При безотметочной системе обучения в первом классе важно поддерживать интерес учеников к учёбе и самому процессу обучения.
Хочу поделиться своим опытом и рассказать, что мы делаем с первоклассниками.
В первой четверти я повесила на стенах нашего класса домик из бумаги для каждого ученика. Размер домика — половина листа А 4. Каждый домик подписан и расчерчен на кирпичики размером 2х3 см.
Родителей попросила нарезать мне из обоев трёх цветов прямоугольники, размером 3х2 см.
Обои купили по рулону самые дешёвые, но яркие. Можно из цветной бумаги. Но взяла обои, потому что такую бумагу не найдешь . Это для того, чтобы дети не могли обмануть ни меня, ни родителей.
Я выдавала детям кирпичики на строительство дома по трём показателям.
У нас были жёлтые, фиолетовые и зелёные кирпичики.
Жёлтые – за активность на уроке, за проверочные, самостоятельные и некоторые домашние работы.
Фиолетовые – за правильное питание. В столовой их получали те, кто съел все, что в тарелке на завтрак и на обед (либо суп, либо второе , либо по половине порции). Эти кирпичики особенно радовали родителей тех детей, которые плохо едят.
Как легко учиться и проходить годовую школьную программу по всем предметам за 2 месяца
Зеленые- за помощь друг другу, добрые поступки и хорошее поведение на уроках и переменах. Эти кирпичики дети приклеивали самостоятельно. Кто заполнил все ячейки получал второй и третий этажи.
В конце четверти мы награждали всех за строительство маленькими подарками. Например, чупа-чупсами.
Шаблоны домиков можно скачать в приложении.
Во второй четверти мы наряжали ёлочки. У каждого ребенка была своя ёлка. К концу четверти нужно было нарядить елку игрушками.
Немного изменили правила получения игрушки.
Я решила использовать кирпичики от первой четверти. Также выдавала кирпичика, но три кирпичика одного цвета можно было обменять на игрушку для ёлки, соответствующего цвета.
Желтые кирпичики меняли на золотые игрушки. Зеленые на синие, а фиолетовые- на красные.
Те, кто нарядил всю елку, обменивали три кирпичика на звезду.
Потом дети, которые нарядили всю ёлку, помогали остальным нарядить ёлочки.
Шаблоны ёлок в приложении.
Скачать:
![]() |
22.3 КБ |
Источник: nsportal.ru
Как мотивировать первоклассника к учебе
Пять примеров того, как родители заставят первоклашку возненавидеть школу
- Контролируйте учебу, а не ребенка
- Покажите, что учеба интересна сама по себе
- Ставьте перед ребенком достижимые цели
- Не завышайте ценность отметок
- Не сосредотачивайте все внимание ребенка на учебе
Многие считают, что проблема мотивации к учебе у первоклассников не стоит. Природная любознательность, новизна обстановки, первые школьные успехи – все это само по себе должно стимулировать новичков заниматься с максимальным усердием. Именно поэтому мамы и папы оказываются в полной растерянности, столкнувшись с равнодушием и даже отвращением семилеток к учебе.
ТЕСТЫ К ШКОЛЕ. Пройди тест и проверь, готов ли ты к школе?
Разбираем самые популярные родительские ошибки и ищем правильную учебную мотивацию.
Контролируйте учебу, а не ребенка
Обычная картина в семье первоклассника: над ним, как коршун, нависает мама (реже папа или бабушка) и оценивает каждую букву в прописи, подсказывает, какой карандаш взять для раскрашивания картинки и периодически проверяет скорость чтения с секундомером.
Такой жесткий контроль, во-первых, ничему ребенка не учит, вернее, учит бездумно и беспрекословно выполнять указания старших – не самый полезный навык. Во-вторых, способен отбить интерес к учебе даже у самых позитивных первоклашек.
Что делать
Конечно, невозможно бросить малыша на произвол судьбы и школы, вы обязаны помочь ему адаптироваться к новой жизни и приспособиться к ее режиму. Помочь адаптироваться – а не учиться вместо ребенка! Поэтому возьмите под строгий контроль условия, а не сам процесс. Следите, чтобы ребенок высыпался, полноценно питался и проводил время на свежем воздухе.
Постарайтесь, чтобы за домашнее задание первоклассник сел тогда, когда его трудоспособность достигнет суточного пика, убедитесь, что у него есть все необходимое для его выполнения и суть упражнений ему понятна. И… оставьте его в покое.
Покажите, что учеба интересна сама по себе
Вторая ошибка родителей – мотивировать ребенка к учебе неучебными целями. На первый взгляд, это кажется странным, однако так делают почти все. «Закончишь уроки – поиграем в настольный футбол!» — обещает папа, незаметно даже для себя противопоставляя учебу и игру. Если одно из них, очевидно, приятное и увлекательное занятие, то что же второе? Скучная и неприятная рутина, с которой нужно покончить поскорее?
Что делать
Подчеркивайте ценность результата достигнутого ребенком, когда будете обсуждать с ним его достижения. Крючки в прописи ровные, хоть на выставку. Умеешь складывать двузначные числа? Не может быть, покажи! Нарисовал яблоко? Как настоящее!
Интересуйтесь у ребенка, что он узнал сегодня в школе и постарайтесь дополнить и разнообразить его новые знания.
Ставьте перед ребенком достижимые цели
Первоклассник еще не в состоянии осознать, что крючочки и палочки в прописи – первый шаг на пути к вершине его профессиональной карьеры. Никакие угрозы из серии «не будешь учиться – придется работать дворником» на него не действуют. Цель должна быть понятна и достигнута в течение трех дней, максимум – недели!
Что делать
Часто учеба кажется детям бесконечным монотонным процессом, в котором нет и не может быть какого-то очевидного промежуточного результата. Поставьте перед ребенком понятную цель – например, научиться за неделю решать определенный тип примеров, читать с заданной скоростью, выучить таблицу умножения на три и на пять.
Не завышайте ценность отметок
Часто родители ставят перед ребенком цель, как им кажется понятную, достижимую, а главное – легко осязаемую: получить пятерку за домашнее задание (за контрольную, в четверти, стать круглым отличником). Но отметка – это лишь вспомогательный инструмент, ведь цель занятий – достижение определенного интеллектуального уровня, а не табель с пятерками. В семьях, где интересуются исключительно отметками, дети часто страдают «синдромом отличника», который мешает им получать удовольствие не только от учебы, но и от жизни.
Что делать
Главный критерий успеха ребенка – не отметка, а то, что сегодня он сделал что-то лучше, чем вчера. Обратите внимание, что буквы стали ровнее, при списывании он допустил меньше ошибок, решил пример, который накануне вызвал затруднения. Именно это создает ощущение непрерывного движения вперед.
Не сосредотачивайте все внимание ребенка на учебе
Наконец, еще одна популярная ошибка, которую часто совершают родители первоклашек: ведут себя с ребенком так, словно кроме школы и учебы ничего в его жизни не существует. Обсуждают исключительно школьные дела. Проводят совместное время только за выполнением или проверкой домашних заданий. Хвалят только за школьные успехи (и ругают, соответственно, только за низкие отметки).
Ребенок быстро начинает ассоциировать себя только с этой стороной жизни. Но это так же неправильно, как если бы близкие оценивали вас исключительно как сотрудника! Получила премию – хорошая мама, не получила – так себе… Чрезмерное внимание к школьным делам сказывается на самооценке ребенка. Неудовлетворительная оценка (со всеми случается) занижает самооценку, но и сплошные пятерки тоже мешают адекватно оценивать свои силы.
Что делать
Обязательно ищите, за что можно похвалить ребенка. Три искренних похвалы каждый день – это минимум, и они не могут все быть завязаны на настроение учительницы Марииванны. Обращайте внимание на успехи малыша в спорте, если он ходит в спортивную секцию, или в творчестве, если он занимается музыкой или рисованием. Цените его помощь в домашних делах, доброту и внимательность по отношению к бабушке с дедушкой, младшим братьям и сестрам, домашним питомцам. Ваш ребенок – все еще ваш ребенок, хотя он и стал учеником первого «А».
Первый класс – чудесное время, когда вам не нужно придумывать сложных схем и принимать экстренные меры, чтобы подтолкнуть малыша на дорогу к увлекательному миру знаний. Он уже делает по ней свои первые шаги. Главное — ничего не испортить!
о детях от 7 до 10 лет, Школа, ребенок и родители Другие статьи автора
Источник: sibmama.ru
7 проверенных способов мотивировать ребенка в начальной школе
Зачем учиться? Даже если ребенок и не задает себе этот вопрос, он играет в компьютер, смотрит 100 каналов, общается в социальных сетях — все это очень легко и интересно, а учеба — это ежедневный труд, требующий напряжения и концентрации. Как сделать так, чтобы школа стала не каторгой, а местом, куда хочется приходить?
Учитель начальных классов с 20-летним стажем Наталья Тихонова из школы им. Н. М. Карамзина (г. Москва) делится своим опытом мотивации младшеклассников, ведь именно в первые школьные годы формируется отношение к учебе.
Наталья Тихонова со своими учениками
1. Создать клуб помощников учителя
В процессе обучения класс естественным образом делится на группы: активные и пассивные, отстающие и преуспевающие, усидчивые и деятельные, и так далее. Уделяя внимание отдельным группам, подход можно индивидуализировать.
В моей работе прослеживается определенная закономерность: уже во втором классе обычно формируется группа учеников, которые схватывают материал быстрее, и на уроках им становится скучно. Чтобы дать им стимул и поощрять их желание учиться, я отвела им важную роль на уроках — они помогают тем группам детей, у которых возникают сложности.
Любой учитель знает, что когда объясняешь какую-то тему другому, сам запоминаешь ее намного лучше. Про себя я называю этих ребят «мои помощники». Эти дети, в каком-то смысле, примеряют на себя роль педагога, учатся ответственности и навыку излагать свои мысли. Работа в качестве помощников доставляет им огромную радость.
При этом информацию, полученную от одноклассников, некоторые ребята усваивают значительно проще. Есть дети, которые очень хотят попасть в группу помощников и выполнять более сложные задания. Так это мотивирует весь класс.
2. Использовать компьютер для индивидуальной работы
Компьютер нельзя использовать как средство мотивации — я никогда не награждаю учеников работой на компьютере, но и не запрещаю его. Компьютер и образовательные онлайн-сервисы — это инструменты, с помощью которых учитель может настроить индивидуальную работу с каждым учеником. Ребенку важно чувствовать интерес к предмету, а это сложно реализовать в ситуации, когда учитель использует ко всем своим ученикам одинаковый подход.
Сейчас я пользуюсь сервисом Яндекс.Учебник. Это удобный сборник заданий по русскому языку и математике, он позволяет выдавать задания каждому ученику отдельно, ориентируясь на его уровень, индивидуальные особенности и даже увлечения. Одной группе детей можно дать задания на сервисе, другую группу — попросить им помочь, а с третьей группой — провести викторину или фронтальное занятие у доски. Потом ученики меняются местами.
После уроков можно проанализировать, насколько был усвоен материал. В сервисе видно, сколько времени ученик потратили на задания и с какой попытки справился с ним. На каждое задание есть три попытки. Если дети не хотят выполнять какое-то упражнение, они могут его пропустить — это я тоже вижу и тогда понимаю, что кто-то не усвоил тему.