Основные требования к составлению психокоррекционной программы:
• четко формулировать цели коррекционной работы;
• определить круг задач, которые конкретизируют цели коррекционной работы;
• выбрать стратегию и тактику проведения коррекционной работы;
• четко определить формы работы (индивидуальная, групповая или смешанная) с клиентом;
• отобрать методики и техники коррекционной работы;
• определить общее время, необходимое для реализации всей коррекционной программы;
• определить частоту необходимых встреч (ежедневно, 1 раз в неделю, 2 раза в неделю, 1 раз в две недели и т.д.);
• определить длительность каждого коррекционного занятия (от 10-15 мин в начале коррекционной программы до 1,5-2 ч на заключительном этапе);
• планировать формы участия других лиц в работе (при работе с семьей — подключение родственников, значимых взрослых и т.д.);
• реализовать коррекционную программу (необходимо предусмотреть контроль динамики хода коррекционной работы, возможности внесения дополнений и изменений в программу);
Организация психолого-педагогического сопровождения обучающихся с ОВЗ
По завершении коррекционных мероприятий составляется психологическое или психолого-педагогическое заключение о целях, задачах и результатах реализованной коррекционной программы с оценкой ее эффективности.
К основным требованиям (дополнение к первому списку):
1. выявление причин нарушений психического развития ребенка и обязательное проведение диагностического обследования с целью выбора правильного направления в дальнейшей коррекционной работе;
Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы.
2. оценка личностных особенностей ребенка с целью выбора соответствующих способов мотивации на проведение коррекционной работы, чтобы вызвать желание взаимодействовать, снять тревожность, повысить уверенность в себе и т. д.;
3. планирование основных этапов, форм, методов и средств коррекционной работы;
4. подготовка необходимых материалов и оборудования, отчетной документации.
Цели и задачи любой коррекционно-развивающей программы должны быть сформулированы как система задач трех уровней:
- коррекционного — исправление отклонений и нарушений развития, разрешение трудностей развития;
- профилактического — предупреждение отклонений и трудностей в развитии;
- развивающего — оптимизация, стимулирование, обогащение содержания развития.
Только единство перечисленных видов задач может обеспечить успех и эффективность коррекционно-развивающих программ.
Поможем написать любую работу на аналогичную тему
- Реферат Требования к содержанию и составлению коррекционных программ. От 250 руб
- Контрольная работа Требования к содержанию и составлению коррекционных программ. От 250 руб
- Курсовая работа Требования к содержанию и составлению коррекционных программ. От 700 руб
Источник: students-library.com
Индивидуальная образовательная программа обучающегося с ограниченными возможностями здоровья
Введение
Интерес к практической психологии в настоящее время велик и не случаен. Это связано прежде всего с тем, что ключевой задачей системы образования в нашей стране становится воспитание развитой, свободно мыслящего, творчески относящегося к жизни человека.
Конечно, решение сложных задач воспитания и обучения зависит в значительной степени от профессионального мастерства воспитателя, учителя. Но сейчас уровень этого мастерства во многом определяется психологической подготовкой педагога, его стремлением к сотрудничеству с психологами, работающими в учреждениях образования — детских садах, школах, лицеях, гимназиях, интернатах и пр.
Именно совместная деятельность педагога и психолога обеспечивает индивидуальный подход к ребенку на основе понимания его психологических особенностей, позволяет своевременно выявлять нарушения в психическом развитии и поведении ребенка и оказывать ему необходимую психолого-педагогическую помощь.
Один из наиболее сложных и ответственных видов совместной деятельности психолога и педагога — психологическая коррекция.
Психолого-педагогическая коррекция — это деятельность психолога и педагога, направленная на повышение возможностей ребенка в обучении, поведении, в отношении с другими людьми — детьми и взрослыми, на раскрытии его потенциальных творческих резервов.
Будущие воспитатели и педагоги должны хорошо представлять себе возможности коррекционно-развивающих программ, знать области их применения, уметь грамотно использовать коррекционные приемы и способы в практике воспитания и обучения детей.
Цель контрольной работы — изучить требования к коррекционно-развивающим программам.
Характеристика требования к составлению программ коррекции
Требования к программам определяются основными принципами психолого-педагогической коррекции: единство коррекции и развития, единство возрастного и индивидуального развития, единство диагностики и коррекции развития, деятельностный принцип осуществления коррекции, подход к каждому ребенку как к одаренному. Единство коррекции и развития определило название программ как коррекционно-развивающих.
Коррекционно-развивающая программа разрабатывается и осуществляется в совместной деятельности детского (школьного) психолога и педагога (воспитателя, учителя). Психолог на основе психологического обследования детей (психодиагностики) или психологического анализа какой-либо педагогической ситуации формулирует рекомендации. Эти рекомендации реализуются в работе с детьми педагогами и родителями при взаимодействии с психологом и при активной роли самого ребенка.
Рекомендации по коррекции психического развития ребенка эффективны лишь тогда, когда они даются в контексте понимания целостной личности, в совокупности всех ее качеств и свойств. С.Л. Рубинштейн в целостную структуру личности включал:
· направленность (потребности, мотивы, цели, интересы, идеалы, убеждения, мировоззрение, установки);
· способности (общие, специальные, одаренность, талант);
· характер (отношение к себе, к людям, к миру, волевые качества).
При этом необходимо иметь в виду, что стержнем личности является ее мотивационная сфера. Строение и характер любых психических качеств во многом зависят от направленности личности человека, от их связи с остальными его свойствами и от функции, которую эти свойства исполняют в общей системе поведения человека. У ребенка структура личности только формируется, компоненты, ее составляющие, развиваются неравномерно, коррекционные программы и призваны создавать условия для сбалансированного развития отдельных структурных компонентов личности как целостности.
При этом может идти работа как с самим ребенком по коррекции его отдельных психологических образований, так и с условиями жизни, воспитания и обучения, в которых находится ребенок.
Коррекционная работа должна строиться не как простая тренировка умений и навыков, не как отдельные упражнения по совершенствованию психологической деятельности, а как целостная осмысленная деятельность ребенка, органически вписывающаяся в систему его повседневных жизненных отношений. В дошкольном возрасте универсальной формой коррекции является игра. Игровая деятельность может быть с успехом использована как для коррекции личности ребенка, так и для развития его познавательных процессов, речи, общения, поведения. В школьном возрасте такой формой коррекции является особым образом организованная учебная деятельность, например с помощью метода поэтапного формирования умственных действий. И в дошкольном, и в младшем школьном возрасте эффективны такие коррекционно-развивающие программы, которые включают детей в разнообразную творческую деятельность — изобразительную, игровую, литературную, трудовую и пр.
Очень важно, чтобы коррекция развития носила опережающий, предвосхищающий характер. Она должна стремиться не к упражнению и совершенствованию того, что уже есть, что уже достигнуто ребенком, а к активному формированию того, что должно быть достигнуто ребенком в ближайшей перспективе в соответствии с законами и требованиями возрастного развития и становления личностной индивидуальности. Иными словами, при разработке стратегии коррекционной работы нельзя ограничиться сиюминутными потребностями в развитии, а необходимо учитывать и ориентироваться на перспективу развития. Ценность коррекционной программы развития в том, что она дает возможность ребенку ощутить себя перспективным в той деятельности, которая является для него личностно значимой.
При разработке коррекционно-развивающих программ следует понимать, что каждый детский сад, школа, интернат, детский дом, любое учебно-воспитательное детское учреждение имеет свои особенности, которые, так или иначе, оказывают влияние на развитие ребенка. Поэтому специфика конкретных задач и формы проведения коррекционной работы зависят от типа детского учреждения.
При разработке программ психолого-педагогической коррекции важно отличать трудности, возникающие в связи с различного рода нарушениями и отклонениями в развитии ребенка и поэтому подлежащие коррекции, от проблем, связанных со «сверхтребованиями», которые предъявляют родители и нередко педагоги к детям без учета психологических особенностей возраста и возможных индивидуальных вариантов проживания этого возраста тем или иным ребенком.
Примерами сверхтребовательности к детям дошкольного возраста могут служить жалобы родителей на неорганизованность, упрямство, непослушание, невнимательность ребенка. Но дети в этом возрасте еще не обладают достаточно развитым умением произвольно и целенаправленно строить свою деятельность и поэтому нарушают жесткие требования режима жизни и деятельности. Неоправданные требования предъявляются и младшим школьникам. Ориентация родителей на сверхдостижения ребенка объясняется непониманием ими возрастных и индивидуальных особенностей сына или дочери, психолого-педагогической безграмотностью, низким уровнем родительской компетентности и пр. Во всех этих и подобных случаях основной задачей коррекции становится просвещение родителей в области закономерностей психического развития ребенка, с тем чтобы повысить степень понимания и принятия ребенка и улучшить детско-родительские отношения.
Источник: studbooks.net
ТРЕБОВАНИЯ К СОСТАВЛЕНИЮ ПСИХОКОРРЕКЦИОННЫХ ПРОГРАММ
С проблемой составления психокоррекционных программ сталкиваются большинство практикующих психологов, а также студентов обучающихся по разным гуманитарным на- правлениям. Это связано, во-первых, с отсутствием единого подхода к «психолого- педагогической коррекции» как практическому виду деятельности педагога-психолога. Ис- следователи используют разнообразные трактовки: «психокоррекция», «коррекционная дея- тельность», «психолого-педагогическая коррекция», «диагностико-коррекционная работа». Во-вторых, чаще всего коррекцию связывают с исправлением органических нарушений и какой-либо патологии. Обусловлено это тем, что термин «коррекция психического развития» как «совокупность педагогических воздействий, направленных на исправление недостатков в развитии ребенка» впервые был употреблен в дефектологии, а затем был перенесен в область нормального развития.
Р. В. Овчаровой отмечает, что дифференцировать коррекцию нормального и аномального развития. Первая осуществляется психологом, а вторая – специальным психологом, дефекто- логом, психиатром и психоневрологом. Психолог осуществляет коррекцию нормального раз- вития в случаях его временной задержки, социально-педагогической запущенности и других девиаций, вызванных социально-психологическими и педагогическими причинами [3].
В-третьих, психолого-педагогическая коррекция в настоящий момент является методи- чески слабо разработанной. Ее описание разбросано по многочисленным источникам, что делает их малодоступными для системного использования. В связи с этим хотелось бы отме- тить, что в данной статье речь идет об области психологической помощи нормально разви- вающимся детям.
Детям, которые не имеют медицинских противопоказаний к обучению по общеобразовательным программам, в общем потоке. Но в то же время характеризуются пе- дагогической запущенностью, парциальными недостатками развития, функциональными от- клонениями в состоянии здоровья. Проблемы этих детей не носят органического характера. Они обусловлены недостатками воспитания, ущербной средой дошкольного развития. В пе- дагогике за такими детьми закрепилось определение «дети риска школьной дезадаптации», или просто «дети группы риска».
Под психологической коррекцией понимается определенная форма психолого- педагогической деятельности по исправлению таких особенностей психического развития, которые по принятой в возрастной психологии системе критериев не соответствуют гипоте- тической «оптимальной» модели этого развития, норме или, скорее, возрастному ориентиру как идеальному варианту развития ребенка на той или иной ступени онтогенеза [6].
Исходя, из понимания психолого-педагогической коррекции как «создания оптимальных возможностей и условий для психического развития в пределах нормы» в отечественной психологии выделяют следующие три основных направления и области постановки коррекционных целей:
1. Оптимизация социальной ситуации развития.
2. Развитие видов деятельности ребенка.
3. Формирование возрастно-психологических новообразований.
Еще Л. С. Выготский указывал, что в качестве основного содержания коррекционной ра- боты необходимо создание зоны ближайшего развития личности и деятельности ребенка. Поэтому психолого-педагогическая коррекция должна строиться как целенаправленное фор- мирование психологических новообразований, составляющих сущностную характеристику возраста. В связи с этим, при определении целей и задач коррекции необходимо исходить из понимания той уникальной роли, которую играет данный конкретный период возрастного развития, ставить задачу, адекватную потенциалу развития на данном этапе онтогенеза, цен-
Требования к составлению психокоррекционных программ
ности данного возраста в целостном поступательном процессе становления личности. Реали- зация потенциальных возможностей каждой возрастной стадии развития является основной формой профилактики возникновения отклонений или недостатков в развитии на последую- щих возрастных ступенях [6].
Итак, основная цель коррекционной работы в пространстве нормального детства – спо- собствовать полноценному психическому и личностному развитию ребенка. Основная зада- ча – психолого-педагогическая коррекция отклонений в психическом развитии ребенка (ин- теллектуальном, эмоциональном, мотивационном, поведенческом, волевом, двигательном и пр.) на основе создания оптимальных психолого-педагогических условий для развития твор- ческого потенциала личности каждого ребенка.
В положении о конкурсе программ 2011 года педагогов-психологов дается следующее определение психолого-педагогической программе – это комплекс взаимосвязанных психо- лого-педагогических мероприятий, направленных на достижение целей обучения, воспита- ния и развития, реализация которых ограничена конкретными временными рамками [5].
При этом психокоррекционные программы, психолого-педагогические программы, раз- вивающие программы и т. д. рассматриваются нами как синонимы, так как все они связаны с коррекционным воздействием или исправлением таких особенностей психического развития, которые по принятой в возрастной психологии системе критериев не соответствуют гипоте- тической «оптимальной» модели этого развития.
Интегрировав имеющиеся в нашем распоряжении материалы, отражающие взгляды и опыт различных исследователей и авторов психокоррекционных программ, мы разработали методические рекомендации к разработке программ. Структура программы психологиче- ской коррекции для детей с нормальным уровнем развития, по нашему мнению, должна включать следующие составляющие:
1. Цель программы – формулируется в зависимости от того, на какую сферу психиче- ской деятельности, на формирование каких функций, процессов, состояний, вида деятельно- сти направлено коррекционное воздействие, какого результата планирует достичь педагог- психолог.
Следует отметить, что цели коррекции должны формулироваться в позитивной, а не в негативной форме. Определение целей коррекции не должно начинаться со слова «не», не должно носить запретительного характера, ограничивающего возможности личностного раз- вития и проявления инициативы клиента. Негативная форма определения целей коррекции представляет собой описание поведения деятельности, личностных особенностей, которые должны быть устранены, описание того, чего не должно быть.
2. Основная концепция (концепции) в рамках которой осуществляется психолого- педагогическая коррекция. Программа коррекционной работы должна быть психологически обоснованной. Успех коррекционной работы зависит прежде всего от правильной, объективной, комплексной оценки результатов диагностического обследования. Коррек- ционная работа должна быть направлена на качественное преобразование различных функций, а также на развитие различных способностей клиента.
3. Принципы психологической коррекции – представляют собой законы (правила), с уче- том которых строится психокоррекционное воздействие. При формулировке принципов исполь- зуются теоретико-методологические подходы, разработанные в психолого-педагогической науке (концепции, теории, положения).
Составляя различного рода коррекционные программы, необходимо опираться на следующие принципы [4]:
· Принцип системности коррекционных, профилактических и развивающих задач.
· Принцип единства коррекции и диагностики.
· Принцип приоритетности коррекции каузального типа.
· Деятельностный принцип коррекции.
· Принцип учета возрастно-психологических и индивидуальных особенностей клиента.
· Принцип комплексности методов психологического воздействия.
О. В. Булатова
· Принцип активного привлечения ближайшего социального окружения к участию в кор- рекционной программе.
· Принцип опоры на разные уровни организации психических процессор.
· Принцип программированного обучения.
· Принцип возрастания сложности.
· Принцип учета объема и степени разнообразия материала.
· Принцип учета эмоциональной сложности материала.
Можно выделить и другие принципы, в частности речь идет о специфических принци- пах, отражающих специфику программы и зависящих от творческой задумки автора. Но мы не преследуем глобального охвата данной проблемы.
4. Задачи программы – конкретизируют цель программы. В них отражается принцип системности коррекционных, профилактических и развивающих задач, который указывает на необходимость присутствия в любой программе задач трех видов: коррекционных, профилактических и развивающих. При определении задач коррекционно-развивающей про- граммы нельзя ограничиваться лишь актуальными на сегодняшний день проблемами и сию- минутными трудностями развития ребенка, а нужно исходить из ближайшего прогноза раз- вития.
5. Организация занятий. Здесь нужно продумать такие моменты: количество и возраст участников, примерное количество занятий (определение общего времени, необходимого для реализации всей коррекционной программы), их регулярность и продолжительность, требо- вания к помещению и оборудованию.
М. Р. Битянова отмечает, что предпочтительной является интенсивная форма ведения за- нятий. Большим эффектом будет обладать цикл из 10–12 встреч, проведенных в течение 4–5 недель, чем более длительная работа, растянутая на всю четверть. Цикл работы с данной кон- кретной группой школьников не должен быть очень длительным (не более 15–20 занятий). Длительность занятий и размер группы зависит от возраста детей, но в любом случае они должны позволять организовывать собственно групповую совместную деятельность и созда- вать возможность для эмоциональных межличностных контактов всех членов группы [1, 2].
6. Направления (блоки) коррекционного воздействия – здесь указывается, на какие психические функции, процессы или виды деятельности детей направленно коррекционное воздействие (обычно 2–4 направления). В каждом направлении или блоке определяется цель.
А. А. Осипова описывает психокоррекционный комплекс следующим образом:
2. Установление продуктивного контакта с клиентом.
4. Блок оценки эффективности коррекционных воздействий.
Диагностический блок. Его цель – диагностика особенностей развития личности, выяв- ление факторов риска, формирование общей программы психологической коррекции.
Установочный блок. Его цель – побуждение желания взаимодействовать, снятие тревож- ности, повышение уверенности клиента в себе, формирование желания сотрудничать с пси- хологом и что-либо изменить в своей жизни.
Коррекционный блок. Его цель – гармонизация и оптимизация развития клиента, пере- ход от отрицательной фазы развития к положительной, овладение способами взаимодействия с миром и самим собой, овладение определенными способами деятельности.
Блок оценки эффективности коррекционных воздействий. Его цель – изменение психо- логического содержания и динамики реакций, способствование появлению позитивных по- веденческих реакций и переживаний, стабилизация позитивной самооценки [4].
Необходимо отметить, что в каждом блоке описывается общее количество отведенных коррекционных мероприятий, их структура (если конечно она меняется), раскрываются ком- поненты занятия.
М. Р. Битянова предлагает ввести единую универсальную структуру группового занятия с детьми в рамках школьной психологической практики. В ее представлении структура
Требования к составлению психокоррекционных программ
Ритуалы приветствия – прощания являются важным моментом работы с группой, позво- ляющим сплачивать детей, создавать атмосферу группового доверия и принятия, что, в свою очередь, чрезвычайно важно для плодотворной работы. Ритуалы могут быть придуманы са- мой группой в процессе обсуждения, могут быть предложены психологом. Первый вариант, конечно, предпочтительнее, но в практике работы в начальной школе чаще реализуется вто- рой. Ритуал предлагается и исполняется в первый раз уже на первом занятии, и задача взрос- лого – неукоснительно выполнять его каждую встречу, наблюдая за тем, чтобы в него были включены все дети. Желательно, чтобы в ходе развития группы контроль над исполнением ритуала перешел к членам самой детской или подростковой группы.
Разминка является средством воздействия на эмоциональное состояние детей, уровень их активности, выполняет важную функцию настройки на продуктивную групповую дея- тельность. Разминка может проводиться не только в начале занятия, но и между отдельными упражнениями в случае, если психолог видит необходимость как-то изменить актуальное эмоциональное состояние детей. Соответственно, разминочные упражнения необходимо вы- бирать с учетом актуального состояния группы и задач предстоящей деятельности. Опреде- ленные разметочные упражнения позволяют активизировать детей, поднять их настроение, другие, напротив, направлены на снятие эмоционального чрезмерного возбуждения.
Рефлексия занятия предполагает ретроспективную оценку занятия в двух аспектах: эмо- циональном (понравилось – не понравилось, было хорошо – было плохо и почему), и смысло- вом (почему это важно, зачем мы это делали). Рефлексия прошлого занятия предполагает, что дети вспоминают, чем они занимались в последний раз, что особенно запомнилось, зачем они это делали. Психолог предлагает вспомнить, с кем они обсуждали эти упражнения после встречи, показывали ли другим людям, и что из этого получилось, объясняет, как это могло помочь им в учебе или общении вне занятий. Рефлексия только что прошедшего занятия пред- полагает, что дети сами или с помощью взрослого отвечают на вопрос, зачем это нужно, как это может помочь в жизни, дают эмоциональную обратную связь друг другу и психологу.
Конечно, предлагаемая структура занятия может быть изложена только в самом общем виде, так как ее конкретное наполнение зависит от уровня рефлексии детей, их открытости, зрелости самой группы и опыта ведущего. Вместе с тем соблюдение кажется нам важным условием эффективной работы с детьми.
7. Этапы психолого-педагогической коррекции – отражают динамику психокоррек- ционного процесса, относительно законченные периоды, в течение которых реализуются те или иные задачи.
8. Планирование психологической коррекции – данная часть программы предполага- ет планирование коррекционно-развивающих занятий, примером которого может быть сле- дующая форма:
Направления
Методы и приемы коррекционного воздействия
Виды мотивационной направленности
Источник: znanio.ru