К программам экологической направленности относятся

Общая характеристика требований к современным программам по экологическому образованию в соответствии с ФГТ к программам (2009 г.). Анализ современного программно-методического обеспечения экологического образования дошкольников.

Существующие программы по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста. Цели, задачи, принципы и основные направления эколого-развивающих программ. Общая характеристика содержания и объема экологических представлений, умений и навыков взаимодействия с природой.

Отражение в современных программах экологического образования дошкольников роли природы в развитии познавательных интересов, умственных способностей, эстетических чувств, бережного отношения к окружающему миру.

Комплексные и парциальные программы экологического образования дошкольников. Проблемы экологического воспитания в комплексных программах: «Детство», «Радуга», «Истоки», «Успех» и др.

Парциальные программы. Программы экологической (биоэкологической) направленности («Юный эколог» С.Н. Николаевой, «Паутинка» Ж.Л. Васякиной-Новиковой, «Живая природа» А.И. Ивановой, «Наш дом – природа» Н.А.

Организация просветительских проектов экологической направленности: от методологии к технологии

Рыжовой и др.).

Программы эстетико – (культурно)- экологической направленности («Семицветик» В.Г. Ашикова, С.Г. Ашиковой; «Природа и художник» Т.А. Копцевой; «Мир вокруг нас» Т.И. Поповой и др.).

Программы социально-экологической направленности («Экономика и экология» Л.М. Клариной, «Детский сад ХХ Iвека» Т.В. Поповой и др.).

Источник: studfile.net

Консультация для педагогов «Программы экологического содержания»

Анализ существующих программ по содержанию, целям и задачам позволяет условно разделить их на три основные группы:

Программы экологической (биоэкологической) направленности.

Публикация «Консультация для педагогов „Программы экологического содержания“» размещена в разделах

  • Консультации для воспитателей, педагогов
  • Методические материалы для педагогов и воспитателей
  • Экологическое воспитание. Консультации
  • Экология, экологическое воспитание, природа
  • Темочки

Для программ 1 группы характерно акцентирование внимания на вопросах классической экологии (ознакомление детей с некоторыми взаимосвязями живых объектов и окружающей среды, экосистемами и т. п.).

К данной группе можно отнести следующие программы :

С. Н. Николаева «Юный эколог»

Н. А. Рыжова «Наш дом – природа»

Н. Н. Кондратьева «Мы» (Санкт – Петербург)

Ж. Л. Васякина – Новикова «Паутинка» (Москва)

А. В. Королёва «Экологическая дорожка»

В своей программе Николаева С. Н. выделяет 2 аспекта содержания экологического воспитания : передачу экологических знаний и их трансформацию в отношение. Она же подчеркивает, что экологическое воспитание связано с наукой экологией и различными её ответвлениями.

В программах данной направленности адаптированы ведущие идеи экологии : организм и среда, сообщество живых организмов и среда, человек и среда на дошкольный возраст. Цели данных программ сводятся к формированию у детей первоначальных экологических представлений и понятий у детей.

проект «Социальная реклама экологической направленности «Сделай шаг!»

Программы эстетико (культурно) – экологической направленности

Для второй группы программ характерен акцент на эстетическом и нравственном воспитании детей, вопросы самой экологии отходят как бы на второй план. Объекты природы рассматриваются с позиций «стихий» (земля, вода, воздух, огонь). Мир природы выступает как предмет пристального изучения и как средство эмоционально – образного воздействия на творческую деятельность детей.

Читайте также:
Не работает программа лайн

Ко второй группе относятся следующие программы :

В. И. Ашиков, С. Г. Ашикова «Семицветик».

И. Г. Белавина, Н. Г. Найденская «Планета – наш дом»

Т. И. Попова «Мир вокруг нас»

Т. А. Копцева «Природа и художник»

Программы социально – экологической направленности

Третья группа программ выделяется по преобладанию в содержании комплекса вопросов социальной направленности (социальной экологии, экономики, граждановедения).

К этой группе относятся программы :

Н. Н. Вересова «Мы – земляне» (Мурманск)

Т. В. Потапова «Детский сад XXI века» (второй вариант названия – «Надежда»)

Л. М. Кларина «Экономика и экология» (Москва)

Авторы данных программ направили свои разработки на совершенствование экологического, экономического и социального сознания детей, формирования у них основ гражданской позиции, рационального природопользования.

Публикации по теме:

Конкурс семейных поделок «Новогодняя красавица»

Конкурс семейных поделок «Новогодняя красавица» Вот так оформили зал к новогоднему утреннику нашими ёлочками: А вот наши конкурсанты: 1. Авторы: Сапега Семён и его мама. Материал:.

Выставка семейных поделок «Мой друг — Снеговичок»

Выставка семейных поделок «Мой друг — Снеговичок» Вот такая получилась выставка: 1. Шерстяной снеговичок. Материал: шерсть. Авторы: Косаревская Тоня и её мама. 2. Задумчивый снеговик. Материал:.

  • Консультации для воспитателей, педагогов
  • Методические материалы для педагогов и воспитателей
  • Экологическое воспитание. Консультации
  • Экология, экологическое воспитание, природа
  • Темочки

Источник: www.maam.ru

Авторская образовательная программа дополнительного образования Основы экологии для детей 4 — 9 лет

Онлайн-книги

возрастным возможностям младших школьников «первичный срез» экологии как науки.

  • Обеспечение более широкой и разнообразной практической деятельности учащихся по изучению и охране окружающей среды.

Развивающие:

  • Развитие потребности общение с природой.
  • Активизация деятельности по улучшению природной и преобразованной среды.
  • Развитие творческих способностей обучающихся.

Воспитывающие:

  • Воспитание нравственных качеств личности. Формирование идеала здорового образа жизни.
  • Воспитание экологической, санитарно-гигиенической и этической культуры, эмоций, чувства патриотизма.

Объем программы

Программа разработана на 2 года обучения. Объем программы по каждому году обучения — 72 часа.

Возраст обучающихся

Программа « Основы экологии» предназначена для обучающихся 1-4 классов, дошкольников и детей с 4-х лет , занимающихся в учебных группах дополнительного образования.

Количество обучающихся

Плановое количество обучающихся: 1 года обучения — не менее 12 человек

2 года обучения — не менее 10 человек

Формы проведения занятий

Программа предусматривает проведение теоретических, практических занятий и экскурсий. Теоретические занятий проводятся в виде бесед, рассказов.

Продолжительность теоретических занятий — 1 час. Практические занятия проводятся в форме экологических игр , фенологических наблюдений и исследований. На практические занятия отводится — 1 час. Экскурсионные занятия проводятся для отработки практических навыков в природной среде, закрепления теоретических знаний. Продолжительность экскурсий — 1 час.

Важное место в учебном процессе должны занимать игры: коммуникативные, обучающие, экологические, психологические; учебные дискуссии, самостоятельные чтения дополнительной литературы и поиск в ней необходимой информации, пропаганда обучающимися в доступной форме природоохранных знаний.

Механизм оценки знаний, умений и навыков

  • контроль базовых знаний, умений и навыков (устный опрос, выполнение тестовых заданий, работа с дидактическим материалом, коллекциями);
  • подготовка отчетов о фенологических наблюдениях в природе;
  • выполнение простых опытов;
  • участие в итоговых мероприятиях, эколого- познавательных играх.
Читайте также:
Analysis программа как пользоваться

К концу 1-го года обучения обучающиеся будут знать:

  • Представителей экосистемы леса, луга, водоема;
  • Глобус, его назначение;
  • Океаны планеты Земля;
  • Материки планеты Земля.
  • От чего зависит зеленая окраска растений; Значение листьев;
  • Отличительные признаки деревьев, кустарников и трав;
  • Строение дерева.
  • Зимующих и перелетных птиц РФ;
  • Особенности строения птиц в зависимости от образа жизни;
  • Птиц занесенных в Красную книгу РФ;
  • Приспособления у птиц и растений для защиты от зимних холодов;
  • Что помогает хвойным деревьям очищать воздух от вредных бактерий;
  • Что такое среда обитания;
  • Ярусы леса и их обитателей;
  • Виды превращений у насекомых и земноводных;
  • Основные признаки насекомых;
  • Приспособления у животных для жизни в разных средах обитания;
  • Кто такие млекопитающие и почему они так названы;
  • Влияние человека на среду обитания животных.
  • Особенности поведения птиц весной;
  • Какие опасности могут подстерегать человека на природе;
  • Фазы наступления весны;
  • Потребителей воды в городской экосистеме;
  • Роль почвенных организмов в плодородии почвы;
  • Экологическая катастрофа (причины и последствия).
  • Значение леса в природе и жизни человека;
  • Лекарственные растения и способы их применения;
  • Строение цветка и целесообразность всех его частей;
  • Особенности экосистемы луга;
  • Ядовитые растения.

Обучающиеся будут уметь:

  • Пользоваться глобусом и картой;
  • Показывать на карте и глобусе материки и океаны, части света.
  • Объяснить, почему деревья «дружат» с грибами;
  • Доказать, что грибы это представители особого царства.
  • Объяснить круговорот воды в природе;
  • Определять деревья по силуэту;
  • Приводить примеры разных состояний воды в природе;
  • Проводить простые опыты по определению физических свойств воды, снега, льда.
  • Называть стадии жизненных циклов насекомых и лягушек;
  • Применять законы и правила к природным процессам
  • Давать словесные описания лекарственных растений и назвать их отличительные особенности;
  • Отличать ядовитые растения;
  • Давать словесное описание частей цветка и их значение приобретут навыки:
  • работы с гербарием,
  • работы с природным материалом,
  • проведения фенологических наблюдений

К концу 1- ого года обучения обучающиеся будут знать:

Виды экосистем (леса, луга, водоема);

  • Причины листопада; признаки осени в природе;
  • Взаимосвязи между живой и неживой природой.
  • Представителей живой и неживой природы;
  • Три состояния воды в природе;
  • Знать названия ядовитых и съедобных грибов;
  • Названия хвойных и лиственных деревьев;
  • Некоторые отличительные особенности деревьев;
  • Фенологические признаки зимы;
  • Пословицы, поговорки, сказки о зиме;
  • Названия зимующих птиц города;
  • Животных города, чем они питаются зимой;
  • Приметы весны в природе;
  • Круговорот воды в природе;
  • Обитателей почвы;
  • Почему некоторые растения называются лекарственными;
  • Представителей разных групп животных сообщества луга.
  • Правила поведения защитников природы;

Обучающиеся будут уметь:

  • Объяснять взаимосвязи в живой и неживой природе;
  • Называть отличительные особенности экосистемы луга, леса, водоема.
  • Находить приметы осени в живой и неживой природе;
  • Различать объекты природы и предметы, сделанные руками человека
  • Определять состояние воды;
  • Определять деревья по веткам и листьям
  • Определять в природе деревья, кустарники, травы и грибы;
  • Определять разные виды хвойных деревьев по внешнему строению и хвое;
  • Распределять животных по местам обитания;
  • Делать словесное описание домашних и диких животных;
  • Узнавать в окружающем мире изученных животных и птиц.
  • Выполнять правила поведения в природе;
Читайте также:
Как удалить строку из текста программы

Определять растения луга ( клевер луговой, колокольчик, ромашка, мятлик ,подорожник и др.).

приобретут навыки:

  • работы с гербарием,
  • работы с природным материалом,
  • проведения фенологических наблюдений
  • К концу 2-го года обучения обучающиеся будут знать:
  • Биологические особенности лиственных и хвойных деревьев и кустарников;
  • Причины и следствия деградации экологической системы
  • Использование человеком взаимоотношений живых организмов;
  • Основные законы экологии;
  • Взаимосвязи компонентов экосистемы луга, леса, водоема (хищничество, паразитизм, конкуренция, симбиоз);
  • Компоненты ( звенья ) пищевой цепи
  • Перелетных птиц нашего края (скворец, грач, ласточка, стриж, лебедь, журавль, гусь, цапля, кукушка, трясогузка);
  • Представителей растительных сообществ леса (деревья: береза, липа, дуб, сосна, ель, тополь, клен, ясень, осина, вяз); луга (травянистые растения: ромашка, клевер, мятлик, лебеда, полынь, подорожник, щавель, одуванчик, вьюнок, колокольчик);
  • Климатические условия природных зон России;
  • Особенности животного и растительного мира разных экосистем (приспособления к условиям обитания).
  • Цели проведения экологических акций и операций по охране окружающей среды
  • Обучающиеся будут уметь:
  • Определять деревья и кустарники по веткам, по коре, по силуэту;
  • Работать с литературой;
  • Приводить примеры пищевых отношений в природе;
  • Приводить примеры взаимосвязей компонентов экосистемы и уметь объяснить;
  • Определять по легенде карты обозначения природных зон: крайнего севера, тундры, зоны лесов, степи, пустыни;
  • Составлять описание разных экосистем.
  • Выполнять простые поделки, кормушки и приспособления для птиц

будут обладать навыками:

  • работы с гербарием, коллекциями, справочной литературой; микроскопом;
  • проведения фенологических наблюдений
  • К концу 2-го года обучения обучающиеся будут знать:
  • Основные виды деревьев и кустарников РФ;
  • Плоды и семена древесных и кустарниковых пород и способы их распространения;
  • Растения и животные занесенные в Красную книгу РФ;
  • Наиболее распространенных животных РФ.
  • Основные законы экологии;
  • Понятие экосистема и пищевая цепь ;
  • Особенности перелетных и зимующих птиц;
  • Особенности раннецветущих растений;
  • Лекарственные растения и их особенности;
  • Распорядок дня школьника;
  • Акции и операции, ежегодно проводимые МГСЮН, сроки проведения;
  • Праздники, посвященные семье, даты их проведения; условия необходимые для здоровья человека;

Обучающиеся будут уметь:

  • Определять деревья и кустарники по внешнему виду;
  • Определять виды семян деревьев и кустарников.
  • Приводить примеры разных экосистем;
  • Составлять пищевую цепь из трех звеньев;
  • Находить по рисункам примеры приспособлений у животных и растений;
  • Принимать активное участие в экологических акциях и операциях;
  • Называть растения леса, луга;
  • Называть зимующих и перелетных птиц РФ
  • Назвать и описать особенности экосистем: тундра, лес, степь, пустыня.
  • Выполнять простые поделки из природных материалов, бумаги

приобретут навыки:

  • работы с гербарием, коллекциями,
  • проведения фенологических наблюдений

Учебно- тематический план первого года обучения

Источник: www.uchmet.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru