Рассмотрено понятие профессиональных способностей педагога и выделены основные группы таких способностей. Показано, что в проблеме профессиональных способностей педагога большое внимание уделяется их развитию. Выявлены основные методы и условия развития профессиональных способностей будущих педагогов ДОУ во время профессиональной подготовки.
Аннотация статьи
дошкольное образовательное учреждение
подготовка
профессиональны способности
высшее образование
Ключевые слова
Гордиенко Татьяна Петровна
Евдокимова Мария Сергеевна
Образование, педагогика
«Актуальные исследования» #16 (19), август ’20
Поделиться
Цитировать
Актуальные исследования
# 16 ( 19 ), август ‘ 20
Изучение педагогических способностей имеет длительную историю, начиная с работ П.Ф. Каптерева, К.Д. Ушинского, и заканчивая современными исследованиями В.А. Крутецкого, Е.С. Михайловой и др.
В них подчеркивается, что профессия педагога требует разносторонних знаний и навыков, безграничной духовной щедрости, любви и мудрости.
Педагогическое мастерство и педагогическая деятельность
Цель статьи – представить необходимость наличия профессиональных способностей как психолого-педагогического условия подготовки будущего педагога.
Под профессиональными способностями педагога понимается совокупность индивидуальных психологических характеристик личности педагога и его профессионально значимых качеств, которая отвечает требованиям педагогической деятельности и определяют успехи в освоении этой деятельности [8].
Профессиональные способности педагога обеспечивают высокий уровень общего развития и тот факт, что другие специальные способности включаются в сферу педагогической деятельности только при наличии педагогической направленности и педагогических способностей в условиях их дальнейшего развития. Педагогические способности обеспечивают накопление полезной информации о воспитанниках, что позволяет использовать «творческие» предложения, стимулируя формирование самоконтроля и саморегуляции, гарантируя, таким образом, потребности учащегося в саморазвитии и самоутверждении.
Профессиональные способности педагога являются важной предпосылкой успешного овладения педагогической профессией и отражают качество личности, выражающееся в склонности к работе с воспитанниками, любви к ним и удовольствии от общения с ними. Пригодность (предрасположенность) определяется анатомическими, физиологическими, психофизиологическими и психологическими характеристиками человека, что позволяет ему выполнять такие действия, как «Человек-Человек». Пригодность человека к педагогической деятельности основана на нормальном интеллектуальном развитии, эмпатии, сценичности эмоций, нормальном уровне развития коммуникативной и познавательной деятельности.
В исследованиях Е.Н. Жидковой, Л.В. Колушовой, О.Ю. Островской выделены необходимые способности будущего педагога дошкольных образовательных учреждений (ДОУ):
- уравновешенность и высокая мобильность нервной системы;
- умеренная экстравертированность;
- стеничность эмоций (преимущество положительных эмоций) и эмоциональная устойчивость, так как высокий уровень невротизма для педагога ДОУ противопоказан;
- уровень интеллектуального развития по сенсорным (перцептивным, мнемологическим) показателям должен быть не ниже нормального;
- высокий уровень способности воображения, представления, фантазирования;
- адекватность самооценки и уровня притязаний;
- определенный оптимум тревожности, обеспечивающий интеллектуальную активность педагога;
- целенаправленность и эмпатийность [7, с. 93].
И.П. Подласый определил следующие основные группы профессиональных способностей педагога:
Мотивация учебной деятельности учащихся. Рекомендации профессионалов
- организаторские – проявляются в способности сплотить воспитанников, заинтересовать их, распределить обязанности, спланировать работу, подвести итоги и т.д.;
- дидактические – специфические навыки выбора и подготовки учебных материалов, наглядность, оснащение; доступные, ясные, выразительные, убедительные и согласованные духовные потребности для повышения образовательной и познавательной активности;
- персептивные – проявляются в способности проникать в духовный мир воспитанников, объективно оценивать их эмоциональное состояние, выявлять особенности психики;
- коммуникативные – проявляются в способности педагога устанавливать педагогически подходящие отношения с воспитанниками, родителями, коллегами и руководителями образовательного учреждения;
- суггестивные – состоят из эмоционально-волевого воздействия на воспитанников;
- исследовательские – проявляются в умении познавать и объективно оценивать педагогические ситуации и процессы;
- научно-познавательные – сводятся к способности усваивать научные знания в выбранной отрасли [4, с. 216].
В проблеме профессиональных способностей педагога большое внимание уделяется их развитию. Любой современный педагог сможет полностью реализовать свой профессиональный потенциал в зависимости от глубины понимания сути образования.
Каждому педагогу известно, что существует два понимания внутренней стороны образовательного процесса: развитие способностей или приобретение систематических знаний. Ум всегда был выше знания. П.Ф. Каптерев сказал, что: «Если у вас есть ум, вы всегда получите знания, и если у вас есть только знания, вы не всегда получите ум» [1].
С.Л. Рубинштейн писал в своих трудах, что основным условием развития способностей является то, что само развитие происходит по спирали: реализация возможности, являющаяся способностью более низкого уровня, открывает новые возможности для дальнейшего развития способностей более высокого уровня [6].
Выдающийся психолог Л.С. Выготский подчеркивает, что первоначально способности развиваются как имитация культурной модели мышления и деятельности; затем происходит изменение исходного образца с последующим отражением и фиксацией различий в способе работы [2].
Подготовка будущего педагога ДОУ в вузе определяется многими факторами, а не только степенью его подготовленности в области основ науки. Учреждение высшего образования педагогической направленности призвано сформировать основы педагогического мастерства в период обучения студентов, обеспечить минимум навыков, которые позволили бы большинству выпускников без лишних промедлений стать мастерами педагогической работы. Система обучения для будущего педагога ДОУ должна дать студентам глубокое понимание специфики данной деятельности и требований, которые она предъявляет к личным качествам педагога; обеспечить довольно высокую степень подготовки всех педагогических компонентов у будущих педагогов.
Задачи совершенствования подготовки специалистов в педагогическом образовательном учреждении обуславливают необходимость уделять особое внимание к подготовке педагогических навыков у студентов именно в период профессионально-педагогического образования. По мнению В.А.
Крутецкого: «Нельзя считать, что педагогические способности в процессе обучения в педагогическом учебном заведении разовьются “сами собой”, без специальной работы, направленной на их целенаправленное развитие. Проведенные исследования показали, что если этому не уделяется специального внимания, то многие компоненты педагогических способностей не развиваются; и от первого к последнему курсу никаких (или почти никаких) сдвигов в этом отношении не происходит. Это касается, например, речевых способностей, перцептивных и многих других. Возможности формирования и развития педагогических способностей у будущих педагогов в педвузах используются далеко не в полной мере» [5, с. 14].
В.Г. Красильникова соглашается с В.А. Крутецким и утверждает, что достижение целей, которые ставятся перед выпускниками педагогических вузов, во многом определяется степенью развитости важных профессиональных качеств. «Педагогические вузы, – пишет она, – делают далеко не все для развития качеств, необходимых педагогу. Эти качества студенты приобретают в процессе педагогической практики, в общественной работе, но возможности эти используются не в полной мере. Отсюда вытекает задача целенаправленного формирования и развития в системе вуза педагогических способностей студентов, воспитания у них умения в дальнейшем, в процессе педагогической деятельности, вести работу по развитию своих профессионально значимых качеств, по воспитанию педагогических способностей» [3, с. 66].
Педагогический вуз, задачей которого является подготовка высококвалифицированных специалистов, обязуется развивать педагогические навыки учащихся. Современный уровень знаний законов, касающихся развития человеческого потенциала, позволяет ставить и решать в вузах вопросы обучения и развития педагогических навыков студентов.
В то же время понятно, что педагогические навыки, как и любые другие, развиваются во время активной деятельности. Не противоречит ли это тому, что студенты не занимаются профессиональной педагогической деятельностью? В.А. Крутецкий отвечая на этот вопрос, высказывает мнение, что «педагогическая деятельность носит общий характер» [5]. Соглашаясь с ним, можно сказать, что педагогические навыки формируются не только строго профессиональным образом, но и в других близких видах деятельности, например, при работе с людьми, в общении и подражании.
Анализ работы позволяет выявить основные методы и условия развития профессиональных способностей будущих педагогов ДОУ во время профессиональной подготовки:
- построение в границах учебно-воспитательной работы согласованной работы всего преподавательского состава, которая связывается с осуществлением задачи целенаправленного формирования и развития педагогических способностей (Е.Г. Вотинова, И.В. Осипова, М.И. Станкин и др.);
- внедрение внеучебных форм работы, например, специальных факультативов, курсов, ставящих своей целью развитие необходимых компонентов педагогических способностей (Н.И. Барсуков, С.Б. Елканов, Н.Н. Тарасевич и др.);
- построение системы саморазвития педагогических способностей студентов и руководство ею при помощи анализа и оценки уровня развития отдельных компонентов педагогических способностей; а также составление индивидуальных программ самовоспитания, контроль и оценка процесса самовоспитания (Б.А. Вяткин, Л.И. Кугукина, Т.М. Хрусталева и др.).
Таким образом, весь педагогический процесс следует направить на развитие профессиональных способностей будущих педагогов ДОУ. Учебный процесс здесь выступает своего рода педагогической практикой, во время которого студенты могут его анализировать не только с позиции обычного человека, но и с профессиональной стороны: они не только сдают экзамены, но учатся принимать их; не только присутствуют на лекциях, но и учатся проводить их; не только общаются с другими студентами, но и учатся выстраивать отношения в коллективе. У студентов есть все возможности для анализа педагогических стилей, приемов и методов своих преподавателей; для развития рефлексивных навыков.
Таким образом, способности как феномен человеческой личности, имеют психофизиологическую природу. Под ними понимаются как черты личности, обеспечивающие овладение какой-либо деятельностью, так и достижение в ней высоких результатов. Анализ мнений разных авторов, касающихся профессиональных способностей педагогов, показывают, что под профессиональными способностями понимаются индивидуальные психологические особенности лица, которое профессионально занимается педагогической деятельностью и которые способствуют формированию педагогических умений, овладению педагогическим мастерство на высшем уровне. Профессиональные способности педагога проявляются не только в процессе усвоения знаний, но и в развитии умений и навыков, нужных для качественного и успешного осуществления профессиональной деятельности.
Источник: apni.ru
Профессионально-педагогические способности и качества преподавателя вуза
Педагогическая профессия относится к профессиям типа «Человек – Человек». Согласно Е.А. Климову, этот тип профессий определяется: устойчиво хорошим самочувствием в ходе работы с людьми, потребность в общении, способностью мысленно ставить себя на место другого человека и т.д.
По Е.А. Климову, педагогу свойственны:
1. Умение руководить, учить, воспитывать, осуществлять полезные действия по обслуживанию различных потребностей людей;
2. Умение слушать и выслушивать;
3. Широкий кругозор;
4. Речевая культура;
5. «Душеведческая направленность ума», наблюдательность к проявлениям чувств, характера человека, его поведению, умение или способность мысленно представлять, смоделировать именно его внутренний мир, а не приписывать ему свой собственный или иной, знакомый по опыту;
6. «Проектировочный подход к человеку», основанный на уверенности, что человек всегда может стать лучше;
7. Способность сопереживания;
9. Глубокая убежденность в правильности идеи служения народу в целом;
10. Умение решать нестандартные ситуации;
11. Высокая степень саморегуляции.
Это как бы обобщенный портрет субъекта профессии типа «Человек-Человек». Входящая в данный тип педагогическая профессия предъявляет еще целый ряд специфических требований, среди которых профессиональная компетентность и дидактическая культура являются основными.
Противопоказаниями к выбору профессий данного типа являются дефекты речи, невыразительная речь, замкнутость, погруженность в себя, необщительность, выраженные физические недостатки, излишняя медлительность, равнодушие к людям, отсутствие признаков бескорыстного интереса к человеку – интереса «просто так».
Педагогические способности в наиболее обобщенном виде были представлены В.А. Крутецким, который дал им соответствующие общие определения [46]:
1. Дидактические способности – способности передавать обучающимся учебный материал, делая его доступным, преподносить материал или проблему ясно и понятно, вызывать интерес к предмету. Профессиональное мастерство включает способность не только доходчиво преподносить знания, понятно излагать материал, но и способность организовать самостоятельную работу студентов, самостоятельное получение знаний, «дирижировать» познавательной и научной активностью студентов, направлять ее в нужную сторону.
2. Академические способности – способности к соответствующей области наук. Способный педагог знает предмет не только в объеме учебной программы, а значительно шире; ведет научно-исследовательскую работу, абсолютно свободно владеет предметным материалом, проявляет к нему интерес.
3. Перцептивные способности – способности проникнуть во внутренний мир обучающегося; психологическая наблюдательность, связанная с тонким пониманием личности студента и его временных психических состояний.
4. Речевые способности – способности ясно и четко выражать свои мысли и чувства с помощью речи, а также мимики и пантомимики.
5. Организаторские способности – это, во-первых, способности организовать студенческий коллектив, сплотить его и, во-вторых, способности правильно организовать свою собственную работу. Организация собственной работы предполагает умение правильно планировать и самому ее контролировать.
6. Авторитарные способности – способность непосредственного эмоционально-волевого влияния на студентов и умения на этой основе добиваться у них авторитета. Авторитарные способности зависят от целого комплекса личностных качеств педагога, в частности от его волевых качеств (решительности, требовательности, выдержки и т.д.), а также от чувства собственной ответственности за обучение и воспитание студентов, от убежденности педагога в том, что он прав, от умения передать эту убежденность своим воспитанникам.
К.Д. Ушинский: «Учителями должны быть люди… честные, деятельные и трудолюбивые; не только для вида, но и на самом деле они должны быть живыми образцами добродетелей, которые они должны привить другим».
7. Коммуникативные способности – способности к общению, умения найти подход к обучающимся, установить с ними целесообразные с педагогической точки зрения взаимоотношения, наличие педагогического такта.
8. Прогностические способности – наличие педагогического воображения, позволяющее предвидеть последствия своих действий, проектировать будущее любого воспитанника.
Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:
Источник: studopedia.ru
Образовательно-профессиональный путь студента педагогического ВУЗа
Образовательно-профессиональный путь любого студента педагогического вуза в первую очередь начинается с определения мотивации на получение педагогической профессии. Студент должен четко осознавать, что он психологически готов к педагогической деятельности и иметь стремление реализовать свой природный педагогический потенциал.
К наиболее ценностным мотивам относятся:
- Чувство гражданского и профессионального долга, полная ответственность за воспитание детей и желание добросовестно выполнять профессиональные функции.
- Истинная увлеченность педагогикой и получение удовлетворения от процесса общения с детьми.
- Понимание значимости миссии педагога.
- Искренняя любовь к детям и понимание самоценности детства.
Замечание 1
Только при наличии такой мотивации процесс обучения будет успешен, а будущая профессиональная деятельность – эффективной.
Чат педагогов
в Telegram
Обменивайся опытом и материалами с другими студентами и преподавателями!
Образовательно-профессиональный путь студента педагогического вуза охватывает освоение специальных педагогических дисциплин, смежных с педагогической деятельностью предметов, а также предметов, которые необходимы для расширения кругозора будущего педагога. Кроме того, большое значение в подготовке педагогических кадров имеет научная и практическая деятельность, реализуемая в процессе обучения.
Согласно ФГОС ВПО перед выпускниками педагогических ВУЗов по направлению «Педагогическое образование», стоят следующие профессиональные задачи:
- В области педагогической деятельности:
- изучение возможностей детей в обучении и их потребности в получаемом образовании, последующее использование полученной информации при построении педагогического процесса;
- организация педагогического процесса с использованием методов, средств, форм, приемов и технологий в соответствии с возрастными особенностями и потребностями детей;
- организация взаимодействия с иными общественными и образовательными организациями, с целью решения педагогических задач;
- использование всех возможностей образовательной среды для обеспечения качественного и эффективного педагогического процесса;
- самообразование и личностный рост на протяжении всей профессиональной деятельности.
- В области культурной и просветительской деятельности:
- исследование потребностей детей в данной деятельности, с целью ее успешной организации;
- организация эффективного культурного пространства.
- В области научно-исследовательской деятельности:
- осуществление исследовательской деятельности по наиболее актуальным проблемам науки и образования;
- разработка и внедрение авторских педагогических технологий, с учетом поставленных образовательно-воспитательных целей и задач, особенностей образовательного процесса и индивидуальности учащихся (воспитанников);
- экспериментальная работа по внедрению новых форм воспитания и обучения, анализ полученных результатов.
«Образовательно-профессиональный путь студента педагогического ВУЗа»
Готовые курсовые работы и рефераты
Решение учебных вопросов в 2 клика
Помощь в написании учебной работы
Основой образовательно-профессионального пути студента педагогического ВУЗа, являются теоретические занятия, в процессе которых он усваивает до 70% необходимой для педагогической деятельности научной информации. Помимо теоретических занятий, программой обучения предусмотрено проведение практикумов, во время которых студенты осуществляют анализ разнообразных педагогических ситуаций, осваивают психолого-педагогические методы диагностики и контроля результатов воспитания и обучения.
Роль педагогической практики в подготовке студентов
Важное значение в образовательно-профессиональной подготовке студентов педагогических вузов имеет педагогическая практика.
Программой предусмотрены различные виды педагогической практики (учебная, производственная и т.д.).
Замечание 2
Основная цель педагогической практики – формирование представления о педагогической профессии, закрепление и расширение теоретических знаний, получение необходимых практических умений и навыков профессиональной деятельности.
Задачами педагогической практики являются:
- Расширение и углубление теоретических знаний, умений и навыков.
- Формирование профессионального творческого мышления и индивидуального педагогического стиля.
- Освоение практического опыта работы с детьми.
- Развитие навыков рефлексии собственной педагогической деятельности.
- Формирование потребности в самообразовании и самосовершенствовании.
- 3.Психологическая структура профессиональной компетенции будущего педагога
Психологическая структура профессиональной компетенции будущего педагога включает в себя:
- Мотивационно-личностный компонент, заключающийся в сущности профессиональной направленности;
- Деятельностный компонент, включающий в себя систему учебно-познавательной и учебно-профессиональной деятельности и компетенции студентов;
- Рефлексивно-оценочный компонент, определяет индивидуальные профессиональные возможности будущего педагога, возможности его продвижения к профессиональной цели, профессионального совершенствования и роста.
Основы профессиональной компетентности современного педагога должны формироваться в процессе обучения в ВУЗе, так как в период самостоятельной профессиональной деятельности после ВУЗа возникающие профессиональные стереотипы не позволяют педагогу успешно овладеть профессионально важными психологическими знаниями.
Замечание 3
Важнейшим психологическим условием развития профессиональной компетентности будущего педагога является трансформация образовательной деятельности студентов в учебную и профессиональную. Для такой трансформации необходимо создать интегративное, содержательное единство психолого-педагогической, методической и предметной подготовки будущего педагога в вузе.
Источник: spravochnick.ru