Разновозрастные группы в дошкольном образовании существовали всегда. Детские сады в сельской местности, где мало детей, вынуждены были формировать группы смешанного типа. Но в большинстве случаев, в ДОУ практикуется создание одновозрастных групп. Дети одного возраста имеют близкое психофизическое развитие, у них одинаковый режим дня, они занимаются по одной программе.
Поэтому организовать деятельность такой группы проще. И хотя есть исследования, говорящие о преимуществах нахождения ребёнка в разновозрастной группе, отношение воспитателей к работе с ними не всегда однозначное. От педагога требуется учитывать особенности развития и организации учебно-воспитательного процесса для детей всех возрастов. Он должен так запланировать свою деятельность, чтобы каждый ребёнок в группе получал стимул в своём развитии. Это требует дополнительных усилий и знаний от воспитателя, затрат собственного времени.
Занятия в разновозрастной группе — КИДС2020
Виды разновозрастных групп и проведение занятий с ними
Нахождение в одной группе детей разного возраста имеет много плюсов: ребёнку проще перенять навыки деятельности у другого ребёнка, чем у взрослого, поэтому младшие дети в таких группах быстрее развиваются и усваивают программу обучения. Старшие дети чувствуют ответственность за младших, понимают, что являются примером для подражания, это способствует улучшению личностных характеристик.
Сложность при организации таких групп в том, что нужно учитывать дифференциацию учебной и физической нагрузки для детей разного возраста. Если игры, занятия продуктивной деятельностью, прогулки и экскурсии проводятся совместно, то при организации НОД, чаще проводят деление на подгруппы, чтобы продолжительность занятия и величина умственной нагрузки соответствовала возрасту дошкольника.
Как проводить деление, зависит от состава и количества детей. Планируя занятия, педагог учитывает деление хотя бы на две подгруппы:
- Младшие — от двух лет до четырёх.
- Старшие — от пяти до семи.
Если ли же в разновозрастной группе представлены все возрасты дошкольников и детей много, лучше разделить её на три части, в каждую из которых определяют детей смежного возраста:
- Младшая — два-три года.
- Средняя — четыре-пять.
- Старшая — шесть-семь.
Но это деление достаточно условно. Для каждого занятия педагог продумывает план его проведения и работу с подгруппами: если изучаемая тема лёгкая, дети средней группы могут работать со старшими, если же сложная, то с младшими. Учитываются индивидуальные особенности каждого ребёнка: кто лучше усваивает знания, тот может перейти в старшую группу; кому сложнее даётся учёба — к младшим.
Особенности организации учебно-воспитательной работы в разновозрастной группе детского сада
В дошкольном образовании обучение детей базируется на двух видах деятельности: игра и занятия НОД. В смешанной подгруппе при хорошо организованной пространственно-обучающей среде, игра даёт больший положительный эффект, чем в одновозрастной. В значительной степени присутствует самостоятельный и взаимообучающий компонент. Воспитатель организовывает и играет с детьми; дошкольники, участвуя в игре, получают новые знания или закрепляют уже изученное.
Рабочая программа воспитателя в разновозрастной группе в соответствии с ФГОС ДО И ФОП ДО
При организации образовательных занятий возникают трудности ввиду различия в продолжительности занятий и умственной сложности. И тем не менее, эти уроки могут проводиться во всех формах учебных занятий:
- Индивидуальные занятия.
- Групповые.
- Фронтальные.
Таблица: организация занятия с разновозрастной группой
- Введение в тему.
- Объявления общих правил и условий.
- Разъяснение поэтапных шагов задания.
- Деятельности, связанной с языком и речью (наблюдение, изучение, игра-драматизация и т.д.).
Воспитатель поэтапно работает с двумя разновозрастными подгруппами. Можно организовать урок, поэтапно начиная его с разными группами.
Схема не одновременного начала занятия
Можно использовать другую схему — заканчивать занятия по очереди с каждой группой.
Окончание занятия по очереди в каждой группе
Предметно-развивающая среда в разновозрастной группе
Обстановка, окружающая ребёнка на протяжении его пребывания в дошкольном учреждении, играет значительную роль в его развитии и её организации необходимо уделять серьёзное внимание. При планировании предметно-развивающей среды для разновозрастной группы необходимо учитывать не только требования ФГОС, но и сочетание предметов обстановки для разных возрастов.
Для правильного физического развития ребёнок должен принимать правильную позу, а это невозможно при неверно подобранной мебели. В смешанной группе размещается мебель разного размера (три — четыре размера), с соответствующей маркировкой, чтобы детям было проще ориентироваться.
Цвет маркировки в зависимости от роста дошкольника
Лучше расставлять её по возрастным группам, тогда будет проще контролировать выполнение временного режима для разных возрастных подгрупп.
Метки для дошкольников на их шкафчиках, вешалках принято присваивать по следующему правилу: для самых младших берутся картинки, для среднего возраста — геометрические фигуры, а для старших обозначение даётся буквами или цифрами. Каждый год метка обновляется, чтобы ребёнок чувствовал — он стал старше, у него больше обязанностей, чем у младших детей.
При размещении дидактических игр, пособий и другого материала в уголках различной направленности, можно руководствоваться следующим: нижние полки предназначены для самых младших, верхние — для старших. Желательно сразу приучать малышей возвращать игрушку на своё место, а старшие дети могут контролировать выполнение этого требования. При такой организации можно для каждого возраста обеспечить соответствующее наполнение.
Видео: разновозрастная группа
Проведение занятий
По какой схеме организовываются занятия в разновозрастной группе, было рассмотрено выше. Здесь представлены планы-конспекты уроков, в которых занятия организованы по подгруппам.
- Конспект познавательного занятия для разновозрастной группы «Дикие и домашние животные», в котором хорошо представлено различие в подборке заданий для разного возраста.
- Конспект открытого занятия в разновозрастной группе на тему «Зима. Зимние забавы«. Занятие подробно разобрано для разных возрастных групп, есть много иллюстраций.
Ниже представлен конспект урока, в котором занятие заканчивается поэтапно для разных групп.
Таблица: конспект открытого занятия в разновозрастной группе детского сада по теме «В лесу геометрических фигур», автор Филиппова Ольга
Образовательные области: «Познание», «Коммуникация», «Труд», «Физическая культура». Цель. Упражнять детей в счёте. Развивать умение ориентироваться в пространстве. У детей 2 младшей группы закрепить знания о геометрических фигурах, учить классифицировать фигуры по форме, цвету, размеру. У детей средней и старшей группы закреплять знания о цифрах и умение соотносить цифру с количеством. Материал. Фланелеграф, карточки с цифрами, геометрические фигурки, вырезанные из бумаги варежки с геометрическим рисунком, фигурка гномика, счётные палочки. Деревья из геометрических фигур, «полянка цифр», рисунок «ковра-самолёта» (см. приложение). Музыка по выбору воспитателя. |
Ход занятия. Воспитатель. Ребята, как вы думаете, на чём можно отправиться в путешествие? (Ответы детей.) Наше путешествие сказочное, поэтому мы будем передвигаться на сказочном ковре-самолёте. Давайте его рассмотрим. (На ковре-самолёте нарисованы разноцветные геометрические фигуры) (Воспитатель задаёт вопросы по геометрическим фигурам на ковре-самолёте). Отправляемся в путешествие. Встаём в круг, берёмся за руки и произносим волшебные слова: Очутиться в новой сказке Мы хотим, мы хотим. На ковре, на самолёте Полетим, полетим. Вот мы и прилетели. Мы очутились в лесу геометрических фигур. (На фланелеграфе выставлены деревья из геометрических фигур). Назовите, какие фигуры вы видите? Посмотрите, кто нас встречает на опушке? Наш знакомый Гномик. Он приготовил для нас много игр. Первая игра называется «Собери фигурки на тарелочку». Воспитатель. Гномик гулял с друзьями в лесу, и они растеряли варежки. Игра «Найди свою пару». Задание: Силуэты варежек лежат на полу. Под музыку дети идут друг за другом. Музыка замолкает, дети берут одну варежку. Затем ищут свою пару. Воспитатель. Ничего не говорите, лишь руками покажите: «Высоко! Далеко! Низко! Близко! Слева! Справа! Широко! Узко!» (Дети 2 младшей группы уходят играть с варежками.) А мы продолжаем своё путешествие. И вышли мы с вами на поляну цифр. (На фланелеграфе полянка цифр.) Гномик предлагает вам отгадать загадки про цифры: (Загадываются загадки). Игра «Цифры перепутались». Задание: построить числовой ряд. Задание «Посмотри на цифру и отсчитай столько же палочек». Итог занятия: Гномик хвалит детей за работу. Воспитатель. Нам пора возвращаться в детский сад. Давайте возьмёмся за руки и повторим волшебные слова: На ковре, на самолёте, Полетим, полетим. Очутиться в нашей группе Мы хотим, мы хотим. Подведение итогов. |
В разновозрастной группе при совпадении тем, занятия можно проводить и одновременно со всеми детьми, расчитывая его продолжительность на средний возраст, чтобы отклонение от нормы было незначительным:
- Занятие по математике на тему «Квадрат заблудился», автор Дикунова Виктория.
- Открытое занятие в разновозрастной группе детского сада «Правила личной гигиены» (Старшие дети участвуют в постановке сценок).
Паспорт разновозрастной группы детского сада по ФГОС
Паспорт разновозрастной группы в детском саду включает следующую информацию:
- Образовательная программа.
- Сведения о воспитателях.
- Список группы.
- Режим дня (отдельно летний и зимний).
- Расписание занятий.
Его можно представить на подобном стенде, для ознакомления родителей с режимом дня и программой занятий их ребёнка.
Паспорт группы можно разместить на стенде
Рабочая программа для разновозрастной группы детского сада
При разработке рабочей программы для разновозрастной группы учитываются требования ФГТ и основной образовательной программы данного ДОУ. Можно воспользоваться рекомендациями программы «От рождения до года» под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой. Программа должна быть нацелена на разностороннее развитие дошкольников, способствовала воспитанию нравственности и духовному развитию. Особенность программы в том, что она не устанавливает жёсткие требования по знаниям детей, делая упор на развивающем обучении.
Основные цели программы для разновозрастной группы:
- Обеспечение комфортных условий для нахождения в дошкольном учреждении.
- Воспитание культурно-нравственных основ личности.
- Создание условий для обеспечения психического и физического здоровья ребёнка и его дальнейшего развития в соответствии с возрастными и личностными качествами.
- Подготовка к общению в современном социуме, к дальнейшему обучению.
Примеры рабочих программ для разновозрастной группы:
- Подробная программа для разновозрастной группы с перечислением видов деятельности по всем направлениям работы.
- Рабочая образовательная программа воспитателя дошкольной разновозрастной группы (2–7 лет) по ФГОС ДО, автор Сивцева Л.Е. В этой статье кроме самой программы, даётся подробный план работы на год для всей группы.
Режим дня в разновозрастной группе детского сада
Правильный режим дня для малышей способствует нормальному физическому развитию и укреплению здоровья. В условиях смешанной группы невозможно абсолютно точно выполнить санитарные нормы временного режима для каждого возраста. При включении в группу нескольких возрастов график распорядка дня ориентируется на средний возраст.
Для смешанной группы с детьми от трёх до семи лет это — пятилетние дети. Всегда выполняется правило: работу с младшими и медлительными детьми начинают первыми, их первыми одевают на прогулку, первыми готовят ко сну, первыми начинают кормить (при необходимости еда подготавливается заранее — делится на кусочки котлета или рыба). Исключение составляет только пробуждение послеобеденного сна — первых поднимают старших детей. Такая последовательность действий сведёт затраты времени на ожидание своей очереди к минимуму.
В предложенной таблице показан распорядок дня, учитывающий разницу в выполнении режимных моментов разных возрастных групп:
Режим дня учитывает возрастные особенности детей
Утверждённый режим дня группы, обязателен для выполнения педколлективом и детьми. Только в этом случае он становится воспитательным фактором и будет способствовать организации поведения детей, что для смешанной группы особенно важно.
При организации функционирования разновозрастной группы возрастает роль младшего воспитателя. И дело не только в важности выполнения его основных обязанностей: уборка помещения, помощь в одевании и раздевании детей, раздача пищи, контроль работы дежурных, а при проведении занятий — контроль выполнения заданий одной из подгрупп. Необходима слаженная работа педагогов при выполнении каждого пункта режима дня группы. Это позволит организовать учебно-воспитательную деятельность детей в полном объёме и выполнить задачи, стоящие перед ДОУ,
Отношение к организации разновозрастных групп в детских садах в последнее время изменилось. Если раньше такие группы создавались только в малокомплектных детских учреждениях, то теперь появилась тенденция формировать в ДОУ одновременно как одновозрастные, так и смешанные группы. Ребёнок, воспитывающийся в среде детей разного возраста, находится в более естественных и комфортных условиях, он быстрей развивается, ему проще входить в другую социальную среду, отличную от детского сада. И, хотя изменения только начинаются, возможно, в будущем,организация воспитательного процесса в ДОУ будет смещаться в сторону разновозрастных групп.
Здравствуйте. Меня зовут Маргарита. Я сейчас на пенсии, до этого более двадцати лет проработала учителем. Пробую свои силы в написании статей по педагогике и животным.
Источник: melkie.net
Программа для разновозрастной группы: как совместить несовместимое?
Всем привет! Татьяна Сухих как обычно рада встрече, пусть и виртуальной, но я чувствую, что обмен энергетикой происходит постоянно, о чем свидетельствуют ваш интерес к моему блогу. Недавно мне задали вопрос, как составляется программа для разновозрастной группы на основе типовой программы «От рождения до школы» и где найти образец. Не могла оставить человека в беде и прошерстила весь Интернет в поисках наилучшего результата по запросу.
Несколько слов об особенностях разновозрастных групп в детском саду
Обычно детки разного возраста собирают в одну группу в малокомплектных детсадах. Это характерно для поселковых садиков, деревенских. Также в частных дошкольных учреждениях, где система образования и развития построена на методиках Марии Монтессори либо на принципах вальфдорской педагогики – в этом случае пребывание в одной группе разновозрастных воспитанников является принципиальным.
Существуют также группы кратковременного пребывания деток на базе муниципальных или частных детских садов, вот в таких группах тоже могут воспитываться ребятки от 3-7 лет.
Поскольку по нашим законам каждый ребенок имеет право на комфортное и счастливое детство, то, несмотря на сложности образовательного процесса в нестандартных группах, воспитатели должны так построить работу, чтобы обеспечить всем малышам одинаковые возможности для развития и дошкольного образования.
Есть, на мой взгляд, как преимущества совместного обучения разновозрастных ребят, так и недостатки. Из минусов – это большая нагрузка на воспитателя, думаю, не нужно объяснять, почему. Вы только представьте, как провести занятие, допустим, по счету, для малышей 3-х и 6-лет одновременно?
Для детей минусов при грамотном построение рабочего процесса нет, одни преимущества: младшие тянутся за старшими, а старшачки учатся терпимости, умению заботиться о других. Как в многодетной семье – знания и навыки передаются от старшего поколения к младшему. Это отличный опыт для деток. Они привыкают жить среди детей разного уровня развития как физического, так и умственного.
Педагогам таких групп нужно быть настоящими стратегами, логистами, если можно так выразиться. Требуется высокий уровень такта, чувствительности, чтобы всем ребятам уделить необходимое время, ставить важные дидактические задачи, лавировать в рабочей программе, подбирать подходящие методы работы под потребности каждого возраста.
Но зато очень интересно работать в разновозрастной группе! Главное, составить правильно вариативную часть рабочее программы для таких групп.
Что приготовил для воспитателей разновозрастных групп великий «методист» «УчМаг»
Я не стала далеко «ходить» в поисках методической литературы по нашей теме, а обратилась, в первую очередь к ассортименту Интернет-магазина «УчМаг»:
- «Рабочая программа воспитателя. Ежедневное планирование образовательной деятельности с детьми 3-7 лет в разновозрастной группе. Программа для установки через Интернет» – универсальные материалы, которые вполне подойдут воспитателям смешанных групп;
- «Рабочая программа воспитателя. Ежедневное планирование образовательной деятельности с детьми 3-7 лет в разновозрастной группе. Компакт-диск для компьютера» — точно такие же материалы, но в другом формате;
- «Рабочая программа воспитателя. Ежедневное планирование образовательной деятельности с детьми 3-7 лет в разновозрастной группе. Декабрь-февраль» – здесь более развернуто представлена программа на короткий период;
- «Комплексное планирование в разновозрастной группе детей 2-4 лет: проект «Я сам – мы вместе» – интересное пособие не только для воспитателей, но и для родителей;
- «Рабочая программа воспитателя. Ежедневное планирование образовательной деятельности с детьми 3-7 лет в разновозрастной группе. Сентябрь-ноябрь» – таблицы по планированию очень удобны, как мне показалось.
Если сказать коротко о планировании в разновозрастной группе, то рабочая программа берется из рекомендованных примерных программ для дошкольных учреждений, например «От рождения до школы», но вариативная часть прописывается с учетом совместного пребывания деток разного возраста.
Нужно учитывать, что занятия для каждого возраста свои, как и режим, поэтому нужно суметь сочетать деятельность. Важно логично составить расписание для малышей. Малышня делится на подгруппы по возрасту и для каждой подгруппы составляется свое расписание занятий. К примеру, утром проводится занятие для старшеньких, а малыши пока играют в сюжетно-ролевые игры…
Главное, чтобы все было по ФГОС!
Поблуждаем в «Лабиринте» в поисках методичек
- Сборник планов и конспектов занятий В. Гербовой «Развитие речи в разновозрастной группе детского сада. Младшая разновозрастная группа» – хорошая книга для воспитателей детского сада через приобщение малышей к миру художественной литературы;
- Пособие по методике Марии Монтессори «Разновозрастная группа детей от 1 года до 3 лет» Елены Хилтунен – подойдет и педагогам, и родителям крошек.
Нашла я тематические пособия для любителей читать книги в электронном формате на портале «ЛитРес»:
- «Развитие речи в разновозрастной группе детского сада. Младшая разновозрастная группа. Планы занятий» В. Гербовой – просто и удобно изложен материал;
- В. Стерликова «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста (разновозрастная группа)» ;
- В. Гербова «Конспекты занятий по развитию речи в младшей разновозрастной группе: 2-4 года» .
Даю также ссылку на скачивание файла-отрывка.
Пока искала материалы, поняла, что на самом деле, их множество, нужно, чтобы попалась хорошая образовательная Интернет-платформа в виде Интернет-магазинов методической литературы.
Не могла, конечно, не поискать для вас книги и пособия на «Озоне»:
- «Игровые физкультурные занятия в разновозрастной группе» – отличные материалы по технологии создания межвозрастного спортивного и игрового пространства дома или в ДОУ;
- «Обучение детей игровой деятельности в разновозрастной группе» – похожее пособие, мне понравилось;
- «Разновозрастное неформальное образование. Ресурсы развития взрослого» – здесь рассматривается влияние разновозрастного совместного обучения и воспитания на личность взрослого человека. Интересное, по-моему, пособие¸ планирую сама его изучить.
Вообще не знаю, как можно было не найти литературу по программам для разновозрастных групп. Только, копни, называется, и она всплывет на поверхность. Вот нашла еще хороший Интернет-магазин Book24 – огромный выбор литературы по разным направлениям. Кто ищет, тот обычно находит, по себе знаю.
Вместо заключения…
При составлении рабочей программы для обучения деток разного возраста, важно соблюдать основополагающие принципы современного образования:
- Образование – через всестороннее развитие личности малыша;
- Научная обоснованность и практичность методов, методик, приемов работы с разновозрастными детьми;
- Принцип интеграции через формирование у детей целостной картины мира;
- Комплексно-тематический принцип – объединение однотипных тематик в комплексы для наиболее эффективного обучения.
Интересно, что в межвозрастных коллективах дети взаимно обогащаются, учатся взаимовыручке, духовно растут быстрее, нежели их сверстники в одновозрастных группах. Но никто особо не хочет возиться в муниципальных садах, чтобы специально создавать такие смешанные группы.
Как вы считаете, хорошо или не очень воспитывать и обучать деток от 2 до 7 лет в одном коллективе? Мое мнение вы поняли, надеюсь: разновозрастные группы – отличный способ объединения детей, но он требует больших вложений со стороны педагога и администрации садика.
Пока попрощаюсь, но лишь до завтра! Как обычно, прошу проявлять активность в смысле распространения информации и оформления подписки на новости!
С уважением, Татьяна Сухих! До завтра!
Источник: metodbv.ru
Рабочая программа в младшей разновозрастной группе
Рабочая программа в младшей разновозрастной группе ДОУ по ФГОС (3-5 лет).
В соответствии со статьёй 48 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-фз (ред. от 01.05.2019) «Об образовании в Российской Федерации» педагогические работники обязаны осуществлять свою деятельность на высоком профессиональном уровне, обеспечивать в полном объёме реализацию преподаваемых учебных предмета, курса, дисциплины (модуля) в соответствии с утверждённой рабочей программой.
В соответствии с ФГОС дошкольного образования (приказ Минобрнауки РФ от 17 октября 201 г. №1155, действует с 01 января 2014 г) разработана рабочая программа в младшей разновозрастной группе (3-5 лет) на основе примерной образовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой.
Структура рабочей программы в младшей разновозрастной группе
В структуру рабочей программы для младшей разновозрастной группы входят:
1. Целевой раздел.
1.1. Пояснительная записка.
1.2. Цели и задачи реализации рабочей программы, предусмотренные ФГОС ДО, непосредственно образовательной программой и уставом учреждения.
1.3. Принципы организации образовательного процесса: принципы, сформулированные на основе требований ФГОС, принципы и подходы в организации образовательного процесса, предложенные программой дошкольного образования «От рождения до школы».
1.4. Планируемые результаты освоения РП в младшей разновозрастной группе.
2. Содержательный раздел.
2.1. Возрастные особенности детей 3-4 лет.
2.2. Возрастные особенности детей 4-5 лет.
2.3. Содержание психолого-педагогической работы в младшей группе по образовательным областям.
2.4. Содержание психолого-педагогической работы в средней группе по образовательным областям.
2.5. Содержание образовательной деятельности в части, формируемой участниками образовательных отношений (педагоги дописывают самостоятельно в соответствии со спецификой образовательного учреждения) .
3. Организационный раздел.
3.1. Режим дня.
3.2. Проектирование воспитательно-образовательного процесса в младшей группе.
3.3. Проектирование воспитательно-образовательного процесса в средней группе.
3.4. Перспективное комплексно-тематическое планирование работы в младшей разновозрастной группе с указанием основных задач периода, целей, решаемых в ходе образовательной деятельности, а также работы с родителями.
3.5. Циклограмма деятельности педагога.
3.6. Материально-техническое обеспечение образовательного процесса.
3.7. Перечень методических пособий, обеспечивающих реализацию образовательной деятельности в младшей группе.
3.8. Перечень методических пособий, обеспечивающих реализацию образовательной деятельности в средней группе.
Текст рабочей программы набран в текстовом редакторе Microsoft Word, кегль 14 (в таблицах – 12), одинарный интервал. Размеры полей: верхнее, нижнее, правое – 1,5 см, левое – 2 см, что соответствует основным требованиям оформления документации.
Красным цветом в тексте выделены разделы, которые педагоги заполняют самостоятельно, опираясь на анализ результатов предшествующей педагогической деятельности, потребности детей и родителей, социума, в котором находится дошкольное образовательное учреждение.
На нашем сайте вы сможете также найти календарный план к данной рабочей программе, опубликованный в рубрике «Младшая разновозрастная группа».
Переходя к оплате товара Вы принимаете условия Пользовательского соглашения
Будьте внимательны при заполнении формы заказа, пишите почту без ошибок!
Источник: kalendarnyiplan.ru