Качество образовательных программ что это

Содержание

Качество образовательных программ что это

В самом общем понимании, качество – это совокупность свойств, признаков продукции, материалов, товаров, услуг, работ, труда, обусловливающих их способность удовлетворять потребности и запросы людей, соответствовать своему назначению и предъявляемым требованиям. Такая мера соответствия определяется на основе стандартов, договоров, контрактов, запросов потребителей.

Качество образования – социальная категория, определяющая состояние и результативность процесса образования в обществе, его соответствие потребностям и ожиданиям общества (различных социальных групп) в развитии и формировании гражданских, бытовых и профессиональных компетенций личности.

Качество образования определяется совокупностью показателей, характеризующих различные аспекты учебной деятельности образовательного учреждения:

· формы и методы обучения,
· материально-техническую базу,
· кадровый состав, которые обеспечивают развитие компетенций обучающейся молодежи.

Урок 29 Что такое управление качеством образовательных программ

Понятию качества приписывают различные, порой противоречивые значения. Это связано с тем, что используются как абсолютное, так и относительное понятия качества.

Абсолютное понятие качества используется для отражения статуса и превосходства. Такое идеализированное понятие может содействовать развитию и укреплению имиджа образовательного учреждения. Оно также демонстрирует значение повышения качества как стремления к наивысшим стандартам образования.

«Качество» может использоваться и как относительное понятие. В этом аспекте качество не является атрибутом образовательной услуги. О качестве можно судить, когда продукция (товар или услуга) отвечает требованиям соответствующих стандартов или спецификаций, оно выступает лишь как средство, с помощью которого выявляется соответствие образовательной услуги государственному стандарту.

Качество как относительное понятие имеет два аспекта: соответствие государственному стандарту и соответствие запросам потребителей образовательной услуги.

В настоящее время качество образования интеллектуальных ресурсов становится главным геополитическим фактором в мире. Так как именно качество образования позволяет в любой сфере деятельности ее участникам достичь максимально возможного качества этой деятельности.

Каждый субъект образовательного процесса (педагог, учащиеся, родители, администрация) заинтересован в обеспечении качества образования.

При этом качеству приписываются разнообразные, часто противоречивые, значения:

  • родители, например, могут соотносить качество образования с развитием индивидуальности их детей;
  • качество для учителей может означать наличие качественного учебного плана, обеспеченного учебным материалом;
  • для учащихся качество образования, несомненно, связывается с внутришкольным климатом;
  • для бизнеса и промышленности качество образования соотносится с жизненной позицией, умениями и навыками, знаниями выпускников;
  • для общества качество связано с теми ценностными ориентациями и более широко — ценностями обучающихся, которые найдут свое выражение, например, в гражданской позиции, в технократической или гуманистической направленности их профессиональной деятельности.

При оценке качества образования следует выделить следующие положения:

Актуальные нормы, технологии и практика оценки качества образовательных программ

  • оценка качества не сводится только к тестированию знаний учащихся (хотя это и остается одним из показателей качества образования);
  • оценка качества образования осуществляется комплексно, рассматривая образовательное учреждение во всех направлениях его деятельности.

Гарантия качества или управление качеством, решаемое в первую очередь путем использования мониторинга качества, означает поэтапное наблюдение за процессом получения продукта, чтобы удостовериться в оптимальном выполнении каждого из производственных этапов, что в свою очередь, теоретически предупреждает выход некачественной продукции.

Качество образования необходимо рассматривать как многомерное понятие. Под качеством образования – нами будет пониматься интегральная характеристика системы образования, отражающая степень соответствия реально достигаемых образовательных результатов нормативным требованиям, социальным и личностным ожиданиям.

Образовательная программа ОУ как условие достижения качества образования

Образовательная программа образовательного учреждения представляет собой комплексный документ, фиксирующий согласованные с общественным (управляющим) советом: образовательные цели (социокультурную миссию) образовательного учреждения; основные и дополнительные образовательные программы всех ступеней образования, реализация которых гарантирует достижение заявленных целей (результатов образования); программу развития учреждения. Образовательная программа способствует повышению качества образования так как:

  1. Является нормативным документом, определяющим стратегические приоритеты, содержательные, организационные и методические аспекты образовательной деятельности.
  2. Учитывает образовательный запрос учеников и их родителей, способствует реализации права родителей на информацию об образовательных услугах, право на выбор образовательных услуг и право на гарантию качества образовательных услуг
  3. Определяет цели, задачи, направления развития образования, координирует деятельность всего педагогического коллектива в школе на период учебного года.

В образовательной программе прописана вся деятельность педагогов, все требования к учебному занятию, учебной нагрузке. Реализация учебного процесса по образовательной программе способсвует тому, что учебный процесс становится насыщенным, в нем учитываются требования, интересы учащихся, а также требования стандартов. Все это приводит к тому что качество образования значительно увеличивается.

Эффективное управление образовательным учреждением в условиях введения ФГОС

Проблема введения ФГОС не может быть решена без качественной подготовки педагогических и управленческих кадров. В условиях введения ФГОС в итоге руководитель образовательного учреждения должен уметь:

  • формировать команду единомышленников (растить свое образовательное учреждение как корпорацию);
  • обеспечивать оптимальные условия для самореализации студентов и взрослых;
  • стимулировать творческую деятельность, поддерживать инициативу;
  • делегировать полномочия, развивать формы самоуправления, общественного контроля, попечительства;
  • привлекать и грамотно использовать дополнительные источники и способы финансирования;
  • задействовать новые социальные ресурсы в кадровой политике;
  • выстраивать собственные отношения с другими субъектами социальной системы;
  • заботиться о создании имиджа и поддержании социального статуса образовательного учреждения;
  • внедрять высокие технологии в управленческие процессы.

Кадры образовательного учреждения должны иметь профессиональное образование и необходимую квалификацию, быть способны к инновационной профессиональной деятельности, обладать необходимым уровнем методологической культуры и сформированной готовностью к непрерывному образованию в течение всей жизни.

Система управления в современной науке трактуется как совокупность человеческих, материальных, технических, информационных, нормативно-правовых и прочих компонентов, связанных между собой так, что благодаря этому реализуется весь комплекс функций управления.

Под управлением образовательным процессом в условиях введения ФГОС следует понимать определённым образом организованное взаимодействие управляющих и управляемых систем, направленное на оптимизацию и гуманизацию образовательного процесса, на повышение результата образования.

Управленческий процесс эффективен, если он соответствует логике реального процесса развития, если решения субъекта управления оперативны и адекватны решаемой проблеме, если руководители образовательного учреждения, принимающие решения, обладают способностями оценить ситуацию, прогнозировать, управлять рисками.

На управление этим процессом оказывают влияние различные факторы внешней и внутренней среды, поэтому его следует рассматривать как совокупное управление следующими взаимосвязанными процессами:

  • выполнение предписаний и рекомендаций вышестоящих органов управления образованием;
  • внедрение в педагогическую практику новых достижений педагогической науки и смежных наук;
  • освоение передового педагогического опыта;
  • изучение и обобщение педагогического опыта внутри образовательного учреждения;
  • изучение образовательных потребностей студентов, пожеланий родителей и социального окружения;
  • выдвижение инновационных идей, разработка, экспертиза и внедрение инноваций внутри образовательного учреждения;
  • повышение инновационного потенциала образовательного учреждения как способности участников образования к осуществлению инновационной деятельности.

В управлении образовательным процессом в условиях внедрения нового ФГОС готовых рецептов нет и быть не может.

Управление образовательным процессом на новом этапе в контексте целостного развития образовательного учреждения должно осуществляться комплексно и включать следующие аспекты:

  • работу с педагогическими кадрами, направленную на создание предпосылок для инновационно-педагогической деятельности;
  • работу с учащимися, предполагающую изучение и учёт интересов и образовательных потребностей учащихся, создание условий для адаптации студентов к происходящим преобразованиям;
  • работу с родителями, направленную на формирование позитивного отношения семьи к вводимым в образовательном учреждении новшествам и привлечение родителей к участию в данном процессе;
  • совершенствование работы совокупного субъекта внутреннего управления с целью максимального использования имеющихся в образовательном учреждении ресурсов;
  • осуществление связей с окружающей средой для наиболее полного удовлетворения образовательных потребностей социума и привлечения в образовательное учреждение дополнительных ресурсов;
  • осуществление контроля, анализа и регулирования преобразовательной деятельности;
  • осуществление информационного обеспечения .

В процессе перехода образовательного учреждения в режим внедрения ФГОС можно выделить следующие этапы:

  1. Осознание важности, необходимости и неизбежности будущих преобразований одним из членов административной команды образовательного учреждения, т.е. наличие своего рода «идейного вдохновителя» и «генератора» будущих идей.
  2. Формирование команды, подразумевающей не столько административную (менеджерскую) команду, что само по себе является непременным и необходимым условием, сколько идейных сторонников из педагогического коллектива, методически и технологически подготовленных к осуществлению внедрения новых образовательных стандартов.
  3. Мотивация членов педагогического коллектива и формирование готовности преподавателей к инновационной деятельности.
  4. Проблемный анализ образовательного учреждения, построение «проблемного поля» и определение главной (ключевой), на сегодняшний день, проблемы.
  5. Выработка проектной идеи развития образовательного учреждения. Это выбор объекта нововведений, который должен исходить из жизненной необходимости конкретной учреждения и однозначно быть понимаемым большинством участников образовательного процесса.
  6. Определение конкретных управленческих действий по реализации выработанной идеи, т.е. составление плана или программы ее реализации.
  7. Отслеживание первых шагов по реализации проектной идеи с целью коррекции последующих управленческих действий.
Читайте также:
Что за программа замедляющее видео

В рамках управления такими процессами необходима следующая совокупность управленческих действий:

  • разработка нормативно-правовой базы управления процессом внедрения ФГОС, включающей описание функциональных обязанностей и механизмов взаимодействия структурных подразделений управляющей системы;
  • определение содержания ФГОС, обеспечивающих целостное развитие учреждения на основе интеграции инновационных потенциалов образовательного учреждения, семьи и социальной среды;
  • разработка научно-методического обеспечения процесса;
  • подготовка подразделений структуры управления процессом внедрения к выполнению их функциональных обязанностей, педагогических кадров к инновационной деятельности, студентов и их родителей к участию в процессе внедрения образовательных стандартов;
  • обновление структуры внутреннего управления; создание ответственного совета учреждения, экспертных групп, творческих объединений педагогов, студентов, родителей;
  • обновление и реконструкция материально-технического оснащения учебно-воспитательного процесса в соответствии с требованиями ФГОС;
  • внедрение личностно адаптированной системы непрерывного образования и самообразования педагогических работников, направленной на повышение профессионально-педагогической компетентности;
  • реализация системы организационно-процедурных механизмов разработки, экспертизы и реализации требований ФГОС в соответствии с преподаваемыми специальностями;
  • осуществление системы управленческой поддержки образовательных инициатив и педагогического творчества;
  • внедрение методики экспертизыразработанных программ;
  • разработка и введение нормативов оценивания инновационно-педагогической деятельности;
  • внедрение технологии определения эффективности управления образовательным процессом в образовательном учреждении в условиях внедрения ФГОС;
  • введение дополнительных образовательных услуг.

Важным показателем эффективного управления образовательным учреждением в условиях внедрения ФГОС является стабильность педагогического коллектива. Поэтому сегодня руководитель образовательного учреждения должен находить пути решения кадровой проблемы оперируя средствами из директорского фонда, создавая собственную систему корпоративных стимулов, льгот, стратегий успеха, заботиться о морально-психологических и валеологических факторах стабильности коллектива.

Источник: www.sites.google.com

Качество образовательной программы в школе как объект оценки и управления Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Арцев Михаил Николаевич, Панасюк Василий Петрович

Профессиональный библиограф составит и оформит по ГОСТ список литературы для вашей работы
Модель совершенствования региональной системы управления качеством образования
Тенденции совершенствования региональной системы управления качеством образования

Концептуальные основы и направления совершенствования региональной системы управления качеством образования

Оценка качества и проблемы развития муниципальной образовательной системы
Реализация в педагогической и управленческой практике идеи управления качеством образования
i Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры?

Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Качество образовательной программы в школе как объект оценки и управления»

КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ В ШКОЛЕ КАК ОБЪЕКТ ОЦЕНКИ И УПРАВЛЕНИЯ

М. Н. Арцев, В. П. Панасюк

В Законе РФ “Об образовании” целевое назначение образовательной программы определяется следующим образом: “Общеобразовательные программы направлены на решение задач формирования общей культуры личности, адаптации личности к жизни в обществе, на создание основы для осознанного выбора и освоения профессиональных образовательных программ (ст. 9, п. 2 Закона РФ “Об образовании”). Пункт 5-й статьи 14 Закона подчеркивает обязательность этого документа: “Содержание образования в конкретном образовательном учреждении определяется образовательной программой (образовательными

программами), разрабатываемой, принимаемой и реализуемой этим образовательным учреждением самостоятельно”.

В нынешних условиях понятие “образовательная программа” целесообразно рассматривать в контексте проблематики управления качеством образования. С этой точки зрения образовательная программа как основной документ, формируемый на уровне образовательного учреждения, представляет собой, во-первых, компонент ресурсного обеспечения образовательной деятельности; во-вторых, комплекс взаимосвязанных процедур,

регламентирующих основные и вспомогательные процессы

М. Н. Арцев, Е. П. Панасюк

и виды деятельности (учебный процесс, воспитательная работа, методическая работа, деятельность в системе дополнительного образования и т.п.); в-третьих, разновидность программного документа, на основании которого осуществляется управление и обеспечение, оценка качества образования в школе.

Качество образовательной программы, понимаемой нами как многофункциональный документ, имеет много аспектов, граней и измерений. Они должны в одинаковой мере учитываться, быть объектом оценки в ходе ее проектирования, управления реализацией. В самом общем виде о качестве образовательной программы можно вести речь с точки зрения:

а) полноты учета интересов, удовлетворения образовательных потребностей и запросов личности, общества, государства, сфер профессиональной подготовки и использования;

в) качества процессов, видов деятельности и результатов реализации образовательной программы (качество образовательного процесса и обеспечивающих его видов деятельности; качество результатов в виде освоения на определенном уровне программного материала, предусмотренного Государственным образовательным стандартом, в более широком плане — образованности как меры достижения личностью обучающегося такого уровня развития ее свойств и структур, который в наибольшей

12 М. Н. Арцев, Е. П. Панасюк

степени соответствует как ее собственным потребностям в дальнейшем совершенствовании и самореализации, так и потребностям общества в сфере воспроизводства интеллектуальных и культурных ресурсов);

г) эффективности образовательной деятельности (эффективность рассматривается нами как важнейшая результирующая характеристика качества; в отношении качества образовательной программы, деятельности по ее реализации речь можно вести о педагогической, управленческо — организационной и экономической эффективности).

Педагогическая эффективность — это полнота усвоения обучающимися знаний, программного и надпрограммного материала, сформированность специальных, общеучебных и надпредметных умений в результате применения тех или иных технологий, методов и форм обучения.

Управленческо — организационная эффективность выражает объем и полноту достижения результатов, связанных с выполнением планов, поставленных внешних и внутренних целей применительно к малым (учебная четверть, полугодие), средним (учебный год) и большим (2 -5 лет) циклам функционирования. Например, внедрение новых учебных программ, реализация целевых программ и т.п.

Экономическая эффективность. Посредством нее соотносятся результаты в виде уровня подготовленности обучающихся и выпускников с приложенными ресурсами, затратами на создание, реализацию образовательной программы.

д) гармоничности и оптимальности интеросистемных и экстеросистемных связей образовательной программы (интеросистемные связи образовательной программы отражают ее морфофункциональную структуру, логичность и взаимосогласованность целей, задач, содержания, средств, методов обучения, форм и инструментария диагностики,

М. Н. Арцев, Е. П. Панасюк 13

контроля и оценки достижения образовательных результатов и т.д.; экстеросистемные связи показывают ее отношения с внешними системными объектами в виде программ дополнительного образования, программ профессионального образования, целевых федеральных и региональных программ и т.д.).

Разнообразие выделенных выше аспектов и граней качества образовательной программы обусловливает необходимость поиска адекватных механизмов и подходов к управлению и оценке этого качества. Прежде всего необходимо иметь в виду то, что качество образовательной программы чрезвычайно динамично, изменчиво. Оно зависимо от значительного числа факторов и условий. Его снижение — это следствие действия фактора морального старения учебных программ, изменения состава

обучающихся, снижения мотивации или профессионализма учителей, ухудшения информационно — методического или материально — технического обеспечения образовательного процесса и т.п.

Качество образовательной программы в его

процессуальном и результирующем измерении во многом определяется внешней по отношению к школе ситуацией: изменение нормативной базы, снижение уровня жизни населения, переориентация образовательных потребностей и многое другое.

В силу этого наиболее перспективным подходом к обеспечению качества образовательной программы в школе представляется подход, ориентированный на системное управление. Под ним мы понимаем следующее:

применение разнообразных видов управления качеством в зависимости от дальности выдвигаемых целей, уровневости управления, обеспеченности субъектов управления начальной или текущей информацией, ее характера и т.п.);

использование всего арсенала функций управления

М. Н. Арцев, Е. П. Папасюк

качеством при ведущей роли функции оценки качества (функции целеполагания, планирования, прогнозирования, координации, моделирования, контроля, анализа, учета и др.),

внедрение комплекса оценочных показателей,

критериев, ориентированных на различные аспекты качества

образовательной программы; проектирование соответствующих оценочных методик и процедур, особенно таких из них, которые предполагают самообследование, самооценивание, мониторинг; учет в управлении этапов жизненного цикла

образовательной программы (определение образовательных потребностей — проектирование программы — планирование и организация процесса ее реализации — анализ результатов); системное и взаимосвязанное воздействие на факторы и условия, от которых зависит качество процесса и результатов реализации образовательной программы; осуществление управления качеством образовательной программы на основе информации “от прошлого”, что обеспечивает стабильность результатов, преемственность образовательного процесса, и информации “от будущего”, что обеспечивает развитие, совершенствование, разнообразие и возможность выбора лучших вариантов.

Наиболее предпочтительной организационной

формой, позволяющей реализовать данные подходы к управлению качеством образовательной программы, является, на наш взгляд, программа качества, выстраиваемая в логике международных стандартов качества ISO серии 9000:2000. Это своего рода минисистема качества, в которой цели в отношении качества образовательной программы приводятся в диагностируемом виде; выделяются этапы процессов, которые составляют основу деятельности школы (начиная от учебного плана и структурно — логической схемы освоения программы и заканчивая индивидуальными образовательными маршрутами для каждого обучаемого);

i Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

М. Н. Арцев, Е. П. Панасюк

конкретизируется распределение обязанностей и полномочий различных должностных лиц и школьных служб на различных этапах реализации образовательной программы; прописывается применение конкретных документированных процедур и инструкций для различных ситуаций учебной деятельности (например, инструкции по психолого — валеологическому обеспечению); устанавливается программа испытаний, контроля, изучения и проверок на тех или иных этапах; предусматриваются документированные процедуры внесения изменений и поправок по мере реализации, применения образовательной программы; описывается методика измерения уровня достижения целей в области качества; предусматриваются другие меры, обеспечивающие реализацию поставленных целей.

Читайте также:
Adobe dimension для чего эта программа

Самый сложный и неоднозначный вопрос, когда речь идет об управлении качеством образовательной программы,

— вопрос об эффективной и адекватной его оценке. Акцент, делаемый в настоящее время при оценке качества результирующих характеристик образовательной

программы, на обученность, совершенно неприемлем, так как сужает эти результаты, оставляет вне рассмотрения другие характеристики и свойства личности, формируемые и изменяемые в ходе образовательного процесса (воспитанность, развитие интеллекта, культурный потенциал, здоровье, мотивационная сфера и др.).

С учетом современных достижений квалиметрии, ее предметных и специальных направлений сегодня в отношении оценки качества образовательной программы речь можно было бы вести о следующих направлениях развертывания и интенсификации оценочной деятельности:

применение таксономических методов (в ситуации определения уровня сложности, степени предпочтительности, степени успешности, совершенства

Источник: cyberleninka.ru

Экспертиза образовательных программ

Необходимость проведения экспертизы образовательных программ

Определение 1

Экспертиза образовательных программ – это процедура проверки качества образовательных программ: их содержания и составных компонентов, условий реализации, учебного плана деятельности.

Экспертиза образовательных программ является процедурой консалтингового сопровождения всех компонентов образовательной программы: начиная от ее составления, планирования и, завершая оценкой условий ее реализации, методического обеспечения и составленных на ее основе рабочих программ отдельных педагогов.

Независимая экспертиза является необходимым условием составления качественных образовательных программ на разных уровнях обучения и залогом их продуктивной практической реализации в образовательном процессе.

Решим твою учебную задачу всего за 30 минут
Попробовать прямо сейчас

Проведение экспертизы образовательных программ обусловлено следующими обстоятельствами:

  • Проверка соответствия образовательной программы законодательству;
  • Проверка соответствия структуры образовательной программы требованиям, прописанным в Федеральных стандартах — ФГОС;
  • Проверка рациональности содержательного аспекта образовательной программы;
  • Соблюдение организационных условий реализации образовательных программы на конкретных уровнях и этапах обучения;
  • Предоставление в ходе экспертизы полной информации об освоении образовательной программы;
  • Объективность оценки образовательной программы и итогов ее усвоения учащимися с учетом специфики реализации системно-деятельностного подхода.

Целевое назначение проведения экспертизы образовательных программ всех уровней образования

Проведение экспертизы образовательных программ всех уровней образования нацелено на отбор рациональных программ и их внедрение в образовательную практику. Предполагается выбор продуктивных программ для массового обучения учащихся общеобразовательных школ, воспитания дошкольников и освоения различных специальностей на среднем профессиональном и высшем образовательном уровне.

«Экспертиза образовательных программ»
Готовые курсовые работы и рефераты
Консультации эксперта по предмету
Помощь в написании учебной работы

А уровне органов управления образованием, экспертиза образовательных программ связана с методом формирования информационной базы для принятий управленческих решений т.е. формированием образовательных программ, отвечающих современным социальным реалиям, социальному заказу, направлениям образовательной политики.

Исходя из целевого назначения проведения экспертизы образовательных программ, можно выделить следующие основные задачи ее реализации:

  • Принятие решения руководством учебного заведения о выборе конкретной образовательной программы, которая будет положена в основу проектирования собственной;
  • Продвижение авторских образовательных программ на рынке образовательных услуг;
  • Разработка методических основ образовательной деятельности на разных уровнях и этапах обучения, исходя из структуры и содержания образовательных программ;
  • Продуктивное прогнозирование итогов реализации образовательной деятельности за конкретный временной период;
  • Выявление потенциала развития образовательной деятельности конкретного учреждения, образовательного процесса на определенном этапе обучения.

Показатели оценки образовательных программ

При проведении экспертизы образовательных программ используются следующие показатели ее оценки:

  • Показатели оценки образовательной программы в целом.
  • Показатели оценки целевого раздела образовательной программы.
  • Показатели оценки содержательного раздела образовательной программы.
  • Показатели оценки организационных аспектов реализации программы: кадровые, методические, материально-технические и др.

Образовательная программа выступает своеобразным образцом деятельности конкретного учебного заведения, работы конкретного уровня образовательной системы. На ее основе проектируются собственные программы работы учебного заведения, с учетом особенностей его функционирования и условий реализации. Это требует при разработке программ наделения их методологической и методической целостностью, реалистичностью, контролируемостью выполнения. Все эти параметры обуславливают соблюдение ряда условий и требований к разработке программ и их реализации, которые оцениваются экспертными службами в ходе проведения независимой оценки качества образовательных программ и актуальности введения в практическую образовательную деятельность.

Стоит отметить, что при разработке образовательной программы необходимо акцентировать внимание на особенностях ее реализации. Обязательно требуется указание возможных условий ее применения, вариантов реализации, способов проведения контрольных о оценочных мероприятий по ходу реализации программы.

Также каждая разрабатываемая программа, должна соответствовать принципам уникальности и целесообразности. Это означает, что она должна отличать от иных образовательных программ, но, при этом, ориентироваться на достижение целей и задач образования.

Этапы проведение экспертизы образовательной программы

Экспертиза образовательных программ реализуется поэтапно. При этом производится экспертная оценка структурных компонентов программы:

Источник: spravochnick.ru

Качество образования: требования, оценка, контроль

Насколько эффективно образование, какие обновления требуются в этой области, а от чего следует отказаться – всё это определяется при помощи периодического мониторинга и оценки образовательного процесса. Аспекты и нюансы этого непростого процесса, требующие огромных усилий, кропотливого труда, глубокого потенциала и искреннего желания, будут рассмотрены в данной статье.

Определение значения

Качество образования представляет собой комплексную характеристику научной деятельности и подготовки обучающихся. Это показатели, выражающие степень соответствия обучения федеральным государственным стандартам и потребностям физических лиц, в чьих интересах осуществляется просветительская деятельность. Качество профессионального образования также определяется степенью достижения планируемых результатов тематической программы. Их оценивают, сопоставляют и анализируют.

качество образования

Для чего нужен мониторинг качества образования?

Мониторинг образования является внутренней частью системы по оценке его качества. Он служит информационным обеспечением по надзору за текущей деятельностью. Собственно, мониторингом является комплексное аналитическое отслеживание всех процессов, которые определяют количественно-качественные изменения особенностей образовательной деятельности. Его результат – вывод о том, насколько достижения, их условия соответствуют требованиям, зафиксированным в нормативной документации и локальных актах государственной системы.

оценка качества образования

Что включает в себя оценка качества образования школы?

В оценку качества образования входит проверка выполнения санитарно-гигиенических норм образовательного процесса школы, организация питания, а также реализации мер по обеспечению техники безопасности обучающихся. Для всестороннего изучения и анализа состояния просветительской деятельности, её итогов и условий применяются методы экспертиз.

К внутренней оценке относятся процедуры, организованные и проводимые самой школой, как правило, силами администрации, педагогов, учащихся, а также с привлечением родителей и общественности. Полученные показатели используют для разработки оперативных решений, которые лежат в основе школьного планирования. Примеры такого вида оценки, которые в обязательном порядке потребуются для аналитики, определяющей качество образования в школе, – самооценка субъектов образовательного процесса, сбор статистических данных, школьный мониторинг, оценка учебных предметных программ и опросы родителей.

мониторинг качества образования

Цели и организация мониторинга и контроля

Как известно, цель мониторинга – это сбор, обобщение и анализ собранной информации относительно состояния системы образования школы. Контроль качества учёбы базируется на этих данных. Для достижения поставленных целей необходимо решить следующие задачи:

  1. Должен быть сформирован механизм точного сбора, обработки и сохранения информации о качестве образования.
  2. Налажена координация деятельности всех задействованных участников мониторинга.
  3. Своевременно выявлены и зафиксированы точки роста динамики результатов учебного процесса.
  4. Должны быть обнаружены существенно действующие на качество образования факторы и приняты меры по уменьшению действия и устранению возможных отрицательных последствий тех из них, которые не несут положительной динамики.
  5. Задействование программно-методических, материально-технических, кадровых, информационно-технических, организационных и других баз, улучшающих качество образования.
  6. Определение направления в соответствии с результатами образовательной деятельности школьной программы за предыдущий учебный год, в состыковке с проблемами и поставленными задачами на текущий период.

образование в россии

Образование в современной России

Многие учёные связывают начало двадцать первого века с наступлением эпохи инноваций. Они несут важнейшие преобразования в образовательную сферу, которая кажется, способна коренным образом изменить наши представления о её роли в современном обществе. Основой таких инноваций является развитие нестандартных подходов к процессу обучения с использованием в нём современных технологий, которые в значительной степени улучшат образование в России.

Роль просветительского процесса на современном этапе развития нашей страны определяется во взаимодействии его с поставленными задачами перехода к демократически-правовому государству, а также для исключения опасности отставания державы от мировых тенденций в сфере экономического и общественного развития. Именно современное образование связано с ростом влияния качества человеческого и интеллектуального капитала на общественное развитие, со всем процессом накопления и преемственной передачи знаний. Потому современным и будущим поколениям и необходима эффективная динамичная система обучения, основанная на инновационных технологиях.

современное образование

Требования к качеству образования в России

Главной задачей российской образовательной политики является обеспечение современного качества обучения на основе сохранения его фундаментальности. Важным является и соответствие актуальным и перспективным потребностям общества, личности и государства. В условиях индивидуализации обучения современное образование в России должно быть непрерывным. Такое требование обусловливается потребностью человека к необходимости постоянного пополнения собственных знаний в течение профессиональной деятельности и прогресса науки и техники. Цели и принципы, определяющие современное образование, должны быть ориентированы на подготовку учащихся к полноценному и эффективному соучастию в общественной и профессиональной областях в текущих условиях рыночных отношений.

повышение качества образования

Что даёт контроль за качеством образовательной деятельности?

Контроль и мониторинг качества образования позволяют своевременно модернизировать систему российского просветительского процесса. Это является закладкой фундамента на этапе построения здания экономически и политически эффективного правового государства. Речь идёт не столько о контроле за знаниями, умениями и навыками обучающихся, сколько о качестве самой системы и методах преподавания.

Оценочный мониторинг – основа формирования компетентных специалистов

Модернизация системы образования и внедрение в процесс обучения информационных и коммуникационных технологий открывают новый взгляд на качество профессиональных знаний. Делая обучение открытым, мы кардинально меняем его свойства. Они делают акцент на более свободном планировании обучающего процесса, выборе времени и темпа, места, переходе из принципа «образование на всю жизнь» к новому концептуальному понятию «знания через всю жизнь».

Читайте также:
Tweakpower что это за программа

На сегодняшний день уже в большинстве стран уделяют повышенное внимание таким проблемам, как эффективность обучения. Обращают внимание и на контроль качества образования. Для этого учёные объединяют свои усилия для разработки технологий и инструментария, методологий и сравнительных исследований эффективности и качественности процесса. Этим самым они создают систему мониторинга для оценки качества учебной деятельности в мировом масштабе.

качество образования в школе

Прогресс в соответствии со временем

Нынешняя система формирует обновлённую модель подготовки специалистов. Оценка качества образования вывела её на новый уровень, когда требуется учитывать не столько квалификационную модель специалиста, сколько его компетентность. Осведомлённого в своей сфере профессионала отличают не только знания, умения, навыки, опыт, но и способность реализовывать их, воплощать в жизнь, действовать, творить и создавать.

Качество образования в компетентностной модели специалиста связывают с интегрированными междисциплинарными требованиями к результату текущего процесса. То есть на первое место выходят качественные характеристики личности, которые как раз и будут сформированы современными просветительскими технологиями.

Такая система на практике реализуется при помощи сетевых технологий обучения. Они, прежде всего, широко распространились среди представителей тех социально-возрастных групп, что получают глубокие знания без отрыва от своей основной трудовой деятельности. В результате более эффективное использование современных технологических достижений в традиционной системе образования приведёт к тому, что будет стёрта грань между очным, заочным и дистанционным обучением. И это, в свою очередь, является основной характерной чертой прогрессивного инновационного обучения современной молодёжи.

Источник: businessman.ru

Качество образования — это. Управление качеством образования

На сегодняшний день многие страны мира (Россия не исключение) сформировали основные направления политики по поводу оценки образования. Они приступили к созданию определенных стандартов, которые целесообразно применять в процессе разработки образовательных программ. Таким образом, эти нормы послужили основным инструментом для определения целевых направлений образования и формирования образовательного пространства.

Понятие качества

качество образования - это.

В данной статье полноценно рассматривается понятие качества образования, его сущность и основополагающие особенности. Для начала необходимо определить, что же означает понятие качества в общем смысле этого слова. Качество образования — это что такое?

Наиболее яркой трактовкой данного термина является определение качества как совокупности ряда свойств, характеристик, признаков продукции, определенных категорий товаров, услуг, материалов или же работ, которые в полной мере служат обусловливающим фактором в отношении их способности к удовлетворению потребностей и запросов общества и соответствия собственному назначению, а также предъявляемым требованиям. Рассмотренная мера соответствия формируется на основе конкретных стандартов, контрактов или же договоров. Важно отметить, что создание этой меры может происходить и в тесной взаимосвязи с запросами населения или же конкретных его сегментов. Каким же образом соотнести данное понятие с образовательной категорией?

Качество образования

мониторинг качества образования

Качество образования – это важнейшая составляющая социальной сферы, которая абсолютно точно определяет состояние, а также результативность образовательного процесса в обществе, степень его соответствия потребностям и даже ожиданиям социума (и различных его групп, в частности) в плане развития и создания как гражданских, так и профессиональных компетенций человека как личности. Важно отметить, что рассматриваемый показатель в процессе подробного анализа распадается на более мелкие, каждый из которых в силе полноценным образом охарактеризовать один из аспектов учебной деятельности того или иного учреждения образования. Среди таковых основными являются следующие:

  • Содержание образовательного процесса.
  • Методика, разработанная в отношении норм обучения.
  • Формы обучения.
  • Материально-техническая база.
  • Состав кадровой структуры.

Абсолютное и относительное понятие качества

Важно отметить, что понятию качества ( качество образования – это очень важный показатель ) нередко приписывают разнообразные, как правило, противоречивые значения. Дело том, что анализ может проводиться как в абсолютном, так и в относительном порядке. Таким образом, абсолютное понятие подразумевает демонстрацию превосходства и определенного статуса, что, естественно, благотворно влияет на имидж того или иного учебного заведения.

Относительное понятие не воспринимает качество как атрибут образовательной услуги и может рассматриваться в двух аспектах: как соответствие определенному государственному стандарту или же как соответствие предпочтениям потребителей услуги. Следует дополнить, что первый аспект отображает точку зрения производителя, а второй – взаимоувязан с потребительскими взглядами. Однако зачастую мнение производителя не равнозначно мнению потребителя, поэтому принято рассмотрение вопроса качества образования тем или иным образовательным учреждением с двух сторон.

Комплексный показатель

управление качеством образования

Мониторинг качества образования говорит о том, что анализируемый показатель наделен комплексным характером. В соответствии с данным фактом целесообразным будет перечистить основные его аспекты:

  • Взаимосвязь цели обучения и результата.
  • Обеспечение абсолютного удовлетворения общества теми или иными образовательными услугами.
  • Достойный уровень знаний и навыков; благотворное развитие личности — умственное, нравственное и, конечно же, физическое.
  • Обеспечение всех условий для здоровой самооценки личности, ее самоуправления, а также самоаттестации.
  • Формирование разнообразных сред культурного характера для образования в плане политкультуры, духовного обогащения и, конечно же, готовности человека полноценно жить в современном обществе и так далее.

Понятие мониторинга

повышение качества образования

В соответствии с вышеприведенными аспектами можно определить мониторинг качества образования как систему беспрерывного сбора информации по поводу наиболее значимых его свойств, последующую ее качественную обработку, анализ и, конечно же, интерпретацию, которая необходима для обеспечения области образования и общества в целом достоверными, полными и прошедшими классификацию по уровням применения сведениями о соответствии процессов, а также результатов образовательной деятельности определенным нормативам, об актуальных изменениях и соответствующих прогнозах. Главной целью формирования системы мониторинга является повышение качества образовательных услуг.

Управление качеством образования через мониторинг имеет ряд преимуществ и недостатков, но в целях устранения вторых необходимо лишь обеспечить все условия эффективного проведения данного мероприятия. Основными среди них являются следующие:

  • Применение системного подхода.
  • Сбор количественных и качественных методов в одну совокупность.
  • Грамотная интерпретация информации, полученной в результате проведения мониторинга.
  • Использование исключительно качественных инструментов.
  • Помощь со стороны управленческих органов в методическом и, конечно же, материальном плане.

Мониторинг как основное условие качества образования и его виды

система качества образования

Важно отметить, что в основу классификации мониторинга могут быть положены различные факторы: цели его проведения, ключевые функции, сфера использования информации и другие. Наиболее популярным является разделение видов мониторинга в соответствии с выполняемыми им функциями. Таким образом, качество образования (это важнейшая составляющая социальной сферы) регулируется посредством мониторинга следующих видов:

  • Информационный мониторинг.
  • Диагностический мониторинг.
  • Сравнительный мониторинг.
  • Прогностический мониторинг.

Важно отметить, что система качества образования предполагает использование представленных видов мониторинга в чистом виде достаточно редко. Таким образом, сегодня популярным стало такое мероприятие, как проведение комплексного мониторинга, который грамотно сочетает все перечисленные выше элементы.

Управление качеством образования

Рассмотренное выше понятие мониторинга напрямую связано с управлением качеством образования, под которым следует понимать некую систему как стратегических, так и оперативных решений (а затем – действий), осуществление которой происходит планомерным образом. Она направлена на полноценное обеспечение, существенное улучшение, строгий контроль, а также грамотную оценку качества образовательных процессов или услуг.

Важно отметить, что практически в каждой стране (Россия не исключение) беспрерывно функционирует центр качества образования , обеспечивающий и контролирующий выполнение вышеприведенных операций. Данный субъект образовательного процесса занимается и дополнительными вопросами, среди которых, например, планирование учебного процесса и сопутствующая этому оценка факторов, снижающих качество образования. Среди таких факторов можно выделить некоторые дефекты внутреннего или внешнего характера.

Качество образования и школа

центр качества образования

На сегодняшний день качество образования в школе определяется следующими факторами:

  • Математизация образовательных процессов.
  • Создание исторического самосознания.
  • Беспрерывное обучение родному языку и истории государства.
  • Воспитание личности как патриота своей страны (в соответствии с национальной культурой и языком).
  • Формирование настоящего защитника Отечества (для парней).
  • Воспитание абсолютного уважения к труду, ведь непосредственно труд является основным условием роста личности в творческом плане.
  • Установка на гармоничное развитие человека в отношении творчества.
  • Улучшение качества профессионального образования.

Качество образования и вуз

условие качества образования

В системе современного высшего образования основными показателями безупречного его качества являются:

  • Абсолютное соответствие структуры учебных программ требованиям заказчиков, которыми могут выступать, к примеру, государство, бизнес или личность, а также укорененным стандартам образования.
  • Высокая степень удовлетворенности заинтересованных сторон (к примеру, работодателей или учащихся) качеством образования.
  • Высокая степень удовлетворенности своей деятельностью сотрудников того или иного высшего учебного заведения.
  • Благотворное влияние на общество, повышение уровня культуры в общем смысле этого слова.

Пути повышения качества образования

Сегодня повышение качества образования – важнейшая задача, ведь именно от продуктивности ее выполнения зависит благополучие той или иной страны. Таким образом, наиболее значимыми условиями ее достижения служат следующие пункты:

  • Активизация образовательных стандартов государства, а также базисного плана процесса обучения.
  • Оптимизация различных типов нагрузки учащихся (психологической, физической и, конечно же, учебной).
  • В случае необходимости обеспечение обучения по индивидуальной программе.
  • Развитие дистанционной системы образования.
  • Поддержка школ для одаренных личностей со стороны государства.
  • Формирование государственной системы в отношении оценки качества образовательного процесса.
  • Значительное усиление роли дисциплин, которые могут обеспечить социализацию обучающихся и так далее.

Источник: www.syl.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru