К программам ориентированным непосредственно на причины наблюдаемых особенностей развития относятся

о н а л ь н ой д ея т е л ь н о с ти п с и х о л о га — к о н су л ь т а н та не в х о д ит п ри н ц ип :

1 ) д о б р о ж е л а т е ль н ое и б е з у п р е ч н ое о т н о ш е ние к к л и ен ту ;
2 ) а н о н и м н о с ть ;
3 ) е д ин с т ва д и а г н о с т и ки и к о рр е к ц ии ;
4 ) з ап р ет д а в а ть с о в е ты .
7. В ы б е ри те н аи б о л ее оп т има л ь н ую по з ицию , з а н има е м ую п с и хо —
л о г ом в про ц е с се к о н с у л ь т иро в а н ия :
1 ) к о н с у л ь т ант к ак с о в е т ч ик ;
2 ) п о з и ц ия к о н с у л ь т ан та « с в е р ху »;
3 ) п о з и ция к о н с у л ь т а н та « с н и зу »;
4 ) п о з иция « на р а в ных ».
8. К о нт р о ль за х о д ом п с и х ич е с к о го ра зв и т ия на о с н о ве пр е д с т ав —
л е н ий о н о р м а т и в н ом с о д е р жа н ии и п е ри о д и з ации э т о го про ц е с са
я в л я е т ся о с н о в н ой ц е л ью :
1 ) д е л о в ого к о н с у л ь т и ро в ания ;
2 ) пси хо л ого — п е д а го г и ч ес к ого ;
3 ) в о з р а с т но — п с и хо л о г и ч е с к ого ;
4 ) л и ч н о с т н ого к о н с у л ь т и р о в ан ия .
9. П с и х о л о г ич еск ая про ф и л а к т и ка – э то :
1 ) к о м п л е кс м е ро п р и ят ий , н а п р а в л е нных на п р е д у п р е жд е ние у лю —

Психологическое консультирование родителей по проблемам ребенка. Часть 1

д ей з а б о л е в аний , их о б о с т р е ний , с о циа ль но — п с и хо л о г и ч е с к ой и л ич —

н о с т н ой д е з а д ап т а ции ;

2 ) н а п р а в л е ние п с и хо л о г и ч е с к ой п о м о щи , з а д а ч ей к о т орого я в л я ет —

ся п р е д о с т а в л е ние с п е циа л и з и ро в анн ой п о м о щи л ю д ям в н ей н у жда —

3 ) с и с т е ма м е т о д ов и с п р а в л е ния н е д о с т а т к ов п о в е д е ния и ли п с и хо —

ло г ии л ю д ей ;
4 ) с и с т е ма т р е б о в аний к р е ж и му , на г р у з ке , т ипу п ро г р а ммы .
10. П е р в ич н ая про ф и л а к т и ка н апра в л е на на :
1 ) б ор ь бу с са м о и з о л я ци ей , с т р е м л е ни ем о т гор о д и т ь ся от з д оро в ых
2 ) п ро с в е щ е ние на се л е ния с ц е лью ор г ани з ации зд оро в о го о б р а за

3 ) п р е д о т в р а щ ен ие н е б л а г о п р и ят н о го т е ч е н ия б ол е з ни , н е а д е к в а т но —

го р е а г и р о в а ния на н ее п а циен та ;
4 ) в се о т в е ты в е р ны .
1 1. П с и х о л о г ич е с к ая к орр ек ция о т к л о н я ю щ е г о ся ра зв и т ия – э то :
1 ) к о м п л е кс к л ини ко — пси хо ло го — п е д а го г и ч ес к их в о з д ей с т в ий , на —
п р а в л е нных на и с п р а в л е ние и л и к в и д ацию и м е ющ и х ся у р е б е н ка не —
д о с т а т к ов в р а з в и т ии п с и х и ч е с к их ф у н к ций и с в о й с тв ;

2 ) м е т од п с и хо л о г и ч е с к ого в о з д е й с т в ия , н а п р а в л е нный на о п т и ми —

з ацию р а з в и т ия п с и х и ч ес к их п ро ц есс ов и ф у н к ций и на г а р м о ни за —
ц ию р а з в и т ия л и ч н о с т н ых с в о йс тв ;

3 ) сис т е му п си хо л о г и ч е с к их и пс и х о т е р апе в т и ч ес к их в о з д е й с т в ий , це —

SCAзка о SCAнерах

л ью к о т о р ых я в л я е т ся п р е д у п р е ж д ен ие и п р е о д о л е ние о т к л о н е н ий в п си —

х и ч ес к ом р а з в и т ии , о б у с ло в л е н н ых к ак в н у т р ен н ей спец и ф и к ой пси х и ч ес —

к о го д и з о н т ог е не за ( т я ж ес ть и с т р у к т ура д е ф е к та ) , т ак и с р е д о в ы ми ф а к то —

р а ми и , в п е р в ую о ч е р е дь , в т о р и ч ных о т к л о н е н ий в р а з в и т ии л и ч н о с ти ;

4 ) в се о т в е ты в е р ны .
12. В п с и х о л о г ич е с к ой к орр ек ции и с п о л ь з у е т ся :
1 ) м е д иц и н с к ая м о д е ль пс и х о т е р а п ии ;
2 ) фи л о с о ф с к ая м о д е ль ;
3 ) с о ци о л о г и ч ес к ая м о д е ль ;
4 ) п с и хо л о г и ч е с к ая м о д е ль п с и хо т е р а пии .
13.

Читайте также:
В какой программе сделать журнал с фотографиями

К с по с о б ам п с и х о л о г ич е с к ой п о мо щи о тн о с я т ся в се н и же пе —
р е чи с л е нные , за и ск л юч е н и ем :
1 ) п с и хо ло г и ч е с к ого к о н с у л ь т и ро в ания ;
2 ) пс и хо л о г и ч е с к ой з а щ и ты ;
3 ) п с и хо л о г и ч ес к ой к орр е к ции ;
4 ) пси х о т е р а п ии .
14. К при н ципам п с и х о к орр ек цио нн ой ра б о ты не о тн о с и т ся :
1 ) е д ин с т ва д и а г н о с т и ки и к о рр е к ц ии ;
2 ) н о р м а т и в н о с ти р а з в и т ия ;
3 ) д е я т е л ь н о с т н ый ;
4 ) к а у з а ль но — г е н е т и ч е с к ий .
15.

К а к ой при н цип к орр ек ции р а ск р ы в а ет н а п ра в л е нн о с ть к орр ек —
цио нн ой ра б о ты , к о г да о с н о в ным с о д е р жа н и ем к орр ек ци о нн ой де —
я т е л ь н о с ти я в л я е т ся с о з д а н ие « з о ны бл ижай ш е го ра зв и т ия »?
1 ) « с в е р ху в низ »;
2 ) « с ни зу вв е рх »;

3 ) д е я т е л ь н о с т н ый ;
4 ) к а у з а ль н ый .
1 6 . К ак н а з ы в а е т ся к о рр е к ц ия , н а п ра в л е н н ая на про я в л е н ие на —
р у ш е н ий в ра зв и т ии ?
1 ) си м п т о м а т и ч е с к ая ;
2 ) к а у з а ль н ая ;
3 ) ч а с т н ая ;
4 ) спец и а л ь н ая .
17. В к орр ек цию по с о д е рж а н ию не в х о д ит :
1 ) к орр е к ция п о з н а в а т е ль н ой сф е ры ;
2 ) к орр е к ц ия афф е к т и в но — в о л е в ой сф е ры ;
3 ) г р у пп о в ая к орр е к ция ;
4 ) к орр е к ц ия п о в е д е ния .
18. М е ропри я т ия о б щ еук р е п л я ю щ е го по р я д ка , н о р ма л и з у ю щ ие

м и к р о с р е ду к л и е н та , р е г у л ир у ю щ ие п с и х о ф и з и ч ес к ую , э м о ц и о н а л ь н ую

н а г р у з ки в с о о т в е т с т в ии с и н д и в и д у а л ь ны ми и в о з р а с тн ы ми о с о б ен —

н о с т я ми , н а з ы в аю т ся :
1 ) спец иа л ь н ой к ор р е к ци ей ;
2 ) о б щ ей к орр е к ци ей ;
3 ) ч а с т н ой к ор р е к ц ией ;
4 ) с м е ш анн ой к орр е к ци ей .
19. П ри н цип н о р ма т и в н о с ти ра зв и т ия о т ра ж а ет н е о б х о д имо с ть
1 ) с р е д н е с т а т и с т и ч е с к ой н о р мы ;
2 ) ф у н к ц и о н а л ь н ой н о р мы ;
3 ) с р е д не с т а т и с т и ч е с к ой и ф у н к ц и о н а л ь н ой н о р мы ;
4 ) и д еа л ь н ой н о р мы р а з в и т ия .

20. Е д и н с т во к л и н и ко — п с и х о л о го — п е д а г о г ич е ск их в о з д е й с т в ий от —

раж е но в при н ципе :
1 ) к о м п л е к с н о с ти ;
2 ) с и с т е м н о с ти ;
3 ) е д ин с т ва д и а г н о с т и ки и к о рр е к ц ии ;
4 ) к а у з а ль н ом п р и н ци пе к орр е к ц ии .
21. О с н о в ным к о мпо н е нт ом г о т о в н о с ти п с и х о л о га к п с и х о к орр ек —
цио нн ой ра б о те с д е т ьми я в л я е т ся :
1 ) т е о р е т и ч е с к ий ;
2 ) п р а к т и ч е с к ий ;
3 ) л и ч н о с т н ый ;
4 ) в се о т в е ты в е р ны .
22. П о с т а н о в ка ц е л ей в о т е ч ес т в е нн ой п с и х о л о г ии с в я з а на со с ле —
д у ю щ ими о с н о в ны ми н апра в л е н и я ми , к р о ме :
1 ) с о п т и м и з а ц и ей с о ц иа л ь н ой си т у а ции р а з в и т ия ;
2 ) с в о сс т ан о в л е ни ем ц е ло с т н о с ти л и ч н о с ти и б а л ан с ом п с и хо ди —
на м и ч ес к их с ил ;
3 ) р а з в и т и ем в и д ов д е ят е ль н о с ти ;
4 ) ф о р м и ро в ани ем в о з р а с т но — п с и хо л о г и ч е с к их н о в оо б р а з о в аний .
23. К про г раммам , ори е нт иро в а нным н е по с р е д с т в е нно на причи —
ны н а бл ю д а е м ых о с о б е нн о с т ей ра зв и т ия , о тн о с я т ся :
1 ) н е й ро пс и хо л о г и ч е с к ие п ро г р а ммы ;
2 ) п р о г р а м мы , о к а з ы в а ю щ ие к ор р е к ци о н н ое в о зд ейс т в ие на у р о в е нь
б а з о в ых с о с т а в л я ющ их п с и х и ч е с к ого р а з в и т ия ;
3 ) с и м п т о м а т и ч е с к ие к о рр е к ц и о нн ые п р о г р а м мы ;
4 ) в се о т в е ты в е р ны .
24. К а к ая из мо д е л ей н ар у ш е нн о го ра зв и т ия о б ъ я с н я ет причи ны
о т к л о н е н ий в ра зв и т ии д е т ей с н ар у ш е н и я ми вз аимо д е й с т в ия м еж —
ду л ич н о с т ью и с р е д ой ?
1 ) и н т е р а к ц и о н ас т с к ая ;
2 ) б и о л о г и ч ес к ая ;
3 ) п е д а г о г и ч ес к ая ;
4 ) д е я т е л ь н о с т н ая .
2 5 . К а к о му по н я т ию с о о т в е т с т в ует с л е д у ю щ ее оп р е д е л е н ие : « де —

Читайте также:
Как сбросить программу на посудомоечной машине hansa

я т е л ь н о с ть п с и х о л о га , н а пра в л е нн ая на с о з д а н ие к о мп л е к с н ой с ис —

т е мы к л и н и ко — п с и х о л о г и ч е с к их , п с и х о л о го — п е д а г о г ич е ск их и п с и х о те —

Источник: www.studmed.ru

Требования к психокоррекционным программам

Требования к программам определяются основными принципами психолого-педагогической коррекции: един­ство коррекции и развития, единство возрастного и индивидуального развития, единство диагностики и коррек­ции развития, деятельностный принцип осуществления коррекции, подход к каждому ребенку как к одаренному. Единство коррекции и развития определило название программ как коррекционно-развивающих.

Коррекционно-развивающая программа разрабатыва­ется и осуществляется в совместной деятельности детско­го (школьного) психолога и педагога (воспитателя, учи­теля). Психолог на основе психологического обследова­ния детей (психодиагностики) или психологического ана­лиза какой-либо педагогической ситуации формулирует рекомендации. Эти рекомендации реализуются в работе с детьми педагогами и родителями при взаимодействии с психологом и при активной роли самого ребенка.

Рекомендации по коррекции психического развития ребенка эффективны лишь тогда, когда они даются в кон­тексте понимания целостной личности, в совокупности всех ее качеств и свойств. С.Л. Рубинштейн в целостную структуру личности включал:

– направленность (потребности, мотивы, цели, инте­ресы, идеалы, убеждения, мировоззрение, установки);

– способности (общие, специальные, одаренность, та­лант);

– характер (отношение к себе, к людям, к миру, воле­вые качества).

При этом необходимо иметь в виду, что стержнем лич­ности является ее мотивационная сфера. Строение и ха­рактер любых психических качеств во многом зависят от направленности личности человека, от их связи с осталь­ными его свойствами и от функции, которую эти свой­ства исполняют в общей системе поведения человека. У ребенка структура личности только формируется, ком­поненты, ее составляющие, развиваются неравномерно, коррекционные программы и призваны создавать усло­вия для сбалансированного развития отдельных струк­турных компонентов личности как целостности.

При этом может идти работа как с самим ребенком по коррекции его отдельных психологических образований, так и с условиями жизни, воспитания и обучения, в кото­рых находится ребенок.

Коррекционная работа должна строиться не как про­стая тренировка умений и навыков, не как отдельные уп­ражнения по совершенствованию психологической дея­тельности, а как целостная осмысленная деятельность ребенка, органически вписывающаяся в систему его по­вседневных жизненных отношений. В дошкольном воз­расте универсальной формой коррекции является игра. Игровая деятельность может быть с успехом использова­на как для коррекции личности ребенка, так и для разви­тия его познавательных процессов, речи, общения, пове­дения. В школьном возрасте такой формой коррекции является особым образом организованная учебная дея­тельность, например с помощью метода поэтапного фор­мирования умственных действий. И в дошкольном, и в младшем школьном возрасте эффективны такие коррекционно-развивающие программы, которые включают детей в разнообразную творческую деятельность – изоб­разительную, игровую, литературную, трудовую и пр.

Очень важно, чтобы коррекция развития носила опе­режающий, предвосхищающий характер. Она должна стремиться не к упражнению и совершенствованию того, что уже есть, что уже достигнуто ребенком, а к активно­му формированию того, что должно быть достигнуто ребенком в ближайшей перспективе в соответствии с за­конами и требованиями возрастного развития и станов­ления личностной индивидуальности. Иными словами, при разработке стратегии коррекционной работы нельзя ограничиться сиюминутными потребностями в разви­тии, а необходимо учитывать и ориентироваться на пер­спективу развития. Ценность коррекционной програм­мы развития в том, что она дает возможность ребенку ощутить себя перспективным в той деятельности, кото­рая является для него личностно значимой.

При разработке коррекционно-развивающих про­грамм следует понимать, что каждый детский сад, шко­ла, интернат, детский дом, любое учебно-воспитательное детское учреждение имеет свои особенности, которые так или иначе оказывают влияние на развитие ребенка. По­этому специфика конкретных задач и формы проведения коррекционной работы зависят от типа детского учреж­дения.

При разработке программ психолого-педагогической коррекции важно отличать трудности, возникающие в связи с различного рода нарушениями и отклонениями в развитии ребенка и поэтому подлежащие коррекции, от проблем, связанных со «сверхтребованиями», которые предъявляют родители и нередко педагоги к детям без уче­та психологических особенностей возраста и возможных индивидуальных вариантов проживания этого возраста тем или иным ребенком.

Примерами сверхтребовательности к детям дошколь­ного возраста могут служить жалобы родителей на неор­ганизованность, упрямство, непослушание, невниматель­ность ребенка. Но дети в этом возрасте еще не обладают достаточно развитым умением произвольно и целена­правленно строить свою деятельность и поэтому нару­шают жесткие требования режима жизни и деятельнос­ти. Неоправданные требования предъявляются и млад­шим школьникам. Ориентация родителей на сверхдости­жения ребенка объясняется непониманием ими возраст­ных и индивидуальных особенностей сына или дочери, психолого-педагогической безграмотностью, низким уровнем родительской компетентности и пр. Во всех этих и подобных случаях основной задачей коррекции стано­вится просвещение родителей в области закономернос­тей психического развития ребенка, с тем чтобы повы­сить степень понимания и принятия ребенка и улучшить детско-родительские отношения.

Большинство из имеющегося на настоящий момент мно­жества коррекционных направлений, программ, методик, тренингов и тактик, изложенных в огромном числе моногра­фий, справочников и энциклопедий, мало доступно психоло­гам-практикам. С одной стороны, эти программы в целом неприемлемы для работы с детьми, которые обучаются в сис­теме специального образования, с другой – для их реализа­ции нужен богатый опыт работы или возможность пройти соответствующее обучение.

Перечисленные программы зарекомендо­вали себя именно в работе с различными категориями детей, испытывающих те или иные трудности в обучении, находя­щиеся в группах риска по социально-психологической и об­разовательной дезадаптации. Эти программы могут составить основу технологий развивающей и коррекционной работы психолога в различных видах учреждений системы специ­ального образования, в том числе образовательных центров. Для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, могут быть также использованы Психологом при работе в коррекционно-диагностических группах, открываемых при психолого-медико-педагогических кон­сультациях и комиссиях разного уровня.

Весь комплекс предлагаемых программ условно можно разделить на группы, различающиеся глуби­ной проникновения в структуру психического развития. Исходя из этого, коррекционные психологические программы разделяются на:

• программы, ориентированные непосредственно на причины наблюдаемых особенностей развития (воздействие на социальную ситуацию развития; межфунщиональную организацию мозговых систем);

• программы, мишенью воздействия которых является уровень ба­зовых составляющих психического развития (формирование и гармонизация уровневой структуры одной из трех базовых составляющих: произвольной регуляции психической активности; пространственных представлений; базовой аффективной регу­ляции);

• симптоматические коррекционные программы, воздействие ко­торых ориентировано, в основном, на наблюдаемые конкретные феномены отклоняющегося развития.

К первой категории в первую очередь следует отнести кор­рекционные программы, основанные на нейропсихологическом подходе:

• программу комплексной нейропсихологической коррекции и абилитации (по А.В. Семенович);

• методику формирования программирования, произвольной са­морегуляции и контроля за протеканием психической деятель­ности (авторская программа Н.М. Пылаевой и Т.В. Ахутиной).

Читайте также:
Как поменять программу воспроизведения аудио

К программам, оказывающим коррекционное воздействие на формирование и гармонизацию базовых составляющих психического развития ребенка можно отнести:

• программу формирования произвольной регуляции психической активности (программа ФПР);

• программу формирования пространственных представлений (программа ФПП) 2 ;

• программу формирования базовой аффективной регуляции (гар­монизации уровневой регуляцииаффективной сферы по систе­ме О.С. Никольской).

Среди программ третьего типа (симптоматической направленности) представлены коррекционно-развивающие про­граммы: арттерапевтические программы, в том числе фольклорная арт-терапия; формирование эмоциональной стабильности и положительной самооценки у детей младшего школьного возраста; развитие самосознания через психологическую сказку.

Вместе с тем все эти программы в большей или меньшей степени касаются каждого из следующих блоков:

1. коррекция сенсорно-перцептивной и познавательной деятель­ности;

2. коррекция эмоционального развития ребенка в целом;

3. психологическая коррекция поведения детей и подростков;

4. коррекция личностного развития (в целом и отдельных его ас­пектов).

Необходимо помнить, что одной психологической коррек­ции, какой бы искусной она ни была, никогда не бывает дос­таточно. Работа психолога, тем более психолога в системе специального образования, всегда должна сочетаться с дея­тельностью других смежных специалистов – врача, логопе­да, дефектолога или педагога дополнительного образования.

Причем, чем более выражена органическая причина откло­няющегося развития, тем важнее становится подключение врача-невролога или психиатра. При наличии знаков атипич­ного развития, отягощающих общую картину развития, воз­растает роль нейропсихолога и, соответственно, методов кор­рекции, основанных на нейропсихологическом подходе. Чем сложнее социальная ситуация развития, ее вклад в дезадаптации в целом, тем в большей степени будет задействован социальный педагог и психотерапевт. И во всех случаях на определенных этапах работы могут быть привлечены логопед, дефектолог, педагог дополнительного образования. Имен­но таким образом реализуется междисциплинарный принцип коррекционной работы команды специалистов, индивидуали­зируется вся система сопровождения ребенка в образователь­ном пространстве.

Источник: mydocx.ru

ПСИХОКОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА В ПРАКТИКЕ СПЕЦИАЛЬНОГО ПСИХОЛОГА

1.Методологические подходы к коррекционно-развивающей работе в специальном образовании.

2.Принципы психокоррекционной работы.

3.Основные направления и виды психологической коррекции в деятельности специального психолога.

4.Организационные аспекты проведения психологической коррекции.

3.2.1. Методологические подходы к коррекционно-развивающей работе в специальном образовании

Термин «коррекция» (буквально означает «исправление») — это система психолого-педагогических воздействий, направленных на компенсацию, исправление отклонений в психическом и физическом развитии детей.

Психокоррекция — это система мероприятий, направленных на исправление недостатков психологии или поведения человека с помощью специальных средств психологического воздействия.

Психокоррекции подлежат недостатки, не имеющие органической основы и не представляющие собой такие устойчивые качества, которые формируются довольно рано и в дальнейшем практически не изменяются.

Коррекционная ситуация включает в себя 5 основных элементов:

Человек, который страдает и ищет облегчения своей проблемы. Человек, который имеет целый ряд проблем различного рода и нуждается в психологической помощи, в психокоррекции — это клиент.

Человек, который помогает и благодаря обучению или опыту воспринимается как способный оказывать помощь, — это психолог, психокорректор.

Теория, которая используется для объяснения проблем клиента. Психологическая теория включает психодинамику, принципы научения и другие психические факторы.

Набор процедур (техник, методов), используемых для решения проблем клиента. Эти процедуры непосредственно связаны с теорией.

Специальные социальные отношения между клиентом и психологом, которые помогают облегчить проблемы клиента.

3.2.2.Принципы психокоррекционной работы

Основными принципами психокоррекционной работы являются следующие:

— Принцип единства диагностики и коррекции отражает целостность процесса оказания психологической помощи как особого вида практической деятельности психолога. Подробно рассмотренный в трудах Д.Б. Эльконина, И.В. Дубровиной и др., этот принцип является основополагающим всей коррекционной работы, так как эффективность коррекционной работы на 90% зависит от комплексности, тщательности и глубины предшествующей диагностической работы.

— Принцип нормативности развития. Нормативность развития следует понимать как последовательность сменяющих друг друга возрастов, возрастных стадий онтогенетического развития.

Понятие «психологический возраст» было введено Л. С. Выготским. Это «тот новый тип строения личности, ее деятельности, те психичес­кие и социальные изменения, которые в самом главном и основном определяют сознание ребенка, его отношения к среде, его внутреннюю и внешнюю жизнь, весь ход развития в данный период» (Л. С. Выготский, 1984, с. 248).

— Принцип коррекции «снизу вверх». При реализации этого принципа в качестве основного содержания коррекционной работы рассматриваются упражнение и тренировка уже имеющихся психологических способностей. Этот принцип реализуется в основном сторонниками поведенческого подхода, В их понимании коррекция поведения должна строиться как подкрепление (положительное или отрицательное) уже имеющихся шаблонов поведения с целью закрепления социально-желательного поведения и торможения социально-нежелательного поведения.

Таким образом, главной задачей коррекции «снизу вверх» становится вызывание любыми способами заданной модели поведения и ее немедленное подкрепление. В центре коррекции — наличный уровень психического развития, понимаемого как процесс усложнения, модификации поведения, комбинации реакций из уже имеющегося поведенческого репертуара.

— Принцип системности развития психологической деятельности. Этот принцип задает необходимость учета в коррекционной работе профилактических и развивающих задач. Системность этих задач отражает взаимосвязанность различных сторон личности и гетерохронность (т.е. неравномерность) их развития.

В силу системности строения психики, сознания и деятельности личности все аспекты ее развития взаимосвязаны и взаимообусловлены. При определении целей и задач коррекционно-развиваюшей деятельности нельзя ограничиваться лишь актуальными на сегодняшний день проблемами, а необходимо исходить из ближайшего прогноза развития. Вовремя принятые превентивные меры позволяют избежать различного рода отклонений в развитии, а тем самым необходимости развертывания в целом системы специальных коррекционных мероприятий.

— Деятельностный принцип коррекции. Данный принцип определяет сам предмет приложения коррекционных усилий, выбор средств и способов достижения цели, тактику проведения коррекционной работы, пути и способы реализации поставленных целей.

Суть его заключается в том, что генеральным способом коррекционно-развивающего воздействия является организация активной деятельности клиента, в ходе реализации которой создаются условия для ориентировки в трудных, конфликтных ситуациях, организуется необходимая основа для позитивных сдвигов в развитии личности. Коррекционное воздействие всегда осуществляется в контексте той или иной деятельности, являясь средством, ориентирующим активность.

3.2.3. Основные направления и виды психологической коррекции в деятельности специального психолога

Весь комплекс программ условно можно разделить на группы, различающиеся глубиной проникновения в структуру психического развития. Исходя из этого, коррекционные психологические программы разделяются на:

· программы, ориентированные непосредственно на причины наблюдаемых особенностей развития (воздействие на социальную ситуацию развития; межфункциональную организацию мозговых систем);

· программы, мишенью воздействия которых является уровень базовых составляющих психического развития (формирование и гармонизация уровневой структуры одной из трех базовых составляющих: произвольной регуляции психической активности; пространственных представлений; базовой аффективной регуляции);

· симптоматические коррекционные программы, воздействие которых ориентировано в основном на наблюдаемые конкретные феномены отклоняющегося развития.

К первой категории в первую очередь следует отнести коррекционные программы, основанные на нейропсихологическом подходе: программу комплексной нейропсихологической коррекции и абилитации (по А.В. Семенович); методику формирования программирования, произвольной саморегуляции и контроля за протеканием психической деятельности (авторская программа Н.М. Пылаевой и Т.В. Ахутиной),

К программам, оказывающим коррекционное воздействие на формирование и гармонизацию базовых составляющих психического развития ребенка можно отнести: программу формирования произвольной регуляции психической активности (программа ФПР); программу формирования пространственных представлений (программа ФПП); программу формирования базовой аффективной регуляции (гармонизации уровневой регуляции аффективной сферы по системе О. С. Никольской).

Среди программ третьего типа (симптоматической направленности) представлены коррекционно-развивающие программы: арттерапевтические программы, в том числе фольклорная арттерапия; формирование эмоциональной стабильности и положительной самооценки у детей младшего школьного возраста; развитие самосознания через психологическую сказку.

Но необходимо помнить, что одной психологической коррекции, какой бы искусной она ни была, никогда не бывает достаточно. Работа психолога, тем более психолога в системе специального образования, всегда должна сочетаться с деятельностью других смежных специалистов — врача, логопеда, дефектолога или педагога дополнительного образования.

Причем, чем более выражена органическая причина отклоняющегося развития, тем важнее становится подключение врача-невролога или психиатра. При наличии знаков атипичного развития, отягощающих общую картину развития, возрастает роль нейропсихолога и, соответственно, методов коррекции, основанных на нейропсихологическом подходе. Чем сложнее социальная ситуация развития, ее вклад в дизадаптацию в целом, тем в большей степени будет задействован социальный педагог и психотерапевт. И во всех случаях на определенных этапах работы могут быть привлечены логопед, дефектолог, педагог дополнительного образования. Именно таким образом реализуется междисциплинарный принцип коррекционной работы команды специалистов, индивидуализируется вся система сопровождения ребенка в образовательном пространстве. (Требования к оформлению коррекционно-развивающих программ, используемых в работе специального психолога представлены в приложении 3)

3.2.4. Организационные аспекты проведения психологической коррекции

Можно сформулировать наиболее важные параметры психологической коррекционной работы, относящиеся к ее организационной стороне. К таким параметрам следует отнести;

ü форму проведения коррекционной работы;

ü продолжительность и режим занятий;

ü подбор и комплектацию групп.

Выбор индивидуальной или групповой формы коррекционной работы определяется в первую очередь структурой психического развития ребенка (профилем сформированности базовых составляющих), возрастом и выраженностью аффективных проблем ребенка. Действительно, именно поведение ребенка зачастую становится основным препятствием групповой работы. Кроме того, индивидуальные занятия необходимы в том случае, если ребенок усваивает материал значительно медленнее, чем большинство детей в группе. Существуют и другие показания для проведения индивидуальной работы, которые определяются психологическим диагнозом, выраженностью имеющихся особенностей развития,

При групповой работе должна быть определена наполняемость групп для каждой конкретной коррекционной программы.

Продолжительность и интенсивность работы по программам определяется допустимыми для конкретного ребенка (или группы детей) нагрузками, а также тяжестью состояния ребенка и его возрастом. В большинстве случаев оптимальными являются занятия два раза в неделю. Это не исключает и других режимов работы по другим направлениям коррекций. При этом длительность всего цикла занятий определяется общей динамикой продвижения детей данной группы, хотя каждая программа имеет и свои усредненные нормативы.

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:

Источник: studopedia.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru