Как изменить программу в школе

Родители призывают изменить школьный курс по литературе в школах России

Каждому седьмому не нравится список книг, который дети проходят в школе – данные свежего опроса. Главный объект недовольства – произведения русских классиков.

«РАЗРЕШИТЕ НЕ ЧИТАТЬ»

К кому еще есть претензии? Шолохов в «Тихом Доне» тоже чересчур расписался, «Преступление и наказание» Достоевского вгоняет в тоску. «Тарас Бульба» Гоголя — дикость какая-то убивать сына! Непонятна и Катерина из «Грозы» Островского: зачем убиваться из-за ерунды? Героиня «Матрениного двора» Солженицына тоже странная женщина: все терпит, живет для других, ничего не пытается изменить в жизни… «Слово о полку Игореве» — сплошные «ой ты гой еси, добрый молодец» и устаревшие слова, без словаря и пояснений учителя читать невозможно.

Сложное и непонятное «старье» бунтари предлагают заменить более современными произведениями. Номер один в списке желаемых – Гарри Поттер. По объему сага о юном волшебнике вдвое увесистее «Войны и мира» — аж 8 томов. Выходит, дело не в количестве страниц.

Новенький в классе. Как влиться в новый коллектив? | Психология TutorOnline

СИТУАЦИЯ ГРУСТНАЯ

— Главная причина нечтения «Войны и мира» — запущенность программы в 5-8 классе, когда у детей отбивают любовь к чтению, — говорит преподаватель литературы московской гимназии №1514, председатель Ассоциации «Гильдия словесников» Антон Скулачев. — Учебный год начинается с древнерусской литературы – и как обухом по голове посыл «ты сейчас ничего не будешь понимать».

Программа перегружена текстами, далекими подросткам по тематике. Например, о деревенском детстве, в то время как подавляющее большинство населения страны – городские. В итоге в старшие классы приходят ученики, которые не понимают личностной ценности чтения. И это грустно. Частая ситуация, сформулированная моим коллегой Михаилом Половцем, — пусть не читают, лишь бы классику.

Такое неуважение преступно.

СПИСОК НЕ НУЖЕН

А какая вообще цель уроков литературы? Воспитать вдумчивого читателя, говорят педагоги, чтобы чтение книг стало ежедневной привычкой на всю жизнь, чтобы был вкус к хорошей литературе, кругозор. Но тогда и подход нужен другой.

В программе, считает Антон Скулачев, должны быть центр и периферия. Центр — незыблемый: 3-5 текстов в год. «На глубокий разговор об одном произведении нужно тратить не меньше 5-6 уроков. У нас же тенденция скакать по верхам, чтобы успеть все пройти и сдать ЕГЭ», — сетует педагог. А периферия — размытая, чтобы учитель мог добавить книги, ориентируясь на конкретных детей.

— Где-то инструментом будет Гарри Поттер – главный христианский текст современной литературы, по мнению доктора филологических наук Татьяны Касаткиной. Так и есть — в книге большое количество библейских отсылок и подтекстов, — поясняет собеседник KP.RU. — Где-то ключом будет Толстой. Или Нина Дашевская – лучший, на мой взгляд, современный прозаик, которая пишет о подростках, о чуде музыки. Пусть этих ключей будет много, ведь дети — разные. А где-то начинать нужно с коротких качественных рассказов, потому что в пятый класс сейчас массово приходят ребята с дислексией и дисграфией, которые физически не готовы воспринимать большие тексты.

7 СПОСОБОВ: Как заставить себя учиться? | Психология | TutorOnline

В год достаточно десяти произведений. А большой список литературы, единый для всех, не нужен. Ну и, конечно, о списке стоит подумать очень и очень серьезно. Гарри Поттера и так прочтут. И он не наш все-таки герой. А школе бы отечественное пропагандировать.

Только не топорно, не отбивая вкуса к нашей классике.

ПЬЕР БЕЗУХОВ НА САЙТЕ ЗНАКОМСТВ

Известно, что дети любят читать, если видят с книгой родителей, если дома принято обсуждать прочитанное и есть библиотека. Очень многое зависит и от учителей. Какие приемы используют словесники?

Увлечь литературой через творчество. Логика заданий такая: как писатели нас пугают? А как шутят? Рассказывают о своих идеалах? Описывают свои путешествия?

А как ты можешь это сделать? Попробуй сам написать.

Зайти через юмор, показав, что литература бывает смешная и веселая, а мир гораздо богаче и интереснее, чем кажется.

Или через интернет-пространство: придумай мем, создай в соцсетях личную страничку литературного персонажа, писателя. Или шуточную анкету для сайта знакомств (реальный пример: «Пьер Безухов. В активном поиске смысла жизни. Недавно стал богатым. Ищу ту, которой смогу признаться в любви на русском»).

Вот и стимул ученикам копнуть глубже и узнать больше о той эпохе, людях, нравах, чаяниях.

«ВЗРОСЛОЕ» — ВЗРОСЛЫМ?

Дискуссии о новых подходах не первый год ведутся. Ведь наша школьная программа меняется редко, а Пушкин, Гоголь, Толстой и другие столпы русской классики были в нее включены еще сто лет назад.

Какие были предложения? Оставить классиков, потому что это наш культурный код и знать их необходимо, но давать детям не романы, а рассказы и повести. «Войну и мир» и прочие серьезные «взрослые» произведения изучать не в школе, а отдельным курсом в вузах, где аудитория более зрелая.

Читайте также:
Как накачать спину программа

Впрочем, известный нейрофизиолог Татьяна Черниговская настаивает: именно сложные произведения вроде толстовской эпопеи подросткам читать очень полезно, поскольку это развивает мозг, улучшает память и в целом помогает успешно учиться.

А КАК У НИХ

В большинстве европейских школ родной язык и литературу проходят общим курсом: дети осваивают грамматику по прочитанным текстам.

Классику изучают в основном в старшей школе, упор – на национальных авторов. Данте в Италии читают целых два года.

В Чехии каждый школьник обязан знать к выпускным экзаменам порядка 250 произведений. Во Франции списков нет, но ученикам каждый год задают прочесть произведения трех жанров: роман, поэму и пьесу. Какие конкретно, выбирают учителя, советуясь с детьми и родителями. В год получается 4-5 книг.

В Эстонии программа пересматривается каждые 10 лет. В США у каждого штата своя программа, в Германии – так же.

НА ЗАМЕТКУ

Что почитать подросткам

Эти современные авторы чаще всего лидируют в опросах

Российские: Наринэ Абгарян «Манюня» и «С неба упали три яблока», Алексей Иванов «Географ глобус пропил», Павел Санаев «Похороните меня за плинтусом», Светлана Алексиевич «У войны не женское лицо», Мариам Петросян «Дом, в котором…», Виктория Ледерман «К доске пойдет… Василькин!» и «Всего одиннадцать! или Шуры-муры в пятом «Д», Сергей Лукьяненко «Ночной Дозор», Евгения Пастернак и Андрей Жвалевский «Время всегда хорошее» и «Я хочу в школу».

Зарубежные: Джоан Роулинг сага о Гарри Поттере, Клайв Стейплз Льюис «Хроники Нарнии», Джон Бойн «Мальчик в полосатой пижаме», Роальд Даль «Чарли и шоколадная фабрика», Стивен Кинг «Зеленая миля», Уинстон Грум «Форрест Гамп», Джон Толкиен «Властелин Колец», Фредерик Бакман «Вторая жизнь Уве» и «Бабушка велела кланяться и передать, что просит прощения», Янн Мартел («Жизнь Пи».)

Возрастная категория сайта 18 +

Сетевое издание (сайт) зарегистрировано Роскомнадзором, свидетельство Эл № ФС77-80505 от 15 марта 2021 г.

ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР — НОСОВА ОЛЕСЯ ВЯЧЕСЛАВОВНА.

ШЕФ-РЕДАКТОР САЙТА — КАНСКИЙ ВИКТОР ФЕДОРОВИЧ.

АВТОР СОВРЕМЕННОЙ ВЕРСИИ ИЗДАНИЯ — СУНГОРКИН ВЛАДИМИР НИКОЛАЕВИЧ.

Сообщения и комментарии читателей сайта размещаются без предварительного редактирования. Редакция оставляет за собой право удалить их с сайта или отредактировать, если указанные сообщения и комментарии являются злоупотреблением свободой массовой информации или нарушением иных требований закона.

АО «ИД «Комсомольская правда». ИНН: 7714037217 ОГРН: 1027739295781 127015, Москва, Новодмитровская д. 2Б, Тел. +7 (495) 777-02-82.

Исключительные права на материалы, размещённые на интернет-сайте www.kp.ru, в соответствии с законодательством Российской Федерации об охране результатов интеллектуальной деятельности принадлежат АО «Издательский дом «Комсомольская правда», и не подлежат использованию другими лицами в какой бы то ни было форме без письменного разрешения правообладателя.

Источник: www.kp.ru

6 вещей, которые нужно менять в школьном образовании прямо сейчас

Лайфхакер поговорил с учителями, учениками и родителями и выяснил, что их не устраивает в современной школе.

Фото автора Настя Радужная

1. Общеобразовательность

Чему, как и в каком объёме учить детей, диктует Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС). Большинство разработанных на его основе программ сводятся к тому, что дети изучают сразу и гуманитарные, и точные, и естественные науки. Таким подходом недовольны как родители, так и дети.

Ирина Порохова
мама семиклассника

Каждый предметник считает свой предмет самым главным и задаёт такой объём домашней работы, что ребёнок говорит: «Мне жить некогда». При этом не учитываются интересы и склонности ребёнка. Зачастую все эти рисунки, поделки, гербарии никому не нужны, но дети шантажируются оценками.

Артём Мокрушин
ученик 10-го класса

На мой взгляд, было бы лучше, если после седьмого-восьмого класса учеников делили бы на группы: физмат, гуманитарий, хим-био, юриспруденция и так далее. Охватить весь материал по всем предметам крайне сложно, а так можно преуспеть в том, к чему у тебя предрасположенность. А страна впоследствии получит много высококлассных работников, в которых нуждается. Такой подход уже есть в некоторых школах, но не в моей.

2. Гонка за показателями

Рейтинги в системе образования всё популярнее. Их составляют как на муниципальных и региональных уровнях, так и в масштабах всей страны. Рейтинг школы зачастую становится решающим фактором для родителей при выборе образовательного учреждения.

Единых критериев оценки качества школы нет. Но обычно смотрят на результаты учащихся по ОГЭ и ЕГЭ (основной и единый государственные экзамены), участвуют ли дети в олимпиадах и спортивных соревнованиях и так далее.

В конкуренции нет ничего плохого. Но в погоне за рейтингом школьная администрация нередко забывает о своей главной миссии — учить.

Георгий Порохов
ученик 7-го класса

Мне не нравится, что в школе никому не интересно твоё мнение. Сочинения пишутся по общепринятому шаблону. Если ты не согласен, тебе снизят оценку. Поэтому дети не задают лишних вопросов (зачем, если всё равно не ответят?) и не спорят. По крайней мере, по существу.

Если только чтобы повыпендриваться.

3. Система аттестации

ЕГЭ в России скоро отпразднует десятилетний юбилей. Но система до сих пор не отработана. И дело даже не в сливах заданий в интернет и не во внезапных отличниках. Формат ЕГЭ идёт вразрез с текущей учебной деятельностью.

Читайте также:
Программа для переключения звука

Министерство образования и науки России заявляет, что «для получения высоких баллов на ЕГЭ необходимо продемонстрировать высокий уровень освоения школьной программы». Проблема в том, что в процессе натаскивания на ЕГЭ у детей на это освоение не остаётся времени.

Дарья Цыкина
ученица 10-го класса

Нас с седьмого класса начали пугать ЕГЭ. Даже чтобы сдать базу, нужно изучать больше, чем дают на уроках. Разве госэкзамен не должен проверять то, чему научили в школе? Старшеклассники штудируют предметы, которые будут сдавать, в том числе с репетиторами, а остальные — лишь бы как-нибудь получить оценку.

В Минобрнауки любят подчёркивать, что КИМ ЕГЭ (контрольно-измерительные материалы, попросту задания) не являются тестами в чистом виде. Ведь там есть часть С. Задания открытого типа, где требуется развёрнутый ответ, по замыслу ФГОС, направлены на выявление творческого потенциала детей. Но практика показывает, что этого мало. Уже сейчас допуском к ЕГЭ по русскому языку является итоговое сочинение. В перспективе — введение предварительных письменных работ по всем предметам.

4. Бумажная волокита и постоянные проверки

В рамках национального проекта «Образование» в России вот уже больше 10 лет внедряют сервисы электронных журналов и дневников. Закон не запрещает отказаться от бумажных документов, но большинство учебных заведений продолжают вести двойную бухгалтерию. Потому что многочисленные комиссии могут их потребовать.

Меня раздражают электронные журналы и дневники. Я не могу посмотреть оценку, пока не приду домой и не залезу в интернет. В нашей школе не озвучивают оценку после ответа ученика. И эти электронные оценки не дают потом исправлять.

Дарья Цыкина
ученица 10-го класса

Программы, календарно-тематические и поурочные планы, планы-графики, отчёты — это лишь часть бумажной работы, которая ложится на плечи обычного учителя-предметника. У классных руководителей и завучей волокиты ещё больше.

Наталия Чипышева
учитель начальных классов

Мне бы хотелось детей учить, а по факту я постоянно должна заполнять какие-то бумажки, отчёты. Если вовремя не сдашь, премия в минус, хотя на качество обучения мною детей эти бумажки никак не влияют.

Помимо государственного надзора, в последние годы в работу учителей вмешивается родительский контроль. «Инициативные» мамы и папы загоняют педагогов в тиски уставов и протоколов.

Ирина Перекраснова
учитель географии

Мне моя работа нравится. Не могу пожаловаться на «современную молодёжь»: есть, конечно, отдельные отпрыски, но в целом коллектив управляемый. Напрягает то, что приходится напрямую работать с родителями и доказывать, что ты не верблюд. Теперь принято вмешиваться в учебный процесс и даже сидеть на уроках.

Администрация старается не позволять этого в больших масштабах, но и отказывать не может. Поэтому на фразы и статьи законов учимся отвечать тем же. Молодые учителя (22–45 лет) уже приспособились, представителям старшего поколения сложнее.

5. Зарплата учителей

По данным Росстата, средняя зарплата учителя в России составляет порядка 33 000 рублей. Но реальные суммы гораздо меньше.

Заработная плата учителей разнится от региона к региону и состоит из базовой части и стимулирующих выплат. К повышающим коэффициентам относится категория, почётное звание или учёная степень, стаж работы, ведение классного руководства, внеурочная работа и так далее. Также доплачивают за преподавание в селе или, к примеру, интернате для сирот.

Молодому специалисту без категории и стажа выжить на школьную зарплату практически нереально. Приходится подрабатывать репетиторством или взваливать на себя колоссальную нагрузку.

Чтобы получать достойную зарплату, учителя ведут всё, что только можно. У них не хватает времени, чтобы готовиться к урокам. В результате детям скучно, они отвлекаются, играют в телефоне, разговаривают, а материал урока переходит в раздутое домашнее задание.

Георгий Порохов
ученик 7-го класса

Повышение заработной платы — вопрос не только престижа и уважения социума. Возведение профессии учителя в разряд высокооплачиваемых приведёт к тому, что педагогические вузы будут наполнены лучшими представителями молодёжи, а не теми, кого больше никуда не взяли.

6. Внеурочка

Официально школа сейчас не выполняет воспитательной функции — только образовательную. Поэтому многие учебные заведения даже не пытаются организовать досуг детей.

Марина Оганезова
ученица 10-го класса

В нашей школе мне не нравится организация школьных мероприятий. Кроме учёбы дети должны проводить время с одноклассниками и учителями, делать какие-нибудь проекты, конкурсы. У нас этого нет. Разве не маразм — не пустить на торжественную часть вручения аттестатов или на юбилей школы учеников и сидеть в зале, полном учителей? Или, например, полный запрет на школьные дискотеки…

Другие учреждения образования стараются вовлечь учеников во внеурочную жизнь, но без системного подхода тоже получается плохо. Недовольны и учителя, и дети.

В целом ФГОСы мне нравятся. Думаю, они на самом деле более соответствуют современной жизни, чем традиционная система обучения. Не нравится обязательная внеурочная деятельность, из-за неё у некоторых детей вообще ни на что времени не хватает.

Наталия Чипышева
учитель начальных классов

Меня убивает добровольно-принудительное посещение дополнительных занятий, кружков, классных часов. У меня свои секции, мне не нужны эти чаепития и концерты!

Георгий Порохов
ученик 7-го класса

А какие недостатки системы школьного образования видите вы? Что не устраивает вас как родителя, учащегося или, быть может, педагога? Высказывайте конструктивную критику в комментариях.

  • 8 вещей, которым стоило бы учить на уроках труда вместо изготовления фартуков и табуретов
  • Как делать домашнее задание быстрее
  • 20 вопросов о ЕГЭ, ответы на которые стоит знать родителям
Читайте также:
Известно что программа 11122 переводит число 4 в число 22 определи значение b

Источник: lifehacker.ru

Единые образовательные программы: какие последствия для школ и учителей

Педсовет

Фотографии: АГН «Москва» / Unsplash. Иллюстрация: Юлия Замжицкая.

С 1 сентября 2023 года во всех российских школах (в том числе в частных) введут единые образовательные программы (ФООП), а для ряда предметов Минпросвещения закажет новые, единые учебники. Читатели Педсовета отнеслись к новшеству неоднозначно: по результатам опроса, 60 процентов его одобряют, а 40 процентов, наоборот, считают, что ФООП создадут очередные трудности для учителей. Редакция узнала у школьных администраторов, как они оценивают грядущие изменения и их влияние на жизнь частных и государственных школ.

Ольга Вихрова, директор Ольгинской гимназии, г. Псков.

На данный момент сложно определить, как ФООП повлияют на работу школ. Конкретных проектов программ нет. К тому же закон оставляет за школами право на разработку авторских программ. Остаётся вопрос о том, каким образом это реализуют. Например, как федеральный план воспитательной работы будет учитывать специфику регионов.

Но однозначно можно говорить о том, что увеличится нагрузка на педагогов и административный состав. Ведь только в этом году были разработаны новые программы под обновленный ФГОС НОО и ООО, необходимо создать документы под последние модификации ФГОС СОО. А это три основные образовательные программы в учреждениях.

Новые изменения повлекут за собой новые правки. Заместители директоров по учебной работе объективно не успевают править документы под новые законы, и это абсолютно точно коснется как государственных и муниципальных школ, так и частных.

Частным школам не нужно бояться единого образовательного стандарта. Возможность сделать образование качественнее, сильнее и интереснее все равно останется — за счёт внеурочной деятельности, современных методик и талантливых педагогов.

Светлана Подъянова, директор и основатель детского сада и школы «Талантвилль»

Официально мы не частная школа, а клуб. Поэтому, думаю, в ближайшем будущем этот закон на нас не скажется. Мы учили и будем учить детей по тем пособиям, по каким считаем нужным.

А вот сдавать экзамены и зачёты детям будет необходимо по тем самым единым программам. Математика — она и есть математика, падежи и запятые по русскому тоже везде одинаковы, а вот гуманитарные науки — уже другое. Конечно, адекватному ребёнку всегда можно сказать: слушай, это неоднозначно, но в тесте надо написать так.

В общем, учителям придётся непросто. Свободы нет, креатива нет, руки связаны — здравствуй, выгорание. Администрации школ тоже будет нелегко: удерживать кадры станет еще сложнее, творческие люди будут уходить.

Задача частной школы — учитывать интересы учеников, их склонности, удовлетворить их образовательные потребности. И я думаю, что тенденция ухода детей из государственных школ в ближайшее время будет усиливаться. Не только в частные школы, но и на другие формы обучения — заочное, семейное и т. д.

Игорь Масленников, замдиректора по IT в одной из школ Екатеринбурга

Почему ФООП — это хорошо? В первую очередь, снижаются риски при проверках. Но только если программа единая, по принципу «берем и работаем», без доработок на местах. Во-вторых, это сэкономит время педагогам, а детям облегчит переход из одной школы в другую.

Пострадает ли от этого учитель? Вряд ли. Все, что он хочет реализовать в своей работе, можно сделать в формате внеурочной деятельности, углублённых курсов, которые не затронуты ФООП.

Почему ФООП вызывают опасения? Во-первых, из-за спешки, с которой они вводятся. Сначала обновленные ФГОСы, запущенные с 1 сентября при отсутствии учебников, теперь — ФООП, которые, видимо, так же будут запущены без учебников. При этом изменения здесь более масштабные и касаются уже не 1 и 5 классов, а практически всей школу с 1 по 9 класс.

Ради чего это нужно делать настолько срочно? Если запуск реально будет 1 сентября 2023 года, это приведет к очередному переписыванию программ посреди учебного года. «Спасибо» за это точно никто не скажет. Даже если будут готовые программы, которые только «взять», их нужно интегрировать в ООП школы.

Разработать ФООП качественно и быстро — непростая задача. Возможно, эта работа велась уже давно? Была ли проведена, планируется ли апробация? На эти вопросы пока ответов нет.

Что будет с частными школами? Повлияют ли ФООП на качество и разнообразие частного образования? Маловероятно. Повторюсь, никто не запрещает реализовывать желаемые траектории через дополнительные курсы, внеурочную деятельность. Именно частные школы в этом вопросе более свободны, а ФООП регулируют лишь часть предметов.

Система образования мастерски научилась писать то, что от нее требуют, при этом продолжая работать без существенных изменений. Когда закрывается дверь кабинета, то, что происходит за ней, контролю не поддается. Если ФООП будут приняты педагогическим сообществом — их будут реализовывать. Если этого не случится — останутся на бумаге, как многие другие инициативы, которые не нашли отклика в сердцах учителей.

Материалы по теме:

Если вам нравятся материалы на Педсовете, подпишитесь на наш канал в Телеграме, чтобы быть в курсе событий раньше всех.

Источник: pedsovet.org

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru