Педагог дополнительного образования, имеющий среднее профессиональное или высшее образование без предъявления к стажу педагогической работы, выполняющий качественно и в полном объёме возложенные на него должностные обязанности.
Основные обязанности педагога дополнительного образования:
- комплектует состав обучающихся детского объединения и принимает меры по его сохранению в течении срока обучения;
- осуществляет реализацию дополнительной общеобразовательной (общеразвивающей) программы;
- обеспечивает педагогически обоснованный выбор форм, средств и методов работы (обучения), исходя из психофизической целесообразности;
- обеспечивает соблюдение прав и свобод обучающихся;
- составляет планы и конспекты занятий, обеспечивает их выполнение; ведёт установленную документацию и отчётность;
- выявляет творческие способности обучающихся, способствует их развитию, формированию устойчивых профессиональных интересов и склонностей;
- поддерживает высокомотивированных и талантливых обучающихся;
- оказывает в пределах своей компетенции консультативную помощь родителям (лицам, их заменяющим), а также другим педагогическим работникам образовательного учреждения;
- выполняет правила и нормы охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты, обеспечивает охрану жизни и здоровья обучающихся в период образовательного процесса;
- проводит инструктаж обучающихся по безопасности на учебных занятиях с обязательной регистрацией в журнале регистрации инструктажа;
- систематически повышает уровень своего педагогического мастерства и уровень квалификации по специальности.
7. Формы аттестации и контроля
Формы аттестации и контроля используемые при реализации программы: выполнение диагностических заданий: изученной теории, специальных приёмов, тесты, выставки.
Кадровое обеспечение образовательных программ
Формы отслеживания образовательных результатов: сводные таблицы по текущему и итоговому контролям, промежуточной аттестации (Приложения №1-2).
Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов: демонстрация на выставках, конкурсах, открытых занятиях, выступление на итоговых занятиях с защитой творческих работ.
8. Оценочные материалы
Для достижения высокого уровня освоения дополнительной общеобразовательной (общеразвивающей) программы всеми обучающимися, необходима четкая организация образовательно-воспитательного процесса, одной из составляющих которого является диагностика уровня освоения дополнительной (общеразвивающей) программы.
Актуальность диагностики заложена в необходимости отслеживания результатов на всех этапах обучения и воспитания и играет существенную роль в обеспечении и повышении качества образования, в формировании и развитии практических навыков и творческих способностей детей.
Таким образом, целью диагностики является определение уровня усвоения учебного материала, творческого и личностного развития обучающихся, ведение мониторинга образовательного процесса на основе полученных данных.
Кадровое обеспечение организации по дополнительным общеобразовательным программам в ИСПО
Задачами диагностики являются оперативное и своевременное выявление пробелов в учебном процессе, определение форм коррекционной работы.
В ходе диагностики по программе отслеживаются показатели:
- завершенность работы;
- качество выполненной работы;
- композиционное построение, цветовой строй, индивидуальность, манеры автора;
- степень самостоятельности при выполнении работы;
- личностного развития: культура поведения в детском объединении, нравственность, гуманность, дисциплинированность, ответственность, самостоятельность, активность, организаторские способности.
- уровня освоения дополнительной общеобразовательной (общеразвивающей) программы: теоретические знания по основным разделам программы, владение специальной терминологией, практические умения и навыки, предусмотренные программой.
Источник: studfile.net
Тема 1.4. Кадровое обеспечение дополнительного образования как проблема современного образования
В российской системе образования на всех образовательных уровнях прежде целенаправленно не велась подготовка педагогов для осуществления педагогической деятельности во внеурочное или во внешкольное время, а если и велась, то достаточно общо и небольшим по объему часов курсом. В прежние десятилетия целенаправленно не велась подготовка педагогических кадров и для системы внешкольной работы с детьми. В системе внешкольного образования зачастую работали специалисты, имеющие профессиональное образование, но не владеющие психолого-педагогическими знаниями.
Первый опыт подготовки педагогов дополнительного образования начат только в последнее время с целью обеспечения системы дополнительного образования детей и молодежи квалифицированными педагогическими кадрами. Однако, в системе дополнительного образования могут работать и обычные педагоги в зависимости от того, какой вид дополнительного образования они осуществляют. В «учебном», частично «внеурочном» дополнительном образовании на всех уровнях могут и должны работать педагоги-предметники, подготовка которых ведется в педагогических вузах. Это педагоги, преподающие основы психологии, педагогики, философии, этики, эстетики, логики, риторики и других учебных дисциплин, не включенных вбазовый компонент. В последнее время врамках дополнительных специальностей и специализаций студентов педагогических вузов обучают преподаванию названных дисциплин.
А специалистов для «внеурочного», «досугового», «внеаудиторного» дополнительного образования необходимо готовить специально. Они востребованы во всех видах учреждений дополнительного образования, от дошкольных образовательных учреждений до центров дополнительного образования взрослых.
Понятие «педагог» в энциклопедическом словаре в общепринятом определении это «лицо, ведущее практическую работу по воспитанию, образованию и обучению детей и молодежи и имеющее специальную подготовку в этой области (учитель общеобразовательной школы, преподаватель среднего специального учебного заведения, училища, детского сада и т.д.)».
В словаре «Профессиональное образование» отмечается, что «педагог воздействует на учащегося, сообщает ему знания, формирует его личность, является руководящей и управляющей стороной в отношении «педагог-обучаемый». В то же время педагог в результате непрерывного образования, самовоспитания, общения с учащимися подвергается воспитательным воздействиям и стремится к самосовершенствованию».
В «Психолого-педагогическом словаре» В.А. Мижерикова педагог — это «лицо, ведущее практическую работу в области воспитания и обучения (учитель школы, воспитатель дошкольного учреждения или детского дома, преподаватель техникума, вуза и т.д.) или разрабатывающее проблемы педагогики как науки».
В словаре понятий и терминов по законодательству Российской Федерации об образовании «учитель» — это «педагогический работник, в задачи которого входит обучение и воспитание учащихся с учетом специфики преподаваемого предмета, формирование общей культуры личности, социализации, осознанного выбора и освоение профессиональных программ». В этом же словаре и только в нем дано определение понятия «педагог дополнительного образования». Он определяется как «педагогический работник, в задачи которого входит: проведение разнообразной творческой деятельности обучающихся (воспитанников) в области дополнительного образования, комплектование состава кружков, студий, клубных объединений и других форм внеурочной работы с обучающимися».
Сравнение определений «педагог» и «педагог дополнительного образования» позволяет выявить специфику деятельности педагога дополнительного образования и его отличительные качества: он в первую очередь проводит разнообразную творческую деятельность обучающихся; комплектует состав разнообразных объединений во внеучебное, внерабочее время. Сравним также и квалификационные характеристики (требования) этих педагогов.
К общим требованиям в этих квалификационных характеристиках относятся такие, при которых педагоги: «используют разнообразные приемы, наиболее эффективные формы, методы, новые педагогические технологии и средства обучения; участвуют в разработке образовательных программ, реализуют образовательные программы, несут ответственность за качество их выполнения; составляет планы и программы занятий обеспечивая их выполнение; обеспечивают и соблюдают при проведении занятий правила и нормы охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты; обеспечивают соблюдение прав и свобод обучающихся; участвуют в деятельности методических объединений; повышают свою профессиональную квалификацию».
Отличительными чертами педагога дополнительного образования является то, что педагог дополнительного образования, выполняющий все названные выше требования, осуществляет еще и специфичные для данной специальности требования: «дополнительное образование обучающихся, развитие и воспитание обучающихся; развитие их разнообразной творческой деятельности; комплектование состава обучающихся в кружках, секциях, студиях, клубных и других детских объединений и принимает меры по сохранению их в течение срока обучения; выявляет творческие способности обучающихся, способствует их развитию; поддерживает одаренных и талантливых обучающихся; организует участие обучающихся в массовых мероприятиях»
Выявляя особенности личности педагога дополнительного образования детей, один из исследователей проблем дополнительного образования детей В.А. Березина отмечает, что «основная его особенность заключается в том, что он играет большую роль в творческом развитии ребенка и процессе его самоопределения. Большинство педагогов убеждены, что именно в системе дополнительного образования у ребенка появляются широкие возможности определять свой выбор: в форме самовыражения — 63 %, в творчестве, поиске необычного — 63 %.
О.Е. Лебедев в работе «Дополнительное образование детей» также отмечает, что «специалист в области дополнительного образования детей кроме специфики своего вида деятельности должен ориентироваться в вопросах общей педагогики, понимать соотношение задач различных типов и видов образовательных учреждений, видеть взаимосвязь дошкольного, школьного, профессионального и дополнительного образования». О.Е. Лебедев с группой авторов предлагает определенную структуру кадров в системе дополнительного образования детей:
«Главной особенностью этой структуры является «незакрытый список специальностей», так как с возрастанием потребности в дополнительном образовании детей расширяется ее сфера деятельности. Условно можно разделить всех работников, занятых в системе дополнительного образования детей, на четыре группы:
Первая группа — это лица, осуществляющие образовательный процесс в непосредственном контакте с детьми: педагоги дополнительного образования детей и педагоги-организаторы. Именно эта категория — наиболее массовая и востребованная во всех видах образовательных учреждений: детских садах, школах, гимназиях, лицеях, колледжах и училищах.
Вторая группа — это методисты, предметом деятельности которых является научно-методическое обеспечение образовательного процесса и самих кадров системы. Некоторые функции методической деятельности входят в обязанности всех специалистов системы первой и высшей квалификационной категории, в том числе управленцев.
Третья группа — администрация, или, иначе, управленцы. Иерархия управления в учреждениях дополнительного образования детей выстраивается в соответствии с моделью самого учреждения, его структурой. Наиболее типичен вариант: руководители среднего звена — заведующие отделами, лабораториями, клубами, студиями, секторами; директора УДОД и их заместители; руководители районных, городских и региональных структур, главные специалисты. Специфика руководителей «среднего звена» заключается в том, что, с одной стороны, они руководят взрослым коллективом, являются административными лицами, а с другой стороны, они же — руководители детских коллективов. Как правило, эти руководители совмещают свои должности с должностями педагогов дополнительного образования детей и педагогов-организаторов.
Четвертая группа — это специалисты профильных направлений.
Направления деятельности настолько широки и разнообразны, что в образовательный процесс или его обеспечение включаются люди самых разных профессий. Так, например, в художественных видах творчества это хормейстеры, балетмейстеры, концертмейстеры, звукооператоры, костюмеры и т.д. Если в технических направлениях современные компьютерные технологии составляют подавляющее большинство, то для обслуживания техники необходимы программисты, наладчики, инженеры, лаборанты. Если в распоряжении детей есть актовый и театральный зал, то не обойтись без режиссера, художника-оформителя и т.д.
Необходимость расширения штатного расписания зависит от уровня развития коллектива, его задач и предоставленной материально-технической базы».
Вопросы и задания для самоконтроля
1. В чем заключаются проблемы кадрового обеспечения дополнительного образования?
2. Как Вы думаете, может ли работать педагогом дополнительного образования обычный педагог? Обоснуйте свой ответ.
3. Сравните определения «педагог» и «педагог дополнительного образования», данные в разной психолого-педагогической литературе.
4. Сформулируйте специфику деятельности педагога дополнительного образования и его отличительные качества.
5. Раскройте особенности квалификационных характеристик педагога дополнительного образования.
6. Какова роль влияния личности педагога дополнительного образования на воспитанников?
7. Назовите существующую структуру кадров в системе дополнительного образования.
8. От чего зависит штатное расписание учреждений дополнительного образования?
Источник: poisk-ru.ru
Кадровое обеспечение образовательного учреждения для реализации ФГОС НОО, ООО, СОО, ФГОС ОВЗ
Во всей системе требований к условиям и ресурсному обеспечению реализации основных образовательных программ общего образования стержневыми являются требования к кадровым условиям.
Требования к кадровым условиям включают:
- укомплектованность образовательной организации педагогическими, руководящими и иными работниками;
- уровень квалификации педагогических и иных работников образовательной организации;
- непрерывность профессионального развития педагогических работников образовательной организации.
МАОУ «СОШ №2» г.Заводоуковска в 2020-2021 учебном году на 100% укомплектована кадрами, имеющими необходимую квалификацию для решения задач, определенных ФГОС НОО, ООО, СОО, ФГОС ОВЗ.
Педагогический коллектив школы состоит из 79 человек, из них:
- администрация школы — 4 человека;
- -педагоги-психологи- 3;
- -логопеды-2;
- -педагог-организатор-1;
- -социальный педагог-1;
- -заведующий ресурсным центром-1;
- –методисты -2;
- -педагог-дефектолог – 1.
Образовательный процесс осуществляют 66 педагогов.
91% педагогических работников имеют высшее образование (72 чел). В высших учебных заведениях педагогической направленности в заочной форме обучаются 4 педагога.
Из общей численности педагогических работников имеют стаж работы менее 2-х лет – 12 человек;
От 2 до 5 лет – 8 человек;
От 5 до 10 лет – 6 человек;
От 10 до 20 лет – 13 человек;
От 20 и более лет – 38 человек.
Из общей численности работников находятся в возрасте моложе 25 лет- 6 человек;
25-35 лет – 16 человек;
35 и старше лет – 55 человек.
В этом учебном году штат школы пополнился молодыми педагогами. Можно отметить, что деятельность администрации школы в омоложении кадрового потенциала гармонично сочетается с тенденцией сохранения в составе педагогического коллектива зрелых педагогов, обладающих готовностью к передаче профессионального опыта молодым педагогам.
Соответствие уровня квалификации работников организации, осуществляющей образовательную деятельность, устанавливается при их аттестации.
Аттестация педагогических работников проводится на основании Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», приказа Минобрнауки России от 07.04.2014 № 276 «Об утверждении Порядка проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность».
Проведение аттестации педагогических работников в целях подтверждения их соответствия занимаемым должностям осуществляется один раз в пять лет на основе представления директора ОУ школьной аттестационной комиссией.
Аттестация в целях установления первой и высшей квалификационной категории педагогических работников осуществляется Главной аттестационной комиссией, формируемой на базе департамента образования и науки Тюменской области.
Численность (удельный вес) педагогических работников с квалификационной категорией от общей численности педагогических работников составляет 49 человек (65%)
-с высшей квалификационной категорией – 17 человек (22,6%);
— с первой квалификационной категорией- 32 человек (42,6%);
-соответствие занимаемой должности- 9 человек (12%);
-не имеют квалификационной категории- 16 человек (21%).
Данные педагоги проработали в занимаемой должности менее двух лет.
В январе и феврале планируется повышение категорийности педагогов школы до 71% за счет аттестации 4 педагогических работников, имеющих ранее соответствие занимаемой должности.
С целью повышения категорийности педагогов необходимо активизировать работу по участию в конкурсах профессионального мастерства, обобщению педагогического опыта на различных уровнях, т.к именно данные критерии подвергаются всестороннему анализу главной аттестационной комиссии. У нас пока данные критерии западают. На мой взгляд, решить данную проблему очень легко.
Ежегодно у нас в районе проходит конкурс «Использование ИКТ в образовательном процессе». Сначала конкурс проводится на уровне школы, затем лучшие работы отправляются на муниципальный уровень. Даже если педагоги подготовят по 1 уроку на данный конкурс, за весь межаттестационный период таких уроков будет 5. Помимо конкурса ИКТ традиционно проводится педагогическая олимпиада, которая организуется так же по уровням. У всех педагогов в этом учебном году была возможность принять участие в 1 туре олимпиады, т.к она проходила в онлайн-режиме, но не все педагоги воспользовались этой возможностью. В течение 5 лет есть возможность ежегодно принимать участие в данном мероприятии.
Все подготовленные на конкурс ИКТ уроки можно разместить в различных интернет- сообществах, в которых зарегистрировано большинство членов коллектива. Так за 5 лет накопится 5 сертификатов о публикации методической разработки. А одну и ту же публикацию можно разместить не на одном портале, а на нескольких.
Поэтому призываю вас активнее участвовать в конкурсах, распространять свой бесценный опыт на различных порталах и готовиться к аттестации не на месяц до нее, а в течение всех 5 лет.
С целью повышения профессиональной компетенции педагогов реализуется в полном объеме план – график повышения квалификации педагогических и руководящих работников .
100% педагогов, реализующих все виды ФГОС, за 3 года прошли курсы повышения квалификации.
В 2020 году прошли курсовую переподготовку по преподаваемым предметам в рамках Госзаказа – 26 человек, обучились на курсах ОВЗ — 9 человек . Помимо Госзаказа несколько педагогов повысили свою компетентность через курсы различной направленности:
— «Колледж цифровых и педагогических технологий» — 2 человека;
-Курсы КПК по Цифровой грамотности от Учи.ру- 4 человека;
— «Использование цифровых лабораторий при подготовке итогового проекта в условиях реализации ФГОС через урочную и внеурочную деятельность»- 2 человека;
-Курсы по совершенствованию предметных и методических компетенций (в том числе в области формирования функциональной грамотности обучающихся) ФП «Учитель будущего» НП «Образование» — 6 человек;
— «Современные аспекты профориентационной работы в ОО»- 1 человек.
Все классные руководители прошли курсы на сайте Единый урок по направлению «Организация работы классного руководителя».
Данная статистика приводится без учета онлайн-курсов, которые педагоги проходили самостоятельно исходя из своих потребностей.
Т.е всего за год курсами было охвачено 50 человек (66% педагогов).
Таким образом план повышения квалификации выполняется на 100%.
В 2021 году планируется обучение 40 педагогов, в том числе предметные курсы- 27 человек, курсы ОВЗ – 13 человек.
Все специалисты, осуществляющие обучение детей с ОВЗ, должны пройти профессиональную переподготовку или курсы повышения квалификации по особенностям организации обучения и воспитания обучающихся с ОВЗ, подтвержденные дипломом о профессиональной переподготовке или удостоверением о повышении квалификации установленного образца.
Педагоги, осуществляющих образовательную деятельность на всех уровнях общего образования, прошли курсы повышения квалификации по особенностям организации обучения и воспитания обучающихся с ОВЗ.
В штат специалистов образовательной организации, реализующей ФГОС ОВЗ, помимо педагогов входят и иные работники, имеющие необходимый уровень образования и квалификации для каждой занимаемой должности: 3 психолога, 2 логопеда, 1 социальный педагог, 1 педагог-дефектолог и руководитель РЦДО.
Из них имеют высшее образование- 7 человек, 1 человек имеет среднее специальное образование.
Имеют квалификационные категории (первую и высшую) — 3 педагогических работника, аттестованы на соответствие занимаемой должности — 3 человека, не аттестованы — 2 человека (проработали менее 2-х лет по занимаемой должности).
Источник: xn--j1ahfl.xn--p1ai