Можно ли организовать фестиваль самостоятельно, не имея большого бюджета и поддержки именитых спонсоров? Редактор ИМИ и соорганизатор инди-фестиваля «Утренник» Юля Рябова разобрала ключевые аспекты подготовки DIY-фестиваля и важные моменты, о которых стоит помнить организаторам, чтобы избежать ошибок. «Утренник» состоялся 7 сентября 2019 года в Воронеже: на двух сценах выступили десять артистов, в числе которых RSAC, «АИГЕЛ», «Комсомольск», «Хадн дадн» и другие группы. Событие посетили более 700 зрителей.
Прежде чем начать подготовку
Определитесь с концепцией и позиционированием фестиваля. Каким вы видите свой фестиваль — будет ли это опен-эйр или серия концертов на разных площадках, каким жанрам вы отдадите предпочтение в лайнапе, сколько сцен хотите задействовать, нужен ли вам фудкорт и бар, сколько зрителей вместит ваша площадка.
Оцените предполагаемую аудиторию вашего фестиваля: проанализируйте, какая музыка популярна в этом регионе, насколько распространена культура посещения мероприятий, есть ли у вашего фестиваля конкуренты, а также насколько платежеспособны ваши потенциальные посетители и на какую минимальную посещаемость вы можете рассчитывать. Не сделав этого, нет смысла приступать к дальнейшим шагам: без хотя бы примерного просчета целевой аудитории вы рискуете уйти в минус, сделав большое событие для небольшого количества людей .
Зоя Скобельцына. Как создать фестиваль с нуля: от идеи к продакшену и продажам // ONE LOVE FEST
Соберите команду фестиваля, договоритесь об условиях работы «на берегу» и обязательно зафиксируйте их юридически — даже если вы работаете с друзьями. Начните с небольшой команды единомышленников — по мере подготовки фестиваля вы сможете расширить свой штат, если это будет необходимо. Пропишите в договоре ответственность каждой стороны, условия сотрудничества и сроки выполнения поставленных задач. Фестиваль — это масштабное мероприятие, буквально расписанное по минутам: чем меньше у вас и вашей команды будет неопределенности, тем выше вероятность, что все пройдет без накладок, а вы не только окупите свои затраты, но и выйдете в плюс.
Оформите юрлицо — простого ИП будет достаточно. Статус юрлица необходим для заключения большинства договоренностей: от контрактов с участниками команды и техническими подрядчиками до подписания документов на выступление с артистами.
Первые шаги
Убедившись, что ваш фестиваль найдет своего зрителя, а команда подойдет к его организации со всей ответственностью, можно приступать к выбору подходящей площадки. Не забывайте, что площадка — это не только пространство. Это еще и затраты на охрану, постройку сцен, создание инфраструктуры фестиваля и проведение коммуникаций. Изучите все возможные варианты — как правило, арендовать площадку мечты получается не всегда, будьте готовы идти на компромисс со своими желаниями, исходя из бюджета мероприятия и доступных локаций.
Выберите даты проведения фестиваля. Учитывайте все возможные факторы: пересечение по времени с другими развлекательными событиями, актуальными для вашей аудитории, сезон отпусков, когда потенциальные зрители могут уехать, городские праздники. Также изучите местное законодательство о порядке проведения массовых мероприятий и тишине — в некоторых регионах шуметь разрешается до 23:00, в других — до 22:00.
Составьте лонглист артистов, которых вы хотели бы пригласить на фестиваль. Ранжируйте список в соответствии с популярностью выбранных музыкантов, выделите возможных хедлайнеров, исполнителей, открывающих фестиваль и артистов, которые составят основной костяк фестиваля. Свяжитесь с их менеджерами и запросите условия, на которых они согласны выступить в названные вами даты, а также технический и бытовой райдеры.
Посчитайте, во сколько вам обойдется организация фестиваля при всех возможных вариантах выбора площадки и вариаций лайнапа. Оцените, какое количество билетов по какой цене необходимо продать, чтобы выйти в ноль и чтобы заработать. Сопоставив результаты со своими ресурсами, определитесь с площадкой и лайнапом. Обязательно зафиксируйте договоренности и внесенные предоплаты с арендодателем, подрядчиками по сценам и инфраструктуре и музыкантами юридически.
Узнать больше о том, на каких фестивалях может выступить артист и какие документы нужны музыканту для того, чтобы выступить, вы можете на образовательном онлайн-интенсиве «Новая музыкальная индустрия», который начнется 20 июля. Количество мест ограничено.
Составьте график платежей
В процессе подготовки фестиваля вы будете расходовать средства на его организацию и параллельно получать прибыль с продажи билетов. Если вы проводите фестиваль впервые, у него нет годами сложившейся аудитории или суперхедлайнера, который привлечет тысячи слушателей, не стоит рассчитывать на продажи в первые недели после анонса, так же, как не следует рассчитывать на мгновенную прибыль от билетов early bird: далеко не все зрители готовы покупать кота в мешке. Будьте готовы вложить собственные средства на первых порах, пока публика не узнает о вашем фестивале больше и не начнет покупать билеты.
Составьте табличку с графиком платежей: зафиксируйте для себя точные суммы и даты, в которые вы обязаны расплатиться с арендодателями, подрядчиками и артистами, согласно заключенным договорам. Это позволит равномерно распределить траты и избежать неловких просьб о переносе платежа.
Настройте процесс продажи билетов
Пожалуй, что и для зрителя, и для организатора самый удобный способ продажи билетов — электронный. Но прежде чем заводить страницу фестиваля на одной из платформ для онлайн-продаж, изучите все возможные варианты: разные площадки размещают электронные билеты на разных условиях. Ticketscloud, Radario, Timepad, Qtickets — на рынке билетных операторов сегодня представлены десятки подобных компаний: одни просто предоставляют страницу продажи, другие дополняют услугу набором промосервисов, третьи — работают по системе подписки и будут удобны организаторам повторяющихся ежемесячных мероприятий.
Заключите договор с выбранным сервисом и настройте прозрачный процесс вывода денег за купленные билеты с вашего счета — весь ваш доход необходимо фиксировать в таблице расхода-прихода для большей ясности и понимания текущего финансового положения команды организаторов.
Подумайте о спонсорах
Окупить расходы на организацию и проведение фестиваля поможет поддержка спонсоров. Подумайте, каким компаниям может быть интересно участие в вашем событии, и что вы можете им предложить. Прежде чем связываться с представителями выбранных вами брендов, подготовьте коммерческое предложение фестиваля — презентацию, в которой вы рассказываете о своем событии с точки зрения бизнес-показателей : опишите возраст, демографию, интересы и платежеспособность своей целевой аудитории, укажите прогнозируемое количество зрителей, которое вы планируете привлечь, объясните, почему ваш фестиваль может быть интересен инвесторам в качестве точки соприкосновения с новыми потребителями их продукции, а также укажите стоимость сотрудничества — от бесплатного инфопартнерства до брендирования сцен и других кастомизированных возможностей на коммерческой основе.
Общаться с потенциальными спонсорами стоит заблаговременно: бюджеты на маркетинг и подобные активности, как правило, закладываются в начале года — даже если ваше предложение будет интересным, не факт, что вам удастся запрыгнуть в последний вагон. Также учитывайте, что бренды могут предоставить не только финансовую поддержку, но и сотрудничать с вами по бартеру: например, в обмен на брендированную зону на площадке. Иногда партнеры предлагают бесплатную продукцию для гостей фестиваля, помогая тем самым создавать инфраструктуру события.
О том, как привлечь коммерческих партнеров к сотрудничеству по музыкальному фестивалю в условиях кризиса, во время вебинара рассказывала директор по работе с коммерческими партнерами «Дикой мяты» Мария Пархачева.
Продумайте инфраструктуру площадки
Фестиваль — это не только музыка: на протяжении нескольких часов на вашей площадке будут находиться сотни зрителей, которым нужно обеспечить комфортное пребывание . Начертите схему выбранной локации: где будет оборудована сцена (или сцены), куда лучше поставить туалеты и сколько их должно быть в расчете на предполагаемое количество зрителей, в какой точке вы расположите фудкорт и бар, целесообразно ли строить маркет для мерча и товаров локальных брендов и какие зоны вы можете предложить для спонсорских активностей. Не забывайте, что приоритетной задачей в процессе планирования площадки фестиваля играет комфорт зрителя: зоны необходимо расположить так, чтобы маршруты посетителя были просты и понятны.
Если вы арендуете пустую открытую площадку для опен-эйра, вам необходимо также нанять охрану на все время проведения фестиваля, начиная с саундчека артистов. На рынке охранных услуг сегодня представлено множество частных охранных предприятий — выберите наиболее подходящий вам вариант и не забудьте внести эти траты в свой бюджет и график платежей. Аренда кареты скорой помощи и оплата смены фельдшера — еще один важный пункт, который должен быть в вашем чек-листе. Безопасность участников — превыше всего.
Бар и фудкорт — зоны, которые вы можете закрыть при помощи партнерских отношений с локальными заведениями или коммерческим размещением на площадке за фиксированную сумму или процент. Выбирая партнеров по еде, обратите внимание, что меню выбранных вами ресторанов должно включать в себя «удобные» блюда, которые можно быстро съесть в условиях фестиваля. Договариваясь о баре на площадке, помните, что по закону продавать алкоголь без соответствующей лицензии запрещено. Поэтому, если вы не располагаете выездной лицензией на продажу алкоголя, привлеките партнера, который согласится продавать напитки на согласованных с вами условиях.
Распределите роли внутри команды
Ответственный и оперативный менеджмент — залог успеха любого мероприятия. Все не должны заниматься всем : когда вы набрали команду и планируете заключить с каждым участником договор, четко распределите обязанности и зафиксируйте их. Как минимум, вам нужен специалист, который будет отвечать за функционирование сцен, маркетолог для организации партнерств и промо фестиваля, человек, ответственный за инфраструктуру и работу с волонтерами и несколько членов команды, которые будут заниматься букингом артистов и их сопровождением в день фестиваля. Задачи по разработке дизайна, настройке рекламы, строительство сцен и других подобных задач, как правило, можно отдать подрядчикам, но в любом случае, внутри команды должен быть человек для контроля выполнения задач и соблюдения сроков.
Безусловно, в условиях ограничений один человек может совмещать в себе сразу несколько функций. Распределение этих задач во многом зависит от масштаба фестиваля, поэтому обсуждая роли внутри команды, отталкивайтесь в первую очередь от необходимого минимума для реализации задуманного.
Промо фестиваля
Как бы ни были хороши лайнап, фудкорт и зона с развлечениями, о них никто не узнает без грамотного промо. Обязательно заведите каналы фестиваля в соцсетях, прикиньте, исходя из вашего бюджета, какую сумму вы готовы потратить на таргетинг и размещение анонсов в тематических телеграм-каналах, у релевантных блогеров и группах во «ВКонтакте». Подумайте, в каких СМИ вам важно появиться, нужна ли вам наружная реклама и что из этого вы можете закрыть по бартеру — за бесплатные билеты — или на основе дружеских отношений с администраторами. Заранее найдите фотографов и видеографов, готовых поснимать в день фестиваля — эти материалы пригодятся вам после его проведения.
Не забывайте, что промоактивность необходимо поддерживать постоянно , поэтому, прежде чем завести каналы в соцсетях, пропишите контент-план по каждой площадке. Оцените, сколько постов в неделю вы готовы делать, по каким датам следует распределить анонсы участников лайнапа, выберите место в сетке постов для партнерских публикаций, заранее разработайте механики для привлечения подписчиков в паблик и повышения активности пользователей (например, конкурсы или опросы). Попросите артистов-участников фестиваля записать видеоприглашения на свои сеты в рамках фестиваля и опубликовать их в том числе в своих каналах. Чем больше говорят о вашем фестивале, тем лучше. И обязательно прикрепляйте ссылку на онлайн-продажу билетов к каждому посту (и не забудьте добавить эту информацию в описание профилей).
В день фестиваля — о чем важно помнить
Когда площадка готова, каждый участник команды знает свои задачи, а билеты на фестиваль раскуплены, наступает тот самый день. Помните, что радоваться пока что рано — не стоит начинать праздновать успех с самого утра, даже если у вас солдаут. В день фестиваля вы должны сохранять трезвый ум и быть в состоянии оперативно реагировать на любые непредвиденные ситуации — а без них, как правило, не обходится ни одно событие.
Убедитесь, что у всех участников команды и волонтеров заряжены телефоны и есть с собой полные пауэрбанки — вы должны быть на связи постоянно. Оденьтесь удобно, возьмите с собой бутылку воды, раздайте всем участников четкий тайминг фестиваля и график выполнения их задач. Проведите инструктаж для стейдж-менеджеров, охранников и волонтеров, объясните, что делать, если ситуация по каким-то причинам выходит из под контроля. Поставьте точки оплаты на входе для тех, кто не успел купить билет в предпродаже.
Главное, что важно помнить в этот день — ни один фестиваль не проходит идеально, но, если организаторы грамотно подготовились, ошибок не заметит никто, кроме них.
Постпромо
Ваш фестиваль отгремел с успехом, но расслабляться еще рано. Постпромо — не менее важный этап, чем просто промо фестиваля, это задел на будущее, красочный рассказ о том, как это было, для тех, кто все пропустил. Публикуйте фотоотчеты, напомните СМИ, с которыми вы договорились о репортаже, что ждете тексты, размещайте отзывы в соцсетях и зафиксируйте все эти материалы в коммерческом предложении для партнеров фестиваля на следующий год.
Что еще почитать и посмотреть о подготовке фестиваля
- Вебинар директора по работе с коммерческими партнерами на фестивалях «Дикая мята» и «НЕБО: теория и практика» Марии Пархачевой о том, как привлечь коммерческих партнеров к сотрудничеству по музыкальному фестивалю в условиях кризиса.
- Вебинар программного и букинг-директора фестиваля Bosco Fresh Fest Ника Бабина о том, как создавался фестиваль «Chess https://i-m-i.ru/guides/how-to-make-a-fest» target=»_blank»]i-m-i.ru[/mask_link]
Алгоритм подготовки и проведения фестиваля
Планирование фестиваля – это не только составление графика технических и прочих работ. Сюда принято относить еще и разработку единой концепции фестиваля и создание первичного промо — документа, в котором в общих чертах описываются намеченные каналы продвижения и способы взаимодействия с ними. Составление плана проведения мероприятия предполагает наличие специальных знаний и четкого понимания, как сделать его действительно удачным.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.
Просмотр содержимого документа
«Алгоритм подготовки и проведения фестиваля »Муниципальное бюджетное
образовательное учреждение
дополнительного образования детей
Дворец творчества детей и молодежи
г.о. Тольятти
Алгоритм подготовки и проведения фестиваля
Методист МБОУДОД ДТДМ
Байдицкая Л.И.
Тольятти – 2015
Фестиваль
Фестиваль – массовое празднество, показ достижений профессионального и самодеятельного художественного творчества. Фестиваль – стимулирующее средство для организации самодеятельного художественного творчества и его пропаганды.
Цели и задачи фестиваля:
• Создание среды творческого профессионального общения детей.
• Выявление ярких творческих индивидуальностей среди детей.
• Приобщение к искусству музыкального театра юных зрителей, воспитание в них чувства прекрасного, пробуждение собственных творческих возможностей.
– музыкальные (фестиваль политической песни, бардовской песни, детской хоровой музыки);
– фестиваль театрального искусства (фестиваль самодеятельного творчества, фольклорный фестиваль).
Подготовка фестиваля.
Задачи при подготовке:
1. Создание инициативной группы или оргкомитета по проведению.
2. Определение целей и задач, темы и идеи.
3. Разработка положения о фестивале.
4. Написание сценария.
5. Подбор будущих участников и работа с ними.
6. Подбор ведущих.
7. Формирование жюри.
8. Покупка призов для награждения участников.
9. Оформление места проведения.
10. Репитиционно-постановочный процесс.
11. Подготовка художественных номеров, выступление творческих коллективов.
12. Подбор и запись музыкального сопровождения.
Завершается вся подготовительная работа одной – двумя генеральными репетициями. После проведения фестиваля проводится анализ и обсуждение, чтобы избежать повторения ошибок и закрепить наиболее удавшиеся моменты.
Положение включает в себя:
1. Название (тема) фестиваля.
2. Цель и порядок его проведения.
3. Сроки и условия проведения.
4. Количественный и качественный состав участников, репертуар или задание.
5. Критерии оценки результатов.
7. Определяются предлагаемые награды победителям.
Для оценки качества представленных номеров, программ, работ создаётся компетентное жюри. Его заключения по просмотренным номерам кладутся в основу решения оргкомитета о распределении призовых мест и награждении победителей.
Планирование фестиваля – это не только составление графика технических и прочих работ. Сюда принято относить еще и разработку единой концепции фестиваля и создание первичного промо — документа, в котором в общих чертах описываются намеченные каналы продвижения и способы взаимодействия с ними. Составление плана проведения мероприятия предполагает наличие специальных знаний и четкого понимания, как сделать его действительно удачным.
Следующим этапом следует разработка творческой концепции фестиваля рекламы. В основе каждого хорошего специального мероприятия лежит творческая концепция – идея, которая делает мероприятие отличным от других. Творческая концепция затем становится основой для формы организации самого фестиваля, к которой также необходим творческий подход. Понятие формы относится ко всем деталям мероприятия: подбору участников, сценарию, освещению, звуку и т.д.
Разработку творческой концепции лучше всего начинать с создания основного сообщения, впоследствии вокруг него будет строится вся маркетинговая составляющая. Работа над сообщением зависит от многих факторов (специфика индустрии и целевой аудитории, контекст мероприятия и т.п.), но есть ряд важных моментов, которые необходимо учитывать:
- при составлении основного сообщения полезно учитывать доступные каналы продвижения;
- сообщение лучше делать «сквозным», то есть актуальным для использования на любой из стадий проекта, — это значительно добавит целостности;
- разрабатывая сообщение, следует уже примерно знать, как и где мы собираемся его использовать: только на мероприятии, мероприятие плюс промо-кампания и другие варианты.
- Чумиков А.Н., Бочаров М.П. Связи с общественностью: теория и практика.- Москва, Дело, 2008
- Журнал «Пресс-служба», №5, 2010г., статья «PR- проекты: от идеи к реализации».
- http://kremlin-military-tattoo.ru/ru/idea-and-mission/ — 5 ноября 2011
- http://www.caoinform.ru/info/detail/novosti/v_moskve_otkrylsya_festival_spasskaya_bashnya/ — 5 ноября 2011
- http://slovari.yandex.ru/dict/ushakov/article/ushakov/21/us4107017.html — 10 ноября 2011
Источник: kopilkaurokov.ru
«Планетарий»: как придумать и провести свой кинофест
Как соединить в один проект любовь к кино и природе, не боятся официальных согласований и провести свой собственный фестиваль фильмов про планету и людей на ней – разговариваем с создательницей феста экологического кино «Планетарий» Анорой Лангар. Заодно выясняем, на какие фильмы нужно обязательно сходить в этом году.
Анора Лангар, 28 лет, экологическая активистка, пиар-менеджерка социальных проектов. В 2017 году организовала фестиваль экологического кино «Планетарий». В 2018 году фестиваль пройдет снова – с 24 по 30 сентября.
Как все начиналось
– На самом деле все началось с клипа Майкла Джексона. Это был поворотный момент – «Earth Song». Я посмотрела этот клип маленькой девочкой, конечно же, разрыдалась – так я и поняла, какая тема меня цепляет. До сих пор могу расплакаться, когда смотрю его.
Еще на своей первой после университета работе я поняла, что на общей кухне нашего офиса я хочу сортировать мусор и донимать коллег, почему не стоит использовать много воды и набирать много пластика в магазине за обеденный перерыв. Потом я начала полноценно работать в этой сфере – в общественной организации «Зеленая сеть».
Я вникла в тему и стала хорошо разбираться в экологических вопросах, знала, как люди реагируют на ту или иную экологическую проблему. Но мне всегда не хватало какого-то особенного формата, чтобы говорить с людьми об экологии. Да, наши ивенты, публикации, акции прямого действия – это круто и важно, но я хотела чего-то, связанного с искусством. Так в 2016 году появилась идея кинофестиваля.
До этого я 4 года участвовала в инициативе, которая тоже очень сильно на меня повлияла, – это фестиваль короткометражного кино Cinema Perpetuum Mobile. Сообщество CPM выросло из киноклуба, когда люди из разных сфер в свободное от работы время приходили говорить о кино, смотреть кино на разную тематику, спорить о кино. Когда я пришла к ребятам, я поняла, что очень на них похожа – так началось мое увлечение киномероприятиями.
«Им говорили: “Вы выглядите подозрительно, мы не понимаем, зачем вам это нужно”»
Рано или поздно совпадение этих двух страстей – экологии и кино – должно было случиться. На самом деле мне самой не хватало в Беларуси такого события – и я подумала, почему бы его не сделать. Если есть силы, мотивация и люди рядом, которые хотят стать частью события, – надо делать. Когда-нибудь потом мы можем стать черствыми и инертными, но, пока этого не произошло, надо осуществлять задуманное.
Я какое-то время вынашивала эту идею, начала смотреть много фильмов на экотематику, решила, что это должен быть не разовый кинопоказ в рамках какого-то события, а тематический кинофестиваль. Есть такой стереотип: экология – это скучно, «зеленое» кино – нравоучительное, оно про апокалипсис, это будет неприкольное событие. А я увидела в этом кино много форматов – это и боевики, и мелодрамы, и трагедии. Все это трогает тебя и, самое важное, создает диалог после того, как закончился фильм.
Ну а непосредственным толчком стала встреча с режиссером Яном Артюсом-Бертраном. Мы делали совместное мероприятие, посвященное климату, с посольством Франции – и он там представлял свою новую фотовыставку. Это очень необычный человек. Он просто дал мне диск со своим новым фильмом «Человек» и сказал: «Пожалуйста, покажи этот фильм в Минске».
Этот фильм не касается экологии напрямую, но это фильм о любви, о ненависти, о детях, о жизни, о смерти – и экологии тоже. Я тогда сказала ему «да» на свою голову. Пришлось держать обещание. Итак, первый фильм кинофестиваля у нас уже был.
Как сделать свой фестиваль: от поиска фильмов до официального согласования
– Первое – поверить в свою идею. Впереди будут сложности и желание отложить реализацию до лучших времен, когда твоя психика станет устойчивее, а Трамп больше не будет президентом США. Нужно осознать, что тебе это нужно здесь и сейчас, и не думать, что ты это делаешь во имя высокой цели. Будем откровенны: мы делаем это для себя. И это нормально, это гарантия того, что ты будешь делать свой проект хорошо и интересно.
Дальше – большой кусок работы. Важно выстроить бренд кинофестиваля: что это? о чем? чем отличается от других фестивалей? Наша фишка – это фильмы на экотематику. Это было новым, для этого была своя ниша. Если появится больше инициатив – мы только за и с радостью будем помогать.
Каждый фильм мы искали, как жемчужинку. Есть много онлайн-платформ (FilmFreeway, Festhome, Clickforfestivals), через которые режиссеры по всему миру выходят на кинофестивали и подают свои фильмы. Многие из них хотят показать фильм в стране, где он еще не был показан. Благодаря такой базе мы собрали всю короткометражную программу – большинство фильмов там как раз короткий метр, а режиссеры часто подают их бесплатно.
Лучше всего ездить самим на кинофестивали в разных странах и встречаться с правообладателями фильмов, которые тебя интересуют. Такие поездки помогают и найти интересные ленты, и лично пообщаться с режиссерами и потенциальными гостями.
«Когда-нибудь потом мы можем стать черствыми и инертными, но пока этого не произошло, надо осуществлять задуманное»
Почти все фильмы для первого кинофестиваля я искала целенаправленно. Например, «Поры года» – я узнала, что есть фильм, снятый в Беловежской пуще, но ни разу не показанный в Беларуси. Этот фильм был дорогой, нам пришлось самим покупать права на однократный показ, но оно того стоило – люди были в восторге и от того, как это снято, и от того, что это пуща. Пусть это польская сторона, но вот этот самый волк из фильма наверняка перебежал с беларусской части!
Написать режиссерам не проблема, главное выучить абзац про «что такое Беларусь и где она находится». Для многих это тоже интересный опыт – показать фильм в стране, о которой мало кто знает. Мы еще ведь и услугу оказываем: делаем специально для их фильма субтитры на русском и беларусском. Именно этим мы подкупили некоторых из них.
Кстати, режиссеры очень долго отвечают на мейлы – имей это в виду. Есть фильмы, которые мы хотим показать, но режиссеры до сих пор не вышли на связь, путешествуя, наверное, где-то в Амазонии или Антарктиде.
Если это полнометражная работа, на которую было потрачено много средств – а фильмы на экотематику чаще всего дорогие, с макросъемкой или съемкой в дикой природе, – нужно быть готовыми к тому, что за показ нужно будет заплатить. У меня много друзей-режиссеров и я уважаю их труд, потому не воспринимаю просьбу заплатить как оскорбление и ханжество. Цена становится вопросом переговоров: это разовый показ или, может, выгодней прокатить фильм, как после нашей премьеры сделали для «Пор года» ребята из Cinemascope, которые создали еще и беларусскую озвучку.
«Написать режиссерам не проблема, главное – выучить абзац про “что такое Беларусь и где она находится”»
В этом году мы будем показывать фильм «Бабушки Чернобыля». Режиссерка Холли Моррис вложила много сил в создание этого фильма, и она делает нам большую скидку. Для нее большое счастье сделать показ в Беларуси, потому что она знает, что наша страна сильно пострадала от Чернобыльской катастрофы. Я покупаю права на показ, потому что понимаю, что это ее работа и залог того, что после этого она сделает и другие хорошие фильмы.
В общем, когда будешь искать финансирование на свой фестиваль, закладывай эту сумму в гранты или спонсорские предложения. Уровень цен – $ 200-600 за один фильм. Тем не менее часть фильмов я получила бесплатно: режиссеры делают их, потому что эта тема им болит, как, например, с фильмом «Река улицы: граффити в Амазонке» о том, как уличные художники расписывали дома коренных жителей одного амазонского племени. Когда я переписывалась с режиссером, он сказал: «Конечно, я хочу, чтобы про этот народ узнало как можно больше людей».
Фильмы – это костяк, вокруг которого зарождается кинособытие. Дальше – переговоры с официальными структурами. У меня было много предложений от площадок моих друзей, где мы могли сделать показы бесплатно. Но у нас был принцип: кинофестиваль должен проходить в кинотеатрах.
Чтобы показать фильм, тебе нужна государственная регистрация фильмов, сейчас этим занимается Институт культуры. Они должны убедиться, что в фильме на большом экране не будет призывов к насилию и других незаконных вещей, и выставить возрастное ограничение. Никаких проблем у нас с этим не было. Фильм при этом получает официальный регистр и попадает в базу – если кто-то еще захочет прокатить его, это будет уже проще сделать.
Самое главное в общении с директорами кинотеатров и киновидеопроката – это профессионализм. Когда они видят, что ты хочешь сделать конкретное мероприятие, четко отвечаешь на вопросы и не пугаешься слов «вшитые субтитры», «афиша», «билеты» и так далее, они понимают, что работают с человеком, который не будет портить им жизнь.
«В этом году мы работаем без грантов и мне снова было интересно: как это – работать с нашим бизнесом»
В первый раз мы полностью выкупали места и показы были бесплатными для людей – у нас было финансирование и была такая возможность. В этом году нас уже знают, понимают, что мы можем обеспечить наполняемость зала, и мне не нужно выкупать весь зал. Показы в этом году будут стоить 5 рублей, это минимальная цена.
Бояться точно не стоит. Когда ты приходишь в кинотеатр, где висит твоя афиша, а на билетах – название фильма, субтитры к которому ты делала по ночам, это момент, который показывает, что все не зря.
«У меня есть много друзей-режиссеров, и я уважаю их работу, поэтому не воспринимаю просьбу заплатить как оскорбление и ханжество»
Где искать деньги
– Классика – поиск грантов и поиск спонсоров. Я начала искать финансирование за год до события. У меня был опыт после работы в НГО – я знаю, как писать заявки. Вопросом принципа для меня была официальная регистрация – я не хотела подставлять команду и волонтеров, которых я привлекала. Я решила: интересно, каково зарегистрировать в Беларуси грант?
Все осуществимо, но нужно иметь в своей команде бухгалтера – вот главный урок, который я вынесла из этой авантюры. Мы переделывали какие-то бумаги, но зарегистрировали свой грант в течение трех месяцев. Это очень быстро. Нужно помнить, что об аренде кинотеатра тоже нужно подумать за год до события. После этого мы начали официально работать.
Для первого фестиваля, который еще никак себя не проявил, на новую для зрителей тему грантовое финансирование – это гарантия того, что фестиваль действительно состоится. Краудфандить было бы сложно – никто еще не знает, стоит ли им в принципе смотреть это «зеленое» кино. В этом году мы работаем без грантов и мне снова было интересно: как это – работать с нашим бизнесом. Здесь снова многое завязано на личных контактах. Например, с печатью программок и афиш нам помогают полиграфические компании «Лигатура» и «Листовка», и я очень благодарна им за это.
То, что ты делаешь, может облегчить дорогу тем, кто придет потом. Когда ребята из CPM ходили в Минкульт и исполкомы, им говорили: «Вы выглядите подозрительно, мы не понимаем, зачем вам это нужно». Прошло пять лет, ты приходишь в кинотеатр «Центральный» и видишь, что в приемной висит диплом CPM! И сейчас, когда говоришь, что делаешь свой проект в свободное от работы время, никто не делает круглые глаза, а просто спокойно говорит об условиях.
Конечно, легче, если ты представляешь какую-то организацию, если есть официальное учреждение, от лица которого можно вести бухгалтерию и получать разрешения на рекламу. Если хочешь делать свой большой фестиваль, об этом стоит задуматься.
В бизнесе же главный аспект – личные контакты и твоя адекватность. Ребята, которые нам помогают в этом году, – это те, с кем я работала раньше в других проектах. И снова помни о профессионализме: приходи с уже готовыми ответами на конкретные вопросы, которые тебе зададут. Почему, сколько, почему именно они и именно вы, какие есть риски. Не надо петь песни про космические корабли – с бизнесом это не работает.
– Первым фестивалем я была довольна. Самое яркое впечатление – когда закончился фильм «Человек». Я сидела сзади, смотрела, чтобы все шло правильно, не исчезли ли субтитры или звук, нервничала, когда кто-то смотрел в телефон или уходил из зала (не делай так, пожалуйста, – это очень большой стресс для организаторов, которые явно где-то рядом). Когда включился свет, ко мне подошла незнакомая пожилая женщина, обняла меня и поцеловала, сказала «спасибо» – ее лицо было мокрым от слез – и она просто ушла.