Качество и уровень жизни рабочая программа

Резник, Ф. П. Понятие «качество жизни» в социологии через соотнесение с категориями «уровень жизни», «стиль жизни» и «образ жизни» / Ф. П. Резник. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 22 (417). — С. 637-639. — URL: https://moluch.ru/archive/417/92553/ (дата обращения: 24.06.2023).

Целью данной статьи является выделить основные различия между понятием качества жизни и близкими по области применения категориями из различных социальных наук.

Ключевые слова: качество жизни, уровень жизни, стиль жизни, образ жизни, доход, жизненный стандарт, социальный статус.

Начнем с центрального понятия, и рассмотрим следующие определения:

Качество жизни (англ. — quality of life, сокр. QOL) — категория, с помощью которой характеризуют существенные обстоятельства жизни населения, определяющие степень достоинства и свободы личности каждого человека [1].

Качество жизни (данное ВОЗ) — восприятие индивидуумом его положения в жизни в контексте культуры и системы ценностей, в которых индивидуум живет, и в связи с целями, ожиданиями, стандартами и интересами этого индивидуума [2].

Уровень жизни и качество жизни

То есть качество жизни характеризует уровень удовлетворения материальных, духовных и социальных потребностей человека, а также степень обеспечения комплексной безопасности жизни с учетом субъективной оценки индивида различных сторон жизни.

Теперь плавно перейдем к понятию «уровень жизни», чтобы найти отличия.

Существует непосредственно социологический подход к определению понятия «уровень жизни», но в зависимости от научного деятеля и школы, к которой он принадлежал, трактовки значительно варьируются. Поэтому далее мы будем пользоваться экономическим подходом к определению. На мой взгляд, он наиболее широко и понятно раскрывает данный термин.

Уровень жизни (экономический подход к определению) — это степень обеспеченности населения необходимыми для жизни материальными, духовными и социальными благами, совокупность условий жизнедеятельности людей [3].

В узком смысле уровень жизни понимают, как объем реальных доходов, определяющих объем и структуру фактического потребления конечных товаров и услуг» [4].

Экономисты выделяют 4 основных уровня жизни населения:

Достаток — пользование благами, обеспечивающими всестороннее развитие человека. Человек с достатком может позволить себе удовлетворение любых духовных и материальных потребностей, включая элементы роскоши.

Нормальный уровень — рациональное потребление по научно обоснованным нормам, обеспечивающее человеку восстановление его физических и интеллектуальных сил. От достатка отличается лишь отсутствием атрибутов престижа, стоимость которых не обоснована практическим преимуществом (золотые часы, брендовая одежда и т. д.).

Бедность — потребление благ на уровне сохранения работоспособности как низшей границы воспроизводства рабочей силы. Человек в бедности может позволить себе удовлетворение биологических и почти всех социальных потребностей, но духовные уже отходят на второй план.

Контроль качества рабочей программы воспитания

Нищета — минимально допустимый по биологическим критериям набор благ и услуг, потребление которых лишь: позволяет поддержать жизнеспособность человека. От бедности отличается критически допустимой нормой, которая нежелательна для здоровья человека [5].

Настало время разобраться в отличиях. Так в чем же разница между уровнем и качеством жизни? Понятия действительно смежные, но их отличает следующее.

Уровень жизни подразумевает комплекс фиксируемых аспектов жизнедеятельности человека. У него есть определённый международный стандарт, позволяющий сравнивать различные показатели уровня жизни между двумя или более странами. Такие данные могут быть полезны для оценки эффективности работы государственных органов по распределению бюджетных средств. Например, сколько бензина для личного автомобиля в месяц может позволить себе приобретать среднестатистический гражданин России и такой же по уровню жизни гражданин США.

Про качество жизни такое сказать будет не совсем верно, потому что в данном понятии замешана также субъективная составляющая. Она заключается в восприятии собственного положения и ощущения разницы в случае его изменения. Причём, это рассматривается не только на индивидуальном уровне, но и в рамках одной социальной группы, которая исторически привыкла к определённому положению. Можно сказать, что качество жизни — это фактический уровень жизни, пропущенный через призму субъективного восприятия индивидом или группой лиц.

Разница так же хорошо заметна на примере. Допустим, в отношении гражданина «N» мы можем классифицировать его уровень жизни как низкий (на уровне бедности или даже нищеты), но, если гражданина устраивает его собственное положение в социальной структуре, то относительно него самого уровень жизни будет достаточно высокий. Таким образом, качество и уровень жизни могут не совпадать в некоторых ситуациях.

Теперь обратимся к ещё одной паре смежных терминов. А именно речь пойдёт об образе жизни и стиле жизни. Термины очень близки по смыслу, но нужно научиться их различать.

Читайте также:
Основные принципы автоматизации процесса подготовки управляющей программы

Образ жизни — это динамический социокультурный «портрет» членов общества, представленный через процессы их жизнедеятельности в определенных условиях, целостность, обладающая культурным смыслом и обусловленная способностью человека к результативной активности.

Категория «образ жизни» подразумевает внимание не только к способам организации людьми своей повседневной жизни. Она связана также и с выявлением социокультурной значимости оценок представителями различных социокультурных групп своего собственного образа жизни, образа жизни других людей, а также текущего состояния общественной и культурной жизни вообще [6].

Стиль жизни — это совокупность устойчиво воспроизводимых образцов поведения, социальных и культурных практик, которые обладают типичностью для определенных социальных общностей и принудительно воздействуют на эти общности и включенные в них личности как рамки повседневной жизни

Хотя стиль жизни регулируется ограничивающими выбор рамками, он, тем не менее, выступает как презентация свободного выбора индивидом своего повседневного поведения и формой проявления самореализации личности.

Стиль жизни очень тесно связан с процедурой потребления. Можно даже сказать, что стиль жизни определяется теми внешними атрибутами, которые добровольно приобретает человек на заработанные деньги.

Акцент на слове «добровольно» сделан не зря, потому что стиль — это не принудительная категория. Человек осознанно совершает действия, чтобы соответствовать определенному стилю жизни.

К слову, Макс Вебер считал, что стиль жизни должен обязательно соответствовать предписанному статусу определённой социальной группы. Например, для рабочего завода типичным будет носить практичную одежду, увлекаться спиртными напитками, любить шумные компании и т. д. [7].

Также можно отметить, что известный французский социолог Ж. Бодрийяр сравнивал стили жизни с меню, которое общество предлагает индивиду. Он выбирает те пункты, которые кажутся ему привлекательными и далее он решает в каком направлении ему стоит двигаться. Какие вещи носить, с кем проводить время, как в целом распоряжаться досугом и т. д. [8].

Теперь мы плавно переходим к вопросам. В чем связь понятий образ жизни» и «стиль жизни», а главное, чем они отличаются по своей сути?

Рассмотрим это на социальной группе студентов. Для них будет характерен сидячий образ жизни, частая работа на дому (ведь объем работы на порядок выше, чем в школе, например), работа с интернет-источниками (как самый эффективный способ поиска информации) и прочее. Всё это является исторически обусловленными признаками среднего студента. А значит, мы можем с большой долей вероятности предположить, что подобный образ жизни будет характерен для подавляющего числа обучающихся в ВУЗах, во всяком случае в рамках РФ.

Стиль же жизни будет представлять из себя не практически необходимые аспекты жизнедеятельности, а уже личную инициативу индивидов по преображению себя и своего быта. Важно отметить, что пусть это и добровольное решение каждого, оно все равно носит групповой характер.

Ведь определенные модели поведения и потребления товаров утверждены заранее какой-либо тематической группой, к которой себя желает относить индивид. Стиль жизни в таком случае демонстрирует причастность человека к этой самой группе. Например, студент N имеет страсть к компьютерным играм.

Его стиль жизни, в данном случае, будет соответствовать людям со схожими интересами — геймерам. Его обыденное потребление сведется к покупке различных компьютерных девайсов и самих игр. Для него отойдут на второй план брендовые вещи или, допустим, спортивный инвентарь, потому что они не являются обязательными составляющими его стиля жизни, а это, в свою очередь, будет выделять его на фоне студентов с иными увлечениями.

Итак, все перечисленные понятия имеют свои задачи и области применения. Мы развели все смежные понятия, которые могут вызвать затруднения при употреблении в научном тексте и повседневности. Но чтобы окончательно разобраться в отличии и взаимосвязи данных понятий, обратимся к схеме. (см. рисунок 1.)

Сопоставление терминов.

Рис. 1. Сопоставление терминов.

Исходя из неё можно сделать следующие выводы. Образ и стиль жизни наиболее тесные понятия и, как правило, индивид выбирает одно исходя из другого. Иногда образ жизни диктует человеку иметь подобающий стиль, но бывает и наоборот. Затем исходя из наличия знаний о реальных доходах гражданина, его образе и стиле жизни, исследователь может сделать вывод и классифицировать его уровень жизни.

  1. Владимир Живетин «Управление этико-правовыми рисками» 2017 г. 82 стр.
  2. А. В. Бирюкова «Понятие «качество жизни»: структура показателей для подростковой молодежи» 3 стр.
  3. Экономика и социология труда: теория и практика: учебник для бакалавров / И. В. Кохова и др.; отв. ред. В. М. Маслова. М.: Издательство Юрайт, 2016. — 539 стр.
  4. Курс экономической теории / М. И. Плотницкий, Э. И. Лобкович, М. Г. Муталимов и др.; Под ред. М. И. Плотницкого. — Минск: «Интерпрессервис»; «Мисанта», 2003.
  5. Степанов Владимир Владимирович «Современные проблемы определения уровня жизни» 1 стр.
  6. Романова И. В. Категория «образ жизни» в отечественной и зарубежной научной литературе. 66 стр.
  7. Вебер, М. Основные понятия стратификации // Социол. исслед. 1994. № 5. 169–183 стр.
  8. Бодрийяр, Ж. Система вещей. М.: Рудоми-но, 1995.173 стр.
Читайте также:
Программа чтоб убрать фон вокруг предмета

Основные термины (генерируются автоматически): стиль жизни, качество жизни, уровень жизни, образ жизни, QOL, индивид, повседневная жизнь, собственное положение, социальная группа, экономический подход.

Источник: moluch.ru

Общая трудоемкость учебной дисциплины — 2 зачетных единицы (72 часа).

тема программы учебной дисциплины

Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов, и трудоемкость (в часах)

практические

Раздел 1. Основные понятия и факторы качества и уровня жизни населения

Тема 2. Качество жизни населения как социально- экономическая категория и ее структурные составляющие

ТемаЗ. Научные подходы к изучению проблем качества жизни населения

Тема 4. Уровень жизни — основополагающий экономический фактор качества жизни населения

Раздел 2. Методические основы анализа качества и уровня жизни населения

Тема 5. Эволюция представлений о показателях качества жизни населения

Тема 6. Номенклатура показателей (индикаторов) качества жизни населения

Тема 7. Методики измерения и критерии оценки качества и уровня жизни населения

Раздел 3. Управление качеством и уровнем жизни населения

Тема 8. Результаты влияния экономических кризисов на уровень и качество жизни населения

Тема 9. Государственное законодательное регулирование качества и уровня жизни населения РФ

Тема 10. Социальная ответственность как основа повышения конкурентоспособности и качества жизни населения

Форма итогового контроля

Содержание разделов и тем дисциплины «Качество и уровень жизни населения»

Система базовых понятий дисциплины «Качество и уровень жизни населения». Ее цели, роль и значение в подготовке бакалавров по направлению «Управление персоналом», профиль подготовки «Экономика труда». Теоретические и практические основы и связь дисциплины с другими дисциплинами ООП. Методология изучения дисциплины. Характеристика учебнометодической литературы.

Основные понятия и факторы качества жизни населения

Тема 2. Качество жизни населения как социально-экономическая категория и ее структурные составляющие

«Качество жизни» как междисциплинарная категория. Качество жизни с позиций различных научных дисциплин: философии, экономики, социологии, медицины, экологии. Население как субъект качества жизни. Качество жизни как комплексная оценка процессов и факторов, определяющих качество жизни людей. Структура потребностей человека и общества.

Совокупность жизненных ценностей, характеризующих виды деятельности, структуру потребностей и условия существования человека. Проблема качества жизни как важнейший фактор повышения экономической, социальной и экологической безопасности. Социальная политика как элемент качества жизни.

Различие в понятиях качества между его пониманием в условиях командно- административной и рыночной экономики. Принципы качества жизни населения: принцип всесторонней оценки, комплексности, универсальности и учета специфики субъекта исследования. Основные факторы качества жизни населения: экономический, политический, социальный, демографический, экологический. Показатели уровня жизни населения: демографическая ситуация и здоровье населения, жилищные условия, образовательный уровень, безопасность и занятость населения.

Тема 3. Научные подходы к изучению проблем качества жизни населения

Объективные подходы концептуальных интерпретаций качества жизни. Качество жизни — как качество социальной и физической (как искусственной, так и естественной) окружающей среды, в которой люди пытаются реализовать свои нужды и потребности. Т. Всрблен, П. Дракер, Дж.

Бернхем, Д. Белл, Г. Кан, 3. Бжезинский, Э. Винер, Ч. Мартел, О. Тоффлер — представители методологии технологического детерминизма в концепции качества жизни. Субъективные подходы концептуальных интерпретаций качества жизни. Основные представители Франкфуртской школы — Т. Адорно, Г. Маркузе, Э. Фромм, Ю. Хабермас, созданной в 30-е гг.

XX в. в Германии как направление леворадикальной философской мысли Запада (неомарксизм). Концепция «ощущаемого качества жизни». Фундаментальные работы в области «ощущаемого благополучия» А. Кемпбелла, Ф. Конверса, В. Роджерса, Ф. Эндрюса, С. Утни. Концепция устойчивого развития, принятая на Конференции ООН по окружающей среде и развитию (Рио-де-Жанейро, 1992 г).

Основные этапы развития понятия «качество жизни» в отечественной научной литературе. Переход к устойчивому развитию Российской Федерации.

Тема 4. Уровень жизни — основополагающий экономический фактор качества жизни населения

Соотношение категорий «качество жизни» и «уровень жизни». Уровень жизни как оценка экономической стороны качества жизни населения. Уровень жизни как основной критерий при выборе направлений и приоритетов экономической и социальной политики государства, центральным моментом которой должен быть человек, его благосостояние, физическое и социальное здоровье.

Читайте также:
Как работать в программе абрис плюс

Определение уровня жизни. Проблемы уровня жизни населения и факторы, определяющие его динамику на современном этапе развития экономики России. Уровень жизни в стране как соотношение обеспеченных и бедных слоев населения. Абсолютная и относительная бедность. Зависимость уровня жизни от динамики производительности труда.

Уровень и динамика производительности труда как важный фактор роста ВВП и национального дохода. Уровень и динамика здоровья населения — один из основных компонентов уровня жизни. Показатели средней ожидаемой продолжительности жизни при рождении и коэффициент смертности — общепринятые измерители здоровья населения. Условия труда, условия отдыха, социальное обеспечение, социально-бытовая обстановка (в том числе экологические условия, уровень преступности и т.п.), личные сбережения — факторы, определяющие уровень жизни населения.

Источник: studref.com

Качество и уровень жизни населения

2. Прожиточный минимум и минимальный потребительский бюджет.

3. Взаимосвязь бюджета прожиточного минимума с оплатой труда.

4. Управление формированием уровня жизни в современных условиях.

Вопросы для обсуждения

1.Сущность понятия “доходы населения”. Из каких источников они формируются.

2. Каков состав и каковы направления использования совокупного дохода, учитываемого в семейном бюджете?

3. Прожиточный минимум как главный критерий и основа анализа проблем уровня доходов, благосостояния и образа жизни. Каков механизм определения прожиточного минимума?

4. Минимальный потребительский бюджет, его сущность и отличие от бюджета прожиточного минимума.

5. Дифференциация доходов и принцип социальной справедливости.

6. Какое влияние оказывает рост стоимости жизни на реальный уровень доходов?

7. Индексация доходов как метод компенсации потерь населения от роста потребительских цен.

8. Что может сделать государство для преодоления неравенства в доходах?

9. Каковы важнейшие принципы формирования системы социальных гарантий населению?

10. Показатели качества и уровня жизни населения.

11. Каков механизм управления формированием качества и уровня жизни в условиях перехода к экономическим методам регулирования?

Т Е М Ы Р Е Ф Е Р А Т О В

1. Международная организация (МОТ) и регулирование социально-трудовых отношений.

2. Основные сферы организационно-практической деятельности МОТ.

3. Новые социально-экономические явления в сфере труда.

4. Вопросы труда в исследованиях ученых-экономистов.

5. Экономические категории, изучаемые экономикой труда.

6. Трудовой потенциал общества.

7. Воспроизводство рабочей силы.

8. Затраты на воспроизводство, стоимость и цена рабочей силы.

9. Спрос на труд. Простейшие модели.

10. Формирование предложения на рынке труда.

11. Инвестиции в человеческий капитал.

12. Влияние государства на рынок труда: спрос и предложение.

13. Дискриминация на рынке труда.

16. Международный рынок труда.

17. Развитие гибких форм занятости.

18. Проблемы молодежной безработицы.

19. Особенности профессионального обучения за рубежом.

20. Социально слабозащищенные группы населения и особенности регулирования их социально-трудовых отношений.

21. Содержание, принципы и организация социального партнерства.

22. Важнейшие элементы организации труда.

23. Основные пути и методы укрепления дисциплины труда на предприятии.

24. Структура фонда рабочего времени и ее связь с проблемами совершенствования организации труда.

25. Рыночные условия совершенствования организации труда.

26. Системы микроэлементых нормативов в зарубежной и отечественной практике.

27. Функции измерения и нормирования труда.

28. Роль производительности труда в экономическом росте.

29. Причины и последствия замедления темпов роста производительности труда в российской экономике.

30. Состав и использование совокупного дохода, учитываемого в семейном бюджете.

31. Источники формирования и направления использования доходов населения.

32. Анализ взаимосвязей уровня зарплаты с предложением и спросом на труд.

33. Функции заработной платы в рыночной экономике.

34. Основные этапы развития тарифного нормирования заработной платы в промышленности России.

35. Особенности развития тарифной системы за рубежом.

36. Прогрессивны системы заработной платы.

37. Особенности оплаты труда работников на предприятиях различных организационно-правовых форм.

38. Особенности организации и оплаты труда на малых предприятиях.

39. Структура заработной платы и тенденции ее изменения.

40. Оценка эффективности использования труда на предприятии.

41. Источники формирования доходов населения и направления их использования.

42. Показатели уровня жизни и влияние изменений в стоимости жизни на уровень доходов.

43. Проблемы измерения дифференциации доходов.

44. Причины дифференциации денежных доходов.

45. Государственная политика, направленная на сокращение бедности.

46. Основные факторы, влияющие на итоговое распределение среднедушевого располагаемого денежного дохода семьи.

47. Основные принципы формирования системы социальных гарантий, защиты и поддержки населения.

48. Организационно-правовые формы государственного социального страхования в РФ.

49. Пенсионное обеспечение в РФ.

50. Социальная защита и реабилитация инвалидов.

Источник: studfile.net

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru