Доктор психологии, ведущий российский эксперт в области развития эмоционального интеллекта детей, преподаватель в МИП, МГИМО и автор книг о развитии эмоционального интеллекта.
Родительские установки — это такие директивы, которые мы неосознанно внушаем своим детям ежедневно. Нам они кажутся безобидными и исходят из лучших побуждений, но эффект получается противоположным, психологическому здоровью ребёнка наносится вред. Личностные деформации в человеке не происходят на пустом месте. Они складываются из каждодневных и повторяющихся ситуаций внутри семьи, слов, выражений и даже мимики родителей. В итоге мы собственноручно добиваемся совсем иного результата.
Задача родителей — проанализировать свою речь и поведение, осознать факт наличия директивы и проработать нужную. Если вовремя распознать и исправить эти установки, получится вырастить успешного и счастливого ребёнка.
1. Не живи
Вдумайтесь, каков истинный смысл этих слов: «Какая ты неряха! И зачем я тебя родила? Думала, помогать мне будешь!», «Мне такой хулиган не нужен, сиди здесь, а я пошла». Это одна из самых популярных и травматичных для психики ребёнка манипуляций. Происходит игра на хроническом чувстве вины за то, что малыш виноват во всех неудачах родителей.
Негативные Родительские Программы. Как запускаются? Как избавиться? Убираем негативные установки.
Дети, выросшие с такой установкой, выбирают модель поведения, в которой постоянно получают наказание. Это смягчает чувство вины, на мгновение ребёнок освобождается от психологического груза.
Как правильно поступать
- Повторяйте каждый день: «Я очень счастлива, что ты у меня есть».
- Приготовьте малышу сюрприз — открытку «Ты моё солнце, рада, что мы вместе». Периодически удивляйте ребёнка такими знаками внимания. Мы как данность воспринимаем аналогичные детские послания, но, к сожалению, редко делаем нечто подобное в ответ.
- Составьте с ребёнком коллаж «Семья, как я тебя люблю». Возьмите ватман, клей, семейные фотографии и творите. Главное — посыл, закрепляемый в сознании ребёнка через творчество.
- Читайте книги о любви и семейных ценностях. Например, книгу Сэма Макбратни «Знаешь, как я тебя люблю?». В ней можно почерпнуть идеи для выражения силы любви: «я люблю тебя широко-широко», «я люблю тебя далеко-далеко», «я люблю тебя до самой луны». Можете придумать свои словесные традиции.
2. Не будь ребёнком
Это классика: «Ты уже не маленький, думай сам!», «Хватит вести себя как ребёнок, пора повзрослеть». Обычно такое говорят единственному или старшему ребёнку в семье. В итоге — подавление творческого порыва, желания проявить своё «я», низкая самооценка.
Как правильно поступать
- Ежедневно повторяйте: «Я счастлива каждой минуте, проведённой вместе. Тебе сейчас три года, это прекрасный возраст. Постепенно ты всему научишься».
- Цените момент. Контролируйте себя и старайтесь не планировать развитие ребёнка более чем на год вперёд. Интересы меняются молниеносно, а вот талант очень легко упустить.
- Обращайте внимание на то, в чём преуспел малыш. Проговаривайте вслух его успехи и предлагайте повторить ещё раз, но уже вместе.
- Не говорите ребёнку напрямую, что он уже большой. Лучше попробуйте использовать практики из мира взрослых. Например, сделайте вместе канбан-доску. Для этого нарисуйте на ватмане 3 столбца или используйте 3 створки шкафа. Первая — «Что сделать», вторая — «В процессе», третья — «Сделано». Приклеивайте в столбцы стикеры с задачами и передвигайте их слева направо в зависимости от выполнения. Так можно научить ребёнка убирать за собой постель или больше читать.
3. Не расти
«Не торопись взрослеть, ты всё успеешь», «Я всегда буду рядом и никогда не брошу тебя», «Ты навсегда останешься моим малышом» — за этими словами кроется страх родителей остаться наедине друг с другом или в одиночестве после ухода ребёнка из семьи.
КАК ИЗБАВИТЬСЯ ОТ РОДИТЕЛЬСКИХ УСТАНОВОК?
Как правильно поступать
- Повторяйте каждый день: «Я очень тебя люблю. Ты умный, добрый, смелый. У тебя всё будет хорошо в будущем: ты создашь свою семью, найдёшь призвание, любимую работу, единомышленников и добьёшься всего, чего захочешь».
- Визуализируйте взросление. Для этого купите и повесьте ростомер. Можно добавлять на него фотографии и вписывать ключевые достижения ребёнка.
- Планируйте список детских возможностей и ответственностей. Предоставьте ребёнку возможность, но упомяните о необходимости быть за неё ответственным. Например, в 12 лет заведите банковскую карту и расскажите о финансовом планировании и зарабатывании денег.
4. Не думай
Что-то произошло, ребёнок расстроился, докучает вопросами, а вы ему отвечаете: «Ой, ну что ты зациклился? Хватит думать об этом, пошли лучше мультик посмотрим». Со временем ребёнок даже не будет пытаться справляться со сложными ситуациями.
Как правильно поступать
- Спрашивайте мнение ребёнка, но не оценивайте ответ. Достаточно сказать «Откуда ты взял такую чушь?», и ребёнок начнёт считать свои мысли глупыми.
- Учите детей разным видам мышления. Один из способов развития креативного мышления — метод фокальных объектов. Задаёте ребёнку вопрос «Какой может быть ручка?» и получаете в ответ ряд прилагательных. Затем выбираете три случайных объекта и описываете их свойства. Например, яблоко — съедобное, красное; машинка — передвижная, со светом; конструктор — разборный, разноцветный. Далее применяете эти свойства к ручке: она может быть съедобной, с фонариком, разборной. Такие упражнения впоследствии помогают решать жизненные задачи.
5. Не чувствуй
Так мы буквально запрещаем ребёнку испытывать чувства: «Не злись на учителя, она тебе в бабушки годится», «Успокойся, нельзя так смеяться у всех на виду», «Не смей завидовать». В итоге ребёнок считает, что ему нельзя испытывать эмоции по отношению к определённым людям и переносит их на младших братьев, сестёр или одноклассников.
Как правильно поступать
- Обсуждайте с ребёнком его эмоции, помогайте осознавать чувства и управлять ими. Попросите его закончить предложения: «Я чувствую…», «Потому что…», «Я бы хотел, чтобы…» Объясните, что плохих эмоций не бывает. Каждая из них имеет право на существование и обращает внимание человека на то, что тревожит его в данный момент больше всего.
- Продемонстрируйте, как можно выразить негативные эмоции в игровой форме: прокричать злость в «мешочек гнева», выплеснуть обиду с помощью «подушки негатива», затоптать зависть на «коврике ненависти».
6. Не будь успешным, не будь лидером
Чтобы избежать зависти или осуждения, родители внушают ребёнку: «Куда ты высовываешься?», «Что люди подумают?», «Тише едешь — дальше будешь».
Как правильно поступать
- Говорите, что верите в таланты ребёнка, и обязательно конкретизируйте: «Ты делаешь большие успехи в игре на фортепиано. Главное — тебе самому интересно. Я верю в тебя и в то, что ты достигнешь больших высот в этом».
- Ставьте достижимые цели. Например, не «победить во всех соревнованиях», а «принять участие в этом году в четырёх соревнованиях». Это позволит избежать травмы, если ребёнок не выиграет.
- Создайте дерево талантов. Для этого нарисуйте карту мыслей, где схематично изобразите заветные мечты ребёнка: «стать астронавтом», «получить „Оскар“», приклейте стикеры с увлечениями ребёнка. Для самого важного можно создать вектор — расписать конкретные шаги на пути к достижению цели. Визуализация будет мотивировать и подогревать интерес.
7. Не делай
«Подожди, не начинай! Сейчас приду, помогу тебе». Смысл этих слов такой: «Не делай сам, я сделаю за тебя». Дети учатся не брать на себя ответственность, становятся нерешительными и вязнут в проблемах.
Как правильно поступать
- Дайте ребёнку возможность действовать самостоятельно. Достаточно 2–3 раза выполнить дело за ребёнка, и инициативы ждать уже не приходится. Не торопите — важнее самому научиться завязывать шнурки, чем опоздать к бабушке.
- Освойте «зону ближайшего развития»: анализируйте действия, которые ребёнок может выполнять сам, и вместе делайте шажок на следующую ступень развития. Например, сначала малыш берёт ножницы под контролем родителя, потом учится резать по прямой линии. Если получается, учим вырезать круги и кривые линии и даём попробовать самому. По этой схеме можно обучать и детей старшего возраста, например приготовлению еды.
8. Не будь самим собой
Так родители заставляют ребёнка чувствовать хроническую неудовлетворённость собой. Человек вырастает завистливым, агрессивным, лживым, бегущим от своей личности. И всё это от безобидных фраз вроде: «Почему Вася справился с заданием, а ты нет?», «Стремись к идеалу, ты должен быть лучшим».
Как правильно поступать
- Расскажите ребёнку об уникальности каждого человека. Мы не должны соответствовать чьим-то ожиданиям и быть похожими на кого-то, у каждого свой путь.
- Используйте техники визуализации успехов ребёнка, например дерево талантов.
- Не забывайте, что вы всегда должны быть на стороне ребёнка.
Задача родителей — контролировать своё поведение и понимать, что, кому и зачем говорить, к каким последствиям могут привести слова. Важно ценить отношения здесь и сейчас, любить ребёнка как личность, не пытаться изменить его и с уважением относиться к его мнению, характеру и желаниям.
- 10 фактов для родителей, которые помогут воспитать счастливых детей
- Как вырастить успешных детей и не переусердствовать с воспитанием
- Как воспитать самостоятельного ребёнка: метод ленивой мамы
Источник: lifehacker.ru
Проработка родительских программ и избавление от их влияния
Как известно, личное счастье – достаточно капризная вещь и найти его, а тем более, сберечь, удается далеко не каждому. Наверняка среди ваших знакомых есть красивые, умные и самодостаточные, но, увы, несчастливые в личной жизни женщины. Одну из причин того, что у многих представительниц слабого пола отношения с мужчинами почему-то не складываются, психологи склонны видеть в так называемых родительских программах – стереотипах поведения, заложенных в каждом из нас с детских лет.
Родительские программы с нами с детства
Определенный образ отношений между мужчиной и женщиной формируется в сознании ребенка еще в дошкольном детстве. Малыш как губка впитывает все, что видит и слышит вокруг и, сам того не сознавая, копирует манеры окружающих его взрослых. В силу своего возраста он еще не всегда может понять, что в их поведении правильно, а что нет, что приносит свои плоды, а что малоэффективно и даже вредно. При этом родители могут даже ничего не объяснять своим детям и не беседовать с ними: собственным поведением, стилем общения между собой и с другими людьми они уже закладывают в них те или иные родительские программы. Следствием этого может быть то, что жизнь детей полностью или частично повторит родительский сценарий.
Давно подмечено, что судьбы многих женщин бывают на удивление схожи с судьбами их матерей. Если, к примеру, мать в свое время развелась с мужем и воспитывала свою дочь самостоятельно, у той есть все шансы повторить материнскую судьбу – в особенности, если родительница запрограммировала в ней низкую самооценку. Избавиться от негативных родительских программ вполне возможно, но важно осознать необходимость этого мероприятия и приложить все усилия для его реализации.
3 этапа для избавления от родительских программ
Работа над стиранием негативных программ проводится в несколько этапов.
На первом из них необходимо мысленно вспомнить историю взаимоотношений вашей матери с сильным полом, проанализировать их и выделить возможные причины проблем. Наиболее распространены следующие из них: недовольство своим спутником и стремление корректировать каждый его шаг; желание помыкать мужчиной и решать все самостоятельно, установив собственное главенство. Заниженная самооценка также встречается весьма часто – проявляется это, к примеру, во фразах «я никому не нужна», «я ни на что не гожусь», «я некрасивая (у меня ужасная фигура, черты лица и т. д.)». Подумайте – насколько вы сами следуете этим родительским установкам? Какую роль они играют в ваших взаимоотношениях с противоположным полом?
Второй этап – непосредственное стирание программ, работающих в вашей жизни негативным образом. Для этого существуют специальные упражнение.
1упражнение — «перепроживание» образа.
Работать необходимо в одиночестве, в спокойной обстановке. Закрыв глаза, представьте свою мать в ситуациях, когда она ведет себя не так, как вы считали бы правильным. Вспомните моменты из собственной жизни, в которых ваше поведение было аналогичным. Снова и снова «прокручивайте» их в своей памяти – «перепроживайте» образ.
В это время вы должны мысленно повторять, что хотите простить себя за этот стиль поведения, изменить свою жизнь и избавиться от чужой стратегии, делающей вас несчастной. Почувствуйте, как чужая программа стирается из вашей судьбы. Ведите себя при этом так, как требуют ваши душа и тело: плачьте, пойте, двигайтесь, смывайте потоком собственных эмоций чужеродные включения. Если процесс «перепроживания» вас сильно утомил, лягте и немного поспите, чтобы восстановить силы.
2 упражнение — абстрагирование от старых установок
Существует и другой способ избавления от пагубного влияния чужих программ, который для многих является более простым: абстрагирование от старых установок. Представьте, что старая программа осталась в вас, она никуда не делась, но больше не работает. Нужно только «запустить» другую, полезную и жизнеутверждающую, которая будет работать во благо вам и вашим близким. Этот метод не менее эффективен, но не столь утомителен в эмоциональном плане, как «перепроживание».
Наконец, третий этап построения новой жизни – ее визуализация, красочная и подробная. Подумайте, что именно вы стремитесь изменить в себе, в своей женской сути, и какие отношения с противоположным полом вы хотите обрести в результате этих перемен. Полагайтесь на свое внутреннее «Я»: оно обязательно продемонстрирует вам образ того, к чему следует стремиться. Ежедневно, закрыв глаза, представляйте свою будущую жизнь – дом, семью, любящего и заботливого мужа. Общайтесь с подругами, которые счастливы в браке, почаще рассматривайте фотографии счастливых супружеских пар, с радостью мечтая о том времени, когда вы обретете новые отношения.
На то, чтобы полностью проработать родительские программы и избавиться от них, а также смоделировать свою новую жизнь, вам может потребоваться несколько месяцев или даже лет. Заниматься этим нужно регулярно, работая с каждой программой отдельно – иначе эффекта не будет. Через год желательно повторить данную практику, так как родительские программы нередко прячутся очень глубоко, и избавиться от них за один раз, скорее всего, не выйдет. Однако при определенной доле настойчивости у вас обязательно все получится, и вы построите свою новую, счастливую личную жизнь, о которой всегда мечтали.
Ирина Макарова специально для Блога Счастья
Интересно:
- Гавайский метод исцеления
- Внутренний советчик
- Техника «Стакан воды»
- Настройка подсознания на богатство
Источник: myhappyblog.ru
Родительские программы: правда ли, что они причина наших неудач и можно ли что-то с ними сделать
У меня часто спрашивают про родительские программы. Это когда “ дети в самостоятельной жизни проявляют те программы и схемы общения и жития, в которых они собственно росли, развивались и впитывали это как норму и эта самая «норма» становится конфликтной программой в жизни с партнером “.
И добавляют, что “ желание поменять себя и мировоззрение — есть.. а файловая система другого не знает…” .
Решил рассказать об этом подробнее.
Бесполезные знания
Сразу – жёсткий тезис. Заметки о родительских программах (и в том числе – о жизненных сценариях) по большому счёту бесполезны.
Потому что эти знания ничего принципиально не изменят – родительские программы поддаются переделке, а это означает, что нужны усилия, действие, а не чтение.
Но обо всём по порядку.
Начнём с главного – с определения.
Родительские программы – совокупность когнитивно-поведенческо-афективных моделей, которые ребёнок перенимает от родителей (см. например, эксперимент Бандуры с куклой Бобо; там, правда, не родители были, но механизм “снятия” программы со взрослого выявился чётко).
Перенятое от родителей заседает в голове очень крепко. И да, люди часто живут по этим накатанным программам (при этом дети срисоывают с родителей не всё подряд и заранее предсказать, что именно будет срисовано – невозможно; невозможно точно установить сколько родительских программ работает у контретного человека, можно только говорить, что, мол, да, какое-то их количество у человека есть).
У человека есть головной мозг, этот мозг способен переучиваться с течение всей жизни.
Всё течёт, всё меняется
Родительские программы меняются ровно так же, как и все другие. Даже если они работают на механизмах, обеспечивающих запечатление (импритинг, по-забугорному), они всё равно поддаются если не изменению, то серьёзной коррекции. И это при том, что запечатление работает крайне сильно, буквально впечатывая в мозг всякое.
В общем, было бы желание, а изменить родительскую программу можно.
Для изменения родительской программы не нужно читать психологические заметки. Всё, что простому человеку нужно знать о родительских программах, он знает задолго до заметок. Родительские программы есть, они “устанавливаются” в раннем детстве и они работают во взрослой жизни.
Да, вот этого и достаточно о них знать – они есть, они “устанавливаются”, они работают во взрослой жизни. Всё, остальное интересно только профессионалам.
И – прошу заметить! – этого знания достаточно, чтобы исправить родительские программы.
Потому что здесь всё просто – надо включить головной мозг. Включить и начать наблюдать за своей жизнью вдумчиво и сознательно. А затем действовать.
Как изменить родительские программы
Родительские программы, грубо упрощая, можно свести к двум категориям – адаптивные и дезадаптивные.
Адаптивные программы жизнь человека улучшают. Дезадаптивные – ухудшают.
Вот пример. Мужчина вслед за своим отцом считает, что его главная обязанность в доме – охранять диван. А откуда берутся продукты в холодильнике, почему дома чисто и посуда помыта, его не интересует. Его жену такое положение вещей не устраивает, и она постоянно мужа упрекает. В результате, он считает, что его жизнь не удалась, – жена ему попалась неправильная.
Очевидно, что программа у него – дезадаптивная. Она была бы адаптивной в обществе, где женщина искренне верит, что главное занятие мужа – это охрана дивана. Но в нашем обществе программа нашего героя – дезадаптивная. Чтобы это увидеть, не нужно многое знать о родительских программах. Надо включить головной мозг и разуть глаза.
В общем, достаточно увидеть, как вы себя себя ведёте и что вы при этом в итоге получаете.
Увидеть можно и самостоятельно – если включить головной мозг и провести известную операцию с глазами.
Просто отмечайте свои действия, их причины и их последствия (те, которые вас не устраивают). И только. Через некоторое время вам откроются бездны.
В этот момент пора перехожить к изменениям. Не надо думать, что это очень сложно – ничего страшного в том, что ваша “файловая система другого не знает”, нет.
Всё, что вам нужно, это захотеть изменить старую программу, продумать новую и потихоньку выучивать её. Ну то есть – не охранять диван, а, например, мыть посуду.
Разумеется, время от времени откатываетесь назад – рецидивы, всё такое, без них никуда.
Но каждый раз откат всё меньше, продвижение вперёд всё больше. Так, месяц за месяцем и сменили себе программу. Вот и не работает больше у вас родительская программа, работает своя, личная.
На всякий случай – родительская никуда не делась и есть вероятность, что вы к ней будете возвращаться в ситуациях сильного стресса или опьянения. Но – только в таких ситуациях.
Вот и вся история с родительскими программами.
Повторим для закрепления . Родительские программы, конечно же, есть. И они серьёзно влияют на нашу жизнь. Если вы включите головной мозг, сядете, подумаете-понаблюдаете (возможно, вместе с психологом), продумаете новую программу, далее аккуратно поупражняетесь в новом поведении, спокойно отнесётесь к рецидивам старого – родительские программы не станут для вас приговором.
А у меня всё. Спасибо за внимание.
Не согласны? Комментарии ждут, у меня тут свобода слова.
Источник: dzen.ru