К программам биоэкологической направленности относятся

Цель: выяснить отличительные особенности программ по экологическому образованию для ДОУ.

Содержание:

1. Программы биоэкологической направленности (С.Н. Николаева «Юный эколог»; Н.А. Рыжова «Наш дом – природа»; Н.Н. Кондратьева «Мы»).

2. Программы эстетико-экологической направленности (В.И. Ашиков, С.Г. Ашикова «Семицветик»; Т.И. Попова «Мир вокруг нас»; И.Г. Белавина, Н.Г.Найденская «Планета – наш мир»).

3. Программы социально-экологической направленности (Н.Н. Вересов «Мы — земляне»; Т.В. Потапова «Детский сад XXI века» (второе название «Надежда»).

Задания:

1.Проанализировать программы биоэкологической направленности по следующему плану:

а) теоретические основы (концептуальные положения) программы; задачи развития, воспитания и обучения дошкольников в рамках программы;

б) принципы построения программы;

в) структура программы, характеристика ее основных компонентов;

г) методическое обеспечение программы;

д) отличительные особенности анализируемой программы;

Игра как метод экологического воспитания

е) субъективная оценка достоинств и спорных позиций программы;

ж) прогноз возможных затруднений для педагогического коллектива при реализации программы в условиях введения ФГОС ДО.

2. Результаты анализа представить в форме мультимедийной презентации.

Методические рекомендации:

Занятие проводится методом малых групп. Для анализа программ формируется три микрогруппы. Каждая микрогруппа анализирует одну программу биоэкологической направленности (С.Н. Николаева «Юный эколог»; Н.А. Рыжова «Наш дом – природа»; Н.Н.

Кондратьева «Мы»).

Литература:

Программы по экологическому образованию и воспитанию дошкольников.

Практическое занятие 2

Тема: Система представлений в содержании экологического образования дошкольников

Цель: познакомиться с системой представлений, формируемой у детей дошкольного возраста в процессе экологического образования.

Содержание:

1. Компонентный состав содержания экологического образования детей дошкольного возраста.

2. Система природоведческих и экологических представлений в программах экологического образования детей дошкольного возраста.

3. Развитие природоведческих и экологических представлений в разных возрастных группах детского сада.

Задания:

1. Определить систему представлений, формируемых у детей дошкольного возраста в разных программах экологического образования (С.Н. Николаева «Юный эколог»; Н.А. Рыжова «Наш дом – природа»; Н.Н. Кондратьева «Мы»).

2. На примере любого экологического представления рассмотреть его развитие от группы к группе.

3. Используя выбранный пример, определить требования к содержанию представлений в каждой возрастной группе.

Методические рекомендации:

Литература:

1. Богданец Т. Экологические знания – первое представление о мире //Дошкольное воспитание. — 2003. — № 12.

2. Николаева С.Н. Теория и методика экологического образования детей. — М., 2007.

Система экологического образования | Видеолекции | Инфоурок

3. Николаева С.Н. Эколог в детском саду. – М., 2002.

4. Серебрякова Т.А. Экологическое образование в дошкольном возрасте.- М., 2011.

5. Программы экологического образования дошкольников.

Практическое занятие 3

Тема: Экологический комплекс в ДОУ как средство экологического образования дошкольников

Цель: познакомиться с основными компонентами экологического комплекса в помещении и на территории ДОУ.

Содержание:

1. Функции и варианты зонирования экологоразвивающей предметно-пространственной среды детского сада.

2. Экологический подход и санитарно-эпидемиологические требования к содержанию животных и растений в помещении детского сада.

3. Методика работы в уголке природы детского сада с дошкольниками разных возрастных групп.

4. Роль экологической тропы в экологическом образовании дошкольников. Методика организации экологической тропы в детском саду.

Задания:

1. Подготовить мультимедийную презентацию «Комнатные растения в детском саду», «Животные уголка природы в детском саду», «Растения на участке детского сада» (на выбор). В презентацию включить рисунки (фотографии) и описание объектов живой природы (растений или животных). При описании растений и животных обязательно указать способы ухода, выращивания и рекомендации по использованию в работе с детьми разных возрастных групп.

2. Заполнить таблицу «Взаимодействие детей разных возрастных групп с растениями и животными уголка природы в детском саду»

Возрастная группа Виды деятельности детей в уголке природы Система экологических представлений, формируемых у детей
Младшая
Средняя
Старшая
Подготовительная

3. Анализ паспорта экологической тропы в детском саду и разработка системы заданий на экологической тропе для разных возрастных групп детского сада (выполняется на занятии).

Методические рекомендации:

На основе анализа литературы выяснить значение экологоразвивающей среды в ДОУ, выделить ее элементы (зоны) и их функциональную роль. Важно отметить эколого-педагогическую целесообразность подбора обитателей уголка природы в ДОУ, не забывая при этом о требованиях СанПиН. Далее необходимо познакомиться с методикой организации и проведения работы в уголке природы и выяснить ее специфику в разных возрастных группах.

Читайте также:
Топ программ для конвертирования видео

На основе изучения литературы выяснить значение экологической тропы в детском саду. Следует определить специфику организации и проведения работы на экологической тропе в разных возрастных группах. Для этого необходимо подобрать 1-2 примера заданий на экологической тропе для детей разных возрастных групп. Важно отметить принципы, на основе которых формируется система заданий.

Литература:

1. Гончарова Е.В. Озеленение и экологический дизайн участка ДОУ. – Тюмень, 2000.

2. Мир природы и ребенок / Под ред. Л.М. Маневцовой, П.Г. Самору ковой. – СПб., 1998.

3. Николаева С.Н. Методика экологического воспитания дошкольников. — М., 2007.

4. Никонова Н. Лаборатория природы // Дошкольное воспитание. – 2004. — № 5. Рыжова Н.А. Развивающая среда дошкольных учреждений. М., 2003.

6. Рыжова Н.А. Экологическая тропинка // Дошкольное воспитание. – 2000. -№ 7.

Источник: poisk-ru.ru

Вопрос 3. Характеристика содержания знаний о природе в современных программах для дошкольных учреждений.

Наш анализ существующих специальных программ по экологическому образованию дошкольников показал, что по содержанию, целям и задачам их можно условно подразделить на три основные группы:

1. программы экологической (в основном биоэкологической) направленности

2. программы эстетико-культурно-экологической направленности

3. программы социально-экологической направленности.

Для программ первой группы характерно акцентирование внимания на вопросах классической экологии (ознакомлении е детей с некоторыми взаимосвязями живых объектов и окружающей среды, экосистемами и т.п.)

К ним можно отнести программы

«Юный эколог» — автор С.Н. Еиколаева

«Мы» — Н.Н. Кондратьева

«Экологическая дорожка» — А.В. Королева

«Наш дом – природа» — Н.А. Рыжова

Так ядром содержания программы «Мы» являются «знания о человеке в его связи с природой, другими людьми, представления о человеке и природе как высших ценностях, знания о гуманном отношении к живому и умения его осуществлять».

В каждом разделе программы представлены

— знания как основа экологического сознания,

— умения экологически ориентированных деятельностей

— опыт гуманного отношения к природе.

С.Н. Николаева в программе «Юный эколог» выделяет два аспекта содержания экологического воспитания:

— передачу экологических знаний,

— и их трансформацию в отношение.

Автор подчеркивает, что в основе содержания программы лежат «адаптированные на дошкольный возраст ведущие идеи экологии; организм и среда, сообщество живых организмов и среда, человек и среда»№. Программа состоит из двух подпрограмм:

«Экологическое воспитание дошкольников»

«Повышение квалификации работников ДОУ».

Основная цель программы Н.А. Рыжовой «Наш дом – природа» — воспитание с первых лет жизни гуманной, социально-активной, творческой личности, способной понимать и любить окружающий мир, природу и бережно относиться к ним.

Особое внимание в ней уделяется формированию

— целостного взгляда на природу и место человека в ней

— представлений об элементарных существующих в природе взаимосвязях.

— развитию представлений о самоценности природы

развитию эмоционально положительного отношения к ней

— выработке первых навыков экологически грамотного и безопасного поведения в природе и быту.

А.В. Королева подчеркивает, что в процессе освоения ее программы «Экологическая дорожка» дети получают

— основные понятия экологии

— овладевают элементарными приемами наблюдений в природе

— осваивают этические нормы отношения к живому

— учатся понимать и ценить красоту живой природы как источника творческого вдохновения.

Для второй группы программ характерен акцент на эстетическом и нравственном воспитании детей, вопросы самой экологии как бы отходят на второй план. Объекты природы рассматриваются с позиций «стихий» (огонь, вода, воздух, земля).

К данной группе прежде всего можно отнести программы:

— «Семицветик» — В.И. Ашиков, С.Г. Ашикова

— «Планета – наш дом» — И.Г. Белавина, Н.Г. Найденская

— «Мир вокруг нас» — Т.И. Попова

— Природа и художник» — Т.А. Копцева

Так, цель программы «Семицветик» — «способствовать становлению более совершенного человека в нравственном, мировоззренческом, творческом плане» Авторы выделяют следующие тематические блоки: «Планета Земля», «Небо», «Искусство», «Светочи».

Программа Т.И. Поповой «Мир вокруг нас» определена как «программа культурно-экологического образования и нравственного воспитания детей» и представляет собой адаптацию идей других программ подобного типа на региональном уровне.

Читайте также:
Какая программа открывает exe файлы на Андроид

Программа Т.А. Копцевой «Природа и художник» характеризуется блочно-тематическим планированием.: выделены блоки «Мир природы» «Мир животных», «Мир человека», «Мир искусства». Автор рассматривает мир природы как предмет пристального изучения и как средство эмоционально-образного воздействия на творческую деятельность детей.

Третья группа программ выделяется по преобладанию социальной направленности (социальной экологии, экономики, валеологии и т.п.)

В качестве примеров программ этой группы могут быть рассмотрены программы:

«Мы – земляне» — Н.Н. Вересова

«Надежда» — Т.В. Потапова

«Экономика и экология» — Л.М. Кларина

Так Л.М. Кларина в своей программе «Экономика и экология» отмечает, что данные разработки направлены на совершенствование экономического, экологического и социального сознания детей. Проблемы экономики и экологии увязываются автором через вопросы использования природных ресурсов и анализ потребностей человека. Многие детские сады используют в работе персонажей, придуманных автором – Гном Эконом, Фея Экологии.

Т.В. Потапова в программе «Надежда» наряду с вопросами в области окружающей среды большое внимание уделяет ознакомлению с правами человека, вопросами рационального природопользования. Полное название программы – «программа подготовки детей дошкольного возраста к обучению основам экологии, природопользования и правам человека»). Автор подчеркивает, что «при ознакомлении ребенка с окружающим миром… следует делать упор не столько на знания о предметах и явлениях, сколько на навыки бережного и неразрушающего обращения с ними и активное желание поступать… щадящим и сберегающим образом».

Источник: studfile.net

Теория и методика экологического воспитания
методическая разработка на тему

В статье рассказывается о целях, условиях и принципах экологического воспитания дошкольников в детском саду. Описываются методы экологического воспитания. Представлен краткий анализ программ экологического образования дошкольников.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Особенности экологического воспитания детей дошкольного возраста.

В настоящее время проблема экологического воспитания является актуальной. В современном обществе не сформировано экологическое сознание. Министерство образования РФ для решения данной проблемы требует включать в образовательный процесс формирование знаний экологического характера у дошкольников, начиная уже с младшего возраста.

Экологическое образование в дошкольном возрасте в первую очередь направлено на развитие гуманных чувств ребенка, накопление им эмоционально – положительного опыта общения с природой.

Экологическое образование дошкольников предполагает создание системы работы в детском саду, которая стала бы интересным, увлекательным процессом, как для детей, так и для взрослых.

Экология – это наука о взаимодействиях живых организмов друг с другом и окружающей средой.

Экологическое воспитание – это формирование осознанно правильного отношения детей к объекту природы. Целесообразно заниматься экологическим воспитанием детей с первых лет жизни.

Экологическое воспитание включает в себя интеллектуальный, эмоционально-эстетический и действенный аспекты. Все три аспекта взаимосвязаны, составляю нравственную основу, которая проявляется в поведении ребенка.

Экологическое воспитание ребенка предполагает:

  • Воспитание гуманного отношения к природе (нравственное воспитание);
  • Формирование системы экологических знаний и представлений (интеллектуальное развитие);
  • Развитие эстетических чувств (умение увидеть и почувствовать красоту природы, восхититься ею, желание сохранить ее);
  • Участие детей в посильной для них деятельности по уходу за растениями и животными.

Осознанно правильное отношение ребенка к природе строиться на элементарных знаниях экологического характера.

Экологическое знание — это сведения о взаимосвязи конкретных растений и животных со средой обитания, об их приспособленности к ней.

Процесс приобщения детей к экологической культуре происходит с раннего дошкольного возраста. Основополагающую роль в экологическом воспитании ребенка играют, как правило, все сферы дошкольного детства: семья, сверстники, различные типы образовательных учреждений. Влияние дошкольного учреждения на формирование экологических знаний может оказаться решающим.

Окружающая среда, ее правильная организация в ДОУ и умелое включение ребенка в активное взаимодействие с окружающим предметным и природным миром являются одним из условий эффективности формирования экологических знаний в условиях дошкольного учреждения. Эффективное влияние окружающей среды на личность ребенка в дошкольном образовательном учреждении в значительной степени зависит от способности педагогов организовать такую среду.

Опыт работы многих воспитателей российских ДОУ показывает, что в процессе экологического образования и воспитания дошкольников необходимо формировать структуру целостных знаний о единстве земли, воздуха, флоры и фауны, взаимосвязи и взаимозависимости человека с миром природы.

Для экологического воспитания в ДОУ необходимы следующие условия:

  1. создание в группе уголка живой и неживой природы;
  2. создание на территории дошкольного учреждения внешних природных зон – сад, огород, экологическая тропа, зона отдыха, «птичья столовая» и т.п.;
  3. взаимодействие с родителями с целью интеграции экологического воспитания с семейным воспитанием;
  4. организация исследовательской и природоохранной деятельности детей на основе сочетания посильного детского труда с игровыми ситуациями.
Читайте также:
Программа которая делает задания

Такая форма организации исследовательской и природоохранной деятельности детей решает задачу формирования у детей понимания взаимосвязей всего живого и неживого в природе.

Задачами экологического воспитания являются:

  1. формирование у детей умений и навыков по уходу за растениями и животными;
  2. воспитание чувственно-эмоциональных реакций детей на окружающую среду;
  3. воспитание у детей заботливого отношения к природе путем целенаправленного общения их с окружающей средой;
  4. воспитание эстетических и патриотических чувств средствами природы.

В настоящее время существует целый ряд экологических программ для ДОУ. Большинство из них основано на формировании у дошкольников познавательного отношения к природе, трудовых умений и навыков, понимания значения труда как деятельности по удовлетворению потребностей живых существ; на воспитании интереса к труду и природе, бережного и заботливого отношения к природе, гуманно-деятельного отношения ко всему живому; на развитие эколого-эстетического видения природы, эстетического отношения к ней; на воспитание экологически целесообразного поведения в природе.

В работе с детьми по формированию экологической культуры важно знать следующие принципы экологического воспитания и образования дошкольников:

  1. принцип развивающего и воспитывающего характера знаний о природе (отбор знаний о природе должен производиться с учетом цели и задач экологического образования дошкольников, их возрастных возможностей);
  2. принцип научности в отборе содержания знаний. Нужно исходить из ведущих целей современного естествознания (идея многообразия природы, единства живого и неживого, взаимосвязи организма и среды обитания, приспособленности живого к условиям существования, изменчивости природы, сущности взаимодействия человека и природы) и научных понятий (растения и животные – живые существа; живое и неживое; рост и развитие; биоценоз и др.);
  3. принцип энциклопедичности в отборе содержания знаний;
  4. принцип учета характера системности знаний о природе на разных возрастных этапах;
  5. принцип доступности;
  6. краеведческий принцип в отборе материала;
  7. экологический подход к отбору знаний о природе;
  8. принцип концентричности в подаче и усвоении природоведческих знаний в дошкольном возрасте (усложнение материала от группы к группе).

Важной особенностью в экологическом воспитании дошкольников является организация эколого-развивающей среды, которая должна способствовать возникновению и развитию познавательных интересов ребенка, развитию его волевых качеств, эмоций и чувств, способствовать взаимопроникновению с природным окружением ребенка.

При организации эколого-развивающей среды необходимо учитывать:

  • требования к подбору и размещению растений и животных уголка природы в соответствии с их биологическими особенностями;
  • возможностью содержания объектов в условиях, приближенным к естественным;
  • возрастными особенностями детей (своеобразием восприятия, уровнем развития и познавательной деятельностью, доступностью для наблюдений и труда);
  • безопасностью объектов для жизни и здоровья детей, дидактической и воспитательной значимостью и др.

При организации работы по экологическому воспитанию дошкольников необходимо учитывать следующие методы:

  1. Наблюдение – ведущий метод экологического образования детей. Наблюдение обогащает чувственный опыт, формирует реалистические представления и понятия о природе, основы экологического сознания, эстетического видения мира природы, бережного и заботливого отношения ко всему живому.
  2. Использование иллюстративно-наглядного материала в экологическом образовании детей.
  3. Использование технических средств обучения (диапозитивов, диафильмов, кинофильмов, видеофильмов, компьютерных программ и др.) в системе эколого-педагогической работы.
  4. Труд как один из основных методов экологического образования детей.
  5. Использование элементарных опытов в системе экологической работы с детьми дошкольного возраста.
  6. Игра как метод экологического образования.
  7. Моделирующая деятельность как метод экологического образования детей.
  8. Рассказы воспитателя о предметах и явлениях природы, деятельности человека в ней.
  9. Составление природоведческой книги, ее использование для мотивации освоения экологических представлений, в воспитании у детей наблюдательности, интереса, любви и бережного отношения к природе, в обогащении эстетических впечатлений и чувств.
  10. Использование экологических сказок в формировании научного видения природы, в раскрытии сложных явлений, многообразия форм приспособления живых организмов к окружающей среде, воспитании ценностных ориентаций по отношению к объектам природы.
  11. Использование бесед как метода расширения, углубления, обобщения и систематизации знаний детей о природе.

Источник: nsportal.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru