Как написать коррекционно развивающую программу

Практическое задание по теме: провести психолого-педагогическую экспертизу одной из опубликованных коррекционно-развивающих программ, на предмет ее соответствия принципам отечественной психокоррекции и требованиям, предъявляемым к составлению и написанию коррекционно-развивающих программ.

Формы и методы коррекции личностного и познавательного развития детей и школьников.

Вопросы:

3. Проективный рисунок

4. Суггестивные методы коррекции

5. Психологический тренинг

Основная литература:

1. Маралов В.Г., Фролова Л.П. Психологические основы коррекции личностного развития детей дошкольного возраста. НМЦ управления образования мэрии Г. Череповец, 1995. – 97 с.

2. М.И. Чистякова. Психогимнастика /Под ред. М.И. Буянова. – М.: Просвещение : ВЛАДОС, 1995. – 160с.

3. Практикум по психологическим играм с детьми и подростками /Азарова Т.В., Барчук О.И., Беглова Т.В., Битянова М.Р., Королева Е.Г., Пяткова О.М.; под общей ред. Битяновой М.Р. – СПБ.: Питер, 2002. – 304 с.

Коррекционно — развивающие занятия с педагогом — психологом

Практические задание по теме:

— составить конспект психогимнастического занятия для детей дошкольного или младшего школьного возраста;

— создать формулу содержательного и действенного самовнушения с целью самосовершенствования.

Психогимнастика

Психогимнастика – метод, при котором участники проявляют себя и общаются без помощи слов. Основная цель этого метода – преодоление барьеров в общении, развитие лучшего понимания себя и других, снятие психического напряжения, создание возможностей для самовыражения.

Психогимнастика приследует следующие цели:

— диагностическую – в пантомиме проявляются слабости, нарушения в поведении, скрытые импульсы и позиции ребенка;

— коррекционную – в процессе выполнения психогимнастических упражнений формируются отдельные навыки и типы поведения, исправляются неадекватные эмоции и другие личностные характеристики;

— социометрическую – в ходе взаимодействия детей друг с другом выявляются взаимоотношения в группе, положение в ней отдельных участников.

К вспомогательным целям относят – снятие или повышение напряженияв группе, активизацию групповой динамики.

Термин «психогимнастика» употребляется в широком и узком значении. Психогимнастика в узком значении понимается как игры, этюды, в основе которых лежит использование двигательной экспрессии в качестве главного средства коммуникации в группе. Такого рода психогимнастика направлена на решение задач групповой психокоррекции: установление контакта, снятие напряжения, отработку обратной связи и т.д.

Читайте также:
Photoshop прекращена работа программы

В широком смысле психогимнастика – это курс специальных занятий, направленных на развитие и коррекцию различных сторон психики человека как познавательной, так и эмоционально-личностной сферы.

Так, использование термина «психогимнастика» в узком значении представлено в работе Н.Ю. Хрящевой (1999). В своей книге «Психогимнастика в тренинге» автор описывает очень широкий круг психогимнастических упражнений.

Коррекционно-развивающая программа «Группа «Незаурядные дети»

Они могут выполняться в небольших группах по 2-3 человека или всеми членами группы вместе, быть специализированными и воздействовать преимущественно на ту или иную психическую характеристику, например память или внимание, могут носить более универсальный характер, оказывать более генерализированное воздействие. Автор выделяет требования, которые необходимо учитывать при планировании, а также в процессе проведения психогимнастических упражнений. Раскроем их более подробно.

Требования, предъявляемые к выбору упражнения.

При выборе упражнения, психолог должен учитывать:

— Что преимущественно должно произойти в результате его проведения;

— На каком этапе находится группа: чем она сплоченней, тем рискованнее могут быть упражнения;

— Состав группы: социально-демографические характеристики (пол, возраст и т.п.), а также физические данные;

— Время проведения: в начале дня целесообразно проводить упражнения, которые позволяют отключиться от забот дня и включиться в ситуацию «здесь и теперь», а также помогают мобилизовать внимание, активность. Во второй половине дня следует проводить упражнения, помогающие снять усталость.

— Содержание дальнейшей работы.

Требования, предъявляемые к инструкции.

— Инструкция должна быть четкая, ясная, законченная, содержащая необходимую информацию;

— Процесс инструктирования не должен длиться дольше, чем выполнение упражнения;

— Проговаривая инструкцию желательно устанавливать визуальный контакт с каждым участником группы;

Требования, предъявляемые к участию тренера в выполнении упражнений.

— Тренер принимает участие в выполнении упражнений, которые проводятся с целью получения каждым участником группы личностной обратной связи, а так же если выполнение упражнения требует четного или наоборот нечетного числа участников;

— Тренер не принимает участия в тех упражнениях, которые требуют его руководства в процессе их выполнения, а так же если необходимо обеспечить безопасность членов группы, например при выполнении упражнения с закрытыми глазами.

4.Требования, предъявляемые к остановке и обсуждению упражнений.

— Существуют упражнения, которые имеют логическое завершение, в ряде случаев тренер заранее оговаривает условия окончания упражнения, например: упражнение будет закончено, когда каждый из участников группы что-то сделает или скажет;

— Упражнение стоит завершать, когда степень вовлеченности, удовольствия от его выполнения достигает максимума и еще не начинает снижаться;

— Чем в большей степени упражнение ориентировано на получение содержательной информации, тем больше времени стоит потратить на его обсуждение. Если упражнение расчитано прежде всего на изменение состояния группы как целого или каждого участника в отдельности, то обсуждение может быть достаточно кратким.

Читайте также:
Как наложить звук на видео самая простая программа

Обычно выделяют следующие темы для психогимнастических упражнений:

— привычные жизненные ситуации (например, отношение к взрослым, как обратить внимание на себя и т.п.);

— общечеловеческие конфликты (например, встреча двух человек на узкой доске над пропастью, утешение обиженного ребенка, обида);

— специфические проблемы отдельных участников (какой я есть, каким меня видят окружающие, какие желания для меня являются главными);

— интерперсональные отношения (как выразить свое отношение к участникам занятий, чувства до начала занятий и в конце, пространственная социометрия).

Широкое понимание термина «психогимнастика» представлено в работе М.И. Чистяковой «Психогимнастика» (1990). В своем пособии автор предлагает курс психогимнастики для детей дошкольного и младшего школьного возраста, который включает 20 занятий. Занятия строятся по определенной схеме и состоят из четырех звеньев или фаз.

Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 222.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда.

Источник: stydopedya.ru

Требования к оформлению коррекционно-развивающих программ, используемых в работе специального психолога

1. Программа должна иметь в своей структуре следующие элементы:

— цели, задачи программы

— ожидаемые образовательные результаты

— методика их выявления, диагностики и оценки

— задания для самостоятельной работы

— механизм и условия реализации

— списки используемой и рекомендуемой детям литературы

2. Оформление программ должно осуществляться в соответствии с принятыми на федеральном уровне следующими нормами.

На титульном листе должны быть обозначены:

— полное название образовательного учреждения

— резолюция должностного лица, утвердившего программу, заверенная соответствующей печатью

— ФИО автора (разработчика, составителя) и занимаемая им должность

— Место и дата оформления программы

3. Пояснительная записка должна содержать максимально полную информацию об основных идеях программы, их актуальности и предполагаемой востребованности; содержании, предлагаемого детям образования и принципах организации процесса его освоения детьми определенного возраста; сроках реализации программы; принципах формирования учебных групп; особенностях программы, используемых в ней ключевых понятий; особенностях возрастной группы детей, на которых рассчитана программа; формах занятий.

4. Цели и задачи программы должны быть:

— адекватны интересам современных детей

— обоснованны аргументами, убедительны для руководителей учреждений

— реальными (обеспеченными необходимыми ресурсами и подлежащими поэтапному исполнению посредством выполнения оперативных задач)

— реализуемы (конкретными и выверенными в возможности выполнения намеченного плана)

Читайте также:
Программа 1с бюджет инструкция

— привлекательны для детей, допускающими перевод на рекламный уровень

5. Учебно-тематический план является основным элементом программы. Этот раздел должен быть соотнесен с целями и задачами программы, сроками, этапами, порядком и регламентом ее реализации; обеспечивать получение ожидаемых результатов посредством обоснованной последовательности тем, количества часов на их освоение и разнообразия форм образовательного процесса.

7. Список литературы, использованной при разработке программы.

Приложение 4

Примерная схема

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:

Источник: studopedia.ru

Презентация, доклад на тему Структура и оформление коррекционно-развивающих программ

Титульный лист полное наименование образовательной организации; гриф «утверждена»; дата и номер приказа образовательной организации, подпись директора; гриф «рекомендовано к утверждению», дата и номер протокола Совета специалистов образовательного учреждения; название программы; фамилия, имя и

  • Главная
  • Разное
  • Структура и оформление коррекционно-развивающих программ

Слайд 1Структура и оформление коррекционно-развивающей программы
Баранцова Наталья Саввична
учитель-дефектолог, рук-ль МО

Структура и оформление коррекционно-развивающей программыБаранцова Наталья Саввичнаучитель-дефектолог, рук-ль МО

Слайд 2Титульный лист
полное наименование образовательной организации;
гриф «утверждена»; дата и номер

приказа образовательной
организации, подпись директора;
гриф «рекомендовано к утверждению», дата и номер протокола
Совета специалистов образовательного учреждения;
название программы;
фамилия, имя и отчество составителя программы
(полностью), должность;
название города;
год разработки программы.

Титульный лист полное наименование образовательной организации; гриф «утверждена»; дата и номер приказа образовательной организации, подпись директора;

Слайд 3Пояснительная записка
Актуальность темы (значимость проблемы)
научная обоснованность: обозначение научных школ, подходов, в

рамках которых разработана программа; основные понятия и категории, используемые в программе;
Обоснование содержания программы: соотнесение с уровнем возрастного развития; обоснование целесообразности методов и приемов, используемых в программе; принципы реализации программы и др.
Цель и задачи программы
Цель должна быть одна, выражена отглагольным существительным (имя существительное, образованное непосредственно от глагола), должна сочетаться с названием программы.
Задачи – это средства для достижения цели. То есть задачи формулируют, что нужно сделать, чтобы прийти к поставленной цели. Их может быть много. Формулировка задачи начинается с глагола в неопределенной форме (формировать, развивать, учить и т.п.).

Пояснительная запискаАктуальность темы (значимость проблемы)научная обоснованность: обозначение научных школ, подходов, в рамках которых разработана программа; основные понятия

Слайд 4Пояснительная записка
3. Предмет и объект коррекционно-развивающей работы
предмет – это то,

на что направлено воздействие (трудности в обучении);
Объект – это то, на кого направлено воздействие (младшие школьники).
4. Организационные условия проведения занятий:
количество и возраст учащихся;
форма организации занятий; (групповая, индивидуальная);
регулярность и продолжительность занятий;
продолжительность всей программы (кол-во занятий);
Требования к помещению и оборудованию (при необходимости).
5. Краткое описание критериев оценки эффективности (результативности) программы. Основные требования к результатам реализации программы.

Пояснительная записка3. Предмет и объект коррекционно-развивающей работыпредмет – это то, на что направлено воздействие (трудности в

Слайд 5Тематическое планирование
Тематическое планирование должно быть представлено в виде таблицы, где
отражены последовательно

темы занятий в каждом из разделов.

Источник: shareslide.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru