Качественные методы программа исследования

Качественный метод исследования – это метод сбора, обработки и анализа информации об индивидах или социальных процессах.

Сущность качественных методов

Объектом качественных исследований становятся личности, как исполнители социальной роли. Предметом качественных исследований можно назвать процесс и типологию исполнения роли или вариацию социального выбора.

Качественные методы исследования позволяют не только выявить общие закономерности развития личности или протекания социального процесса, а специфику практической реализации феноменов в определенных конкретных ситуациях.

Качественные методы исследования отличаются тем, что характер получения информации более открыт и проблема, а также первоначальные гипотезы формулируются в общем виде с последующей возможной конкретизацией.

Внутри качественных методов может отсутствовать четкое разграничение исследовательских этапов, поскольку сбор и анализ данных происходит одновременно. При качественных исследованиях применяются неформализованные и неизмеримые методы сбора первичной информации. Например, это могут быть глубинное интервью, нестандартизированное наблюдение, анализ личных документов и пр.

Количественные VS качественные методы в социологическом исследовании.

Области применения качественных методов в социологии и их типы

Таким образом особенностью качественной социологии можно назвать возможность формулировать обобщения на основе одинакового эмпирического материала.

Результаты исследования, которые получены на основе качественных методов не всегда просто воспроизвести. Другими словами, не каждый исследователь может получить аналогичные результаты, опираясь на одни и те же методы, пусть даже в сходной ситуации.

Такую тенденцию можно рассмотреть на примере качественного социологического исследования экономической сферы деятельности человека. Во время такого исследования происходит:

«Качественные методы социологических исследований»
Готовые курсовые работы и рефераты
Решение учебных вопросов в 2 клика
Помощь в написании учебной работы

  • описание личностью разнообразных аспектов жизненного пути и отношения к ним;
  • выявление жизненных смыслов и их интерпретация;
  • получение глубинных знаний, которые выражаются обыденным языком;
  • гибкость и жесткость стандартизации.

Области и механизмы применения методов социологии достаточно разнообразны. Например, с их помощью можно исследовать:

  • адаптацию к новой социальной ситуации в случае миграции населения;
  • гендерные особенности и специфику повседневной практики потребления;
  • экстремальные ситуации в производственной сфере;
  • социальную и трудовую мобильность.

К основным качественным методам социологического исследования относят:

  • наблюдение;
  • глубинное интервью;
  • метод фокус-групп;
  • анализ личных документов.

Определение 2

Наблюдение – это метод целенаправленного, планомерного, определенным образом фиксируемого восприятия исследуемого объекта.

Методология: качественные методы исследования

Что касается наблюдения, то его общей задачей является формирование представления о качественном подходе в социологическом исследовании, путем анализа и фиксации явлений или черт личности. Метод наблюдения применяется также и в количественном подходе.

Реализуя качественное наблюдение, социолог должен не просто фиксировать непосредственно наблюдаемое, но и правильно толковать действия наблюдаемых. Здесь необходимо обращать внимание на контекст социальной ситуации и разнообразные психологические моменты. Качественное наблюдение применяют тогда, когда невозможно исследовать внутреннюю жизнь узких социальных групп.

Определение 3

Социальная группа – это устойчивая совокупность людей, которая имеет отличные, только ей присущие признаки (социальное положение, интересы, ценностные ориентации).

Метод глубинного интервью также применяется в социологических исследованиях качественного характера.

Определение 4

Глубинное интервью – это метод социологического исследования, который часто применяется в маркетинге.

При этом компания берет объемное интервью у ряда представителей целевой аудитории, чтобы узнать об их предпочтениях, вкусах, страхах и сложностях и учесть эту информацию при разработке или улучшении продукта.

Глубинное интервью позволяет получить информацию путем продолжительной беседы непринужденного характера. При этом интервьюер и интервьюируемый примеряют на себя роли равноправных собеседников.

Глубинное интервью может быть неструктурированными и структурированным. Свободное интервью без структуры предполагает ситуацию, когда социолог формулирует тему и не перебивает испытуемого в процессе ее раскрытия.

Читайте также:
Отличие базы данных от программы для эвм

Неструктурированное интервью может быть диалоговым и нарративным:

  • Нарративное интервью – это свободный тип интервью, без вмешательства со стороны интервьюера, или деликатно управляемым социологом повествовательный рассказ (нарратив) интервьюируемого о событиях или эпизодах личной биографии.
  • Диалоговое интервью — это особый вид интервью: равноправный обмен взглядами исследователя и респондента по различным вопросам. Мнение социолога может заставить интервьюируемого уточнить свою позицию или изменить её.

Метод фокус-группы – это метод полуглубокого интервью, который проводится в форме дискуссии, активно применяется внутри социологического знания для пилотажной проверки сформулированных гипотез.

Что касается качественных исследований, то метод фокус-группы применяется для получения информации о мнениях участников группы по различным вопросам. Например, это может быть проверка эффективности рекламы. Организационно фокус-группа предполагает сбор всех участников в определённом месте в назначенное время.

Проводить фокус-группу должен интервьюер с должной степенью опыта. При этом продолжительность составляет не менее часа. Участники фокус – группы должны собираться случайно, можно вести запись происходящего. Часто интервьюеру помогают ассистенты. Сама дискуссия предполагает столкновение индивидуальных мнений на равноправных условиях.

Такой метод позволяет существенно сэкономить материальные и временные силы исследователя по сравнению с индивидуальным интервью. Фокус-группа применяется в маркетинге.

Источник: spravochnick.ru

Качественные методы исследования. Лекция 29

Национальная идея и демократическое развитие

Количественные методы – это прежде всего измерение, т.е.
численное
выражение
какого-то
признака,
присущего
(являющейся атрибутом) объекта измерения. Например, длина
или ширина комнаты, или ее площадь.
При этом очевидно, что мы в любом случае теряем некоторую
точность в измерении и измеряем далеко не все признаки
(атрибуты) объекта. Количественные измерения неизбежно
огрубляют измерение и, соответственно, измеряемую
реальность.
Качественные методы направлены на получение максимума
информации о небольшом числе объектов, максимума – как по
точности, так и по числу изучаемых параметров. Методы
направлены на максимально подробное описание поведения и
мнений представителей больших социальных групп (фокусгруппы, этнометодология) для обнаружения ненаблюдаемых
факторов, детерминирующих их поведение, или небольших
групп, поведение представителей которых уникально (политики,
бизнесмены, медики и пр.).

3. Виды качественных исследований

3
Виды качественных исследований
Этнографическое исследование / включенное наблюдение –
исследователь на некоторое время погружается в социальную
среду, естественную для данной социальной группы (объекта
исследования) и ведет в ней обычную жизнь.
Исследовательское (глубиннное, качественное, свободное,
нарративное) интервью – интервью, которое проводит сам
исследователь.
Интервью
направлено
на
получение
максимального
объема
вербальной
и
невербальной
информации от респондента.
Фокус-группа – структурированная групповая дискуссия на
небольшой круг тем, направленный на обсуждение этих тем в
данной аудитории.
Дискурс-анализ, конверсионный анализ – анализ текста,
произнесенного респондентом и записанного для многократного
воспроизведения.
Исследователь
интерпретирует
невербальную часть текста (молчание, повторы, жесты, мимика
и пр.)

4. Недостатки качественных методов

4
Недостатки качественных методов
Все виды качественных исследований имеют различную
методику проведения, организации и анализа данных и,
главное, — различное понимание и восприятие социальной
реальности.
Связь между теорией и практикой в качественных исследованиях
не так однозначна. В количественных исследованиях на
основе теории строятся гипотезы, которые проверяются на
эмпирическом
материале.
Результаты
исследования
встраиваются в теорию.
Качественные исследования предполагает, что теория сама
должна стать результатом исследования, а не тем, что
предшествует ему.

5. Выбор в пользу качественных методов

5
Выбор в пользу качественных методов
Использование качественных методов является приоритетным,
если в центре внимания исследователя находится изучение
своеобразия отдельного социального объекта, исследование
общей картины события или случая в единстве его
составляющих, взаимодействие объективных и субъективных
факторов.
Качественные исследования позволяют также изучать новые
явления или процессы,
не имеющие массового
распространения, особенно в условиях резких социальных
изменений проведения, организации и анализа данных и,
главное, — различное понимание и восприятие социальной
реальности

6. Валидность и надежность

6
Валидность и надежность
Внешняя надежность – степень, в которой исследование может
быть
воспроизведено.
Исследователь,
повторяющий
измерение, должен выполнять ту же социальную роль, что и
оригинальный.
Внутренняя
надежность

согласие
между
членами
исследовательской команды по отношению того, что они видят
и слышат.
Внутренняя валидность – адекватная взаимосвязь между
наблюдениями и исследователей и идеями, концепциями и
теориями, которые они выдвигают.
Внешняя валидность – степень, в которой результаты могут быть
обобщены для разных социальных контекстов

Читайте также:
Предметы по программе 2100

7. Валидация и триангуляция

7
Валидация и триангуляция
Триангуляция – использование для исследования объекта более
одного метода. Если в случае количественных методов данная
процедура является желательной, то в случае качественных обязательной.
Триангуляция реализуется как с помощью различных методов,
так и с помощью различных вопросов в рамках одного и того
же интервью. Может быть полезным анализ ответов
респондентов, которые были подтверждены триангуляцией и
теми, которые были ею опровергнуты.
Валидация – процесс, в ходе которого исследователь
предоставляет
людям,
участвующим
в
исследовании,
полученные результаты. Это позволяет им устанавливать более
доверительные и непосредственные отношения. С другой
стороны, это может вызвать нежелательное отторжение
респондентов от исследователей, или цензуру со стороны
первых.

8. Критика качественных методов

8
Критика качественных методов
Высокая субъективность метода – исследователь основывает
свои выводы в значительной степени на собственных
несистематизированных
и
часто
невербализированных,
установках. Часто считается, что значимый результат
достигается
через
установление
близких
отношений
исследователя и респондента. Но самое важное – потребитель
получает слишком мало информации, почему был выбран
именно данный метод.
Сложность
воспроизведения

из-за
низкой
структурированности сложно повторить исследовательскую
процедуру. А то, что можно повторить, принимается как
недостаточно «качественная».
Обобщаемость – сложно перенести выводы, сделанные на
исследуемой группе (выборке) на всю общность или большую
социальную группу.
Недостаточная прозрачность – не всегда ясно как происходил
отбор респондентов и каким образом сделаны выводы.

9. Качественные и количественные методы

9
Качественные и количественные методы
Количественные
Качественные
цифры
слова
Точка зрения исследователя
Точка зрения участников
Исследователь дистанцирован от
участников
Исследователь контактирует с
участниками
Проверка теории
Возникновение теории
Статика
Процесс
Структурировано
Неструктурировано
обобщение
Контекстуальное понимание
Точные, надежные
Обширные, углубленные данные
Макро
Микро
поведение
Значение
Искусственные данные
Естественные условия

10. Этнография

10
Этнография
Этнография – процесс присоединения к группе, наблюдение за
происходящим в ней, составление заметок (отчетов) и
обобщение всего этого в письменном виде.
Термин этнография, начиная с 1970-х годов вытесняет (заменяет)
термин включенное наблюдение, поскольку ставит целью те
же результаты и проводится в тех же социальных условиях.
Этнография может быть скрытой или явной. Достоинства скрытой
– не существует проблемы доступа
— реактивность не является проблемой
Недостатки:
— проблематичность производства заметок
— проблематичность использования других методов, а значит и
триангуляции
— опасение за разоблачение
— этические проблемы

11. Дискурс-анализ

11
Дискурс-анализ
Дискурс-анализ (конверсионный) – совокупность методик и
техник
интерпретации
текста
как
продукта
речевой
деятельности, осуществляемой в конкретных общественнополитических и культурно-исторических условиях. Под
дискурсом понимается социально обусловленная и культурно
закрепленная система рационально организованных правил
словоупотребления
и
взаимоотношения
отдельных
высказываний в структуре речевой деятельности
Последовательные дискурс-аналитики не задаются вопросом об
истинности результатов анализа, поскольку доминантой для
них всегда остается прагматический принцип практической
полезности и эффективности.
Дискурс анализ предполагает, что речевая деятельность людей
конструирует реальность. Например, слова ректора об
открытии института или факультета реально кладут начало
новой академической институции, а слова специалиста PR в
компании о том, что его целевую аудиторию составляют
потребители, это формируют иную организационную структуру
его деятельности.

12. Исследовательское интервью

12
Исследовательское интервью
Интервью является главным и наиболее широко используемым
инструментом сбора информации. Интервью в качественном
исследовании имеет самостоятельное значение и используется
в двух методах: исследовательском интервью и case-study.
Case-study – исследование одного случая. Случаем (case) может
выступать как один респондент (Виноградский В.Г. и др.
Жизнь Любы Курановской: семья, хозяйство, бюджет), так и
целый город или социальная группа, изучаемая как отдельный
случай. В этой парадигме интервью является один из способов
получения информации (

Читайте также:
Как увеличить жим штанги лежа программа

13. Основные методы исследования

13
Основные методы исследования
Частичная классификация по технике сбора информации.
Воспринимать и фиксировать, не
Полевое и
Включенное и
искажая, то, что происходит
лабораторное
невключенное
Создавать «искусственную
Открытое и
Формализованное и
реальность» инеформализованное
изучать ее
латентное
Социальный
эксперимент
Наблюдение
Техники сбора
информации
Опросные
методики
Задавать вопросы (различными
Техника
Анкетный
опрос
способами)
и фиксировать
ответы
интервью
Анализ
документов
Анализировать материальные
Традиционный
Контент-анализ
носители,
«думать»
или «считать»
анализ

Источник: ppt-online.org

2. Количественные и качественные методы социологического исследования

Вторым вопросом нашей лекции являет изучение методов социологического исследования. Под методом мы подразумеваем совокупность правил и процедур, с помощью которых устанавливается связь между фактами, гипотезами и теориями 1 . Социолог подбирает нужный метод для изучения своей проблемы, но не подгоняет проблему под метод. Существует несколько классификаций социологических методов, например, деление на опросные (анкетирование, интервью, экспертный опрос, маркетинговое исследование) и неопросные (наблюдение, анализ документов, эксперимент). Мы же рассмотрим другое деление – на количественные и качественные методы.

К количественным методам принято относить:

1. Опрос, о котором будет рассказано ниже.

2. Метод анализа документов, который дает возможность получить сведения о прошедших событиях, наблюдение за которыми уже невозможно. Изучение документов позволяет выявить направленность, тенденции и динамику их развития, информация, полученная таким способом, носит объективный характер. В социологии различают два вида анализа документов: традиционный и контент-анализ (формализованный анализ документов). У истоков последнего стояли американский социолог и политолог Г. Лассуэл и французский журналист Ж. Кайзер. В конце ХIХ – начале ХХ в. в США появились первые количественные исследования нью-йоркской прессы, целью которых было продемонстрировать «пожелтение» прессы и падение нравов в обществе. Наиболее известным эпизодом в истории контент-анализа стало предсказание британскими аналитиками времени использования Германией крылатых ракет «Фау-1» и баллистических ракет «Фау-2» против Великобритании, сделанное на основе анализа германских пропагандистских кампаний 1 .

Контент-анализ представляет собой метод формализованного анализа текстов путем выделения или анализа смысловых единиц (слово, образ, абзац). В связи с этим выделяют единицы анализа, т.е. понятия, слова, темы, содержащиеся в тексте, названия, имена, общественные события и др., и единицы счета. Под последними подразумевают частоту упоминания в тексте единицы анализа. Под текстом в контент-анализе понимают не только записи на бумажном носителе, но и эфирное время теле- и радиостанций, произведения искусства, фильмы.

Контент-анализ позволяет обнаружить в тексте то, что ускользает от исследователя при его традиционном изучении. Он направлен на изучение больших информационных массивов, раскрывает не одномоментные срезы, а динамику явлений и процессов. С помощью контент-анализа можно сделать выводы о функциональной особенности материала (направленность, оперативность информации).

Это качественно-количественная разновидность контент-анализа. Сумма площадей газеты или количество эфирного времени, частота упоминания той или иной единицы анализа показывает значимость информации. Если обращать внимание на эти критерии, то мы имеем дело с количественной разновидностью данного метода. В настоящее время контент-анализ широко распространен в теории массовой коммуникации, политологии и социологии.

Качественные методы исследования:

              1. Традиционный (неформализованный) анализ документов – это многообразные умственные операции, направленные на выявление логики и сути документа, интерпретацию содержащихся в нем сведений с определенной исследовательской точки зрения. Этот метод является качественным, позволяет интерпретировать и понимать информацию, содержащуюся в документах. Еще в ХIХ в. Ф. Энгельс писал свою книгу «Положение рабочего класса в Англии» на основе официальных материалов парламентских комиссий и прямого наблюдения за жизнью и бытом рабочих 2 . В начале ХХ в. социологи У. Томас и Ф. Знанецкий предприняли изучение личных документов польских крестьян-эмигрантов, чтобы описать их положение в Европе и Америке. Они изучили переписку, архивы эмигрантских газет, материалы церковно-приходских общин, землячеств, благотворительных обществ, судебные материалы и автобиографии 3 .

              Источник: studfile.net

              Рейтинг
              ( Пока оценок нет )
              Загрузка ...
              EFT-Soft.ru