Перспективное прогнозирование персонала. Методы определения потребностей в кадрах определенных профессионально — квалификационных групп. Анализ явочной численности и структуры персонала с целью дальнейшей ее оптимизации.
Планирование персонала. Информационная база для определения текущих и перспективных потребностей организации в персонале.
Планирование потребности в персонале — кадровая программа, направленная на оценку как количественной, так и качественной потребности в персонале, отвечающая на вопросы: сколько, когда и какой именно персонал потребуется организации.
Количественная оценка потребности в персонале отвечает на вопрос “сколько?”. Она основывается на анализе предполагаемой организационной структуры (уровни управления, количество подразделений, распределение ответственности), требований технологии производства (форма организации совместной деятельности исполнителей), маркетингового плана (план ввода в строй предприятия, поэтапность разворачивания производства), а также прогнозе изменения количественных характеристик персонала (с учетом, например, изменения технологии). При этом, безусловно, важной является информация о количестве заполненных вакансий.
Управление персоналом. Урок 6. Кадровая политика
Качественная оценка потребности в персонале — попытка ответить на вопрос “кого?”. Это более сложный вид прогноза, поскольку вслед за анализом, аналогичным для целей количественной оценки, должны учитываться ценностные ориентации, уровень культуры и образования, профессиональные навыки и умения того персонала, который необходим организации. Особую сложность представляет оценка потребности в управленческом персонале. В этом случае необходимо учесть как минимум возможности персонала определять рациональные оперативные и стратегические цели функционирования предприятия и осуществлять формирование оптимальных управленческих решений, обеспечивающих достижение этих целей.
Планирование потребности в персонале — начальная ступень процесса кадрового планирования. Планирование потребности в персонале базируется на:
— данных об имеющихся и запланированных рабочих местах;
— плане замещения вакантных должностей;
— финансовом, инвестиционном и других разделах плана организации.
Анализ потребности в персонале — исследование краткосрочных и долгосрочных перспектив организации, включающее:
— изучение потребности в персонале;
— изучение необходимости обучения персонала организации;
— анализ эффективности работы и организационного климата;
— разработку программы мероприятий по привлечению персонала;
— разработку или адаптацию методов оценки кандидатов;
— расчет финансовых затрат на привлечение и оценку персонала;
— реализацию оценочных мероприятий;
— разработку программ развития персонала;
— оценку затрат на осуществление программ развития персонала.
Планирование персонала включает в себя:
— научно-обоснованное определение перспективной и текущей потребности в кадрах необходимых специальностей и квалификации, определение эффективности использования кадров на производстве, форм и видов их подготовки и повышения квалификации;
Лекция Кадровая политика организации
— определение оптимальной расстановки, перемещения и выдвижения руководящих работников и специалистов;
— проведение организационно-воспитательной работы в трудовых коллективах.
Виды планирования по персоналу:
Основные виды планирования — долгосрочное, перспективное и текущее. Долгосрочное планирование охватывает период 10-15 и более лет, перспективное — пятилетний период, текущее (тактическое) — один год.
Долгосрочное планирование обычно имеет форму целевых комплексных программ.
Комплексная программа «Кадры» предусматривает следующие основные направления работы с кадрами:
-совершенствование планирования и организации кадровой работы, создание комплексной системы управления кадрами на основе использования электронно-вычислительной техники;
-совершенствование систем комплектования, подготовки и повышения квалификации кадров, улучшение их социально-демографической и профессионально-квалификационной структуры;
-укрепление дисциплины труда и стабилизация производственных коллективов на основе постоянного сокращения потерь рабочего времени, текучести кадров и улучшения условий труда, быта и досуга трудящихся;
-повышение творческой инициативы и трудовой активности работников, их культурного уровня, развитие демократических начал в управлении производством.
При разработке целевой программы «Кадры» учитываются:
-основные положения современной кадровой политики;
-особенности демографической ситуации, связанные с балансом трудовых ресурсов, ограниченностью их притока, а также процессами высвобождения и перераспределения работников;
-важнейшие тенденции научно-технического прогресса на производстве;
-возрастающие требования к совершенствованию планирования и организации управления;
-накопленный опыт реализации основных направлений совершенствования работы с кадрами в предыдущих периодах.
Цель таких программ — создать условия для обеспечения производственных подразделений стабильными квалифицированными кадрами, для постоянного роста производительности труда за счет реализации мероприятий программы, снижения уровня текучести кадров и потерь рабочего времени, а также улучшения структуры кадров в соответствии с требованиями развития современного производства.
На основе долгосрочных планов работы с кадрами разрабатываются перспективные и текущие планы, которые в совокупности представляют собой единую систему планирования кадровой работы на производстве, позволяющую комплексно реализовать важнейшие процессы формирования кадровых потенциалов предприятия, объединения, отрасли.
Пятилетний план работы с кадрами содержит три основных раздела, отражающие:
— мероприятия по совершенствованию состава кадров рабочих, руководителей и специалистов (показатели качественного состава кадров; анализ их обновления и расчет перспективной потребности; определение источников комплектования кадрами; определение требований к различным категориям работников и разработка профессиограмм основных профессий; оценка кадров и создание резерва на выдвижение; работа с молодыми специалистами и молодыми рабочими; развитие демократических начал в подборе и выдвижении руководящих кадров и др.);
— мероприятия по подготовке, переподготовке и повышению квалификации кадров, созданию единой системы непрерывного образования (показатели общеобразовательной и профессиональной подготовки работников, вовлечение их в учебу в вечерних ПТУ, техникумах, вузах, аспирантуре; задания по подготовке и повышению квалификации, обучению резерва, созданию учебно-материальной базы; развитие постоянно действующих форм непрерывного повышения квалификации кадров на производстве);
— мероприятия по воспитанию кадров (воспитательная и культурно-массовая работа; работа в рабочих общежитиях; укрепление трудовой дисциплины; сокращение текучести кадров; наставничество и др.).
Текущий план конкретизирует показатели долгосрочного и перспективного планов работы с кадрами и отражает вопросы комплектования подразделений необходимыми работниками, их расстановки и обучения, оценки деятельности и повышения квалификации, контроля рационального использования рабочего времени и осуществления запланированных мероприятий по работе с кадрами.
Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:
Источник: studopedia.ru
1. Планирование персонала (кадровое планирование) – это кадровая программа, направленная на оценку как количественной, так и качественной потребности в персонале.
Планирование персонала предполагает правильную организацию долгосрочной работы с персоналом.
Руководству организации важно располагать в определенное время, на соответствующих рабочих местах, в нужном количестве и требуемой квалификации таким персоналом, который бы обеспечил решение производственных задач. При этом планирование персонала должно создавать условия для мотивации более высокой производительности труда и удовлетворенности работой. Планированию подвергаются следующие потребности организации:
- Потребность в замещении персонала по годам в связи с уходом на пенсию, увольнением, переходом на инвалидность и т.п.
- Потребность в снижении численности персонала вследствие внедрения новых технологий, сокращения объемов производства, простоев, неплатежей, ухода на пенсию и т. п.
- Потребность в увеличении численности персонала в связи с расширением производства, с развитием предпринимательской деятельности.
- Планирование потребности в персонале (поиск, отбор и наем персонала за счет внутренних и внешних источников);
- Планирование адаптации персонала (вновь принятых, сменивших работу и др.);
- Планирование использования персонала (с учетом повышения квалификации, возраста, изменения технологического процесса, условий труда и т. д.)
- Планирование обучения и повышения квалификации персонала;
- Планирование деловой карьеры, служебно-профессионального продвижения (от момента приема на работу до увольнения);
- Планирование высвобождения (увольнения) или сокращения персонала (рационализация производства, сокращение объема выпуска продукции и т.д.);
- Планирование расходов на персонал организации, в том числе на кадровую службу.
Набор персонала заключается в комплектовании необходимого резерва кандидатов на все должности и специальности, из которых организация отбирает подходящих для нее работников.
- Планирование персонала (кадровое планирование) – определение потребности в персонале нужного количества и соответствующего качества;
- Разработка требований к соответствующим должностям или видам деятельности, включая деловые и личностные характеристики;
- Поиск персонала во внутренних и внешних источниках (реклама, служба занятости, рекрутинговые агентства, Интернет, и др.);
- Составление базы данных по кандидатам на вакантные должности;
- Отбор персонала – выявление различий между кандидатами и соответствующими требованиями будущей деятельности, выбор лучших кандидатов;
- Решение о приеме на работу;
- Введение в должность (адаптация) работника.
- Обучение без отрыва от работы, Теоретический курс в профессионально-технической школе и практическая подготовка на предприятии.
- Обучение с отрывом от работы в специализированных профессионально-технических учебных заведениях и центрах подготовки кадров.
- определение служебного соответствия работника занимаемой должности;
- выявление перспективы использования потенциальных способностей и возможностей работника;
- стимулирование роста профессиональной компетенции работника;
- определение направлений повышения квалификации, профессиональной подготовки или переподготовки работника;
- внесение предложений о перемещении кадров, освобождении работника от должности (увольнение), а также переводе на более (или менее) квалифицированную работу.
- В ходе подготовки к аттестации руководитель предприятия издает приказ, в котором определяются сроки ее проведения, устанавливается перечень работников, подлежащих аттестации, утверждается состав аттестационных комиссий и график, формулируются задачи руководителей подразделений по обеспечению подготовки, проведения и подведения итогов аттестации. При проведении аттестации исходят из следующих основных принципов: законность. Равное право граждан на любую должность в соответствии со способностями и профессиональной подготовкой без какой-либо дискриминации; профессионализм и компетентность; гласность ; экономическая, социальная и правовая защищенность; ответственность за ненадлежащее исполнение своих должностных обязанностей.
- Элементы аттестации.
- Оценка труда направлена на сопоставление содержания, качества и объема фактического труда с планируемым результатом труда, который представлен в технологических картах, планах и программах работы предприятия. Оценка труда дает возможность оценить количество, качество и интенсивность труда.
- Оценка персонала позволяет изучить степень подготовленности работника к выполнению именно того вида деятельности, которым он занимается, а также выявить уровень его потенциальных возможностей для оценки перспектив роста.
- Этапы аттестации: подготовка сама аттестация и подведение итогов.
- Метод аналитической оценки: аттестационная комиссия рассматривает письменную характеристику – отзыв на работника и проводит с ним собеседование;
- Система оценок, где подсчитывается общее число набранных баллов, процентов, очков (рейтинг, рейтинговая шкала);
- Ранжирование (выстраивание персонала по ранжиру): в результате ранжирования руководитель (аттестационная комиссия) может сравнивать сотрудников между собой с последующими выводами;
- Ситуативная оценка – в качестве шкалы для оценки используется описание демонстрируемого поведения работника в конкретной ситуации, для чего разрабатывается описание эффективных и неэффективных примеров поведения во время, например, приема посетителей, заключения договоров с партнерами, и т.д.
- Оценка по достижению целей – метод эффективен для управляющего персонала. Отличительные черты : ориентация на выполнение конкретной цели; концентрация на определенных целях; установка на общие цели, с тем, чтобы убедиться, что персонал воспринимает ошибки как личные проблемы.
- Вертикальной карьеры – должностной рост;
- Горизонтальной карьеры – продвижение внутри организации, например работы в разных подразделениях одного уровня иерархии;
- Центростремительной карьеры – продвижение к ядру организации, центу управления, все более глубокое включение в процессы принятия решений.
- Этапы карьеры:
- Изучение и выявление потребностей организации в персонале (кого, когда, сколько)
- Оценку способностей и личностных качеств персонала;
- Разработку вариантов планирования использования сотрудника;
- Индивидуальную беседу с сотрудником, обсуждение предложенного варианта его планового использования (согласование, коррекция плана карьеры);
- Разработку и утверждение плана карьеры и профессионального развития руководителем организации и их реализацию;
- Контроль за ходом выполнения плана карьеры.
- План карьерного роста – это документ , в котором представлен вариант (варианты) должностного перемещения специалиста в организации. В плане карьеры указываются наименования должностей, на которые может быть назначен сотрудник, ориентировочные сроки, а также необходимые для этого мероприятия по его профессиональному развитию.
- План карьеры может быть краткосрочным, среднесрочным и долгосрочным.
- Для реализации карьерного роста молодому работнику рекомендуется самостоятельно разработать план самосовершенствования и достижения личных целей.
Источник: studfile.net
Планирование потребности в персонале
Планирование потребности в персонале — кадровая программа, направленная на оценку как количественной, так и качественной потребности в персонале, отвечающая на вопросы: сколько, когда и какого персонала потребуется организации.
ПЛАНИРОВАНИЕ ПОТРЕБНОСТИ В ПЕРСОНАЛЕ — начальная ступень процесса кадрового планирования; базируется на данных об имеющихся и запланированных рабочих местах, штатном расписании, плане замещения вакантных должностей и др. информации о персонале организации — с одной стороны, а также на финансовом плане, инвестиционном плане, плане производства, маркетинговом плане, организационном плане и др. разделах плана организации — с др. стороны. При определении потребности в персонале в каждом конкретном случае рекомендуется участие руководителей соответствующих подразделений. Схема планирования потребности в персонале приводится ниже.
Вид словаря:
Ключевые слова:
Источник: hr-portal.ru