В конце второго класса или начале третьего школьники изучают таблицу умножения. Иногда её задают на дом и даже на летние каникулы. В такие моменты родители могут столкнуться с тем, что времени на заучивание мало, а результат после каждого занятия оставляет желать лучшего. Главное здесь не отчаиваться и не срываться на детях, а проявить, во-первых, терпение, а во-вторых – смекалку. В данной статье мы попробовали сделать настоящий гид по тому, как выучить таблицу умножения с ребёнком.
Подготовка
Перед тем, как учить таблицу умножения наизусть, надо объяснить ребёнку, в чём её суть, и донести пользу умножения чисел в реальной жизни. Чаще всего детям поясняют умножение через сложение. Например, 5 на 3 – это 5 + 5 + 5. Покажите ребёнку наглядно: складывайте равное число предметов в разные кучки или ёмкости. Например, по пять книг в три стопки. Предложите найти общую сумму книг.
Для этого количество книг в одной стопке надо умножить на число стопок. Заменяйте книги на сладости, игрушки, счётные палочки – всё, что ребёнку дорого и интересно.
Как выучить таблицу умножения легко и быстро. Говорит начальная школа «Взмах»
Когда вы разобрали, как работает умножение, не лишним будет показать, зачем вообще оно нужно. Лучше подавать это через реальные примеры, вроде семейного похода в магазин или пересчёта карманных денег в копилке. Можно попробовать подключить и фантазию: пусть для ребёнка умножение станет, например, супергеройской силой, которая демонстрирует его недюжинные мыслительные способности и помогает справляться с ежедневными проблемами.
Квадрат Пифагора
Как научить ребёнка умножению? Прежде всего, регулярно и наглядно работать с таблицей. Можно распечатать или купить готовую, но гораздо полезнее – создать с ребёнком. Сделайте её цветной и повесьте на видное место.
Одним из лучших вариантов для обучения умножению является квадрат Пифагора, где ответ находится на пересечении строк и столбцов, пронумерованных от 1 до 10. В процессе заполнения и изучения подобной таблицы сразу можно увидеть некоторые особенности произведений между числами.
- При умножении на 1 число остаётся без изменений: 4 на 1 – это 4.
- При умножении на 2 к числу просто добавляют ещё одно такое же число: 8 на 2 – это 8 + 8. Некоторым детям, правда, удобнее считать такие примеры путём сложения двоек.
- При умножении на 5 всегда будет получаться число с 5 (нечётный множитель) или 0 (чётный множитель) на конце: 5 на 6 – это 30, а 5 на 7 – это 35. Если вы умножаете на 5 чётные числа, то можно просто поделить число на два и добавить к ответу 0. Так, 5 на 4 – это 20, т. е. 2 и 0. Отдельные дети, которые хорошо определяют время на механических часах, с помощью циферблата быстрее понимают ответы в умножении на 5. Например, 5 на 9 – это 45, и именно столько показывает минутная стрелка, когда стоит на девятке.
- При умножении на 9 всех чисел первая цифра ответа последовательно будет возрастать на один, а вторая – уменьшаться: 2 на 9 – это 18, 3 на 9 – это 27 и т. д. Поэтому сумма цифр в ответе тоже всегда равна 9. Ещё помогает умножить число на 10 и отнять такой же множитель: 6 на 9 – это 6 на 10 (60) минус 6, т. е. 54.
- При умножении на 10 достаточно добавить 0 к числу: 7 на 10 – это 70.
Ну и конечно, дети должны понимать принцип зеркальности (коммутативности), ведь 5 умножить на 3 – то же самое, что умножить 3 на 5. Иными словами, от перемены мест множителей результат не меняется.
Если ребёнок плохо ориентируется в квадрате Пифагора, предложите ему сначала подсчитывать произведение, закрашивая квадратики в обычной тетради. Например, для 3 на 3 нужно заштриховать три клетки по вертикали и три по горизонтали, а потом – весь получившийся квадрат.
С чего начинать учить?
Когда ребёнок свыкнется с таблицей, можно переходить к обучению. Не ждите, что чадо будет заучивать всё подряд – дайте ему время. Помните, что таблица – не стихотворение, и в ней нет правильной последовательности. Так что не имеет значения, с каких именно чисел ребёнок начинает учить.
Проще всего даётся умножение с одинаковыми числами. Если ребёнку тяжело сразу подсчитать, сколько будет 4 на 6, он может запомнить вначале 4 на 4, а потом в уме добавить дважды по 4. А если надо подсчитать 4 на 3, то 4 можно отнять.
ЛАЙФХАК: На 9 можно умножать максимально наглядно – с помощью рук. Достаточно пронумеровать пальцы на обеих ладошках (в уме или даже с помощью ручки) слева направо и загнуть тот палец, который совпадает с числом, умножаемым на 9. Например, умножаем 6 на 9. Загибаем шестой по порядку палец и смотрим, сколько пальцев осталось до согнутого (десятки), а сколько – после (единицы). В итоге из двух цифр составляем число, которое и будет ответом. В нашем примере – это 5 и 4, т. е. ответ – 54.
Очень важно, чтобы таблица умножения в конечном итоге не воспринималась ребёнком как текстовая информация. Если ему приходится прокрутить в голове все произведения чисел, прежде чем он дойдёт до нужного примера и даст ответ, то над запоминанием ещё стоит поработать.
На что обратить внимание?
Большинство педагогов и психологов, отвечая на вопрос, как быстро выучить таблицу умножения ребёнку, говорит, прежде всего, о старании и ответственности семьи и учителей. Дело в том, что некоторые нюансы в организации занятий помогают детям запомнить таблицу умножения не только за небольшое время, но и надолго. Мы собрали для вас все подобные рекомендации в один список.
Своевременность
Не пытайтесь разучить таблицу раньше времени. До 7-8-летнего возраста полезнее повторять с ребёнком базовые операции – сложение и вычитание. А уже потом, когда сумма и разница чисел будет отскакивать от зубов без запинки, можно идти дальше.
Проговаривание вслух
Самостоятельное чтение таблицы помогает ребёнку запоминать ответы. Кроме того, в школе умножение могут задавать у доски, а не только в домашнем задании, так что важно, чтобы дети не растерялись. Поэтому родители тоже должны диктовать примеры устно, причём в разных вариациях: «два на два», «два умножить на два», «произведение пары двоек» и т. д.
Визуализация
Для закрепления результатов можно попросить ребёнка написать примеры с ответами прямо в воздухе. Альтернативный вариант – представлять каждое произведение чисел в виде картинки. Числам можно давать имена или раскрашивать, причём не только в голове, но и на бумаге. Кстати, сегодня есть даже целые раскраски, в которых, чтобы понять, каким цветом покрыть тот или иной фрагмент изображения, надо решить пример. По такому принципу работают некоторые интерактивные кроссворды и шифровки с пословицами, а также детские лабиринты, схемы которых можно найти в интернете и распечатать.
Повторение
Заниматься с ребёнком нужно каждый день. Лучше делать так: повторили выученную таблицу или её часть, сделали перерыв на 15-20 минут, снова повторили. Можно пробежаться по примерам и перед сном, особенно когда какие-то числа даются особенно тяжело. Если ребёнок плохо воспроизводит несколько примеров, терпеливо добавляйте их к новым частям выучиваемой таблицы из раза в раз.
Не бросайте умножение отдельных чисел в надежде, что оно потом запомнится само по себе. Добивайтесь результата, пусть даже и в неспешном темпе.
Доброжелательность
Хвалите ребёнка как можно чаще, не ругайте его и не усаживайте за тренировку без мотивации и в плохом настроении. Не нужно сравнивать его с другими одноклассниками, пугать двойками и сразу предлагать наизусть всю таблицу умножения.
Онлайн-тренажёры
У родителей не всегда находится время на занятие с ребёнком, а тренировать память надо ежедневно. Удобнее скачать мобильное приложение, где не только предлагают примеры с подсказками, но и рассказывают какую-нибудь весёлую историю, радуют красочными иллюстрациями, позволяют поиграть в мини-игры. Установите, например, «Умножение с Пандой», «Мат практика», SplashLearn, «Умножение на Макс.», Multiple Wipeout, «Монтессори умножение», Squeebles Maths Race, «УмноЖатель», «Забавная таблица умножения», и т. п.
Учим стихи на умножение
Сегодня множество детских авторов предлагает рифмованную таблицу умножения, которую можно купить в книжном или скачать в интернете. Главное – выбирайте те стихи, которые нравятся именно ребёнку, а не вам. Начать можно даже с советской песенки на стихи Михаила Пляцковского «Дважды два четыре». А вот и другие примеры умножения в стихах:
Умножив три на единичку,
Как выучить таблицу умножения быстро и легко — достаточно 5 минут в день
В школе ждут, что ребенок уже будет легко умножать числа, а ему математика дается с трудом? Так и появляется вопрос: как быстро выучить таблицу умножения. Помочь могут настольные игры, специальные карточки, песенки, стихи и даже фокусы! И желание родителей превратить монотонный процесс во что-то увлекательное. Но обо всем по порядку.
Помогите вашему ребенку выучить таблицу умножения: с чего начать
Если ваш ребенок уже сталкивался с таблицей умножения — видел, задавал вопросы, пробовал применить
- Объясните сыну или дочке, что такое количество цифр не должно пугать: не придется заучивать все наизусть
- В таблице умножения есть определенные логические закономерности.
- Дайте понять, что вы не собираетесь заставлять бездумно зубрить числа, но поможете увидеть связь между ними.
Если ребенок до этого не видел таблицу
Купите или распечатайте плакат с ней и повесьте над рабочим столом, чтобы школьник привык к ее виду. Даже если ребенок визуально знаком с таблицей, лучше все равно украсить ей детскую зону. Предлагаем несколько таких плакатов для распечатывания.
Примеры плакатов с таблицей умножения
Все из-за того, что пассивное внимание поможет постепенно запоминать примеры, даже если сам ребенок не будет это осознавать.
Ребенок сопротивляется или просто не понимает, в чем смысл умножения?
Объясните, что это более короткая запись уже того, что он знает — сложения. Это станет первым шагом к снижению тревожности из-за нового учебного материала.
Покажите, что 2+2 — то же самое, что 2*2, а 3+3+3 можно спокойно заменить на 3*3 и так далее.
Наконец, перед реальными математическими занятиями вместе с ребенком через умножение:
- Попробуйте считать количество конфет в коробке;
- Количество предметов в недельном расписании;
- Количество колес на всех игрушечных машинках или рук и ног у кукол — на что хватит фантазии.
ТОП 5 лучших способов выучить таблицу умножения
Универсального и простого метода запоминания таблицы нет. Но учителя и заинтересованные в развитии математических способностей родители давно придумали несколько практичных вариантов для запоминания всех примеров. Они, что важно, подходят детям с разными типами работы памяти: визуалам, аудиалам и даже кинестетикам. Смелее выбирайте!
Умножаем на пальцах — фокусы и лайфхаки
Каждому пальцу нужно присвоить номер, допустим:
- Мизинец — 6;
- Безымянный — 7;
- Средний — 8;
- Указательный — 9;
- Большой — 10.
Сделать так надо симметрично, на обеих руках. Дальше придумываем пример, пусть будет 6*7.
Умножаем 6 на 7 на пальцах:
- Пальцы, которые пронумерованы как 6 и 7 соединяются между собой.
- Все «свободные пальцы» снизу и эти два будут десятками, их получится три. Первое число равняется 30.
- Все «верхние пальцы» одной руки надо умножить на пальцы второй. Получится 3*4=12. Дальше два полученных числа складываются между собой, получается 30+12=42. Готово!
Существует отдельный способ умножения на пальцах на число 9. Левая рука выступает в роли десятков, правая — в качестве единиц. Допустим, мы решаем пример 7*9. Седьмой палец, то есть второй на правой, надо загнуть. Получается, что слева остается шесть десятков и справа — три единицы. Точно так же это будет работать с любыми другими множителями девятки.
Таблица Пифагора вместо обычной
Внешний вид математической таблицы Пифагора может напугать малыша, уж слишком много в ней ячеек. Но, если разобраться, становится ясно, что вместо 100 арифметических действий нужно будет запомнить всего 36.
Освоить таблицу Пифагора можно по такому принципу:
- Расчертите таблицу 11*11 клеток, запишите в вертикальный и горизонтальный столбик только множители. Объясните ребенку, что это числа, которые нужно перемножать друг с другом;
- Заполните таблицу вместе с ребенком. На примере первой строки объясните, что достаточно сложить 2+2, а в следующей клеточке прибавлять к уже имеющемуся результату двойку;
- С помощью результатов таблицы покажите ребенку, что от перемены мест множителей произведение не изменяется. Например, покажите, что в клетках 5*8 и 8*5 будет стоять число 40;
- Помогите ребенку понять, что в таблице Пифагора есть симметрия. Это значит, что нужно заполнить только 55 примеров. Для наглядности можно раскрасить ось, одну и вторую половину в разные цвета;
- Расскажите сыну или дочке другие закономерности, которые не нужно заучивать.
Так, число, умноженное на единицу, всегда будет равно себе. А при умножении на 10 достаточно приписать к исходному числу один нолик.
Карточки для изучения таблицы умножения
Карточки для изучения таблицы умножения становятся отличным вариантом для маленьких кинестетиков. Чтобы заниматься именно таким образом, надо подготовить наглядные материалы — распечатать все возможные произведения из таблицы и наклеить их на кусочки картона одинакового размера.
Кинестетик — тот, кто отлично воспринимает информацию через осязание
Карточки нужно перемешивать между собой и давать ребенку вытянуть одну. Его задача заключается в том, чтобы как можно быстрее назвать произведение, получающееся во время перемножения двух чисел с карточки. Если ребенок успешно справляется, можно класть карточку в стопку для изученных примеров. Если пока действие дается ему с трудом, карточку оставляют в общей колоде.
Быстрые и легкие способы выучить таблицу умножения
В специальных школьных пособиях рассказывается о том, как быстро выучить таблицу умножения. Сначала ребенок должен запомнить цифры от 1 до 10, а затем научиться складывать и вычитать их. Рекомендуется заниматься с интервалами, делая перерыв на отдых. Так ребенок не устанет и не потеряет интереса к обучению. Занятия для детей должны проходить в легкой, игровой форме.
Как легко и быстро помочь ребенку выучить таблицу умножения наизусть
Сначала ребенок должен запомнить, что:
- При умножении на 1 любое число останется прежним.
- Если один из множителей — 5, то искомое число всегда будет заканчиваться на 0 или 5.
- Четное число 4 можно заменить двойным умножением на 2.
Помните, что умножение можно заменить сложением (4х3=4+4+4=12).
Еще одно правило, облегчающее умножение:
И самое важное правило: при перестановке умножаемых друг на друга чисел местами результат не изменится.
Заниматься с ребенком математикой нужно регулярно, желательно повторять пройденный материал несколько раз. Не нужно принуждать школьника к занятиям: его должен заинтересовать сам процесс. Лучший метод запоминания — это игровой. Играючи, детки не замечают, что их обучают.
Легкие способы запоминания
Готовясь к занятиям, нужно запастись всем необходимым — бумагой в клетку, карандашами, фломастерами, цветными ручками, стикерами. На бумаге можно нарисовать таблицу умножения, цифры при этом выделить ярким цветом.
На стикерах пишутся примеры, а отдельно — результаты произведения в виде ряда ответов, которые ребенок должен будет выбрать.
Использование таблицы Пифагора
Таблица Пифагора, которую можно найти на простых тетрадях в клетку, состоит из 100 ячеек. Для удобства их количество можно сократить, оставив место для результата умножения на 1 пустым по умолчанию.
В упрощенном виде таблица выглядеть будет так:
Изучение таблицы умножения – частая проблема, возникающая у школьников младших классов.
Ребенок должен понимать, что результаты умножения располагаются на пересечении каждого столбца и строки. Вначале нужно заучивать простые примеры, постепенно переходя к более сложному уровню.
Выделение цветом одинаковых значений
Одинаковые числа в таблице можно выделить 1 цветом, показав малышу, что получаются они в результате произведения одинаковых множителей, но переставленных местами.
Таблица Пифагора по цветам.
Это поможет сформировать в сознании логическую взаимосвязь.
Ребенку останется выучить только половину таблицы Пифагора, остальное он сможет вычислять сам.
Изучение с помощью игр
Рекомендуется использовать кроссворды, раскраски, «лабиринты», ребусы.
Популярные игры на запоминание:
«Построение забора»
Упражнение «Забор» поможет наглядно увидеть, как работает умножение.
Ребенку нужно рассчитать количество гвоздей, необходимое для прикрепления n-количества перекладин к доскам при помощи умножения.
«Рыбалка». Игроки бросают кубик, который выпадает на картинку с тем или иным числом рыбок. Все карточки (рыбки) складываются, а потом определяется победитель, сделавший самый большой улов.
Игровое поле «Рыбалка»
«Сражение» на распечатанной таблице Пифагора. Родители с малышом по очереди делают ходы, занимая клетки с кладом фишками. Чем большим оказывается результат произведения, тем больше монет удается получить игроку.
Можете нажать на картинку (для увеличения) и скачать/распечатать игровое поле:
Игровое поле
Заполнение Пифагоровой таблички. Распечатайте пустую табличку ребенку и попросите заполнить самостоятельно клеточки, используя простое действие «сложение».
В парной игре «Прямоугольник» участники используют листок бумаги в клетку, 2 разноцветных фломастера и 2 кубика. Каждый игрок делает ход по очереди: подбрасывает 2 кубика, а затем на своей стороне рисует прямоугольник, количество клеток в котором совпадает с числом точек на кубике. Внутри получившейся фигуры записывается число — ее площадь, вычисленная по клеткам.
Игра продолжается до тех пор, пока на листе остается свободное место. В конце побеждает тот, у кого больше фигур.
В интернете можно найти развивающие онлайн-игры для изучения таблицы Пифагора. Пример одной интерактивной шарады: в столбиках скрывается зашифрованная фраза, отгадать которую ребенок может, произведя необходимые вычисления.
Еще один развивающий игровой набор «Много-много» поможет детям выучить таблицу умножения наглядным способом. Он содержит карточки в виде домов с прозрачными окнами. Соединяя их друг с другом, можно подсчитать получившееся число окон: 2х4=8, 3х2=6 и т.д.
На пальцах
Умножать на 9 сложнее всего, но объяснить, как это делать, ребенку можно на пальцах. Для счета ладони разворачивают к себе и мысленно нумеруют все пальцы по числам от 1 до 10. Если необходимо умножить 9 на 1, загибают первый палец на левой руке — по количеству оставшихся выпрямленными пальцев определяют результат.
Если нужно посчитать, сколько будет «9х5», убирают 5-ый по счету палец левой руки, если смотреть по направлению слева направо: десятками послужат первые 4 пальца, оставшиеся будут единицами. Получится число 45.
Умножение на пальцах рук на 9
Умножение на 9 от 1 до 10
Изучение с помощью карточек
Карточки помогут визуально запомнить информацию. Их можно вырезать из плотного картона в виде квадратов. На карточках расписывают примеры, а затем складывают их в тканевый мешок.
Ребенку нужно вытаскивать бумажки по очереди и определять произведение чисел. Если ответ верный, заученная карточка убирается в сторону, в ином случае она возвращается в общую стопку. При этом в случае ошибки необходимо называть правильный ответ, чтобы он закрепился в памяти ребенка.
Игра развивает интерес к изучению арифметики, помогает запомнить и закрепить информацию благодаря повторению.
Изучение с помощью стихов
Короткие стихи с арифметическими действиями легко запоминаются детьми:
- «2 атлета взяли гири: это 2х2=4».
- «Дважды 7 мышей — 14 ушей».
- «Двух слонов нужно взвесить — 2 на 5 получим 10, это значит, что слон весит примерно 5 т».
- «Мыши прогрызли в сыре дыры — 3х8 получается 24».
- «Вышли зайцы в лес гулять — 5х5=25».
Умножаем число само на себя в стихах
Составляя эти рифмы, родители смогут быстро научить ребенка умножению — выученные стихи надолго остаются в памяти.
Еще несколько детских стишков на запоминание результатов умножения:
Отличный тренажер по таблице умножения и деления
Это буквенно-цифровая игра, где в верхней части располагаются пронумерованные буквы, а в нижней — столбцы с примерами и строчками для написания ответов. Числа, полученные в результате арифметических действий, сопоставляются с представленными буквами, которые затем складываются в загаданные изначально слова.
Игра может проходить на время: таймер можно устанавливать на несколько секунд, 1 минуту или больше.
Примеры на умножение и деление на 4.
Примеры на умножение и деление на 2
В тетради чертится таблица, в которой прописываются все четные числа до 100, которые можно разделить на 2. Рядом оставляются пустые клетки, которые должен заполнить ребенок. Здесь же нужно разместить примеры с умножением — с использованием аналогичных цифр.
На 3
Все задания здесь аналогичны предыдущим, только выполняются с использованием цифры 3. Примерные упражнения: 3х1, 3х2, 3х3, 3х4, 3х5 и т. д. Эти задачи можно усложнять, используя иные арифметические действия — прибавляя и вычитая другие числа.
На 4
Школьник, усвоивший таблицу умножения и деления на 2 и 3, с легкостью выучит и аналогичные действия с участием числа 4.
Простые примеры: 4х3, 28:4, 36:4, 4х5, более сложные: 24:4-4, 28:4+8 и т.д.
На 5
Здесь нужно запомнить, что число делится на 5 только тогда, когда заканчивается на 0 или 5. Нужно выписать примеры с этими числами, дополняя их другими действиями — сложением, вычитанием или умножением. Вот интересное правило:
На 6
На 6 делятся только четные числа. Их и нужно использовать в примерах для изучения.
На 7
Упражнение аналогично предыдущим. В ряд выписываются примеры: 7:7, 21:7, 7х5, 7х7.
На 8
На 8 делятся четные числа, большинство из которых уже изучались при делении на 2 и 4, и из произведения которых получается 8. Рядом выписываются примеры с умножением на 8.
На 9
Умножать на 9 сложнее всего. Но девятка участвовала в предыдущих упражнениях — при делении и умножении других чисел, поэтому решить данные примеры можно по аналогии.
Советы и рекомендации для родителей
Выбирая тот или иной метод обучения, родители должны определить, кто их ребенок — аудиал или визуал. Детям-аудиалам проще обучаться по мультфильмам, интерактивным передачам, песням и стихам. Визуалам больше подойдут игры с карточками, ребусы, лабиринты, раскраски. Последним будет легче учить таблицу умножения благодаря развитому образному мышлению.
За правильно выполненное задание нужно похвалить школьника и порадовать его небольшим подарком.
Схитрите. Попробуйте специально допустить где-то ошибку, а когда ребенок укажет вам на неё, обязательно похвалите его: «Какая ты молодчина! Я не заметила, а ты такая внимательная!»
Длительность занятий устанавливается индивидуально. Всем детям нужно разное время для того, чтобы усвоить урок — нельзя давить на ребенка и ругать его. Мягкий подход и правильная мотивация — гарантия успеха.
Источник: mirpozitiva.ru