К средствам развития речи относятся программа

Программа развития речи реализуется в той или иной деятельности детей (учебной, игровой, трудовой, бытовой).

Поскольку воспитание в широком смысле (и входящее в это понятие формирование речи) осуществляется взрослым через какую-нибудь деятельность, эти виды деятельности можно условно назвать средствами. Таким образом, можно считать средствами развития речи обучение, игру, труд, бытовую или повседневную деятельность, восприятие произведений искусства, т. е. любую деятельность, если ею руководит и ее направляет взрослый.

В повседневной жизни дети и самостоятельно пользуются речью. Но если их оставить без руководства взрослого, могут закрепляться отрицательные качества речи: жаргонные, бранные выражения, грубые интонации, примитивность словаря, грамматические ошибки и т. д. Вместе с тем и плохо организованная деятельность, происходящая в молчании или при пассивном выслушивании указаний воспитателя, тоже не окажет заметного влияния на речь детей.

В условиях общественного воспитания ведущим средством формирования речи ребенка является обучение.

Средства и методы развития речи детей дошкольного и младшего школьного возраста

Обучение родному языку — планомерный, целенаправленный процесс развития познавательных способностей детей, усвоения ими системы элементарных знаний об окружающем и соответствующего словаря, формирования речевых умений и навыков.

Игра является не только благодатным условием для речевых проявлений детей, но и эффективным средством воздействия на качество детской речи. Каждый вид игр имеет особое значение. Ролевые игры способствуют самостоятельным высказываниям детей, активизируют определенную группу словаря: «профессиональный» язык воспитателя, врача, моряка, домашней хозяйки. Участие в игре педагога способствует обогащению словаря детей, а также воспитанию культуры речевого общения.

Строительные игры пополняют и активизируют словарь детей за счет наиболее трудных для дошкольников слов: обозначений качества, величины, пространственного расположения предметов (крупный, тяжелый, длинный, внизу, внутри, сзади и др.), терминов (арка, перекрытие, фанера и т. д.). Подвижные музыкальные игры с текстом, игры-драматизации формируют выразительность детской речи, вырабатывают правильный темп и дыхание, дикцию. В процессе многих игр дети знакомятся с художественными текстами, вскоре запоминают их и в дальнейшем используют самостоятельно.

Дидактическая игра применяется для закрепления знаний об окружающем и соответствующего словаря, тренировки речевых умений и навыков (построить фразу, изменить слово, составить рассказ и т. д.).

В некоторые из тех игр, с которыми детей знакомят на занятиях (типа «Черное и белое», «Наоборот» и др.), они со временем начинают играть самостоятельно. Более сложные дидактические игры, требующие четкой роли ведущего («От какого растения лист?», «Летает — плавает», «Угадай, кто это?»), воспитатель организует сам. Детям нужно предоставлять для самостоятельного пользования настольные дидактические игры, в том числе и спортивные, которые способствуют усвоению специальных выражений, приучают к сдержанной разговорной речи.

🧠 Чистоговорки, бормоталки, логопедические карточки для детей. Развитие речи у малышей. Сборник

Следует учить старших детей толково, обстоятельно объяснять правила игры товарищам, которые с ними не знакомы; организовывать общие разговоры — воспоминания об играх. Все это хороший путь к развитию речи.

Изобразительное искусство, детская книга, праздники, зрелища — важнейшие средства развития речи. Своеобразным стимулом, влияющим на степень усвоения языка, являются в данном случае эмоции детей. Чувство радости, состояние взволнованной приподнятости, ожидание необычного обостряют восприятие, усиливают запоминание материала, влияют на выразительность детской речи. Созерцание картины, предмета прикладного искусства всегда сопровождается у детей репликами, вопросами, высказываниями, желанием поделиться новыми впечатлениями с товарищами, родными.

Читайте также:
Программа которая выводит числа в обратном порядке

Бытовая деятельность детей при правильном руководстве ею воспитателем также является средством развития речи. Преимущества этого средства — естественность обстановки, при которой многие дети легче вступают в разговор, сочетание содержания речи с реальными отношениями, которые складываются в жизни, у воспитателя достаточно времени, что позволяет поговорить со многими, детьми, разнообразить тематику этих разговоров. Во время бытовой деятельности (питание, одевание, туалет, гимнастика, прогулки, приготовление ко сну) чрезвычайно обогащается словарь детей, формируются навыки разговорной речи, педагог широко использует художественные произведения, фольклор.

Итак, в распоряжении воспитателя имеется много средств развития речи у детей. Добиться хороших результатов можно лишь при условии применения этих средств в совокупности.

Источник: studfile.net

Тест №2

Т и МРР – педагогическая наука, изучающая:

б) методы и приемы развития речи

в) закономерности деятельности педагога, направленные на формирование правильной устной речи.

г) речевые умения и навыки детей.

Методологической основой методики развития речи являются положения:

а) о мышлении как высшей форме активного отражения объективной реальности, связи мышления и языка, связи языка и сознания.

б) о языке как продукте общественно-исторического развития, о его связи с мышлением, о языке как важнейшем средстве общения.

в) о языке и речи, связи мышления и языка.

Естественнонаучную основу методики составляет:

а) учение о строение артикуляционного аппарата и слуха

б) учение о речевом отражении внешнего мира.

в) учение о двух сигнальных системах высшей нервной деятельности человека

г) учение о возрастных особенностях детей

Психологическую основу методики составляет:

а) учение о развитии функций мозга ребенка

б) теория речи и речевой деятельности

в) процесс обучения речи и языку.

г) подражательная активность ребенка

Лингвистическую основу методики составляет:

а) учение о лингвистике текста

б) учение о языке как средстве общения

в) учение о речевых навыках

г) учение о языке как знаковой системе

Соотнесите функциональные характеристики языка с группой характеристик:

1. Социальные O Средство опосредствования высших

психических функций человека

2. Личностные O Средство выражения себя

O Средство собственного «Я»

O Средство приобщения к культурным,

3. Интеллектуальные O Средство общения социального взаимодействия

O Средство развития познавательного интереса

8. Авторами учебника «Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников» являются:

а) Алексеева М.М., Яшина В.М.

б) Ушакова О.С., Струнина Е.М.

в) Ушакова О.С., Сохин Ф.А.

9. Автором книги «Развитие речи дошкольников», (М., 2001) является:

в) Илларионова Ю.С.

10. Соотнесите направления исследований по развитию речи с исследуемыми проблемами:

а) структурное O исследуется проблема формирования

навыков владения языком в

б) функциональное O исследуется проблема формирования

элементарного познания явлений

в) когнитивное O исследуются вопросы формирования

разных структурных уровней

11. Соотнесите название книги и фамилию автора:

а) Ушинский К.Д. O Материнская школа

б) Тихеева Е.И. O Родное слово

в) Флерина Е.А. O Живое слово в дошкольном учреждении

г) Водовозова Е.Н. O Развитие речи дошкольника

д) Коменский Я.А. O Как Гертруда учит своих детей

е) Песталоцци И.Г. O Шесть даров

ж) Фребель Ф. O Умственное и нравственное развитие

детей от первого проявления сознания

до 8-летнего возраста

з) Симонович А.С. O О детском языке

12. Общие исходные положения, которыми руководствуется педагог при выборе средств обучения называются …………………………………………………………..

13. К средствам развития речи относятся:

а) общение взрослых и детей

б) программа развития речи

в) художественная литература

Читайте также:
Как создать открытку в программе

г) речь воспитателя

д) частота употребления слов в речи

ж) обучение родной речи и языку на занятиях

14. Занятия по родному языку могут быть классифицированы в зависимости:

а) от ведущей задачи

б) от возраста детей

в) от применения наглядного материала

г) от времени года

д) от возраста педагога

ж) от этапа обучения

15. Занятия по сообщению нового материала относятся к классификации по………………………………………………………………………………

16. К непосредственным наглядным методам относится:

а) рассматривание картин

в) рассматривание натуральных предметов

г) осмотр помещений

д) рассказывание по картине

17. К словесным методам относят:

г) хороводные игры

д) показ предметов

18. К косвенным приемам относят:

г) речевой образец

19. Словарь может быть:

б) активным и пассивным

в) полным и активным

20. Задачи развития речи:

а) развитие словаря

б) развитие хорошей речи

в) воспитание звуковой культуры речи

г) развитие речевого общения

21. Формирование грамматического строя речи предполагает:

а) формирование синтаксиса

б) формирование умений слушать

в) формирование диалога

г) все ответы неправильны

22. Задачи развития речи реализуются в программе:

б) Золотой ключик

г) Программа воспитания и обучения в детском саду

23. В какой программе есть раздел «Ребенок и книга»

Источник: mykonspekts.ru

Задание для зачета по МДК 03.02 «Теория и методика развития речи у детей» специальности 44.02.01 «Дошкольное образование»

Прочитайте внимательно задание теста. Задание выполняйте последовательно. Номера выбранных Вами ответов отметьте на листе под номером выполненного Вами задания. Для экономии времени рекомендуется пропустить задание, которое не удается решить сразу, и перейти к следующему. К выполнению пропущенных заданий можно вернуться, если останется время.

1. Выбрать только один правильный ответ

1. Предметом теории и методики развития речи детей является:
а) развитие речи
б) формирование речи
в) совершенствование речи
2. Теория и методика развития речи – педагогическая наука, изучающая:
а) язык и речь
б) методы и приемы развития речи
в) закономерности деятельности педагога, направленные на формирование правильной устной речи.
г) речевые умения и навыки детей.

3. Авторами учебника «Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников» являются:
а) Алексеева М.М., Яшина В.М.
б) Ушакова О.С., Струнина Е.М.
в) Ушакова О.С., Сохин Ф.А.
4. Словарь может быть:
а) активным
б) активным и пассивным
в) полным и активным
г) неполным и пассивным

5. Выделяют две основные формы связной речи:
а) внутренняя, внешняя
б) монологическая, диалогическая
в) звуковая, письменная
г) грамотная, безграмотная

6. Пересказ – это:
а) изложение содержания прочитанного или услышанного текста.

б) осмысленное воспроизведение литературного образца в устной речи
в) развернутое изложение определенного содержания
г) перечисление признаков предмета
7. Методика развития речи детей дошкольного возраста входит в состав:
а) психологических наук
б) философских наук
в) педагогических наук
г) психолого-педагогических.
8. Структура занятий по развитию речи включает:
а) вводную часть, основную, заключительную,
б) вводную часть, заключительную, обобщающую,
в) много частей,
г) основную, заключительную.
9. Выделяют три группы методов по развитию речи:
а) указания, объяснение, вопрос
б) наглядные, опосредованные, продуктивные
в) наглядные, игровые, словесные
г) наглядные, словесные, практические

10. К специальным видам занятий по подготовке дошкольника к школе относят:
а) обучение грамоте
б) формирование морфологической стороны речи
в) рассматривание картин
г) творческое рассказывание

Читайте также:
Как запустить программу на 1 ядре

11. Какой прием в обучении рассказыванию является главным:
а) план рассказа
б) оценка
в) вопросы
г) проговаривание слова

12. Занятия, построенные по принципу объединения нескольких видов детской деятельности и разных средств речевого развития, принято называть:

в) учетно – проверочными

а) по воспитанию звуковой культуры речи;

б) по формированию грамматического строя речи;

в) по развитию словаря.

14. В чем трудность обучения детей грамматике?

а) отсутствие специальных занятий;

б) постепенность овладения грамматическим строем речи;

в) усвоение грамматических значений интуитивно.

15. В каком возрасте наблюдается взрыв словотворчества?

а) вторая младшая группа;

б) средняя группа;

в) старшая группа.

16. Некоторые запаздывания словотворчества являются:

б) индивидуальными особенностями;

в) симптомом педагогического неблагополучия.

17. Осознание грамматических правил происходит:

18. Сколько раз повторяют ребенку одну и ту же грамматическую форму:

б) пока не исчезнет ошибка;

19. Какой прием работы является ведущим на первых занятиях:

б) образец речи педагога

в) мотивировка учебного задания;

20. При исправлении ошибки:

а) дать аналогичный пример;

б) не следует ее повторять;

в) повторить ошибку и дать правильный вариант.

21. Игры и упражнения проводятся в течение:

22. Сколько грамматических форм отрабатывается за одну совместную деятельность:

б) сколько позволит время совместной деятельности.

2. Выбрать несколько правильных ответов

23. К средствам развития речи относятся
а) общение взрослых и детей
б) программа развития речи
в) художественная литература
г) речь воспитателя
д) частота употребления слов в речи
е) пересказ
ж) обучение родной речи и языку на занятиях

24. К непосредственным наглядным методам относится:
а) рассматривание картин
б) экскурсия
в) рассматривание игрушек
г) осмотр помещений
д) рассказывание по картине
е) наблюдение

25. К словесным методам относят:
а) инсценировки
б) пересказ
в) беседа
г) хороводные игры
д) показ предметов
е) рассказ
ж) напоминание
з) объяснение

26. К косвенным приемам методики развития речи относят:
а) напоминание
б) совет
в) вопрос
г) речевой образец
д) указания
е) замечание
ж) подсказка

27. Основная задачи развития речи дошкольников:
а) развитие словаря
б) развитие хорошей речи
в) воспитание звуковой культуры речи
г) развитие речевого общения
28. Формирование грамматического строя речи предполагает:
а) формирование синтаксиса
б) формирование словообразования
в) формирование морфологической стороны речи
г) все ответы правильны
д) все ответы неправильны

29. Задачи развития речи в соответствии с ФГОС реализуются в программе:
а) Семицветик

б) Детство
в) От рождения до школы
г) Программа воспитания и обучения в детском саду

3. Соотнесите правый и левый столбики

30. Определите, какая ошибка допущена, синтаксическая, морфологическая, на словообразование:

1.«Ты это иголком сошила?

– интересуется девочка 3 –х лет.

а. Ошибка в словообразовании, в соединении разных корней

2. «Ты у нас хороший мальчик!

– А кто хорошее, я или Саша?»

б. Синтаксическая, неправильное употребление существительного и глагола

3. «Сделай поезд, предлагает Женя. «Нет», — отвечает Дима. Здесь мало стулов».

в. Морфологическая, неправильное употребление тв.падежа

4. «Я мапина дочка», — говорит Юля.

г. Синтаксическая, неправильное употребление прилагательного

5. «Шел Петя и Миша»,-рассказывала девочка.

д. Морфологическая, неправильное употребление род. падежа, мн. числа

6. «Мне было жаль щенка, стоящий под дождем».

е. Морфологическая, неправильное употребление сравнительной степени прилагательных

Источник: kopilkaurokov.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru