В первой половине XIX в. в России появился целый ряд общественных деятелей, педагогов, каждый из которых внес вклад в развитие педагогики в целом и дошкольной педагогики в частности. В. Г. Белинский, Н. И. Пирогов. К. Д. Ушинский…
В последней трети XIX в. появляются новые типы образовательных заведений. Первый бесплатный «народный детский сад» в России для детей горожан из низших слоев населения был открыт в 1866 г. при благотворительном «Обществе дешевых квартир» в Санкт-Петербурге.
Публикация «История отечественной педагогики дошкольного образования» размещена в разделах
В 1871 году было создано Санкт-Петербургское общество содействия первоначальному воспитанию детей дошкольного возраста.
Важной вехой создания государственной системы подготовки педагогов дошкольного образования стал первый Всероссийский съезд по дошкольному воспитанию, состоявшийся в Москве в 1919 году.
Первая Программа работы детского сада вышла в 1934 году, а в 1938 были опубликованы Устав детского сада, определявший задачи работы, структуру и особенности функционирования дошкольных учреждений, и руководство для воспитателей детского сада, содержавшее методические указания по разделам работы с детьми. В 1937 году специальным постановлением Совнаркома вводятся ведомственные детские сады, в 1939 году устанавливаются типовые штаты для детских садов всех видов и ведомств.
Рабочая программа воспитания в детском саду
С 1928 года начал выходить ежемесячный научно-методический журнал Дошкольное воспитание. К 40-м годам XX в. сеть дошкольных образовательных учреждений достигла довольно высокого уровня, общественным воспитанием были охвачены более двух миллионов воспитанников.
Война 1941 -1945 гг. прервала деятельность по развитию дошкольной педагогики и становлению дошкольного воспитания.
В декабре 1944 г. был принят новый Устав детского сада, детально осветивший важнейшие вопросы деятельности детских садов и сыгравший большую роль в организации дошкольного воспитания в послевоенные годы.
В 1949 году было издано постановление ЦК ВКП (б) и Совета Министров СССР «О мерах по расширению детских дошкольных учреждений и родильных домом и улучшению их работы», в котором к строительству детских домов привлекалась широкая общественность.
В «Руководстве для воспитателей», изданном в 1953 году, по-новому рассматривались многие вопросы воспитательно — образовательной работы в детском саду. Обучение детей рекомендовалось проводить в организованной форме – на занятиях. Программный материал был рассчитан на определенное количество занятий для каждой возрастной группы детского сада.
Огромное значение для развития дошкольного воспитания в СССР имело принятое 21 мая 1959 г. постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О мерах по дальнейшему развитию детских дошкольных учреждений, улучшению воспитания и медицинского обслуживания детей дошкольного возраста». Постановление предусматривало целую систему мер материального и педагогического характера.
Во исполнение этого постановления Совет Министров РСФСР утвердил в1960 г. «Временное положение о дошкольном детском учреждении яслях-саде». В яслях-садах воспитываются дети от двух месяцев до семи лет. Эти детские учреждения могут создаваться как в системе органов народного образования, так и при предприятиях, учреждениях, колхозах и других организациях. Контроль за подбором руководителей и педагогических работников осуществляется органами народного образования.
Образовательные программы детского сада: виды, особенности проектирования и реализации
В 1990 году охват детей учреждениями дошкольного воспитания в Российской Федерации составил примерно 70%. При этом было неудовлетворенно около 1 млн. заявлений родителей о приеме детей в детский сад. Кроме того была создана мощная инфраструктура в виде промышленности, выпускавшей детскую одежду, книги, игрушки и прочий необходимый инвентарь. И, что очень важно, было налажено серьезное научное (медицинское, педагогическое и психологическое) обеспечение дошкольного образования. Все эти факторы, включая последний, и сыграли свою решающую роль в период начала перестройки, когда отечественное образование в принципе оказалось вполне готовым к осмысленному проведению давно назревшей реформы.
В 1991 году было принято «Временное положение о дошкольных учреждениях», определявшее в качестве основных функций ДОУ охрану и укрепление физического и психического здоровья детей, обеспечение их интеллектуального и личностного развития, заботу об эмоциональном благополучии каждого ребенка. Принятый в 1992 году Закон РФ «Об образовании» определил правовой статус дошкольных образовательных учреждений, их функции и обязанности.
Последние годы принесли радикальные изменения в систему общественного дошкольного воспитания. На смену типовой программе пришли вариативные, на смену унифицированному «детскому саду» – разные типы и виды дошкольных учреждений. ДОУ сегодня официально работают по комплексным базисным, парциальным, специальным образовательным программам. Кроме того, в соответствии с Приложением 3 к приказу Министерства образования РФ от 22 августа 1996 года№448, в российском образовательном пространстве «прописаны» 3 категории и 6 видов ДОУ.
10 апреля 2010 года В. В. Путиным был подписан Федеральный закон «Об утверждении Федеральной программы развития образования».
Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013г. № 1155 с 1 января 2014 года был введен в действие Федеральный государственный стандарт дошкольного образования, который представляет собой совокупность обязательных требований к дошкольному образованию. Стандарт разработан на основе Конституции Российской Федерации и законодательства Российской Федерации и с учетом Конвенции ООН о правах ребенка.
1. В работе использованы материалы с сайта www.gala-d.ru/index.html
2. Дошкольная педагогика / под ред. В. И. Ядешко, Ф. А. Сохина. — М. :Просвещение, 1978.
3. История дошкольной педагогики / М. Ф. Шабаева, В. А. Ротенберг, И. В. Чувашев / под ред. Л. Н. Литвина. — М. : Просвещение, 1989.
4. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».
Публикации по теме:
Конспект занятия «История моего города, история моей страны» Занятие на тему: «История моего города. История моей страны». Цель: Расширять представления детей о родной стране, о государственных праздниках.
Сценарий праздника к 9 Мая «История песен времен Великой Отечественной войны» Ребенок: Много праздников мы отмечаем, Все танцуем, играем, поем. И красавицу осень встречаем, И нарядную елочку ждем. Ребенок: Но есть.
Моя философия дошкольного образования «Чтобы открыть перед детьми искорку знаний, воспитателю надо впитать море света, ни на минуту не уходя от лучей сияющего солнца знаний!».
Вариативные формы дошкольного образования Целью социальной политики в области дошкольного образования является реализация права каждого ребенка на качественное и доступное образование.
Беседа «История образования и развития города Грязи» «История образования и развития города Грязи. » Воспитатель: Татьянина. Н. В. — Дети, как называется наша страна? (Россия). — А какой главный.
Беседа «Дети — герои Великой Отечественной войны» для детей старшего дошкольного возраста Цель: дать детям представление по данной теме. «Дети — герои Великой Отечественной Войны» Во время Великой Отечественной войны, когда родину.
Как рассказать детям дошкольного возраста о Великой Отечественной войне. Для разновозрастной группы для детей с ЗПР и детей среднего возраста с ТНР общеобразовательной группы. Автор Фадеева Елена Николаевна В.
Конспект для детей старшего дошкольного возраста «Ордена и медали Великой Отечественной войны» Задачи: 1. Познакомить детей с наградами Великой Отечественной войны. 2. Расширять доступные детям представления о Великой отечественной.
О ФГОС дошкольного образования Пояснительная записка В течении ряда лет дошкольные образовательные учреждения живут в условиях модернизации и инноваций. В настоящее время.
Выпускной в группе дошкольного образования Филиал МБОУ «Ржаксинская СОШ №2 им. Г. А. Пономарева» в д. Вишневка Сценарий выпускного в группе дошкольного образования Участники:.
Источник: www.maam.ru
Когда и как появились образовательные программы для детских садов?
Необходимость создания программы детского сада возникла в связи со становлением системы дошкольного образовании в России. Основные указания по организации, содержанию и методам работы дошкольных учреждений были даны дошкольным отделом Народного комиссариата просвещения в 1919 году в специальной «Инструкции по ведению очага и детского сада». Для улучшения качества дошкольного воспитания значимым стало создание научно обоснованной программы работы детского сада.
Первый проект программы был выпущен Народным комиссариатом просвещения РСФСР в 1932 году. Этот документ состоял из разделов, соответствующих видам детской деятельности: общественно-политическое воспитание, трудовое воспитание, музыкально-двигательное воспитание, изобразительная деятельность, математика, грамота. В нем была сделана попытка определить задачи и объем работы с детьми в детском саду. Появление программы способствовало упорядочению работы дошкольных учреждений, большей направленности и обогащению содержания деятельности педагогов-воспитателей.
Первая «Программа работы детского сада» вышла в 1934 году. Она включала следующие разделы: общественное воспитание, физическое воспитание, рисование, лепка, трудовые занятия, развитие речи, занятия с книгой, картиной, базовые знания о природе, развитие первоначальных математических представлений, занятия грамотой. Вместе с тем был включен сложный познавательный материал, не учитывались возрастные особенности детей, недооценивалась роль воспитателя в организации педагогического процесса.
В1959 году появился новый вид дошкольного образовательного учреждения — ясли-сад, где по желанию родителей дети могли воспитываться с 2 месяцев до 7 лет. Это было вызвано необходимостью совершенствования организации работы дошкольных учреждений и, в частности, установления преемственности в воспитании детей раннего и дошкольного возраста. Создать программу было поручено Академии педагогических наук РСФСР совместно с Академией медицинских наук СССР.
В основу нового документа легли данные дошкольной педагогики, детской психологии и смежных наук о развитии ребенка в сочетании с обобщением лучшего опыта воспитания детей дошкольного возраста. Единая программа воспитательно-образовательнойработы с детьми от раннего возраста до поступления в школу, подготовленная большим коллективом авторов и утвержденная Министерством просвещения РСФСР, была впервые опубликована в 1962 году.
«Программа воспитания в детском саду» была нацелена на ликвидацию межвозрастной разобщенности в воспитательном процессе; в большей мере в ней были отражены вопросы обучения детей дошкольного возраста. Предусматривалось формирование определенных знаний, умений и навыков, положительных привычек поведения, нравственных качеств, необходимых для всестороннего развития личности ребенка. Программа включала режим занятий, отдыха, развлечений, сна, питания, прогулок.
В1969 году была выпущена усовершенствованная «Программа воспитания в детском саду», учитывающая требования, связанные с переходом школы на новые программы начального обучения. В последующие годы эта программа неоднократно переиздавалась с некоторыми дополнениями и исправлениями. Так, в 1978 году было опубликовано восьмое, исправленное издание.
«Программа воспитания в детском саду» охватывала четыре возрастные ступени физического и психического развития ребенка на протяжении дошкольного возраста: ранний возраст — от рождения до 2 лет; младший дошкольный возраст — от 2 до 4 лет; средний дошкольный возраст — до 5 лет; старший дошкольный возраст — от 5 до 7 лет. На последней ступени особо выделяется подготовительный к школе период в связи с необходимостью обеспечения преемственности детского сада и начальной школы.
В программе подчеркивалась особая роль детского сада в подготовке детей к школе, ответственность воспитателя за их коммунистическое воспитание, организацию педагогического процесса и осуществление задач, стоящих перед дошкольными учреждениями. Программа просуществовала до 1984 года, когда была заменена типовой «Программой воспитания и обучения в детском саду». На протяжении многих лет программа издавалась под редакцией Маргариты Александровны Васильевой.
Источник: poisk-ru.ru
История возникновения программ в ДОУ
Жизнь детей в детском саду, построенная в соответствии с требованиями программы, создает благоприятные условия для удовлетворения потребности общения со сверстниками, развития познавательной деятельности, физического, нравственного и эстетического развития.[3,8]
В капиталистических странах нет единой системы общественного дошкольного воспитания и дошкольные учреждения, как правило, не включаются в систему народного образования.[27,280]
Программа воспитания совершенствовалась вместе с развитием общественного дошкольного воспитания. Основные указания по организации, содержанию и методам работы дошкольных учреждений были разработаны дошкольным отделом Наркомпроса в 1919 г. в специальной «Инструкции по ведению очага и детского сада». Для улучшения качества дошкольного воспитания большое значение имело создание научно обоснованной программы работы детского сада. Поиски наиболее совершенных форм и содержания программы шли непрерывно. За годы Советской власти был создан ряд проектов соответствующих программ и программно-методических документов. Каждый программный документ возникал на определенном историческом этапе и отражал существующий уровень развития теории и практики дошкольного воспитания.[2,126]
Первый проект Программы был выпущен Народным комиссариатом просвещения РСФСР в 1932 г. Этот документ состоял из разделов, соответствующих видам детской деятельности: общественно-политическое воспитание, трудовое воспитание, музыкально-двигательное воспитание, изобразительная деятельность, математика, грамота. В нем была сделана попытка определить задачи и объем работы с детьми в детском саду. Появление «Программы» способствовало упорядочению работы дошкольных учреждений, большей направленности и обогащению содержания деятельности педагогов-воспитателей.[3,8]
В 1934 г. издается усовершенствованная «Программа воспитания». В ней больше внимания было уделено вопросам организации и содержания многогранной жизни детей в детском саду. «Программа» включала следующие разделы: общественное воспитание, физическое воспитание, рисование, лепка, трудовые занятия, развитие речи, занятия с книгой, картиной, начатки знаний о природе, развитие первоначальных математических представлений, занятия грамотой.[27,280] Вместе с тем она имела существенные недостатки: был включен сложный познавательный материал, не учитывались возрастные особенности детей, недооценивалась руководящая роль воспитателя в организации педагогического процесса.
В связи с Постановлением ЦК ВКП (б) «О педологических извращениях в системе наркомпросов» от 4 июля 1936 г. возникла необходимость в создании нового программного документа по дошкольному воспитанию. В 1938 г. было издано «Руководство для воспитателя детского сада». В нем правильно освещались задачи воспитания детей дошкольного возраста.[27,281]Более четко говорилось о всестороннем развитии личности, учете возрастных особенностей детей. Но все же «Руководство» имело много недостатков, на которые в свое время указала Н. К. Крупская: «Мне кажется, данная программа очень далекаот жизни,очень искусственна, обходит ряд трудных вопросов, и потому благие пожелания ее составителей об общественном воспитании, о коммунистическом воспитании повисают в воздухе».[27,281]
ЦК КПСС и Совет Министров СССР, учитывая достигнутый уровень развития науки о воспитании детей раннего и дошкольного возраста, а также большой практический опыт, в мае 1959 г. приняли постановление «О мерах по дальнейшему развитию детских дошкольных учреждений, улучшению воспитания и медицинского обслуживания детей дошкольного возраста». В постановлении предусматривалось, в частности, объединение с учетом местных условий и возможностей двух типов детских учреждений — яслей и детских садов — в единое дошкольное учреждение (ясли-сад) и разработка единой программы воспитания детей преддошкольного и дошкольного возраста.[27,283]Создание программы было поручено Академии педагогических наук РСФСР совместно с Академией медицинских наук СССР.
В основу нового документа легли данные дошкольной педагогики, детской психологии и смежных наук о развитии ребенка в сочетании с обобщением лучшего опыта коммунистического воспитания детей дошкольного возраста.
Единая программа воспитательно-образовательной работы с детьми от раннего возраста до поступления в школу, подготовленная большим коллективом авторов и утвержденная Министерством просвещения РСФСР, была впервые опубликована в 1962 г.[27,283]
Программа была нацелена на ликвидацию межвозрастной разобщенности в воспитательном процессе; в большей мере, чем в предыдущих программно-методических документах, в ней отражены вопросы обучения детей дошкольного возраста. Представленный в разделе «Обучение на занятиях» программный материал создал благоприятные условия для осуществления системности в обучении, полноценного усвоения детьми образовательного минимума, пониманиядоступных им взаимосвязей предметов и явлений окружающей действительности. «Программа» предусматривала также формирование определенных знаний, умений и навыков, положительных привычек поведения, нравственных качеств, необходимых для всестороннего развития личности ребенка.[3,9]Она включает режим занятий, отдыха, развлечения, сна, питания, прогулок. Руководствуясь программой воспитания в детском саду, воспитатель должен был обеспечить решение разносторонних задач воспитания ребенка-дошкольника в играх, развлечениях и труде, в обучении и быту.
В 1969 г. была выпущена усовершенствованная программа воспитания в детском саду, созданная на основе использования научных исследований и лучшего опыта работы и учитывающая требования, связанные с переходом школы на новые программы начального обучения. В последующие годы эта программа неоднократно переиздавалась с некоторыми изменениями.[27,284]
В связи с реформой общеобразовательной и профессиональной школы Институтом дошкольного воспитания АПН СССР была создана «Типовая программа воспитания и обучения в детском саду», утвержденная Министерством просвещения СССР.
С 1962 года по 1989 год программа переиздавалась 9 раз.[3,10]
В 1984 году была издана «Типовая программа воспитания и обучения в детском саду», разработанная НИИ дошкольного воспитания АПН СССР, Министерством просвещения СССР и Управлением по дошкольному воспитанию. Была усилена оздоровительная направленность программы. Уделялось внимание осуществлению мер по охране нервной системы детей, предупреждению утомления и травматизма. В разделе «Забота о здоровье и физическом развитии» описывались оздоровительно-закаливающие процедуры, физкультурно-оздоровительные мероприятия и особенности формирования навыков личной гигиены. На основе содержания этой программы в 1985 году была разработана для РСФСР и опубликована «Программа воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А. Васильевой.[2,129]
По решению Министерства просвещения СССР, комитета по физической культуре и спорту при Совете Министров СССР в 1984 году была издана «Типовая Программа по физической культуре в детском саду». В 1995 году такую же программу разработала Лаборатория физического воспитания НИИ дошкольного воспитания АПН СССР. В программе были определены формы работы по физическому воспитанию, примерное количество часов, отводимых на организованную двигательную деятельность детей для всех возрастных групп. В программе были представлены специальные упражнения для развития двигательных качеств, формирования правильной осанки, предупреждения плоскостопия.[3,10] Содержание двигательного режима подлежало коррекции в соответствии с особенностями климатических условий разных регионов страны.
Вывод: программа прошла сложнейший путь, в котором претерпела большие изменения.
В 2004 году «Программа обучения и воспитания в детском саду» была переиздана под редакцией М.А. Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С Комаровой.
Таким образом, образование можно рассматривать с различных сторон и как многоаспектный феномен, и как систему, и как педагогический процесс. На современном этапе образование продолжает меняться, совершенствоваться, этому способствуют различные реформы. Но во всем этом изобилии современных взглядов нельзя забывать об истории, в которой закладывается начало начал.
Источник: studopedia.info