Как классифицируются компьютерные программы

В литературе по компьютерным средствам обучения можно встретить различные классификации компьютерных программ учебного назначения. Мы будем придерживаться следующей классификации этих программ:

1. Обучающие программы.

2. Предметно-ориентированные среды.

4. Тестирующие и контролирующие программы.

5. Справочники, базы данных учебного назначения.

6. Лабораторные практикумы.

7. Компьютерные (электронные) учебники.

Обучающие программы – программы, осуществляющие процесс передачи обучаемому определенных знаний. Обучение в них ведется в диалоговом режиме, обучаемому предъявляется некоторая информация (текстовая, графическая, видео- и т. д.), осуществляется контроль за процессом обучения. Такие программы основаны на идее программированного обучения.

Предметно-ориентированная среда – это учебный пакет программ, позволяющий работать с объектами определенного класса. В них реализованы возможности оперировать с изучаемыми объектами на языке предметной области. Выполняя вспомогательные (в контексте изучаемого раздела) операции и представляя результаты действий в содержательной и наглядной форме, допуская пошаговое решение задач, общаясь с учащимся на общепринятом языке, такие пакеты позволяют ему сосредоточиться на существе изучаемого понятия, метода, алгоритма. Учебный пакет, с одной стороны, является инструментом, помогающим учащемуся решать задачи изучаемой дисциплины, с другой – будучи снабженным методическими разработками, пакет позволяет наблюдать, учиться исследовать и описывать свойства изучаемых объектов, учиться решать задачи. Кроме того, учебные пакеты выступают удобным средством адаптации к использованию научных прикладных программных продуктов (ППП).

Правильные знания и обязательные программы для компьютера

Тренажеры служат для отработки и закрепления технических навыков решения задач, обеспечивают получение информации по приемам решения задач, тренировку на различных уровнях самостоятельности, контроль и самоконтроль, вспомогательные средства (калькуляторы, таблицы, «записные книжки», автоматическое решение подзадач и т. д.). Как правило, включают режимы: теория, демонстрация примеров, работа с «тренером», самостоятельная работа, самоконтроль.

Тестирующие и контролирующие программы – это программные средства, предназначенные для контроля и оценки качества знаний и для самоконтроля. Контроль усвоения является органической составной частью процесса обучения. Его применяют для того, чтобы

– определить фактические результаты обучения;

– установить характер педагогических воздействий, которые нужно произвести для устранения недочетов в работе учащихся;

– выявить изменения, которые надо внести в организацию процесса обучения для повышения эффективности последнего;

– развить чувство индивидуальной ответственности учащегося за качество его работы;

– стимулировать учащихся к трудовой деятельности, укрепить их дисциплину и выработать у них критическое отношение к результатам собственного труда.

Компьютерный контроль усвоения помогает преподавателю в этой работе. Контролирующие программы могут оценить фактические результаты обучения, выявить количество и качество знаний, умений и навыков, которыми обладают учащиеся в момент контроля. При этом они оценивают:

Что такое компьютерная программа

1) полноту и точность запоминания правил и закономерностей;

2) умение применять полученные знания к решению практических задач;

3) навыки выполнения соответствующих действий.

Наряду с диагностической и воспитательной функцией, контролирующие программы выполняют и функцию обучения. Повторение в процессе контроля способствует уточнению знаний. Действия, выполняемые учащимися во время контроля, формируют и закрепляют умения и навыки. Рынок таких программ в настоящий момент очень велик.

Справочники и базы данных учебного назначения предназначены для хранения и предъявления учащемуся разнообразной учебной информации справочного содержания. Для них характерны иерархическая организация материала и наличие возможности быстрого поиска информации по различным признакам или по контексту.

Лабораторные практикумы служат для проведения наблюдений над объектами, их взаимосвязями или некоторыми их свойствами, для обработки результатов наблюдений, для их численного и графического представления и для исследования различных аспектов использования этих объектов на практике. В программах этого типа должны быть четко определены цели эксперимента, описаны средства и методики проведения эксперимента, методы обработки и анализа экспериментальных данных, формы отчета.

Читайте также:
Программа иммунизатор что делает

Компьютерный (электронный) учебник определим как единый комплекс программ, содержащий сведения по учебному предмету в объеме, достаточном для подготовки учащегося по всей учебной дисциплине, и методические указания, определяющие последовательность обучения. Как нам кажется, особенностью компьютерного учебника является то, что он представляет собой комплекс программ, не только разработанный в виде алгоритмических указаний на бумаге, но уже реализованный на компьютере.

Иногда в литературе можно встретить понятие компьютеризированного учебника, который определяется как совокупность программно-аппаратных средств и учебно-методических изданий, объединенных общим замыслом и тематикой. Такой учебник содержит текстовую и компьютерную части. Текстовая часть должна содержать весь объем предлагаемого обучаемому материала, чтобы всю дисциплину можно было бы изучать по ней, не прибегая к компьютеру. В компьютерную же часть учебника выносится тот материал, который нельзя показать без компьютера (например, анимационные иллюстрации).

Преимущества компьютерного (электронного) учебника:

– увеличивает возможность индивидуализировать процесс обучения –обеспечивает оптимальную для каждого учащегося последовательность и объем различных форм работы над учебной дисциплиной, состоящую в чередовании изучения теории, разбора примеров, обзора методов решения типовых задач, отработки навыков по их решению, проведения самостоятельных исследований, таким образом, позволяя строить обучение, учитывающее индивидуальные особенности памяти, восприятия, мышления учащегося;

– новизна работы с таким учебником повышает мотивацию обучения;

– в нем может быть реализована личностная манера общения, что создает благоприятную обстановку для учащегося;

– обеспечивает возможность самоконтроля качества приобретенных знаний и навыков;

– экономит время учащегося, необходимое для изучения учебного материала, за счет оптимального сочетания различных способов изучения курса и доступного, сжатого и наглядного изложения материала;

– активно помогает учащемуся, акцентирует его внимание на наиболее важных аспектах изучаемого материала;

– реализует проблемное обучение;

– путем дифференцированной оценки достижений, создания оптимального режима мыслительной деятельности (ритма взаимодействия, дозированной помощи, оценки и поощрений) позволяет повышать веру учащегося в свои силы, т. е. развивать личность.

Источник: mydocx.ru

Классификация компьютерных программ и их характеристика

Компьютерные программы (КП) можно классифицировать по содержательной направленности, особенностям использования, способу представления материала (рис.1).

В основу классификации КП по направленности положено основное предназначение данной КП, содержащееся в самом названии: обучающие — для обучения; контролирующие — для контроля; информационные — для получения информации. Такое деление, конечно, грубое и неабсолютное, так как практически каждая обучающая программа является и контролирующей и в какой-то мере информационной. Аналогичные примеры можно привести и по другим программам, хотя имеются программы, работающие как бы автономно — только по одному типу. Для упорядочения КП предлагаем относить их к тому или иному типу по главной задаче, решаемой данной программой.

Классификация компьютерных программ

Рис. 1. Классификация компьютерных программ

Обучающие КП подразделяются на электронные учебники и электронные учебные пособия. КП включают в себя, как правило, различные типы иллюстративного представления материала: статического типа, плоскостной мультипликации и в виде компьютерной видео мультипликации, или комплексное — мультимедиа (различные сочетания аудио-, видео-, мультипликации и др.).

Контролирующие КП условно можно разделить на три направления:

— контроль состояния отдельных систем организма.

Информационные КП могут быть как встроенными в обучающие или контролирующие программы, так и автономными. Информационные компьютерные программы можно подразделить следующим образом:

— узкотематические и др.

По способу доступа программы бывают открытыми или закрытыми. Для владельцев, точнее разработчиков, этих программ они, как правило, открытые, а для пользователей могут быть и открытыми, и закрытыми.

Читайте также:
Программа скандок как пользоваться

Большинство КП, разработанных для образовательного процесса, могут использоваться и в учебном, и во внеучебном процессе, хотя бывают и исключения[1].

Компьютерная программа «Атлет»

КП «Атлет» — является обучающей и разработана по принципу сетевого представления материала (система гипертекста).

Программа «Атлет» не имеет модели данных, которая бы служила каркасом для хранения информации, т.е. отсутствует жесткий алгоритм прокручивания текста. Студент или преподаватель, работая с этой программой, устанавливает те связи, ту последовательность, которую считает необходимой, что позволяет максимально использовать индивидуальный подход в обучении. Программа разработана по 4 уровням, что облегчает ориентацию при работе с нею, но в то же время позволяет обучаемому выбрать желаемый лично для него уровень получения знаний.

Программа «Атлет» включает как плоскостную мультипликацию (рис. 2), так и экраны с роликами видео мультипликации.

Рис. 2. Экран КП «Атлет», раздел — мышцы

Оценка усвоения теоретического материала позволяет занимающемуся или преподавателю выявить степень усвоения полученных знаний по курсу «Атлетическая подготовка» в процентах (за 100% взято отсутствие ошибок при ответах на контрольные вопросы).

В разделе «Рекомендуемая литература» обучаемый, выбрав интересующее его издание, может прочитать аннотацию и познакомиться с оглавлением выбранной книги [10].

Компьютерная программа «Техника метания гранаты»

КП «Техника метания гранаты» подготовлена для детального изучения особенностей метания гранаты с колена и позволяет с любой скоростью просматривать с трех различных сторон выполнение данного спортивного движения (рис. 3).

Такой тип демонстрации техники движения выгодно отличается от видеосъемки тем, что устранены все второстепенные объекты и при выполнении движения внимание сосредоточено на главных элементах [10,11].

Рис. 3. Экран КП «Техника метания гранаты»

Компьютерная программа «Фитнес»

В настоящее время все более актуальным становится принцип оздоровительной направленности занятий физической культурой. Здоровье человека относится к числу глобальных проблем современности, в которой налицо наибольшее обострение противоречий: издержки цивилизации не могли негативно не отразиться на состоянии здоровья современного человека.

Одно из наиболее перспективных направлений, позволяющих существенно повысить эффективность физкультурно-оздоровительной деятельности, — личная заинтересованность каждого человека в укреплении своего здоровья. И задача специалистов, работающих в области оздоровительной физической культуры, — разбудить заинтересованность в формировании здорового образа жизни. В решении этой задачи большую помощь может оказать и оказывает электронно-вычислительная техника.

Преподаватели, спортивные врачи при оценке физической кондиции студентов сталкиваются с рядом проблем: неоднородностью единиц измерения результатов тестирования, большим разнообразием тестовых программ, низким уровнем мотивации, как у студентов, так и у преподавателей, недостаточной подготовкой преподавателя к проведению тестирования и др.

Актуальным остается вопрос о вооружении врача и педагога инструментами, знаниями, позволяющими использовать средства и методы физической культуры для реабилитации и оздоровления людей различного возраста.

КП «Фитнес», позволяет на базе знаний специалистов-экспертов получать объективные данные по состоянию здоровья, физическому развитию, подготовленности и функционированию основных систем жизнеобеспечения за короткий промежуток времени с выдачей формализованного заключения и научно обоснованных рекомендаций (рис. 4 и 5). Программой предлагается к выполнению большое количество тестов, но обязательны только ряд показателей физического развития, а в физической и функциональной подготовленности — по одному любому тесту.

Схема компьютерной программы

Рис. 4. Схема компьютерной программы «Fitness»

Один из экранов заполнения КП

Рис. 5. Один из экранов заполнения КП «Fitness»

Разработанная оценочная компьютерная программа предназначена для мужчин и женщин 18 — 45 лет. Цель программы — оценка и моделирование здорового образа жизни.

Читайте также:
Программа подготовки в университете это

Компьютерная программа «Фитнес» («Fitness») состоит из 4 блоков (рис.5).

Компьютерная программа «Грация»

Создатели программы «Грация», выделили, уточнили и сгруппировали проблемы, решение которых более всего интересует девушек при занятиях шейпингом и аэробикой. Предлагаются пути решения каждой из этих проблем. Блок оценки физического состояния и подготовленности позволяет контролировать динамику этих показателей для внесения соответствующих коррективов в учебно-тренировочный процесс.

Программа «Грация» в первую очередь направлена на решение методических задач в соответствии с индивидуальными пожеланиями занимающихся физической культурой и ориентирует студентов на самостоятельные занятия.

Компьютерная программа «Грация — соревнование»

Одно из направлений в привлечении к занятиям аэробикой и шейпингом — организация и проведение небольших, в рамках одного или нескольких вузов, соревнований-конкурсов.

С учетом этого была создана КП, которая позволяет проводить конкурсные соревнования на достаточно высоком уровне.

Программа соревнований включает четыре раздела:

1. Оценка фигуры (оцениваются основные параметры: вес, талия, бедра).

2. Оценка физических показателей (сила, гибкость).

3. Оценка выполнения танцевальной программы.

4. Оценка знаний (вопросы по питанию, тренировкам и режиму дня).

Итоги конкурса подводят суммированием баллов (с учетом полученных экспертным путем весовых коэффициентов) по всем разделам программы. Ранжирование всех участников осуществляют в зависимости от набранных сумм баллов с распечаткой итогового протокола.

КП позволяет быстро и качественно проводить соревнования. Организация и проведение мини-соревнований, безусловно, хороший стимул для регулярного посещения занятий, проведения самостоятельных занятий, оптимизации режима питания, труда и отдыха.

Источник: studentopedia.ru

Как классифицируется программное обеспечение?

В первом приближении все программы, работающие на компьютере, можно условно разделить на три категории (рис. 6.1):

1. прикладные программы, непосредственно обеспечивающие выполнение необходимых пользователям работ;

2. системные программы, выполняющие различные вспомогательные функции, например:

o управление ресурсами компьютера;

o создание копий используемой информации;

o проверка работоспособности устройств компьютера;

o выдача справочной информации о компьютере и др.;

3. инструментальные программные системы, облегчающие процесс создания новых программ для компьютера.

Рис. 6.1. Категории программного обеспечения

При построении классификации ПО нужно учитывать тот факт, что стремительное развитие вычислительной техники и расширение сферы приложения компьютеров резко ускорили процесс эволюции программного обеспечения.

Если раньше можно было по пальцам перечислить основные категории ПО — операционные системы, трансляторы, пакеты прикладных программ, то сейчас ситуация коренным образом изменилась.

Развитие ПО пошло как вглубь (появились новые подходы к построению операционных систем, языков программирования и т.д.), так и вширь (прикладные программы перестали быть прикладными и приобрели самостоятельную ценность).

Соотношение между требующимися программными продуктами и имеющимися на рынке меняется очень быстро. Даже классические программные продукты, такие, как операционные системы, непрерывно развиваются и наделяются интеллектуальными функциями, многие из которых ранее относились только к интеллектуальным возможностям человека.

Кроме того, появились нетрадиционные программы, классифицировать которые по устоявшимся критериям очень трудно, а то и просто невозможно, как, например, программа — электронный собеседник.

На сегодняшний день можно сказать, что более или менее определённо сложились следующие группы программного обеспечения:

· операционные системы и оболочки;

· системы программирования (трансляторы, библиотеки подпрограмм, отладчики и т.д.);

· интегрированные пакеты программ;

· динамические электронные таблицы;

· системы машинной графики;

· системы управления базами данных (СУБД);

· прикладное программное обеспечение.

Структура программного обеспечения показана на рис. 6.2. Разумеется, эту классификацию нельзя считать исчерпывающей, но она более или менее наглядно отражает направления совершенствования и развития программного обеспечения.

Дата добавления: 2016-05-31 ; просмотров: 2019 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

Источник: poznayka.org

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru