К основным показателям производственной программы относятся

Производственная программа является основой хозяйственной деятельности предприятия. Она представляет собой систему показателей, отражающих перечень и объемы производства и реализации продукции, работ, услуг по заказам и договорам потребителей в плановом периоде.

Производственная программа – это форма планирования результатов производственной деятельности предприятия, которые могут выступать в форме продукции, работ, услуг.

Продукт– это изделие, получаемое из исходного сырья и материалов определенным технологическим способом, в результате которого свойства исходного материала полностью исчезают, а продукт приобретает самостоятельную потребительскую ценность. Услуга (работа) представляет собой вид деятельности, который не имеет натурально-вещественной формы (перевозка, расфасовка, ремонт, реклама и т.п.).

По степени готовности результаты производства подразделяются на:

незавершенное производство

полуфабрикаты

готовые изделия

Номенклатурахарактеризует планируемые в отдельности укрупненные виды продукции предприятия. Ассортиментотражает разновидности продукции в рамках отдельного наименования.

Основные направления изменения технологических показателей НДТ

Производственная программа формируется на основе перспективного плана выпуска продукции, разработанного на основе проведения маркетинговых исследований, изучения конъюнктуры рынка и определения объема продаж.

При разработке производственной программы применяются натуральные, условно-натуральные, трудовые и стоимостные показатели.

Натуральные показатели,производящие оценку объемов выпуска продукции в физических единицах измерения, позволяют характеризовать производственную специализацию предприятия и его долю на рынке. Условно-натуральные показатели позволяют разнородную, но имеющую конструктивно-технологическое сходство, продукцию привести к одному виду, принятому за базу.

В основе трудовых измерителей объема производства лежит оценка трудоемкости производственной программы, отражающей затраты времени (нормо-час, человеко-час) на обеспечение планируемого объема выпуска продукции. Такой подход в основном используется в системе внутрипроизводственного планирования.

Более универсальный характер имеют стоимостные показатели производственной программы предприятия. К стоимостным показателям производственной программы относятся объем товарной, реализованной и валовой продукции. Товарная продукция включает стоимость готовых изделий, полуфабрикатов собственного производства, продукции вспомогательных и подсобных производств, предназначенных для реализации на сторону, а также на нужды своего капитального строительства и непромышленных подразделений предприятия, а также стоимость работ.

Креализованной относится продукция, отгруженная потребителям (включая продукцию, сданную по акту заказчикам на месте), выполненные работы и услуги, принятые заказчиком, если в учетной политике предприятия реализация принята по факту отгрузки, либо отгруженная и оплаченная продукция, работы и услуги.

16 ключевых финансовых показателей бизнеса. За чем следить в первую очередь? @predprinimatel22

Валовая продукцияхарактеризует весь объем выполненной работы за определенный период времени (месяц, квартал, год). В состав валовой продукции входит товарная продукция и изменение остатков незавершенного производства за расчетный период.

29. Производственная мощность: понятие и виды, методика расчета.

Производственная мощность предприятия– это максимально возможный объем выпуска продукции в номенклатуре и ассортименте, предусмотренных планом продаж, при полном использовании оборудования и площадей, с учетом прогрессивной технологии, передовой организации труда и производства.

Оценка производственной мощности предприятия направлена на решение следующих задач:

формирование производственной программы, обеспечивающей полное использование оборудования;

выявление «узких» мест в производственной структуре предприятия

поиск «широких» мест, т.е. производственных подразделений, возможности которых превышают потребности производственной программы. Это приводит к нерациональному использованию ресурсов предприятия и росту себестоимости продукции.

Размер производственной мощности предприятия определяется следующими факторами:

Читайте также:
Задача завершена с ошибкой имя задачи обновление баз программы

количеством и производительностью оборудования; техническим уровнем оборудования, степенью его износа; прогрессивностью применяемых технологий; качеством сырья и материалов, ритмичностью их поставки; степенью специализации; уровнем организации производства и труда; эффективностью системы управления.

В процессе планирования различают входную, выходную и среднегодовую мощность предприятия. Входная мощность определяется по наличному оборудованию на начало планового периода. Выходная мощность – это ее значение на конец планового периода, рассчитываемое исходя из входной мощности, ввода и выбытия мощностей в плановом периоде.

Среднегодовая мощность (Мсг) рассчитывается по формуле:

, (9.8)

где Мвх – мощность входная; Мвв – прирост мощностей;

Мвб – сокращение мощностей; Тоб – число месяцев работы оборудования, обеспечивающего прирост и сокращение мощностей соответственно, в плановом периоде.

Производственная мощность предприятия определяется по мощности ведущих цехов, участков, агрегатов с учетом мер по ликвидации «узких» мест.

Для оценки эффективности использования производственной мощности предприятия используются следующие показатели:

1. Коэффициент использования мощности:

kм = ППпр / Мпр, (9.15)

где ППпр – производственная программа предприятия;

Мпр – производственная мощность предприятия.

2. Коэффициент пропорциональности мощностей:

kпр = Мц / Мпр,(9.16)

где Мц – мощность цеха.

Эффективность использования производственной мощности предприятия зависит от многих факторов:

· наличия платежеспособного спроса на продукцию;

· номенклатуры и ассортимента продукции;

· состояния производственно-технической базы предприятия;

характера инвестиционной деятельности предприятия, его политики технического перевооружения;

· уровня организации производства; качества производственного менеджмента и др.

Источник: allrefrs.ru

Показатели производственной программы

Основными показателями производственной программы являются:

• номенклатура, содержащая наименование продукции с указанием количества, качества и сроков сдачи;

• валовая продукция [1].

Приведенные выше показатели приводятся в учебнике Сафронова. Однако другие авторы отмечают еще ряд показателей. Например: Объем реализованной продукции, а также нормативную чистую продукцию.

Объем реализованной продукции – используется для оценки результатов хозяйственной деятельности. Он отражает общий объем продукции, поступившей в народнохозяйственный оборот в данный период и оплаченной потребителем.

Он определяется как алгебраическая сумма объема изготовленной в этом периоде товарной продукции Т, остатков нереализованной продукции (в оптовых ценах предприятия), имевшихся на предприятии на начало года Р и на конец данного перила (года) Р и остатков отгруженных товаров, по которым срок оплаты наступил, а также товаров, находящихся на ответственном хранении у покупателей на начало Т и на конец периода Т.

Р = Т + ( Р — Р ) + ( Т + Т ) (1)

В объем реализуемой продукции, включаются также изделия, вырабатываемые из сырья и материалов заказчика, оплачиваемых предприятием — изготовителем, в том числе стоимость сырья, материалов, оплаченных изготовителем.

Не включаются в объем реализуемой продукции:

• Стоимость внутризаводского оборота, то есть стоимость изделий собственного производства, идущих на дальнейшую переработку внутри данного предприятия.

• Выручка от непромышленной деятельности.

План по объему реализуемой продукции считается выполненным только при условии выполнения заданий и обязательств по поставкам продукции в установленных номенклатуре и ассортименте в соответствии с заключенными договорами и заказами внешнеторговых организаций[ 4 ].

Определенные на основе расчетов размеры выпуска продукции в натуральном выражении еще нельзя рассматривать как реальное задание по ее производству, т.е. как производственную программу. Выпуск планируемого объема продукции предполагает наличие соответствующих производственных мощностей [1 c.294].

Читайте также:
Музыкальный редактор это программа

Товарная продукция — готовая продукция, прошедшая все стадии обработки, удовлетворяющая требованиям ГОСТ и ТУ, принятая службой технического контроля качества, упакованная к отправке, сданная на склад поставщика и снабженная сдаточной документацией;

В состав товарной продукции в действующих и сопоставимых оптовых ценах предприятия включается стоимость продукции, входящей в состав валовой продукции, за исключением:

1. Изменение остатков полуфабрикатов собственного производства, а также изменения остатков продукции вспомогательных цехов (специнструментов, штампов, моделей, приспособлений и т. д.);

2. Изменения остатков незавершенного производства. Следует обратить внимание, что изделия, выработанные из сырья и материалов заказчика, включаются в товарную продукцию в действующих ценах с включением стоимости сырья и материалов заказчика только в том случае, если они оплачены предприятием-изготовителем.

Объем товарной продукции (Т) — часть произведенной предприятием и предназначенной для реализации потребителям продукции. Определяется:

Т = Т1 + Т2 + Т3 + Ф +Т4 , (2)

Т1 — стоимость готовых (комплектных) изделий, реализованных на сторону;

Т2 — стоимость полуфабрикатов своего производства и продукции вспомогательных цехов для поставки на сторону,

Т3 — стоимость продукции и полуфабрикатов, поставляемых своему капитальному строительству и непромышленным хозяйствам своего предприятия,

Ф — стоимость оборудования, инструмента, приспособлений и т.д. общего назначения собственных производств, зачисляемых в основные средства данного предприятия,

Т4 — стоимость услуг и работ промышленного характера, выполняемых по заказам со стороны или для непромышленных хозяйств и организаций своего предприятия, включая выполненные работы по капитальному ремонту и модернизации оборудования и транспортных средств своего предприятия [9].

Незавершенным производством считается продукция, не законченная изготовлением в отдельных цехах, а также продукция, законченная производством, но не проверенная ОТК и не сданная на склад готовых изделий.

Стоимость прироста (убыли) незавершенного производства в оптовых ценах определяется на основе данных прямого учета незавершенного производства в натуральном выражении и прямой оценки в оптовых ценах. В зависимости от конкурентных условий методами прямого учета могут быть инвентаризация остатков незавершенного производства или подетально- пооперационный учет.

Валовая продукция — продукция всех видов и качества, выпускаемая предприятием вне зависимости от степени ее готовности. В объем валовой продукции включают также выполненные работы промышленного характера и производственные услуги.

Объем валовой продукции (ВП) включает весь объем работ, намеченный к выполнению в данном плановом периоде;

Определяется по следующей формуле:

ВП = ТП – НП + НК, (3)

где НП, НК – остатки незавершенного производства, полуфабрикатов и инструмента своего производства на начало и конец планового периода;

ТП – товарная продукция.

В общем виде объем валовой продукции (В) в стоимостном выражении определяется как сумма товарной продукции (Т) и разности остатков незавершенного производства, инструмента и приспособлений на начало и конец планируемого (отчетного) периода:

В = Т + ( Нк – Нн ) + ( Ик –Ин ), (4)

Нн и Нк – стоимость остатков полуфабрикатов собственного изготовления, остатков незавершенного соответственно на начало и конец данного периода (год).

Читайте также:
Как создаются антивирусные программы

Ин и Ик – стоимость остатков инструмента специального назначения и приспособлений собственного изготовления соответственно на начало и конец данного периода.

Валовая продукция предприятия исчисляется «заводскому методу», то есть не включает повторный счет продукции отдельных чехов, предназначенной для последней переработки (использования) внутри данного предприятия.

Валовой оборот предприятия (В) определяется как сумма стоимости валовой продукции, производимой всеми цехами данного предприятия.

В = В + В + В + В + … + В = В, (5)

В валовой оборот включается вся продукция цехов независимо от степени ее готовности. Валовой оборот отличается от валовой продукции тем, что включает повторный счет стоимости полуфабрикатов, подлежащих дальнейшей переработке в рамках предприятия, то есть валовой оборот больше валовой продукции В на сумму внутризаводского оборота В.

Чистая продукция характеризует вновь созданную стоимость. Показатель нормативной чистой продукции используется для определения темпов роста физического объема производства, производительности труда, планирования фонда заработной платы и контроля за его использованием.

Норматив чистой продукции представляет собой часть оптовой цены изделия, включающую заработную плату, отчисления на социальное страхование и прибыль. Норматив чистой продукции (Ч) на конкретное изделие равен:

ЗП — заработная плата (основная и дополнительная) рабочих, включая отчисления на социальное страхование в проектируемой ( плановой ) калькуляции себестоимости единицы продукции,

К — коэффициент, характеризующий отношение заработной платы персонала, занятого обслуживанием и управлением, к заработной плате производственных рабочих данного предприятия,

П — прибыль, подлежащая включению в цену и норматив чистой продукции. Рассчитывается по нормативам рентабельности, утвержденным по прейскурантам продукции по отношению к себестоимости за вычетом прямых материальных затрат (стоимости используемых сырья, топлива, энергии, материалов, полуфабрикатов, комплектующих изделий).

Объем нормативной чистой продукции в планах и отчетах предприятия определяется прямым счетом :

1. По готовой продукции и другой продукции, планируемой в натуральном выражении – путем умножения объема производства в натуральном выражении по каждому виду изделия на норматив чистой продукции;

2. По продукции, планируемой и учитываемой только в стоимостном выражении – путем умножения ее объема в оптовых ценах (сметной стоимости ) на утвержденный по каждой группе и виду продукции нормативный коэффициент чистой продукции. Указанные нормативные коэффициенты характеризуют отношение объема чистой продукции к стоимости соответствующей продукции, исчисленной в оптовых ценах;

3. По незавершенному производству продукции с длительным циклом изготовления – путем умножения изменения остатков незавершенного производства на нормативный коэффициент чистой продукции и прямым счетом по каждому виду продукции с последующим сложением результатов. Общий объем нормативной чистой продукции по объединению определяется на основе данных, входящих в состав производственных объединений, единиц и отдельных предприятий [ 7 ].

Удельно чистая продукция предприятия ( Ч ) определяется как разность между товарной продукцией в оптовых ценах предприятия и материальными затратами на производство М, за исключением сумм амортизационных отчислений:

Состав материальных затрат, исключаемых при расчете условно чистой продукции, такой же, как при определении показателя чистой продукции. Показатель условно-чистой продукции используется главным образом для аналитических целей при расчете общей эффективности производства [ 8 ].

Источник: kazedu.com

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru