о н а л ь н ой д ея т е л ь н о с ти п с и х о л о га — к о н су л ь т а н та не в х о д ит п ри н ц ип :
1 ) д о б р о ж е л а т е ль н ое и б е з у п р е ч н ое о т н о ш е ние к к л и ен ту ;
2 ) а н о н и м н о с ть ;
3 ) е д ин с т ва д и а г н о с т и ки и к о рр е к ц ии ;
4 ) з ап р ет д а в а ть с о в е ты .
7. В ы б е ри те н аи б о л ее оп т има л ь н ую по з ицию , з а н има е м ую п с и хо —
л о г ом в про ц е с се к о н с у л ь т иро в а н ия :
1 ) к о н с у л ь т ант к ак с о в е т ч ик ;
2 ) п о з и ц ия к о н с у л ь т ан та « с в е р ху »;
3 ) п о з и ция к о н с у л ь т а н та « с н и зу »;
4 ) п о з иция « на р а в ных ».
8. К о нт р о ль за х о д ом п с и х ич е с к о го ра зв и т ия на о с н о ве пр е д с т ав —
л е н ий о н о р м а т и в н ом с о д е р жа н ии и п е ри о д и з ации э т о го про ц е с са
я в л я е т ся о с н о в н ой ц е л ью :
1 ) д е л о в ого к о н с у л ь т и ро в ания ;
2 ) пси хо л ого — п е д а го г и ч ес к ого ;
3 ) в о з р а с т но — п с и хо л о г и ч е с к ого ;
4 ) л и ч н о с т н ого к о н с у л ь т и р о в ан ия .
9. П с и х о л о г ич еск ая про ф и л а к т и ка – э то :
1 ) к о м п л е кс м е ро п р и ят ий , н а п р а в л е нных на п р е д у п р е жд е ние у лю —
Психологическое консультирование родителей по проблемам ребенка. Часть 1
д ей з а б о л е в аний , их о б о с т р е ний , с о циа ль но — п с и хо л о г и ч е с к ой и л ич —
н о с т н ой д е з а д ап т а ции ;
2 ) н а п р а в л е ние п с и хо л о г и ч е с к ой п о м о щи , з а д а ч ей к о т орого я в л я ет —
ся п р е д о с т а в л е ние с п е циа л и з и ро в анн ой п о м о щи л ю д ям в н ей н у жда —
3 ) с и с т е ма м е т о д ов и с п р а в л е ния н е д о с т а т к ов п о в е д е ния и ли п с и хо —
ло г ии л ю д ей ;
4 ) с и с т е ма т р е б о в аний к р е ж и му , на г р у з ке , т ипу п ро г р а ммы .
10. П е р в ич н ая про ф и л а к т и ка н апра в л е на на :
1 ) б ор ь бу с са м о и з о л я ци ей , с т р е м л е ни ем о т гор о д и т ь ся от з д оро в ых
2 ) п ро с в е щ е ние на се л е ния с ц е лью ор г ани з ации зд оро в о го о б р а за
3 ) п р е д о т в р а щ ен ие н е б л а г о п р и ят н о го т е ч е н ия б ол е з ни , н е а д е к в а т но —
го р е а г и р о в а ния на н ее п а циен та ;
4 ) в се о т в е ты в е р ны .
1 1. П с и х о л о г ич е с к ая к орр ек ция о т к л о н я ю щ е г о ся ра зв и т ия – э то :
1 ) к о м п л е кс к л ини ко — пси хо ло го — п е д а го г и ч ес к их в о з д ей с т в ий , на —
п р а в л е нных на и с п р а в л е ние и л и к в и д ацию и м е ющ и х ся у р е б е н ка не —
д о с т а т к ов в р а з в и т ии п с и х и ч е с к их ф у н к ций и с в о й с тв ;
2 ) м е т од п с и хо л о г и ч е с к ого в о з д е й с т в ия , н а п р а в л е нный на о п т и ми —
з ацию р а з в и т ия п с и х и ч ес к их п ро ц есс ов и ф у н к ций и на г а р м о ни за —
ц ию р а з в и т ия л и ч н о с т н ых с в о йс тв ;
3 ) сис т е му п си хо л о г и ч е с к их и пс и х о т е р апе в т и ч ес к их в о з д е й с т в ий , це —
SCAзка о SCAнерах
л ью к о т о р ых я в л я е т ся п р е д у п р е ж д ен ие и п р е о д о л е ние о т к л о н е н ий в п си —
х и ч ес к ом р а з в и т ии , о б у с ло в л е н н ых к ак в н у т р ен н ей спец и ф и к ой пси х и ч ес —
к о го д и з о н т ог е не за ( т я ж ес ть и с т р у к т ура д е ф е к та ) , т ак и с р е д о в ы ми ф а к то —
р а ми и , в п е р в ую о ч е р е дь , в т о р и ч ных о т к л о н е н ий в р а з в и т ии л и ч н о с ти ;
4 ) в се о т в е ты в е р ны .
12. В п с и х о л о г ич е с к ой к орр ек ции и с п о л ь з у е т ся :
1 ) м е д иц и н с к ая м о д е ль пс и х о т е р а п ии ;
2 ) фи л о с о ф с к ая м о д е ль ;
3 ) с о ци о л о г и ч ес к ая м о д е ль ;
4 ) п с и хо л о г и ч е с к ая м о д е ль п с и хо т е р а пии .
13.
К с по с о б ам п с и х о л о г ич е с к ой п о мо щи о тн о с я т ся в се н и же пе —
р е чи с л е нные , за и ск л юч е н и ем :
1 ) п с и хо ло г и ч е с к ого к о н с у л ь т и ро в ания ;
2 ) пс и хо л о г и ч е с к ой з а щ и ты ;
3 ) п с и хо л о г и ч ес к ой к орр е к ции ;
4 ) пси х о т е р а п ии .
14. К при н ципам п с и х о к орр ек цио нн ой ра б о ты не о тн о с и т ся :
1 ) е д ин с т ва д и а г н о с т и ки и к о рр е к ц ии ;
2 ) н о р м а т и в н о с ти р а з в и т ия ;
3 ) д е я т е л ь н о с т н ый ;
4 ) к а у з а ль но — г е н е т и ч е с к ий .
15.
К а к ой при н цип к орр ек ции р а ск р ы в а ет н а п ра в л е нн о с ть к орр ек —
цио нн ой ра б о ты , к о г да о с н о в ным с о д е р жа н и ем к орр ек ци о нн ой де —
я т е л ь н о с ти я в л я е т ся с о з д а н ие « з о ны бл ижай ш е го ра зв и т ия »?
1 ) « с в е р ху в низ »;
2 ) « с ни зу вв е рх »;
3 ) д е я т е л ь н о с т н ый ;
4 ) к а у з а ль н ый .
1 6 . К ак н а з ы в а е т ся к о рр е к ц ия , н а п ра в л е н н ая на про я в л е н ие на —
р у ш е н ий в ра зв и т ии ?
1 ) си м п т о м а т и ч е с к ая ;
2 ) к а у з а ль н ая ;
3 ) ч а с т н ая ;
4 ) спец и а л ь н ая .
17. В к орр ек цию по с о д е рж а н ию не в х о д ит :
1 ) к орр е к ция п о з н а в а т е ль н ой сф е ры ;
2 ) к орр е к ц ия афф е к т и в но — в о л е в ой сф е ры ;
3 ) г р у пп о в ая к орр е к ция ;
4 ) к орр е к ц ия п о в е д е ния .
18. М е ропри я т ия о б щ еук р е п л я ю щ е го по р я д ка , н о р ма л и з у ю щ ие
м и к р о с р е ду к л и е н та , р е г у л ир у ю щ ие п с и х о ф и з и ч ес к ую , э м о ц и о н а л ь н ую
н а г р у з ки в с о о т в е т с т в ии с и н д и в и д у а л ь ны ми и в о з р а с тн ы ми о с о б ен —
н о с т я ми , н а з ы в аю т ся :
1 ) спец иа л ь н ой к ор р е к ци ей ;
2 ) о б щ ей к орр е к ци ей ;
3 ) ч а с т н ой к ор р е к ц ией ;
4 ) с м е ш анн ой к орр е к ци ей .
19. П ри н цип н о р ма т и в н о с ти ра зв и т ия о т ра ж а ет н е о б х о д имо с ть
1 ) с р е д н е с т а т и с т и ч е с к ой н о р мы ;
2 ) ф у н к ц и о н а л ь н ой н о р мы ;
3 ) с р е д не с т а т и с т и ч е с к ой и ф у н к ц и о н а л ь н ой н о р мы ;
4 ) и д еа л ь н ой н о р мы р а з в и т ия .
20. Е д и н с т во к л и н и ко — п с и х о л о го — п е д а г о г ич е ск их в о з д е й с т в ий от —
раж е но в при н ципе :
1 ) к о м п л е к с н о с ти ;
2 ) с и с т е м н о с ти ;
3 ) е д ин с т ва д и а г н о с т и ки и к о рр е к ц ии ;
4 ) к а у з а ль н ом п р и н ци пе к орр е к ц ии .
21. О с н о в ным к о мпо н е нт ом г о т о в н о с ти п с и х о л о га к п с и х о к орр ек —
цио нн ой ра б о те с д е т ьми я в л я е т ся :
1 ) т е о р е т и ч е с к ий ;
2 ) п р а к т и ч е с к ий ;
3 ) л и ч н о с т н ый ;
4 ) в се о т в е ты в е р ны .
22. П о с т а н о в ка ц е л ей в о т е ч ес т в е нн ой п с и х о л о г ии с в я з а на со с ле —
д у ю щ ими о с н о в ны ми н апра в л е н и я ми , к р о ме :
1 ) с о п т и м и з а ц и ей с о ц иа л ь н ой си т у а ции р а з в и т ия ;
2 ) с в о сс т ан о в л е ни ем ц е ло с т н о с ти л и ч н о с ти и б а л ан с ом п с и хо ди —
на м и ч ес к их с ил ;
3 ) р а з в и т и ем в и д ов д е ят е ль н о с ти ;
4 ) ф о р м и ро в ани ем в о з р а с т но — п с и хо л о г и ч е с к их н о в оо б р а з о в аний .
23. К про г раммам , ори е нт иро в а нным н е по с р е д с т в е нно на причи —
ны н а бл ю д а е м ых о с о б е нн о с т ей ра зв и т ия , о тн о с я т ся :
1 ) н е й ро пс и хо л о г и ч е с к ие п ро г р а ммы ;
2 ) п р о г р а м мы , о к а з ы в а ю щ ие к ор р е к ци о н н ое в о зд ейс т в ие на у р о в е нь
б а з о в ых с о с т а в л я ющ их п с и х и ч е с к ого р а з в и т ия ;
3 ) с и м п т о м а т и ч е с к ие к о рр е к ц и о нн ые п р о г р а м мы ;
4 ) в се о т в е ты в е р ны .
24. К а к ая из мо д е л ей н ар у ш е нн о го ра зв и т ия о б ъ я с н я ет причи ны
о т к л о н е н ий в ра зв и т ии д е т ей с н ар у ш е н и я ми вз аимо д е й с т в ия м еж —
ду л ич н о с т ью и с р е д ой ?
1 ) и н т е р а к ц и о н ас т с к ая ;
2 ) б и о л о г и ч ес к ая ;
3 ) п е д а г о г и ч ес к ая ;
4 ) д е я т е л ь н о с т н ая .
2 5 . К а к о му по н я т ию с о о т в е т с т в ует с л е д у ю щ ее оп р е д е л е н ие : « де —
я т е л ь н о с ть п с и х о л о га , н а пра в л е нн ая на с о з д а н ие к о мп л е к с н ой с ис —
т е мы к л и н и ко — п с и х о л о г и ч е с к их , п с и х о л о го — п е д а г о г ич е ск их и п с и х о те —
Источник: www.studmed.ru
Требования к психокоррекционным программам
Требования к программам определяются основными принципами психолого-педагогической коррекции: единство коррекции и развития, единство возрастного и индивидуального развития, единство диагностики и коррекции развития, деятельностный принцип осуществления коррекции, подход к каждому ребенку как к одаренному. Единство коррекции и развития определило название программ как коррекционно-развивающих.
Коррекционно-развивающая программа разрабатывается и осуществляется в совместной деятельности детского (школьного) психолога и педагога (воспитателя, учителя). Психолог на основе психологического обследования детей (психодиагностики) или психологического анализа какой-либо педагогической ситуации формулирует рекомендации. Эти рекомендации реализуются в работе с детьми педагогами и родителями при взаимодействии с психологом и при активной роли самого ребенка.
Рекомендации по коррекции психического развития ребенка эффективны лишь тогда, когда они даются в контексте понимания целостной личности, в совокупности всех ее качеств и свойств. С.Л. Рубинштейн в целостную структуру личности включал:
– направленность (потребности, мотивы, цели, интересы, идеалы, убеждения, мировоззрение, установки);
– способности (общие, специальные, одаренность, талант);
– характер (отношение к себе, к людям, к миру, волевые качества).
При этом необходимо иметь в виду, что стержнем личности является ее мотивационная сфера. Строение и характер любых психических качеств во многом зависят от направленности личности человека, от их связи с остальными его свойствами и от функции, которую эти свойства исполняют в общей системе поведения человека. У ребенка структура личности только формируется, компоненты, ее составляющие, развиваются неравномерно, коррекционные программы и призваны создавать условия для сбалансированного развития отдельных структурных компонентов личности как целостности.
При этом может идти работа как с самим ребенком по коррекции его отдельных психологических образований, так и с условиями жизни, воспитания и обучения, в которых находится ребенок.
Коррекционная работа должна строиться не как простая тренировка умений и навыков, не как отдельные упражнения по совершенствованию психологической деятельности, а как целостная осмысленная деятельность ребенка, органически вписывающаяся в систему его повседневных жизненных отношений. В дошкольном возрасте универсальной формой коррекции является игра. Игровая деятельность может быть с успехом использована как для коррекции личности ребенка, так и для развития его познавательных процессов, речи, общения, поведения. В школьном возрасте такой формой коррекции является особым образом организованная учебная деятельность, например с помощью метода поэтапного формирования умственных действий. И в дошкольном, и в младшем школьном возрасте эффективны такие коррекционно-развивающие программы, которые включают детей в разнообразную творческую деятельность – изобразительную, игровую, литературную, трудовую и пр.
Очень важно, чтобы коррекция развития носила опережающий, предвосхищающий характер. Она должна стремиться не к упражнению и совершенствованию того, что уже есть, что уже достигнуто ребенком, а к активному формированию того, что должно быть достигнуто ребенком в ближайшей перспективе в соответствии с законами и требованиями возрастного развития и становления личностной индивидуальности. Иными словами, при разработке стратегии коррекционной работы нельзя ограничиться сиюминутными потребностями в развитии, а необходимо учитывать и ориентироваться на перспективу развития. Ценность коррекционной программы развития в том, что она дает возможность ребенку ощутить себя перспективным в той деятельности, которая является для него личностно значимой.
При разработке коррекционно-развивающих программ следует понимать, что каждый детский сад, школа, интернат, детский дом, любое учебно-воспитательное детское учреждение имеет свои особенности, которые так или иначе оказывают влияние на развитие ребенка. Поэтому специфика конкретных задач и формы проведения коррекционной работы зависят от типа детского учреждения.
При разработке программ психолого-педагогической коррекции важно отличать трудности, возникающие в связи с различного рода нарушениями и отклонениями в развитии ребенка и поэтому подлежащие коррекции, от проблем, связанных со «сверхтребованиями», которые предъявляют родители и нередко педагоги к детям без учета психологических особенностей возраста и возможных индивидуальных вариантов проживания этого возраста тем или иным ребенком.
Примерами сверхтребовательности к детям дошкольного возраста могут служить жалобы родителей на неорганизованность, упрямство, непослушание, невнимательность ребенка. Но дети в этом возрасте еще не обладают достаточно развитым умением произвольно и целенаправленно строить свою деятельность и поэтому нарушают жесткие требования режима жизни и деятельности. Неоправданные требования предъявляются и младшим школьникам. Ориентация родителей на сверхдостижения ребенка объясняется непониманием ими возрастных и индивидуальных особенностей сына или дочери, психолого-педагогической безграмотностью, низким уровнем родительской компетентности и пр. Во всех этих и подобных случаях основной задачей коррекции становится просвещение родителей в области закономерностей психического развития ребенка, с тем чтобы повысить степень понимания и принятия ребенка и улучшить детско-родительские отношения.
Большинство из имеющегося на настоящий момент множества коррекционных направлений, программ, методик, тренингов и тактик, изложенных в огромном числе монографий, справочников и энциклопедий, мало доступно психологам-практикам. С одной стороны, эти программы в целом неприемлемы для работы с детьми, которые обучаются в системе специального образования, с другой – для их реализации нужен богатый опыт работы или возможность пройти соответствующее обучение.
Перечисленные программы зарекомендовали себя именно в работе с различными категориями детей, испытывающих те или иные трудности в обучении, находящиеся в группах риска по социально-психологической и образовательной дезадаптации. Эти программы могут составить основу технологий развивающей и коррекционной работы психолога в различных видах учреждений системы специального образования, в том числе образовательных центров. Для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, могут быть также использованы Психологом при работе в коррекционно-диагностических группах, открываемых при психолого-медико-педагогических консультациях и комиссиях разного уровня.
Весь комплекс предлагаемых программ условно можно разделить на группы, различающиеся глубиной проникновения в структуру психического развития. Исходя из этого, коррекционные психологические программы разделяются на:
• программы, ориентированные непосредственно на причины наблюдаемых особенностей развития (воздействие на социальную ситуацию развития; межфунщиональную организацию мозговых систем);
• программы, мишенью воздействия которых является уровень базовых составляющих психического развития (формирование и гармонизация уровневой структуры одной из трех базовых составляющих: произвольной регуляции психической активности; пространственных представлений; базовой аффективной регуляции);
• симптоматические коррекционные программы, воздействие которых ориентировано, в основном, на наблюдаемые конкретные феномены отклоняющегося развития.
К первой категории в первую очередь следует отнести коррекционные программы, основанные на нейропсихологическом подходе:
• программу комплексной нейропсихологической коррекции и абилитации (по А.В. Семенович);
• методику формирования программирования, произвольной саморегуляции и контроля за протеканием психической деятельности (авторская программа Н.М. Пылаевой и Т.В. Ахутиной).
К программам, оказывающим коррекционное воздействие на формирование и гармонизацию базовых составляющих психического развития ребенка можно отнести:
• программу формирования произвольной регуляции психической активности (программа ФПР);
• программу формирования пространственных представлений (программа ФПП) 2 ;
• программу формирования базовой аффективной регуляции (гармонизации уровневой регуляцииаффективной сферы по системе О.С. Никольской).
Среди программ третьего типа (симптоматической направленности) представлены коррекционно-развивающие программы: арттерапевтические программы, в том числе фольклорная арт-терапия; формирование эмоциональной стабильности и положительной самооценки у детей младшего школьного возраста; развитие самосознания через психологическую сказку.
Вместе с тем все эти программы в большей или меньшей степени касаются каждого из следующих блоков:
1. коррекция сенсорно-перцептивной и познавательной деятельности;
2. коррекция эмоционального развития ребенка в целом;
3. психологическая коррекция поведения детей и подростков;
4. коррекция личностного развития (в целом и отдельных его аспектов).
Необходимо помнить, что одной психологической коррекции, какой бы искусной она ни была, никогда не бывает достаточно. Работа психолога, тем более психолога в системе специального образования, всегда должна сочетаться с деятельностью других смежных специалистов – врача, логопеда, дефектолога или педагога дополнительного образования.
Причем, чем более выражена органическая причина отклоняющегося развития, тем важнее становится подключение врача-невролога или психиатра. При наличии знаков атипичного развития, отягощающих общую картину развития, возрастает роль нейропсихолога и, соответственно, методов коррекции, основанных на нейропсихологическом подходе. Чем сложнее социальная ситуация развития, ее вклад в дезадаптации в целом, тем в большей степени будет задействован социальный педагог и психотерапевт. И во всех случаях на определенных этапах работы могут быть привлечены логопед, дефектолог, педагог дополнительного образования. Именно таким образом реализуется междисциплинарный принцип коррекционной работы команды специалистов, индивидуализируется вся система сопровождения ребенка в образовательном пространстве.
Источник: mydocx.ru
ПСИХОКОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА В ПРАКТИКЕ СПЕЦИАЛЬНОГО ПСИХОЛОГА
1.Методологические подходы к коррекционно-развивающей работе в специальном образовании.
2.Принципы психокоррекционной работы.
3.Основные направления и виды психологической коррекции в деятельности специального психолога.
4.Организационные аспекты проведения психологической коррекции.
3.2.1. Методологические подходы к коррекционно-развивающей работе в специальном образовании
Термин «коррекция» (буквально означает «исправление») — это система психолого-педагогических воздействий, направленных на компенсацию, исправление отклонений в психическом и физическом развитии детей.
Психокоррекция — это система мероприятий, направленных на исправление недостатков психологии или поведения человека с помощью специальных средств психологического воздействия.
Психокоррекции подлежат недостатки, не имеющие органической основы и не представляющие собой такие устойчивые качества, которые формируются довольно рано и в дальнейшем практически не изменяются.
Коррекционная ситуация включает в себя 5 основных элементов:
Человек, который страдает и ищет облегчения своей проблемы. Человек, который имеет целый ряд проблем различного рода и нуждается в психологической помощи, в психокоррекции — это клиент.
Человек, который помогает и благодаря обучению или опыту воспринимается как способный оказывать помощь, — это психолог, психокорректор.
Теория, которая используется для объяснения проблем клиента. Психологическая теория включает психодинамику, принципы научения и другие психические факторы.
Набор процедур (техник, методов), используемых для решения проблем клиента. Эти процедуры непосредственно связаны с теорией.
Специальные социальные отношения между клиентом и психологом, которые помогают облегчить проблемы клиента.
3.2.2.Принципы психокоррекционной работы
Основными принципами психокоррекционной работы являются следующие:
— Принцип единства диагностики и коррекции отражает целостность процесса оказания психологической помощи как особого вида практической деятельности психолога. Подробно рассмотренный в трудах Д.Б. Эльконина, И.В. Дубровиной и др., этот принцип является основополагающим всей коррекционной работы, так как эффективность коррекционной работы на 90% зависит от комплексности, тщательности и глубины предшествующей диагностической работы.
— Принцип нормативности развития. Нормативность развития следует понимать как последовательность сменяющих друг друга возрастов, возрастных стадий онтогенетического развития.
Понятие «психологический возраст» было введено Л. С. Выготским. Это «тот новый тип строения личности, ее деятельности, те психические и социальные изменения, которые в самом главном и основном определяют сознание ребенка, его отношения к среде, его внутреннюю и внешнюю жизнь, весь ход развития в данный период» (Л. С. Выготский, 1984, с. 248).
— Принцип коррекции «снизу вверх». При реализации этого принципа в качестве основного содержания коррекционной работы рассматриваются упражнение и тренировка уже имеющихся психологических способностей. Этот принцип реализуется в основном сторонниками поведенческого подхода, В их понимании коррекция поведения должна строиться как подкрепление (положительное или отрицательное) уже имеющихся шаблонов поведения с целью закрепления социально-желательного поведения и торможения социально-нежелательного поведения.
Таким образом, главной задачей коррекции «снизу вверх» становится вызывание любыми способами заданной модели поведения и ее немедленное подкрепление. В центре коррекции — наличный уровень психического развития, понимаемого как процесс усложнения, модификации поведения, комбинации реакций из уже имеющегося поведенческого репертуара.
— Принцип системности развития психологической деятельности. Этот принцип задает необходимость учета в коррекционной работе профилактических и развивающих задач. Системность этих задач отражает взаимосвязанность различных сторон личности и гетерохронность (т.е. неравномерность) их развития.
В силу системности строения психики, сознания и деятельности личности все аспекты ее развития взаимосвязаны и взаимообусловлены. При определении целей и задач коррекционно-развиваюшей деятельности нельзя ограничиваться лишь актуальными на сегодняшний день проблемами, а необходимо исходить из ближайшего прогноза развития. Вовремя принятые превентивные меры позволяют избежать различного рода отклонений в развитии, а тем самым необходимости развертывания в целом системы специальных коррекционных мероприятий.
— Деятельностный принцип коррекции. Данный принцип определяет сам предмет приложения коррекционных усилий, выбор средств и способов достижения цели, тактику проведения коррекционной работы, пути и способы реализации поставленных целей.
Суть его заключается в том, что генеральным способом коррекционно-развивающего воздействия является организация активной деятельности клиента, в ходе реализации которой создаются условия для ориентировки в трудных, конфликтных ситуациях, организуется необходимая основа для позитивных сдвигов в развитии личности. Коррекционное воздействие всегда осуществляется в контексте той или иной деятельности, являясь средством, ориентирующим активность.
3.2.3. Основные направления и виды психологической коррекции в деятельности специального психолога
Весь комплекс программ условно можно разделить на группы, различающиеся глубиной проникновения в структуру психического развития. Исходя из этого, коррекционные психологические программы разделяются на:
· программы, ориентированные непосредственно на причины наблюдаемых особенностей развития (воздействие на социальную ситуацию развития; межфункциональную организацию мозговых систем);
· программы, мишенью воздействия которых является уровень базовых составляющих психического развития (формирование и гармонизация уровневой структуры одной из трех базовых составляющих: произвольной регуляции психической активности; пространственных представлений; базовой аффективной регуляции);
· симптоматические коррекционные программы, воздействие которых ориентировано в основном на наблюдаемые конкретные феномены отклоняющегося развития.
К первой категории в первую очередь следует отнести коррекционные программы, основанные на нейропсихологическом подходе: программу комплексной нейропсихологической коррекции и абилитации (по А.В. Семенович); методику формирования программирования, произвольной саморегуляции и контроля за протеканием психической деятельности (авторская программа Н.М. Пылаевой и Т.В. Ахутиной),
К программам, оказывающим коррекционное воздействие на формирование и гармонизацию базовых составляющих психического развития ребенка можно отнести: программу формирования произвольной регуляции психической активности (программа ФПР); программу формирования пространственных представлений (программа ФПП); программу формирования базовой аффективной регуляции (гармонизации уровневой регуляции аффективной сферы по системе О. С. Никольской).
Среди программ третьего типа (симптоматической направленности) представлены коррекционно-развивающие программы: арттерапевтические программы, в том числе фольклорная арттерапия; формирование эмоциональной стабильности и положительной самооценки у детей младшего школьного возраста; развитие самосознания через психологическую сказку.
Но необходимо помнить, что одной психологической коррекции, какой бы искусной она ни была, никогда не бывает достаточно. Работа психолога, тем более психолога в системе специального образования, всегда должна сочетаться с деятельностью других смежных специалистов — врача, логопеда, дефектолога или педагога дополнительного образования.
Причем, чем более выражена органическая причина отклоняющегося развития, тем важнее становится подключение врача-невролога или психиатра. При наличии знаков атипичного развития, отягощающих общую картину развития, возрастает роль нейропсихолога и, соответственно, методов коррекции, основанных на нейропсихологическом подходе. Чем сложнее социальная ситуация развития, ее вклад в дизадаптацию в целом, тем в большей степени будет задействован социальный педагог и психотерапевт. И во всех случаях на определенных этапах работы могут быть привлечены логопед, дефектолог, педагог дополнительного образования. Именно таким образом реализуется междисциплинарный принцип коррекционной работы команды специалистов, индивидуализируется вся система сопровождения ребенка в образовательном пространстве. (Требования к оформлению коррекционно-развивающих программ, используемых в работе специального психолога представлены в приложении 3)
3.2.4. Организационные аспекты проведения психологической коррекции
Можно сформулировать наиболее важные параметры психологической коррекционной работы, относящиеся к ее организационной стороне. К таким параметрам следует отнести;
ü форму проведения коррекционной работы;
ü продолжительность и режим занятий;
ü подбор и комплектацию групп.
Выбор индивидуальной или групповой формы коррекционной работы определяется в первую очередь структурой психического развития ребенка (профилем сформированности базовых составляющих), возрастом и выраженностью аффективных проблем ребенка. Действительно, именно поведение ребенка зачастую становится основным препятствием групповой работы. Кроме того, индивидуальные занятия необходимы в том случае, если ребенок усваивает материал значительно медленнее, чем большинство детей в группе. Существуют и другие показания для проведения индивидуальной работы, которые определяются психологическим диагнозом, выраженностью имеющихся особенностей развития,
При групповой работе должна быть определена наполняемость групп для каждой конкретной коррекционной программы.
Продолжительность и интенсивность работы по программам определяется допустимыми для конкретного ребенка (или группы детей) нагрузками, а также тяжестью состояния ребенка и его возрастом. В большинстве случаев оптимальными являются занятия два раза в неделю. Это не исключает и других режимов работы по другим направлениям коррекций. При этом длительность всего цикла занятий определяется общей динамикой продвижения детей данной группы, хотя каждая программа имеет и свои усредненные нормативы.
Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:
Источник: studopedia.ru