Как фигуристы запоминают программу

Программы (дорожки, обязательные танцы) состоят из множества связок, последовательностей шагов и движений. Как запомнить программу?

Нужно учить «телом», многократно повторяя? Или этот метод больше работает для отдельных связок?

Или нужно как-то запоминать головой, запоминать образно, куда двигаться и что делать?

Или нужно запоминать «текстом», как стихи учат или пести, придумывая какие-нибудь слова для отдельных связок и движений?

Или какие-нибудь другие способы есть?

Расскажите о методах, которыми вы пользуетесь, или которые вы знаете. Какие недостатки или достоинства есть?

Цитировать часть сообщения

Цитировать

Ответить автору данного сообщения

Ответить

Информация об авторе сообщения

Кто круче: фигуристы или космонавты?!🤣

Об авторе

Ссылка на это сообщение

Ссылка

Ответов: 30
Страницы: 1 2
Нижний Новгород
19.07.2009, 00:05

G2
Когда вы тысячу раз, а может и больше повторите одни и те же связки или
части дорожки, то поверьте, ваше тело само запомнит и надолго программу))))
Для начала я отрабатываю фрагменты программы. И в первую очередь
конечно дорожку, потому что ее то очень интерсесно придумавать и
корректировать по ходу разучивания.

Цитировать часть сообщения

Цитировать

Ответить автору данного сообщения

Ответить

Информация об авторе сообщения

Об авторе

Ссылка на это сообщение

Ссылка

sherma
Новосибирск
19.07.2009, 21:20

А если нет возможности 1000 раз повторить программу? А всего неделя?
Я сейчас тоже думаю над этим вопросом и ломаю голову. Может камеру с собой на тренировку взять, а дома на ковре отрабатывать по видео, пока др.вариантов не вижу. На свою память не надеюсь.

Цитировать часть сообщения

Цитировать

Ответить автору данного сообщения

Ответить

Информация об авторе сообщения

Об авторе

Ссылка на это сообщение

Ссылка

саймон
19.07.2009, 22:08

G2 Я очень сомневаюсь что без участия головы, вообще что нибудь можно запомнить. У нас в группе все дети без исключения запоминают программу со второго, максимум с третьего раза полностью.Апотом работают над элементами.Вы знаете кого-нибудь кто не запомнил программу,можно подумать это высшая математика. Если очень надо3-х минутный набор элементов может запомнить любой человек с одного раза,если он не идиот, и никакой особой системы тут не может быть- потому,что это элементарно.

Как создать программу к соревнованиям по фигурному катанию// roller skating// figure skating// квады

Цитировать часть сообщения

Цитировать

Ответить автору данного сообщения

Ответить

Информация об авторе сообщения

Об авторе

Ссылка на это сообщение

Ссылка

19.07.2009, 22:18

саймон
дети запоминают так быстро наверное потому, что учат в своей жизни далеко не первую программу. и наверное, части из нее (дорожка, заходы, связки т.п.) уже на тот момент накатаны. И опять же, всех нельзя под одну гребенку. А тема, вернее вопрос, очень интересен.

Цитировать часть сообщения

Цитировать

Ответить автору данного сообщения

Ответить

Информация об авторе сообщения

Об авторе

Ссылка на это сообщение

Ссылка

19.07.2009, 22:58

Lelic
Да, я, когда была маленькая, всегда повторяла программы прямо на остановке, дожидаясь на морозе автобуса

Цитировать часть сообщения

Цитировать

Ответить автору данного сообщения

Ответить

Информация об авторе сообщения

Об авторе

Ссылка на это сообщение

Ссылка

Нижний Новгород
19.07.2009, 23:32

sherma пишет:
А если нет возможности 1000 раз повторить программу? А всего неделя?

было время когда готовила программу за три недели. Теперь по опыту
начинаю готовить за 8 месяцев))

Цитировать часть сообщения

Цитировать

Ответить автору данного сообщения

Ответить

Информация об авторе сообщения

Об авторе

Ссылка на это сообщение

Ссылка

nightingale
20.07.2009, 09:46

G2 пишет:
Как запомнить программу?

У меня как-то получилось, что программа разделилась на 5 логических законченных блока и можно было учить каждый блок отдельно. Дорожку шагов тоже учил отдельно.
За один раз запомнить всю двухминутную программу не могу в принципе ( но вроде не идиот ). Пожалуй запоминание идет на двух уровнях — визуально-логическом и двигательном, сначала конечно сильно задествуется 1 уровень, а по мере наката — второй ( двигательный). Но никогда не достигал уровня, когда можно полагаться только на двигательную ( мышечную) память — башка все равно контролирует процесс. JUMP!! Alexander

Цитировать часть сообщения

Цитировать

Ответить автору данного сообщения

Ответить

Информация об авторе сообщения

Об авторе

Ссылка на это сообщение

Ссылка

Murchik
20.07.2009, 14:11

Программу целиком я пока не учил, но пробовал составлять последовательности под какую-нибудь мелодию и потом прокатывать по паре раз. Под музыку запоминается как-то само, никаких усилий не прилагал (главное не забыть взять с собой плеер ).
А еще, мне кажется, тут как со стихами: либо пишешь, либо учишь. И то и другое делать нет необходимости.

Цитировать часть сообщения

Цитировать

Ответить автору данного сообщения

Ответить

Информация об авторе сообщения

Об авторе

Ссылка на это сообщение

Ссылка

20.07.2009, 14:47

Pansy
всегда повторяла программы прямо на остановке

вот-вот. и на остановке и где угодно.. слушаешь свою музыку и катаешь программу в голове

Цитировать часть сообщения

Цитировать

Ответить автору данного сообщения

Ответить

Информация об авторе сообщения

Об авторе

Ссылка на это сообщение

Ссылка

вотэтода!
Санкт — Петербург
21.07.2009, 15:00

G2
Когда учат, используют все о чем ты написал — учат и телом( на полу и на льду) , и мысленно , и проговаривая вслух и даже некоторым (особенно детям) бывает приходится чуть ли ни на стихи и сказки перекладывать программу. Но это маленьким, взрослым можн и без этого. -)

Программу сначала записыват на бумагу. Сначала выучивают просто последовательность шагов и элементовРисуют траекторию движения и подписывают в каждой части где какие шаги и элементы. Заодно следят чтобы программа была правильно распределена по всему льду и элементы не сбивались в одну часть катка и не накладывались один на другой. Можно потом включать музыку и пальцем вести по траектории так, чтобы к нужному музыкаьному моменту «подъезжать» к прыжку или вращению и задерживаться в точке вращения столько сколько это портебуется на льду и тп.

Цитировать часть сообщения

Цитировать

Ответить автору данного сообщения

Ответить

Информация об авторе сообщения

Об авторе

Ссылка на это сообщение

Ссылка

bregalad
21.07.2009, 17:38

nightingale пишет:
У меня как-то получилось, что программа разделилась на 5 логических законченных блока и можно было учить каждый блок отдельно.

Я тоже именно так учил свои программы. Обыно они меня разбивались на 4 (Бронза) или 5 (Серебро) частей. Помимо того, чтобы разучить каждую часть, надо еще четко запомнить, к какой части переходить, когда очередная кончается (что за чем следует). На соревнованиях вспоминать или думать времени нет. Такому запоминанию помогает имитация программы на полу с наушниками и плейером.

Читайте также:
Как работать с программой один для Самсунг

В этом году перед соревнованиями программу я ни разу целиком на тренировках не прокатал. Во-первых, это практически невозможно на массовых катаниях — обязательно тебе кто-нибудь бросится под ноги, когда ты, допустим, будешь заходить на вращение или на лутц (и то, и другое требует длинных заходов).

Во-вторых, в этом году у меня была и более печальная причина: после осенней травмы позвоночника и последующего резкого падения формы я просто не мог выполнить программу на тренировке целиком. Я, например, почти не прыгал лутц, чтобы не зафиксировать в мозгу неудачи при его исполнении (например, вместа прыжка просто проворот на льду). Для исполнения программы мне были необходимо 1) свободный каток, где никто не мешает при заходах на сложные для меня элементы, 2) возбуждение перед соревнованиями, которое помогает делать то, что на тренировках организм просто отказывается исполнять (из-за боли, отсутствия сил и т.п.). Естественно, такие условия возможны только на самих соревнованиях.

Получается, разучивание программы по кусочкам — единственный возможный вариант. При этом остается проблема — все должно сойтись по времени. (У меня сошлось, но почему, до сих пор не могу понять — просто повезло.) В музыке надо запомнить «маркеры» — моменты, соответствующие смене фрагментов.

По возможности следует во время соревнований убыстрять пргограмму, если чувствуешь, что не успеваешь — возможно, даже выкидывать элементы. Еще надо обязательно быть готовым к тому, что время и музыка кончаются, а тебе до концовки еще далеко; надо заранее наметить, что делать в таком случае. Например, у меня в концовке всегда была комбинация вращений волчок+винт, причем заход на волчок со скручивания, довольно длинный по времени. Вместо этого мне трижды на соревнованиях (в разные годы) приходилось «на лету» заменять эту комбинацию на вращение «обратный винт+прямой винт» (со сменой ноги). Заход на обратный винт практически не требует времени, его можно сделать из любого положения в любой требуемый момент — это выручало.

В этом году, правда, у меня дважды время, наоборот, оставалось лишнее (что удивительно — обычно мне его всегда не хватает). Один раз удалось до предела затянуть финальное вращение, другой раз не вышло — пришлось исполнять какие-то невразумительные твизлы в конце. Это тоже надо обязательно предусмотреть.

вотэтода! пишет:
Программу сначала записыват на бумагу. Сначала выучивают просто последовательность шагов и элементов. Рисуют траекторию движения и подписывают в каждой части, где какие шаги и элементы. Заодно следят, чтобы программа была правильно распределена по всему льду и элементы не сбивались в одну часть катка и не накладывались один на другой.

Я тоже так делал в самый первый раз (уже 3 года назад) перед своими первыми соревнованиями. Увы, это оказалось почти полностью бессмысленно. Во-первых, если нарисовать программу на одном листочке целиком, то на нем просто не останется живого места, он весь будет испещерен линиями и обозначениями — я, сам нарисовав эту схему, потом совершенно не мог в ней разобраться. Более здравая идея — разбить программу на части и нарисовать схему каждой части на отдельном листе. Очередная часть начинается с той точки, где заканчивается предыдущая. Однако и в этом оказалось мало пользы. Дело в том, что идти на каток и разучивать каждую часть, глядя в припасенный листочек со схемой, неудобно — я брал с собой эти листочки, но так ни разу ими и не воспользовался. Гораздо проще выучить вербально каждую из частей. Например, у меня в последней программе было «тройка вперед-наружу, петля назад-внутрь, подсечка назад, каскад сальхов+риттбергер, джаксон по полукругу вдоль короткого борта». Это была первая часть, вторая — «дорожка по прямой (состав дорожки учился отдельно, но у меня она была крайне примитивной), в конце — лутц после крюка вперед-наружу и смены ног»; дальше еще были третья и четвертая части (в программе на Бронзу). Каждая часть легко разучивалась отдельно. Более того, и придумывать такие части лучше на льду. В самый первый раз я много чего нарисовал на бумаге, но потом выяснилось, что на льду я этого не могу исполнить (по разным причинам — во-первых, из-за недостаточного уровня катания, во-вторых, из-за того, что «бумажные» элементы на льду зачастую плохо состыковывались друг с другом).

Следует еще отметить особенность составления программы взрослым-любителем. Я сразу не рассматриваю случай, когда программу для тебя составляет кто-то другой, мне это трудно понять — сам себя лишаешь удовольствия придумывания программы. Когда составляешь программу сам, то можешь включить в нее лишь самые удобные для себя элементы.

Ни о какой сбалансированности речи не идет — мы не дети, которым надо сдавать на юношеские разряды. В соревнованиях взрослых занятые места также мало кого волнуют. Главная забота — не опозориться, поэтому лучше исполнять элементы, которые сделаешь с температурой 38, с надорванной мышцей и с сотрясением мозга (примерно в таком состоянии я выступал на своих первых соревнованиях). Если элемент не выходит на тренировках, то он точно не получится и на соревнованиях, а попытки исполнения, заведомо обреченные на неудачу, крайне снижают впечатление от программы.

Цитировать часть сообщения

Цитировать

Ответить автору данного сообщения

Ответить

Информация об авторе сообщения

Об авторе

Ссылка на это сообщение

Ссылка

Источник: www.tulup.ru

Ставим на золото! Как сделать программу для чемпионов

Чемпионы мира среди юниоров в танцах на льду Александра СТЕПАНОВА и Иван БУКИН готовят программу на музыку «Битлз».

Читайте также:
Как установить по умолчанию программу просмотра изображений

Нынешнее межсезонье богато на события, хотя обычно летняя пора представляется болельщикам в некотором смысле «мертвым» сезоном. На самом деле именно летом закладывается основной камень будущего результата. А сами фигуристы и тренеры одержимы лишь одним желанием – угадать с программами.

Елена ВАЙЦЕХОВСКАЯ

Многие великие фигуристы проигрывали главные старты своей жизни именно программами. Так, например, случилось двадцать лет назад на Играх в Лиллехаммере, где вернувшиеся в любительский спорт после 10-летнего перерыва Джейн Торвилл и Кристофер Дин стали только третьими, хотя технически выглядели достаточно конкурентоспособными для того, чтобы бороться за золото. Англичан тогда жалели многие, за них отчаянно болела великая Татьяна Тарасова, но она же впоследствии сказала: «Что мешало Дину поставить в олимпийском сезоне не только гениальный оригинальный танец, но и произвольный?»

Танцевальный турнир на тех Играх вообще получился в плане программ показательным. Неудачной постановкой проиграли действующие на тот момент чемпионы мира Майя Усова и Александр Жулин. А совсем юные Оксана Грищук и Евгений Платов, напротив, попали олимпийским рок-н-роллом в яблочко.

Далеко не всегда, кстати, в число выдающихся попадают соревновательные программы. Например, танго «Кумпарсита», ставшее на десятилетия визитной карточкой великого дуэта, первых олимпийских чемпионов Людмилы Пахомовой и Александра Горшкова, было поставлено в свое время фигуристам их тренером Еленой Чайковской как показательный номер. Точно так же лучшими программами двукратных олимпийских чемпионов в парном катании Людмилы Белоусовой и Олега Протопопова стали, по мнению Татьяны Тарасовой, не всемирно известные «Грезы Любви», а те постановки, с которыми фигуристы, уже уехав из СССР, несколько лет выступали на профессиональных мировых чемпионатах в США. Просто записи тех выступлений малодоступны: есть в закрытом для широкой публики архиве BBC и у самого Протопопова – в домашнем архиве в Швейцарии.

Удачные программы помнятся десятилетиями, их пытаются копировать, хотя заимствование крайне редко приносит желаемый результат.

Безусловно одно: удачная программа – это прежде всего вопрос мастерства постановщика.

Лидером на этом поле в течение последних лет в области танцев стабильно считается Марина Зуева. Как только стало известно, что после скандально-громкого распада пары Елена Ильиных/Никита Кацалапов партнер с новой партнершей едет именно к Зуевой, на счет будущего дуэта было немедленно записано множество условных бонусов. Другими словами, подразумевалось, что постановки Зуевой не могут оказаться слабыми по определению.

С этим, наверное, можно было бы поспорить. Так, по мнению Александра Свинина, который вместе с Ириной Жук предпочитает самостоятельно ставить программы всем своим спортсменам, удачность той или иной постановки во многом зависит от спортсмена. “Хороший катальщик” может вытянуть за счет своих технических способностей очень многое. Именно поэтому среди всех постановок Зуевой те программы, которые тренер делала для двух своих сильнейших пар – олимпийских чемпионов Ванкувера Тессы Вирту/Скотта Моира и победителей Игр в Сочи Мэрил Дэвис/Чарли Уайта – стоят особняком. Что касается прочих работ, среди них немало добротных, но “проходных” – которые толком и не запоминаются.

У каждого из постановщиков есть, как правило, свои музыкальные и постановочные пристрастия, которые так или иначе проявляются в программах. Например, Свинин и Жук всегда выделяли из общего ряда программы, поставленные Кристофером Дином – за необычность замысла. Объясняя выбор, сделанный в этом сезоне для произвольного танца Александры Степановой и Ивана Букина (скрипичная аранжировка известной песни The Beatles – «Элинор Ригби»), Свинин признался, что его подкупила именно незаезженность темы. Мол, всегда интереснее браться за произведения, которые не так часто использовались в ледовых постановках.

Но есть, наверное, некая символичность в том, что одним из первых “Элинор Ригби” использовал в фигурном катании как раз Дин. Правда, не для себя и своей партнерши Джейн Торвилл, а для Изабель и Поля Дюшене.

Постановочная работа – это вдохновение или ремесло? Наверное, в большей степени ремесло, успех которого сильно зависит от кругозора хореографа и диапазона средств, которые он использует в работе. Все профессиональные постановщики постоянно следят за тем, что происходит в балете, в мире паркетных танцев, родственных видах спорта и даже цирке и акробатическом рок-н-ролле. Причем последний становится все более и более популярным в связи с появлением в танцах на льду большого числа поддержек.

Но и вдохновение играет не последнюю роль. По убеждению Ирины Жук, ставить программу постановщик должен исключительно на внутреннем озарении. Особенно если речь идет о ведущих парах. Каждому профессионалу знакомо состояние, когда ставишь программу и не хочешь останавливаться – до такой степени все получается. Если же вдохновения не случилось, работу лучше не начинать вообще.

Бывают, конечно, исключения: когда долго и безуспешно бьешься над каким-то движением, иногда совершенно случайно постановка вдруг начинает развиваться совсем в другую сторону. И тут же появляется вдохновение.

Но чаще бывает другое: если работа не идет, сразу возрастает риск “не попасть в музыку”. Что-то подобное произошло в олимпийском сезоне с сильнейшей российской танцевальной парой, чемпионами Европы Екатериной Бобровой и Дмитрием Соловьевым и их тренером, а по совместительству и постановщиком Александром Жулиным.

Многие тогда принялись упрекать наставника в том, что всему виной его увлечение достаточно легковесной стилистикой телевизионного ледового шоу. Но, скорее всего, это была просто досадная неудача, от которой не застрахован ни один, даже самый выдающийся специалист. В конце концов Жулин как постановщик сложился значительно раньше, чем в России появились телевизионные шоу: он ставил программы еще таким фигуристам, как Виктор Петренко, Курт Браунинг, Лоран Тобель. И многие идеи тех первых постановок воплотил, доведя до совершенства, в работе с олимпийскими чемпионами Турина Татьяной Навкой и Романом Костомаровым.

Читайте также:
Что такое специализированные программы обработки текстовой информации

Далеко не всегда, кстати, постановщик преследует цель создать шедевр. Николай Морозов, на счету которого, начиная с “Зимы” Алексея Ягудина, насчитывается немало совершенно выдающихся работ, как-то сказал, что от хороших программ иногда тоже надо отдыхать – слишком много сил отнимает каждый очередной шедевр. Что именно он считает шедевром, Морозов тогда пояснил: это не просто стиль, но взаимосвязанность всех элементов, музыки, точная расстановка акцентов. Словом, все то, что превращает программу в произведение искусства. И если тренер преследует прежде всего технические цели – например, научить спортсмена стабильно выполнять четверные прыжки, то достаточно нелепо требовать от него сильных эмоций.

Другой вопрос, что для постановки программы можно в этом случае взять то, что, как говорится, лежало в стопке дисков сверху – как сделал в свое время Морозов по отношению к чемпиону Европы французу Флорану Амодио, а можно попытаться добиться желаемого на серьезном материале, как пыталась в прошлом сезоне Татьяна Тарасова, взяв для произвольной программы Максима Ковтуна (с тремя четверными прыжками) Первый концерт Чайковского.

Тренер прекрасно понимала, что непосильная для молодого парня техническая задача заведомо снижает его потенциал в эмоциональном плане, но рассуждала просто: именно непосильные задачи заставляют спортсмена наиболее мощно прогрессировать. Эта технология была в свое время успешно опробована Тарасовой и на олимпийском чемпионе Нагано Илье Кулике, и на победителе следующих Игр в Солт-Лейк-Сити Алексее Ягудине.

Точно таким же экспериментом была короткая программа «Болеро», поставленная для первого взрослого сезона Аделине Сотниковой. Эксперимент, по словам тренера, заключался в нехарактерной для фигурного катания пластике – когда музыкальный звук передается не одним движением, а несколькими. Идея потянула за собой очень сложную хореографию, построенную на дыхании, на очень точной работе мышц. Тарасова тогда заметила, что такая работа отнимает много энергии и, безусловно, очень тяжела для девочки, но рассчитана не на один год, а с прицелом на Игры в Сочи.

Надо ли говорить, что идея себя оправдала?

Мешают ли творчеству правила? По большому счету, они мешали фигуристам всегда. Ведь даже Дин, комментируя свое олимпийское выступление в Лиллехамере, сказал:

– Нас с Джейн всегда упрекали в том, что мы идем против устоявшихся канонов. Но мы ведь не нарушали правила даже в случае с “Болеро”. Помните, к чему были основные претензии? Что это – не танец, а спектакль, что мы слишком растянули вступление вместо того, чтобы сразу начинать кататься, и так далее. Но ведь в правилах ИСУ не было ни слова о том, что так делать нельзя.

А вот в Лиллехаммере, как мне показалось, Международный союз конькобежцев, составляя правила, так и не смог решить, что же хочет видеть в танцах. Мы, когда решили вернуться, долго пытались в этом разобраться. Пришли к заключению, что все требования ИСУ направлены на то, чтобы фигуристы уделяли основное внимание работе коньками, а уже потом всему остальному. И при постановке произвольной программы сделали упор именно на ноги. Но достаточно быстро поняли, что сложность техники танца не лучшим образом сказывается на его зрелищности. Нас просто не оценили…

Знаменитая «Кармен» Вирту и Моира – танец, который за год до Игр в Сочи поставила фигуристам Зуева, тоже в какой-то степени пал жертвой правил. Так, по крайней мере, до сих пор считает Тарасова, сказавшая на этот счет:

– На мой взгляд, камнем преткновения в этой постановке стала круговая дорожка шагов. Она была прекрасно сделана, в музыку, но сама музыка требовала в этот момент не шагов, а какой-то гораздо более сильной кульминации. Какой-то душераздирающей поддержки, например. Мы говорили об этом с Мариной, она точно так же все это понимала. Но правила требовали именно дорожки.

Которую было физически невозможно поставить в какое-то другое место программы – не получалось технологически. Будь иначе, программа могла бы “прозвучать” гораздо более сильно.

Собственно, соблюсти все правила и при этом сохранить в программе характер и настроение – и есть самая сложная задача для любого постановщика. В прошлом сезоне это блистательно получилось у Ильи Авербуха с обеими программами Юлии Липницкой. Постановки немедленно вошли в историю, как одни из наиболее запоминающихся и, соответственно, удачных, а популярность Авербуха, как хореографа, взлетела в любительских кругах до небес. Столь же ошеломительный успех сопутствовал работе Петра Чернышева с Сотниковой.

Есть много оснований полагать, что грядущий сезон станет прежде всего противостоянием постановщиков и только потом – спортсменов. Понятно, что новые программы потребуют вкатывания, не факт, что “заиграют” сразу, но заиграть должны наверняка. Слишком много выдающихся мастеров, причем не только российских, привлечено к работе с первым эшелоном российских фигуристов.

Источник: www.sport-express.ru

Оценки в фигурном катании: как «бонус» помогает спортсменам победить

Почему прыжки во второй половине программы очень важны в фигурном катании.

Во время очередного просмотра Зимних Олимпийских игр зрителей может сбивать с толку непонятный подсчет очков в фигурном катании, который ни о чем не говорит для непосвященных. Один из терминов, которые вы можете, например, слышать от комментаторов, — это «бонус». Если с обычной системой начисления очков и штрафов все более-менее понятно, то не совсем ясно, что же такое бонус и как он влияет на итоговый результат фигуриста.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru