К учебным программам относятся

Общеобразовательные программы(основные и дополнительные) направлены на решение задач формирования общей культуры личности, адаптации личности к жизни в обществе, на создание основы для осознанного выбора и освоения профессиональных образовательных программ. К ним относятся программы:

1) дошкольного образования;

2) начального общего образования;

3) основного общего образования;

4) среднего (полного) общего образования.

Профессиональные образовательные программынаправлены на решение задач последовательного повышения профессионального и общеобразовательного уровней, подготовку специалистов соответствующей квалификации. К профессиональным относятся программы:

1) начального профессионального образования;

2) среднего профессионального образования;

3) высшего профессионального образования;

4) послевузовского профессионального образования.

Обязательный минимум содержания каждой основной общеобразовательной программы или основной профессиональной образовательной программы (по конкретной профессии, специальности) устанавливается, как уже отмечалось, соответствующим государственным образовательным стандартом. Что касается нормативных сроков освоения основных образовательных программ в государственных и муниципальных образовательных учреждениях, то они определяются базовыми законами образованиями и (или) типовыми положениями об образовательных учреждениях соответствующих типов и видов или соответствующим государственным образовательным стандартом.

Актуальные требования к учебным программам в контексте реализации ФГОС (Акимов С.С.)

Все образовательные программы, как видно из приведенного перечня их видов, подразделяются наосновныеидополнительные.Главное отличие между ними состоит в том, что дополнительные образовательные программы не основываются на образовательных стандартах. Их задачей является обычно более полное удовлетворение разнообразных образовательных потребностей личности. Уместно отметить, что именно дополнительные программы непосредственно и тесно связаны с образовательными услугами, о чем в последующих главах будет сказано подробнее.

Появление инновационных и альтернативных школ, признание государством право на эксперимент в образовании стали серьезными факторами поддержки педагогического творчества. Право на авторскую программу имеют все педагогические работники.

Педагоги имеют право самостоятельного выбора темы, содержания, объема такой программы, они могут использовать для своей деятельности примерные образовательные программы разных уровней и направленности общего или профессионального образования, могут разработать новую программу, в соответствии со своими профессиональными интересами и творческими способностями. Это может быть предметная учебная программа одной тематической направленности или комплексная интегрированная программа, сочетающая разные тематические направления, образовательные области или области деятельности. Для авторских программ характерны особенности логики построения курса, глубина поднимаемых в них вопросов, теорий, характером их освещения автором программы. Эти программы чаще всего используются при преподавании специальных курсов по выбору учащихся, факультативов или более глубокого изучения отдельных тем традиционных учебных курсов. Такие программы утверждаются в установленном в образовательном учреждении порядке.

Требования к реализации образовательных программ

Большое распространение сегодня получилимодифицированные образовательные программы, в которых сохраняются основные параметры содержания предметных программ, но изменяются средства, методики, способы, формы реализации цели и задач, что не требует от педагога большого творческого напряжения.

В настоящее время в российских школах, к примеру, достаточно широко используется два вида учебных программ: типовые и рабочие учебные программы. В отдельных случаях практикуются личностно-индивидуальные авторские программы, которые составляются и применяются учителями-новаторами, мастерами педагогического труда.

Типовые (примерные) программыочерчивают лишь наиболее обобщенный, базовый круг общеобразовательных знаний, навыков, умений и систему ведущих научных мировоззренческих идей, а также наиболее общие рекомендации методического характера с перечислением необходимых и достаточных средств и приемов обучения специфических для конкретного учебного предмета. Типовые программы разрабатываются соответствующим органом исполнительной власти, служат основанием для составления рабочих школьных и индивидуальных учебных программ и носят рекомендательный характер.

Читайте также:
Программа выключается сразу после включения

пояснительная записка или введение, в которой определяются целевые направления изучения данного конкретного учебного предмета в системе учебных дисциплин, преподаваемых в рамках общеобразовательной школы или соответствующей специальности в учреждениях профессионального или послевузовского образования;

методические рекомендациипо вопросам определения путей реализации программы, методов, организационных форм, средств обучения, оценки знаний, навыков и умений, приобретаемых учащимися в процессе изучения данного учебного предмета. Особое внимание в программах в последние года обоснованно уделяется межпредметным связям, которые в обобщенном виде представляются в конце содержания основных разделов. Это позволяет преподавателю проявить творческий подход к разработке рабочей программы, к поурочному планированию и реализации межпредметных связей в реальной педагогической действительности;

учебно-методическое обеспечение программы– список используемых в образовательном процессе учебной, научной, словарно-справочной литературы (основной и дополнительной), нормативно-правовых источников, наглядные и технические средства обучения и др., без которых эффективность аудиторной и самостоятельной работы, не говоря уже о дистанционном образовании, будет сведена к нулю.

Вопросы для самопроверки и размышлений, практические задания

1. В чем, на Ваш взгляд, состоит целесообразность и/или необходимость государственных образовательных стандартов? Насколько связано качество современного образования с введением этого образовательного института?

2. Раскройте политическую, правовую и управленческую природу образовательных стандартов.

3. С чем связано, на Ваш взгляд, многообразие смыслов понятия «образовательная программа»? Как соотносится это понятие с понятием «учебная программа»?

4. Какие виды образовательных и учебных программ существуют? Какие признаки положены в основу их классификации?

5. Какое место занимают ГОС и образовательные программы в механизме правового регулирования системы образования?

6. На основе анализа Закона РФ «Об образовании» и Федерального закона «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» определите: а) принципы, на которых базируется разработка ГОС и образовательных программ, б) субъекты разработки, принятия, реализации ГОС и образовательных программ и контроля за их соблюдением.

Источник: fcoz.ru

Что такое учебная программа и каковы ее виды

О примерных требованиях к дополнительным общеобразовательным программам

1. КАК СОСТАВИТЬ РАБОЧУЮ ПРОГРАММУ УЧЕБНОГО КУРСА?

Методические рекомендации для учителей

2. ЧТО ТАКОЕ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА И КАКОВЫ ЕЕ ВИДЫ

3. К учебным программам относятся:

Примерная (типовая) учебная программа
Авторская программа
Рабочая программа

4. Примерная (типовая) учебная программа

Примерная программа является ориентиром
для составления авторских учебных программ
и учебников, может использоваться при
тематическом планировании учебного курса.
Примерная программа определяет
инвариантную (обязательную) часть
учебного курса, за пределами которого
остается возможность авторского выбора
вариативной составляющей содержания
образования

5. Авторская программа

Документ, созданный на основе государственного
образовательного стандарта и Примерной
программы и имеющий авторскую концепцию
построения содержания учебного курса.
Авторская программа разрабатывается одним или
группой авторов.
Для Авторской программы характерны
оригинальная концепция и построение
содержания.
Внедрению в практику работы
общеобразовательных учреждений Авторской
программы предшествует ее экспертиза и
апробация.

6. Рабочая программа

Учебная программа, разработанная педагогом
на основе Примерной для конкретного
образовательного учреждения и определенного
класса (группы), имеющая изменения и
дополнения в содержании,
последовательности изучения тем, количестве
часов, использовании организационных форм
обучения и т.п.

7. СТРУКТУРА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ

8. Титульный лист

Полное наименование
образовательного
учреждения;
гриф утверждения
программы;
название учебного курса;
Ф.И.О. педагога,
разработавшего и
реализующего учебный курс;
класс (параллель), которым
изучается учебный курс;
год составления программы.

9. Пояснительная записка

Название, автор и год издания конкретной программы
(примерной, авторской), на основе которой разработана
Рабочая программа;
цели и задачи данной программы обучения в области
формирования системы знаний, умений (задачи
формулируются в соответствии со стандартом и с учетом
данного образовательного учреждения);
изменения, внесенные в примерную и авторскую программу,
и их обоснование;
количество учебных часов, на которое рассчитана Рабочая
программа, в т.ч. количество часов для проведения
контрольных, лабораторных, практических работ, экскурсий,
проектов исследований;
особенности, предпочтительные формы организации
учебного процесса и их сочетание, а также преобладающие
формы текущего контроля знаний, умений, навыков .
Пояснительная записка должна быть лаконичной.

Читайте также:
Scanoval программа фстэк как пользоваться

10. Требования к уровню подготовки учащихся

представляют собой описание целей-результатов обучения,
выраженных в действиях учащихся и реально опознаваемых
с помощью какого-либо инструмента.
Данный перечень целей-результатов обучения включает
специальные предметные и общие учебные умения и
способы деятельности.
Основанием для выделения требований к уровню подготовки
учащихся выступает государственный образовательный
стандарт общего образования и учебная программа
(примерная или авторская), на базе которой разрабатывается
Рабочая программа.
Поэтому требования к уровню подготовки учащихся,
прописанные в Рабочей программе, должны быть не ниже
требований, сформулированных в федеральном компоненте
государственного стандарта общего образования и учебной
программе, принятой за основу.

11. Учебно-тематический план

отражает последовательность
изучения разделов и тем
программы, показывает
распределение учебных часов
по разделам и темам,
определяет проведение зачетов,
контрольных, практических и
других видов работ за счет
времени, предусмотренного
максимальной учебной
нагрузкой.
Составляется учебнотематический план на весь срок
обучения (обычно на учебный
год).
Учебно-тематический план
оформляется в виде таблицы.

12. Содержание программы учебного курса

включает
реферативное
описание каждого
раздела согласно
нумерации в учебнотематическом плане.
Изложение учебного
материала в
заданной
последовательности
предусматривает
конкретизацию всех
дидактических
единиц содержания.

13. Средства контроля

включают систему контролирующих
материалов (тестовых
материалов, контрольных работ,
вопросов для зачета и др.) для
оценки освоения школьниками
планируемого содержания,
представленного в виде перечня
действий учащихся как целейрезультатов обучения.
Количество контролирующих
материалов определяется
учебно-тематическим планом.
Так, если учебно-тематический
план предусматривает
проведение 5 контрольных работ,
то и к Рабочей программе
прилагается 5 пакетов
контрольных работ.
Письменные контролирующие
материалы могут включать
кодификатор (спектр
проверяемых умений), варианты
работ, схему анализа работы.
Устные – перечень вопросов и
заданий.

14. Учебно-методические средства обучения

включают основную и дополнительную учебную литературу (учебник,
рабочая тетрадь, атлас, контурная карта и др. согласно перечню
учебников, утвержденных приказом Минобрнауки РФ), используемый для
достижения поставленной цели в соответствии с образовательной
программой учреждения (пособия, входящие в учебно-методический
комплект, обозначаются с указанием их названия, класса, ФИО автора,
издательства, года издания), сборники упражнений и задач, контрольных
заданий, тестов, практических работ и лабораторных практикумов,
хрестоматии) справочные пособия (словари, справочники);
наглядный материал (альбомы, атласы, карты, таблицы), оборудование и
приборы, необходимые для реализации Рабочей программы.
Используемый перечень учебно-методических средств обучения может
быть классифицирован на три группы: «Литература (основная и
дополнительная)», «Дидактический материал», «Оборудование и
приборы».
Литература оформляется в соответствии с ГОСТом: элементы описания
каждого произведения должны приводиться в алфавитном порядке и
соответствовать требованиям к библиографическому описанию.

15.

16. ЦИКЛОГРАММА РАБОТЫ ШКОЛЫ НА 2011/2012 УЧЕБНЫЙ ГОД

Четверть
Учебное время
С 1сентября по
2 ноября
II
С 11 ноября по
30 декабря
Дополнительные каникулы для
1-х классов
III
С 13 января по
22 марта
IV
Со 2 апреля по
31 мая
I
Каникулы
С 3 ноября по
10 ноября
С 31 декабря по
12 января
С 20 февраля по
26 февраля
С 23 марта по
1 апреля
С 1 июня по
31 августа

Источник: ppt-online.org

К учебным программам относятся

  • Вы здесь:
  • Защита Прав
  • Право на образование
  • Право на получение образования в РФ
  • Образование в РФ
  • Современная система образования в России. Проблемы и перспективы

Виды образовательных программ

  • образование
  • закон об образовании
  • образовательные программы
  • общеобразовательные программы
  • 273 фз
  • ФГОС
  • уровни образования
  • основные образовательные программы
  • виды образовательных программ
  • дополнительные образовательные программы

По уровням общего и профессионального образования, по профессиональному обучению, реализуются основные образовательные программы:Характеристики основных образовательных программ

В соответствии с действующим в настоящее время в РФ законодательством процесс образования:

  • осуществляется путем реализации образовательных программ;
  • Образовательная программа:
  • это комплекс основных характеристик образования:
  • объем,
  • п. 9 статьи 2 «Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе» Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (ред. от 06.03.2019)
Читайте также:
Программа которая делает умней тебя

Уровни образования

  • на общее образование,
  • профессиональное образование,
  • дополнительное образование и
  • профессиональное обучение, обеспечивающие возможность реализации права на образование в течение всей жизни (непрерывное образование).

Общее образование и профессиональное образование:

  • реализуются по уровням образования.

В настоявшее время установлены следующие уровни образования:

  • общее образование:
  • дошкольное образование;
  • начальное общее образование;
  • основное общее образование;
  • среднее общее образование;
  • среднее профессиональное образование;
  • высшее образование — бакалавриат;
  • высшее образование — специалитет, магистратура;
  • высшее образование — подготовка кадров высшей квалификации;
  • дополнительное образование детей и взрослых и
  • дополнительное профессиональное образование.

Система образования в РФ создает условия:

  • для непрерывного образования посредством реализации основных образовательных программ и различных дополнительных образовательных программ,
  • предоставления возможности одновременного освоения нескольких образовательных программ, а также
  • учета имеющихся образования, квалификации, опыта практической деятельности при получении образования.

Виды основных образовательных программ

По уровням общего и профессионального образования, по профессиональному обучению:

  • реализуются основные образовательные программы.

По дополнительному образованию:

  • дополнительные образовательные программы.

ч. 2 статьи 12 «Образовательные программы» Федерального закона № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

К основным образовательным программам относятся:

  • основные общеобразовательные программы;
  • основные профессиональные образовательные программы.

В состав основных общеобразовательных программ входят:

  • образовательные программы дошкольного образования;
  • образовательные программы начального общего образования;
  • образовательные программы основного общего образования;
  • образовательные программы среднего общего образования.

В состав основных профессиональных образовательных программ входят:

  • образовательные программы среднего профессионального образования, к ним относятся:
  • программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих,
  • программы подготовки специалистов среднего звена;
  • программы бакалавриата,
  • программы специалитета,
  • программы магистратуры,
  • программы подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре),
  • программы ординатуры,
  • программы ассистентуры-стажировки;
  • программы профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих,
  • программы переподготовки рабочих, служащих,
  • программы повышения квалификации рабочих, служащих.

Структура основных образовательных программ, условия их реализации и требования к результатам их освоения:

  • устанавливаются федеральными государственными образовательными стандартами (ФГОС).

ч. 3 статьи 11 «Федеральные государственные образовательные стандарты и федеральные государственные требования. Образовательные стандарты» Федерального закона № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

Федеральные государственные образовательные стандарты

  • дошкольного образования (ФГОС ДО):
  • утвержден Приказом Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 (ред. от 21.01.2019) «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»;
  • утвержден Приказом Минобрнауки России от 06.10.2009 № 373 (ред. от 31.12.2015) «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»;
  • утвержден Приказом Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897 (ред. от 31.12.2015) «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;
  • утвержден Приказом Минобрнауки России от 17.05.2012 № 413 (ред. от 29.06.2017) «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования».

Уровни общего образования:

  • начальное общее образование,
  • основное общее образование,
  • среднее общее образование

являются ОБЯЗАТЕЛЬНЫМИ уровнями образования.

Обучающиеся, не освоившие основной образовательной программы начального общего и/или основного общего образования:

  • не допускаются к обучению на следующих уровнях общего образования.

ч. 5 статьи 66 «Начальное общее, основное общее и среднее общее образование» Федерального закона № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

По общему правилу к освоению образовательных программ среднего профессионального образования:

  • допускаются лица, имеющие образование НЕ НИЖЕ основного общего или среднего общего образования.

ч. 2 статьи 68 «Среднее профессиональное образование» Федерального закона № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

К освоению образовательных программ высшего образования:

  • допускаются лица, имеющие среднее общее образование:
  • программ бакалавриата или
  • программ специалитета.

ч. 2 статьи 69 «Высшее образование» Федерального закона № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

К освоению образовательных программ магистратуры:

  • допускаются лица, имеющие высшее образование любого уровня.

ч. 3 статьи 69 «Высшее образование» Федерального закона № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

Таким образом, сложившаяся в настоящее время в РФ система образования предусматривает поступательное освоение основных образовательных программ соответствующих уровней.

Источник: moiprava.info

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru