Программа «Декоративно-прикладное творчество» составлена с учетом возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся и направлена на:
Выявление одаренных детей в области декоративно-прикладного искусства в раннем детском возрасте.
Создание условий для художественного образования, эстетического воспитания, духовно-нравственного развития детей.
Приобретение детьми знаний, умений и навыков в области декоративно-прикладного искусства.
Приобретение детьми опыта творческой деятельности.
Овладение детьми духовными и культурными ценностями народов мира.
Подготовку одаренных детей к поступлению в образовательные учреждения, реализующие основные профессиональные образовательные программы в области декоративно-прикладного искусства.
1.3. Программа «Декоративно-прикладное творчество» разработана с учетом:
– обеспечения преемственности программы «Декоративно-прикладное творчество» и основных профессиональных образовательных программ среднего профессионального и высшего профессионального образования в области декоративно-прикладного искусства;
Основы композиции при создании предметов декоративно прикладного искусства
– сохранения единства образовательного пространства Российской Федерации в сфере культуры и искусства.
Источник: dopportal.ru
Программа учебного предмета ДЕКОРАТИВНО ПРИКЛАДНОЕ ТВОРЧЕСТВО
Программа учебного предмета «Декоративно прикладное творчество» разработана на основе Федеральных государственных требований к дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе в области изобразительного искусства (далее ФГТ)
Организация-разработчик: муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Сафоновская детская школа искусств № 2»
(наименование учреждения по Уставу)
Разработчики:Трубаева Татьяна Валерьевна, преподаватель первой категории МБОУДОД «Сафоновская ДШИ № 2»,
Головченко Людмила Васильевна, преподаватель МБОУДОД «Сафоновская ДШИ № 2»
Декоративно прикладное творчество
Область применения программы:
- Программа учебного предмета является частью дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области изобразительногоискусства в соответствии с ФГТ по программе«Живопись» со сроком обучения 5лет, срок освоения – 5 лет, 1 – 5 классы.
Программа учебного предмета может быть использована: в реализации дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области изобразительного искусства «Живопись» в детских музыкальных школах и школах искусств, общеобразовательных учреждениях при наличии соответствующей лицензии на осуществление образовательной деятельности.
Место предмета в структуре дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области изобразительного искусства:
принадлежность предмета к предметной области
- Цели и задачи предмета, требования к результатам освоения предмета:
— выявление одаренных детей в области изобразительного искусства в раннем детском возрасте;
Урок по предмету «Декоративно прикладное творчество». Тема: «Герой»
— формирование у обучающихся младшего школьного возраста комплекса начальных знаний, умений и навыков в области декоративно – прикладного творчества;
— формирование понимания художественной культуры как неотъемлемой части культуры духовной.
- научить основам художественной грамоты;
- сформировать стойкий интерес к художественной деятельности;
- овладеть различными техниками декоративно – прикладного творчества и основами художественного мастерства;
- научить практическим навыкам создания объектов в разных видах декоративно – прикладного творчества;
- научить приемам составления и использования композиции в различных материалах и техниках;
- научить творчески использовать полученные умения и практические навыки;
- научить планировать последовательность выполнения действий и осуществлять контроль на разных этапах выполнения работы;
- пробудить интерес к изобразительному и декоративно – прикладному творчеству;
- раскрыть и развить потенциальные творческие способности каждого ребенка;
- формировать творческое отношение к художественной деятельности;
- развивать художественный вкус, фантазию, пространственное воображение;
- воспитать внимание, аккуратность, трудолюбие, доброжелательное отношение друг к другу, сотворчество.
В результате освоения предмета обучающийся должен знать:
— понятия «декоративно-прикладное искусство», «художественные промыслы»;
— различные виды и техники декоративно-прикладной деятельности;
— ритмическое заполнение поверхности;
В результате освоения предмета обучающийся должен уметь:
— работать с различными материалами;
— работать в различных техниках: плетения, аппликации, коллажа, конструирования;
— изготавливать игрушки из различных материалов;
— заполнять объемные формы узором;
— проводить объемно – декоративные работы рельефного изображения.
- Рекомендуемое количество часов на освоение программы предмета:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 462 час, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки 330 часов;
самостоятельной работы обучающегося 132часов.
- СТРУКТУРАИ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА .
- Объем учебного предмета и виды учебной работы.
Вид учебной работы
Максимальная учебная нагрузка (всего)
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
контрольные уроки, зачеты, творческие просмотры
Самостоятельная работа обучающегося (всего)
итоговая аттестация в форме выпускных экзаменов
Декоративно прикладное творчество
Содержание учебного материала, виды практической работы, самостоятельная работа
Работа с бумагой
Основы декоративной композиции. Аппликация с элементами коллажа. Коллаж. Способы окрашивания бумаги. Объемное моделирование и конструирование.
Техника работы – мозаичная аппликация, коллаж.
Теоретические сведения: плоскость изображения, лаконичность и выразительность силуэта, цветовые отношения, простая и сложная форма, симметрия и асимметрия, монотипия, мраморирование, круг, овал.
Самостоятельная работа обучающихся
Источник: nsportal.ru
Программа дополнительного образования «Декоративно-прикладное творчество»
Дополнительная образовательная программа «Декоративно-прикладного творчества » предназначена для обучающихся 2 -8 классов в возрасте с 7 до 15 лет. На занятиях предусматривается деятельность, создающая условия для творческого развития воспитанников на различных возрастных этапах и учитывается дифференцированный подход, зависящий от степени способности и возраста воспитанников: практическая работа, творческое задание, экскурсия, лекционное занятие, дискуссия, выставка творческих работ, конкурс творческих работ на уровне города, республики.
Картинками
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ШАХТЕРСКАЯ САНАТОРНАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ № 15 »
Е решением педагогического со с совета
П Протокол от ____2019 г.№__
Зам. директора по УВР
«______» _________ 2019 г.
«______» _________ 2019 г.
Приказ от _____ № ____
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
«Декоративно-прикладное творчество»
Возраст обучающихся: 2 – 8 классы (7 – 15 лет)
Срок реализации: 1 год
Лапенко Галина Михайловна
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Современная система дополнительного образования активно участвует в подготовке новой формации людей, имеет непосредственное отношение к развитию личности и общества. Поэтому одной из задач, доминирующей в создании более человечного и справедливого мира, является возможность дать проявить всем, без исключения, обучающимся свои таланты и творческий потенциал. Решение такой задачи посильно дополнительному образованию, которое имеет свободный, широкий выбор деятельности и использование всех имеющихся на сегодняшний день возможностей и ресурсов для повышения эффективности учебно-воспитательного процесса.
Рабочая программа дополнительного образования составлена в соответствии с:
— Законом Донецкой Народной Республики «Об образовании» (статья 72);
— Концепцией развития дополнительного образования детей, утвержденной приказом Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 04.04.2016 г. № 310;
— Типовым положением об учреждении дополнительного образования детей Донецкой Народной Республики (Приказ Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 19.01.2015 г. № 8);
— Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам дополнительного образования детей (Приказ Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 26.07.2016г. № 793);
— Концепцией патриотического воспитания детей и учащейся молодежи Донецкой Народной Республики (Приказ Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 17.07.2015 г. № 322 и Министерства молодежи, спорта и туризма от 22.06.2015 г. № 94);
— Концепцией развития непрерывного воспитания детей и учащейся молодёжи Донецкой Народной Республики, утверждённая приказом Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 16.08.2017 г. № 832;
— Стандартом Государственной услуги «Предоставление дополнительного образования для детей (приказ МОН ДНР от 04.08. 2015 г.№ 370);
— Требованиями к программам дополнительного образования детей (приказ Минобрнауки от 11 08. 2015 г. № 392);
— Уставом ГОУ «Шахтерская СШИ № 15».
Данная программа модифицированная, в качестве основы взяты авторская программа кружка «Народные промыслы»/ сост. Лапенко Г.М., Шахтерск, 2016.-40 стр., программа кружка по художественно-эстетическому направлению/сост. Колисниченко Г.И.; Программа кружка «Палитра» по художественно-эстетическому направлению для детей 7-9 лет (35 часов). Шахтерск, 2016. — 30 с..
Программа отличается от других программ способом структурирования элементов содержания материала внутри дополнительной образовательной программы;
Программа имеет художественную направленность, так как ориентирована на развитие общей и эстетической культуры обучающихся, художественных способностей и склонностей, носит ярко выраженный креативный характер, предусматривая возможность творческого самовыражения, творческой импровизации. Но, не менее важной в ней является социально-педагогическая направленность, так как реализация ее задач направлена на развитие коммуникативных способностей, повышению самооценки обучающихся.
Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность.
Содержание программы нацелено на формирование культуры творческой личности, приобщение учащихся к общечеловеческим ценностям через собственное творчество и освоение опыта прошлого. Содержание программы расширяет представления учащихся о видах, жанрах декоративно-прикладного искусства, знакомит с различными техниками, формирует чувство гармонии и эстетического вкуса. Программа предусматривает непосредственное знакомство учащихся с народным творчеством, обогащает их творческую фантазию, способствует воспитанию национального самосознания и патриотических чувств, любви к родной земле, уважения к людям, создающим материальные и духовные ценности.
Актуальность учебной программы связана с тем, что организация досуга детей и подростков особенно в условиях санаторной школы-интерната остается одной из приоритетных задач воспитания. Интересно и содержательно организованная досуговая деятельность учит детей быть творческими личностями. Охватывая широкий круг учебных и воспитательных моментов, занятия по данному курсу пробуждают эстетические чувства учащихся, позитивное отношение к окружающей действительности, к произведениям искусства, к народному творчеству. Они стимулируют развитие творческих способностей учащихся, активизируют их любознательность, способствуют развитию навыков творчества и умения оценить художественные изделия.
Актуальность данной программы обусловлена также её практической значимостью. Дети могут применить полученные знания и практический опыт при работе над оформлением классной, бытовой и игровой комнат школы-интерната, участвовать в изготовлении открыток, сувениров, игрушек. Предлагаемые занятия основной упор делают на работу с различными материалами, в том числе и с природными, а также на расширенное знакомство с различными живописными и графическими техниками с использованием основ программного материала, его углублением, практическим закреплением в создании разнообразных работ.
Цель программы – формирование культуры творческой личности, на приобщение ценностям через собственное творчество и освоение опыта учащихся к общечеловеческим прошлого, создание условий для реализации собственных творческих способностей, содействие эмоциональному раскрепощению, уверенности в себе, формирование коммуникативных способностей, художественного воображения у обучающихся средствами декоративно-прикладного творчества.
Цель будет достигнута при решении следующих задач.
Задачи программы.
-углубленное изучение конкретных видов народных ремесел, формирование умений по изготовлению художественных изделий;
-знакомство учащихся с основными видами народных промыслов края;
-привлечение учащихся к разным видам деятельности, связанных с народным творчеством;
-формирование у детей трудовых умений , основ культуры труда, умений подбирать материалы и инструменты для изготовления творческих изделий;
-знакомство с новыми техниками и технологиями изготовления художественных изделий;
— возрождение национальных традиций в народном творчестве, воспитание духовности, культуры
— использование нетрадиционных техник изображения в самостоятельной деятельности учащихся;
— овладение учащимися элементарными основами реалистического искусства, формирование навыков рисования с натуры, по памяти, по представлению, ознакомление с особенностями работы в области декоративно-прикладного и народного творчества.
Развивающие:
— развитие у детей творческих способностей, эстетического восприятия, художественного вкуса, творческого воображения, пространственного мышления, эстетического вкуса и понимание прекрасного;
— пробуждение любознательности в области народного, декоративно-прикладного искусства;
—формирование творческих способностей, духовной культуры;
— развитие умения ориентироваться в проблемных ситуациях.
Воспитывающие:
— воспитание интереса и любви к искусству;
— воспитание усидчивости, аккуратности и терпения;
— обучение ребёнка творческому подходу к любой работе;
— осуществление трудового, политехнического и эстетического воспитания школьников;
-воспитание в детях любви к своей родине, к традиционному народному искусству;
-достижения максимальной самостоятельности детского творчества.
Дополнительная образовательная программа «Декоративно-прикладного творчества » предназначена для обучающихся 2 -8 классов в возрасте с 7 до 15 лет.
На занятиях предусматривается деятельность, создающая условия для творческого развития воспитанников на различных возрастных этапах и учитывается дифференцированный подход, зависящий от степени способности и возраста воспитанников: практическая работа, творческое задание, экскурсия, лекционное занятие, дискуссия, выставка творческих работ, конкурс творческих работ на уровне города, республики. Теоретические знания по всем разделам программы даются на самых первых занятиях, а затем закрепляются в практической работе. Практические занятия и развитие художественного восприятия представлены в программе в их содержательном единстве. Применяются такие методы, как репродуктивный (воспроизводящий), иллюстративный (объяснение сопровождается демонстрацией наглядного материала), проблемный (педагог ставит проблему и вместе с детьми ищет пути её решения), эвристический (проблема формулируется детьми, ими и предлагаются способы её решения). Некоторые занятия проходят в форме самостоятельной работы, где стимулируется самостоятельное творчество.
К самостоятельным относятся также итоговые работы по результатам прохождения каждого блока, полугодия и года. В начале каждого занятия несколько минут отведено теоретической беседе, завершается занятие просмотром работ и их обсуждением. В период обучения происходит постепенное усложнение материала. Широко применяются занятия по методике, мастер — классы, когда педагог вместе с обучающимися выполняет творческую работу, последовательно комментируя все стадии ее выполнения, задавая наводящие и контрольные вопросы по ходу выполнения работы, находя ученические ошибки и подсказывая пути их исправления. Наглядность является самым прямым путём обучения в любой области, а особенно в изобразительном искусстве.
Ожидаемые результаты:
· познакомиться с разными материалами и техниками декоративно-прикладного творчества;
· овладеть необходимыми терминами;
· научиться осуществлять поиск необходимой для занятий информации в различных источниках;
· проводить анализ, сравнение, классификацию по заданным критериям;
· высказывать простые суждения об объекте, его строении, свойствах и связях;
· уметь обобщать на основе существенных признаков;
· научиться работать в парах, в группах, адекватно реагировать на существование другой точки зрения у партнёра;
· формулировать собственное мнение во время коллективной работы, задавать нужные вопросы;
· принимать и удерживать учебную задачу;
· планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
· адекватно оценивать правильность выполнения задания;
· научиться находить ошибки в своих и чужих работах, уметь их исправить;
· развить свои творческие способности;
· иметь положительную мотивацию к учебной деятельности.
К способам определения результативности можно отнести такие, как конкурсы, самостоятельная работа, эксперименты.
Документальными формами определения результативности данной дополнительной общеобразовательной программы являются журнал кружковой работы, дневник педагогических наблюдений и портфолио учащихся.
Формами подведения итогов реализации данной дополнительной общеобразовательной программы являются школьные выставки, участие в городских и республиканских выставках, оформление эстетической развивающей среды в школе-интернате, участие в благотворительных акциях; организация школьных выставок декоративно-прикладного творчества к различным праздникам и мероприятиям.
Тематический план
дополнительной общеобразовательной программы
«Декоративно-прикладное творчество»
Название разделов и тем
Раздел 1. Изготовление изделий в технике папье-маше
Раздел 2. Роспись по дереву
Раздел 3. Выжигание по дереву
Раздел 4. Ковроткачество, аппликация из лоскутов и волокнистых материалов
Раздел 5. Изготовление декоративных изделий из кожи
Раздел 6. Работа с природными материалами
Раздел 7. Народная вышивка
Раздел 8. Вязание крючком и спицами
Раздел 9. Изготовление цветов из ткани, гофрированной бумаги
Раздел10. Изготовление народной куклы
Раздел 11.Изготовление сувениров-оберегов
Источник: znanio.ru