Как финансируются государственные программы

Целевые бюджетные фонды – это промежуточная ступень между бюджетной формой перераспределения средств и внебюджетной. Понятие «целевые бюджетные фонды» появилось в 1995 г., когда подобный статус был закреплен за некоторыми ранее внебюджетными фондами, создаваемыми в качестве целевого источника финансирования отдельных государственных расходов, и отдельными бюджетными статьями с целевыми поступлениями средств.

Состав целевых бюджетных фондов в федеральном бюджете не постоянен. Операции по средствам фондов включенных в состав федерального бюджета проводятся только через органы Главного управления Федерального казначейства Министерства финансов РФ. Для учета доходов и расходов целевых бюджетных фондов в Главном управлении Федерального казначейства открываются специальные бюджетные счета, управление которыми осуществляют уполномоченные государственные органы.

К целевым бюджетным фондам относятся, например, дорожный, экологический, борьбы с преступностью, восстановления и охраны водных объектов, воспроизводства минерально-сырьевой базы.

Н.А. Бегчин: Новации в части разработки и реализации государственных программ

Федеральные целевые программы – это увязанный по ресурсам, исполнителям и срокам осуществления комплекс научно-исследовательских, опытно-конструкторских, производственных, социально-экономических, организационно-хозяйственных и других мероприятий, обеспечивающих эффективное решение целевых задач и требующих государственной поддержки.

Целевые программы являются важнейшим средством реализации структурной политики государства, активного воздействия на производственные и экономические процессы для достижения конечных социально-экономических целей.

Работа с целевыми программами осуществляется по следующим стадиям:

отбор проблем для программной разработки;

решение о разработке программы и ее формирование;

экспертиза и оценка программы;

организация и контроль за ходом ее выполнения.

Министерство экономики РФ совместно с Министерством финансов РФ и другими заинтересованными министерствами и ведомствами подготавливает предложения по решению конкретной проблемы программными методами на федеральном уровне и направляет их в Правительство РФ. Правительство РФ на основе этих предложений принимает решение о подготовке соответствующей федеральной целевой программы, сроках и стоимости ее разработки и определяет государственного заказчика целевой программы.

Федеральные целевые программы, реализующие важнейшие приоритеты экономической и социальной политики государства, Правительство РФ направляет на утверждение в Федеральное Собрание РФ.

Финансирование федеральных целевых программ осуществляется в соответствии с утвержденными объемами финансирования по перечню федеральных целевых программ, принятых к реализации в пределах расходов федерального бюджета, утверждаемого законом на соответствующий финансовый год, а так же нормативными документами Министерства финансов РФ.

Расходы бюджета на культуру, искусство, СМИ.

В Конституции РФ провозглашено, что Российская Федерация — социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, в том числе его образовательного и культурного уровня.

Программа гос.гарантий на 2022г. Полный разбор документа, что нужно знать каждому.

Ежегодно на финансовое обеспечение социально-культурных мероприятий направляется 30% доходов консолидированного бюджета России (7—8% ресурсов федерального бюджета и 45— 47% бюджетов территорий), в том числе финансирование расходов на культуру.

Различными законодательными актами определены принципы финансирования расходов на культуру при сочетании бюджетного финансирования с элементами коммерческой деятельности, что вполне соответствует структуре современного рыночного механизма. Например, музеи финансируются за счет бюджетных ресурсов, используя коммерческие начала для пополнения коллекций и приобретения эксклюзивных экспонатов на аукционах.

Театры, дворцы культуры активно предоставляют платные услуги, используя полученные ресурсы на удовлетворение духовных, эстетических потребностей населения. Этим реализуются принципы доступности всех слоев населения к культурным ценностям и благам.

С этой целью государство предоставляет учреждениям культуры дополнительные льготы (особый порядок налогообложения, налоговые льготы юридическим и физическим лицам, финансирующим культурную сферу, формирования механизма благотворительности и т.д.).

В зависимости от видов учреждения культуры организуются на государственной, региональной и частной собственности. Нормативный порядок финансирования этих учреждений не ограничивает получение ими внебюджетных средств.

Однако бюджетные ресурсы преобладают среди источников финансирования культурной сферы. Поэтому существует несколько способов определения необходимости в средствах:

• в зависимости от норм бюджетного финансирования на человека и численности населения;

• на основе определенного процента от суммы национального дохода региона;

• на основе процента от общей суммы бюджетных расходов.

Читайте также:
DEXP программа для настройки мыши

Из федерального бюджета финансируются учреждения и организации культуры по перечню, определенному Правительством РФ. В него включены библиотеки, музеи, театры, учебные заведения, имеющие особую культурную значимость для России, например, Государственный Эрмитаж, Всероссийская государственная библиотека, Государственный академический Большой театр и др.

В каждом субъекте РФ имеются организации культуры, имеющие региональное значение. Источником финансирования их деятельности выступают региональные бюджеты.

Из муниципальных бюджетов финансируется самая массовая сеть государственных учреждений культуры. Финансирование таких объектов может быть свободным и индивидуальным. В зависимости от этого распределяется общий объем бюджетных ресурсов. Бюджет крупного учреждения культуры подразделяется на две части: первая предназначена для финансирования государственных учреждений, вторая — для финансирования программ и мероприятий, для обеспечения деятельности негосударственных организаций и лиц, вносящих вклад в развитие культуры и искусства.

Источник: pravo.studio

Финансовое обеспечение реализации государственных программ

Финансовое обеспечение реализации государственных программ в части расходных обязательств РФ осуществляется за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов РФ (далее — бюджетные ассигнования). Распределение бюджетных ассигнований на реализацию государственных программ (подпрограмм) утверждается федеральным законом о федеральном бюджете, федеральными законами о бюджетах государственных внебюджетных фондов РФ на очередной финансовый год и плановый период.

Внесение изменений в государственные программы является основанием для подготовки законопроекта о внесении изменений в федеральный бюджет в соответствии с бюджетным законодательством РФ.

Финансирование федеральных целевых программ, включенных в состав гос. программы, а также ведомственных целевых программ, включенных в состав подпрограмм, осуществляется в порядке и за счет средств, которые предусмотрены соответственно для федеральных целевых программ и ведомственных целевых программ.

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:

Прямо сейчас студенты читают про:

Крымская война 1853-56 гг. ее причины, этапы, итоги ПРИЧИНЫ Причины войны заключались в противоречиях между европейскими державами на Ближнем Востоке.
СЕМЬЯ КАК СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ И МАЛАЯ ГРУППА Социология понятие «семья» рассматривает одновременно как социальный институт и как малую социальную группу.
КОМПЛЕКСНЫЕ ЧИСЛА И ДЕЙСТВИЯ НАД НИМИ Содержание §1. КОМПЛЕКСНЫЕ ЧИСЛА И ДЕЙСТВИЯ НАД НИМИ §2 ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТИ КОМПЛЕКСНЫХ ЧИСЕЛ РЯДЫ С.
Ход расчета и построения проектных горизонталей Участок улицы, для которого необходимо построить проектные горизонтали, представлен на рисунке 2.
ПОСТАНОВКА ГАЗООТВОДНОЙ ТРУБКИ. Цель: вывести газы из кишечника. Показания: 1) Метеоризм. 2) Атония кишечника после операции на ЖКТ. Противопоказания.

1).

Сейчас читают про:

article image

article image

article image

article image

article image

article image

article image

Источник: studopedia.ru

Правовые аспекты бюджетного финансирования государственных программ Российской Федерации

Тютюнник Игорь Георгиевич, научный сотрудник Центра правового и методического обеспечения стратегического планирования Института проблем экономической безопасности и стратегического планирования Финансового университета при Правительстве Российской Федерации.

В статье рассмотрены правовые аспекты бюджетного финансирования государственных программ в Российской Федерации. Предмет научно-практической публикации является актуальным. По мнению автора, уже на стадии разработки должна производиться оценка эффективности реализации федеральных целевых программ, финансируемых из федерального бюджета.

Ключевые слова: государственная программа, федеральная целевая программа, бюджетное законодательство, эффективность.

Legal aspects of budgetary financing of state programs of the Russian Federation

The article considers legal aspects of budgetary financing of state programs in the Russian Federation. The subject of scientific-practice publication is topical. The author believes that at the stage of elaboration valuation of efficiency of realization of federal purpose-oriented programs financed from the federal budget shall be effectuated.

Key words: state program, federal purpose-oriented program, budgetary legislation, efficiency.

Государственной программой является система мероприятий (взаимоувязанных по задачам, срокам осуществления и ресурсам) и инструментов государственной политики, обеспечивающих в рамках реализации ключевых государственных функций достижение приоритетов и целей государственной политики в сфере социально-экономического развития и безопасности .

См.: Постановление Правительства Российской Федерации от 2 августа 2010 г. N 588 «Об утверждении Порядка разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ Российской Федерации».

Читайте также:
Где в компьютере программа powerpoint

Государственная программа включает федеральные целевые программы, реализуемые в соответствующей сфере социально-экономического развития или обеспечения национальной безопасности Российской Федерации, и подпрограммы, представляющие собой взаимоувязанные по целям, срокам и ресурсам мероприятия, выделенные исходя из масштаба и сложности задач, решаемых в рамках государственной программы, содержащие ведомственные целевые программы и основные мероприятия.

Формирование государственных программ осуществляется исходя из принципов:

  • формирования государственных программ на основе долгосрочных целей социально-экономического развития и показателей (индикаторов) их достижения и учета положений стратегических документов, утвержденных Президентом Российской Федерации или Правительством Российской Федерации, и отдельных решений Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации;
  • наиболее полного охвата сфер социально-экономического развития и бюджетных ассигнований федерального бюджета;
  • установления для государственных программ измеримых результатов их реализации (конечных результатов, т.е. характеризуемого количественными и/или качественными показателями состояния (изменения состояния) социально-экономического развития или обеспечения национальной безопасности Российской Федерации, которое отражает выгоды от реализации государственной программы (подпрограммы), и непосредственных результатов, т.е. характеристики объема и качества реализации мероприятия, направленного на достижение конечного результата реализации государственной программы);
  • интеграции государственных регулятивных (правоустанавливающих, правоприменительных и контрольных) и финансовых (бюджетных, налоговых, таможенных, имущественных, кредитных, долговых и валютных) мер для достижения целей государственных программ;
  • определения федерального органа исполнительной власти, ответственного за реализацию государственной программы (достижение конечных результатов);
  • наличия у участников реализации государственной программы полномочий, необходимых и достаточных для достижения целей государственной программы;
  • проведения регулярной оценки результативности и эффективности реализации государственных программ, в том числе внешней экспертизы с привлечением независимых экспертов, оценки их вклада в решение вопросов модернизации и инновационного развития экономики с возможностью их корректировки или досрочного прекращения, а также установление ответственности должностных лиц в случае неэффективной реализации программ.

Относительно четко в российском законодательстве формализована государственная программа. Действующее федеральное законодательство предусматривает следующие разновидности программ:

  1. комплексные программы социально-экономического развития Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Правовой режим программ социально-экономического развития Российской Федерации определен Федеральным законом от 20.07.1995 N 115-ФЗ (с изм. от 09.07.1999) «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации». Согласно ст. 1 названного Федерального закона, «программа социально-экономического развития Российской Федерации — комплексная система целевых ориентиров социально-экономического развития Российской Федерации и планируемых государством эффективных путей и средств достижения указанных ориентиров». О программах социально-экономического развития субъектов РФ, муниципальных образований речь идет соответственно в Федеральных законах от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (в ред. Федерального закона от 23.04.2012 N 34-ФЗ) и от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (в ред. Федерального закона от 06.12.2011 N 411-ФЗ, с изм., внесенными Постановлениями Конституционного Суда Российской Федерации от 29.03.2011 N 2-П, от 07.07.2011 N 15-П, Федеральными законами от 28.11.2011 N 337-ФЗ, от 07.12.2011 N 417-ФЗ);
  2. федеральные, региональные и муниципальные целевые программы. Согласно п. 1 Порядка разработки и реализации федеральных целевых программ и межгосударственных целевых программ, в осуществлении которых участвует Российская Федерация, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 26.06.1995 N 594 (в ред. от 25.04.2012) «О реализации Федерального закона «О поставках продукции для федеральных государственных нужд» (вместе с «Порядком разработки и реализации федеральных целевых программ и межгосударственных целевых программ, в осуществлении которых участвует Российская Федерация», «Порядком закупки и поставки продукции для федеральных государственных нужд», «Порядком подготовки и заключения государственных контрактов на закупку и поставку продукции для федеральных государственных нужд»), федеральные целевые программы и межгосударственные целевые программы, в осуществлении которых участвует Российская Федерация, представляют собой увязанный по задачам, ресурсам и срокам осуществления комплекс научно-исследовательских, опытно-конструкторских, производственных, социально-экономических, организационно-хозяйственных и других мероприятий, обеспечивающих эффективное решение системных проблем в области государственного, экономического, экологического, социального и культурного развития Российской Федерации. Похожие определения региональных и муниципальных целевых программ содержатся в нормативных правовых актах соответственно субъектов Российской Федерации и муниципальных образований;
  3. ведомственные целевые программы. Возможность использования данной формы программно-целевого планирования предусмотрена Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 апреля 2005 г. N 239 «Об утверждении Положения о разработке, утверждении и реализации ведомственных целевых программ» (в ред. Постановлений Правительства Российской Федерации от 24.05.2010 N 365, от 25.04.2012 N 394, с изм., внесенными Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.04.2011 N 252), а также ст. 179.3 Бюджетного кодекса Российской Федерации (в редакции Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 22.06.2009 N 10-П, Федеральными законами от 18.07.2009 N 181-ФЗ, от 28.12.2010 N 402-ФЗ, от 21.11.2010 N 327-ФЗ);
  4. в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 августа 2010 г. N 588 «Об утверждении Порядка разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ Российской Федерации» утверждены Методические указания по разработке и реализации государственных программ Российской Федерации.
Читайте также:
Как исправить ошибки всех программ

В связи с тем, что в настоящей статье невозможно подробно рассмотреть все разновидности государственной программы, автор считает, что целесообразно изучить одну из составных разновидностей государственной программ — федеральную целевую программу.

В Бюджетном послании Президента Российской Федерации «О бюджетной политике в 2010 — 2012 гг.» отмечается целесообразность реализации программно-целевого принципа планирования и исполнения бюджета. Основную часть бюджета должны составлять долгосрочные государственные программы (прежде всего программы развития инфраструктуры), федеральные и ведомственные целевые программы, приоритетные национальные проекты.

Оценка эффективности реализации федеральных целевых программ, финансируемых из федерального бюджета, должна производиться уже на стадии их разработки. Речь, прежде всего, идет о целевом характере федеральных целевых программ, который определяет существенную методическую особенность подходов к расчетам их эффективности. Дело в том, что при реализации внепрограммных целей инвестор может вложить капитал в разные проекты в разных сферах экономики. Его интересует в основном финансовый результат — отдача на вложенный капитал.

Для финансирования целевых программ за счет средств федерального бюджета Министерство экономического развития Российской Федерации совместно с Министерством финансов Российской Федерации в сроки, устанавливаемые Правительством Российской Федерации для формирования федерального бюджета на очередной финансовый год и на плановый период, направляет в Правительство Российской Федерации перечень федеральных целевых программ, предлагаемых к финансированию за счет средств федерального бюджета, и предложения по объемам их финансирования.

В 2012 г. осуществляется реализация 57 действующих федеральных целевых программ, в 2013 г. — 49, в 2014 г. — 40.

По сравнению с 2011 г., в текущем году планировалось реализовать четыре новые федеральные целевые программы: «Поддержание, развитие и использование системы ГЛОНАСС» на 2012 — 2020 гг., «Развитие водохозяйственного комплекса Российской Федерации в 2012 — 2020 гг.», «Культура России (2012 — 2016 гг.)», «Государственная граница Российской Федерации (2012 — 2020 гг.)».

Снижение общего объема ассигнований на реализацию федеральных целевых программ обусловлено завершением в 2013 — 2014 гг. ряда программ: «Социальное развитие села до 2013 г.», «Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья на период до 2013 г.», «Юг России (2008 — 2013 гг.)», «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2007 — 2013 гг.», «Сохранение и восстановление плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения и агроландшафтов как национального достояния России на 2006 — 2010 гг. и на период до 2013 г.», «Национальная система химической и биологической безопасности Российской Федерации (2009 — 2013 гг.)», «Повышение эффективности использования и развитие ресурсного потенциала рыбохозяйственного комплекса в 2009 — 2014 гг.», «Повышение устойчивости жилых домов, основных объектов и систем жизнеобеспечения в сейсмических районах Российской Федерации на 2009 — 2014 гг.» и др.

В федеральном бюджете на очередной финансовый год и на плановый период предусматриваются целевым назначением государственным заказчикам целевых программ бюджетные ассигнования. Объем бюджетных ассигнований на реализацию федеральных целевых программ по разделам классификации расходов бюджетов:

Источник: wiselawyer.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru