить короткие выступление и театрального кружка и учеников музыкальной школы и так далее.
Надо отметить, что успех праздника зависит от тех персонажей – героев, которые будут принимать участие в сценарии (кукольных в том числе). Поэтому очень важно, чтобы герой был ярким. Для этого он должен иметь «визитную карточку», если так можно выразиться. То есть, возможность себя интересно представить (подать) зрителям (участникам праздничного представления).
Поэтому важно продумать его образ (прическу, макияж, костюм, атрибуты в руках) и его появление (выход). Здорово смотрится необычное появление (влезть в окно, постучать в балконную дверь снаружи, неожиданно вылезти из-под стола и так далее), представление себя песней и стихами, разыгрывание сценки с ведущим или другим героем, уже присутствующим на празднике. Все это будет очень интересно.
Второе, о чем нельзя забывать, то это песни, танцы и игры, включаемые в сценарий. Если у вас есть зрители, как, например, на утреннике в детском саду, то игры, песни и танцы должны доставлять удовольствие не только детям, следует продумать их зрелищность.
Чтобы праздник был удачным, все, включаемые в него номера должны быть интересны как непосредственным их участникам, так и зрителям. Часто бывает, что не все дети, присутствующие на празднике, знают какую-либо песню или танцуют танец, а, значит, даже, если ход праздника не предусматривает зрителей, то в такие моменты они сами собой появляются. Это дети, не участвующие в данном номере. А следовательно, номер должен быть зрелищным.
Далее стоит отметить, что любое действие на празднике должно нести в себе заряд радости и энергии. Поэтому нужно продумывать все – каждый момент. Например, великолепный тип сценария сценарий-путешествие можно испортить этими же самыми путешествиями, а можно, наоборот, украсить и разнообразить ими.
Мало сказать детям, что дальше мы отправимся на автомобиле и просто перейти из одного угла комнаты в другой, где стоит соответствующая ходу сценария декорация. Предложите детям «проехаться на автомобиле» с соответствующей песней, украсьте ее исполнение интересными движениями рук и ног (имитирование поворотов руля руками, не просто шаги, а дробные шаги ногами, движение не по прямой линии, а «змейкой» по всей свободной для движения территории, огибание каких-то препятствий и другое). Всегда интересно исполнителям и зрителям инсценирование слов песни или стихотворения (имитирование жестами, мимикой и движениями того, о чем поется в песне или рассказывается в стихотворении).
И, наконец, сюрпризный момент на детском празднике сделает этот праздник незабываемым. Чаще всего сюрпризный момент – это появление угощения или подарков. Реже, сценарий может иметь несколько сюрпризных моментов. Например, чтобы станцевать хоровод с листочками, нужны эти самые листочки. Они могут появиться неожиданно из волшебной шкатулки.
Чтобы поиграть с овощами, они могут быть вырасти на грядке у бабушки в большой тыкве и так далее. Фантазируйте, и у вас все получится.
Если вы решили писать сценарии самостоятельно, то заведите себе папку – копилку. Накапливайте в нее материал, который вам может пригодиться. Папок может быть несколько. Например, одна из них — «Осень» — сюда вы соберете стихи и песни об осени, рассказы и сказки на осеннюю тему.
А потом будете использовать этот материал для начала праздника (слова ведущего, перекличка детей), развития действия (номера песенные и стихотворные, появление персонажей, сценки героев) и даже для сюрпризных моментов. Другая – «Зима», третья – «Игрушки», четвертая — «Животные» и так далее.
Начинающим сценаристам можно обратиться к подборке материалов под названием «Изюминки» . Это будет подспорье для ваших папок-копилок. Серия «Изюминки» предназначена для тех, кто пишет сценарии самостоятельно или берет готовые, но вынужден менять что-то в них под свои условия. Скажем, нет костюма для персонажа, указанного в сценарии, поэтому стоит заменить его на другого; нет таких подарков или условий появления подарков, как описано в данном сценарии, значит, нужен другой сюрпризный момент и так далее. В серии подборки материалов для тех, кто пишет сценарии детских праздников, — «Изюминки» вы найдете все необходимое, чтобы каждый момент сценария был «изюминкой» праздника, а значит, праздник стал ярким и незабываемым.
Чтобы посмотреть подборку материалов «Изюминки», жми здесь.
Чтобы посмотреть готовые сценарии и варианты их переработки, жми здесь .
Другие статьи по этой теме:
Источник: forarchipeople.ru
Как создать интересный сценарий праздника/утренника в детском саду?
занимательные факты
Опытные коллеги с большим стажем работы убеждают нас в том, что брать за основу один взятый отдельно утренник, без корректировки под условия своего детского сада и возможности детей своей группы, это заведомо проигрышный вариант… Очень часто, выставляя в интернете сценарии таких утренников, воспитатели и музыкальные руководители невольно соревнуются между собой в создании самого сложного, неординарного и креативного сценария. И если, воспользоваться данным материалом без изменений, утренник может и получится незабываемым, но подготовка к такому утреннику вымотает как вас, педагога, так и ваших воспитанников. Поэтому удачное проведение утренника определяет прежде всего хорошо продуманный сценарий. Он должен быть в меру насыщен зрелищами и выступлениями.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Сценарий детского праздника (утренника), как и любое литературно- драматургическое произведение пишется по законам драматургии. Да, да… сценарий утренника – это тоже литературно-драматургическое произведение. Написан он может быть как прозой, так и стихами.
В любом сценарии должна быть:
- завязка действия,
- развитие действия,
- кульминация,
- спад действия и
- заключение
Начало праздника, или завязка действия, на детском празднике – это название темы праздника, представление героев (участников), введение в сюжет.
Например, чтобы начать праздник, ведущий может прочитать стихотворение по теме, объявить всем участникам праздника, указывая на украшение зала (сцены) и декорации, куда они попали (на палубу корабля, в лес, в птичью школу и другое) и объяснить, зачем они все здесь собрались.
Очень часто утренник в детском саду начинается с праздничного входа детей в зал, где их ждут зрители. Хорошо продуманный вход уже служит целым номером праздничного представления. Войдя в зал, дети могут сразу же исполнять танец, песню и читать перекличку. Перекличка представляет собой короткие стихотворения, которые читают дети по очереди.
Длинное стихотворение в этом случае может быть разделено на нескольких детей. Обязательное условие: перекличка отражает тему праздника, вводит зрителей в сюжет.
Гораздо реже, но очень эффектно, если вначале появляются какие — либо герои, интригуя зрителей, а затем уже входят дети. В этом случае сюжетная линия должна завязываться не во время первого появления этих героев, а уже тогда, когда они появятся вновь перед детьми.
Завязка праздника не должна быть затянута по времени. Иногда она длятся ровно 1 минуту.
Что нельзя сказать о развитии действия. Эта часть сценария может составлять ¾ всего праздника. Она должна быть насыщена музыкальными, хореографическими и другими номерами, постоянной сменой персонажей (героев).
Кульминация тоже должна быть короткой, как и завязка, и очень яркой. В кульминации разрешаются все проблемы, нарастающие в развитии действия, наступает логический ответ на вопрос, заданный в начале праздника. Иногда праздник заканчивается кульминацией.
Возможно, весь праздник искали клад и, наконец, нашли. Вся интрига была в том, чтобы найти потерянное (сокровище, подарки, клад какого-либо героя, скажем, Деда Мороза, или что-то еще), и теперь наступил логический конец.
Например, развитие действия состояло в том, чтобы искать зайцев, которые везли на санках мешок с подарками и куда-то запропастились. Теперь их нашли, спасли от волка, вытащили застрявшие в снегу санки и получили подарки. Когда дети взяли в руки подарки, то вряд ли получится продолжать концертную программу.
Они будут заняты подарками, рассматривая их у себя и у соседа, предавая их своим родителям и так далее. Вот и получится, что праздник закончился на кульминации, а сама раздача подарков и будет спадом действия и концовкой. Так как во время раздачи подарков ведущий или герой произносит заключительные слова.
Рассмотрим другой пример. Скажем, у вас сценарий хореографического представления. Чтобы станцевать какой-то особенный танец, детям нужно взять в руки соответствующие атрибуты. Пусть это будут подсолнухи (цветы или что-то еще). Весь сценарий сводился к тому, чтобы получить в руки эти подсолнухи.
Развитие действия было насыщено разнообразными танцами и вот, наконец, долгожданные атрибуты в руках детей. Это и есть кульминация. Яркий танец с подсолнухами и будет одновременно кульминацией яркой и незабываемой, а так же спадом действия и даже концовкой. Под уход детей с подсолнухами со сцены или поклон можно произнести короткие заключительные слова. Вот и все.
Но чаще всего после кульминации наступает время развязки (спада действия), когда, к примеру, приходит долгожданный герой во время кульминации, и теперь он танцует с детьми и играет. Праздник своим ходом идет к концу. Развязка так же не должна быть длинной, чтобы не затягивать праздник, не перенасытить детей впечатлениями. В большинстве случаев хватает 2-х номеров. Скажем, песни и игры с героем и можно приступать к концовке праздника.
Заключение (концовка) может длиться буквально несколько секунд. Иногда концовкой служит прочитанное ведущим стихотворение, красивый уход персонажей, заключительная песня с поклоном, вручение подарков, произнесение всеми участниками каких-либо добрых пожеланий.
Вот, в сущности, и все основные рекомендации к составлению праздничной программы и написанию сценария.
А теперь немного об особенностях детского праздника.
Во-первых, вы должны точно знать, на какой возраст детей хотите написать сценарий, одного ли возраста будут дети.
Немаловажное значение имеет время и место проведения праздника (будет ли это дома в квартире, где минимум места, в огромном зале, или во время проведения сценария дети имеют возможность перемещаться по дому от комнаты в комнату, а может быть, это будет в бассейне, на яхте и так далее). От этого будет зависеть ход сценария, его разновидность.
Еще стоит учесть, будут ли дети непосредственными активными участниками праздника или их роль, в большинстве своем, пассивная, например, в качестве зрителей, и дети лишь несколько раз будут играть с героями со своих мест.
Если детям отводится главная и активная роль в сценарии, то будут ли зрители?
Как правило, не проходит праздник без пения и танцев, а значит, вы должны учесть, знают ли все дети эти песни и умеют танцевать именно эти танцы, которые вы хотите включить в праздник. Например, в детском саду песни и танцы разучиваются специально к данному утреннику. А в вашем случае, возможно, что ту или иную песню, а так же танец придется разучивать прямо на празднике.
Определитесь заранее с темой праздника. (День рождения, праздник осени, Новый год, весеннее развлечение, настольные игры, игрушки и так далее без ограничения вашей фантазии)
А затем придумайте сюжетную линию или героев, которые придут к вашим детям. Очень важно позаботиться о костюмах для участников-героев сценария.
Нельзя написать сценарий, не определившись с его ходом (разновидностью). Бывают сценарии – путешествия. Это очень выгодный ход сценария. Можно путешествовать по разным странам, планетам, сказкам и так далее. Транспорт для путешествия тоже может быть самым разнообразным: воздушный шар, самолет, прогулка пешком, автомобиль, волшебный ковер-самолет и так далее.
Более того, виды транспорта могут меняться про ходу сценария. К примеру, вышли пешком, сели на автомобиль, подаренный каким – либо героем, пересели на мётла – подарок Бабы Яги и так далее.
Великолепно зарекомендовали себя и сценарии в концертной форме. Что такое концерт? Это набор номеров, связанных между собой общей темой или, наоборот, не связанных между собой, но вытекающих один из другого, или, еще проще, представлением каждого номера занимается ведущий. Такой ход сценария выгоден тем, что номера можно переставлять местами даже в самый последний момент, отменять по каким-либо причинам или вставлять новые, ранее не запланированные. Праздник от этого не пострадает.
Очень интересны сценарии, написанные по каким-либо литературным произведениям. Например, по сказке. В этом случае сюжет сценария – это сюжет сказки, разбавленный песенными и танцевальными номерами.
Великолепно проходят праздники, сценарии которых написаны как театрализованное представление, а дети являются активными, если позволяет место, или пассивными участниками сценария. Пассивные участники – это просто зрители. Активные участники непосредственно участвуют в ходе сценария: отвечают на вопросы персонажей со сцены, играют в игры на месте и даже в движении, если герой спускается со сцены к детям, поют песни вместе с героями или для них и танцуют танцы. Во время такого представления нередко дети разучивают новую игру, танец или песню с каким-либо героем.
Кукольное представление может быть как самостоятельным представлением, так и частью любого сценария. В этом случае оно должно быть ярким и коротким, не более 7 минут, и нести в себе какую-либо конкретную задачу для развития хода сценария.
Еще один вид развлекательно-познавательного мероприятия для детей – это КВН.
КВН может проводиться для 2-х и более команд. Если он проводится в школе, то чаще всего между классами одного возрастного звена: А, Б, В, Г и так далее. Но если КВН проводится между 3-мя или большим количеством команд, то нужно очень тщательно подойти к его организации, потому что такой КВН может стать утомителен, как для участников, так и для зрителей.
Необходимо продумать очередность конкурсов так, чтобы подготовка к ним во время самого мероприятия не была утомительной для зрителей и не требовала непосильных трудов для членов команд. Чем меньше возраст детей, тем больше должно быть конкурсов – домашних заданий. Это когда дети готовятся к конкурсу предварительно, а во время мероприятия выдают готовый результат.
Например, подготовка сценки по определенной теме или подготовка к конкурсу пословиц и так далее. Названия конкурсов должны отражать тему. Кстати, детские КВНы могут быть только тематическими. При этом тематика может быть как предметной (математический КВН, литературный и другой), так и свободной темы («Бравые солдаты», «Мосты» и так далее). Правильно продуманное чередование конкурсов музыкальных с конкурсами на эрудицию и остроумие, а так же номерами художественной самодеятельности принесет успех всего мероприятия.
Что в концертные программы, что в КВН и викторины стоит включать номера художественной самодеятельности, привлекая разнообразные коллективы, а не только тех детей, для которых готовится мероприятие. Так в концертную программу для детского сада можно включить номера в исполнении воспитателей, а в КВН для школьников включить короткие выступление и театрального кружка и учеников музыкальной школы и так далее.
Надо отметить, что успех праздника зависит от тех персонажей – героев, которые будут принимать участие в сценарии (кукольных в том числе). Поэтому очень важно, чтобы герой был ярким. Для этого он должен иметь «визитную карточку», если так можно выразиться. То есть, возможность себя интересно представить (подать) зрителям (участникам праздничного представления).
Поэтому важно продумать его образ (прическу, макияж, костюм, атрибуты в руках) и его появление (выход). Здорово смотрится необычное появление (влезть в окно, постучать в балконную дверь снаружи, неожиданно вылезти из-под стола и так далее), представление себя песней и стихами, разыгрывание сценки с ведущим или другим героем, уже присутствующим на празднике. Все это будет очень интересно.
Второе, о чем нельзя забывать, то это песни, танцы и игры, включаемые в сценарий. Если у вас есть зрители, как, например, на утреннике в детском саду, то игры, песни и танцы должны доставлять удовольствие не только детям, следует продумать их зрелищность. Чтобы праздник был удачным, все, включаемые в него номера должны быть интересны как непосредственным их участникам, так и зрителям.
Часто бывает, что не все дети, присутствующие на празднике, знают какую-либо песню или танцуют танец, а, значит, даже, если ход праздника не предусматривает зрителей, то в такие моменты они сами собой появляются. Это дети, не участвующие в данном номере. А следовательно, номер должен быть зрелищным.
Далее стоит отметить, что любое действие на празднике должно нести в себе заряд радости и энергии. Поэтому нужно продумывать все – каждый момент. Например, великолепный тип сценария сценарий-путешествие можно испортить этими же самыми путешествиями, а можно, наоборот, украсить и разнообразить ими.
Мало сказать детям, что дальше мы отправимся на автомобиле и просто перейти из одного угла комнаты в другой, где стоит соответствующая ходу сценария декорация. Предложите детям «проехаться на автомобиле» с соответствующей песней, украсьте ее исполнение интересными движениями рук и ног (имитирование поворотов руля руками, не просто шаги, а дробные шаги ногами, движение не по прямой линии, а «змейкой» по всей свободной для движения территории, огибание каких-то препятствий и другое). Всегда интересно исполнителям и зрителям инсценирование слов песни или стихотворения (имитирование жестами, мимикой и движениями того, о чем поется в песне или рассказывается в стихотворении).
И, наконец, сюрпризный момент на детском празднике сделает этот праздник незабываемым. Чаще всего сюрпризный момент – это появление угощения или подарков. Реже, сценарий может иметь несколько сюрпризных моментов. Например, чтобы станцевать хоровод с листочками, нужны эти самые листочки. Они могут появиться неожиданно из волшебной шкатулки.
Чтобы поиграть с овощами, они могут быть вырасти на грядке у бабушки в большой тыкве и так далее. Фантазируйте, и у вас все получится.
Если вы решили писать сценарии самостоятельно, то заведите себе папку – копилку. Накапливайте в нее материал, который вам может пригодиться. Папок может быть несколько. Например, одна из них — «Осень» — сюда вы соберете стихи и песни об осени, рассказы и сказки на осеннюю тему.
А потом будете использовать этот материал для начала праздника (слова ведущего, перекличка детей), развития действия (номера песенные и стихотворные, появление персонажей, сценки героев) и даже для сюрпризных моментов. Другая – «Зима», третья – «Игрушки», четвертая — «Животные» и так далее.
Начинающим сценаристам можно обратиться к подборке материалов под названием «Изюминки». Это будет подспорье для ваших папок-копилок. Серия «Изюминки» предназначена для тех, кто пишет сценарии самостоятельно или берет готовые, но вынужден менять что-то в них под свои условия. Скажем, нет костюма для персонажа, указанного в сценарии, поэтому стоит заменить его на другого; нет таких подарков или условий появления подарков, как описано в данном сценарии, значит, нужен другой сюрпризный момент и так далее. В серии подборки материалов для тех, кто пишет сценарии детских праздников, — «Изюминки» вы найдете все необходимое, чтобы каждый момент сценария был «изюминкой» праздника, а значит, праздник стал ярким и незабываемым.
Источник: nsportal.ru
Методика подготовки и составления сценария
Опираясь на собственный опыт работы, а также изученную по данной теме литературу, мы составили план организации, и план проведения праздников и развлечений в детских дошкольных учреждениях. В таблице, мы более подробно изложили основные методические рекомендации по организации и проведению праздников и развлечений в детском саду.
Организационное собрание
Для успешного проведения праздника необходимо соблюдать следующие организационные условия:
— планировать праздники в конце предыдущего года;
-собирать для составления сценария только мобильную группу (не весь коллектив, но и не поручать все одному);
— обсуждать праздник по-деловому;
— собирать репертуар для выступлений (список номеров) из знакомых произведений (игр, песен, танцев), включив одно-два новых;
— не репетировать долго, когда собрались воспитатели с детьми (дети, как правило, на массовых праздниках в хороводах действуют по показу — даже старшие все равно отвлекаются, если в зале полно гостей);
— стараться, как можно тщательнее готовить именно взрослых!
Они должны учить все движения, которые будут в играх, песнях, танцах-хороводах. Их движения должны быть на празднике упреждающими! Это означает, что воспитатель заранее слышит, что данное музыкальное построение (предложение, часть и т. д.) заканчивается, и чуть раньше, чем начнется следующее, меняет движения в танце или хороводе, чтобы дети, глядя на него, могли следовать вовремя за ним; применять в подготовке к празднику систему поэтапного его проведения (например, в новогодний праздник, когда всем детям хочется почитать стихи Снегурочке и Деду Морозу, а это не укладывается в сценарий утренника, можно отдельно собрать детей у елки в другое время и удовлетворить их желание);
— работать с родителями, чтобы они прониклись общими идеями и участвовали в подготовке и проведении праздника;
— дети должны показывать на празднике не отчет о своей работе и работе музыкального руководителя (то есть пресловутую «чистоту движений»), а обретать радость, усваивать смысл праздника, ощущать себя сопричастными к празднуемому событию;
— ведущий на празднике — главный герой.
Методика подготовки и составления сценария
Прежде чем писать сценарий, надо продумать идею (главный вывод праздника), которая будет в основе. Обычно составлением сценария занимается музыкальный руководитель. Лучше будет если музыкальный руководитель займется окончательной корректировкой обсужденного и уже утвержденного сценария. Необходимо понимать, что праздник — дело коллективное.
Поэтому нужно собрать оргкомитет праздника — мобильный коллектив, педагогический костяк, в который могут войти методист, музыкальный руководитель, желающие принять участие педагоги. Оргкомитет сначала пишет сценарный план: какова идея, средства ее реализации, действующие лица и исполнители, примерное время проведения.
Сценарий (от слова «сцена» — «явление», «происшествие в лицах») может быть подробным и схематичным. Удобно писать оба вида сценария: вначале составить краткий, а потом расписать его до подробностей. Следует отметить, что, чем больше слаженность коллектива, привычность для него такой работы, тем менее подробно развертывается на бумаге сценарий. Затем сценарий рассматривается в педагогическом коллективе с целью ознакомления, обсуждения технических деталей, утверждения на роли.
Безусловно, важным является создание доверительной и деловой атмосферы работе над сценарием. Следует учесть, что написанный сценарий и воплощенный сценарий — это два разных сценария, так как можно хорошо воплотить самый слабый, и не раскрыть самый интересный.
Для успешного воплощения необходимо продумать все организационно-технические моменты (необязательно записывать слово в слово на бумаге — основной принцип работы должен быть понятен ведущим праздника, он потребует от них импровизации, то есть определенного уровня мастерства). Прежде всего, надо продумать план праздника, от этого во многом будет зависеть его успешное проведение.
План проведения праздника
№п/п | Этап | Наименование содержания | Исполнитель | Период проведения |
Зачин | Организационный момент праздника 1.Торжественное построение 2. Стихотворное освещение темы праздника 3. Коллективные песни, посвященные праздничному событию | Музыкальный руководитель, дети, ведущие | Начало утренника | |
Основная часть | Завязка сюжетной линии и кульминация праздника 1. Исполнение музыкальных и хореографических номеров 2. Инсценировки 3. Игры с персонажами и родителями | Музыкальный руководитель, мобильная группа дети ведущие | Середина утренника | |
Завершение праздника | Разрешение конфликта и сюрпризный момент 1. Вручение подарков 2. Исполнение финальной песни | Музыкальный руководитель, администрация, родительский комитет, оргкомитет | Заключительная часть утренника |
В таблице мы рассмотрели план проведения праздников в детском саду, в котором схематически изложили структуру построения праздника. На наш взгляд структура праздника может выглядеть следующим образом.
1. Начало праздника
2. Основная часть
3. Заключительная часть
Изложим подробнее основные методические рекомендации по проведению каждого этапа праздника.
Начало праздника (зачин) определяет общее настроение: торжественно-фанфарное, лирическое, веселое, бодрое и т. д. На зачин оказывает влияние и общая форма (жанр) проведения праздника или развлечения. Если это сказка, то учитывается ее тон: повествование, волшебство, таинственность.
Если это путешествие, то уместно с самого начала выбрать способ «передвижения» (на поезде, в автобусе, на корабле, на звездолете и т. д.). Можно начать с интригующей завязки («В связи с праздником пришло письмо. »; «Обнаружен таинственный предмет. »). Затем тут же, словно импровизируя, с учетом мнения собравшихся разработать план поиска, карту или схему путешествия и т. д. Таким образом, зачин зависит от самого праздничного события (по-разному может начинаться новогодний праздник или Наурыз), от темы всего мероприятия (например, «Новогодние путешествия Деда Мороза», «Весенняя сказка», «Взятие снежного городка на масленицу»). Следует учесть одно; в зачине необходимо запланировать поздравление с праздником, ради которого все и собрались, чтобы было понятно само событие.
Основная часть праздника. Формы и жанры могут входить один в другой, меняться в основной части — главное, чтобы это было логично, связно, уместно. Ни к чему излишне менять жанры, всегда лучше найти «золотую середину». В основной части, например, во время путешествия герои попадают в соседний город и там выступают перед местными жителями.
Так довольно органично может «встроиться» концерт в праздник-путешествие. В основной части праздника, как правило, раскрывается главная его идея (например, в осенней ярмарке дается идея урожая; на выпускном празднике — идея ценности багажа знаний). Праздник должен быть ценностно-ориентированным явлением, как говорилось выше.
В центральной части праздника происходит основной конфликт героев, накал страстей, кульминация праздника. В этой части проходят основные выступления актеров — детей и взрослых. Это время наивысшей активности детей в празднике.
Дети поют, танцуют, играют, водят хороводы; они могут смотреть сказку, поставленную силами взрослых, старших детей, сверстников; разыгрывают аттракционы, участвуют в эстафетах, взаимодействуют с персонажами. Роль ведущего самая ответственная, так как ведущий в этом случае уподобляется режиссеру: все должно «гореть» у него в руках. Многое в успешном проведении праздника зависит от него. Поэтому к выбору его кандидатуры необходимо отнестись очень серьезно. Ведущий должен хорошо знать программу праздника, последовательность номеров, свободно ориентироваться в музыкальном материале и, следовательно, посещать музыкальные занятия в группах, иметь представление обо всех играх, плясках, песнях, которые будут исполняться.
От ведущего требуется инициативность, находчивость, умение выйти из затруднительного положения, держаться свободно и естественно. Объявляя очередной номер, он должен говорить выразительно, литературным языком, избегать многословия и стандартных фраз.
Иногда необходимо пошутить с детьми, спросить их о чем-либо, а в случае непредвиденной паузы уметь ее заполнить, загадав загадку, рассказав стихотворение по теме праздника. Ведущий должен уметь подбодрить застенчивых детей доброжелательной шуткой, вовремя остановить расшалившихся. Он должен следить, чтобы не было заминок, он «вытягивает» самые сложные ситуации (вдруг актер забыл слова); он создает атмосферу праздника (вялый ведущий — праздника нет, не спасет самый чудесный сценарий). Именно ведущий воплощает идею праздника в жизнь, подытоживает сделанное, завершает праздник с особым настроением. По нему всем видно — праздник удался!
Следующая часть праздника — заключительная, в которой завершается развязкой основной конфликт героев, добро побеждает зло, определяется место сюрпризов (тут не следует жалеть сил для разработки мельчайших подробностей «куда спрятать подарки»), чтобы для детей был эффект неожиданности их появления. В сценарии обязательно необходимо подчеркнуть, какие сделаны выводы (например, такие: «Надо ценить плоды чужих трудов»; «Знания получать тяжело, да за плечами нести легко»), В конце праздника должна звучать музыка, подчеркивающая общность людей, собравшихся на празднике, чтобы отметить событие, которое легло в его основу: заключительная песня, общий танец, песня героев и т. д. Следует внимательно отнестись к репертуарному списку и заранее предусмотреть продолжительность тех или иных выступлений.
Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:
Источник: studopedia.ru