Цель: выяснить отличительные особенности программ по экологическому образованию для ДОУ.
Содержание:
1. Программы биоэкологической направленности (С.Н. Николаева «Юный эколог»; Н.А. Рыжова «Наш дом – природа»; Н.Н. Кондратьева «Мы»).
2. Программы эстетико-экологической направленности (В.И. Ашиков, С.Г. Ашикова «Семицветик»; Т.И. Попова «Мир вокруг нас»; И.Г. Белавина, Н.Г.Найденская «Планета – наш мир»).
3. Программы социально-экологической направленности (Н.Н. Вересов «Мы — земляне»; Т.В. Потапова «Детский сад XXI века» (второе название «Надежда»).
Задания:
1.Проанализировать программы биоэкологической направленности по следующему плану:
а) теоретические основы (концептуальные положения) программы; задачи развития, воспитания и обучения дошкольников в рамках программы;
б) принципы построения программы;
в) структура программы, характеристика ее основных компонентов;
г) методическое обеспечение программы;
д) отличительные особенности анализируемой программы;
Игра как метод экологического воспитания
е) субъективная оценка достоинств и спорных позиций программы;
ж) прогноз возможных затруднений для педагогического коллектива при реализации программы в условиях введения ФГОС ДО.
2. Результаты анализа представить в форме мультимедийной презентации.
Методические рекомендации:
Занятие проводится методом малых групп. Для анализа программ формируется три микрогруппы. Каждая микрогруппа анализирует одну программу биоэкологической направленности (С.Н. Николаева «Юный эколог»; Н.А. Рыжова «Наш дом – природа»; Н.Н.
Кондратьева «Мы»).
Литература:
Программы по экологическому образованию и воспитанию дошкольников.
Практическое занятие 2
Тема: Система представлений в содержании экологического образования дошкольников
Цель: познакомиться с системой представлений, формируемой у детей дошкольного возраста в процессе экологического образования.
Содержание:
1. Компонентный состав содержания экологического образования детей дошкольного возраста.
2. Система природоведческих и экологических представлений в программах экологического образования детей дошкольного возраста.
3. Развитие природоведческих и экологических представлений в разных возрастных группах детского сада.
Задания:
1. Определить систему представлений, формируемых у детей дошкольного возраста в разных программах экологического образования (С.Н. Николаева «Юный эколог»; Н.А. Рыжова «Наш дом – природа»; Н.Н. Кондратьева «Мы»).
2. На примере любого экологического представления рассмотреть его развитие от группы к группе.
3. Используя выбранный пример, определить требования к содержанию представлений в каждой возрастной группе.
Методические рекомендации:
Литература:
1. Богданец Т. Экологические знания – первое представление о мире //Дошкольное воспитание. — 2003. — № 12.
2. Николаева С.Н. Теория и методика экологического образования детей. — М., 2007.
Система экологического образования | Видеолекции | Инфоурок
3. Николаева С.Н. Эколог в детском саду. – М., 2002.
4. Серебрякова Т.А. Экологическое образование в дошкольном возрасте.- М., 2011.
5. Программы экологического образования дошкольников.
Практическое занятие 3
Тема: Экологический комплекс в ДОУ как средство экологического образования дошкольников
Цель: познакомиться с основными компонентами экологического комплекса в помещении и на территории ДОУ.
Содержание:
1. Функции и варианты зонирования экологоразвивающей предметно-пространственной среды детского сада.
2. Экологический подход и санитарно-эпидемиологические требования к содержанию животных и растений в помещении детского сада.
3. Методика работы в уголке природы детского сада с дошкольниками разных возрастных групп.
4. Роль экологической тропы в экологическом образовании дошкольников. Методика организации экологической тропы в детском саду.
Задания:
1. Подготовить мультимедийную презентацию «Комнатные растения в детском саду», «Животные уголка природы в детском саду», «Растения на участке детского сада» (на выбор). В презентацию включить рисунки (фотографии) и описание объектов живой природы (растений или животных). При описании растений и животных обязательно указать способы ухода, выращивания и рекомендации по использованию в работе с детьми разных возрастных групп.
2. Заполнить таблицу «Взаимодействие детей разных возрастных групп с растениями и животными уголка природы в детском саду»
Возрастная группа | Виды деятельности детей в уголке природы | Система экологических представлений, формируемых у детей |
Младшая | ||
Средняя | ||
Старшая | ||
Подготовительная |
3. Анализ паспорта экологической тропы в детском саду и разработка системы заданий на экологической тропе для разных возрастных групп детского сада (выполняется на занятии).
Методические рекомендации:
На основе анализа литературы выяснить значение экологоразвивающей среды в ДОУ, выделить ее элементы (зоны) и их функциональную роль. Важно отметить эколого-педагогическую целесообразность подбора обитателей уголка природы в ДОУ, не забывая при этом о требованиях СанПиН. Далее необходимо познакомиться с методикой организации и проведения работы в уголке природы и выяснить ее специфику в разных возрастных группах.
На основе изучения литературы выяснить значение экологической тропы в детском саду. Следует определить специфику организации и проведения работы на экологической тропе в разных возрастных группах. Для этого необходимо подобрать 1-2 примера заданий на экологической тропе для детей разных возрастных групп. Важно отметить принципы, на основе которых формируется система заданий.
Литература:
1. Гончарова Е.В. Озеленение и экологический дизайн участка ДОУ. – Тюмень, 2000.
2. Мир природы и ребенок / Под ред. Л.М. Маневцовой, П.Г. Самору ковой. – СПб., 1998.
3. Николаева С.Н. Методика экологического воспитания дошкольников. — М., 2007.
4. Никонова Н. Лаборатория природы // Дошкольное воспитание. – 2004. — № 5. Рыжова Н.А. Развивающая среда дошкольных учреждений. М., 2003.
6. Рыжова Н.А. Экологическая тропинка // Дошкольное воспитание. – 2000. -№ 7.
Источник: poisk-ru.ru
Вопрос 3. Характеристика содержания знаний о природе в современных программах для дошкольных учреждений.
Наш анализ существующих специальных программ по экологическому образованию дошкольников показал, что по содержанию, целям и задачам их можно условно подразделить на три основные группы:
1. программы экологической (в основном биоэкологической) направленности
2. программы эстетико-культурно-экологической направленности
3. программы социально-экологической направленности.
Для программ первой группы характерно акцентирование внимания на вопросах классической экологии (ознакомлении е детей с некоторыми взаимосвязями живых объектов и окружающей среды, экосистемами и т.п.)
К ним можно отнести программы
«Юный эколог» — автор С.Н. Еиколаева
«Мы» — Н.Н. Кондратьева
«Экологическая дорожка» — А.В. Королева
«Наш дом – природа» — Н.А. Рыжова
Так ядром содержания программы «Мы» являются «знания о человеке в его связи с природой, другими людьми, представления о человеке и природе как высших ценностях, знания о гуманном отношении к живому и умения его осуществлять».
В каждом разделе программы представлены
— знания как основа экологического сознания,
— умения экологически ориентированных деятельностей
— опыт гуманного отношения к природе.
С.Н. Николаева в программе «Юный эколог» выделяет два аспекта содержания экологического воспитания:
— передачу экологических знаний,
— и их трансформацию в отношение.
Автор подчеркивает, что в основе содержания программы лежат «адаптированные на дошкольный возраст ведущие идеи экологии; организм и среда, сообщество живых организмов и среда, человек и среда»№. Программа состоит из двух подпрограмм:
«Экологическое воспитание дошкольников»
«Повышение квалификации работников ДОУ».
Основная цель программы Н.А. Рыжовой «Наш дом – природа» — воспитание с первых лет жизни гуманной, социально-активной, творческой личности, способной понимать и любить окружающий мир, природу и бережно относиться к ним.
Особое внимание в ней уделяется формированию
— целостного взгляда на природу и место человека в ней
— представлений об элементарных существующих в природе взаимосвязях.
— развитию представлений о самоценности природы
развитию эмоционально положительного отношения к ней
— выработке первых навыков экологически грамотного и безопасного поведения в природе и быту.
А.В. Королева подчеркивает, что в процессе освоения ее программы «Экологическая дорожка» дети получают
— основные понятия экологии
— овладевают элементарными приемами наблюдений в природе
— осваивают этические нормы отношения к живому
— учатся понимать и ценить красоту живой природы как источника творческого вдохновения.
Для второй группы программ характерен акцент на эстетическом и нравственном воспитании детей, вопросы самой экологии как бы отходят на второй план. Объекты природы рассматриваются с позиций «стихий» (огонь, вода, воздух, земля).
К данной группе прежде всего можно отнести программы:
— «Семицветик» — В.И. Ашиков, С.Г. Ашикова
— «Планета – наш дом» — И.Г. Белавина, Н.Г. Найденская
— «Мир вокруг нас» — Т.И. Попова
— Природа и художник» — Т.А. Копцева
Так, цель программы «Семицветик» — «способствовать становлению более совершенного человека в нравственном, мировоззренческом, творческом плане» Авторы выделяют следующие тематические блоки: «Планета Земля», «Небо», «Искусство», «Светочи».
Программа Т.И. Поповой «Мир вокруг нас» определена как «программа культурно-экологического образования и нравственного воспитания детей» и представляет собой адаптацию идей других программ подобного типа на региональном уровне.
Программа Т.А. Копцевой «Природа и художник» характеризуется блочно-тематическим планированием.: выделены блоки «Мир природы» «Мир животных», «Мир человека», «Мир искусства». Автор рассматривает мир природы как предмет пристального изучения и как средство эмоционально-образного воздействия на творческую деятельность детей.
Третья группа программ выделяется по преобладанию социальной направленности (социальной экологии, экономики, валеологии и т.п.)
В качестве примеров программ этой группы могут быть рассмотрены программы:
«Мы – земляне» — Н.Н. Вересова
«Надежда» — Т.В. Потапова
«Экономика и экология» — Л.М. Кларина
Так Л.М. Кларина в своей программе «Экономика и экология» отмечает, что данные разработки направлены на совершенствование экономического, экологического и социального сознания детей. Проблемы экономики и экологии увязываются автором через вопросы использования природных ресурсов и анализ потребностей человека. Многие детские сады используют в работе персонажей, придуманных автором – Гном Эконом, Фея Экологии.
Т.В. Потапова в программе «Надежда» наряду с вопросами в области окружающей среды большое внимание уделяет ознакомлению с правами человека, вопросами рационального природопользования. Полное название программы – «программа подготовки детей дошкольного возраста к обучению основам экологии, природопользования и правам человека»). Автор подчеркивает, что «при ознакомлении ребенка с окружающим миром… следует делать упор не столько на знания о предметах и явлениях, сколько на навыки бережного и неразрушающего обращения с ними и активное желание поступать… щадящим и сберегающим образом».
Источник: studfile.net
Теория и методика экологического воспитания
методическая разработка на тему
В статье рассказывается о целях, условиях и принципах экологического воспитания дошкольников в детском саду. Описываются методы экологического воспитания. Представлен краткий анализ программ экологического образования дошкольников.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Особенности экологического воспитания детей дошкольного возраста.
В настоящее время проблема экологического воспитания является актуальной. В современном обществе не сформировано экологическое сознание. Министерство образования РФ для решения данной проблемы требует включать в образовательный процесс формирование знаний экологического характера у дошкольников, начиная уже с младшего возраста.
Экологическое образование в дошкольном возрасте в первую очередь направлено на развитие гуманных чувств ребенка, накопление им эмоционально – положительного опыта общения с природой.
Экологическое образование дошкольников предполагает создание системы работы в детском саду, которая стала бы интересным, увлекательным процессом, как для детей, так и для взрослых.
Экология – это наука о взаимодействиях живых организмов друг с другом и окружающей средой.
Экологическое воспитание – это формирование осознанно правильного отношения детей к объекту природы. Целесообразно заниматься экологическим воспитанием детей с первых лет жизни.
Экологическое воспитание включает в себя интеллектуальный, эмоционально-эстетический и действенный аспекты. Все три аспекта взаимосвязаны, составляю нравственную основу, которая проявляется в поведении ребенка.
Экологическое воспитание ребенка предполагает:
- Воспитание гуманного отношения к природе (нравственное воспитание);
- Формирование системы экологических знаний и представлений (интеллектуальное развитие);
- Развитие эстетических чувств (умение увидеть и почувствовать красоту природы, восхититься ею, желание сохранить ее);
- Участие детей в посильной для них деятельности по уходу за растениями и животными.
Осознанно правильное отношение ребенка к природе строиться на элементарных знаниях экологического характера.
Экологическое знание — это сведения о взаимосвязи конкретных растений и животных со средой обитания, об их приспособленности к ней.
Процесс приобщения детей к экологической культуре происходит с раннего дошкольного возраста. Основополагающую роль в экологическом воспитании ребенка играют, как правило, все сферы дошкольного детства: семья, сверстники, различные типы образовательных учреждений. Влияние дошкольного учреждения на формирование экологических знаний может оказаться решающим.
Окружающая среда, ее правильная организация в ДОУ и умелое включение ребенка в активное взаимодействие с окружающим предметным и природным миром являются одним из условий эффективности формирования экологических знаний в условиях дошкольного учреждения. Эффективное влияние окружающей среды на личность ребенка в дошкольном образовательном учреждении в значительной степени зависит от способности педагогов организовать такую среду.
Опыт работы многих воспитателей российских ДОУ показывает, что в процессе экологического образования и воспитания дошкольников необходимо формировать структуру целостных знаний о единстве земли, воздуха, флоры и фауны, взаимосвязи и взаимозависимости человека с миром природы.
Для экологического воспитания в ДОУ необходимы следующие условия:
- создание в группе уголка живой и неживой природы;
- создание на территории дошкольного учреждения внешних природных зон – сад, огород, экологическая тропа, зона отдыха, «птичья столовая» и т.п.;
- взаимодействие с родителями с целью интеграции экологического воспитания с семейным воспитанием;
- организация исследовательской и природоохранной деятельности детей на основе сочетания посильного детского труда с игровыми ситуациями.
Такая форма организации исследовательской и природоохранной деятельности детей решает задачу формирования у детей понимания взаимосвязей всего живого и неживого в природе.
Задачами экологического воспитания являются:
- формирование у детей умений и навыков по уходу за растениями и животными;
- воспитание чувственно-эмоциональных реакций детей на окружающую среду;
- воспитание у детей заботливого отношения к природе путем целенаправленного общения их с окружающей средой;
- воспитание эстетических и патриотических чувств средствами природы.
В настоящее время существует целый ряд экологических программ для ДОУ. Большинство из них основано на формировании у дошкольников познавательного отношения к природе, трудовых умений и навыков, понимания значения труда как деятельности по удовлетворению потребностей живых существ; на воспитании интереса к труду и природе, бережного и заботливого отношения к природе, гуманно-деятельного отношения ко всему живому; на развитие эколого-эстетического видения природы, эстетического отношения к ней; на воспитание экологически целесообразного поведения в природе.
В работе с детьми по формированию экологической культуры важно знать следующие принципы экологического воспитания и образования дошкольников:
- принцип развивающего и воспитывающего характера знаний о природе (отбор знаний о природе должен производиться с учетом цели и задач экологического образования дошкольников, их возрастных возможностей);
- принцип научности в отборе содержания знаний. Нужно исходить из ведущих целей современного естествознания (идея многообразия природы, единства живого и неживого, взаимосвязи организма и среды обитания, приспособленности живого к условиям существования, изменчивости природы, сущности взаимодействия человека и природы) и научных понятий (растения и животные – живые существа; живое и неживое; рост и развитие; биоценоз и др.);
- принцип энциклопедичности в отборе содержания знаний;
- принцип учета характера системности знаний о природе на разных возрастных этапах;
- принцип доступности;
- краеведческий принцип в отборе материала;
- экологический подход к отбору знаний о природе;
- принцип концентричности в подаче и усвоении природоведческих знаний в дошкольном возрасте (усложнение материала от группы к группе).
Важной особенностью в экологическом воспитании дошкольников является организация эколого-развивающей среды, которая должна способствовать возникновению и развитию познавательных интересов ребенка, развитию его волевых качеств, эмоций и чувств, способствовать взаимопроникновению с природным окружением ребенка.
При организации эколого-развивающей среды необходимо учитывать:
- требования к подбору и размещению растений и животных уголка природы в соответствии с их биологическими особенностями;
- возможностью содержания объектов в условиях, приближенным к естественным;
- возрастными особенностями детей (своеобразием восприятия, уровнем развития и познавательной деятельностью, доступностью для наблюдений и труда);
- безопасностью объектов для жизни и здоровья детей, дидактической и воспитательной значимостью и др.
При организации работы по экологическому воспитанию дошкольников необходимо учитывать следующие методы:
- Наблюдение – ведущий метод экологического образования детей. Наблюдение обогащает чувственный опыт, формирует реалистические представления и понятия о природе, основы экологического сознания, эстетического видения мира природы, бережного и заботливого отношения ко всему живому.
- Использование иллюстративно-наглядного материала в экологическом образовании детей.
- Использование технических средств обучения (диапозитивов, диафильмов, кинофильмов, видеофильмов, компьютерных программ и др.) в системе эколого-педагогической работы.
- Труд как один из основных методов экологического образования детей.
- Использование элементарных опытов в системе экологической работы с детьми дошкольного возраста.
- Игра как метод экологического образования.
- Моделирующая деятельность как метод экологического образования детей.
- Рассказы воспитателя о предметах и явлениях природы, деятельности человека в ней.
- Составление природоведческой книги, ее использование для мотивации освоения экологических представлений, в воспитании у детей наблюдательности, интереса, любви и бережного отношения к природе, в обогащении эстетических впечатлений и чувств.
- Использование экологических сказок в формировании научного видения природы, в раскрытии сложных явлений, многообразия форм приспособления живых организмов к окружающей среде, воспитании ценностных ориентаций по отношению к объектам природы.
- Использование бесед как метода расширения, углубления, обобщения и систематизации знаний детей о природе.
Источник: nsportal.ru