Архив. Обзорный материал
Для начала немного общих сведений. В системах Январь 5.хх, Январь 7.2, Микас 7.хх, Bosch MP7.0 и Bosch M7.9.7, VS5.1, VS5.6 используется два вида памяти, сохраняемой при отключении питания – FLASH и EEPROM.
Более современные контроллеры Январь 7.2+, Bosch M7.9.7+, Микас-11хх, М7.3 используют процессор с внутренней памятью и не имеют внешнего FLASH.
FLASH – перепрограммируемая память, используется для постоянного хранения программы управления системой впрыска и калибровок. Именно эту память переписывают при «чип-тюнинге». Память эта статична и в процессе работы не изменяется. Для перезаписи нужно использовать специальный адаптер и программу – загрузчик.
Запись ведется по линии диагностики k‑line, контроллер перед записью должен быть переведен в режим программирования. В ЭБУ VS5.1, Январь 5.хх и Микас 7.хх применена микросхема 28F010, 1 Мбит (128 Кб). Это дает возможность записывать последовательно 2 прошивки (длина прошивки 512 Кбит (64Кб)). Об этом смотрите в разделе «Двухрежимные прошивки».
Оборудование для чип тюнинга. Оптимальный набор для начала.
EEPROM – многократно перезаписываемая память, используемая для хранения временной информации, сохраняемой при отключении питания. В EEPROM хранится коэффициент коррекции СО (в системах, где есть СО-регулирование), пароль и коды иммобилизатора, а так-же паспортные данные автомобиля: VIN, номер кузова, двигателя, имя прошивки и т.д. Доступ к этой памяти возможен как извне, с помощью программ – загрузчиков, так и изнутри управляющей программы. (Например, регулировка с тестера или компьютера уровня СО).
Bosch MP7.0. – Системы распределенного впрыска топлива с электронным блоком управления BOSCH MP7.0 под нормы токсичности EURO-II и EURO-III получила широкое распространение на инжекторных автомобилях «Нива» 21214, 2123, Шевроле-Нива и на партиях «десятого» семейства, ориентированных на внешний рынок. Аппаратная и программная части ЭБУ этого семейства полностью были разработаны фирмой «BOSCH», на «АвтоВАЗ» производилась только окончательная калибровка.
В качестве ПЗУ для этих ЭБУ используется микросхема FLASH, емкостью 256 кб, из которых только 32 кб являются калибровочными данными и доступны для считывания и редактирования с помощью программы Chip Tuning Pro (SMS-SoftWare). MP7.0 является одним из самых «малоизученных» тюнерами блоком ввиду довольно сложного алгоритма расчетов (с использованием математической модели ДВС использующей фактор нагрузки), адаптации и самообучения. Этим объясняется относительно высокая «живучесть» системы при отказе или неверной работы датчиков и довольно малое количество предложений «тюнинговых» прошивок.
В настоящее время только один программатор (кроме, естественно, заводского оборудования) поддерживает перепрограммирование Bosch MP7.0 – универсальный программатор от SMS-SoftWare CombiLoader. С помощью этого программатора возможно чтение/запись калибровок и только запись всего содержимого Flash (так называемый «Full Flash», т.е полностью все 256 кб). Последняя функция полезна при полной утрате содержимого flash или при перепрограммировании блоков с EURO-III на EURO-II.
Важно! Структура прошивки // Как работать с ЭБУ // Правила #чип тюнинга
EEPROM в Bosch MP7.0 аналогичен Bosch M1.5.4. Для стирания / перезаписи необходимо либо выпаивать микросхему eeprom и пользоваться внешним программатором, либо применять еще одну программу SMS-SoftWare – CombiSet. Помимо своих «прямых функций» по коррекции одометров ВАЗ, программа может стирать eeprom или записывать в него заранее подготовленные данные без демонтажа микросхемы, непосредственно на плате. Причем эта функция доступна даже в бесплатной демо – версии.
Много вопросов возникает по программированию блоков VS‑5.1. Очень часто блоки отказываются «выходить на связь», вызывая панику в рядах начинающих тюнеров. В этом случае я рекомендую проверить источник питания (под нагрузкой) – эти блоки очень критичны к питающему напряжению. VS5.1 отказывается программироваться при снижении питания ниже 9,5 вольт, в то время, как Январи продолжают великолепно программироваться.
С сентября 2003 года появилась новая АППАРАТНАЯ модификация VS5.1 несовместимая про прошивкам со «старой». Подробнее можно узнать здесь.
С сентября 2003 года на автомобили начали устанавливаться новые блоки Bosch M7.9.7 под нормы токсичности Евро II, а с октября 2004 г., с началом выпуска модификаций двигателя объемом 1,6 л. (подробнее смотрите здесь) Bosch M7.9.7 (в двух аппаратных реализациях, несовместимых по прошивкам) и Январь 7.2 (в 2007 появилась вторая аппаратная реализация, Январь 7.2+, аппаратно и программно несовместимая со «старым» Январь 7.2) полностью вытеснили все остальные ЭБУ. В 2007 г. основными серийными блоками ВАЗ были Январь 7.2+ (новая аппаратная реализация) и Bosch M7.9.7+, в 2008 г. Январь 7.2+ был полностью заменен на М73 (Евро‑3).
Bosch M7.9.7 и Bosch M7.9.7+ требуют доработок для перевода в режим программирования. Программатор Combiloader позволяет записать программу или калибровки без разборки и доработки блока. Для того, что бы произвести чтение программы из блока без разборки и доработки не обойтись.
Все ЭБУ, упомянутые в этой статье, в полном объеме поддерживаются универсальным программатором CombiLoader (опция) и программой ChipTuning PRO (опция).
Немного подробнее остановимся на новом поколении контроллеров – Январь 7.2+ и М73.
ЭБУ Январь 7.2+ и М73 не имеют внешней флэш – памяти, программа записывается в память процессора и состоит из бутлоадера (программа, управляющая запуском основной программы и ее обновлением), основной программы (программы управления двигателем) и калибровок. Работа с разными типами ЭБУ имеет свои особенности:
Январь‑7.2+ (идентификатор ПО I2xxxxxx), М73 пр-ва Итэлма (идентификатор ПО I3xxxxxx):
При записи ЭБУ обновляется только основная часть программы и калибровки. Бутлоадер по умолчанию не обновляется.
Если после записи в ЭБУ прошивки, бутлоадер которой отличается от исходной, появляется «Ошибка ПЗУ», рекомендуется считать из ЭБУ прошивку (уже с исходным бутлоадером), открыть ее в редакторе калибровок CTPro, сохранить (будет пересчитана контрольная сумма) и снова записать в ЭБУ.
Для обновления бутлоадера необходимо нажать клавишу Shift до нажатия на кнопку Запись и удерживать ее до начала процесса «Стирание FLASH». Однако при этом следует иметь ввиду, что при ошибке записи бутлоадера ЭБУ может перестать выходить на связь.
В случае, когда при записи с обновлением бутлоадера произошла ошибка, и ЭБУ не выходит на связь, необходимо произвести запись ЭБУ через бутлоадер процессора. Для этого необходимо произвести доработку ЭБУ.
Для записи контроллеров семейств М73/Январь‑7.2+ через бутлоадер процессора, необходимо выпаять резистор, отмеченный синим цветом и запаять его по диагонали, как показано красными стрелками. По окончании программирования, нужно вернуть резистор на место.
М73 пр-ва АВТЭЛ (идентификатор ПО A3xxxxxx):
Процессор ЭБУ защищен. При записи обновляется только основная часть программы и калибровки.
Если после записи в ЭБУ прошивки, бутлоадер которой отличается от исходной, появляется «Ошибка ПЗУ», рекомендуется считать из ЭБУ прошивку (уже с исходным бутлоадером), открыть ее в редакторе калибровок CTPro, сохранить (будет пересчитана контрольная сумма) и снова записать в ЭБУ.
Как написать программу для эбу автомобиля
Большая Энциклопедия для Автоэлектриков и Диагностов.
Большая Русская Энциклопедия для Автоэлектриков и Диагностов. Представляем вашему вниманию огромную Энциклопедию материалов которая будет полезна
5-06-2015, 21:50 26 54 652
Как программировать Delphi MT38
Как программировать ЭБУ Delphi MT38 . Общие сведения Delphi MT38: 1) Убeдитecь в дocтaтoчнocти зapядa AКБ. Ecли aвтoмoбиль нe иcпoльзoвaлcя нecкoлькo
16-03-2013, 19:25 3 31 473
Как программировать Bosch, Siemens, Delphi бензиновых Opel.
Как программировать Bosch, Siemens, Delphi ACDelco бензиновых автомобилей Opel. Речь пойдет о том Cyть дaннoгo cпocoбa cвoдитcя к вoзмoжнocти
10-03-2013, 22:21 3 23 410
Как программировать ACDelco 5 автомобилей Opel, Chevrolet.
Как программировать ЭБУ ACDelco 5 автомобилей Opel, Chevrolet концерна GM. Речь пойдет о том как программировать ЭБУ ACDelco 5 автомобилей Opel,
9-03-2013, 22:00 0 27 744
Как программировать М74(К)(CAN) автомобилей ВАЗ
Как программировать ЭБУ М74, М74К, М74CAN автомобилей ВАЗ. Речь пойдет о том как программировать М74(К)(CAN) автомобилей ВАЗ. Данный тип ЭБУ
8-03-2013, 22:21 12 114 744
Как программировать Bosch EDC15, EDC16 дизельных двигателей.
Как программировать ЭБУ Bosch EDC15, Bosch EDC16 дизельных двигателей. Программирование BOSCH EDC15 Процесс работы с данным типом ЭБУ для наглядности
6-03-2013, 19:28 2 63 470
Как программировать Bosch ME(G)17.9.11(12) автомобилей KIA, Hyundai.
Как программировать ЭБУ Bosch ME17.9.11, Bosch MEG17.9.12 автомобилей KIA, Hyundai. Общие сведения Bosch ME17.9.11 и Bosch MEG17.9.12. Принципиально
6-03-2013, 18:20 0 60 645
Как программировать Bosch M(G)7.9.8 корейских автомобилей.
Как программировать ЭБУ Bosch M7.9.8 и Bosch MG7.9.8 корейских автомобилей Hyundai. Начиная с 2008 модельного года по 2010 модельный год на легковые
28-02-2013, 22:20 2 49 002
Как программировать Bosch ME7.9.7 автомобилей Chery.
Как программировать Bosch ME7.9.7 автомобилей Chery. Chery Automobile Co,.Ltd была основана в 1997 году в городе Уху, провинция Аньхуэй.
28-02-2013, 21:17 1 59 604
Tacho universal инструкция на русском
Tacho universal инструкция на русском. Описание: Представляем вашему полностью русифицированный мануал — инструкцию на русском языке для Tacho
Источник: chiptuns.com
Как написать программу для эбу автомобиля
Вобщем суть следующая. Есть k-line USB адаптер, при помощи проги диагностик тул он соединяется с моей 10кой (21103), отслеживает кучу параметров, к которым я бы хотел иметь доступ в своей программе для CarPC. Базовые навыки программирования имеются (плюс куча инфы по программированию и дизайну, если что разберусь попутно). Вопрос в следующем как получить доступ к данным ЭБУ, ну например расход, обороты, ошибки и т.д.
Буду благодарен за любую инфу которая научит тому как получать данные по средствам k-line, которую в последствии можно использовать в средах программирования (например в Delphi).
P.S. В первую очередь хотелось бы узнать на примере ЭБУ Январь 5.1 или Ителма VS 5.1 (Авто: 21103 2003 г.в. двигатель 2112)
P.S.S первый раз в жизни гугл и яндекс нефига не нашли, так что просьба не материться если где то есть, я искал, но не нашёл!
Старший Пользователь
Регистрация: 01.04.2010
Сообщений: 697
Новый Пользователь
Регистрация: 19.08.2010
Город: Краснодар
Регион: 23, 93
Машина: 21103
Сообщений: 7
Изучив то что вы мне дали, я понял что информации касательно того что я хочу знать катастрофически мало. Во первых у меня не OBD-2, а 12 контактный разъём. Во вторых мне нужна информация о том как компьютер обменивается информацией с ЭБУ, в моем случае это Январь 5.1:
Почитав инфу от автоваза касательно протокола «Keyword Protocol 2000: Спецификация канала связи с диагностическим оборудованием — Уровень обмена данными» (выложена на чиптюнере в разделе документация) понял что это не совсем тот уровень с которым я наделся работать. Тут всё в шестнадцатеричной системе происходит, поэтому скорей всего писать программу под него надо на ассемблере, ну по крайней мере модуль который будет болтать с ЭБУ. В общем в связи с выше сказанным хотелось бы найти человека который уже этим занимался, ну или на крайний случай фак для чайников как написать такого рода программу.
P.S. предлагаю создать тему в данном направлении где по полочкам будет разложено с чего начать и в какую сторону рулить, я думаю не один я такой и данная тема FAQ будет очень востребована.
Источник: www.pccar.ru