Лялин Андрей Васильевич
преподаватель кафедры фундаментальной информатики и прикладной математики, Вятский государственный университет, РФ, г.Киров
Окулов Станислав Михайлович
доктор педагогических наук, профессор кафедры фундаментальной информатики и прикладной математики, Вятский государственный университет, РФ, г.Киров
Котельникова Анастасия Валерьевна
кандидат педагогических наук, доцент кафедры фундаментальной информатики и прикладной математики, Вятский государственный университет, РФ, г.Киров
Аннотация: В статье мы приводим систему задач по информатике, в которой задачи связаны как общим методом решения, так и общим сюжетом.
Ключевые слова: школьная информатика, текстовые задачи, общий метод решения, сюжет, система задач, развитие интеллекта
Systems of problems at the informatics lessons
Lialin Andrei Vasilevich
Lecturer of Fundamental Informatics and Applied Mathematics Department, Vyatka State University, Russia, Kirov
ЕГЭ-2020×27. Написать программу с ‘нуля’. Задача №27 (Pascal) (Информатика)
Okulov Stanislav Mikhaylovich
Doctor of Pedagogical Sciences, Professor of Fundamental Informatics and Applied Mathematics Department, Vyatka State University, Russia, Kirov
Kotelnikova Anastasia Valeryevna
Candidate of Pedagogical Sciences, Associate professor of Fundamental Informatics and Applied Mathematics Department,
Abstract: In this article we present a system of informatics problems, in which problems are related both by the common solution method and the common story.
Keywords: school informatics, word problems, common solution method, story, a system of problems, development of intelligence
Наборы задач, которые предлагаются в учебниках по информатике или сборниках, часто сложно назвать системами. Задачи в таких наборах имеют искусственные, формальные формулировки и никак не связаны друг с другом, ни общим методом решения, ни общим сюжетом.
Далее мы приводим пример такой системы задач по информатике (рис.1).
Рисунок 1. Модель системы задач, связанных как общим методом решения, так и общим сюжетом
Она построена на двух принципах.
- Задачи в системе имеют общий метод решения. Причём они следуют в порядке усложнения, начиная с «трамплинной» задачи и заканчивая задачей «со звёздочкой». Общий метод решения становится всё более трудным для осознания школьниками, «замаскировывается». На модели этот принцип отражён как постепенное уменьшение площади сегмента «Метод решения» с возрастанием номера задачи в системе [1, с.38].
«Выверенная» последовательность задач позволяет ученикам многие из них решить самостоятельно.
- Задачи имеют естественную формулировку и связаны общим сюжетом.
Это просто нравится школьникам и мотивирует их. Формальные формулировки скучны, а сюжет придаёт смысл содержанию и привлекает.
«Ни один ребенок, ложась спать, не попросит: «Папа, расскажи мне факты». Возникает впечатление, что у нас есть встроенный механизм, который требует историй. Мы хотим, чтобы был конфликт и персонажи» [2, с.93].
Программирование на языке Паскаль
Задача 1. Даня решила стать настоящим математиком, поэтому считает везде и всегда. Сегодня она отправилась в гости к другу Илье, стоит перед лестницей из n ступенек и заинтересовалась, сколькими различными способами можно подняться по ней. При этом Даня умеет шагать на следующую ступеньку или перепрыгивать через одну.
Напишите программу для решения этой задачи. Пользователь вводит n – количество ступенек в лестнице.
Например, существует пять способов, чтобы подняться по лестнице из четырёх ступенек (рис.2).
Рисунок 2. Все способы подняться на лестницу из четырёх ступенек.
Задача 2. Заработав несколько синяков и ушибов, Даня научилась перешагивать через две ступеньки сразу. Она по-прежнему спрашивает себя, сколько существует различных способов подняться по лестнице.
Напишите программу для решения этой задачи. Пользователь вводит n – количество ступенек в лестнице.
Задача 3. Вдруг Даня размечталась, что научится перепрыгивать и через большее число ступенек. Она обозначила это число буквой m и снова задумалась, сколько различных способов подняться по лестнице будет сейчас. Кстати, именно так поступают настоящие математики. Они решают максимально общую задачу. Это эффективнее, чем разбирать каждый частный случай.
Напишите программу для решения этой задачи. Пользователь вводит n – количество ступенек в лестнице, а также m – максимальное число ступенек, через которые можно перепрыгивать.
Задача 4. Даня так увлечённо прыгала и считала, что уронила телефон на одной из ступенек. Его нужно подобрать. Поэтому она вычисляет, сколько существует различных способов подняться по лестнице, которые проходят через ступеньку с телефоном.
Напишите программу для решения этой задачи. Пользователь вводит n – количество ступенек в лестнице, а также k – номер ступеньки с телефоном.
Задача 5. К счастью, телефон был в полном порядке. Илья уже злился, ожидая подругу, но Даня совсем не торопилась. На этот раз она рассыпала мелочь на лестнице и размышляет над тем, сколько существует различных способов подняться по лестнице, которые проходят через все ступеньки с монетами.
Напишите программу для решения этой задачи. Пользователь в первой строке вводит n – количество ступенек в лестнице. Во второй строке – номера ступенек с монетами.
Задача 6. Все монеты были собраны. Случилась новая беда. Некоторые ступеньки не выдержали прыжков и сломались. Вставать на них нельзя. Даня снова определяет, сколько существует различных способов подняться по лестнице, но которые не проходят через сломанные ступеньки.
Напишите программу для решения этой задачи. Пользователь в первой строке вводит n – количество ступенек в лестнице. Во второй строке – номера сломанных ступенек.
Задача 7. Илья заметил сломанные ступеньки и, ругаясь, починил. Его терпение закончилось. Чтобы подруга перестала прыгать, он раскидал огромные канцелярские кнопки. Упрямая Даня не отступилась. Она видит, сколько кнопок на каждой ступеньке, вычисляет наименьшее количество, на которое всё-таки придётся наступить, и пытается найти сам путь.
Напишите программу для решения этой задачи. Пользователь в первой строке вводит n – количество ступенек в лестнице. Во второй строке – количество кнопок на каждой.
Задача 8. В конце концов, Даня и Илья помирились и выпили по чашке чая. Он простил её за сломанные ступеньки. Она его – за канцелярские кнопки. Уставшая Даня спускалась по лестнице и поняла, что теперь сможет только один раз за весь путь перешагнуть через две ступеньки сразу. Вернувшись домой, она снова взялась за вычисления и определяет, сколько в таком случае существует различных способов спуститься по лестнице.
Напишите программу для решения этой задачи. Пользователь вводит n – количество ступенек в лестнице.
Задача 9. Даня справилась со всеми задачами, которые ставила перед собой. Илья был удивлён её упорством и за чаепитием пообещал придумать новую и более трудную задачу. Через несколько дней друзья встретились. Он написал мелом на каждой ступеньке, на какое максимальное количество ступенек вперёд с неё разрешается шагнуть. При этом попросил подругу вычислить минимальное количество шагов, которое потребуется, чтобы подняться по лестнице, и найти сам путь.
Напишите программу для решения этой задачи. Пользователь в первой строке вводит n – количество ступенек в лестнице. Во второй строке – для каждой ступеньки, на какое максимальное количество ступенек вперёд с неё разрешается шагнуть.
Кстати, в качестве героев системы задач взяты реальные школьники из класса, которому она предлагалась для решения.
1. Зайкин М.И., Егулемова Н.Н., Абрамова О.М. Серии, вариации и окрестности математических задач. — Арзамас: Арзамасский филиал ННГУ, 2014. — 149 с.
2. ЛеФевер Ли Искусство объяснять. Как сделать так, чтобы вас понимали с полуслова. — М.: Манн, Иванов и Фербер, 2013. — 241с.
← Предыдущая статьяКәсіби бағытты шет тілін оқытудың ерекшеліктері
Следующая статья →Психологические особенности офицеров поступающих на факультет повышения квалификации
Источник: scipress.ru
Лабораторные работы по теме «Программирование на языке Pascal»
Практикум посвящен реализации учебно-методической поддержки содержательной линии «Алгоритмизация и программирование» предмета «Информатика и ИКТ» на основе изучения программирования на языке Паскаль и предназначен как для непосредственно уроков информатики, так и для внеклассной работы.
Данное ЭОР содержит теорию, разделенную на 5 больших тем и 5 лабораторных работ, которые напрямую опираются на знание теории каждой из тем.
В данной работе рассмотрены следующие темы:
1. Простые операторы
2. Структурные операторы
3. Операторы цикла
4. Процедуры и функции
5. Обработка массивов
Учитель в праве сам поделить эти темы на удобное количество под тем, так, чтоб было удобно и ему, и учащимся.
Основная цель теоретического материала – дать общее представление о языке программирования Паскаль, овладеть синтаксисом данного языка и уметь писать основные простейшие программы на Паскаль.
Основная цель при выполнении лабораторных работ — практическое освоение всех этапов разработки программ для решения задач, начиная от анализа условия задачи и заканчивая сдачей отчета по написанной программе.
В результате наглядного восприятия информации, интерактивности взаимодействия «учитель — ученик» и самостоятельного разбора заданий, должны быть достигнуты все поставленные цели.
Источник: xn--j1ahfl.xn--p1ai
Задачи по программированию с решением для школьников
Задачи по программированию с решением для школьников — задачи на языках программирования Pascal, Си, Кумир, Basic-256, Python — готовые алгоритмы решения и ответы
Задача — Найти в файле строки, содержащие определенные значения — программирование на разных языках
Задача — Найти в файле строки, содержащие определенные значения — программирование на Pascal, Си, Кумир, Basic-256, Python В текстовый файл построчно записаны фамилия и имя учащихся класса и его оценка за контрольную. Вывести на э� Подробнее…
Задача — Посчитать количество строк в файле и количество слов и символов в каждой строке — программирование на разных языках
Задача — Посчитать количество строк в файле и количество слов и символов в каждой строке — программирование на Pascal, Си, Кумир, Basic-256, Python В текстовом файле посчитать количество строк, а также для каждой отдельной строки � Подробнее…
Задача — Создание текстового файла и запись данных в него — программирование на разных языках
Задача — Создание текстового файла и запись данных в него — программирование на Pascal, Си, Кумир, Basic-256, Python Создать текстовый файл, записать в него построчно данные, которые вводит пользователь. Окончанием ввода пусть слу Подробнее…
Задача — Отсортировать массив по возрастанию суммы цифр — программирование на разных языках
Задача — Отсортировать массив по возрастанию суммы цифр — программирование на Pascal, Си, Кумир, Basic-256, Python Дан одномерный массив, состоящий из натуральных чисел. Выполнить сортировку данного массива по возрастанию суммы � Подробнее…
Задача — Изменить порядок слов в строке на обратный — программирование на разных языках
Задача — Изменить порядок слов в строке на обратный — программирование на Pascal, Си, Кумир, Basic-256, Python Вводится строка, состоящая из слов, разделенных пробелами. Следует заменить ее на строку, в которой слова идут в обратно� Подробнее…
Задача — Функция бинарного поиска в массиве — программирование на разных языках
Задача — Функция бинарного поиска в массиве — программирование на Pascal, Си, Кумир, Basic-256, Python Пользователь вводит число. Сообщить, есть ли оно в массиве, элементы которого расположены по возрастанию значений, а также, если Подробнее…
Задача — Сумма ряда с факториалом — программирование на разных языках
Задача — Сумма ряда с факториалом — программирование на Pascal, Си, Кумир, Basic-256, Python Вычислить сумму ряда 5 s = ∑ (-1) * i * (x / i!) i=1 Значение x вводится с клавиатуры. В данном случае надо найти сумму ряда произведений: s = (-1) * Подробнее…
Задача — Вычислить сумму элементов главной или побочной диагонали матрицы — программирование на разных языках
Задача — Вычислить сумму элементов главной или побочной диагонали матрицы — программирование на Pascal, Си, Кумир, Basic-256, Python Дана квадратная матрица. Вычислить сумму элементов главной или побочной диагонали в зависимост� Подробнее…
Задача — Вычисление наибольших общих делителей — программирование на разных языках
Задача — Вычисление наибольших общих делителей — программирование на Pascal, Си, Кумир, Basic-256, Python Найти наибольшие общие делители (НОД) для множества пар чисел. Пусть пользователь будет вводить пары чисел, а на экран буду Подробнее…
Задача — Найти массив с максимальной суммой элементов — программирование на разных языках
Задача — Найти массив с максимальной суммой элементов — программирование на Pascal, Си, Кумир, Basic-256, Python Сгенерировать десять массивов из случайных чисел. Вывести их и сумму их элементов на экран. Найти среди них один с мак Подробнее…
Источник: ars-games.ru