Практическое задание по теме: провести психолого-педагогическую экспертизу одной из опубликованных коррекционно-развивающих программ, на предмет ее соответствия принципам отечественной психокоррекции и требованиям, предъявляемым к составлению и написанию коррекционно-развивающих программ.
Формы и методы коррекции личностного и познавательного развития детей и школьников.
Вопросы:
3. Проективный рисунок
4. Суггестивные методы коррекции
5. Психологический тренинг
Основная литература:
1. Маралов В.Г., Фролова Л.П. Психологические основы коррекции личностного развития детей дошкольного возраста. НМЦ управления образования мэрии Г. Череповец, 1995. – 97 с.
2. М.И. Чистякова. Психогимнастика /Под ред. М.И. Буянова. – М.: Просвещение : ВЛАДОС, 1995. – 160с.
3. Практикум по психологическим играм с детьми и подростками /Азарова Т.В., Барчук О.И., Беглова Т.В., Битянова М.Р., Королева Е.Г., Пяткова О.М.; под общей ред. Битяновой М.Р. – СПБ.: Питер, 2002. – 304 с.
Коррекционно — развивающие занятия с педагогом — психологом
Практические задание по теме:
— составить конспект психогимнастического занятия для детей дошкольного или младшего школьного возраста;
— создать формулу содержательного и действенного самовнушения с целью самосовершенствования.
Психогимнастика
Психогимнастика – метод, при котором участники проявляют себя и общаются без помощи слов. Основная цель этого метода – преодоление барьеров в общении, развитие лучшего понимания себя и других, снятие психического напряжения, создание возможностей для самовыражения.
Психогимнастика приследует следующие цели:
— диагностическую – в пантомиме проявляются слабости, нарушения в поведении, скрытые импульсы и позиции ребенка;
— коррекционную – в процессе выполнения психогимнастических упражнений формируются отдельные навыки и типы поведения, исправляются неадекватные эмоции и другие личностные характеристики;
— социометрическую – в ходе взаимодействия детей друг с другом выявляются взаимоотношения в группе, положение в ней отдельных участников.
К вспомогательным целям относят – снятие или повышение напряженияв группе, активизацию групповой динамики.
Термин «психогимнастика» употребляется в широком и узком значении. Психогимнастика в узком значении понимается как игры, этюды, в основе которых лежит использование двигательной экспрессии в качестве главного средства коммуникации в группе. Такого рода психогимнастика направлена на решение задач групповой психокоррекции: установление контакта, снятие напряжения, отработку обратной связи и т.д.
В широком смысле психогимнастика – это курс специальных занятий, направленных на развитие и коррекцию различных сторон психики человека как познавательной, так и эмоционально-личностной сферы.
Так, использование термина «психогимнастика» в узком значении представлено в работе Н.Ю. Хрящевой (1999). В своей книге «Психогимнастика в тренинге» автор описывает очень широкий круг психогимнастических упражнений.
Коррекционно-развивающая программа «Группа «Незаурядные дети»
Они могут выполняться в небольших группах по 2-3 человека или всеми членами группы вместе, быть специализированными и воздействовать преимущественно на ту или иную психическую характеристику, например память или внимание, могут носить более универсальный характер, оказывать более генерализированное воздействие. Автор выделяет требования, которые необходимо учитывать при планировании, а также в процессе проведения психогимнастических упражнений. Раскроем их более подробно.
Требования, предъявляемые к выбору упражнения.
При выборе упражнения, психолог должен учитывать:
— Что преимущественно должно произойти в результате его проведения;
— На каком этапе находится группа: чем она сплоченней, тем рискованнее могут быть упражнения;
— Состав группы: социально-демографические характеристики (пол, возраст и т.п.), а также физические данные;
— Время проведения: в начале дня целесообразно проводить упражнения, которые позволяют отключиться от забот дня и включиться в ситуацию «здесь и теперь», а также помогают мобилизовать внимание, активность. Во второй половине дня следует проводить упражнения, помогающие снять усталость.
— Содержание дальнейшей работы.
Требования, предъявляемые к инструкции.
— Инструкция должна быть четкая, ясная, законченная, содержащая необходимую информацию;
— Процесс инструктирования не должен длиться дольше, чем выполнение упражнения;
— Проговаривая инструкцию желательно устанавливать визуальный контакт с каждым участником группы;
Требования, предъявляемые к участию тренера в выполнении упражнений.
— Тренер принимает участие в выполнении упражнений, которые проводятся с целью получения каждым участником группы личностной обратной связи, а так же если выполнение упражнения требует четного или наоборот нечетного числа участников;
— Тренер не принимает участия в тех упражнениях, которые требуют его руководства в процессе их выполнения, а так же если необходимо обеспечить безопасность членов группы, например при выполнении упражнения с закрытыми глазами.
4.Требования, предъявляемые к остановке и обсуждению упражнений.
— Существуют упражнения, которые имеют логическое завершение, в ряде случаев тренер заранее оговаривает условия окончания упражнения, например: упражнение будет закончено, когда каждый из участников группы что-то сделает или скажет;
— Упражнение стоит завершать, когда степень вовлеченности, удовольствия от его выполнения достигает максимума и еще не начинает снижаться;
— Чем в большей степени упражнение ориентировано на получение содержательной информации, тем больше времени стоит потратить на его обсуждение. Если упражнение расчитано прежде всего на изменение состояния группы как целого или каждого участника в отдельности, то обсуждение может быть достаточно кратким.
Обычно выделяют следующие темы для психогимнастических упражнений:
— привычные жизненные ситуации (например, отношение к взрослым, как обратить внимание на себя и т.п.);
— общечеловеческие конфликты (например, встреча двух человек на узкой доске над пропастью, утешение обиженного ребенка, обида);
— специфические проблемы отдельных участников (какой я есть, каким меня видят окружающие, какие желания для меня являются главными);
— интерперсональные отношения (как выразить свое отношение к участникам занятий, чувства до начала занятий и в конце, пространственная социометрия).
Широкое понимание термина «психогимнастика» представлено в работе М.И. Чистяковой «Психогимнастика» (1990). В своем пособии автор предлагает курс психогимнастики для детей дошкольного и младшего школьного возраста, который включает 20 занятий. Занятия строятся по определенной схеме и состоят из четырех звеньев или фаз.
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 222.
stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда.
Источник: stydopedya.ru
Требования к оформлению коррекционно-развивающих программ, используемых в работе специального психолога
1. Программа должна иметь в своей структуре следующие элементы:
— цели, задачи программы
— ожидаемые образовательные результаты
— методика их выявления, диагностики и оценки
— задания для самостоятельной работы
— механизм и условия реализации
— списки используемой и рекомендуемой детям литературы
2. Оформление программ должно осуществляться в соответствии с принятыми на федеральном уровне следующими нормами.
На титульном листе должны быть обозначены:
— полное название образовательного учреждения
— резолюция должностного лица, утвердившего программу, заверенная соответствующей печатью
— ФИО автора (разработчика, составителя) и занимаемая им должность
— Место и дата оформления программы
3. Пояснительная записка должна содержать максимально полную информацию об основных идеях программы, их актуальности и предполагаемой востребованности; содержании, предлагаемого детям образования и принципах организации процесса его освоения детьми определенного возраста; сроках реализации программы; принципах формирования учебных групп; особенностях программы, используемых в ней ключевых понятий; особенностях возрастной группы детей, на которых рассчитана программа; формах занятий.
4. Цели и задачи программы должны быть:
— адекватны интересам современных детей
— обоснованны аргументами, убедительны для руководителей учреждений
— реальными (обеспеченными необходимыми ресурсами и подлежащими поэтапному исполнению посредством выполнения оперативных задач)
— реализуемы (конкретными и выверенными в возможности выполнения намеченного плана)
— привлекательны для детей, допускающими перевод на рекламный уровень
5. Учебно-тематический план является основным элементом программы. Этот раздел должен быть соотнесен с целями и задачами программы, сроками, этапами, порядком и регламентом ее реализации; обеспечивать получение ожидаемых результатов посредством обоснованной последовательности тем, количества часов на их освоение и разнообразия форм образовательного процесса.
7. Список литературы, использованной при разработке программы.
Приложение 4
Примерная схема
Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:
Источник: studopedia.ru
Презентация, доклад на тему Структура и оформление коррекционно-развивающих программ
Титульный лист полное наименование образовательной организации; гриф «утверждена»; дата и номер приказа образовательной организации, подпись директора; гриф «рекомендовано к утверждению», дата и номер протокола Совета специалистов образовательного учреждения; название программы; фамилия, имя и
- Главная
- Разное
- Структура и оформление коррекционно-развивающих программ
Слайд 1Структура и оформление коррекционно-развивающей программы
Баранцова Наталья Саввична
учитель-дефектолог, рук-ль МО
Слайд 2Титульный лист
полное наименование образовательной организации;
гриф «утверждена»; дата и номер
приказа образовательной
организации, подпись директора;
гриф «рекомендовано к утверждению», дата и номер протокола
Совета специалистов образовательного учреждения;
название программы;
фамилия, имя и отчество составителя программы
(полностью), должность;
название города;
год разработки программы.
Слайд 3Пояснительная записка
Актуальность темы (значимость проблемы)
научная обоснованность: обозначение научных школ, подходов, в
рамках которых разработана программа; основные понятия и категории, используемые в программе;
Обоснование содержания программы: соотнесение с уровнем возрастного развития; обоснование целесообразности методов и приемов, используемых в программе; принципы реализации программы и др.
Цель и задачи программы
Цель должна быть одна, выражена отглагольным существительным (имя существительное, образованное непосредственно от глагола), должна сочетаться с названием программы.
Задачи – это средства для достижения цели. То есть задачи формулируют, что нужно сделать, чтобы прийти к поставленной цели. Их может быть много. Формулировка задачи начинается с глагола в неопределенной форме (формировать, развивать, учить и т.п.).
Слайд 4Пояснительная записка
3. Предмет и объект коррекционно-развивающей работы
предмет – это то,
на что направлено воздействие (трудности в обучении);
Объект – это то, на кого направлено воздействие (младшие школьники).
4. Организационные условия проведения занятий:
количество и возраст учащихся;
форма организации занятий; (групповая, индивидуальная);
регулярность и продолжительность занятий;
продолжительность всей программы (кол-во занятий);
Требования к помещению и оборудованию (при необходимости).
5. Краткое описание критериев оценки эффективности (результативности) программы. Основные требования к результатам реализации программы.
Слайд 5Тематическое планирование
Тематическое планирование должно быть представлено в виде таблицы, где
отражены последовательно
темы занятий в каждом из разделов.
Источник: shareslide.ru