Предлагаем ознакомиться с рекомендациями, которые помогут педагогу — автору образовательной программы качественно подготовить презентацию своей работы на любой профессиональный конкурс.
Презентация образовательной программы включает следующие элементы: краткую визитную карточку программы; определение ее новизны, сущности авторского замысла; перечень использованных при разработке программы теорий, концепций, технологий; характеристику получаемых результатов, механизма их получения и оценки.
Можно выделить несколько положений, способных помочь при подготовке презентации образовательной программы.
Визитная карточка программы – это вводный момент ее защиты, где следует воспроизвести ее основные параметры, как правило, уже зафиксированные на титульном листе программы (название, направленность, возрастной диапазон, срок реализации), а также кратко обосновать актуальность предлагаемого курса и его цель.
Важнейшее место в презентации занимает характеристика новизны программы, заложенного в ней оригинального авторского замысла, того, что придает программе особые, только ей присущие черты. Собственно говоря, автор программы в этой части презентации должен обосновать претензии на исключительность, эксклюзивность своей работы. Сделать это одновременно кратко и убедительно бывает не всегда просто.
Презентация авторской программы
Конечно, новизна и оригинальность авторского замысла могут ярко проявиться и в каких-то частных моментах программы. Между тем наиболее высоко будет оценена та программа, в которой новизна носит системный характер, пронизывает всю структуру работы: от поставленной цели до методов оценки конечных результатов. И если такая системность в программе присутствует, то необходимо в презентации не просто ограничиться повторением соответствующего раздела текста программы, а показать (хотя бы и в виде простого перечисления) всю цепочку новшеств, которая явилась воплощением оригинального авторского замысла.
Раскрыв концептуальные основы программы, целесообразно показать ее место в ряду других известных вам программ – общеобразовательных и программ дополнительного образования детей.
Истинность содержания всякой образовательной программы проверяется через полученные результаты, через их соответствие тому, что предполагалось изначально.
И здесь важно, с одной стороны, показать, в каких формах и по каким критериям вы оцениваете получаемые результаты, доказать, что с их помощью можно обнаружить, зафиксировать и измерить именно те показатели, которые свидетельствуют об эффективности проведенной работы. С другой стороны, поскольку в самой программе прописываются только ожидаемые результаты, но на деле (по итогам реализации программы) уже получены реальные результаты, в заключение вашего выступления вполне уместно будет указать достигнутые за время ее реализации конкретные результаты, вплоть до приведения каких-либо конкретных случаев, когда именно в результате занятий у вас тот или иной ребенок проявил именно те изменения в своих знаниях, умениях, навыках, поведении, общении, которые закладывались вами в программу.
Можно также перечислить те перспективы и новые возможности, которые открылись по ходу реализации вашей программы, указать на ее потенциальную способность стать источником дальнейшего творческого поиска и новых методических находок.
Регламент презентации ограничивает ее время – как правило, 10 мин. Выбор формы подачи материала и структуры презентации остается на усмотрение автора, но, тем не менее, предполагается, что в ходе презентации можно будет увидеть, пусть и в сжатом виде, картину того, как работает автор, как его программные установки воплощаются в реальную деятельность.
Очевидно, что сделать это с помощью одних слов, даже педагогу, обладающему артистическими способностями, весьма затруднительно. Презентация – это не показательное занятие, где можно, войдя в привычную стихию детской среды, как бы «на автомате» показать все достоинства своих форм и методов работы. Поэтому автору должны помочь, в первую очередь, разнообразные технические, аудиои визуальные средства, другой иллюстративный наглядный материал.
В то же время автор программы не должен растворяться в этих средствах, заменять ими самого себя. Презентацию не следует превращать в перечисление использованных 3 форм, методов и приемов с демонстрацией иллюстрирующего их эффективность набора слайдов.
При подготовке презентации не обойтись без разработки ее сценария, который и придаст целостность вашему выступлению, подчинит иллюстративность содержательности, а не наоборот.
При этом следует исходить из двух основных условий.
Первое – в ходе презентации необходимо показать внутреннюю логику вашей деятельности по реализации программы, представить перед глазами жюри что-то вроде краткой иллюстрированной схемы вашего движения от станции «Цель» до станции «Конечный результат».
Второе – максимально выявить те элементы осуществления авторского замысла, которые позволят жюри судить об оригинальности и новизне в реализации программы.
Очевидно, что совмещение этих условий, тем более в жестких временных пределах 10 мин, представляет немалые трудности. Возможны разные пути их преодоления.
В методическом плане можно порекомендовать, в первую очередь, отталкиваясь от своих личных качеств и технических возможностей, определиться с моделью презентации и, уже исходя из нее, строить сценарий и его конкретные эпизоды.
Центральным для выбора модели становится определение соотношения между вербальным (словесным) и визуальным рядом: чему вы отдадите предпочтение в презентации; что выйдет на первый план – ваш текст, иллюстрируемый теми или иными визуальными образами, или визуальная картина, поясняемая словами и комментариями. Но в любом случае должно быть достигнуто соответствие между тем, что говорится, и визуальным образом, который вами используется.
Образный ряд следует подбирать таким образом, чтобы он был способен вызвать необходимую вам ассоциацию даже вне вербального контекста.
В предельном варианте это означает ситуацию, когда то, что вы хотели сказать, будет адекватно понято, даже если вдруг у вас пропал голос.
Все визуальные образы, использованные вами, должны работать – пусть их будет меньше, но зато смысл и ассоциации, которые они вызывают, будут обладать максимальной ясносью для жюри. Можно ограничиться 10 слайдами или 10 предметами, но они будут способны сказать о логике и новизне вашей работы гораздо больше, чем десятки слайдов или корзина плодов детского творчества, представленная на сцене, из которой будет в лучшем случае извлечена и продемонстрирована самая небольшая их часть.
Любая образовательная программа состоит из ряда тем, в ходе реализации каждой из которых решаются частные задачи и используются частные приемы достижения результата. Естественно, что часть их содержит те новшества, особенности, которые 4 хотелось бы показать на презентации. Поэтому следует отобрать те элементы, в которых, на авторский взгляд, наиболее ярко проявляется общая логика работы, содержатся все основные звенья деятельности педагога и одновременно наиболее заметна та часть новизны, которая подчинена решению целевых установок программы.
Примерный план сценария презентации представлен в приложении.
ПРИМЕРНЫЙ ПЛАН СЦЕНАРИЯ ПРЕЗЕНТАЦИИ АВТОРСКОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
1. Введение: 1–2 мин
Краткое, «в телеграфном стиле» изложение этапов (составных звеньев, основных блоков), которые в совокупности и образуют механизм реализации вашей программы. В данном случае будет очень полезна бумажная или слайдовая схема того, о чем вы говорите. Бумажная даже более полезна, поскольку она, в отличие от слайда, сможет оставаться в поле зрения жюри на протяжении всей презентации. Она должна быть достаточной по размерам и четкости изображения, чтобы члены жюри могли разглядеть ее без дополнительных оптических приборов.
При всей краткости и отчасти формальности этой части презентации желательно и в ней продемонстрировать жюри какую-нибудь «изюминку». Скорее всего, она будет заключаться в четком указании на ту черту механизма реализации программы, которая убедительно свидетельствует об оригинальности, нестандартности того пути, которым вы идете в работе с детьми.
2. Технологический алгоритм реализации программы: 2–3 мин
Здесь необходимо обозначить стержневые методы и приемы, используемые в занятиях с детьми, определив их место и роль в реализации тех или иных элементов образовательной концепции программы. Конечно, многие из этих методов и приемов относятся к числу хорошо известных и давно применяемых в дополнительном образовании. В данном случае вряд ли стоит вновь «изобретать колесо».
Важно именно показать логику вашей работы, ее подчиненность достижению поставленной цели и решению задач, сами по себе методы – это только средства. Если вам удалось найти здесь что-то необычное, то, конечно, об этом следует упомянуть. Но жюри будет в первую очередь оценивать всю совокупность методов, их системность, внутреннюю взаимосвязь, следовательно, они и должны стать сутью этого этапа презентации.
3. Оценка эффективности реализации программы: 1–2 мин
Ее можно представить в виде простой схемы: «что» ожидается получить в результате осуществления программы и «что» получается в действительности. В первом 5 случае это определенные знания, умения, личностные качества; во втором – их конкретное выявление через те или иные критерии оценки детских достижений. Их соотнесение, соответствие должны прослеживаться с необходимой ясностью и быть представлены в виде конкретных четких формулировок.
4. Конкретизация общего механизма на примере одного занятия или цикла занятий: 3 мин
В этом разделе презентации педагогу предоставляется наибольшая возможность показать жюри главные достоинства своей непосредственно работы с детьми.
Самый удачный способ провести эту заключительную часть презентации – краткий, но яркий, хорошо обеспеченный визуальным рядом, показ смысла и формы именно того занятия, которое, с точки зрения автора, является наиболее яркой или вполне типичной иллюстрацией методов реализации программы и в то же время обладает необходимыми качествами новизны и оригинальности авторского подхода.
Говоря о технических средствах обеспечения презентации, можно предположить, что в пунктах 2–3 допустимо в равной мере использование визуальных образов и на бумажных, и на электронных носителях. Конкретный выбор зависит от объема иллюстративного материала – чем его больше, тем предпочтительнее электронный вариант.
В 4-м пункте сценария наиболее показательным иллюстративным материалом был бы видеофильм или фотографический ряд, допустимо использование и каких-либо материальных предметов, применяемых или создаваемых в ходе занятий. Главное условие их подбора – они должны работать как визуальная система доказательств оригинальности реализации авторского замысла.
Источник: Журнал «Справочник заместителя директора школы » № 12, 2008 года
Л.Н. Буйлова, канд. пед. наук, зав. кафедрой дополнительного образования детей Московского института открытого образования,
Н.В. Кленова, канд. философ. наук, директор Городского программно-методического центра дополнительного образования детей Московского городского Дворца детского (юношеского) творчества,
А.С. Постников, канд. ист. наук, зав. отделом публикаций Городского программно- методического центра дополнительного образования детей Московского городского Дворца детского (юношеского) творчества
Источник: kdmsh.ru
Авторская учебная программа и технология ее разработки.
Авторской может быть названа такая программа, в которой наряду с традиционными блоками обязательно содержится авторская идея (замысел), прогнозируемые цели, а также модель процесса их достижения.
Процесс разработки авторской программы
Аналитический этап
· установить наличие программ по данному учебному курсу;
· выявить то, что педагога не устраивает в существующей программе (ах), определить трудности, возникающие у педагога при работе с программой;
· установить причины педагогических трудностей и сформулировать проблему.
Этап разработка концепции
· описать авторскую идею (замысел) новой программы;
· формулировать ожидаемые результаты при работе с новой программой;
· спрогнозировать цели новой программы;
· разработать модель содержания программы;
· разработать модель совместной деятельности педагога и учащихся при работе по новой программе.
Этап оформления рабочего варианта программы.
Этап опытно-экспериментальной проверки авторской программы
· разработать программу опытно-экспериментальной проверки;
· отобрать экспериментальные группы;
· разработать критерии диагностики промежуточных и итоговых результатов опытно-экспериментальной проверки.
· осмыслить полученные результаты;
· оформить результаты опытно-экспериментальной проверки;
· провести коррекцию рабочего варианта авторской программы.
5. Этап оформления авторской учебной программы.
Блоки авторской учебной программы
При описании каждого из указанных блоков авторской программы необходимо ответить на поставленные ниже вопросы.
1. Под какой учебный курс составлена программа?
2. Кому она адресована?
3. Чем обусловлена необходимость создания данной программы?
1. Какое место занимает данный курс в системе профессионального образования?
2. Какая основная идея отличает авторскую программу от других, т.е. каков авторский замысел?
4. Что и как изменилось в связи с введением авторской программы?
1. Каковы цели и назначение программы (На развитие каких личностных качеств, способностей обучаемых сориентирована программа. Какие типы деятельности осваиваются учениками (поисковый, коммуникативный, рефлексивный, репродуктивный, творческий и др.) На формирование каких общеучебных и предметных умений она рассчитана? Какие типовые профессиональные задачи осваиваются с помощью данного курса?)
2. Какие блоки, разделы, темы, понятия (другие единицы содержания) включены в программу?
1. Каковы особенности организации образовательного процесса?
2. Каковы особенности деятельности педагога (какие технологии, методики, методы, приемы, техники целесообразно использовать педагогу для достижения поставленных целей и др.)?
3. Каковы особенности деятельности учащихся (как и за счет чего будет повышаться учебная мотивация учащихся; в какой последовательно и почему именно так будет осуществляться деятельность учащихся, каково место и объем самостоятельной работы, “удельный вес” рефлексивной работы и др.)?
4. По каким критериям оцениваются промежуточные и конечные результаты?
1. Какая учебная литература для учащихся (учебники, учебные пособия, Книги для чтения) обеспечивают авторскую программу?
2. Какие дидактические материалы рекомендуются педагогу, работающему по авторской программе?
3. Какие методические материалы обеспечивают авторский курс (сборники задач и упражнений, практикумы и др.)?
4. Какой аппарат контроля обеспечивает деятельность учащихся по авторской программе (комплекты диагностических и контрольных тестов, контрольных вопросов, задач, заданий и др.)?
5. Какими компьютерными программами обеспечивается авторский курс?
6. Какие официальные документы сопровождают авторскую программу (концепция образовательного учреждения, образовательный стандарт, сборники законодательных и нормативных актов, правила по технике безопасности)?
7. Какая публицистическая, научная и художественная литература (в случае необходимости) поддерживает авторскую программу?
Типология учебных задач*
В процессе решения учебных задач происходит:
· усвоение соответствующих предметных знаний и умений;
· психическое развитие человека,
· формируются познавательные процессы,
Для того чтобы стать учебной, задача должна быть принята человеком как учебная. По своей внешней структуре конкретная и учебная задачи совпадают, фактически это одна и та же задача. Решая конкретную задачу, человек преследует цель получить правильный ответ в данном конкретном случае. Если данная задача принята как учебная, то человек стремится осознать или найти способ решения данной задачи как обобщенный способ, пригодный для решения любой конкретной задачи данного типа.
Первая группа:
Дата добавления: 2018-05-13 ; просмотров: 272 ; Мы поможем в написании вашей работы!
Источник: studopedia.net
Авторская программа воспитателя
Доброго всем здравия. С вами, опять я, Татьяна Сухих. Вы, наверное, ждете других познавательных статей от меня, не так ли? Сегодня постараюсь ответить на вопрос читательницы. Она интересуется о том, что собой представляет авторская программа.
Она спрашивает о том, что если есть различные разработки, то зачем иметь свою программу. Давайте, прежде всего, разберемся, что это такое?
Программы доу делятся на: основную и дополнительную. В основную входят образовательная комплексная и парциальная программа, которая дополняет ее и направлена на всестороннее воспитание детей. В дополнительную входят парциальная, адаптированная и авторская самостоятельная методика, являющаяся результатом изучений педагога в теории и на практике. Вот о последнем мы и поговорим.
Литература
Прежде чем перейти к этой теме, посмотрим, какая литература предлагается на различных сайтах.
- Здесь можете получить купоны, которые дают право на участие офлайн в вебинарах по теме о рабочей программе воспитателя.
- Хотите приобрести комплект с книгой и диском о составлении основной образовательной программы ДОО? Тогда зайдите сюда .
- Чтобы познакомиться с разработкой рабочей программы педагога в компакт – диске для компьютера, перейдите сюда .
- Хотите заглянуть в педагогическую видеомастерскую для основной образовательной программы ДОО? Тогда вам сюда .
![]() |
![]() |
![]() |
Требования и уровень
Образовательная авторская методика является результатом интеллектуальной работы воспитателя. По подготовке такой разработки можно анализировать уже готовые методики, сделать исследовательскую работу и внести интересные технологии обучения современных методик.
Авторская разработка должна соответствовать требованиям ФГОС, целями которых является:
- личностное развитие детей;
- укрепление их здоровья;
- воспитание активной жизненной позиции, творческого подхода в решении задач в различных условиях жизни;
- прививание деткам патриотизма, честности, доброты, уважения к взрослым и традициям.
![]() |
![]() |
![]() |
Уровень авторской методики должен иметь передовой педагогический опыт, отличаться новизной и иметь инновационный характер. Об инновационном общеобразовательном документе под редакцией Вераксы Н.Е. и других.
Для того чтобы вникнуть во все тонкости посетите вебинар «Рабочая программа — основной документ воспитателя ДОО» .
И вы на нем рассмотрите следующие вопросы:
Эта разработка предполагает соответствие правилам системности в образовании. Она должна быть направлена на развитие способностей ребенка. Уровень авторской методики собирается использовать основные дидактические средства и обеспечивать учебными пособиями по реализации учебной программы. В такой методике отражаются задачи и цели программы на каждый год деятельности. Ее можно создать и коллективом воспитателей.
Намерения, отличия программы
Итак, мы выяснили с вами, что собственная программа создается воспитателем или коллективом. Она принадлежит ему или им как интеллектуальная собственность. Ее цель — решение определенной задачи в дополнительном образовании и достижение его многообразия.
Вы спросите, каковы отличия авторской методики от образовательной? Первая создается самим воспитателем:
- по личному замыслу, учитывая стаж работы с ребятами;
- исходя из опыта;
- уровня мастерства воспитателя;
- наработанных программ;
- видения воспитателем решения задач.
В собственной методике необходимо дать оригинальный подход и необходимую новизну.
Что входит в сущность авторских программ?
- Создание в детском саду условий для всестороннего развития малыша.
- Развитие личностной мотивации детей к творчеству и познанию.
- Обеспечивание радости, веселья малюток.
- Приобщение воспитанников к ценностям человека.
- Профилактика социального образа действий.
- Создание условий для детской творческой самореализации.
- Единство в психическом, физическом и духовном развитии детей.
- Укрепление как физического, так и умственного развития.
- Связь воспитателя с членами семьи ребенка.
Инновационные программы
Какую рабочую, инновационную методику можно составить? На основе авторской разработки можно выбрать много интересных тем по экологии, физкультуре, искусстве, рисованию и иным дисциплинам.
Исходная основа для разработки авторской программы – это типовая образовательная программа, где задаются базовые параметры тех умений ребят, которые должны осваиваться. Поэтому, педагогу при создании своей собственной программы, нужно отталкиваться от данного минимума и углубить, расширить, конкретизировать его. В то же время воспитателям необходимо помнить, что нельзя выстраивать методику ниже этого минимального уровня.
Примеры авторских программ
Конструирование с Lego
- Внедрение новейших информационных технологий в образовательный процесс.
- Развитие сенсорики в интеллекте воспитанников, реализуемых в двигательных игрищах.
- Такое конструирование более обширно открывает для старших дошколят мир техники, чем другие виды занятий;
- Подготавливает почву для технических способностей малышей;
- Активизирует мыслительную и речевую деятельность, общительные навыки, воображение малюток, развивает познавательную активность и расширяет кругозор.
- Развитие у детей технического творчества.
- Развитие интереса к конструированию.
- Обучение анализа основных частей конструкции объекта и понятие об их функциональном назначении.
- Развитие мелкой моторики, внимания и памяти.
- Улучшение коммуникативных навыков во время работы с парой.
- с деталями Lego;
- со способом крепления конструктора;
- конструирование по замыслу.
Пение хором
Тесный контакт ребят, воспитателей и педагогов через приготовление костюмов, концертов вне детского сада и совместного пения песен.
- Тесная связь с всесторонним развитием детей: умственных способностей, внимания и наблюдательности, сравнения музыки с текстом.
- Положительное воздействие пения на здоровье малышей.
- Развитие музыкально — творческой личности ребенка с помощью хорового пения.
- Формирование коммуникативных умений и навыков.
- Развитие вокально — интонационных навыков.
- Сформирование навыков поведения на сцене.
- Углубление знаний в музыкальной области.
- Обучение согласованию действий ребят с другими.
- Воспитание уважения к творчеству взрослых и детей.
- Правила поведения на уроках.
- Формирование навыков пения. Упражнения для музыкального слуха и певческого голоса.
- Элементы музыки: динамика, лад, темп.
- Нотные знаки.
- Метроритмы: тренировка над ритмикой и качеством звука.
- Музыкальные формы.
- Ознакомление с терминами музыки.
Очень надеюсь, что смогла ответить на вопрос читательницы. Если понравилась статья, поделитесь в соцсетях. Всего доброго!
С уважением, Татьяна Сухих
Источник: metodbv.ru