Как написать линейную программу

Содержание

Методы и приемы: объяснительно – иллюстративный, репродуктивный, проблемный метод, практическая работа, метод упражнений, анализ, синтез, обобщение.

Программно – дидактическое обеспечение: ПК, программы Microsoft PowerPoint, Turbo Pascal, мультимедиапроектор, презентация «Программирование линейных алгоритмов», карточки с индивидуальными заданиями.

План урока:

I. Организация начала урока.

II. Актуализация знаний.

III. Постановка целей и задач.

IV. Изучение нового материала.

V. Закрепление изученного на уроке.

VI. Информация о домашнем задании.

VII. Подведение итогов урока.

Использованная литература: Попов В. Б. Паскаль и Дельфи. Учебный курс. – СПб.: Питер, 2005.

Семагина Е. Н. Паскаль для школьников: методическое пособие по программированию — Казань, 2003.

Ход урока:

I. Организация начала урока.

Приветствие. Проверка готовности учащихся к уроку.

II. Актуализация знаний.

— Что такое алгоритм? ( Конечный набор точных и понятных предписаний, позволяющих механически решать конкретную задачу из определенного класса однотипных задач.)

Урок 1. Первая программа на Pascal (Сложение чисел)

— Назовите базовые структуры алгоритмов? (Следование (линейный), ветвление, повторение (цикл).)

— В какой форме записываются алгоритмы? (Словесная, графическая, программная.)

— Составьте алгоритм нахождения суммы чисел А и В.

1. Задать два числа А и В

2. Найти сумму этих чисел S=А+В

Как запишется алгоритм на языке программирования Turbo Pascal?

III. Постановка целей и задач.

— Сегодня на уроке мы с вами познакомимся с операторами присваивания, ввода и вывода, начнем составлять программы, используя эти операторы.

IV. Изучение нового материала.

ЛИНЕЙНЫЕ ПРОГРАММЫ могут включать в себя операторы:

  • присваивания,
  • ввода,
  • вывода.
  1. Оператор присваивания
  • А:=В; где А – переменная, В – выражение; Типы переменной А и значение переменной В должны соответствовать друг другу. Например: x, y: integer; y:=2x+4;
  1. Какие из следующих последовательностей символов являются операторами присваивания? А) X:=Y; Б) MIN=K+1; В) Rrr=125+1*A; Г) Str:=‘120*Y’; (а, г)
  2. Пусть значения переменных X и Y равны, соответственно, 3 и 2, какие значения будут иметь эти переменные после выполнения операторов присваивания?

Оператор ввода значений с клавиатуры имеет вид:

ReadLn(A1,A2,…,An); — где A1,A2,…,An – имена переменных.

При выполнении этого оператора компилятор приостанавливает свою работу, программист должен набрать значения переменных в списке ввода. Каждое вводимое значение получают последовательно переменные А1, А2, …, Аn.

Readln; — переход на новую строку при вводе данных. Такой оператор применяется, когда исполнение программы желательно задержать до нажатия клавиши Enter.

1. ОПРЕАТОР ВЫВОДА

WRITE(B1,B2,…,Bn); где B1,B2,…,Bn – выражения типов: Integer, Char, Real, String, Boolean.

Значения типа Integer – выводятся в обычной форме в виде целого числа. Значения типа Real – в простейшем случае выводятся в форме с порядком, при этом мантисса содержит 7 цифр.

Пример 1. WRITE(123.456); на экране – 1.234560Е02

WRITE(-0.000123); на экране – -1.230000Е-04

Для удобства восприятия вывода существует возможность задания маски: WRITE(A:N:M);

N – выражение, обозначающее общее число позиций, отводимых под значение А

M – выражение, обозначающее число позиций, отводимых под дробную часть.

Пример 2.

WRITE(123.456:10:4);

WRITE(123.456:6:2);

Значения типа Char и String выводятся в виде одного или последовательности символов. Значения типа Boolean выводятся в виде True или False.

WRITELN(B1,B2,…,Bn); — отличается от первого тем, что после вывода последнего значения курсор переводится в начало следующей строки экрана.
WRITELN;
Переводит курсор на следующую строку.

V. Закрепление изученного на уроке.

Читайте также:
Включить компьютер через программу

— Сейчас мы с вами попробуем написать первую программу. (Учащиеся набирают программу в среду Турбо Паскаль.)

Вывести на экран фразу – «Моя первая программа».

Имя этой программы primer3. Заметим, что в имени программы не должно быть пробелов, оно должно начинаться с буквы, состоять только из латинских букв, цифр и некоторых символов, не допускается использование точки и запятой.

Решение:

(Описательной части нет, а сразу идет раздел операторов, начинающийся со служебного слова Begin)

writeln(‘Моя первая программа’); (оператор вводит текст)

readln; (задерживает исполнение программы до нажатия клавиши Enter)

end. (конец программы)

Пример 4. Написать программу нахождения суммы чисел А и В, вводимых с клавиатуры.

— Вспомним этапы решения задач на компьютере. Для начала определим, что нам известно? (Известны два числа А и В.)

— Какая математическая модель подойдет для решения этой задачи? (S=A+B)

— Запишем алгоритм графическим способом.

— Теперь, когда алгоритм записан, можно составить программу. Для этого вспомним структуру программы в Паскале.

Var A,B,S: Integer;

Writeln(‘Введите значения чисел А, В’);

Учащиеся вводят программу в компьютер. Для тех, кто быстро справился с заданием, раздаются карточки с индивидуальными заданиями.

VI. Информация о домашнем задании.

Написать программу вычисления площади равнобедренной трапеции. Значения основания и боковой стороны вводятся с клавиатуры.

VII. Подведение итогов урока.

— Какие операторы включают линейные программы? (Операторы присваивания, ввода, вывода.)

— Назовите операторы ввода? (readln)

— Назовите операторы вывода? (Write, writeln)

— Чем отличается оператор Write от оператора Writeln? (Оператор Writeln переводит курсор на новую строку.)

Оценивание работы класса и отдельных учащихся на уроке.

Карточка №1

Написать программу нахождения периметра треугольника. Значения сторон вводятся с клавиатуры.

Карточка №2

Написать программу нахождения периметра прямоугольника. Значения длины и ширины вводятся с клавиатуры.

Карточка №3

Написать программу нахождения площади прямоугольного треугольника. Значения катетов вводятся с клавиатуры.

Карточка №4

Написать программу нахождения стоимости покупки. Значения цены и количества вводятся с клавиатуры.

Карточка №5

Написать программу нахождения площади квадрата. Значение стороны вводится с клавиатуры.

Источник: xn--j1ahfl.xn--p1ai

Составление линейных программ

Информатика, информационные технологии

Простейшая программа на языке Паскаль имеет следующую структуру:

PROGRAMИмя программы;USES Список используемых библиотек (модулей);VAR Определение переменных программы; BEGINОсновной блок программыEND.

С помощью директивы USES подключаются библиотечные модули из стандартного набора Турбо Паскаль. USES используется в программе только один раз. Список библиотек дается через запятую:

USESCRT, DOS, Graph;

Если библиотеки не используются, то эта директива не используется.

Блок VAR содержит список переменных программы и их типов. Этих блоков может быть несколько, но переменные в них не должны повторятся. Базовыми типами данных в Паскале являются следующие:

1. INTEGER – целые числа.

2. REAL – вещественные числа (числа с дробной частью).

3. CHAR – символьный тип.

4. BOOLEAN – логический тип (данные этого типа могут принимать только одно из двух значений: TRUE – истина или FALSE – ложь).

Основной блок программы всегда начинается словом BEGIN, а заканчивается END и на конце «точка». После «точки» компилятор уже ничего не принимает.

Компилятор Турбо Паскаля накладывает некоторые ограничения на текст программы. Так, длина строки не может превысить 126 символов. В конце каждой строки в основном блоке программы и в процедурах и функциях должны стоять «;».

Ни одна программа не обходится без инструкций присваивания. В результате выполнения этой инструкции переменная получает некоторое значение. Этот оператор в общем виде выглядит как

Составной символ «:=» читается как «становится равным». В операции присваивания слева всегда стоит имя переменной, а справа – то, что представляет ее значение (значение как таковое или выражение). После присваивания переменная слева получает новое значение.

Для присваиваемых выражений однозначно определяются правила вычислений: действия выполняются слева на право с соблюдением следующего старшинства (в порядке убывания):

1. Действия в скобках;

2. Математические функции;

4. *, /, DIV, MOD, AND;

Паскаль имеет следующие стандартные математические функции.

ABS(X)
PI p
SIN(X)
COS(X)
ARCTAN(X)
SQRT(X)
SQR(X)
POWER(X,5) х5
EXP(X)
LN(X)
TRUNC(X) Целая часть значения Х
FRAC(X) Дробная часть значения Х
INT(X) Целая часть значения Х
ROUND(X) Округление Х до целого
RANDOM Случайное число от 0 до 1
RANDOM(X) Случайное число от 0 до Х
ODD(X) Возвращает TRUE, если Х – нечетное число.
A DIV B Целая часть от деления А на В (например: 5 div 3 будет 1)
A MOD B Остаток от деления А на В (например: 5 mod 3 будет 2)
Читайте также:
Какие форматы файлов доступны в программе paint

С помощью этих математических функций и основных операций составляются арифметические выражения, при этом очень важно в выражении расставить правильно скобки, учитывая приоритеты выполняемых операций. Например:

на языке Паскаль будет выглядеть как

будет выглядеть следующим образом:

Если в программе какие-либо данные задаются в момент работы программы (например, коэффициенты квадратного уравнения или другие нужные переменные), то в программе необходимо использовать операторы ввода.

1. READLN(Переменная1,Переменная2, … , ПеременнаяN);

Переменная1, Переменная2, … , ПеременнаяN – имена переменных, которые вводятся.

После выполнения этого оператора, курсор переходит на новую строку.

2. READ(Переменная1,Переменная2, … , ПеременнаяN);

После выполнения этого оператора, курсор остается на этой же строке.

Если вводятся несколько переменных, то переменные можно разделять пробелом или ENTER. В конце ввода необходимо нажимать ENTER.

Операторы ввода работают следующим образом: встретив такой оператор в программе, компилятор считывает его и приостанавливает дальнейшее чтение программы, пока пользователь не введет нужные данные. Например:

требует ввода значения трех переменных (значения можно разделять пробелами или нажатием клавиши ENTER).

Для вывода информации на экран используются следующие операторы:

1. WRITELN(Список выводимых переменных и сообщения);

После выполнения этого оператора, курсор переходит на новую строку. Выводимые выражения отделяются друг от друга запятыми.

Если выводится набор символов, то он заключается в апострофы:

После работы этого операторы мы увидим на экране

Р=значение переменной Р.

2. WRITE(Список выводимых переменных и сообщения);

После выполнения этого оператора, курсор остается на этой же строке.

Если необходимо вывести значение переменной, объявленной типом REAL, то программист имеет возможность задать число позиций для выводимой величины и число позиций, отводимых под дробную часть.

Здесь под Р отводится 10 позиций, а из них 2 – под дробную часть. Т.е., если Р=13.852, то Р распределиться по этим позициям следующим образом

При этом вначале будут пять пробелов. И на экране при выводе мы увидим следующее:

Если выводится величина, объявленная типом INTEGER, то можно задать только общее число позиций (т.е. используется только одно число).

Написать программу вычисления пути, пройденного телом. Ниже приведен рекомендованный вид экрана во время выполнения программы (данные, введенные пользователем, выделены полужирным шрифтом).

Введите начальную скорость (м/с) –3

Введите время (с) –5

Введите ускорение (м/с2) — 1

Тело прошло путь 27.50 м

Блок-схема этой задачи:

Программа выглядит следующим образом:

например, для очистки экрана от предыдущих

результатов работы программ>

write(‘Введите начальную скорость (м/с) — ‘);

write(‘Введите время (с) — ‘);

write(‘Введите ускорение (м/с2) — ‘);

writeln(‘Тело прошло путь ‘,S:6:2,’ м’);

Написать программу для расчета значения

вводиться пользователем с клавиатуры во время работы программы.

Блок-схема этой задачи:

Программа выглядит следующим образом:

например, для очистки экрана от предыдущих

результатов работы программ>

write(‘Введите значение t — ‘);

writeln(‘Значение функции z=’,z:9:6);

Задание (инструкция 3)

1. Написать программу вычисления площади прямоугольника. Ниже приведен рекомендованный вид экрана во время выполнения программы (данные, введенные пользователем, выделены полужирным шрифтом).

Вычисление площади прямоугольника

Введите исходные данные:

Площадь прямоугольника: 67.50 кв.см.

2. Составить программу и вычислить значение функции

1. Написать программу вычисления объема параллелепипеда (V=a*b*c). Ниже приведен рекомендованный вид экрана во время выполнения программы (данные, введенные пользователем, выделены полужирным шрифтом).

Вычисления объема параллелепипеда

Введите исходные данные:

Объем: 337.50 куб.см.

2. Составить программу и вычислить значение функции

1. Написать программу вычисления площади поверхности параллелепипеда S=2*(a*b+b*c+a*c). Ниже приведен рекомендованный вид экрана во время выполнения программы (данные, введенные пользователем, выделены полужирным шрифтом).

Вычисление площади поверхности параллелепипеда.

Введите исходные данные:

Площадь поверхности: 300.00 кв.см.

2. Составить программу и вычислить значение функции

1. Написать программу вычисления объема куба (V=a3). Ниже приведен рекомендованный вид экрана во время выполнения программы (данные, введенные пользователем, выделены полужирным шрифтом).

Вычисление объема куба.

Введите длину ребра (см) –9.5

Объем куба: 857.38 куб.см.

2. Составить программу и вычислить значение функции

1. Написать программу вычисления объема цилиндра (V=Pi*R2*H). Ниже приведен рекомендованный вид экрана во время выполнения программы (данные, введенные пользователем, выделены полужирным шрифтом).

Вычисление объема цилиндра.

Введите исходные данные:

Радиус основания (см) –5

Высота цилиндра (см) –10

Объема цилиндра 785.0 см.куб.

2. Составить программу и вычислить значение функции

1. Написать программу вычисления стоимости покупки, состоящей из нескольких тетрадей и карандашей. Ниже приведен рекомендованный вид экрана во время выполнения программы (данные, введенные пользователем, выделены полужирным шрифтом).

Читайте также:
Установить программу здоровье на Андроид

Вычисление стоимости покупки.

Введите исходные данные:

Цена тетради (руб) –2.75

Количество тетрадей –5

Цена карандаша (руб) –0.85

Количество карандашей –2

Стоимость покупки: 15.45 руб.

2. Составить программу и вычислить значение функции

1. Написать программу вычисления стоимости покупки, состоящей из нескольких тетрадей и такого же количества обложек к ним. Ниже приведен рекомендованный вид экрана во время выполнения программы (данные, введенные пользователем, выделены полужирным шрифтом).

Вычисление стоимости покупки.

Введите исходные данные:

Цена тетради (руб) –2.75

Цена обложки (руб) –0.5

Количество комплектов (шт) –7

Стоимость покупки: 22.75 руб

2. Составить программу и вычислить значение функции

1. Написать программу вычисления стоимости некоторого количества (по весу) яблок. Ниже приведен рекомендованный вид экрана во время выполнения программы (данные, введенные пользователем, выделены полужирным шрифтом).

Вычисление стоимости покупки.

Введите исходные данные:

Цена одного килограмма яблок (руб) –8.5

Вес яблок (кг) –2.3

Стоимость покупки: 19.55 руб.

Цена одного кг яблок (руб) 8.5

Вес яблок (кг) 2.3

Стоимость покупки: 19.55 руб.

2. Составить программу и вычислить значение функции

1. Написать программу вычисления площади треугольника, если известна длина основания и высоты (S=1/2*a*h). Ниже приведен рекомендованный вид экрана во время выполнения программы (данные, введенные пользователем, выделены полужирным шрифтом).

Вычисление площади треугольника.

Введите исходные данные:

Основание (см) –8.5

Площадь поверхности: 42.50 кв.см.

Статьи к прочтению:

  • Составление письменных меморандумов
  • Составлено доцентом зуевой е.г.

Введите пароль администратора и нажмите кнопку да

Похожие статьи:

  • Программы с линейной структурой. Практическая работа. Паскаль. Теоретическая часть: следует помнить, что: программы с линейной структурой являются простейшими и используются, как…
  • Программы с линейной структурой Приступая к решению задач с линейной структурой, следует вспомнить, что: • программы с линейной структурой являются простейшими и используются, как…

Источник: csaa.ru

Презентация, доклад на тему — Линейная программа в языке программирования Pascal

Тема урока: Линейная программа

Слайд 2Цель урока
Сформировать навыки написания линейных программ, уметь применять их в различных

ситуациях, знать что такое присваивание, оператор ввода и вывода

Цель урокаСформировать навыки написания линейных программ, уметь применять их в различных ситуациях, знать что такое присваивание, оператор

Слайд 3Ключевые слова
Оператор ввода
Оператор вывода
Оператор присваивания

Ключевые слова Оператор вводаОператор выводаОператор присваивания

Слайд 4
Линейная программа — это программа, все операторы, которой выполняются строго последовательно в

том порядке, как они записаны в тексте программы.

Линейная программа - это программа, все операторы, которой выполняются строго последовательно в том порядке, как они записаны в

Слайд 5Нужно как-то задать компьютеру значения переменных, что дальше делать?
PROGRAM RAEK;
VAR A,B,С:

INTEGER;
BEGIN
………….
………….
………….
END.

Нужно как-то задать компьютеру значения переменных, что дальше делать?PROGRAM RAEK;VAR A,B,С: INTEGER;BEGIN…………. …………. …………. END.

Слайд 6Оператор ввода
Read (Список переменных);
Readln (Список переменных);
При выполнении команды Read или Readln

выполнение программы останавливается и компьютер ждет, пока пользователь не введет с клавиатуры нужное количество значений для переменных.

Readln отличается от Read тем, что после его выполнения автоматически осуществляется переход на следующую строку.

Оператор вводаRead (Список переменных);Readln (Список переменных);При выполнении команды Read или Readln выполнение программы останавливается и компьютер ждет,

Слайд 7Пример
Зададим им значения
i=1, j=2, k=3
l=4, m=5, n=6
Введем операторы ввода
Read (I, j);
Readln

(k);
Read (l, m, n)

На экране получим:
1 2 3
4 5 6

ПримерЗададим им значенияi=1, j=2, k=3l=4, m=5, n=6Введем операторы вводаRead (I, j);Readln (k);Read (l, m, n)На экране получим:1

Слайд 8Ну, допустим, мы ввели значения переменных, как же теперь записать формулу

чтобы их сложить?

Ну, допустим, мы ввели значения переменных, как же теперь записать формулу чтобы их сложить? PROGRAM RAEK;VAR A,B,С:

Слайд 9Команда присваивания
Запись в математике

Запись в паскале

Имя переменной := выражение

Сначала вычисляется выражение, затем полученной выражение присваивается переменной.
Чтобы компьютер знал над какими числами производить вычисления, необходимо ввести с клавиатуры значения переменных.

Команда присваиванияЗапись в математике Запись в паскалеУ:=(X+5)/2Имя переменной := выражениеA:=3*4.8;Su:=X+X*4.78;C:=C+1;

Слайд 10
ПРИМЕР И ЗАДАНИЕ

ПРИМЕР И ЗАДАНИЕ

Слайд 11Задание 4.
Вам дано математическое выражение,
Переведите его на язык паскаль, используя оператор

присваивания. Примените его в коде программы!

Задание 4.Вам дано математическое выражение,Переведите его на язык паскаль, используя оператор присваивания. Примените его в коде программы!

Слайд 12Команда вывода

Значения выражений сначала вычисляются, затем выводятся на экран. После выполнения

команды Writeln следующая команда ввода или вывода начинает свою работу с новой строки.

Write (Список выражений);
Writeln (Список выражений);

После выполнения команд:
Write (I, j);
Writeln (k);
Write (l, m, n)

На экране получим:
123
456

Команда выводаЗначения выражений сначала вычисляются, затем выводятся на экран. После выполнения команды Writeln следующая команда ввода

Слайд 13
ПРИМЕР И ЗАДАНИЕ

ПРИМЕР И ЗАДАНИЕ

Слайд 14Что теперь?
PROGRAM RAEK;
VAR A,B,С: INTEGER;
BEGIN
READ (a,b);
C:=a+b
………….
END. Проверьте программу

Что теперь?PROGRAM RAEK;VAR A,B,С: INTEGER;BEGINREAD (a,b);C:=a+b…………. END. Проверьте программу

Слайд 15Закрепление полученных знаний
Program RAEK;

Раздел обозначения переменных

Начало программного блока

Считывание значений ранее заданных переменных

Оператор присваивания и формула прибавления двух чисел

Вывод полученного значения на экран

Конец выполнения программы

Закрепление полученных знаний Program RAEK;Имя программы Var a, b ,c : integer;Раздел обозначения переменныхBeginRead (a,b);c:=a+b;Write(c);End.Начало программного блокаСчитывание

Слайд 16Модификация программы
Сделайте программу понятной для пользователя.
1. Программа должна поприветствовать, пользователя. Отражая

его имя
2. Программа должна описывать каждый шаг выполнения (Введите первое число, Введите второе)
3. программа должна складывать дробные числа, нужно учесть это.

Модификация программыСделайте программу понятной для пользователя.1. Программа должна поприветствовать, пользователя. Отражая его имя2. Программа должна описывать каждый

Слайд 17Домашнее задание

Написание линейных программ

Источник: shareslide.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru