Авторские права — интеллектуальные права на произведения (науки, литературы и искусства и т. д.).
К ним относятся:
- исключительное право на произведение;
- право считаться автором;
- право на неприкосновенность произведения (никто не может вносить изменения без спроса);
- право обнародовать произведения под своим именем, псевдонимом или анонимно.
Объектами авторских прав становятся произведения независимо от их достоинств и назначения, а также от способа выражения, например:
- литературные произведения;
- драматические и музыкально-драматические произведения;
- хореографические произведения и пантомимы;
- музыкальные произведения (с текстом или без);
- произведения живописи, скульптуры, графики, дизайна, графические рассказы, комиксы и другие произведения изобразительного искусства;
- произведения декоративно-прикладного и сценографического искусства;
- произведения архитектуры, градостроительства и садово-паркового искусства, в том числе проекты, чертежи, изображения и макеты;
- фотографии;
- географические и другие карты;
- программы для ЭВМ, которые охраняются как литературные произведения.
- Авторские права распространяются даже на часть произведения, на его название или отдельного персонажа.
Пример употребления на «Секрете»
«Владелец популярной игры Angry Birds подал в суд на маркетплейс Wildberries, обвинив компанию в нарушении авторских прав из-за продажи товаров с изображением «сердитых птиц». В ретейлере считают, что отвечать за это должны сами продавцы, а не посредник. Суд уже обязал Роскомнадзор ограничить доступ к ссылкам».
Объекты авторских прав Елена Гринь
Нюансы
Не защищаются авторскими правами:
- официальные документы, в том числе законы, другие нормативные акты, судебные решения и т. п.;
- государственные символы и знаки, например флаги, гербы, ордена, денежные знаки;
- произведения народного творчества (фольклор), не имеющие конкретных авторов;
- сообщения, имеющие исключительно информационный характер (сообщения о новостях дня, программы телепередач, расписания движения транспортных средств и т. п.).
Кроме того, авторские права не распространяются на идеи, методы, процессы, системы, способы, концепции, принципы, открытия, факты, решения технических, организационных или иных задач, языки программирования, геологическую информацию о недрах.
С развитием цифровизации появляются новые сложности в вопросах правообладания. Например, аккаунты в социальных сетях формально не относятся к какому-либо виду имущества, но они могут содержать результаты интеллектуальной деятельности: фото, видео, литературные произведения.
Договоры коммерческой концессии или лицензионные договоры могут устанавливать условие о предоставлении доступа к аккаунту как к объекту авторских прав — к такому выводу пришёл Суд по интеллектуальным правам. Но это касается бизнес-аккаунтов. С аккаунтами блогеров дела обстоят сложнее: хотя они и используются для получения дохода, но по своему содержанию являются личными.
Аркадий Хофманн. АВТОРСКИЕ ПРАВА
История
Впервые закон об авторском праве появился в 1710 году в Англии, он назывался «Статут королевы Анны». Благодаря ему автор получал право на охрану опубликованного произведения.
В России авторское право законодательно регулируется с 1828 года. Действующие нормы авторского права содержатся в Гражданском кодексе РФ. За нарушения предусмотрена также уголовная ответсвенность.
Практика
Распространённая ситуация: вы опубликовали у себя на страничке в соцсети фотографии, а через несколько дней обнаружили эти фото в рекламе какого-то бренда. Вашего разрешения на это никто не спрашивал — компания просто взяла снимки, использовала их по своему усмотрению и теперь с их помощью зарабатывает деньги.
Даже если на снимке изображены не вы, а пляж, пальмы и море, вы имеете право требовать удаления фотографии, сделанной вами. Если источник не идёт вам навстречу, то вы можете получить компенсацию через суд. Также мы рассказывали, как защитить от кражи свой сайт и бизнес-идею. Если владелец сайта обнаружил, что его сайт скопировали, он может обратиться в суд за защитой своей интеллектуальной собственности.
Проблемой остаётся так называемый пиратский бизнес — рынок тех, кто зарабатывает на ворованных фильмах, книгах и музыке. Отдельный [антипиратский закон] (http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_148497/) появился в России в 2013 году.
Правообладатели впервые получили возможность в судебном порядке блокировать пиратское видео в интернете. Годом позже механизм распространили на музыку, книги и софт. В мае 2015 года ввели вечную блокировку сайтов, где нелегальные копии размещались не менее двух раз.
Но все доступные сейчас меры по борьбе с пиратством эффективны лишь для защиты премьер и эксклюзивов. Глобально победить явление не удаётся — на каждую антипиратскую меру находится ответ.
Факт
Программный код — объект только авторского права, а дизайн сайта, как и весь проект, может быть объектом исключительного права, если его зарегистрировали соответствующим образом. А вот идея сама по себе законом не защищена — защищён только результат или способ её реализации.
Мнение
Основатель Пиратской партии России Станислав Шакиров считает, что защита авторских прав связана с ограничениями прав пользователей на приватность, а именно с необходимостью контролировать, «слушать» трафик, чтобы понять, откуда и что было скачано.
«Получается, не может быть никакой тайны связи и переписки, — отмечает Шакиров. — Более того, у каждого компьютера надо посадить мента. То есть соблюсти копирайт невозможно, поэтому надо его менять».
Также Шакиров подчёркивает, что копирайт больше служит не для защиты прав автора, а для того чтобы обеспечить заработок посредника: «Несколько лет назад я узнавал: автор книги получал лишь 4% с продаж, музыканты вообще не зарабатывали на продаже дисков — всё уходило издателю, правообладателю».
Источник: secretmag.ru
Постоянно задаваемые вопросы по авторскому праву.
Эта статья – сборник вопросов, которые раз за разом задают юристу в приватном общении. По ходу развития она будет расширяться и дополнятся новыми вопросами и ответами.
Каждая часть статьи имеет одинаковую структуру: вопрос, ответ, ссылки на законодательную базу.
Статья вам должна понравиться. Если есть предложения, пожелания, замечания – с радостью их выслушаю.
Сокращения:
ГК – Гражданский Кодекс
ЦК – Цивільний Кодекс України
МК – Международная Конвенция
ЗУ, ЗБ, ЗРФ – Законы (Украины, Белоруссии, Российской Федерации)
US CL – United States Copyright Law (circular 92)
Что такое авторские права и интеллектуальная собственность?
Интеллектуальная собственность — это объект, созданный при помощи умственной или творческой деятельности, и воплощенный в материальный форме.
Понимание определения упрощается, когда мы перечислим часть объектов, являющиеся интеллектуальной собственностью:
-
— литературные и художественные произведения (сценарии, диздоки, рисунки и 3д модели)
— компьютерные программы
— звуко- и видеозаписи, телетрансляции
— исполнения произведений
— фирменное наименование, торговая марка
— изобретения
— рационализаторское предложение
— выведенные породы животных, сорта растений
Как видно из примеров и определения — компьютерная программа, как и компьютерная игра, сценарий, концепт, дизайн документ, 3д модель, рисунок или даже текстура(!) — все это объекты интеллектуальной собственности, а значит, изначально принадлежат их создателям; и все отношения, связанные с ними, относятся к сфере интеллектуальной собственности.
Авторские права — это более узкое понятие, включающее в себя лишь часть объектов интеллектуальной собственности: литературные и художественные произведения, программы, звуко-, видео- записи, телетрансляции, и т.д..
Создатель, а в случае объектов авторского права – автор – это человек, который создал объект интеллектуальной собственности.
(ст.418, 420,433,425 ЦК України; ст.1225, 1255, 1257, 1259 ГК РФ; §101-102 US CL; ст.2 Бренской МК; ст.5 МК Про Авторское право; ст.3,5,7 ЗБ «Об Авторском праве и смежных правах»)
Как защитить свои авторские права?
Большая часть развитых мировых стран (как и страны СНГ) относит компьютерные программы и приложения к разделу авторского права, потому защищает их точно так же, как литературные и художественные произведения. Исключения из этого списка представляют США, в которых программа считается изобретением и соответственно подлежит патентированию. Из-за того, что в мире не принято единой патентной системы, разработчики США, параллельно с патентованием, применяют и положения авторского права.
Для защиты своих авторских и имущественных прав на программу обычно не нужно никаких формальностей – достаточно просто нанести защитный символ (копирайт) на ее экземпляры и вы защитили свои права!
Копирайт (тот самый защитный символ) состоит из следующих элементов:
Нанесения таких надписей на копию произведения достаточно для того, чтобы защитить свои авторские права. Однако во многих странах существует опциональная возможность регистрации своих прав в государственных органах.
(ч.3,ст.11 ЗУ «Про Авторське право і суміжні права»; ст.9 ЗРФ «Об Авторском праве и смежных правах»; ст.9 ЗБ «Об Авторском праве и смежных правах» §401 US CL)
Каковы мои права? Что даст мне копирайт?
Авторские права – это комплекс разнообразных прав, которые принадлежат автору. Авторские права делятся на две категории – имущественные и не имущественные.
Неимущественные права принадлежат автору навечно и не могут быть отняты у него даже после смерти, к списку этих прав принадлежат:
-
— право на признание вас автором произведения;
— право на указание своего авторства/ или не указывания оного;
— ряд других, в зависимости от каждой страны.
Имущественные авторские права – это те права, которые связанны с распоряжением объектом авторских прав:
-
— право использовать свою программу;
— право разрешать использование созданной программы;
— право на защиту своей программы от посягательств (запрещать неправомерное использование);
— другие имущественные права.
Имущественные права могут быть переданы от автора к другим особам – владельцам имущественных прав на интеллектуальную собственность. Именно с этими правами и связано большинство отношений между разработчиками, работниками, издательствами… Кроме того, срок действия имущественных прав ограничен.
(ст.423-424 ЦК України; ст.1226, 1228-1229 ГК РФ; ст.16 ЗРФ «Об Авторском праве и смежных правах»; ст.15-17 ЗБ «Об Авторском праве и смежных правах»; §106-108 US CL)
Как долго действуют мои права?
Действие копирайта (имущественных прав) не бесконечно и для каждого государства этот срок разный. В Европейских странах, Украине, России и США срок действия копирайта составляет 75 лет после смерти автора; в Белоруссии и Китае — 50. Но в любом случае ваши права исчезнут лишь после вашей смерти. 🙂 Только в неразвитых странах, как Афганистан, копирайт не действует.
Тут важно заметить одну деталь – если вы распространяете программу под псевдонимом, то отсчет сроков начинается не с момента вашей смерти, а с момента первой публикации/обнародования произведения.
(ст.446 ЦК України; ст.27 ЗРФ «Об Авторском праве и смежных правах»; ст.22 ЗБ «Об Авторском праве и смежных правах»; §304 US CL)
Вот тут говорилось про государственную регистрацию авторских прав. Что это за регистрация, и что она мне даст?
Государственная регистрация – это процесс юридического подтверждения факта создания произведения. Хотя это действие и не требуется, являясь опциональным, вы можете им воспользоваться.
Для чего она нужна? Для установления времени создания произведения, как юридического факта. Проведя такую регистрацию, вам будет легче доказать, что вы первым создали произведение и что вы являетесь его автором, в случае, если на вас подадут в суд, оспаривая авторство.
Стоит сказать, что госрегистрация не всегда нужна, и есть альтернативные способы создания юридических доказательств времени создания произведения и авторства. Эта тема достаточно обширна, потому вопрос государственной регистрации авторского права будет рассмотрен в отдельной статье.
Передача имущественных прав. Лицензии и лицензионные договоры – что это такое?
Если автор желает, он может передать или продать свои имущественные права на произведение иным лицам, например издателю.
Передача имущественных прав осуществляется с помощью так называемых лицензионных договоров (лицензий). Лицензионный договор – это документ, с помощью которого правообладатель (автор или иное лицо) передает другому лицу (правопреемнику) часть своих имущественных прав, на определенных условиях.
Лицензия – это стандартный комплект прав, который передается в лицензионном договоре. Это не отдельная какая-то бумажка, а просто термин, показывающий определенный набор передаваемых прав. Так есть лицензии (договора) на передачу исключительных или неисключительных имущественных прав на произведение.
Тут важно не запутаться. Существует ряд типичных лицензионных договоров, которые многие называют лицензиями. Например: BSD License, MIT License, GNU GP License, GNU FD License и другие. Несмотря на то, что их называют лицензиями – на самом деле это типичные лицензионные договоры. Как говорилось лицензия – это комплект прав, передаваемых лицензионным договором, потому слово «лицензия» можно смело заменить на словосочетание «комплект прав».
Так вот, существуют два набора «комплекта прав», для лицензионных договоров: исключительные и неисключительные.
При подписании договора на передачу исключительных прав – вы передаете все имущественные права иной особе. После подписания такого договора Вы не будете иметь право на копирование вашего произведения, продажу уже переданных прав другим лицам!
При передаче неисключительных прав – в договоре оговаривается, что не только тот, кто покупает у вас права, но и вы (а если оговорено – то и другие) могут пользоваться оговоренными правами.
Тема лицензионных договоров очень обширна – фактически Она составляет основу всех отношений в сфере интеллектуальной собственности (Авторского права), потому этому вопросу будут посвящены отдельные статьи.
(ст.1107-111 ЦК України; ст.1233-1239 ГК РФ; ст.25-28 ЗБ «Об Авторском праве и смежных правах»; §201 US CL)
Нужен ли юрист при составлении лицензионного договора?
Многие считают, что получить консультацию по законодательной базе от юриста – достаточно для того, чтобы самому грамотно оформить лицензионный договор. Это не так.
Прочитав законодательство, вы всего лишь узнаете те нормы, какие в этих законах есть, но это вам не даст представления о том, как такие нормы выгоднее применить и какие скрытые возможности в них есть.
Кроме того, важную роль играет опыт – если вы не знаете, как ведутся такие переговоры и каковы их средние условия – обязательно обратитесь к юристу. Дело в том, что издатели часто дают вам стандартный лицензионный договор, не сообщая, что это стандартный договор для новичков. 😉 С юристом вы сможете подписать договор на более выгодных условиях и с большими возможностями для себя. Потратив на юриста 200—300 у.е., в конечном итоге вы можете приобрести +1000—4000 у.е. прибыли, в зависимости от квалификации Юриста в этой области.
Страницы: 1 2 Следующая »
8 декабря 2007 (Обновление: 24 янв 2012)
Источник: gamedev.ru
Библиотека Интернет Индустрии I2R.ru
Объекты интеллектуальной собственности в цифровой форме
Однако преобразование произведений в цифровой формат и их обращение в сетях типа Интернет означает, что имеется возможность быстро сделать дешевые и высококачественные копии и разослать их множеству других лиц по всему миру, не обращая внимания на границы. Более того, оцифрованные произведения легко изменить и даже фальсифицировать, а это свидетельствует о наличии огромной потенциальной угрозы неимущественным правам авторов. Учитывая эти факты, неудивительно, что одной из областей, к которой в первую очередь приковано внимание мирового сообщества, является авторское право.
Cтало возможным как переведение уже существовавших произведений в цифровую форму, так и создание произведений в цифровом формате, т.е. форму, представляющую собой в простейшем случае огромную последовательность чисел (0 и 1) в двоичной системе исчисления. Несмотря на то, что данное явление может рассматриваться, как естественный ход научно-технического прогресса, создание глобальных коммуникационных сетей и массовое распространение персональных компьютеров, и широкого распространения цифровой формы породили для устоявшейся системы авторского права более сложные проблемы, чем те с которыми приходилось сталкиваться на протяжении всей истории его существования. Это связано с тем, что существующее право интеллектуальной собственности ориентировано в основном на аналоговый мир, в то время как цифровая форма имеет ряд основополагающих особенностей:
- Цифровая форма может быть получена практически для любого объекта авторского права или смежных прав;
- Цифровая форма может быть преобразована в аналоговую, воспринимаемую человеком;
- Копирование объектов авторских и смежных прав в цифровой форме требует существенно меньших экономических затрат;
- Копирование объектов авторских и смежных прав в цифровой форме осуществляется без потери качества оригинала или даже копии оригинала произведения;
Цифровая форма объектов авторских и смежных прав является оптимальной для передачи в электронных сетях, что делает возможным существование объектов авторских и смежных прав в цифровой форме не только на стационарных носителях, но и на локальных или сетевых устройствах.
Значение и последствия последнего обстоятельства стали особенно очевидны с внедрением глобальной коммуникационной сети Интернет, с его неисчерпаемыми возможностями передачи и размещения информации и объектов авторского и смежных прав, доступностью множеству пользователей независимо от месторасположения. Указанное обстоятельство, а также тот факт, что большинство государств и мировое сообщество рассматривают глобальную информационную инфраструктуру в качестве одного из средств для экономического, культурного и социального развития, становится очевидным потребность в достижении баланса между новыми техническим возможностями, упрощающими доступ и функционирование информации, в том числе и объектов авторского права и смежных прав в сети и правовыми гарантиями их создателям и иным правообладателям.
К основным объектам авторского права в контексте компьютерных технологий (цифровых форм представления произведений) применительно к литературным, музыкальным, аудиовизуальным и другим произведениям творческого труда, компьютерных программ.
Как известно, авторское право распространяется на произведения науки, литературы и искусства, являющиеся результатом творческой деятельности, независимо от назначения и достоинства произведения, а также от способа его выражения. Иначе говоря, любой продукт творчества независимо от того насколько он корректен, этичен и вообще интересен окружающим, а также каким образом он выражен создателем, попадает под действие и защиту авторского права. Авторское право распространяется как па обнародованные произведения, так и на необнародованные произведения, существующие в какой-либо объективной форме: письменной, устной, звуко- или видеозаписи (например, механической, магнитном, цифровой, оптической), изображения (например, рисунок, эскиз, картина, план, чертеж, кино-, теле-, видео- или фотокадр) и любых других формах выражения.
Помимо широко известных объектов авторского права (литературные, музыкальные, аудиовиальные, фотографические (и аналогичные) произведения, программы для ЭВМ, произведения живописи, скульптуры, графики и дизайна), к объектам авторского права также относятся производные произведения (переводы, обработки, аннотации, рефераты, резюме, обзоры и другие переработки произведении пауки, литературы и искусства) и различные творческие составные произведения (в том числе различные сборники (энциклопедии и антологии). При этом необходимо напомнить, что авторское право не распространяется на идеи, методы, процессы, системы, способы, концепции, принципы, открытия, факты, что впрочем, не мешает защищать эти объекты посредством, например, патентного права, а также не являются объектами авторского права официальные документы (и их официальные переводы), государственные символы и знаки, произведения народного творчества и сообщения о событиях и фактах, имеющие информационный характер. Последнее, пожалуй, является наиболее тонкой категорией, поскольку грань между сообщением и творческим изложением сообщения иногда очень расплывчата. Но я не буду раскрывать подробно изъятия из авторского права, поскольку речь о них пойдет ниже.
В последние годы в области интеллектуальной собственности появились новые объекты и субъекты прав. Возникли новые права, относящиеся к авторскому праву, — от прав, признаваемых за производителями фонограмм и видеографических записей, до специальных прав на базы данных.
Эти новые права свидетельствуют о тревожащих переменах в области прав интеллектуальной собственности, начиная с системы, призванной охранять творческие произведения, и заканчивая системой, склонной охранять инвестиции. Так, производители фонограммы или первой копии кинофильма получили право, близкое к авторскому праву, потому что они сделали вложения в кинопроизводство или изготовление записи. Радиостанциям предоставлены сходные права по той причине, что вещание требует инвестирования. И именно капиталовложениями, неразрывно связанными со сбором информации, обусловлено признание права интеллектуальной собственности за производителями баз данных.
Эти перемены противоречат самим основам права интеллектуальной собственности и — особенно — авторского права, призванного охранять интеллектуального произведения, имея в виду содействие прогрессу в науках и искусстве. Подобные права и особое право производителей баз данных отходят от этих фундаментальных основ, поскольку открыто признается, что основанием для их существования является желание обеспечить через монопольное право отдачу от инвестиций.
В Европе создание нового монопольного права на базы данных опирается на Европейскую директиву 96/9/EC 1996 г., по которой охрана авторского права, распространяющаяся на оригинальную структуру базы данных, дополняется охраной собственно содержания. Фактически, особое право позволяет создателю базы данных запретить поиск и повторное использование входящих в нее материалов в течение 15 лет.
Единственным критерием предоставления охраны является необходимость существенных количественных и качественных инвестиций в получение, проверку или представление содержания базы данных. Таким образом, в рамках особого права «размещение финансовых ресурсов и/или затраты времени, усилий и энергии» заменяет подразумеваемый в авторском праве критерий оригинальности. Следовательно, просто собранной в одном месте информации достаточно, чтобы придать базе данных характер монополии в рамках права интеллектуальной собственности. Судебным и арбитражным органам придется определиться с критерием существенных инвестиций. В любом случае сюда следует включать наем персонала для подготовки базы данных и сбора данных.
Кроме того, следует заметить, что это вновь созданное право, позволяющее его обладателям контролировать и, следовательно, запрещать доступ к самой информации, по существу, предоставляется как бессрочное право, поскольку начальный 15-летний период охраны, начинающийся с даты производства, возобновляется каждый раз, когда в базе данных происходит значительное изменение. Поэтому, достаточно регулярно обновлять базу данных, чтобы продлевать срок охраны на последующие 15 лет.
Оба этих следствия охраны базы данных пагубны главным образом для образовательных и научных отраслей развивающихся стран, поскольку на практике они влекут за собой создание экономических барьеров ко всякому доступу к информации.
Производители баз данных могут применить законные санкции против любого присвоения осуществляемой ими работы по сбору и систематизации данных. Если базы данных содержат в себе оригинальность выбора и структурирования содержания, они, конечно, охраняются авторским правом в соответствии с Европейской директивой 1996 г., Договором ВОИС по авторскому праву и Соглашением ТРИПС.
Кроме того, общее право предлагает определенные средства возмещения через закон, защищающий от недобросовестной конкуренции. Вопрос об использовании закона о недобросовестной конкуренции как системы охраны баз данных обсуждался при разработке Европейской директивы 1996 г. Оригинальная идея фактически заключалась в том, чтобы использовать закон о недобросовестной конкуренции для пресечения присваивания усилий и инвестиций со стороны создателя базы данных. Это решение основывается на теории паразитической конкуренции, которая рассматривает как недобросовестный тот факт, что конкуренты могут избавить себя от денежных хлопот, дословно скопировав произведение другого человека и получив тем самым незаконное преимущество в конкурентной борьбе. Достоинство такого выбора заключается в том, что он ограничивает возможности законных действий в случаях буквального и систематического копирования результатов труда создателя базы данных и, кроме того, дает право предпринимать законные действия только против конкурентов (в отличие от пользователей). Таким образом, эта система избегает риска монополизации информации.
В статье использованы материалы:
- Готцен Ф. Международная правовая охрана нетворческих баз данных (Copyright, Vol. XXXV, No. 2, 2001 ) // http://copyright.iile.ru/bullet/02_2001/3_2.html
- Директива n° 96/9 от 11 марта 1996 г. о юридической охране баз данных.
- Северин Дюсолье, Ив Пулье, Мирей Бюйден. Авторское право и доступ к информации в цифровой среде // http://copyright.iile.ru/bullet/02_2001/2_2.html
- Strowel, Droit d’auteur et Copyright, Bruylant, 1993, pp. 256 et seq.
- M. Buydens. La protection de la quasi-creation, Bruylant, Brussels, 1993.
- Судариков С. Технические меры защиты авторского права и смежных прав. // Интеллектуальная собственность. 2001. №8. С.44
Материалы по теме:
- Защита авторских прав в цифровой среде
- Исключения или ограничения по авторскому праву
- Наполнение сайта и авторское право
- Воруют умышленно или по привычке?
- Дизайн и плагиат
- Курьезы интернет-клонирования
- Полет плагиатора
- Сайты-двойники: воровать – так уж целиком
- Google и Yahoo обвиняются в воровстве новостей
- Идентификация информации
Источник: www.i2r.ru