К традиционной системе обучения относятся программы

Все модели обучения имеют общую цель – развитие личности учащегося, формирование у него желания и умения учиться. Мы же попробуем помочь родителям правильно выбрать программу для своего малыша.

Родители, чьи дети в этом году собираются в первый класс, озадачены вопросом, начнут ли их дети учебный путь по традиционной программе или по развивающей? Действительно, важно правильно выбрать школу и программу обучения, так как именно учеба в начальной школе определяет последующее отношение ребенка к учебному процессу. Так что же представляют из себя традиционные и развивающие программы, каковы их плюсы и минусы, чем они отличаются друг от друга?

К традиционной относятся программы:

  • «Школа России»
  • «Начальная школа ХХI века»
  • «Перспективная начальная школа»
  • «Планета знаний»
  • «РИТМ»
  • «Перспектива»

К развивающим системам относятся две программы:

  • Л.В. Занкова
  • Д.Б. Эльконина — В.В. Давыдова

На момент 2017 года в федеральный перечень учебников «Школа 2100» не вошла, УМК «Гармония» исключен из федерального перечня учебников приказом Минобрнауки России от 26 января 2016г. N 38.

Онлайн-обучение или традиционная школа: кому пора «расшколиться»?

«Школа России»

Программа «Школа России» для начальной школы — один из наиболее известных в стране проектов издательства «Просвещение». Это комплект для начальной школы, по которому мы все учились в советское время, с некоторыми изменениями. В качестве единого целого УМК «Школа России» работает с 2001 года.

Авторы программы «Школа России» — ученые, чьи имена известны всем, кто работает в системе начальноо образования: В.Г. Горецкий, М.И. Моро, А.А. Плешаков, В.П. Канакина, Л.М.

Зеленина, Л.Ф. Климанова и др.

Главное назначение начальной школы, по мнению авторов — воспитательное. Отсюда и задачи: развитие у ребенка человеческих качеств, отвечающих представлениям об истинной человечности: доброты, терпимости, ответственности, способности сопереживать, готовности помогать другому обучение ребенка осознанному чтению, письму и счету, правильной речи, привить определенные трудовые и здоровьесберегающие навыки, обучить основам безопасной жизнедеятельности формирование естественной мотивации учения.

Программа начальной школы «Школа России» считается традиционной, большинство детей осваивают её без каких-либо проблем.

Мнение специалиста

«Я работаю в школе с детьми много лет по традиционной программе «Школа России»,– говорит учитель начальных классов средней общеобразовательной школы № 549 г. Москвы Татьяна Михайловна Бобко. – По этой программе учились и наши родители, и я, и мои дети. Все выросли достаточно образованными людьми. Считаю, что эта программа нужна, она была, есть и будет всегда.

Традиционная программа позволяет тщательно отрабатывать навыки учебной деятельности (чтение, письмо, счет), которые необходимы для успешного обучения в средней школе. В последние годы изданы интересные учебные комплекты, отвечающие современным требованиям обучения (математика – автор М.И. Моро, русский язык – автор Т.К. Рамзаева), которые направлены на развитие познавательных способностей ученика».

Современные образовательные технологии и педагогические инновации

Начальная школа ХХI века

Учебно-методический комплект «Начальная школа ХХI века» (под ред. Н. Виноградовой) направлен на обеспечение «мягкой» адаптации детей к новым для них условиям школьной жизни. Программа разработана коллективом ученых Института содержания и методов обучения РАО, Московского государственного педагогического университета, Российской академии повышения квалификации и переподготовки работников образования, Московского государственного университета. Руководитель проекта — заслуженный деятель науки Российской Федерации, член-корреспондент РАО, доктор педагогических наук, профессор Виноградова Наталья Федоровна. Систему УМК «Начальная школа XXI века» выпускает издательский центр «ВЕНТАНА-ГРАФ».

Основными задачами программы являются: формирование основных компонентов учебной деятельности (если обсуждать позицию школьника, то это ответ на вопросы «зачем я учусь», «что я должен делать, чтобы решить эту учебную задачу», «каким способом я выполняю учебную задачу и как я это делаю», «каковы мои успехи и что у меня не получается»).

Организация учебного процесса построена таким образом, чтобы обеспечить ситуацию успеха для каждого ученика и возможность обучаться в индивидуальном темпе.

Основной принцип обучения — начальная школа должна быть природосообразной, то есть соответствовать потребностям детей этого возраста (в познании, общении, разнообразной продуктивной деятельности), учитывать типологические и индивидуальные особенности их познавательной деятельности и уровень социализации. Школьник — не просто «зритель», «слушатель», а «исследователь». Исходя из принципов, можно предположить, что по данной программе будет комфортно обучаться детям, которым требуется мягкая адаптация ко всему новому для них, будь то коллектив или вид деятельности. Во всех курсах предусмотрен длительный подготовительный период.

Мнение специалиста

«По этой программе работаю третий год, мне она очень нравится, – говорит Ирина Владимировна Тябирдина, учитель начальных классов средней общеобразовательной школы № 549 г. Москвы. – Скажу откровенно, материал рассчитан на сильных эрудированных детей. С каким багажом знаний школьник перейдет в среднюю школу, зависит от учителя начальных классов. Поэтому главной целью является – научить ребенка учиться. Немаловажно, что комплект Виноградовой реализует право ребенка на свою индивидуальность: дети поставлены в условия, когда могут самостоятельно добывать знания, применять их, размышлять, фантазировать, играть (предусмотрены специальные тетради «Учимся думать и фантазировать», «Учимся познавать окружающий мир»)».

Мнения родителей о программе

«Мы закончили учиться по программе Виноградовой. Сначала долго ждали когда дети действительно начнут учиться. Ко второму классу поняли, что не такая она и легкая. Есть у нее и некоторые минусы: большое количество тетрадей, которые они полностью не успевают проходить. Ну и нам, учившимся еще по советским программам, не все нравится в нынешнем обучении, поэтому придираемся по мелочи».

« Перспективная начальная школа»

«Перспективная начальная школа» — результат многолетней работы коллектива сотрудников РАН, АПК и ППРО, МГУ, МГПУ. УМК «Перспективная начальная школа» выпускает издательство «Академкнига/Учебник».

Основная идея УМК «Перспективная начальная школа» — оптимальное развитие каждого ребенка на основе педагогической поддержки его индивидуальности (возраста, способностей, интересов, склонностей, развития) в условиях специально организованной учебной деятельности, где ученик выступает то в роли обучаемого, то в роли обучающего, то в роли организатора учебной ситуации.

«Планета знаний»

Первый комплект учебников и программ для начальной школы, в которых полностью реализован государственный стандарт – «Планета знаний». Среди авторов – 4 заслуженных учителя России.

Программа разработана с учётом психологических и возрастных особенностей младших школьников, на основе принципа вариативности, благодаря этому закладывается возможность обучения детей с разным уровнем развития.

Система заданий комплекта предоставляет учащимся реализовывать право на выбор, на ошибку, на помощь, на успех, тем самым, способствуя созданию психологического комфорта при обучении.

Читайте также:
Как разделить круг на сектора в программе

Мнение специалиста

«Программа интересная, – комментирует педагог начальных классов средней общеобразовательной школы № 353 им. А.С. Пушкина г. Москвы Наталья Владимировна Черносвитова. – Отлично подобраны разнообразные тексты по русскому языку и чтению. Помимо хороших текстов по чтению, составлены интересные вопросы, развивающие задания.

Ребенок должен сам придумать сказку, домыслить текст, сделать рисунок. Математика интересна тем, что каждое задание подводит ученика самостоятельно к ответу. Не как в стандартной программе: учитель объяснил – ученик выполнил. Здесь другой подход. Обращу внимание на то, что существует мягкий переход из «Планеты знаний» на традиционную программу.

Ученикам четвертого класса, мы вводим задания из пятого класса, поэтому, на мой взгляд, в этой программе одни плюсы. Что касается чтения, то все хором говорят: «Дети отлично читают».

Отмечу, что опережая стандартную программу, «Планета знаний» не перегружает учащихся. Если брать всеми любимую математику по Л.Г. Петерсон, то она требует физического и интеллектуального подхода. Чтобы учиться по «Программе 2100» или «Гармония», ребенок должен быть уже подготовленным.

По «Планете знаний» можно учить любых детей с детсадовской подготовкой и в малышовом возрасте в том числе. Учась по этой программе, дети заметно отличаются от тех, которые учатся по классической. Эти дети творческие. Минус в этой программе только один – перестроиться учителю, который много лет проработал по традиционной программе. Хотя для таких учителей в Центральном округе проводятся специальные курсы.

«РИТМ»

Комплекс учебников «Развитие. Индивидуальность. Творчество. Мышление» («РИТМ») предназначен для 1-4 классов общеобразовательных учреждений. Авторы учебников – известные ученые и методисты, оказывающие серьезное влияние на становление современного начального образования.

Учебно-методический комплект (УМК) «РИТМ» выпускает издательство «Дрофа».

Основные принципы программы заключаются в том, что каждый ребенок: должен быть успешен; включается в активную учебно-познавательную деятельность; получает возможность раскрыть свою индивидуальность; учится мыслить творчески и самостоятельно, содержательно общаться со сверстниками и взрослыми.

«Перспектива»

Автор программы — научный руководитель, д.п.н., директор Центра системно-деятельностной педагогики «Школа 2000» АПК и ППРО, лауреат Премии Президента РФ в области образования — Л.Г. Петерсон. К слову, ее личные учебники в список государственных не входят.

Образовательная программа «Перспектива» создана на концептуальной основе, отражающей современные достижения в области психологии и педагогики, с сохранением при этом тесной связи с лучшими традициями классического школьного образования России.

Преимущество обучения по УМК «Перспектива» в том, что, система построения учебного материала позволяет каждому ученику поддерживать и развивать интерес к открытию и изучению нового.

Отзывы родителей

«Программа слишком простая, слабая математика, мало времени уделяется письму. В школе будущего первоклассника занимались по Петерсон, ребенок узнал больше, чем за весь первый класс по «Перспективе». Но отлично подойдет деткам, с которыми до школы не особо занимались. Все темы длительно «разжевываются» учителем.

Домашние задания легко выполняются без участия родителей, кроме окружающего мира. По нему систематически задают доклады или презентации, которые ребенок выполнить сам не в силах, приходится все делать мне».

Развивающая система Л.В.Занкова

Программа Л.В. Занкова направлена на развитие ума, воли, чувств, духовных потребностей младших школьников, пробуждение у них интереса к познанию широкой картины мира, увлеченности учением, развитию любознательности. Задача обучения – дать общую картину мира на основе науки, литературы, искусства.

Эта программа направлена на обеспечение условий для самореализации, для раскрытия индивидуальности ребенка, его внутреннего мира. Одна из важнейших задач — воспитание у младшего школьника отношения к себе как к ценности. Обучение должно быть ориентировано не столько на весь класс как единое целое, сколько на каждого конкретного ученика. При этом ставится цель не «подтянуть» слабых учеников до уровня сильных, а раскрыть индивидуальность и оптимально развить каждого школьника, независимо от того, считается ли он в классе «сильным» или «слабым».

Отличительной особенностью системы Занкова является обучение на высоком уровне трудности, прохождения учебного материала «по спирали». При выполнении заданий дети учатся делать теоретические выводы, творчески постигать материал.

Мнение специалиста

«Очень люблю систему Л.В. Занкова, – рассказывает заместитель директора по учебно-воспитательной работе средней общеобразовательной школы № 148 г. Москвы Надежда Владимировна Казакова. – Дети, которых я учила по этой программе, сейчас в седьмом классе. Как специалист, в учебе вижу прекрасный результат. Школьники отлично умеют рассуждать, спорить, развитие их кругозора выгодно отличается от сверстников, у них выше работоспособность».

«Программа направлена на всестороннее развитие ребенка, она учит детей добывать информацию самим, а не получать готовую, — дополняет о системе Л.В. Занкова руководитель методического объединения учителей начальной школы № 148 г. Москвы Татьяна Владимировна Корсакова. – Заканчивая начальную школу по этой системе, дети становятся более раскрепощенными, они имеют примерно в три раза больше знаний, чем их сверстники».

Система Д.Б. Эльконина — В.В. Давыдова

Образовательная система Д. Б. Эльконина-В.В. Давыдова имеет уже более чем 40-летнию историю существования: сначала в виде разработок и экспериментов, а в 1996 году Решением Коллегии Министерства образования РФ образовательная система Эльконина-Давыдова была признана одной из государственных систем. Особое место в этой системе уделяется теоретическим знаниям и логической стороне обучения. Уровень преподаваемых предметов – предельно сложный.

Система обучения Эльконина-Давыдова предполагает формирование у выпускников начальной школы большого набора навыков. Ребенок должен научиться искать недостающую информацию при столкновении с новой задачей, осуществлять проверку собственных гипотез. Более того, система предполагает, что младший школьник самостоятельно будет организовывать взаимодействие с учителем и другими учениками, анализировать и критически оценивать собственные действия и точки зрения партнеров.

Основной принцип этой системы — научить детей получать знания, искать их самостоятельно, а не заучивать школьные истины. Система Д. Б. Эльконина – В. В. Давыдова подойдет тем, кто хочет развивать в ребенке не столько способность к анализу, сколько умение необычно, глубоко мыслить.

В системе Эльконина-Давыдова, правда, может отпугнуть отсутствие отметок. Но специалисты уверяют, что все под контролем: учителя сообщают все нужные рекомендации и пожелания родителям и собирают своего рода портфолио творческих работ учеников. Оно и выполняет роль показателя успеваемости вместо привычного дневника.

Мнения родителей о программе Эльконина-Давыдова

«Мы пошли в первый класс в 2010 году, выбрали развивающую методику Эльконина-Давыдова. Наверное, рано еще говорить о результатах, но то, что программа очень серьезная и заниматься с ребенком приходится постоянно, это факт. Основной упор, мне кажется, сделан на математику. Хотя у меня очень неглупый мальчик, некоторые вещи нужно объяснять несколько раз.

Читайте также:
Программа чтобы не тупил телефон

В принципе, к этому были готовы, так что работаем над собой, так сказать. Кто захочет выбрать эту программу нужно быть готовым много заниматься с ребенком».

Источник: nnmama.ru

Основные образовательные системы: традиционная и развивающая.

В современной начальной школе, наряду с традиционной, действуют параллельные системы развивающего обучения . К традиционной системе относятся следующие учебно-методические комплексы:: «Школа России», «Начальная школа ХХI века», «Школа 2000», «Школа 2100», «Гармония», «Перспективная начальная школа», «Планета знаний» и др.

Развивающим обучением занимаются программы Л.В.Занкова, Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова. В основе организации традиционного обучения лежит классно-урочный принцип. На данном принципе построена традиционная школа. Основателями классно-урочной системы по праву считаются Я.А. Коменский и И.Ф Гербарт. Основной тезис — «обучение всех всему».

Главная идея — знания развивают личность учащегося, обучение не может не развивать, лично развивается стихийно в процессе обучения. Цель: дать определенный объем знаний, умений и навыков, подготовить учащихся к выполнению тех или иных функций в общественной жизни. Главный принцип традиционной системы обучения — доступность – учебный материал должен соответствовать невысокому уровню сложности.

Такое обучение направлено на усвоение системы знаний, умений и навыков, на формирование умения их применять. Традиционную школу в её классическом варианте отличают четкие и жесткие рамки, явно очерченные границы в организации образовательного процесса, строгие законы взаимодействия учителей и учащихся.

Характерными чертами традиционного обучения являются преобладание сообщающего преподавания, что указывает на объяснительно-иллюстративный подход (учитель сообщает знания ученику), нормативность (строго заданы стандарты образования, усвоение которых обязательно для каждого ученика), ориентация на «среднего» ученика слабых подтягиваем до уровня средних). Учет индивидуальных способностей школьников ограничен заданными канонами, ученик является объектом обучения (то, на что направлено обучение), отношения с учителем часто строятся по авторитарному типу.

Широко применяется внешний контроль за усвоением знаний учащихся, то есть контроль со стороны учителя. Цель урока и упражнения навязывается учителем, что неприемлемо для развивающего обучения, где цель должна формулироваться самими учащимися и учебная задача должна стать личностно значимой. При традиционной системе большое место отводится словесным и наглядным методам. На уроке большая часть времени заполнена речью учителя — повторы вопросов, повторы ответов учеников, выводы, делаемые самим учителем. Этого не должно быть у учителя, работающего по развивающей системе. Здесь в большинстве случаев применяются методы организации процесса обучения (метод проектов, работа в группа и т. д) Отличительными признаками традиционной классно-урочной технологии являются: — учащиеся приблизительно одного возраста и уровня подготовки составляют класс, который сохраняет в основном постоянный состав на весь период школьного обучения;

— класс работает по единому годовому плану и программе согласно расписанию. Вследствие этого дети должны приходить в школу в одно и то же время года и в заранее определенные часы дня; — основной единицей занятий является урок; — урок, как правило, посвящен одному учебному предмету, теме, в силу чего учащиеся класса работают над одним и тем же материалом; — работой учащихся на уроке руководит учитель: он оценивает результаты учебы по своему предмету, уровень обученности каждого ученика в отдельности и в конце учебного года принимает решение о переводе учащихся в следующий класс; — учебные книги (учебники) применяются, в основном, для домашней работы

Целью обучения школьников в развивающих системах является достижение оптимального общего развития ребенка на базе усвоения предметных знаний, умений, навыков. Разработчиками концепции развивающего обучения являются: Л. В. Занков, Д. Б. Эльконин, В. В. Давыдов.

В 60-е годы ими были разработаны концепции развивающего обучения, на основе которых проводились экспериментальные исследования в школе. Под общим развитием Л.В.Занков понимал целостное развитие ребенка – его ума, воли, чувств, нравственности при сохранении здоровья школьника, причем каждому компоненту он придавал одинаково важное значение.

Важной особенностью развивающих систем является то, что процесс обучения мыслится как развитие личности ребенка, т.е. обучение должно быть ориентировано не столько на весь класс какединое целое, сколько на каждого конкретного ученика. Другими словами, обучение должно быть личностно-ориентированным.

При этом ставится цель не «подтянуть» слабых учеников до уровня сильных, а раскрыть индивидуальность и оптимально развить каждого ученика, независимо от того, считается ли он в классе «сильным» или «слабым». Процесс учения построен на принципе сотрудничества и соучастия, исключается авторитарность в учебных отношениях.

Главное, на что направлено развивающее обучение – это формирование умения самостоятельно добывать знания, умения и навыки. По сути, ученик при таком обучении является источником деятельности – субъектом обучения.

Отличительной особенностью развивающего обучения является то, что учитель не просто сообщает детям выводы науки, но и по возможности ведет их к открытию, делая их соучастниками научного поиска путем создания проблемных ситуаций. Таким образом, знания не предоставляются в готовом виде – их необходимо добыть (деятельностный подход). В процессе обучения контроль идет не извне, формируются навыки самоконтроля (внутреннего контроля), личностной рефлексии. Теория Л.В. Занкова включает следующие принципы:

1. Принципы обучения на высоком уровне трудности (т.е. преподаваемый материал должен быть трудным. Соблюдение меры трудности и преодоление препятствий).

2. Принцип ведущей роли теоретических знаний.

3. Принцип осознания школьниками собственного учения. Обучение направлено на развитие рефлексии (самооценка).

4. Принцип работы над развитием всех учащихся. Обучение должно развивать всех, ибо развитие есть следствие обучения.

Отличительные черты теории Л. В. Занкова.

1 Направленность на высокое развитие школьника.

2 Высокий уровень трудности, на котором ведется обучение.

3 Быстрый темп прохождения учебного материала.

Система Занкова рассчитана на сотворчество, сотрудничество, сопереживание. Учитель открыт для вопросов детей, не боится их ошибок, не оценивает и не выставляет отметок за незнание или неумение в процессе усвоения новых знаний или новых способов действий, не сравнивает одного ребенка с другим.

Систему развивающего обучения по Л.В. Занкову можно назвать системой раннего интенсифицированного всестороннего развития личности.

Сравнение традиционного и развивающего обучения

Характеристика системы Традиционная система Развивающая система
Цель обучения Передача знаний, умений, навыков Сформировать у ребенка определенные способности по самосовершенствованию, обеспечить условия для развития как самоизменяющегося субъекта обучения (иметь потребность в самоизменении и удовлетворять ее посредством обучения).
Содержание обучения Знания, умения и навыки, объем которых регламентирован учителем. Система научных понятий, обеспечивающих осмысленность ученических исследований и практических умений и определяющая принципы построения тех действий, способами осуществления которых предстоит овладеть ученику.
Методы обучения Объяснительно-иллюстративный метод, который опирается на ассоциативно-рефлекторную психологическую теорию обучения. Пересказ понятий, трансляция общих принципов решения большого круга учебных задач. Поисково-исследовательский метод, основанный на деятельностном подходе, направленный на преобразование предмета исследования, открытие общего и выведение из него частного через решение учебных задач.
Интегративные название Школа памяти Школа мышления, педагогика открытий
Главный девиз педагога Делай, как я Думай, как сделать
Кредо педагога Я – над вами Я – вместе с вами
Роль учителя Носитель информации, пропагандист знаний, хранитель норм и традиций Организатор деятельности учеников и сотрудничества, консультант, управляющий учебным процессом
Функция педагога Сообщение знаний «Выращивание» Человека
Стиль преподавания Авторитарный Демократичный
Стиль взаимодействия учителя и ученика Монологический (со стороны учителя) Диалогический
Преобладающий метод обучения Информационный Проблемно-поисковый
Формы организации занятий Фронтальные, групповые Индивидуальные, групповые
Преобладающая деятельность учащихся Слушание, участие в беседе, заучивание, репродукция, работа по алгоритму Самостоятельная поисковая, познавательная, творческая деятельность разного вида
Позиция ученика Пассивная, при отсутствии интереса Активная, инициативная, при наличии интереса
Мотив к учению Создается эпизодически Создается всегда целенаправленно
Психолог. климат урока Формируется изредка Формируется всегда и целенаправленно
Читайте также:
Программа дублирования утверждается кем

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:

Источник: studopedia.ru

Характеристика традиционной и развивающей систем образования

Традиционная система обучения – это система обучения, действующая в практике образования на протяжении длительного временного периода, и сохранившая свои черты и особенности функционирования без существенных изменений.

Традиционная система обучения была основана в 17-ом столетии Я.А. Коменским и И.Ф Гербартом. В ее основе лежит классно-урочный стиль обучения. Такая система основывается на приоритет знаний в процессе обучения, которые способны развить личность учащегося. Само обучение не направлено на развитие учащегося.

Классно-урочная система обучения основывалась на объединении учащихся в группы о возрастному признаку и уровня развития, которые в последствии обучались вместе, проходя все этапы обучения. Занятия проходят по установленной программе, расписанию и в урочной форме. Приоритетная роль в процессе обучения отводится педагогу. Он является авторитетом. Потребности отдельной личности, ее желания и стремления не учитываются при данной организации.

Чат педагогов
в Telegram
Обменивайся опытом и материалами с другими студентами и преподавателями!

Традиционная система обучения базируется на основных педагогических принципах:

  • Принцип научности – основан на идеи о том, что в процессе обучения невозможно получить ложные и неправдоподобные знания, они могут быть только неполными;
  • Принцип природосообразности – предполагает следование обучения за развитием. Процесс обучения полностью зависит от развития;
  • Принцип последовательности – обучение является поэтапным процессом, проходящим несколько стадий: начиная с простого, элементарного, постепенно усложняясь;
  • Принцип доступности – программы образования строятся на основе доступности информации для учащихся. Знания начинают даваться учащимся с простых, понятных, известных, переходя к неизвестным, более сложным и объемным;
  • Принцип прочности – предполагает обучение, в ходе которого научные знания должны закрепляться и повторяться для сохранения;
  • Принцип наглядности – программы обучения предполагают применение наглядных методик и средств в учебно-воспитательном процессе, позволяющих воспринимать научную информацию, посредством задействования органов чувств;
  • Принцип сознательности и активности – учащийся должен быть ознакомлен с целевым назначением образования, знать задачи, поставленные на уроке и проявлять познавательную активность;
  • Принцип учета возрастных особенностей развития – программы образования строятся на основе возрастной специфики развития учащихся и их способностей, отвечающих возрасту.

«Характеристика традиционной и развивающей систем образования»
Готовые курсовые работы и рефераты
Решение учебных вопросов в 2 клика
Помощь в написании учебной работы
Замечание 1

Традиционная система обучения была основана на отечественной педагогике и рассчитана на национальные особенности развития страны без учета мировых стандартов и тенденций развития.

Традиционное обучение базируется на сообщающем обучении, когда педагог передает знания учащимся, которые должны быть им приняты и усвоены, не подвергаясь сомнению. Обучение носит нормативный характер т.е. осуществляется по четким стандартам, которые должны быть соблюдены. Индивидуальные особенности развития учащихся не учитываются при составлении учебных программ. Программы рассчитываются на средний уровень интеллектуального развития личности.

Традиционное обучение было достаточно эффективным и выпустило немало ценных кадров. При этом, тенденции современного развития общества ставят под вопрос актуальность и рациональность применения традиционной системы в образовании.

Она характеризуется систематичностью построения обучения, четкой логикой подачи учебной информации, организационной упорядоченностью, экономичностью финансовых и иных ресурсов, применяемых в учебном процессе. При этом, программы обучения являются стандартными и однообразными. Развитию самостоятельности учащихся практически не уделяется время и учащиеся остаются пассивными и не проявляют инициативности в познавательной деятельности. На общение учащихся друг с другом отводится малый временной промежуток. Происходит навязывание определенных стандартов и точек зрения по различным направлениям и исключается выражении своей позиции.

Характеристика и концепции развивающей системы обучения

Идеи развивающего обучения начали формироваться во второй половине 20-го столетия.

Определение 2

Развивающее обучение – это способ организации обучения, характеризующийся активно-деятельностным способом преподнесения учебной информации, который пришел на смену традиционной системе обучения.

Данная система обучения ориентирована на развитие самостоятельных навыков личности, формировании способности к саморазвитию и самообучению. Программы обучения рассчитаны на личностное развитие учащихся, формирование их основных качеств, нравственных ценностей, идеологии и мировоззрения.

При развивающей форме обучения предполагается применение разнообразных вариантов построения учебно-воспитательного процесса, не придерживаясь четкой структуры и рамок.

Развивающее обучение основано на принципе приоритета обучения и следовании развития за ним. Обучение всегда стоит на шаг впереди развития. Оно учитывает закономерности развития и адаптируется к уровню развития и индивидуальным особенностям личности.

Воздействия педагогического характера, оказываемые в процессе обучения, выступают мотивацией к развитию и ускоряют его процесс. В процессе развивающего обучения, учащийся выступает полноценным субъектом учебно-воспитательного процесса, определяя его направленность, формы организации, методы прохождения.

Существует две основных концепции развивающего обучения:

  1. Система Эльконина – Давыдова. Данная система основывается на усвоении знаний, по конкретной дисциплине через определение условий их возникновения, определяющими их необходимость и целесообразность освоения. Мыслительный процесс предполагается развивать в данном случае от общего к частному. Действия должны выполняться, посредством перехода интеллектуального действия к выполнению их во внешнем плане и возможности реализации обратного процесса. Учащийся рассматривается в качестве саморазвивающего и самоизменяющегося субъекта обучения.
  2. Система Л.В. Занкова. Данная система основывается на протекании учебно-воспитательного процесса на повышенном уровне трудности. Программы обучения строятся на приоритетной роли теоретических знаний и должны быть усвоены учащимися не на основе принуждения, а путем осознания их необходимости и потребности в их усвоении.

Процесс обучения ставит во главу развитие ребенка во всех областях и направлениях жизнедеятельности. Обучение носит индивидуальный характер и гуманистическую ориентацию. Программы обучения не строятся по шаблонам и исключают однообразное повторение пройденного материала.

Источник: spravochnick.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru