С 1 сентября 2023 года во всех российских школах (в том числе в частных) введут единые образовательные программы (ФООП), а для ряда предметов Минпросвещения закажет новые, единые учебники. Читатели Педсовета отнеслись к новшеству неоднозначно: по результатам опроса , 60 процентов его одобряют, а 40 процентов, наоборот, считают, что ФООП создадут очередные трудности для учителей. Редакция узнала у школьных администраторов, как они оценивают грядущие изменения и их влияние на жизнь частных и государственных школ.
Ольга Вихрова, директор Ольгинской гимназии, г. Псков.
На данный момент сложно определить, как ФООП повлияют на работу школ. Конкретных проектов программ нет. К тому же закон оставляет за школами право на разработку авторских программ. Остаётся вопрос о том, каким образом это реализуют. Например, как федеральный план воспитательной работы будет учитывать специфику регионов.
Но однозначно можно говорить о том, что увеличится нагрузка на педагогов и административный состав. Ведь только в этом году были разработаны новые программы под обновленный ФГОС НОО и ООО, необходимо создать документы под последние модификации ФГОС СОО. А это три основные образовательные программы в учреждениях.
ЧИСТКА — САМАЯ МОЩНАЯ ОТ ЛЮБЫХ НЕГАТИВНЫХ ПРОГРАММ .ЗАЩИТА СЕРАФИМ И ХЕРУВИМ. ОТ КАССАНДРЫ.
Новые изменения повлекут за собой новые правки. Заместители директоров по учебной работе объективно не успевают править документы под новые законы, и это абсолютно точно коснется как государственных и муниципальных школ, так и частных.
Частным школам не нужно бояться единого образовательного стандарта. Возможность сделать образование качественнее, сильнее и интереснее все равно останется — за счёт внеурочной деятельности, современных методик и талантливых педагогов.
Светлана Подъянова, директор и основатель детского сада и школы «Талантвилль»
Официально мы не частная школа, а клуб. Поэтому, думаю, в ближайшем будущем этот закон на нас не скажется. Мы учили и будем учить детей по тем пособиям, по каким считаем нужным.
А вот сдавать экзамены и зачёты детям будет необходимо по тем самым единым программам. Математика — она и есть математика, падежи и запятые по русскому тоже везде одинаковы, а вот гуманитарные науки — уже другое. Конечно, адекватному ребёнку всегда можно сказать: слушай, это неоднозначно, но в тесте надо написать так.
В общем, учителям придётся непросто. Свободы нет, креатива нет, руки связаны — здравствуй, выгорание. Администрации школ тоже будет нелегко: удерживать кадры станет еще сложнее, творческие люди будут уходить.
Задача частной школы — учитывать интересы учеников, их склонности, удовлетворить их образовательные потребности. И я думаю, что тенденция ухода детей из государственных школ в ближайшее время будет усиливаться. Не только в частные школы, но и на другие формы обучения — заочное, семейное и т. д.
Игорь Масленников, замдиректора по IT в одной из школ Екатеринбурга
Почему ФООП — это хорошо? В первую очередь, снижаются риски при проверках. Но только если программа единая, по принципу «берем и работаем», без доработок на местах. Во-вторых, это сэкономит время педагогам, а детям облегчит переход из одной школы в другую.
Глубокий разбор негативных программ и установок, скрытых в твоем подсознании
Пострадает ли от этого учитель? Вряд ли. Все, что он хочет реализовать в своей работе, можно сделать в формате внеурочной деятельности, углублённых курсов, которые не затронуты ФООП.
Почему ФООП вызывают опасения? Во-первых, из-за спешки, с которой они вводятся. Сначала обновленные ФГОСы, запущенные с 1 сентября при отсутствии учебников, теперь — ФООП, которые, видимо, так же будут запущены без учебников. При этом изменения здесь более масштабные и касаются уже не 1 и 5 классов, а практически всей школу с 1 по 9 класс.
Ради чего это нужно делать настолько срочно? Если запуск реально будет 1 сентября 2023 года, это приведет к очередному переписыванию программ посреди учебного года. «Спасибо» за это точно никто не скажет. Даже если будут готовые программы, которые только «взять», их нужно интегрировать в ООП школы.
Разработать ФООП качественно и быстро — непростая задача. Возможно, эта работа велась уже давно? Была ли проведена, планируется ли апробация? На эти вопросы пока ответов нет.
Что будет с частными школами? Повлияют ли ФООП на качество и разнообразие частного образования? Маловероятно. Повторюсь, никто не запрещает реализовывать желаемые траектории через дополнительные курсы, внеурочную деятельность. Именно частные школы в этом вопросе более свободны, а ФООП регулируют лишь часть предметов.
Система образования мастерски научилась писать то, что от нее требуют, при этом продолжая работать без существенных изменений. Когда закрывается дверь кабинета, то, что происходит за ней, контролю не поддается. Если ФООП будут приняты педагогическим сообществом — их будут реализовывать. Если этого не случится — останутся на бумаге, как многие другие инициативы, которые не нашли отклика в сердцах учителей.
Подготовила: Татьяна Вержановская
Источник: dzen.ru
К негативным сторонам единой программы относятся
ВОЕННОЕ ПРАВО
Юридические консультации. Судебная практика. Вопросы, ответы и комментарии.
АРМИЯ РОССИИ
СМИ «Обозник». История армии, тыла ВС РФ. Права и обязанности военнослужащих
Положительные и отрицательные аспекты цифровизации образования: взгляд педагога
#образование #цифровизация #обучение
Рассмотрены положительные и отрицательные стороны процесса цифровизации образования. Особое внимание уделено отрицательным сторонам, поскольку они приводят к возникновению рисков, негативно влияющих на развитие как самой системы образования, так и на человека, общество, экономику. Рассмотрены возможные пути решения выявленных проблем и рисков цифровизации образования. Ключевые слова: цифровизация образования; качество; дистанционные образовательные технологии; электронное обучение; риски; возможности.
В мире происходят стремительные изменения, связанные с научно-техническим прогрессом, влияющим на все сферы хозяйственной деятельности [5]. Процесс цифровизации относится к научно-техническим преобразованиям. Образование — одна из сфер, для которой необходим, важен процесс цифровизации [9], который должен внедряться настолько своевременно, насколько это востребовано происходящими в обществе изменениями, во всей экономической системе как на государственном уровне, так и на мировом. Как любая инновация, процесс цифровизации системы образования имеет плюсы, минусы, возможности и риски [1; 10].
Положительные стороны способствуют развитию, в то время как отрицательные моменты, или риски необходимо контролировать, сводить к минимуму или вовсе не допускать, т.е. управлять ими. Положительные стороны цифровизации — это, в первую очередь, доступность образования, которую провозглашают федеральные документы [7], определяемая доступом к учебным и учебно-методическим материалам, поиску необходимой учебной, научной и др. информации, образовательным программам; возможность выстраивания индивидуального плана освоения образовательных программ обучающимися [10]; возможность удаленной работы, самостоятельность, основанная прежде всего стремлением к знаниям, необходимостью освоения конкретных учебных модулей или нужных дисциплин, в том числе вырабатывающая твердость характера и прочие качества специалиста. Важной положительной стороной цифровизации является избавление от большого объема бумажных носителей разного рода информации (учебных изданий, книг, тетрадей, документов и т. п.) и их замена на электронные, что приводит к экономии ресурсов.
Положительным можно считать некоторое упрощение работы преподавателей с обучающимися, хотя в процессе адаптации к цифровизации упрощение еще не настолько значительно. Некоторые считают, что стоимость обучения при дистанционной и электронной формах меньше, хотя в настоящем времени данный вопрос представляется спорным. Следует сказать, что в условиях возникшей пандемии (COVID–19) у многих студентов возник вопрос о снижении стоимости обучения (очной формы). Но, во-первых, данная мера (перевод на дистанционную работу) является вынужденной для вузов, а у преподавателей ввиду резкого перехода на дистант объем работы только увеличился, в связи с чем, стоимость обучения не может быть снижена, по крайней мере, в ближайшем будущем. ВШЭ проведено исследование реакции обучающихся при переходе на дистанционную форму обучения, где исследованы вопросы стоимости обучения [8].
Возможно в процессе развития и внедрения новых форм обучения, накопленного опыта реализации образовательных программ в условиях цифровизации стоимость обучения станет существенно ниже. Отрицательные стороны, риски цифровизации образования следует рассмотреть подробнее, поскольку они оказывают негативное влияние на функционирование и развитие системы образования, результат освоения образовательных программ обучающимися, функционал других участников образовательного процесса и т. п. Поставленный вопрос рассматривается автором с точки зрения педагога, работающего в системе высшего образования. К недостаткам электронного образования можно отнести в первую очередь риск получения отрицательного результата, поскольку в настоящее время опыт онлайнобразования, электронного и дистанционного формата обучения пока еще недостаточный, в том числе нет возможности сравнения с чем-то подобным для анализа сложившейся ситуации.
Автором было выполнено исследование процесса цифровизации системы профессионального образования в регионе на основе статистических показателей (применения дистанционных технологий, электронного обучения), где было выявлено низкое число образовательных программ вузов и СПО, применяющих данные новые технологии в обучении [3, с. 283–291]. При внедрении новейших форм обучения (поскольку дистанционное и электронное обучение в большей мере применяется для заочной формы и в вузах на сегодняшний день имеется некоторый опыт), важным вопросом является качество подготовки специалистов [см., например, 10], который еще следует изучать, анализировать и внедрять мероприятия по его повышению. К явным недостаткам можно отнести «сухой характер» новых форм обучения, который обычно носят электронные версии учебников, пособий, книг и других учебных материалов. Следует сказать, что в условиях развития инноваций, наоборот, требуются люди (специалисты) с креативным, неординарным мышлением. Обучение, образование и воспитание реализуется через общение преподаватели и обучающихся, а компьютер, электронный носитель информации не имеет функции воспитания и образования.
К тому же слово является только источником информации и подавляющее большинство слов (в русском языке — особенно!) носит многозначный характер. Человек эмоционален и, находясь в аудитории (на лекции, семинаре и т. п.), восприятие (вербальное и невербальное) преподаваемого лектором материала имеет важное значение [6].
К тому же в аудитории у обучающегося всегда есть возможность задать лектору вопрос, уточнить что-либо, что, несомненно, дает студенту определенную степень уверенности в усвоении новых знаний. При самостоятельном изучении учебного материала с электронных носителей подобных условий нет.
Возможность задать вопрос имеется, но в электронном виде и обучающемуся потребуется некоторое время на получение ответа на поставленный вопрос. В подобных условиях творчество, креативность обучающегося скорее всего будет заметно снижена. Таким образом, при сведении творчества к низкому уровню произойдет снижение умственной активности обучающихся, что по сути мы (преподаватели и не только) уже можем наблюдать в настоящее время. Современному студенту нет нужды над чем-то задумываться, размышлять, самостоятельно добывать информацию, поскольку у него в руках всегда есть средство для доступа в Интернет, где по запросу можно найти необходимые сведения, в том числе и готовый ответ на поставленный вопрос.
Это приводит к еще большему ослаблению мышления, что для развития личности и формирования определенных компетенций специалиста имеет только отрицательный результат. Еще одной негативной стороной цифровизации можно назвать снижение социализации в обществе в результате внедрения информационной системы.
Что также влияет на развитие личности в процессе общения, обмена мнениями, взаимодействии. Далее следует сказать о проблеме физического развития, где в первую очередь изменяются в сторону ухудшения зрение и мелкая моторика. Можно полагать, что данную проблему возможно решить за счет развития технологий, в результате развития которых безопасность технических средств может быть доведена до высокого уровня. Но, тем не менее, влияние на физиологическое состояние организма человека, строение его костной системы, суставов и мышц пока видится только как отрицательное.
Отрицательной стороной является возможность абсолютного контроля как обучающихся, так и их родителей, педагогов. Следствием абсолютного контроля становится тотальный контроль общества, что заметно скажется на самостоятельности обучающегося, а, следовательно, и на его творчестве, креативности и других качествах.
В условиях широкого внедрения цифровизации изменится и функция преподавателя. Преподаватель станет в большей степени консультантом, тьютором, контролером выполнения заданий и т. п. [1]. То есть деятельность преподавателя станет более упрощенной, «обездушенной». Многие функции преподавателей и других профессионалов смогут заменить роботы и виртуальные системы, что само по себе в настоящее время является проблемой, пока не имеющей решения.
Приведенные выше отрицательные стороны, риски цифровизации образования не исчерпаны, поскольку процесс цифровизации начался относительно недавно и оценить все отрицательные стороны новой — цифровой — системы образования будет возможно только спустя некоторое время (десятилетия). Названные отрицательные стороны, риски, следствия во многом относятся к изменениям физиологического состояния человека, но данное его состояние (человека, а в целом и общества) приводит и будет приводить к негативным экономическим аспектам.
В современных условиях появилось новейшее научное направление — социоэкономика, которое имеет, с одной стороны, экономическую основу, с другой — социальную. Исследования специалистов в сфере социоэкономики свидетельствуют о том, что социальные начала имеют порой гораздо большую значимость в хозяйственной деятельности, чем экономические [4; 11; 12].
По их мнению, одно без другого в условиях новой экономики существовать не может, т.е. экономика и общество являются взаимообусловленными. Представленные автором вопросы являются проблемными, над которыми следует задуматься и искать ответы уже сейчас, применяя креативность и творческий подход. В качестве ответа на некоторые вопросы в сфере рисков и проблем цифровизации образования сегодня можно привести, например, предложенную А.А. Вербицким «психолого-педагогическую теорию контекстного образования» [1].
Многие специалисты, педагогические работники определяют низкую результативность единого государственного экзамена и предлагают вместо него вернуть прежнюю форму проверки итоговых знаний будущих абитуриентов. Это, по мнению специалистов, будет способствовать формированию фундаментальных знаний обучающихся, позволяющих развиваться таким чертам как креативность, творчество, самостоятельность. В настоящее время российские специалисты имеют хорошую возможность сравнить качество знаний выпускников советской средней общеобразовательной школы и современной, где знания современных школьников, в последствии студентов, оставляют желать лучшего. И еще важный аспект: российская система образования модернизируется в основном по «западному образцу», когда для нашей страны собственная система образования имеет хорошие шансы для развития, генерации новых идей в условиях перехода к новому технологическому укладу [2].
Библиографический список 1. Вербицкий А.А. Цифровое обучение: проблемы, риски и перспективы // Homo Cyberus. 2019. №1(6). 2. Глазьев С.Ю. Экономика будущего. Есть ли у России шанс?
М.: Книжный мир, 2016. 3. Ефимова Е.Г. Пространственная организация региональной системы профессионального образования: дис. … канд. экон. наук. Екатеринбург, 2019. 4. Задорожный Г.В. О методологических основаниях познания и становления социальной экономики // Соціоекономіка: зб. наук. пр. Донецьк: ІЕП НАНУ, 2010.
5. Никулина Т.В., Стариченко Е.Б. Информатизация и цифровизация образования: понятия, технологии, управление // Педагогическое образование в России. 2018. №8. С. 107–113. 6. Пиз А. Язык телодвижений. Как читать мысли других по их жестам. М.: Ай Кью, 1992.
7. Постановление Правительства РФ от 26 декабря 2017 г. №1642 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие образования». 8. Тенденции развития электронного образования в России и за рубежом: I Междунар. науч.-практ. конф. (Екатеринбург, 14 мая 2019 г.). URL: https://ino-online.usue.ru/public/land/ connectToWebinar.php.
9. Трудности и перспективы цифровой трансформации образования: Сер. колл. монографий / под ред. А.Ю. Уварова, И.Д. Фрумина. М.: ИД Высшей школы экономики, 2019. 10. Устюжанина Е.В., Евсюков С.Г. Цифровизация образовательной среды: возможности и угрозы // Вестник РЭА им. Г.В.
Плеханова. 2018. №1(97). 11. Шабанова М.А. Социоэкономика: от парадигмы к новой науке // Общественные науки и современность.
2006. №1. 12. Этциони А. Социоэкономика: дальнейшие шаги (1991) / пер. М.С. Добряковой // Экономическая социология.
2002. Т. 3. №1. С. 65–71.
Е.Г. Ефимова
Уральский государственный экономический университет (Екатеринбург)
Другие новости и статьи
Запись создана: Суббота, 8 Май 2021 в 11:13 и находится в рубриках Новости, Тыл: образование и наука, Управление тылом.
Источник: www.oboznik.ru
Отрицательные эффекты единого государственного экзамена (ЕГЭ)
Рис. 3. ОГЭ по математике. Распределение участников экзамена по набранным первичным баллам[38].
На рис. 4. обращает на себя также внимание, помимо упомянутых вопросов асимметрии и шкалирования, фактическая неработоспособность левой части шкалы[39].
Рис. 4. ОГЭ по русскому языку. Распределение участников экзамена
по набранным первичным баллам[40].
Многие проблемы российского ЕГЭ можно было бы снять, если задуматься о мифических и реальных смыслах попыток дальнейшего проведения ЕГЭ. Пользы от него сейчас уже нет, зато есть возрастающие госрасходы и амбиции тех руководителей, кто его проводит. Естественно возникает вопрос о нецелесообразности и вредности дальнейшего проведения этого экзамена.
Сui prodest (лат.) – Кому выгодно?
Можно поставить ещё один вопрос – кому выгодно проведение такого некачественного и затратного ЕГЭ?
Этот вопрос — перевод с латинского. Как свидетельствует научный словарь[41], автор вопроса — знаменитый римский юрист Кассиан Лонгин Равилла (I в до н.э.). Вопрос стал широко известным благодаря речи «В защиту Милона», произнесенной римским государственным деятелем, писателем и оратором Цицероном (Марк Туллий Цицерон, 106 — 43 до н. э.). Смысл вопроса: во всяком преступлении, запутанном деле, хитросплетении интриг и прочем всегда надо искать того (тех), кому выгодна сложившаяся ситуация[42].
На ум пока приходит только один ответ: только тем, кто получает за это большие деньги. Насколько это мнение правдоподобно – покажет время и дальнейший анализ проблемы другими исследователями.
Заключение
Приведённые в статье аргументы и факты показывают, что у ЕГЭ нет позитивных результатов. Вместо этого у него начали проявляться латентные, а теперь и зримые разрушительные эффекты.
Сейчас он выгоден только тем, кто получил доступ к бюджетным средствам на его проведение. Если бы они проводили этот экзамен за свои деньги, то уже давно бы занялись новыми образовательными технологиями, в которых для ЕГЭ места нет. Не будет, соответственно и упомянутых расходов.
Если власти по известным им соображениям захотят всё же ЕГЭ оставить, то тогда желательно провести независимую экспертизу всех полученных результатов, внести в методику неизбежные исправления, сделать ЕГЭ добровольным, и сдавать его за небольшую плату, порядка 150 рублей. Кому он понадобится – пусть сдают. Но это станет уже не ЕГЭ, а ЦТ.
Что вместо ЕГЭ
ЕГЭ в его нынешнем виде фактически отвлекает руководство страны от решения двух самых актуальных социальных проблем российского государства.
Первая проблема – это создание российской системы профессионального отбора кадров[43] по множеству профессий и уровней развития кадрового потенциала страны. Из-за псевдонаучных и бизнес-проектов типа ЕГЭ, проблема профессионального отбора не получала раньше, и не получает сейчас должного развития. Ни теоретического, ни практического.
Вторая проблема, связанная с первой, но ещё более значимая и масштабная – это развитие человеческого капитала[44]. Она ключевая для выживания России в условиях осложняющихся международных отношений, проблем с развитием экономики и нехваткой ресурсов для создания по всей стране сети новых образовательных организаций, способных приумножить человеческий капитал РФ.
На фоне этих двух проблем, проведение ЕГЭ в его нынешнем виде представляется избыточным и затратным.
[1] Аванесов В.С. Централизованное тестирование лучше ЕГЭ. Доклад на Всероссийской научно-методической конференции «Развитие тестовых технологий в России», М.: 21-22 ноября 2002г. с.71-73. Опубликовано в газете «Новости образования», №26-27, 2002, с.3, а также на сайте автора http://testolog.narod.ru
[2] Аванесов В.С. «Единый государственный экзамен» или «Это вещь будет посильнее Фауста Гёте». Опубликовано в «Учительской газете» №49, 28 ноября 2000г. http://www.ug.ru/00.49/t25.htm
[3] Вадим Аванесов. Педагогические измерения качества работы вузов.
[4] Сдают ли ЕГЭ в других странах?
[5] А. В. Иванов. ЕГЭ или образование — третьего не дано. https://www.youtube.com/watch?v=IIjJNfaQUKU
[6] Загвязинский В.И. О барьерах на пути возрождения отечественного образования. Образование и наука. 2016. № 8 (137).
[9] Абрамов А.М. Требуем продолжения дискуссии. http://expert.ru/2012/10/23/trebuem-prodolzheniem-diskussii/
[10] Александр Абрамов. Наша болезнь — тотальный непрофессионализм. http://www.ug.ru/insight/292
[11] Елена Герасимова. Вера в ЕГЭ пошатнулась. http://www.ng.ru/education/2016-11-29/10_6871_ege.html?print=Y
[14] Сколько стоит ЕГЭ и поступление в вуз: сегодня и 10 лет назад? https://www.ucheba.ru/article/5786#
[15] Это, сравнительно с ЕГЭ, новый канал поступления в вузы. Примечание автора.
[16] Выделение и курсив — В.С. Аванесова
[19] Сколько стоит ЕГЭ и поступление в вуз: сегодня и 10 лет назад. https://www.ucheba.ru/article/5786#
[20] Пример коррупционных объявлений, появившихся в Интернет. Я поступила на бюджет — ещё до ЕГЭ! Гарантированное поступление на бюджет по олимпиаде. Поступи в любой ВУЗ без ЕГЭ! поступи-в-вуз. РФ
[22] Александр Иванов — ЕГЭ как механизм разрушения сознания. https://www.youtube.com/watch?v=tClM10PVxaA
[23] Результаты госэкзамена больше не учитываются при формировании рейтинга школ.
Источник: viperson.ru