Качество жизни старшего поколения реализация программ

О том, какой видится сегодня проблема старения в России, и об этапах реализации федерального проекта «Старшее поколение» в рамках нацпроекта «Демография» журналу «Социальная защита в России» рассказала сенатор, заместитель председателя Комитета по социальной политике в Совете Федерации Федерального Собрания, представитель исполнительного органа государственной власти от Псковской области Елена Бибикова.


Елена Васильевна, в России много внимания сейчас уделяется вопросам поддержки старшего поколения. Чем это вызвано? Население земли стремительно стареет. И это одна из важнейших глобальных демографических тенденций, присущая практически всем странам мира. Так, на конец 2020 года население планеты составило 7,8 млрд человек, из них более 1 млрд — в возрасте 60 лет и старше.

Прогнозируется, что к 2050 году доля таких граждан удвоится. При этом глобальная численность населения составит к тому времени порядка 9 млрд человек. Существенно возрастет и состав граждан в возрасте 80 лет и старше — к 2050 году их будет около полумиллиарда человек. Население России также стремительно стареет: сегодня каждый четвертый россиянин уже перешагнул пенсионный рубеж.

Это видео изменит Вашу жизнь. У меня нет слов

Если в 1937 году доля россиян в возрасте 60 лет и старше составляла всего 7 %, в 2010-м — 21 %, то к 2050 году, по прогнозу, превысит 35 %. Последствия старения населения многообразны и включают в себя как экономические, так и социальные аспекты. За последние годы социальная сфера в России существенно изменилась.

Она отвечает как на вызовы времени, так и на возросший уровень требований со стороны самих граждан, внедряются современные технологии, направления и формы работы. Качественным же итогом всех изменений стало увеличение продолжительности жизни россиян.

Важно понимать, что просто в «долголетии ради долголетия», когда в старческом, по сути, беспомощном существовании человек не может сам себя обслуживать, люди пожилого возраста не заинтересованы. Поэтому сегодня мы и говорим об активном, творческом, профессиональном долголетии.

Когда человек видит и знает, что он не одинок, он нужен и востребован обществом, что на него обращено внимание государства и власти на местах, людей, живущих рядом. А еще, если он любим родными, которые его оберегают и очень хотят, чтобы он жил и оставался с ними как можно дольше, поверьте, это все в комплексе — мощнейший стимул продолжительности жизни.

И наша задача — помочь человеку максимально долго жить активной полноценной жизнью, чтобы он ощущал признание его государством и чтобы образ благополучного старения стал образом будущего каждого жителя России. Серьезность данных вопросов еще в 2014 году обозначил президент РФ, поставив перед органами власти и общественностью задачу формирования новой современной политики в отношении людей старшего возраста.

Во исполнение поручения президента в 2016 году Правительство РФ приняло два документа: «Стратегию действий в интересах граждан старшего поколения до 2025 года» и «План мероприятий на 2016–2020 годы по реализации первого этапа стратегии». Причем в их разработке и реализации самое активное участие принимают общественные организации, бизнес-сообщество, партия «Единая Россия» в рамках федерального партийного проекта «Старшее поколение».

В Северной Осетии реализуется программа повышения качества жизни старшего поколения

В каких направлениях проводится эта работа? По двум основным. Первое — это создание условий, обеспечивающих активное и здоровое долголетие граждан старшего возраста, второе — это безусловное обеспечение основных потребностей граждан, нуждающихся в постоянной либо эпизодической посторонней помощи.

Какие мероприятия реализуются для того, чтобы продлить активное долголетие граждан? Во-первых, предусмотрены меры по обеспечению достойного уровня жизни граждан старшего поколения — их материальное и в первую очередь пенсионное обеспечение. На ближайшую перспективу запланирована индексация пенсий на уровень выше инфляции.

Огромное значение имеют вопросы занятости граждан старшего возраста как трудовой, так и общественно-полезной нагрузкой, предоставление возможностей при желании обучения, переобучения, трудоустройства, обеспечение доступа к различным образовательным и информационным ресурсам. Наиважнейшую роль здесь играют образовательные программы для граждан старшего поколения, которые реализуют Общероссийская общественная организация «Союз пенсионеров России» и его региональные отделения.

Это университеты третьего возраста, обучение компьютерной грамотности, программы активного долголетия, прекрасные федеральные проекты: Всероссийский шахматный турнир — в этом году он пройдет в онлайн-режиме, сейчас проводится отборочный региональный этап; Всероссийский чемпионат по компьютерному многоборью — сейчас идет подготовка к ХI чемпионату; Спартакиада пенсионеров России — ведется подготовка к VII Спартакиаде, а также поединки хоров и другие. Видели бы вы лица участников этих мероприятий, приезжающих из разных регионов страны, например на поединки хоров! Все в красивых костюмах, нарядные, счастливые, чувствующие себя талантливой частицей огромной страны. Или компьютерные чемпионаты, когда каждый участник долго и увлеченно готовится, едет на чемпионат и становится победителем в свои 80, а иногда и 90 лет! Согласитесь, что в эти моменты все люди испытывают чувство победы над возрастом, торжества интеллекта и силы духа, родства с молодыми поколениями.
А что можно сказать о здравоохранении? По статистике, 80 % граждан старшего поколения страдают множественными хроническими патологиями. В среднем у одного пациента старше 60 лет 4–5 хронических заболеваний.

Поэтому особое внимание уделяется повышению доступности и качества медпомощи, решению проблемы лекарственного обеспечения, профилактике и диспансеризации, а также развитию геронтологии и организации гериатрической помощи, которая должна обеспечить комплексный подход, учитывающий возрастные особенности и потребности пожилого человека. Качественные изменения, направленные на создание гериатрической службы, начались в 2017 году с началом реализации ведомственного проекта Минздрава России «Территория заботы» в 7 регио­нах: Белгородской, Волгоградской, Воронежской, Калужской, Самарской областях, Пермском крае, Республике Башкортостан.

В 2018 году к проекту присоединились еще 8 субъектов Федерации. К 2025 году в проекте должны участвовать все субъекты, что будет означать создание гериатрической службы, доступной для всех граждан. Эпидемиологическая ситуация, связанная с пандемией, заметно повлияла на реализацию проекта в 2020 году, многие ограничения коснулись в первую очередь граждан старших возрастов.

Вынужденными мерами стали ограничения плановых приемов, профосмотров и диспансеризации пожилых людей. Кроме того, часть геронтологических коек была перепрофилирована для пациентов с новой коронавирусной инфекцией. Но, несмотря на это, есть рост!

Выросло количество геронтологических коек — до 6939 по сравнению с 5919 в конце 2019 года и уж тем более по сравнению с 2017 годом, когда все только начиналось и за год было открыто 1880 коек. Увеличилось количество геронтологических кабинетов до 1140, в конце 2019 года было 832. Сверх плана созданы гериатрические центры — 73 учреждения и подразделения при плане 68.

Выше плановых показателей был охват гериатрической помощью лиц старше трудоспособного возраста — 77 тыс. человек при плане 65 тыс. человек. А каковы новые направления работы для граждан, нуждающихся в помощи, и каков механизм ее реализации?

В соответствии с национальной целью повышения продолжительности и улучшения качества жизни граждан, государство и регионы РФ совершенствуют практику предоставления социального обслуживания, расширяют спектр соцуслуг, внедряют систему долговременного ухода, стимулируют родственный уход и развивают новые стационарозамещающие технологии, а также все более широко вовлекают СО НКО, НКО, представителей бизнеса в спектр оказания соцуслуг. При этом наиболее востребованной является надомная форма обслуживания.

Ежегодно свыше 1,2 млн человек получают услуги на дому, компенсируя отсутствие родственного ухода и сохраняя проживание в привычной среде. Новые актуализированные Правила организации деятельности стационарных учреждений соцобслуживания, разработанные Минтрудом России, вступившие в силу с 1 января 2021 года, нормативно закрепили, что помещение гражданина в стационар возможно только в тех случаях, когда его нельзя обеспечить социальным обслуживанием в необходимом качестве и объеме на дому, в полустационаре или иных формах соцобслуживания.

Читайте также:
С помощью какой программы создать виртуальный диск

По-человечески это очень понятно! Любой переезд вызывает у пожилого человека сильный стресс, воспринимается тяжело и болезненно, негативно отражается на его здоровье. Тем более переезд в интернат на постоянное проживание, даже если условия в нем лучше домашних.

Поэтому не случайно изменения в правилах предусматривают право на обеспечение соцуслугами максимально близко к месту проживания — опять же для того, чтобы сохранить возможность жить дома и вести привычный образ жизни. Востребованность надомной формы соцобслуживания приводит даже к возникновению очередей на получение социальных услуг на дому, что в свою очередь стимулирует развитие различных технологий.

Огромную роль в решении данного вопроса играет создание системы долговременного ухода. В чем ее особенность?

Система долговременного ухода (СДУ) за гражданами пожилого возраста и инвалидами (она реализуется в рамках федерального проекта «Старшее поколение» нацпроекта «Демография») построена на четкой концепции межведомственного взаимодействия систем здравоохранения и социального обслуживания. То есть акцент делается на выявление граждан пожилого возраста и инвалидов, нуждающихся в предоставлении социальных и медицинских услуг, для последующей организации всесторонней помощи в условиях межведомственного взаимодействия.

Что особенно важно в СДУ — это как можно дольше помогать пожилому человеку оставаться дома, в кругу семьи. Ведь направление его в стационар, в новые непривычные условия не всегда способствует улучшению здоровья и, главное, психоэмоционального состояния.

Пилотный проект по внедрению СДУ (с федеральным финансированием) проводится с 2018 года, на первом этапе в него включились 6 регионов страны. В последующие три года в пилот входили еще по 6 регионов каждый год. К 2022 году планируется внедрить систему долговременного ухода во всех 85 регионах страны.

Изучая опыт регионов-пилотников, мы видим, что при правильно организованном межведомственном взаимодействии повышается оперативность оказания необходимой социальной и медицинской помощи, улучшается ее качество. Создается система поддержки семей, осуществляющих уход за своими родственниками, позволяющая членам семьи сохранить привычный образ жизни и возможность работать, а гражданам, нуждающимся в уходе, оставаться дома и при этом повышать качество своей жизни.

При этом важно, что снижается избыточная нагрузка на стационары. Какие еще новые формы работы с пожилыми людьми, нуждающимися в уходе, внедряются в стране? Свою эффективность доказала технология «приемная семья для пожилого человека или инвалида», реализуемая в России с 2005 года.

Ведь при правильной организации и контроле приемная семья решает множество вопросов: позволяет поддерживать традиции семейной заботы о старшем поколении, поднимает статус пожилых людей в семье и в обществе в целом, способствует профилактике социального одиночества, существенно повышает качество и продлевает жизнь пожилых, обеспечивает проживание и уход в домашних условиях без помещения в интернат. Обслуживание в приемной семье трудно сравнить с надомным, данная форма обслуживания все же является самостоятельной, имеющей свои особенности.

Но по характеру услуг, количеству и кратности их предоставления может приблизиться к стационару. Практика создания приемных семей достаточно широко используется в субъектах РФ. По нашим данным, технология реализуется в 55 регионах, охватывает свыше 5 тыс. нуждающихся в посторонней помощи. Еще 15 регионов готовятся к внедрению технологии.

Наибольшее распространение практика приемной семьи получает в сельской местности и в отдаленных населенных пунктах, в которых нет организаций соцобслуживания. Первый этап «Стратегии действий в интересах граждан старшего поколения до 2025 года» уже реализован. Что дальше? Логичным будет следующий, второй этап, который продолжает и развивает первый этап стратегии.

Сейчас документ находится на согласовании в правительстве. В нем предусмотрены мероприятия по повышению качества и доступности медицинской помощи, развитию современных форм социального обслуживания, повышению качества предоставляемых гражданам старшего поколения соцуслуг, по созданию условий для активного долголетия, ведения здорового образа жизни, досуга и вовлечения в общественную жизнь, по обеспечению доступа к образовательным и информационным ресурсам и другие.

В последние годы все более популярным становится «серебряное волонтерство». В чем значение этой деятельности для старшего поколения? Очень хорошо, что вы затронули эту тему. Те пожилые граждане, кто активен, хочет помогать нуждающимся в помощи сверстникам и хочет быть полезным обществу, становятся волонтерами.

Волонтеры развозят продукты, участвуют в общественно полезных акциях и мероприятиях, работают в СО НКО, сотрудничают с организациями социальной помощи и делают множество очень полезных дел, часто вместе с молодыми волонтерами. Особенно это было заметно во время пандемии.

Волонтеры всех возрастов сплотились воедино, чтобы в условиях самоизоляции, в том числе в онлайн-режиме, прийти на помощь людям, оказавшимся в трудной ситуации, в изоляции от внешнего мира, не знающим, как поступать правильно. В этот период связи между поколениями укрепились.

Добровольческая деятельность способствует формированию у граждан всех возрастов общечеловеческих ценностей, солидарности поколений, улучшению образа старости в глазах молодежи, передаче опыта, знаний, культуры, традиций. Да и само участие человека старшего поколения в добровольческой деятельности наполняет жизнь смыслом, оказывает положительное влияние на здоровье, снижает смертность и заболеваемость. Потому что пожилому человеку более всего важно иметь интерес к жизни и желание строить и реализовывать планы, находить и развивать позитивные социальные контакты и участвовать в деятельности, приносящей настоящее человеческое удовлетворение. Все это и продлевает жизнь!

Источник: sotszashita.ru

Качество жизни старшего поколения: реализация программ

«С 2020 года поддержка регионов будет составлять 2 млрд рублей, это серьезные деньги, мы сможем обеспечить систему выявления потребностей пожилых людей — это самое главное, чего сейчас не происходит, обеспечить взаимодействие с различными службами», — Максим Топилин, Министр труда и социальной защиты Российской Федерации.

«Задачи повышения качества жизни российского старшего поколения отражены и в нацпроекте „Демография“, и в федеральном проекте „Старшее поколение“, и поставлены очень амбициозные цели: увеличение не только продолжительности жизни, но и продолжительности здоровой жизни, снижение уровня смертности, создание системы непрерывного образования», — Мария Морозова, генеральный директор Благотворительного фонда Елены и Геннадия Тимченко; руководитель секции «Старшее поколение» Совета при Правительстве Российской Федерации по вопросам попечительства в социальной сфере.

«Во всем мире для того чтобы выстроить систему паллиативной помощи, прежде всего, нужна политическая воля. Без нее ни паллиативной помощи, ни системы долговременного ухода, все остается островками, которые держатся на энергии энтузиастов. Чтобы превратить это в систему, общество должно дозреть. Кажется, у нас в стране она, я боюсь сказать „сформировалась“, но начала звучать», — Нюта Федермессер, руководитель Государственного бюджетного учреждения здравоохранения города Москвы «Московский многопрофильный центр паллиативной помощи Департамента здравоохранения города Москвы».

Забота о качестве жизни представителей старшего возраста приносит выгоду обществу

«Мы начинаем думать о социальной сфере как об эффективных инвестициях средств, знаний, технологий, энергии общества для того, чтобы достигать реальных результатов», — Мария Морозова, генеральный директор Благотворительного фонда Елены и Геннадия Тимченко; руководитель секции «Старшее поколение» Совета при Правительстве Российской Федерации по вопросам попечительства в социальной сфере.

Несовершенство системы защиты здоровья старшего поколения

«По данным на конец 2018 года, у нас в стране 500 гериатров, а нужно около 2 тысяч. Например, в США сейчас 8 тысяч гериатров. Необходимо развитие культуры гериатрической помощи. К сожалению, сегодня мы на старте, часто не понимаем, что такое гериатрия, и даже название этой специальности произносим неправильно», — Ольга Ткачева, директор Российского геронтологического научно-клинического центра (РГНКЦ).

«На сегодняшний день в нашей стране 17% населения не обращается никогда к врачу, 54% обращаются к врачу только в случае крайней необходимости, 24% ходят регулярно. Это говорит об определенных проблемах, основная из них — социальная психология», — Эрик Бровко, основатель и инвестор платформы «Мое здоровье»; заместитель председателя комиссии по инновациям и информатизации в здравоохранении Общественного совета Министерства здравоохранения Российской Федерации.

Читайте также:
Как видят дальтоники программа

Давление стереотипов о невозможности интеграции пожилых людей в современные экономические реалии

«Общество на сегодняшний день не готово к сотрудничеству с взрослым поколением, потому что у нас никто из взрослого поколения не считает, что это ущемляет его права, — то, что его после 50 не берут на работу. Все считают, что это нормально, так должно быть, раз мне уже 50 лет, меня нигде не ждут», — Сергей Катырин, президент Торгово-промышленной палаты Российской Федерации.

«Основная проблема связана с отношением, с тем, что пожилые люди и технологии для большинства людей — это две вещи, которые почему-то не должны существовать вместе, хотя это абсолютно не так», — Вадим Бараусов, исполнительный директор «Проекта 60+» НП «Объединение компаний индустрии услуг старшему поколению».

Развитие инфраструктуры для комфортной и благополучной жизни старшего поколения

«Та инфраструктура, которая у нас сейчас есть для пожилых людей, она оставляет желать лучшего, и, безусловно, мы должны уделять серьезное внимание качеству проживания в этих местах. Это тоже является предметом национального проекта», — Максим Топилин, Министр труда и социальной защиты Российской Федерации.

«Нельзя создавать отдельные гетто, отдельные условия для старшего поколения. Это огромная часть нашего общества, которая должна быть интегрирована в общую политику государства», — Светлана Чупшева, генеральный директор Агентства стратегических инициатив по продвижению новых проектов (АСИ).

«Если мы посмотрим на зарубежный опыт, пенсионные фонды — одни из инвесторов инфраструктуры для пожилых, они участвуют в создании частных домов престарелых. В этой связи можно и нужно развивать государственно-частное партнерство, и в рамках концессионных соглашений пенсионные фонды могут достаточно быстро проинвестировать и создать новую инфраструктуру для пожилых», — Евгений Якушев, исполнительный директор по связям с общественностью и государственными органами АО «НПФ „САФМАР“».

«Комплексный подход к использованию качественной инфраструктуры, которая может предоставить первоклассные услуги, работает. Для этого не нужны огромные бюджеты, не нужно что-то особенное от Министерства труда или Правительства, это то, что находится в ваших руках», — Наталья Починок, ректор Российского государственного социального университета.

Внедрение программ переподготовки и обучения людей старшего возраста

«Со следующего года мы 5 млрд рублей выделяем на обучение лиц предпенсионного возраста. Казалось бы, это не те люди, которым за 80, 90 или 101 год, но это тоже очень важная когорта наших граждан, которая испытывает определенные изменения в связи с пенсионными изменениями. Важно их поддержать», — Максим Топилин, Министр труда и социальной защиты Российской Федерации.

Повышение качества медицинского обслуживания

«В первую очередь, мы обращаем внимание на медицинские потребности этой возрастной группы. И здесь уже реализуется ряд важных проектов. Например, медицинский патронаж на дому, более полутора лет он у нас продолжается. Сейчас мы начинаем работу, чтобы сблизить социальный и медицинский патронаж», — Анастасия Ракова, заместитель мэра Москвы в Правительстве Москвы по вопросам социального развития.

«Деменция возникает не внезапно, развивается исподволь, и если на этом этапе пациенту оказать помощь, то можно приостановить, замедлить и в каком-то смысле даже сделать обратимым этот процесс. Департамент здравоохранения Москвы об этом задумывался, и без большой, шумной информационной поддержки развивался проект нейрокогнитивного реабилитационного тренинга „Клиника памяти“. Это шестинедельный курс, который оказался очень востребованным и эффективным, сегодня таких клиник уже четыре, и мы надеемся, что их будет больше», — Георгий Костюк, главный врач ГБУЗ «Психиатрическая клиническая больница № 1 им. Н.А. Алексеева Департамента здравоохранения города Москвы».

Развитие волонтерского движения и создание рабочих мест для старшего поколения

«Есть конкретный механизм, который мы реализуем совместно с фондом „Память поколений“. Он называется „Серебряное волонтерство“, программа „Молоды душой“. Мы формируем в субъектах региональные центры, финансируем их, обеспечиваем ресурсную базу, разрабатываем методические материалы для пожилых. Есть конкурс поддержки грантовых проектов, чтобы пожилые люди занимались конкретными делами и находили ту проблему, которая релевантна их профессиональным навыкам. Сейчас у нас 8300 серебряных волонтеров», — Артем Метелев, председатель совета Ассоциации волонтерских центров; член Общественной палаты Российской Федерации.

«Важно быть полезным, пожилой человек живет до тех пор, пока он чувствует свою полезность, волонтерство дает эту возможность», — Юлия Мальцева, директор АНО «САП „Серебряный возраст“».

«20 волонтерских центров мы профинансировали, открыли. Люди оказывают разную помощь: бабушка на час, грамотный потребитель услуг ЖКХ, это тоже очень важно. Они обучают людей, передают свои навыки», — Екатерина Круглова, исполнительный директор благотворительного фонда «Память поколений».

Профилактика заболеваний и других проблем пожилых

«Фокус я бы поставил не на пенсионном, а на трудоспособном возрасте. Профилактика в трудоспособном возрасте отодвигает проблемы, которые возникают в старшем, поэтому воспитание, образование крайне важно», — Владимир Хавинсон, директор Санкт-Петербургского института биорегуляции и геронтологии СЗО РАМН.

«Только сохраняя преемственность помощи на всех этапах, мы можем говорить о том, что мы улучшаем качество жизни и, как следствие, продолжительность», — Елизавета Олескина, директор благотворительного фонда «Старость в радость».

Источник: roscongress.org

Ждать лучших времен не позволяет ситуация

Правительством РФ утверждена Стратегия действий в интересах граждан старшего поколения до 2025 года.

Поделиться
Читать нас в

Ждать лучших времен не позволяет ситуация

Фото Владимира Афанасьева

О том, для чего она нужна и как будет реализовываться, размышляет заместитель председателя Совета Федерации Галина Карелова.

— Прежде всего, как вы считае­те, может ли большинство россиян сегодня, достигнув предпенсион­ного или пенсионного возраста, сказать о себе, что они могут рас­считывать на достойную старость, наполненную смыслом и возмож­ностью реализации?

— Даже если бы мы с вами жи­ли в патриархальной России, когда дети родителей называли на «вы» и в традициях было окружать ста­риков вниманием и заботой, я бы не смогла ответить на этот вопрос однозначно. А тем более в наше время, когда межпоколенческие связи зачастую разорваны и многие пожилые люди, люди предпенсион­ного возраста остаются одинокими.

Кто-то прекрасно знает, чем бы хо­тел заняться на пенсии. И мечтает об этом времени. А кто-то не знает, куда себя деть, и ему еще не очень помогают найти себе занятие и при­менение… И кто ответит, каких лю­дей сегодня больше — первых или вторых? Собственно, Стратегия дей­ствий в интересах граждан пожи­лого возраста учитывает эту ситу­ацию. Ее целью по большому счету является создание таких условий, при которых будет несложно отве­тить на ваш вопрос утвердительно.

Опрос

— Стратегия действий в интере­сах граждан старшего поколения до 2025 года была утверждена председателем Правительства в начале февраля этого года. Уместно ли сегодня, когда экономика России находится не в лучшем положении, принимать столь важный, социально значи­мый документ? Чем обусловлена необходимость в такой ситуации «запускать» в действие стратегию именно сейчас?

— Откладывать принятие страте­гии до лучших времен не позволя­ет демографическая ситуация. Как и вся Европа, наша страна быстро стареет. Уже в 2015 году практи­чески каждый четвертый человек в России был в возрасте старше трудоспособного. А к 2025 году, по прогнозам Федеральной службы государственной статистики, доля граждан старше трудоспособного возраста в Российской Федерации увеличится с 2016 по 2025 год с 24,6 до 27 процентов и составит 39,9 миллиона человек. Это данные так называемого среднего прогноза.

И нам нужно это учитывать, под­страивая, в том числе, под эту объек­тивную реальность свою экономику. Она ведь не существует в отрыве от состава населения. У нас сегод­ня на 1000 человек трудоспособного возраста приходится 412 человек старше трудоспособного возраста.

Поэтому именно сейчас есть смысл определить направления государ­ственной политики, касающейся оказания помощи гражданам стар­шего поколения, их семьям, соци­альным институтам, взаимодейству­ющим с этой категорией граждан. При этом нужно практически под­готовиться к тому, чтобы граждане старшего поколения были более активно вовлечены в жизнь обще­ства, более рационально, если так можно сказать, были «встроены» в его экономику и структуру.

Читайте также:
Пример коррекционно развивающей программы

Хоть это и расхожая истина, но правильная стратегия всегда помогает достигать желанной цели, когда для ее прямого достижения недостаточно ресурсов. У нас сейчас как раз тот самый слу­чай. Да и важно учитывать обще­ственный запрос самих граждан старшего поколения. А запрос — на активное участие во всех сферах жизни.

— Расскажите о целях и зада­чах, которые призвана решать стратегия. В интересах каких граждан она рассчитана — тех россиян, что уже сегодня достигли пенсионного возраста, или благо­даря действиям в рамках этой стратегии будут созданы обозна­ченные в ней благоприятные усло­вия для граждан, которым только предстоит достичь старшего воз­растного порога через 10-15 лет?

— Если коротко, центральная идея документа — создание усло­вий для «активного старения», то есть для того, чтобы и физически, и интеллектуально, и психологически человек как можно дольше оставал­ся в строю. Этим же определяется и ключевая цель — устойчивое повы­шение продолжительности, уровня и качества жизни граждан старшего поколения, стимулирование их ак­тивного долголетия.

Будущие пенсионеры, безуслов­но, окажутся в более выигрышной ситуации, потому что определенная часть мер будет уже реализована. Но и нынешние, надеюсь, ощутят их действие. Давайте не будем за­бывать все-таки, что за последние годы были созданы и реализованы программы и на региональном, и на федеральном уровнях, ориен­тированные именно на старшее поколение. Стратегия принята не на пустом месте — она вобрала в себя определенный опыт и общее понимание тех задач и проблем, которые нужно решать. Они диф­ференцированы в зависимости от потребностей пожилых граждан -запросы физически и социально активных пожилых людей и людей больных, нуждающихся в уходе и помощи, естественно, различны.

В документе много места отве­дено анализу текущей ситуации, из которого вытекают основные конкретные направления дей­ствий. Добавлю, что стратегия рассчитана на два этапа. В течение первого — до 2020 года — должен быть реализован определенный комплекс мер и достигнуты опре­деленные целевые показатели. На­пример, доля граждан, получаю­щих социальные услуги, в общем числе граждан старшего поколе­ния, признанных нуждающимися в социальном обслуживании, долж­на вырасти с 50 до 80 процентов. Уже из этих цифр понятно, что од­на из первоочередных задач — бо­лее полно удовлетворить спрос на социальные услуги.

Чтобы достичь запланирован­ных цифр, нужно очень много сде­лать. Нужно больше социальных работников, нужен несколько иной, чем сегодня, уровень их подготов­ки. Нужно многое перестроить в буквальном смысле этого слова. Нужно расширить сам спектр со­циальных услуг для людей старше­го возраста, сделать их доступнее, качественнее.

Это в принципе от­дельная тема для отдельного раз­говора. Но главное — этот процесс уже идет. Думаю, что принятие стратегии добавит ему оборотов.

Трудоустройство

— Всем известно, насколько трудно найти работу, в том числе и по специальности, после 50-60 лет. Как и что, и вообще будет ли меняться?

— Сохранить трудовую актив­ность пожилых граждан очень важ­но. Для пожилого человека работа не только финансовая, но и мо­ральная, социальная поддержка. Но, кроме того, этого требует экономи­ка. Я цифры уже приводила, поэто­му повторяться не стоит. Задача содействовать занятости пожилых граждан в стратегии сформулиро­вана. Это главное.

Не могу сказать, что сейчас ясны все механизмы ее решения. Система поддержки за­нятости традиционно направлена на то, чтобы обеспечить пожилым гражданам равные возможности для реализации своих трудовых прав, но этого, конечно, уже недо­статочно. Чтобы она учитывала их ресурсы, была в том числе сориен­тирована на кадры «50+» — «60+», надо использовать новые подходы.

Их и предусматривает стра­тегия. Безусловно, должна быть исключена возрастная дискрими­нация на рынке труда. У нас это продекларировано давно, но, увы, не реализуется. Дополнительные меры обязательно будут приняты, но это одна из самых сложных для быстрой реализации позиций, по­скольку труднее всего менять сте­реотипы.

Направление, которое, думаю, будет развиваться быстрее, — раз­витие форм надомной, временной, гибкой и дистанционной занятости для граждан старшего поколения, а также развитие наставничества. Это уже практикуется.

Еще одно направление — это за­крывать спрос на рынке труда на определенные профессии с учетом имеющегося трудового потенциала работников старшего поколения и, безусловно, с учетом их желаний и возможностей.

И конечно, использование опыта и знаний людей пожилого возраста при разработке и осуществлении об­разовательных программ и профес­сиональных тренингов. В том числе и для пожилых людей. Программы для них должны строиться с учетом осо­бенностей возрастного восприятия. И то, что такие программы могут быть эффективными, уже доказали «университеты третьего возраста» (есть у нас такие) и программы об­учения компьютерной грамотности, в которых приняло участие более полумиллиона человек.

Как показывает практика, неко­торые даже смогли благодаря этому найти себе работу. Или — новое хоб­би, приносящее доход. Я, например, знакома с одним весьма немолодым человеком, который, окончив «Уни­верситет третьего возраста», увлек­ся — и весьма успешно — биржевыми операциями.

— Тема здоровья не менее ак­туальна для людей старшего воз­раста. Однако проводимые ре­формы в здравоохранении пока не привели к удовлетворению их потребностей в этой сфере, что и отмечается в стратегии. Что, на ваш взгляд, должно быть сделано для улучшения ситуации?

— В первую очередь должны быть разработаны для пожилых людей свои стандарты медицинского обслу­живания и свои страховые нормати­вы. Пока нет порядков и стандартов оказания гериатрической помощи как вида медицинской помощи пожи­лым людям, более развитой системы паллиативной помощи для тяжело­больных людей. У медицинских орга­низаций нет возможности учитывать особые потребности пожилых людей.

Еще одно направление, которое потребует совершенствования зако­нодательства в том числе, — это ко­ординация действий между учреж­дениями здравоохранения и социаль­ной защиты, оказывающими помощь гражданам старшего поколения.

И третье — развитие медицинских и социально-медицинских услуг на дому. Это даст возможность усилить профилактическую, доврачебную помощь пожилым гражданам.

И конечно, должна быть создана более развитая сеть учреждений, которые специализируются на ме­дицинских и социальных услугах для тяжелобольных людей. Хосписы у нас появились, но их очень мало. Но и не всегда такое учреждение должно быть хосписом.

— Хватит ли у нас на все это ре­сурсов — материальных, организа­ционных, человеческих?

— Государственных — не хватит ни одной стране. И если посмотреть опыт стран, где социальное обслу­живание пожилых людей находится на хорошем уровне, мы увидим, что там наравне с государственными организациями участвует огромное количество спонсоров, благотво­рительных организаций, частных, всевозможных форм собственности. И у нас эту систему необходимо выстраивать тоже.

Правовая осно­ва для этого заложена в законе об основах социального обслуживания. Она дает возможность привлекать в социальную сферу новых участни­ков. Их приток идет. Но еще очень медленно. Нужны новые механизмы, новые стимулы для их привлечения, для развития частно-государствен­ного партнерства.

Такие, как нало­говые льготы, особые условия кре­дитования, более простой порядок предоставления земельных участ­ков под строительство учреждений социального обслуживания и так далее.

-Повлияет ли на этот процесс принятие стратегии?

-Убеждена в этом. Стратегия зафиксировала существующее по­ложение дел, основные проблемы и направления, пути их решения. У нас есть регионы, где все, о чем го­ворится в стратегии, в той или иной степени реализуется и дает свои результаты. Есть другие — где дей­ствуют по старинке, боятся исполь­зовать новый опыт, сделать новый шаг.

Стратегия — это уже документ, на который можно ориентироваться, действовать смелее, решительнее. Законодателям в том числе.

Читайте нас в Одноклассниках

Просмотров

5291

Источник: www.pnp.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru