Общая характеристика требований к современным программам по экологическому образованию в соответствии с ФГТ к программам (2009 г.). Анализ современного программно-методического обеспечения экологического образования дошкольников.
Существующие программы по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста. Цели, задачи, принципы и основные направления эколого-развивающих программ. Общая характеристика содержания и объема экологических представлений, умений и навыков взаимодействия с природой.
Отражение в современных программах экологического образования дошкольников роли природы в развитии познавательных интересов, умственных способностей, эстетических чувств, бережного отношения к окружающему миру.
Комплексные и парциальные программы экологического образования дошкольников. Проблемы экологического воспитания в комплексных программах: «Детство», «Радуга», «Истоки», «Успех» и др.
Парциальные программы. Программы экологической (биоэкологической) направленности («Юный эколог» С.Н. Николаевой, «Паутинка» Ж.Л. Васякиной-Новиковой, «Живая природа» А.И. Ивановой, «Наш дом – природа» Н.А.
Организация просветительских проектов экологической направленности: от методологии к технологии
Рыжовой и др.).
Программы эстетико – (культурно)- экологической направленности («Семицветик» В.Г. Ашикова, С.Г. Ашиковой; «Природа и художник» Т.А. Копцевой; «Мир вокруг нас» Т.И. Поповой и др.).
Программы социально-экологической направленности («Экономика и экология» Л.М. Клариной, «Детский сад ХХ Iвека» Т.В. Поповой и др.).
Источник: studfile.net
Консультация для педагогов «Программы экологического содержания»
Анализ существующих программ по содержанию, целям и задачам позволяет условно разделить их на три основные группы:
Программы экологической (биоэкологической) направленности.
Публикация «Консультация для педагогов „Программы экологического содержания“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Экологическое воспитание. Консультации
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Для программ 1 группы характерно акцентирование внимания на вопросах классической экологии (ознакомление детей с некоторыми взаимосвязями живых объектов и окружающей среды, экосистемами и т. п.).
К данной группе можно отнести следующие программы :
С. Н. Николаева «Юный эколог»
Н. А. Рыжова «Наш дом – природа»
Н. Н. Кондратьева «Мы» (Санкт – Петербург)
Ж. Л. Васякина – Новикова «Паутинка» (Москва)
А. В. Королёва «Экологическая дорожка»
В своей программе Николаева С. Н. выделяет 2 аспекта содержания экологического воспитания : передачу экологических знаний и их трансформацию в отношение. Она же подчеркивает, что экологическое воспитание связано с наукой экологией и различными её ответвлениями.
В программах данной направленности адаптированы ведущие идеи экологии : организм и среда, сообщество живых организмов и среда, человек и среда на дошкольный возраст. Цели данных программ сводятся к формированию у детей первоначальных экологических представлений и понятий у детей.
проект «Социальная реклама экологической направленности «Сделай шаг!»
Программы эстетико (культурно) – экологической направленности
Для второй группы программ характерен акцент на эстетическом и нравственном воспитании детей, вопросы самой экологии отходят как бы на второй план. Объекты природы рассматриваются с позиций «стихий» (земля, вода, воздух, огонь). Мир природы выступает как предмет пристального изучения и как средство эмоционально – образного воздействия на творческую деятельность детей.
Ко второй группе относятся следующие программы :
В. И. Ашиков, С. Г. Ашикова «Семицветик».
И. Г. Белавина, Н. Г. Найденская «Планета – наш дом»
Т. И. Попова «Мир вокруг нас»
Т. А. Копцева «Природа и художник»
Программы социально – экологической направленности
Третья группа программ выделяется по преобладанию в содержании комплекса вопросов социальной направленности (социальной экологии, экономики, граждановедения).
К этой группе относятся программы :
Н. Н. Вересова «Мы – земляне» (Мурманск)
Т. В. Потапова «Детский сад XXI века» (второй вариант названия – «Надежда»)
Л. М. Кларина «Экономика и экология» (Москва)
Авторы данных программ направили свои разработки на совершенствование экологического, экономического и социального сознания детей, формирования у них основ гражданской позиции, рационального природопользования.
Публикации по теме:
Конкурс семейных поделок «Новогодняя красавица» Вот так оформили зал к новогоднему утреннику нашими ёлочками: А вот наши конкурсанты: 1. Авторы: Сапега Семён и его мама. Материал:.
Выставка семейных поделок «Мой друг — Снеговичок» Вот такая получилась выставка: 1. Шерстяной снеговичок. Материал: шерсть. Авторы: Косаревская Тоня и её мама. 2. Задумчивый снеговик. Материал:.
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Экологическое воспитание. Консультации
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Источник: www.maam.ru
Авторская образовательная программа дополнительного образования Основы экологии для детей 4 — 9 лет
возрастным возможностям младших школьников «первичный срез» экологии как науки.
- Обеспечение более широкой и разнообразной практической деятельности учащихся по изучению и охране окружающей среды.
Развивающие:
- Развитие потребности общение с природой.
- Активизация деятельности по улучшению природной и преобразованной среды.
- Развитие творческих способностей обучающихся.
Воспитывающие:
- Воспитание нравственных качеств личности. Формирование идеала здорового образа жизни.
- Воспитание экологической, санитарно-гигиенической и этической культуры, эмоций, чувства патриотизма.
Объем программы
Программа разработана на 2 года обучения. Объем программы по каждому году обучения — 72 часа.
Возраст обучающихся
Программа « Основы экологии» предназначена для обучающихся 1-4 классов, дошкольников и детей с 4-х лет , занимающихся в учебных группах дополнительного образования.
Количество обучающихся
Плановое количество обучающихся: 1 года обучения — не менее 12 человек
2 года обучения — не менее 10 человек
Формы проведения занятий
Программа предусматривает проведение теоретических, практических занятий и экскурсий. Теоретические занятий проводятся в виде бесед, рассказов.
Продолжительность теоретических занятий — 1 час. Практические занятия проводятся в форме экологических игр , фенологических наблюдений и исследований. На практические занятия отводится — 1 час. Экскурсионные занятия проводятся для отработки практических навыков в природной среде, закрепления теоретических знаний. Продолжительность экскурсий — 1 час.
Важное место в учебном процессе должны занимать игры: коммуникативные, обучающие, экологические, психологические; учебные дискуссии, самостоятельные чтения дополнительной литературы и поиск в ней необходимой информации, пропаганда обучающимися в доступной форме природоохранных знаний.
Механизм оценки знаний, умений и навыков
- контроль базовых знаний, умений и навыков (устный опрос, выполнение тестовых заданий, работа с дидактическим материалом, коллекциями);
- подготовка отчетов о фенологических наблюдениях в природе;
- выполнение простых опытов;
- участие в итоговых мероприятиях, эколого- познавательных играх.
К концу 1-го года обучения обучающиеся будут знать:
- Представителей экосистемы леса, луга, водоема;
- Глобус, его назначение;
- Океаны планеты Земля;
- Материки планеты Земля.
- От чего зависит зеленая окраска растений; Значение листьев;
- Отличительные признаки деревьев, кустарников и трав;
- Строение дерева.
- Зимующих и перелетных птиц РФ;
- Особенности строения птиц в зависимости от образа жизни;
- Птиц занесенных в Красную книгу РФ;
- Приспособления у птиц и растений для защиты от зимних холодов;
- Что помогает хвойным деревьям очищать воздух от вредных бактерий;
- Что такое среда обитания;
- Ярусы леса и их обитателей;
- Виды превращений у насекомых и земноводных;
- Основные признаки насекомых;
- Приспособления у животных для жизни в разных средах обитания;
- Кто такие млекопитающие и почему они так названы;
- Влияние человека на среду обитания животных.
- Особенности поведения птиц весной;
- Какие опасности могут подстерегать человека на природе;
- Фазы наступления весны;
- Потребителей воды в городской экосистеме;
- Роль почвенных организмов в плодородии почвы;
- Экологическая катастрофа (причины и последствия).
- Значение леса в природе и жизни человека;
- Лекарственные растения и способы их применения;
- Строение цветка и целесообразность всех его частей;
- Особенности экосистемы луга;
- Ядовитые растения.
Обучающиеся будут уметь:
- Пользоваться глобусом и картой;
- Показывать на карте и глобусе материки и океаны, части света.
- Объяснить, почему деревья «дружат» с грибами;
- Доказать, что грибы это представители особого царства.
- Объяснить круговорот воды в природе;
- Определять деревья по силуэту;
- Приводить примеры разных состояний воды в природе;
- Проводить простые опыты по определению физических свойств воды, снега, льда.
- Называть стадии жизненных циклов насекомых и лягушек;
- Применять законы и правила к природным процессам
- Давать словесные описания лекарственных растений и назвать их отличительные особенности;
- Отличать ядовитые растения;
- Давать словесное описание частей цветка и их значение приобретут навыки:
- работы с гербарием,
- работы с природным материалом,
- проведения фенологических наблюдений
К концу 1- ого года обучения обучающиеся будут знать:
Виды экосистем (леса, луга, водоема);
- Причины листопада; признаки осени в природе;
- Взаимосвязи между живой и неживой природой.
- Представителей живой и неживой природы;
- Три состояния воды в природе;
- Знать названия ядовитых и съедобных грибов;
- Названия хвойных и лиственных деревьев;
- Некоторые отличительные особенности деревьев;
- Фенологические признаки зимы;
- Пословицы, поговорки, сказки о зиме;
- Названия зимующих птиц города;
- Животных города, чем они питаются зимой;
- Приметы весны в природе;
- Круговорот воды в природе;
- Обитателей почвы;
- Почему некоторые растения называются лекарственными;
- Представителей разных групп животных сообщества луга.
- Правила поведения защитников природы;
Обучающиеся будут уметь:
- Объяснять взаимосвязи в живой и неживой природе;
- Называть отличительные особенности экосистемы луга, леса, водоема.
- Находить приметы осени в живой и неживой природе;
- Различать объекты природы и предметы, сделанные руками человека
- Определять состояние воды;
- Определять деревья по веткам и листьям
- Определять в природе деревья, кустарники, травы и грибы;
- Определять разные виды хвойных деревьев по внешнему строению и хвое;
- Распределять животных по местам обитания;
- Делать словесное описание домашних и диких животных;
- Узнавать в окружающем мире изученных животных и птиц.
- Выполнять правила поведения в природе;
Определять растения луга ( клевер луговой, колокольчик, ромашка, мятлик ,подорожник и др.).
приобретут навыки:
- работы с гербарием,
- работы с природным материалом,
- проведения фенологических наблюдений
- К концу 2-го года обучения обучающиеся будут знать:
- Биологические особенности лиственных и хвойных деревьев и кустарников;
- Причины и следствия деградации экологической системы
- Использование человеком взаимоотношений живых организмов;
- Основные законы экологии;
- Взаимосвязи компонентов экосистемы луга, леса, водоема (хищничество, паразитизм, конкуренция, симбиоз);
- Компоненты ( звенья ) пищевой цепи
- Перелетных птиц нашего края (скворец, грач, ласточка, стриж, лебедь, журавль, гусь, цапля, кукушка, трясогузка);
- Представителей растительных сообществ леса (деревья: береза, липа, дуб, сосна, ель, тополь, клен, ясень, осина, вяз); луга (травянистые растения: ромашка, клевер, мятлик, лебеда, полынь, подорожник, щавель, одуванчик, вьюнок, колокольчик);
- Климатические условия природных зон России;
- Особенности животного и растительного мира разных экосистем (приспособления к условиям обитания).
- Цели проведения экологических акций и операций по охране окружающей среды
- Обучающиеся будут уметь:
- Определять деревья и кустарники по веткам, по коре, по силуэту;
- Работать с литературой;
- Приводить примеры пищевых отношений в природе;
- Приводить примеры взаимосвязей компонентов экосистемы и уметь объяснить;
- Определять по легенде карты обозначения природных зон: крайнего севера, тундры, зоны лесов, степи, пустыни;
- Составлять описание разных экосистем.
- Выполнять простые поделки, кормушки и приспособления для птиц
будут обладать навыками:
- работы с гербарием, коллекциями, справочной литературой; микроскопом;
- проведения фенологических наблюдений
- К концу 2-го года обучения обучающиеся будут знать:
- Основные виды деревьев и кустарников РФ;
- Плоды и семена древесных и кустарниковых пород и способы их распространения;
- Растения и животные занесенные в Красную книгу РФ;
- Наиболее распространенных животных РФ.
- Основные законы экологии;
- Понятие экосистема и пищевая цепь ;
- Особенности перелетных и зимующих птиц;
- Особенности раннецветущих растений;
- Лекарственные растения и их особенности;
- Распорядок дня школьника;
- Акции и операции, ежегодно проводимые МГСЮН, сроки проведения;
- Праздники, посвященные семье, даты их проведения; условия необходимые для здоровья человека;
Обучающиеся будут уметь:
- Определять деревья и кустарники по внешнему виду;
- Определять виды семян деревьев и кустарников.
- Приводить примеры разных экосистем;
- Составлять пищевую цепь из трех звеньев;
- Находить по рисункам примеры приспособлений у животных и растений;
- Принимать активное участие в экологических акциях и операциях;
- Называть растения леса, луга;
- Называть зимующих и перелетных птиц РФ
- Назвать и описать особенности экосистем: тундра, лес, степь, пустыня.
- Выполнять простые поделки из природных материалов, бумаги
приобретут навыки:
- работы с гербарием, коллекциями,
- проведения фенологических наблюдений
Учебно- тематический план первого года обучения
Источник: www.uchmet.ru